Философские идеи пиррона. Великие философы - пиррон из элиды Как мы должны к этому относиться

Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ПИРРОН из Элиды // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 552-553.

ПИРРОН (Πύρρων) из Элиды (приблизительно 365–275 до н.э.), др.-греч. философ, основатель античного скептицизма . Учился у софиста Бри сона из Гераклеи (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер , вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидски­ми магами (D. L. IX 61). Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии. Не пи­сал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы (Sext. Pyrrh. I 7), отсюда трудности реконструкции первоначального учения П. и его диффе­ренциации от неоскептической традиции Энесидема Секста Эмпирика . В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для П. – морально-психологическая ориентация.
Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса – сви детельство Аристокла (у Евсевия, Pr. Ev. XVI 18, 1–4 = Пиррон, test. 53 Decleva Caizzi), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого про­истекает? Ответы: 1) Вещи не- или без-различны (ἀδιάφορα), неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения (ἀνεπίκριτα); наши ощуще­ния и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложны­ми. 2) Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоко­лебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». 3) Из такого отноше­ния к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия – безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (γαλήνη, собств. «штиль», полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у П. не самоцель, а средст­во обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех кон­венциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения» (τῦφος), не ведут при этом ни к от­шельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпати­рованию обывателей (П. принимает должность верховного жреца и удостаи­вается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол» (test. 65), по­давление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь.
Ближайшими учениками П. были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние П. оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай).
Свидетельства : Pirrone . Testimonianze. A cura di F. Decleva Caizzi. Nap., 1981 (библ. с. 17–26) (тексты, итал. пер. и комм.); Long A. A ., Sedley D. N . The Hellenistic Philosophers. Camb., 1987. Vol. 1, p. 13–24. Vol. 2, p. 1–17.
Лит .: Robin L . Pyrrhon et le scepticisme grec. P., 1944 (repr. N. Y., 1980); Flintoff E . Pyrrho and India, – Phronesis 25, 1980, p. 88–108; Stopper M. R . Schizzi Pirroniani, – Ibid. 28, 1983, p. 265–297; Reale G . Ipotesi per una rilettura della fi losofi a di Pirrone di Elide, – Giannantoni G. (ed.). Lo scetticismo antico. Vol. 1. Nap., 1981, p. 243–336; Ausland H. W . On the Moral Origin of the Pyrrhonian Philosophy, – Elenchos 10, 1989, p. 359–434; Bett R . Aristocles on Timon on Pyrrho: the text, its logic, and its credibility, – OSAPh 12, 1994, p. 137–181; Brunschwig J . Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho, – Papers in Hellenistic Philosophy. Camb., 1994, p. 190–211; Hankinson R. J . The Sceptics. L.; N. Y., 1995; Bett R . Pyrrho, His Antecedents, and His Legacy. Oxf., 2000.

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до Р.Х.) - древнегреческий философ, родоначальник скептицизма. Главные концепции скептицизма сводились к требованию воздержания от суждений в рассуждениях и к невозмутимости в жизни. Скептицизм возник на основе идей, которые высказывались предшествующими философами о текучести вещей, явлений, о недостаточности оснований для выбора одного из противоречащих друг другу положений. Эти и подобные им идеи развивались в учениях элеатов, софистов и др. Однако считается, что непосредственным источником скептицизма выступала софистика. Пиррон был первым мыслителем, который провозгласил принцип "воздержания от суждений" (эпохэ) в качестве основного метода философии, философствования. Предметом философии в скептицизме становятся вопросы этические. Проблемы прежней философии, связанные с натурфилософией, космологией и пр., отходят на второй план. Философы больше ставят вопросы о том, как жить в этом неустойчивом мире, а не о том, как он произошел. Философ считает, что философия должна помогать в жизни бороться с опасностями, освобождать человека от любых волнений, помогать преодолевать трудности. В этом смысле философ становится не теоретиком, а мудрецом, способным давать мудрые ответы на любые жизненные проблемы. По Пиррону, философ - это человек, стремящийся к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Для того, чтобы достичь этого состояния, необходимо ответить на ряд вопросов: что представляют собой вещи, как мы к ним относимся, какая польза от этого нашего отношения к этим вещам. По мнению Пиррона, о вещах нельзя сказать ничего определенного: ни то, что они прекрасны, ни то, что они безобразны, ни то, ни другое. О каждой вещи можно высказать любое утверждение, даже противоречивое. Поэтому отношение к вещам может быть только одним: следует воздерживаться от каких-либо категорических суждений о вещах. Но для Пиррона это не означает, что не существует ничего достоверного. Он полагает, что чувственные впечатления конкретного человека не могут вызывать скептицизма. Если человек считает, что то-то и то-то кажется ему горьким или сладким, то так оно и есть, но из этого нельзя делать вывода, что это существует в действительности. Отсюда и возникает невозмутимость человека, в которой состоит его высшее счастье. Однако изложенный способ рассуждений и отношения к жизни не означает, что философ должен быть бездеятельным, нет, он должен жить так же, как и другие люди в данной стране. Но он не должен считать образ жизни данной страны истинным. Скептицизм как философское направление внес большой вклад в развитие философской мысли. В этом отношении античный скептицизм имел большое преимущество перед последующим скептицизмом, так как носил более глубокий характер. По словам Гегеля, античные скептики искали истину и их философия была направлена против рассудочного мышления. Гегель также подчеркивал, что утверждение скептицизма о кажимости всего сущего не является субъективным идеализмом, так как оно, указывая на противоречия в одном и том же предмете, подчеркивает объективность его, а это -характерный момент самой философии.

Скептицизм.

Вопрос. Третий период античной философии.

Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.

Он является основателем физики, формальной логики.

5. В космологии он отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, просуществовавшую догелиоцентрической системы Коперника.

6. Вместе с учением Платонаего труды стали идейной основой христианства.

Эллинистическая философия (4 – 3 века до н. э.): киники, скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники.*В конце 5 века Афины вошли в состав державы Александра Македонского. Особенность этого этапа – отказ от создания всеобъемлющей философской концепции, концентрация внимания на проблеме ценностей, смысла человеческой жизни .Основные направления: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, кинизм, неоплатонизм.

Эта часть темы разбирается студентами самостоятельно.*

Термин "скептицизм" происходит от древнегреческого "скепсис", что означает "рассматривание, разбор, колебание".

Скептицизм – философское направление, где сомнение оказывается философским принципом . Скептики последовательно проводят идею об относительности любого знания. Основоположником скептицизма считается Пиррон (360 -270 гг. до н.э .), уроженец города Элида, ученик софиста Брисона и мудреца Анаксарха, друга Александра Македонского. Вместе с ним Пиррон дошёл до Индии, где также общался с индийскими философами.

По молодости занимался живописью, затем жил в уединении. Держался он всегда ровно, и, когда от него отходили, не дослушав, продолжал говорить для себя одного, хотя в молодости был непоседлив. Как-то раз его застали говорящим с самим собой и спросили, в чём дело; он же ответил, что учится быть добрым.

Говорят, он настолько придерживался принципа сомнения, что на вопрос: "Пиррон, ты умер?" – отвечал: "Не знаю".

В Элиде его так уважали, что назначили верховным жрецом и ради него постановили освободить всех философов от податей.

Посидоний рассказывал о Пирроне такой случай: на корабле, во время бури, все впали в уныние, он же оставался спокойным и ободрял их, показывая на корабельного поросёнка, который ел себе и ел. Пиррон отметил, что такой бестревожности должен держаться мудрец.

Пиррон не оставил нам своих трудов, но его взгляды нам известны из трудов Тимона, Энесидема, Нумения.

Центральный вопрос его философии – как человеку стать счастливым ?

Философ говорил, что для этого надо ответить на 3 вопроса:

Что есть то, что нас окружает?


Как мы должны к этому относиться?

Что следует из этого отношения?

Отвечая на 1-ый вопрос , Пиррон указывал, что различные мудрецы по-разному объясняли сущность и происхождение мира . Невозможно предпочесть какую-либо точку зрения. Пиррон говорил, что ни о чём нельзя утверждать определённо и уверенно, что оно существует или не существует . Далее, нет категорического и уверенного ответа на вопрос: что есть вещь?

О любом способе познания нельзя сказать определённо и уверенно, какой истинный и какой ложный. Свой способ познания скептики называли ищущим , в отличие от догматиков , к которому они причисляли тех, кто утверждает, что уже нашёл истину.

Отвечая на 2 вопрос, он говорил, что следует воздерживаться от каких-либо категорических суждений (эпохе ). Мы должны относиться к вещам как к кажимости , а основания противоположных суждений равносильны, равнозначны . Поэтому истинное утверждение может быть только вероятностным .

Отсюда ответ на 3 вопрос: полнейшая невозмутимость, бесстрашность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье .

Виднейший представитель скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик (вторая половина 2 века – начало 3 века ). Он был врачом, написал такие работы:

"Пирроновы основоположения".

"Против учёных".

"Против математиков".

Скептицизм в Древнем Риме (смотри Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2008, СС. 113 – 116).*

Скептический метод .

В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений . Надо воздерживаться от любых суждений. Именно это позволяет достигнуть невозмутимости (атараксии ), счастья, что является целью философии. По мнению Секста Эмпирика, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Скептик не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире.

Скептицизм оказался прочно забыт в эпоху Средневековья, но стал возрождаться в 16 – 17 веках в виде "нового пирронизма". Особое значение имел в связи с критикой схоластики, догматизма.

Позднее скептицизм стал основой философии Д. Юма, повлиял на агностицизм И. Канта и позитивистов.

Влияние скептиков отразилось в античной литературе.

Пиррон из Элиды - греческий философ, умерший около 270 г. до Р. X. Биографические сведения о нем, по большей части легендарного характера, сообщает Диоген Лаэртийский. П. в качестве живописца сопровождал Анаксарха, спутника Александра Македонского, во время похода в Азию. По возвращении из похода сограждане П. выбрали его в жрецы. Учителем П. считают, хотя и без достаточного основания, мегарика Бризона. Умер он ок. 270 г. до Р. Хр. Сочинений от П. не осталось. Уже древние почерпали сведения о нем из сочинений Тимона из Флиунта, ученика П. Учение П. сводится к трем положениям: 1) о качествах предметов человек ничего знать не может; поэтому 2) следует воздерживаться от какого бы то ни было суждения о предметах (акаталепсия или афазия) и 3) человек должен придерживаться атараксии, т. е. полного равнодушия. Первое положение о непознаваемости вещей П. доказывал ссылкою на то, что познание, как чувственное, так и разумное, шатко; чувственное познание представляет нам предметы не такими, какие они в действительности, а такими, какими они нам кажутся; с другой стороны, всякому утверждению может быть противопоставлено иное утверждение и притом с тем же основанием, ибо и разумное познание основано на мнении и привычке, а не на действительном знании. Впоследствии доказательства в пользу шаткости знания приняли форму так называемых 10 троп; но эта форма принадлежит уже не П., а Энезидему. Если мы не можем ничего знать о предметах, то нам следует воздерживаться от суждений о них. Что нам кажется таким, а не иным, того мы не должны выставлять как утверждение, а лишь как субъективное мнение; поэтому и трем основным положениям своим П. вовсе не приписывал значения твердого и общего учения. Из воздержания от суждения вытекает атараксия, ведущая к истинному блаженству. Предрассудки вызывают споры и страсти людей, для скептика же не существует страстей, для него важно и действительно лишь его настроение. Так как абсолютное воздержание от суждений и действий невозможно, то скептик следует вероятности и обычаям, сознавая, что он не руководствуется ни истиной в сфере теоретической, ни твердым убеждением в сфере практической. До П. никто сомнение не возводил в принцип, не делал его методичным; П. первый не только попытался систематизировать сомнение, но очень ясно наметил субъективность представлений о качествах предметов. В этом отношении П., несомненно, пошел дальше, чем шли софисты, оправдание сомнения у него более глубокое. Впрочем, не всегда легко разграничить то, что принадлежит самому П., от того, что в скепсис было внесено позднейшими скептиками, принадлежавшими к новой академии. Источники для философии П. - Диоген Лаэртийский (9-я кн.) и Секст Эмпирик («Пирроновы основоположения» и «Против математиков»).

Ср. Waddington, «Pyrrhon et le Pyrrhonisme » («Séances et travaux de l"Acad. d. Sciences mor. et pol.», 1876); Crousaz, «Examen du Pyrrhonisme ancien et moderne » (Гага, 1737); Saisset, «Le scepticisme » (П., 1865).

Пирро́н из Элиды (ок. 360 до н. э. - 280 до н. э.) - древнегреческий философ из Элиды. Родоначальник античного скептицизму Пиррон считал философом того, кто стремится к счастью.

Основатель древней скептической школы. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково (adiaphoron - безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия).

Учение Пиррона называется пирронизмом. Это название по смыслу отождествляется со скептицизмом. Скептики сомневались во всем, опровергали догматы других школ, но и сами ничего не утверждали. Скептики отрицали истинность любого познания и отбрасывали любые доказательства.

Скептики приходят к выводу, что чувства сами по себе не несут в себе истины. Чувства не могут судить сами о себе, а потому они не могут устанавливать, истинны они или ложны. То есть мы можем утверждать, что тот или иной предмет является красным или зеленым, сладким или горьким, но мы не знаем какой он на самом деле. Он такой только для нас. Согласно Пирону, всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом, с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон заключает, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то не было суждений о них. Если мы будем воздерживаться от всяких суждений о вещах, то мы достигнем невозмутимости (атараксии) , которая есть высшая степень доступного философу счастья.

Приводятся примеры из его личной жизни как иллюстрация необходимого для правильного скептицизма безмятежного покоя. Пиррон, находясь со своими учениками на корабле во время бури, поставил им в пример свинью, которая в это время спокойно пожирала свой корм, когда все пассажиры необычайно волновались и боялись катастрофы. Вот таким же невозмутимым, по его мнению, подобает быть истинному мудрецу...

Не менее важное, а может быть даже и более важное, значение имела этическая область пирронова скептицизма. Хотя сам Пиррон ничего не писал, до нас дошло достаточно материалов и об его скептицизме в целом, и об этическом разделе его философии. Тут важен целый ряд терминов, которые с легкой руки Пиррона получили огромное распространение во всей последующей философии.

Таков термин "epoche", обозначавший "воздержание" от всякого суждения. Раз мы ничего не знаем, то, согласно Пиррону, мы и должны воздерживаться от каких-либо суждений. Для нас всех, говорил Пиррон, все "безразлично", "adiaphoron", – другой популярнейший термин, и не только у скептиков. В результате воздержания от всяких суждений мы должны поступать только так, как поступают все обычно согласно нравам и порядкам в нашей стране.

Поэтому Пиррон употреблял здесь еще два термина, которые могут только поразить всякого, кто впервые занимается античной философией и испытывает желание вникнуть в существо античного скептицизма. Это – термин "ataraxia", "невозмутимость", и "apatheia", "бесчувствие", "бесстрастие". Этот последний термин некоторые безграмотно переводят как "отсутствие страдания". Именно таково должно быть внутреннее состояние мудреца, отказавшегося от разумного объяснения действительности и от разумного к ней отношения.