Достоевский преступление и наказание старуха. Литературные старухи и старики (4 фото)

Алена Ивановна - один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; сухая старушонка лет шестидесяти, которая берет у студентов под проценты ценные вещи; жертва Раскольникова . Фамилии у героини нет. Ее образ, скорее, связан с никчемностью и вредной жизнью. Пользуясь тем, что ее клиенты находятся в безвыходном положении, она назначает огромные проценты, таким образом, наживаясь на них. Раскольников видит в ней зло, от которого нужно избавить общество.

По мысли самого автора, Алена Ивановна тоже человек и имеет право на жизнь. Поэтому поступок главного героя он не одобряет. Он видит в нем только шанс на перерождение и очищение души. Как пишет Достоевский, насилие над любым другим человеком в высшей степени безнравственно. О внешности старухи известно следующее: у нее вострые зубки и злые глазки, редкие волосы и вострый нос. На шее, похожей на куриную ножку, она всегда носит какое-то неопрятное тряпье, давно пожелтевшее и истрепавшееся. Старуха больна чахоткой и каждую минуту неприятно кашляет.

Несмотря на то, что она капризная, глупая и вредная женщина, у нее есть сводная сестра Лизавета Ивановна , которая в жизни и мухи не обидела. Она к ней относится плохо и даже гаденько. При любой возможности бьет как маленького ребенка и держит в совершенном порабощении. Будучи женщиной недоверчивой, все свои сбережения она завещает не единственной сестре, а какому-то неизвестному монастырю.

Одним из главных героев произведения является Алена Ивановна, пожилая вдовствующая женщина, занимающаяся на старости лет ростовщическим бизнесом.

Писатель представляет героиню в образе крошечной сухой старушонки, длинношеей, имеющей злые мелкие глаза и маленький острый нос, напоминающий клюв. Голову Алены Ивановны обрамляют тонкие редкие волосы, слегка поседевшие, которые она обильно смазывает жирным маслом и заплетает в некое подобие косы, смахивающей на крысиный хвост.

Одевается женщина небрежно во фланелевое тряпье, тонкую сморщенную шею оборачивает подобием платка и в любую погоду набрасывает на плечи пожелтевшую от старости кофту, подшитую драным мехом.

Алена Ивановна имеет болезненный вид, страдая распространенным в то время туберкулезом и постоянно кашляя и кряхтя.

По характеру старуха злая, капризная, равнодушная и глупая. Проживая в квартире совместно со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, вредная и жестокая женщина использует тихую и скромную девушку в качестве прислуги, угнетая и унижая ее, а иногда и применяя физическое насилие в виде побоев, не питая к Лизавете никаких теплых и родственных чувств. При этом старуха страшно религиозна и переживает о своей посмертной участи, составив завещание в пользу монастыря, а единственной родственнице благодушно наследовав лишь квартирную мебель и одежду.

Героиня практически не выходит из дома, поскольку недоверчиво относится к окружающим людям, а местные жители взаимно не испытывают к старухе симпатии и за глаза именуют ее старой ведьмой.

Занимаясь ростовщическим промыслом, Алена Ивановна имеет весьма приличный доход, поскольку выкупает у клиентов заложенную ценную вещь по мизерным ценам и не прощает просрочки заклада даже на один день, оставаясь совершенно равнодушной к тем обстоятельствам, из-за которых люди вынуждены отдавать в залог дорогие им ценности.

Своим нехитрым ремеслом, старуха заработала огромное состояние, но поскольку Алена Ивановна является болезненно жадной, паталогически бережливой и скупой, ее богатство не приносит ей ни удовольствия, ни пользы.

Раскольников, главный персонаж романа, будучи бедным студентом, тоже попадает в ловкие сети хитрой старухи. Видя, что Алена Ивановна вызывает у окружающих реакцию в виде отвращения, страха и брезгливости, Раскольников решает очистить этот мир от никчемного человека и совершает ее убийство, при этом невиновная Лиза становится незапланированной жертвой главного героя.

Раскрывая образ старухи-ростовщицы, писатель подчеркивает непреложную истину, что лишение жизни любого человека является преступлением против нравственных законов.

Сочинение Характеристика и образ старухи-процентщицы Алёны Ивановны

Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – гениальнейшее произведение русской литературы, известное во всём мире. Он пестрит разнообразными рассуждениями и глубокими догадками. Многие иностранцы изучают русский язык, чтобы прочесть это произведение в оригинале. Центральный образ в романе – Родион Романович Раскольников, бедный петербургский студент. В ходе сюжета ему доводится убить местную старуху-процентщицу Алёну Ивановну, ни сколько, чтобы ограбить, а чтобы доказать свою собственную теорию о «тварях дрожащих» и тех, кто «право имеет».

Алёна Ивановна была старуха лет шестидесяти и брала ценные вещи под заклад. Раскольников был одним из её клиентов. Характер старухи можно назвать неприятным, холодным и отчасти жестоким: она давала за вещи сущие копейки, не обращая внимания ни на какие обстоятельства жизни своих закладчиков. Полной противоположностью Алёне Ивановне была её сестра Лизавета, с которой они жили в одной квартире. Лизавета – тридцатипятилетняя женщина, с покорным и покладистым характером, безотказная, во всём слушала сестру и стала случайной жертвой Раскольникова.

Несмотря ни на что, Алёну Ивановну нельзя назвать мошенницей. Хоть она и бессердечна, но лишних процентов ни с кого не взимает, а считает всё согласно собственному тарифу, зная, что от этого она не станет менее популярной. Однако Раскольников считает жизнь старухи совершенно бесполезной, а её саму – «вошью». Рядом с ней нет человека, которому можно дарить любовь. Сестрой Алёна Ивановна просто управляет ради собственной выгоды.

Конечно, старуху-процентщицу нельзя назвать положительным героем, но, в то же время, если бы не она, Раскольников не смог бы найти себе подходящую жертву для проверки своей теории, не смог бы испытать соответствующие терзания и найти путь к обновлению своей души.

Я считаю, что роль каждого из героев в произведении оправдана и имеет своё значение. Если исключить кого-то из них из романа, получится совершенно другое повествование, лишённое каких-либо интересных деталей или размышлений.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Анна Погудко в романе Тихий Дон образ и характеристика

    В известном романе Шолохова «Тихий дон» женщины-казачки – это те люди, которые никак не обращают внимание на политические страсти. В романе присутствует образ женщины-революционерки Анны Погудко.

  • Анализ рассказа Чехова Размазня сочинение

    Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня». В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги

  • Характеристика и образ Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи Бунина

    Это рассказ о неожиданной встрече главного героя со своей бывшей возлюбленной, с которой не виделся тридцать лет.

  • Наташа Ростова – самая эмоциональная, открытая и искренняя героиня романа «Война и мир». Именно в описании Л. Н. Толстым ее первого бала раскрывается ее характер. Сидя в карете, ехавшей на бал, Наташа очень волновалась,

Старуха-процентщица Алена Ивановна является второстепенной героиней романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Именно ее решает убить Раскольников, чтобы доказать правильность своей теории. Убийство этого персонажа разделило жизнь Раскольникова на до и после. Так что же за персонаж Алена Ивановна, и как повлияла на судьбу главного героя эта мерзкая бабка?

Внешность Алены Ивановны

Алена Ивановна – вдова чиновника, которая сколотила целое состояние, выдавая деньги под огромные проценты. Она была пожилой женщиной около 60 лет, маленькие глаза прятались в многочисленных морщинах, а волосы были жидкие и редкие.

Ее одеяния трудно было назвать одеждой: она носила настоящие лохмотья: “…Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.”

Алена Ивановна и внутри и снаружи казалась всем человеком неприятным, думающим только о своей выгоде. Такое ее потребительское отношение к окружающим послужило одной из причин, почему Раскольников решил ее убить.

Образ Алены Ивановны

В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. По теории Раскольникова, в которой люди делятся на обычных и необычных, процентщица не представляет никакой ценности для общества, следовательно ею можно пожертвовать в благих целях.

Алена Ивановна – алчная, недалекая женщина. Кроме того у старухи мерзкий характер, она имеет богатства, но при этом не собирается делиться ими со своей младшей больной сестрой Лизаветой. По завещанию, которое она составила, сестре достается очень мало, а все нажитые богатства завещаны в монастырь на помин ее души.

Эта злая старушонка со скверным характером редко выходит из дома. Она никому не доверяет и никого не любит: «…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….»

Роль в романе

Убийство Алены Ивановны в романе «Преступление и наказание» не приносит Раскольникову удовлетворения. Он считал, что его не будет мучить совесть из-за такого жалкого человека, способного только портить жизнь окружающих. Раскольников возомнил себя «Наполеоном», имеющим власть распоряжаться судьбами людей.

Однако такое поведение автор не считает правильным, поэтому Раскольников мучается чувством вины, ему снятся дурные сны, он находится на грани сумашедствия. Алена Ивановна стала тем камнем преткновения, который разрушил его теорию и поменял жизнь. И его оправдания о том, что эта пожилая женщина никому не нравилась, и что он всего навсего отчистил мир от зла, не имеют никакого значения.

Цитатная характеристика старухи-процентщицы
Имя – Алена Ивановна.
Фамилия героини не указана в романе.
Возраст – около 60 лет: "...старушонка, лет шестидесяти..."
Положение в обществе. Является коллежской секретаршей, то есть вдовой чиновника. По другим данным, муж старухи был коллежским регистратором (чиновником более низкого ранга): "...про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу..." "...старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы..."
Внешность: "...Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка." "...она, такая маленькая и гаденькая..." "...Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке..." "...ее малый рост..."
Здоровье. Судя по всему, старуха-процентщица болеет чахоткой (туберкулезом): "Старушонка поминутно кашляла и кряхтела..." "...жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки..."
Знакомство Раскольникова с процентщицей. Раскольников узнает о старухе-процентщице Алене Ивановне от одного знакомого студента. Вскоре Раскольников тоже становится клиентом старухи и закладывает у нее свои ценные вещи: "Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался."
Достаток. Богатая. Она хорошо зарабатывает, выдавая деньги под залог ценных вещей. Старуха дает своим клиентам в 4 раза меньше денег, чем стоят их вещи. Когда клиент не выкупает свое имущество, старуха оставляет его себе и, скорее всего, перепродает его по более высокой цене: "...Славная она, говорил он, у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало." "Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь..." "...стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь." Старуха-процентщица - злая, капризная, глупая, бессмысленная и вредная женщина, "ужасная стерва": "Только стерва ужасная" "...какая она злая, капризная..." "...с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет...." "...Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки..."
Семья и близкие. У старухи-процентщицы есть младшая сестра Лизавета, которую она бьет и держит в качестве рабыни: "...у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка..." "...Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы..." "...старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!"
Бессердечная, безразличная, но при этом религиозная. Об этом говорит ее завещание. Она не заботится о будущем своей слабоумной сестры, хотя как раз об этом ей стоило бы беспокоиться. Согласно завещанию, Лизавета должна получить движимое имущество сестры (мебель, одежду и т.д.). Свои сбережения старуха завещает не бедной сестре, а монастырю в Н-й губернии: "...Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души..."
Недоверчивая: "...Она недоверчива..." "...жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки..."
Занятость. Сидит дома круглый год и никуда не ходит: "...Да ведь она ж никуда не ходит..." "...Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!.."
Отношение окружающих: "...Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте!.." "...Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!.."

Прототипы старухи-процентщицы Алены
Прототип №1: Дело о кухарке и прачке Одними из прототипов Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, вероятно, были две жертвы реального убийства произошедшего в 1865 году, когда Достоевский начал писать роман. В журнале "Голос" в сентябре 1865 года была опубликована заметка об одном убийстве, совершенном в январе 1865 года. По словам исследователей, Достоевский мог читать стенограмму отчета об убийстве. Оказывается, в Москве в августе 1865 года проходил суд над купеческим сыном, приказчиком Герасимом Чистовым. Ему было 27 лет. Любопытно, что: Чистов был раскольником по вероисповеданию. Это могло также дать идею Достоевскому о фамилии героя романа. Жертвами Чистова стали две старухи - кухарка и прачка. Чистов хотел ограбить их хозяйку. Убийство было совершено между 7 и 9 часами вечера. Убитые были обнаружены в разных комнатах в лужах крови. Они были убиты в разных комнатах. Орудием убийства был, судя по всему, топор, который попал как улика. В ограбленной квартире повсюду были разбросаны вещи, вытащенные из сундука. Из сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи.
Прототип №2: тетка Достоевского. Считается, что еще одним прототипом образа старухи-процентщицы была тетка писателя - А. Ф. Куманина. Сестра его матери была сумасшедшей, но очень богатой старухой. Куманина завещала деньги не своим бедным родственникам (которых было достаточно). Она завещала свое состояние на помин своей души и украшение церквей. Любопытно, что такое же завещание оставила старуха-процентщица Алена Ивановна в романе "Преступление и наказание". Очевидно, что эта деталь могла быть взята из жизни самого писателя. Но есть одно "но". Достоевский узнал об этом завещании тетки только в 1869 году. А роман "Преступление и наказание" был написан в 1865-1866 годах.


ОБРАЗ ОБРАЗ Этот образ – символ никчемной и даже вредной жизни. Алена Ивановна наживается на горе других людей. Ее изображение должно вызывать отвращение и отчасти оправдывать убийство Раскольникова. Но, по мысли Достоевского, эта старуха – тоже человек. Этот образ – символ никчемной и даже вредной жизни. Алена Ивановна наживается на горе других людей. Ее изображение должно вызывать отвращение и отчасти оправдывать убийство Раскольникова. Но, по мысли Достоевского, эта старуха – тоже человек.


ВНЕШНОСТЬ Это была крошечная сухая старушонка, лет 60- и, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Это была крошечная сухая старушонка, лет 60- и, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Чем-то напоминает она Бабу-Ягу или злую ведьму. Чем-то напоминает она Бабу-Ягу или злую ведьму.




УБИЙСТВО, ЗАДУМАННОЕ РАСКОЛЬНИКОВЫМ Но задуманное Раскольниковым убийство старухи - процентщицы это не просто жест отчаяния, но и проверка особой « теории », изобретенной бывшим студентом. Суть ее сводится к тому, что человечество делится на два разряда: Но задуманное Раскольниковым убийство старухи - процентщицы это не просто жест отчаяния, но и проверка особой « теории », изобретенной бывшим студентом. Суть ее сводится к тому, что человечество делится на два разряда: 1) люди обыкновенные, не способные вмешаться в ход общественных событий. Таких людей большинство. Это, по определению Раскольникова, « тварь дрожащая »; 1) люди обыкновенные, не способные вмешаться в ход общественных событий. Таких людей большинство. Это, по определению Раскольникова, « тварь дрожащая »; 2) это редкие единицы: те, кто способен на действие, поступок, даже если они и выходят за рамки дозволенного законом. Они, по мысли Раскольникова, « имеют право » даже на убийство для достижения своих целей. Проверкой этого « разрешения крови по совести » и становится совершенное им преступление. 2) это редкие единицы: те, кто способен на действие, поступок, даже если они и выходят за рамки дозволенного законом. Они, по мысли Раскольникова, « имеют право » даже на убийство для достижения своих целей. Проверкой этого « разрешения крови по совести » и становится совершенное им преступление.