Гуманистический прогресс. Понятие прогресса и регресса. Гуманистические критерии прогресса

1 курс. Билет 7. вопрос 1. Понятие общественного прогресса.

1. Различные взгляды на направленность общественного развития

1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.

1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.

Разум, который затем не может решить априори, суждение должно вступить в игру и чередовать его взгляды, чтобы найти лучший вариант. Фактически, это толкование восходит к Паскалю, для которого скептицизм может быть лишь своего рода мгновенным безумием. «Апология де Рэймонд Себонд», самая длинная глава «Очерков», несет признак интеллектуального отчаяния, которому Монтень удается избавиться от других. Но другая интерпретация скептицизма формулирует его как стратегию, используемую для утешения «фидеизма»: поскольку разум неспособен продемонстрировать религиозные догмы, мы должны полагаться на духовное откровение и веру.

1.3. Французские просветители - непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Парадигма фидеизма, слово, которое Монтень не использует, было поставлено Ричардом Попкин в «Истории скептицизма». Монтень появляется здесь как отец-основатель Контрреформации, будучи лидером «Нуво-Пирронианс», для которого скептицизм используется как средство для достижения цели, то есть нейтрализовать хватку, которую когда-то придерживалась философия.

Обе стороны шкалы никогда не могут быть идеально сбалансированы, поскольку разум всегда подсказывает масштаб в пользу настоящего. Этот дисбаланс подрывает ключевой механизм изостении, равенство силы двух противоположных аргументов. Поскольку приостановление судебного решения не может произойти «случайно», как это хотел бы Секст Эмпирик, решение должно воздерживаться от его согласия. Через них он неоднократно узнавал, что рациональные проявления обманчивы. В большинстве глав Эссе Монтень время от времени меняет свое мнение: эти неожиданные сдвиги перспективы призваны избежать приверженности и решать этот вопрос с другой точки зрения.

2. Понятие прогресса и регресса.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) - тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Регресс (от лат. regressus - обратное движение) - тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Для того, чтобы работать, каждая шкала суждений должна быть нагружена. например, Монтень относится к разным моральным авторитетам, один из которых является обычаем и другой причиной. В отношении всех форм догматизма Монтень возвращает моральную жизнь своему оригинальному разнообразию и присущей ему тревоге. Мы находим два чтения Монтень как скептика. Первый сосредоточен на полемических, отрицательных аргументах, сделанных из Секста Эмпирика, в конце «Извинения». Этот жесткий скептицизм рисует картину человека как «униженного».

Его цель состоит в том, чтобы бороться с притязаниями разума и уничтожать человеческие знания. «Истина», «бытие» и «справедливость» одинаково уволены как недостижимые. Сомнение предвещает здесь Декарта Размышления о проблеме реальности внешнего мира. Отклонив объективную ценность своих представлений, Монтень создал бы долговременную проблему «солипсизма». Тем не менее мы замечаем, что он не подвергает сомнению реальность вещей - за исключением иногда в самом конце «Апологии», - но ценность мнений и людей.

3. Традиционные критерии прогресса:

Развитие человеческого разума

Совершенствование нравственности людей

Прогресс науки и техники

Развитие производительных сил, включая самого человека

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

4. Относительность прогресса : Есть области, к которым понятие прогресса не применимо

Второе чтение его скептицизма говорит о том, что вероятность Цицерона имеет гораздо большее значение для формирования скептического содержания Эссе. Монтень усваивает мнения, в соответствии с тем, что кажется ему истинным, не считая его абсолютно истинным. Он настаивает на диалогическом характере мысли, ссылаясь на Сократ: способ вести дискуссию: «Т он возглавляет диалоги Платона, Сократ, всегда задает вопросы и разжигает дискуссию, никогда не заканчивая, никогда не удовлетворяя». Суждение должно определять наиболее убедительное положение или, по крайней мере, определять сильные и слабые стороны каждой позиции.

5. Противоречивость прогресса : совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

6. Гуманистические критерии прогресса:

Средняя продолжительность жизни человека,

Детская и материнская смертность, состояние здоровья,

Простое уклонение от правды было бы слишком догматичным положением; но если абсолютная истина отсутствует, у нас все еще есть возможность сбалансировать мнения. У нас достаточно ресурсов, чтобы оценить различные полномочия, с которыми нам приходится иметь дело в обычной жизни. Учение Монтенья - это упражнение «естественного суждения», а это означает, что суждение не нуждается в каком-либо принципе или каком-либо правиле в качестве предпосылки. Таким образом, многие аспекты мышления Монтенья могут рассматриваться как скептические, хотя они не использовались ради скептицизма.

Уровень образования,

Развитие различных сфер культуры,

Чувство удовлетворенности жизнью,

Степень соблюдения прав человека,

Отношение к природе и др.

Билет 7. вопрос 2. политический статус личности.

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Например, когда Монтень ставит вопрос о сомнении в качестве хорошего начала в образовании, он понимает сомнения как часть процесса формирования суждения. Этот процесс должен привести к мудрости, характеризуемой как «всегда радостная». Скептицизм Монтень не является отчаянным. Напротив, он предлагает читателю нечто вроде ликования, которое опирается на скромное, но эффективное удовольствие от увольнения знаний, тем самым освобождая место для осуществления своих естественных способностей.

В современном обществознании

Ренессанс-мыслители сильно ощущали необходимость пересмотреть свой дискурс о человеке. Но никто не акцентировал эту необходимость больше, чем Монтень: то, что он искал, когда читал историков или путешественников, таких как история Индии Лопеса де Гомары, было самым большим разнообразием верований и обычаев, которые обогатили бы его образ человека. Эллинистический мудрец, ни христианский святой, ни ренессансный ученый не являются неоспоримыми моделями в эссе. Вместо этого Монтень рассматривает настоящих мужчин, которые являются результатом обычаев.

Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Здесь они живут на человеческой плоти, там это акт благочестия убить своего отца в определенном возрасте. Важность обычая играет полемическую роль: наряду с скептицизмом, силой воображения или Фортуны, это способствует девальвации разума и воли. Он должен разрушить нашу спонтанную уверенность в том, что мы знаем правду и что мы живем согласно справедливости. Понятие абсолютной истины, применяемое к человеческим вопросам, лишает понимания и наносит ущерб обществу. При дальнейшем отражении условные обычаи влияют на все: «Короче говоря, к моему мышлению, нет ничего, что обычай не будет или не может сделать».

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:

Монтень называет это «Цирцевым напитком». Таможня - это своего рода ведьма, чье заклинание, среди других эффектов, бросает моральную иллюзию. Законы совести, которые, как мы говорим, рождаются от природы, рождаются обычаем. Каждый человек, удерживая во внутреннем почитании мнения и поведение, одобренные и принятые вокруг него, подчиняется обычаю во всех своих действиях и мыслях. Сила обычая, действительно, не только ведет человека к его поведению, но и убеждает его в его легитимности. преступление для одного человека станет нормальным для другого.

1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

Через столетие Дэвид Хьюм будет настаивать на том, что сила обычая все сильнее, особенно потому, что мы не осознаем этого. Что мы должны делать, если наша причина настолько гибкая, что она «изменяется с двумя степенями возвышения к полюсу», как это делает Паскаль? Для мыслителя Янсениста существует только одна альтернатива, вера в Иисуса Христа. Однако это сложнее в случае Монтень.

Пользовательский захват настолько силен, что сомневается в том, можем ли мы в состоянии осознать это и избавиться от его власти. Монтень был провозглашен Клодом Леви-Штраусом как прародителем гуманитарных наук и пионером культурного релятивизма. Однако Монтень не желал полностью предаваться релятивизму. Суждение на первый взгляд не может остановить релятивистский дискурс, но он не остается без средств защиты, когда сталкивается с силой обычая. Упражнение мысли - это первый противовес, который мы можем использовать, например, при критике существующего закона.

3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;

4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;

Таможня не является всемогущей, поскольку их авторитет может отражаться, оцениваться или оспариваться индивидуальным суждением. Сравнительный метод также может быть применен к освобождению суждения: хотя он не имеет универсального стандарта, мы тем не менее можем отступить от конкретных обычаев, по факту их сравнения. Таким образом, Монтень сравнивает нагревание или циркуляцию между людьми. Более трагическим образом он осуждает фанатизм и жестокость, проявляемую христианами друг против друга во время гражданских войн во Франции, в сравнении с людоедством: «Я думаю, что есть больше варварства в том, чтобы есть человека живым, чем есть его мертвым, и в раздирании пытками и стойкой тело, все еще полное чувств».

5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

Значение слова «варварство»относится не только к культуре или точке зрения, поскольку существуют степени варварства. Передавая суждение о людоедах, Монтень также говорит: «Таким образом, мы можем называть этих людей варварами по отношению к правилам разума, но не по отношению к себе, которые превосходят их в каждом виде варварства». Суждение по-прежнему наделено возможность постулирования универсальных стандартов, таких как «разум» или «природа», которые помогают при оценке действий и поведения. Хотя Монтень утверждает в «Апологии», что истинная причина и истинная справедливость известны только Богом, он утверждает в других главах, что эти стандарты как-то доступны человеку, поскольку они позволяют суждению рассматривать обычаи как особые и условные правила.

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

Подходы к рассмотрению процессов развития общества

Чтобы критиковать изменчивого и относительного, мы должны предположить, что наш суд все еще способен «вернуть вещи к истине и разуму». Человек повсюду порабощен обычаем, но это не значит, что мы должны принять ошеломление нашего разума. Монтень разрабатывает педагогику, основанную на практике самого суждения. Задача ученика состоит не в том, чтобы повторить то, что сказал мастер, а по заданному вопросу, чтобы противостоять его суждению с помощью мастера. Более того, релятивистские чтения Эссе вынуждены игнорировать некоторые отрывки, которые несут более рационалистический тон. «Сильный ущерб, нанесенный обычаем», безусловно, не является похвалой обычаю, а приглашением убежать от него.

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Точно так же, как зелье Цирце превратило мужчин в свиней, обычай превращает их разум в глупость. В самых сложных случаях критическое использование суждения Монтень направлено на то, чтобы дать «хороший хлыст обычной сумасбродности суждения». Во многих других местах Монтень может похвастаться тем, что он способен противостоять вульгарному мнению. Независимость мышления, наряду с ясными - доброта и доброта - первые достоинства, которые должен приобрести молодой джентльмен.

Наследие Монтень на Шарроне и Декарте

Пьер Шаррон был другом и официальным наследником Монтень. Его работа теперь обычно отвергается как догматическое искажение мысли Монтенья. Историческое влияние Монтенья должно считаться через призму этого посредничества. Более того, чтение Чаррона не просто ошибочно.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

Много лет являясь членом областной экспертной группы по обществознанию, при проверке эссе сталкиваюсь с такой проблемой: большинство выпускников не могут обосновать тот или иной тезис какими - либо примерами. Казалось бы, сегодня через каждого человека проходят гигантские информационные потоки: интернет, телевидение, книги, газеты, учебник — вот неполный перечень источников, откуда можно черпать материал для эссе. Но здесь-то и кроется противоречие: между огромным объемом информации и неспособностью ее критического осмысления, отбора, классификации, в том числе, при написании эссе. То есть, не незнание, а именно неспособность применить имеющиеся знания для обоснования собственной позиции. Что можно сделать в этой ситуации?


Некоторое время назад в интернете мне попалось на глаза пособие: В. Н. Александров, О. И. Александрова. Русский язык. Энциклопедия аргументов. - 2007. Все интересующиеся скачать пособие могут . Авторы попытались систематизировать проблемы, которые ставятся перед выпускниками при написании сочинения по русскому языку, и предложили коллекцию высказываний, тезисов, аргументов по этим проблемам. Именно это пособие стало моим вдохновителем — захотелось создать что-то подобное по обществознанию. Т.к. это дело не одного дня, решила создавать свою энциклопедию постепенно, опираясь на конкретные проблемы, которые можно поставить в рамках той или иной базовой науки. Возможно, когда-нибудь, я смогу обобщить все это в рамках целостной работы. Структуру изложения во многом позаимствовала из указанного пособия (как и некоторые примеры — все же есть общее в проблематике эссе по разным дисциплинам), лишь слегка изменив ее под потребности эссе по обществознанию.

Базовая наука «Философия».

Проблема:

    противоречивость общественного прогресса

Утверждающие тезисы.

    Прогресс человечества выглядит не как восходящая линия, а как ломаная кривая: подъемы сменяются спадами, периоды позитивных сдвигов сменяются попятными движениями, расцвет — упадком, революция — контрреволюцией, за реформами следуют контрреформы.

    Отдельные изменения, происходящие в обществе могут быть разнонаправлеными, прогрессивные изменения в одной сфере могут сопровождаться регрессом в другой.

    Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

    Ускоренный прогресс нередко опачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Темы эссе.

  • Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое. (Л.Левинсон)
  • Прогресс – отец проблем. (Г. Честертон)
  • Революции – варварский способ прогресса. (Ж.Жорес)
  • Без борьбы нет прогресса. (Ф. Дуглас)
  • Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться. (Карл Краус)
  • Цивилизация есть стадия умирания культуры. (О. Шпенглер)
  • Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять. (О.Хаксли)
  • Человечество страдает, наполовину раздавленное бременем прогресса, которого оно достигло (А.Бергсон)
  • Люди становятся орудиями своих орудий (Г.Торо)


Примеры.

Нелинейность прогресса.

Относительность прогресса.

  • В начале ХХ в. промышленность в России бурно развивалась, встав на капиталистические рельсы, тогда как деревня все еще носила полуфеодальный характер.
  • Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничтожить все живое на планете.

Противоречивость прогресса.

  • Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той цене, которую приходится платить за движение вперед.
  • Каковы положительные и отрицательные последствия быстрой автомобилизации в крупных городах? С одной стороны, повышение комфорта и скорости (хотя вот это уже снова к относительности прогресса: не будем забывать о пробках!) передвижения; с другой - загрязнение окружающей среды мегаполисов автомобильными выхлопами.
Цена прогресса.
  • Какова цена перехода Англии к промышленному производству? Возросшая необходимость в пастбищах в период развития английской суконной промышленности, вынуждала землевладельцев-лордов изымать эти земли у крестьян и сдавать их в наем фермерам. Лишённые наделов крестьяне превращались в наёмных сельскохозяйственных рабочих. Многие из бывших общинников, утратив не только землю, но и жилище, становились бродягами и нищими.
  • Какова цена ускоренной индустриализации в СССР? СССР не имел таких источников индустриализации, как иностранные кредиты, возможность эксплуатации колоний, инвестиции отечественного частного капитала. Из-за ускоренных темпов индустриализации, на нее перекачивались все материальные средства и ресурсы. Крайне ограничивался выпуск потребительских товаров, ликвидировался частный сектор экономики.

Это лишь малая толика возможных примеров - а какие примеры можете привести на заявленные тезисы вы? Можно подумать и о других возможных тезисах, и, соответственно, примерах к ним. Если затрудняетесь, то попробуйте просто взять любую из предложенных тем и написать эссе, используя приведенные тезисы и примеры.