Что достигается олицетворением. Олицетворение в литературе и разговорной речи

Писатели с целью эстетического воздействия на читателей посредством художественных образов и выражения своих мыслей через символы, чувства и эмоции используют в своих литературных произведениях многообразные средства художественной выразительности – тропы, применяемые в переносном значении для усиления образности языка и выразительности речи.

К таким литературным приемам относится олицетворение, называемое также персонификацией или прозопопеей. Нередко этот троп помогает изображать природу в лирике, наделяя ее человеческими качествами и свойствами.

В античные времена одушевление природных сил у древних людей было способом понимания и восприятия мира, попыткой истолкования устройства мира. Большинство читателей воспринимает стихотворные произведения, не задумываясь о том, для чего используется прием олицетворения.

Олицетворением называется литературный и лингвистический прием, основанный на переносе человеческих характеристик и признаков на неживые вещи и явления окружающего мира.

Этот литературный прием является частным случаем метафоры, он помогает создавать уникальные смысловые модели, придающие произведению колорит и образную выразительность.

С помощью этого приема предметам в литературных произведениях придаются:

  • дар речи;
  • талант мыслить;
  • возможность чувствовать;
  • умение переживать;
  • способность действовать.

Даже самые обычные разговорные фразы могут представлять собой элементы старинных тропов, когда в беседе люди говорят, что «солнце всходит и заходит», «ручей бежит», «метель воет», «мороз рисует узоры», а «листва шепчется».

Вот самые явные примеры приема олицетворения в живой устной речи. Древние греки образно изображали счастье в виде капризной богини Фортуны.

Термин «олицетворение» имеет латинский синоним – «персонификация» (лицо + делаю), у древних греков это звучит – «прозопопея».

Википедия трактует персонификацию как термин, использующийся в психологии, когда качества одного человека ошибочно приписываются им другому.

В древнегреческой мифологии отношения богов Урана и Геи трактовались в качестве брачных уз, соединяющих небо и землю, в результате чего появились горы, растительность, животный мир.

Наши древние предки соотносили Перуна с громыхающими и сверкающими природными явлениями, другие боги отвечали в мифологии за ветер, воду, солнце.

Именно в мифологии изначально появляются говорящие представители животного мира, а вещи совершают совершенно нехарактерные для них действия.

Важно! В мифах на конкретном примере было гораздо легче растолковать и проиллюстрировать сущность вещей, мотивы возникновения явлений и появление человечества.

Множество богов, воплощенных в предметах, обделенных душой, наделялись живыми характерами. Причем мифы воспринимались вполне реально, и слушатели верили в то, что это происходит на самом деле.

Нередко литературный прием персонализации звучит в сказках, где предметы умеют самостоятельно передвигаться, животные способны разговаривать человеческими голосами и раздумывать подобно людям. Сказки не задаются целью объяснения непонятных явлений, в них все персонажи являются вымышленными.

Назначение в искусстве

Художественный прием достаточно часто используется в литературных произведениях прозаических и лирических жанров для решения многообразных задач. Олицетворения придают эмоциональные оттенки тексту, приковывая читательское внимание к содержанию произведения и служа лучшему его восприятию.

В стихотворении А.А. Блока встречаются примеры олицетворения: «сиделка тишина» в одном, в другом – «белое платье пело в луче», «плакали зимние бури», «реяли звездные сны», «плакали струны».

Литературный прием представлен и в произведениях Б.Л. Пастернака: «лес… каплями роняет пот», «июль, таскающий пух одуванчиков».

Обратите внимание! Литературный прием зачастую применяется не только в художественных произведениях, но и в научно-популярной литературе, а также в качестве одного из маркетинговых принципов.

Литературный прием способен стимулировать читательское воображение, дать ему возможность прочувствовать содержание произведения более живописно и выразительно.

Довольно часто используют в игровых методах обучения детей.

К примеру, при изучении басен, насыщенных этими тропами, животные наделяются разнообразными человеческими свойствами, как в басне И.А. Крылова «Квартет».

Вследствие этого дети живее воспринимают сюжет произведения и понимают мораль. Не всегда можно определить, для чего используют прием олицетворение.

Специалисты отмечают нарастающие ступени отличия тропа по их действию в литературном произведении и в разговоре:


Концептуальное наполнение тропов может иметь множество нюансов.

В «Слове о полку Игореве» образность и экспрессивность достигается благодаря литературным приемам, олицетворяющим природные явления. Растения и животные наделяются эмоциями, способностью сопереживать автору и персонажам, а те, в свою очередь, обращаются к силам природы за помощью и получают ее.

В пушкинской «Сказке о мертвой царевне» королевич напрямую вопрошает одушевленные силы природы. В баснях И.А. Крылова троп означает иное, он используется в роли аллегории: волк олицетворяет жестокость, мартышка – глупость.

У Плюшкин является символом крайней степени скупости, Манилов – необоснованной мечтательности.

А у А.С. Пушкина выразительное средство получает общественный и политический смысл.

Подтекст древних олицетворений нравоучительный и интересен нашим современникам.

Слово «зодиак» переводится с греческого, как «животные в кругу», а двенадцать зодиакальных знаков символизируют ключевые особенности человеческой натуры.

Такие слова обычно верно устанавливают качества людей, а использование их в обычной беседе делает речь ярче и привлекательней.

Повседневная речь людей, которых всем интересно слушать или читать, также бывает обычно насыщена тропами, однако люди настолько привыкли их слышать, что даже не воспринимают эти фразы как литературный прием.

Начало этому положило употребление в беседе цитат из произведений литературы, ставших неотделимой принадлежностью речи, превратившись в обиходные выражения. Типичным тропом является оборот «часы спешат», но он не воспринимается уже теперь в качестве образного средства.

Примеры олицетворения

Именно из литературных произведений появляются новые олицетворения, которые служат для большей выразительности, и найти их совсем не трудно.

Олицетворения в произведениях С.А. Есенина: «хвойной позолотой взвенивает лес», «елям снится гомон косарей», «слухают ракиты посвист ветряной», «отговорила роща золотая», «сыплет черемуха снегом», «под вечер путнику нашептал ковыль», «конопляник грезит».

В стихотворении Н.А. Заболоцкого: «ручей, задыхаясь, поет», «не слышит сердце правильных созвучий», «печальная природа лежит вокруг, вздыхая тяжело». Эти примеры показывают, что такое олицетворение в литературе.

Полезное видео

Подведем итоги

Олицетворение считается замечательным орудием, позволяющим благодаря удачному применению усилить выразительность и эмоциональность литературного произведения либо обыденной речи.

Прием можно использовать во множестве случаев – от мифов и фольклора до научно-популярных текстов. Многие из них вошли в нашу речь настолько прочно, что даже не ощущаются как выразительные средства, стали повседневными и привычными.

Писатели и поэты регулярно создают новые запоминающиеся яркие и образные олицетворения, увлекая читателей живописными картинами и передавая им настроение.

Вконтакте

Олицетворение - довольно часто использующийся в литературе художественный прием, суть которого заключается в перенесении особенностей личности на неживые предметы. С помощью него обеспечивается образность речи. Этот художественный прием - разновидность . С его помощью можно создавать оригинальные смысловые конструкции, добавляющие красок в текст. Например, «камыш шепчет» (что в реальной жизни может делать только человек).

Вконтакте

Также можно встретить название «персонификация», которое является синонимом. Википедия пишет, что персонификация является термином, который используется в психологии, когда человек свои качества и эмоциональные реакции ошибочно приписывает другому человеку (этот механизм называется проекцией, который лежит в основе этого процесса). В социологии персонификация используется для того, чтобы переложить ответственность за плохие события на другого человека.

Функции олицетворения в искусстве

Этот художественный прием используют для решения разных задач.

  • Добавление игровых моментов в обучение детей. Например, басни полны олицетворениями разного рода. Животные наделяются человеческими качествами, благодаря чему ребенку интереснее воспринимать сюжет и находить мораль произведения.
  • Создание эмоционального оттенка текста. Персонификация может использоваться для того, чтобы приковывать внимание читателя к произведению. Оно может найти применение не только в художественной литературе, но и научно-популярной. Нередко персонификация используется как один из маркетинговых приемов.
  • Стимулировать воображение читателя, дать ему возможность более красочно ощутить прочитанное.

И ряд других задач ставит перед собой персонификация. Вот, для чего применяется олицетворение.

Где используется персонификация?

Один из жанров, где особо активно проявляется персонификация - миф . В текстах древних народов растениям, животным, морям и океанам приписывались человеческие качества. На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ. Было множество богов, которые воплощались в неживых предметах и животных и имели такие же черты характера, как и люди.

Персонификация используется и в сказке . Надо провести грань между мифом и сказкой. Первый воспринимается как реальность. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно - персонажи вымышленные. Она не ставит целью объяснить непонятные вещи типа происхождения жизни на Земле.

Персонификация может использоваться и в научной литературе , хотя ее количество значительно меньше, чем в художественной. Чаще всего она используется в форме устойчивых выражений типа «дождь идет», которые применяются повсеместно. То есть персонификация в научных текстах используется неосознанно, без цели создать красочность. Наиболее активно персонификация себя проявляет в искусстве, а не науке.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение - это когда не человек наделяется человеческими качествами . Пример - солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами. Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно.

Олицетворение – это риторическая фигура, позволяющая наделить неодушевлённые предметы свойствами, качествами и признаками человека. Другое название олицетворения – это персонификация. В основе этого литературного приема лежит механизм проекции, который помогает перенести определенные качества человека на неодушевлённые предметы.

Все чаще в литературе можно встретить олицетворение при описании природы и ее явлений. Например, в конструкции «ветер шепчет» природную явлению приписываются свойства человека. В литературе этот художественный приём помогает придать речи красочность и выразительность.

Как найти олицетворение?

При анализе текста особое внимание обратите на того, кому приписываются те или иные свойства и качества. В олицетворении этим объектом не быть человек. Им является животное, природное явление, растение и т.д. Именно этот объект наделяется человеческими качествами, благодаря чему читатель может ещё лучше представить себе объект и его качества.

Для чего применяется олицетворение?

Какие же задачи ставит перед собой следующие задачи?

  • Придание тексту выразительности. Олицетворение применяется в художественной, научной литературе не просто так. Персонификация приковывает внимание читателя и помогает ещё лучше вникнуть в суть произведения.
  • Развитие воображения. Сравнение неодушевленных объектов с человеком помогает более красочно представить себе описываемую картину и ощутить прочитанные строки.
  • Обучение. Детям и подросткам бывает намного проще запомнить образ и свойства какого-либо объекта, если он наделяется качествами человека. Например, в сказках и баснях встречается много олицетворений, благодаря чему у детей возрастает интерес к произведению и, следовательно, обучаемость.




Где используется олицетворение?

Персонификацию можно встретить в сказках и мифах. Описывая реальное или придуманное событие, писатель применяет олицетворение, чтобы придать тексту выразительность. В мифах олицетворение помогает ещё лучше объяснить суть прочитанного. Именно поэтому в мифах так много примеров произведений, где океанам, морям, растениям и неодушевленным предметам приписывались качества человека.

Также олицетворение нередко встречается и в другой художественной литературе. Так, Тютчев часто пользовался олицетворением, чтобы лучше передать природные явления. Например, в его произведении встречается строка «Как ни дышит полдень знойный». Здесь полдню приписывается человечеством качество, что дает полное основание назвать данный оборот олицетворением.

Не так часто олицетворение встречается в научной литературе. В таких текстах олицетворение используется как устойчивое выражение.



Примеры

Олицетворение встречается в разговорной речи. Например, оно есть во всем знакомых фразах: «дождь идёт», «зима пришла», «тучи бегут», «ветер воет», «вьюга злится» и др.

В народной поэзии олицетворение встречается в следующих строках:

  • «Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом»
  • «Поют деревья, воды блещут»
  • «Лазурь небесная смеётся»
  • «Утешится безмолвная печаль»

Олицетворение – это мощный художественный прием, позволяющий придать даже научному тексту яркость и выразительность. Умеренное применение данного речевого отворота помогает лучше вникнуть в суть прочитанного.

Поищем пример олицетворения в поэзии. Читаем у Сергея Есенина:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Бубенцы не зазвенели, а зарыдали, как рыдают женщины, если у них горе.

Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.

2.6 Гипербола (троп) – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Они могут быть индивидуально-авторскими и общеязыковыми (на краю земли) .

В лингвистике словом «гипербола» называют чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:

реки крови, вечно опаздываете, горы трупов, сто лет не виделись, напугать до смерти, сто раз говорила, миллион извинений, море поспевшей пшеницы, целую вечность жду, весь день простояла, хоть залейся, дом за тысячу километров, постоянно опаздывает.

Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например, в былинах: Илья Муромец берёт в руки«шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов» ,



Да куда ни махнёт, улица падёт,

А назад отмахнёт - переулицы...

В художественной литературе писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью гиперболы выявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.

2.7 Литота (троп) – это образное выражение, оборот, стилистическая фигура, (троп) в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления..

К литоте часто обращался Н. В. Гоголь. Например в повести «Невский проспект»: «такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» , «талии, никак не толще бутылочной шейки» .

Особенно часто применяется литота в стихах. Практически ни один поэт не обошёл стороной этот стилистический приём. Ведь литота – средство выразительности.

В стихах эта стилистическая фигура встречается как:

1. Отрицание противоположного.

Пример из стихотворения Николая Заболоцкого звучит так:

«О, я не плохо в этом мире жил!»

2. Как преуменьшение предмета.

Некрасовская литота. Пример:

«В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок

«Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,

Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки»

2.8 Аллегория (троп) – условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Как троп, аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определёнными атрибутами.Аллегория возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре, и получила свое развитие в изобразительном искусстве.Основным способом изображения аллегории, является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение

Пример: аллегория «правосудие» - Фемида (женщина с весами).

2.9 Перифраза (троп) – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург). Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет: люди в белых халатах (врачи) . В стилистическом отношении различают образные и необразные перифразы, ср.: Солнце русской поэзии и автор «Евгения Онегина» (В.Г. Белинский). Эвфемизм разновидность перифразы . Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

2.10 Ирония (троп) – употребление слова в смысле, обратном буквальному: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Умная голова – обращение к ослу. Иронией называется тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета.

Классик русской литературы Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» с совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

2.11 Антитеза (троп) это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли: Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов).

Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Умный научит, дурак наскучит.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С.Пушкин).

2.12 Оксюморон (троп) – стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением, то есть сочетание несочетаемого. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта: живой труп, крупные мелочи.

2.13 Антономазия - троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо.

Пример замены на существенную особенность предмета: «великий поэт» вместо «Пушкин». Пример замены на указание отношения: «автор „Войны и мира“» вместо «Толстой»; «Пелеев сын» вместо «Ахилл».

Кроме того, антономаcией называется также замена нарицательного имени собственным (употребление собственного имени в значении нарицательного). Примеры: «Эскулап» вместо «врач». «Мы пели песни, ели зори // и мясо будущих времён, а вы - // с ненужной хитростью во взоре // сплошные тёмные Семёновы», Н. Н. Асеев.

Антономасия и в том, и в другом случае является особым видом метонимии.

2.14 Градация (ст. фигура) – расположение слов по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

Ярким примером восходящей градации могут служить строки из известной«Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой;

Не хочу быть столбовой дворянкой,

А хочу быть вольной царицей;

Не хочу быть вольной царицей,

А хочу быть владычицей морскою.

Повышение экспрессивности высказывания, усиление выразительности с помощью климакса наблюдается в строках А.П. Чехова:

Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, унитожить, раздавить.

2.15 Инверсия (ст. фигура) – расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом (М. Лермонтов).

"Были все готовы завтра бой затеять новый" (М. Лермонтов)

"Из сырости и шпал Россию восстанавливаю" (М. Цветаева)

"За два года, прожитых здесь, вчера превратилось в завтра"

Инверсия позволяет сделать акцент на определенном слове или словосочетании; расставляет в предложении смысловые нагрузки; в поэтическом тексте инверсия задает ритм; в прозе с помощью инверсии можно расставить логические ударения; инверсия передает отношение автора к героям и эмоциональное состояние автора; инверсия оживляет текст и делает его более читабельным и интересным. Чтобы до конца понять, что такое инверсия, нужно больше читать классическую литературу. Кроме инверсии, в текстах великих писателей можно найти множество других интересных стилистических приемов, которые делают речь ярче и которыми так богат наш русский язык.

2.16 Эллипсис (ст. фигура) – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Эллипсис придает речи стремительный, динамический характер: Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский). Используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово.

“…Гуляй на свадьбе, потому – последняя она!” В этих строках, принадлежащих Твардовскому, пропущено слово “что”. “Ее жизнь была длиннее, чем моя". А здесь наблюдается опущение второстепенного члена предложения, дополнительного, которое выражено существительным в именительном падеже.

2.17 Параллелизм (ст. фигура) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения.

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов).

2.18 Анафора (единоначатие) (ст. фигура) – повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений:

Я стою у высоких дверей.

Я слежу за работой твоей (М. Светлов).

2.19 Эпифора (ст. фигура) – повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).

2.20 Асиндетон (бессоюзие) (ст. фигура) – отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения: Швед, русский – колет, рубит, режет (А. Пушкин).

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

А. С. Пушкин

2.21 Полисиндетон (многосоюзие) (ст. фигура) – повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).

2.22 Риторический вопрос (ст. фигура) – использующий вопросительную форму для более яркого выражения мысли. Иногда говорят, что риторическим можно считать вопрос, не требующий ответа, то есть утверждение, для поэтики сформулированное в виде вопроса. По сути, ответ на риторический вопрос настолько очевиден, что его можно прочесть «между буквами» вопроса: Любите ли вы театр, как люблю его я? (В. Белинский). «О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?» (Некрасов)

«Какой же русский не любит быстрой езды?» (Гоголь)

2.23 Риторическое восклицание (ст. фигура) – эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции обязательно выражены интонационно и в нём утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

«Да так любить, как любит наша кровь

Никто из вас давно не любит!» (А.Блок);

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» (С.Есенин);

«Увядающая сила!

Умирать так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать…» (С.Есенин)

2.24 Риторическое обращение (ст. фигура) – подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный…» (М.Ю.Лермонтов) Данная стилистическая фигура заключает в себе экспрессию, усиливая напряжённость речи: «О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу…» (Н.Некрасов) или «Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душою» (А.С.Пушкин)

По форме риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.:

«Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?» (С.Есенин)

2.25 Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следуюшие за основным: А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и Шпилек! и булавок!.. А.С.Грибоедов. Горе от ума.

3. Функции тропов в тексте

Важнейшую роль в художественной речи играют тропы – слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность, когда образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим.

В этом и состоит наиболее общая функция всех тропов – отражать в структуре образа способность человека мыслить по аналогии, воплощать, по словам поэта, «сближение вещей далековатых», подчеркивая таким образом единство и целостность окружающего нас мира. При этом художественный эффект тропа, как правило, тем сильнее, чем дальше отстоят друг от друга сближаемые явления: таково, например, тютчевское уподобление зарниц «глухонемым демонам». На примере этого тропа можно проследить и другую функцию иносказательной образности: выявлять сущность того или иного явления, обычно скрытую, потенциальный поэтический смысл, заключенный в нем. Так, в нашем примере Тютчев при помощи довольно сложного и неочевидного тропа заставляет читателя внимательнее вглядеться в такое ординарное явление, как зарница, увидеть его с неожиданной стороны. При всей сложности троп очень точен: действительно, отблески молнии без грома естественно обозначить эпитетом «глухонемые».

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления, то есть играет на субъективную составляющую.
А эстетическая - это функция творчества вообще, троп - это основной способ создания художественных образ, а худож. образ - это главная эстетическая категория. тропы делают естественный язык языком поэтическим, даёт ему возможность выполнять основную функцию поэтического языка - эстетическую.

Для литературоведческого анализа (в отличие от анализа лингвистического) крайне важно различать тропы общеязыковые, то есть те, которые вошли в систему языка и употребляются всеми его носителями, и тропы авторские, которые однократно употреблены писателем или поэтом в данной конкретной ситуации. Только тропы второй группы способны создавать поэтическую образность, первая же группа – тропы общеязыковые – по вполне понятным причинам не должна учитываться в анализе. Дело в том, что общеязыковые тропы от частого и повсеместного употребления как бы «стираются», теряют свою образную выразительность, воспринимаются как штамп и в силу этого функционально тождественны лексике без всякого переносного значения.

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. И знать их весьма полезно, особенно писателям и поэтам, живущим творчеством, т.к. использование фигур и тропов накладывает отпечаток индивидуальности на авторский стиль.

Удачное применение тропов и фигур повышает планку восприятия текста, а неудачное же применение таких приёмов, наоборот, опускает её. Текст с неудачным применением приёмов выразительности определяет пишущего как человека неумного, а это самый тяжёлый побочный результат. Интересно, что, читая произведения молодых писателей, как правило, стилистически несовершенные, можно сделать заключение об уровне ума автора: одни – не понимая, что они не умеют пользоваться различными приёмами выразительности, перенасыщают, тем не менее, ими текст, и читать его становится невозможно; другие, понимают, что им не справиться с мастерским применением тропов и фигур, делают текст нейтральным с этой точки зрения, используя так называемый «телеграфный стиль». Это тоже не всегда уместно, но воспринимается лучше, чем нагромождение приёмов выразительности, неумело использованных. Нейтральный, почти лишённый приёмов выразительности текст выглядит как скудный, что совершенно очевидно, но он, по крайней мере, не характеризует автора как глупца. Лишь настоящий мастер может умело применять тропы и фигуры в своих творениях, а гениальных авторов даже можно «узнавать» по своему индивидуальному стилю написания.

Приёмы выразительности, такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения русских поэтов и писателей по праву славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играют выразительные средства русского языка, которые наши русские писатели очень умело применяют в своих произведениях.

Список используемой литературы

1.Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. - М..: Наука, 2011. - 520 с.

Введение в литературоведение. - М.: Академия, 2010. - 720 с.

Крупчанов Л. М. Теория литературы. - М.: Наука, 2012. - 360 с.

4.Мещеряков В.П., Козлов А.С. и др. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с.

Минералов И.Ю. Теория художественной словесности. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

Санников В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 624 с.

Тельпуховская Ю.Н. Русский язык. Фонетика. Графика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Лексика и фразеология. - М.: Веста, 2008. - 64 с.

Художественный текст. Структура и поэтика. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 296 с.

Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. Т. 1. М, Наука, 2009. - 828 с.

Петров О.В. "Риторика". ООО "Профобразование". 2001г.

Зарецкая Е.Н. "Риторика: Теория и практика речевой коммуникации". Издательство "Дело", 2002г.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — , – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:


Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление . Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут - они БЕГУТ,
Их едят - они ГЛЯДЯТ!

Еще больше олицетворений можно найти . Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве » можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина . Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии . Ведь этот более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …

У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар , который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол . Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое паронимы - примеры предложений из словаря паронимов Что такое произведение Тропы - это секретное оружие русского языка Что такое аллегория на примерах из литературы Что такое лирика Ассонанс - это единство гласных
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона) Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы) Презумпции в праве и науке - что это такое Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка Эвфемизм - это фиговый листок русского языка