Бахчиванджи григорий яковлевич. Летчик Григорий Бахчиванджи – погиб, прокладывая путь человечеству в космос

Родился 20 февраля 1909 года в станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Долгое время жил в Мариуполе. Грек.

Трудовую жизнь начал с 1925 года, работая в литейной мастерской.
Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, там же слесарничал. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии. Увлекся авиацией. В 1933 году получил специальность авиационного техника по вооружению, но у Григория Бахчиванджи была другая цель – стать летчиком. И он им стал – в числе лучших курсантов, он окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков.

Годы службы – 1931-1943 гг.
В 1934 году окончил Оренбургское училище летчиков.
С 1935 года на летно-испытательной работе в НИИ ВВС.
В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го ИАП (истребительного авиаполка) специального назначения, сформированного на базе НИИ ВВС.
Летчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы.
Совершил на самолете МИГ-3 около 70 боевых вылетов. В первом бою сбил лично 2 вражеских самолета разведчика Do-215. Всего же, за период с 1-го июля по 10 августа 1941 года старший летчик 402-го истребительного авиаполка (57-я смешанная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт) капитан Г.Я.Бахчиванджи совершил около 70 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 7 вражеских самолетов (в некоторых источниках приводятся и другие цифры – 5 лично и 5 в группе, 5 лично и 10 в группе).

В этом человеке счастливо сочетались такие черты характера, как мужество и застенчивость, простота и обаяние, жизнелюбие и бесстрашие, и главное – активная жизненная позиция.
Она проявилась у него еще в Гражданскую войну, когда, будучи 9-летним мальчиком, он в течение нескольких дней прятал отца и 5-х матросов Севастопольской флотилии под террасой своего дома. Он приносил им еду, рассказывал об обстановке в городе, выполнял поручения отца по связи с товарищами. Когда в городе начались расстрелы, он нашел нужного рыбака, и тот ночью переправил матросов и Якова Ивановича в Мариуполь. Но там они попали в руки белых. Тогда подросток Григорий Бахчиванджи тоже переправляется в Мариуполь, и в одной из передач сумел передать отцу 2 ножовки. Выждав время, когда начальник охраны уехал на соседнюю станцию, отец Гриши с товарищами перепилили тюремную решетку.
Побег удался. Таким образом, 9-летний мальчик спас отца и матросов от неминуемой гибели.

С августа 1941 года – на летно-испытательной работе.
15 мая 1942 г. совершил первый полет на 1-м советском реактивном самолете БИ (БИ-1).

Погиб 27 марта 1943 года при испытаниях третьего экземпляра самолета БИ (БИ-3) – место смерти пос. Билимбай Свердловская область.
Григорий Бахчиванджи похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронен его напарник по испытаниям БИ-1 Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на «Аэрокобре», и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представители ГК НИИ ВВС на могиле Г.Я.Бахчиванджи, до этого времени безымянной, был установлен обелиск.

Память
Платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославской железной дороге.
Памятник – мемориал в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Г.Я.Бахчиванджи присвоено школе.
Памятник и мемориальный камень на территории аэропорта Кольцово (город Екатеринбург).
Памятник в городе Приморско-Ахтарск. Улица в Мариуполе. Именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны.

Через много лет после гибели Бахчиванджи, в 1962 году, когда были более подробно изучены его полеты, встал вопрос о его достойном увековечении памяти летчика, о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но решения этого пришлось ждать долгие годы. Преградой этому служило то, что 17 октября 1942 года, за испытания первого в мире боевого истребителя с ЖДД, Г.Я.Бахчиванджи уже был награжден орденом Ленина. …Однако многие видные государственные деятели и военачальники продолжали настаивать на своем и, наконец, 28 апреля 1973 года Григорию Яковлевичу Бахчиванджи за мужество и героизм, проявленные при освоении новой реактивной техники и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно. Григорий Бахчиванджи награжден орденами Ленина (дважды) и медалями.

Одной из наиболее ярких «врезок» в нашей памяти о нашем великом соотечественнике стали слова первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина:
«Без полета Бахчиванджи …не было бы 12 апреля 1961 года» – первого полета человека в космос. …Первый испытатель реактивных самолетов
Григорий Бахчиванджи проторил дорогу в космос первому космонавту в мире Юрию Гагарину!

1909-1943

Герой Советского Союза (28.04.1973), лётчик-испытатель, капитан (1941).
Родился 20 (7 – ст.ст.) февраля 1909 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарской волости Темрюкского отдела Кубанской области (ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края). С 1917 года жил в городах Ейск (ныне Краснодарский край) и Мариуполь (ныне Донецкая область, Украина), в 1919-1921 годах – в селе Троицкое (ныне село Карла Маркса Бердянского района Запорожской области, Украина), с 1921 года жил в городе Приморско-Ахтарск. В 1925 году окончил 5 классов школы.
В 1925-1927 годах работал в литейно-механической мастерской и помощником машиниста паровоза в железнодорожном депо станции Ахтари. С 1927 года жил в посёлке Бузиновка (ныне в черте города Мариуполь Донецкой области, Украина). Работал работал слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. Мариупольского металлургического завода имени Ильича.
В армии с 1931 года. В 1932 году окончил полковую школу. До 1932 года служил в пехоте (в Украинском военном округе), после чего перешёл в авиацию.
В 1933 году окончил Оренбургскую военную авиашколу техников по вооружению, в 1934 году – Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.
С декабря 1934 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Служил в отдельном истребительном отряде и авиаэскадрилье группы отделов моторов и топлив. Провёл испытания самолёта Р-Z с турбокомпрессором (1939), участвовал в проведении испытательных работ на истребителях И-16, Як-1, МиГ-3 и других.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – лётчик 402-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях на идрицком и старорусском направлениях. Совершил 65 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, в 26 воздушных боях сбил лично 2 и в составе группы 3 самолёта противника. Был награждён орденом Ленина.
После отзыва с фронта вернулся на лётно-испытательную работу в авиаэскадрилью группы отделов моторов и топлив НИИ ВВС. Участвовал в проведении испытательных работа на истребителях Як-1, Як-9, МиГ-3, Р-39 «Аэрокобра» и других.
20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел… взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду А.В.Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Вернувшись из госпиталя, он продолжил испытания.
15 мая 1942 года на аэродроме Кольцово в Свердловске (ныне Екатеринбург) выполнил первый в стране полёт самолёта БИ-1 с работающим ЖРД. В ходе испытаний выполнил на этом самолёте 6 полётов.
29 июля 1942 года при выполнении полёта на истребителе Р-39 «Аэрокобра» для испытания американского летнего масла на высоте 3.000 метров сорвало шланг охладительной системы. Жидкость начала выбиваться в кабину пилота. Бахчиванджи выключил мотор, спланировал и произвёл благополучную посадку на свой аэродром.
Погиб 27 марта 1943 года при выполнении испытательного полёта на самолёте БИ-1.
В этот день на Кольцовском аэродроме в Свердловске (ныне город Екатеринбург) лётчик-испытатель Г.Я.Бахчиванджи выполнял испытательный полёт на самолёте БИ-1 на замер максимальной скорости (предполагалось достижение скорости 700-800 км/ч). Самолёт нормально взлетел, убрал шасси, набрал высоту 2.000 метров, перешёл в горизонтальный полёт и начал разгон. Набрав некоторую скорость, самолёт внезапно пошёл со снижением, на высоте 100-150 метров перешёл в пикирование и под углом 50 градусов врезался в землю в 6 километрах южнее аэродрома Кольцово. Лётчик погиб, самолёт был полностью разрушен.
Предположительной причиной катастрофы (как выяснилось позже) явилось затягивание самолёта с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях первого отечественного ракетного самолёта, Григорию Яковлевичу Бахчиванджи 28 апреля 1973 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен в посёлке Малый Исток (в черте микрорайона Кольцово города Екатеринбург). В феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.
Награждён 2 орденами Ленина (17.10.1942; 28.04.1973, посмертно).
В посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В городе Екатеринбург установлены бюст Г.Я. Бахчиванджи и памятный знак в аэропорту Кольцово, а в станице Бриньковская – мемориальный комплекс. Его именем названы кратер на обратной стороне Луны, железнодорожная платформа в Щёлковском районе Московской области, площадь в Екатеринбурге, улицы в городах Арамиль (Свердловская область), Ахтубинск (Астраханская область), Екатеринбург, Краснодар, Мариуполь, Оренбург, Приморско-Ахтарск, Щёлково, посёлке Билимбай (Свердловская область) и станице Бриньковская.
Известны слова Юрия Гагарина: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года».

Источники информации:

  • / М., 2015 /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • Четыре встречи с Арвидом Палло / А.Локтев, «Вестник» №18(225), 31 августа 1999 /
  • Полет в реактивную эру / В.Мишин. Авиация и космонавтика /


Б ахчиванджи Григорий Яковлевич ‒ лётчик-испытатель, капитан.

Родился 7 (20) февраля 1908 года в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Грек по происхождению. Член ВКП(б) с 1932 года. Окончил семь классов школы в родной станице Бриньковская.

В рядах Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) с 1931 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году ‒ Оренбургскую школу пилотов. С 1934 года ‒ лётчик-испытатель Военно-воздушных сил РККА. С начала Великой Отечественной войны на фронте ‒ лётчик-истребитель, совершил 65 боевых вылетов. Участвовал в обороне Москвы, лично и в группе сбил 5 вражеских самолётов.

С августа 1941 года ‒ на лётно-испытательной работе. 15 мая 1942 года совершил первый в СССР полёт на самолёте «БИ-1» с жидкостным ракетным двигателем. Полёт был произведён с аэродрома «Кольцово» по Свердловском (ныне ‒ Екатеринбург).

Погиб 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 м. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в 6 км южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя летчик-испытатель Б.Н.Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Г.Я.Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А.Г.Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово» (под Екатеринбургом). В феврале 1963 года на его могиле был установлен обелиск.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с ракетными двигателями, капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Капитан (1941). Награждён 2 орденами Ленина (17.10.1942; 28.04.1973, посмертно), медалями.

Ему установлены памятники в станице Бриньковской, в аэропорту «Кольцово» под Екатеринбургом, в городе Приморско-Ахтарск Краснодарского края, в посёлке Кольцово (черта города Екатеринбурга). Его имя присвоено посёлку лётчиков при аэродроме «Чкаловский» (город Москва) и близлежащей железнодорожной платформе пригородного сообщения, кратеру на обратной стороне Луны, улицам в Екатеринбурге, Донецке, Мариуполе, Ахтубинске и других городах России и СНГ, общеобразовательной школе при НИИ ВВС (город Екатеринбург). О нём написано много очерков, книг, снят документальный фильм, его подвиг лёг в основу многих художественных кинолент, выпущена памятная медаль с отчеканенным изображением героя. Известна также фраза Ю.А.Гагарина: «Без полётов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года».

Первый покоритель космоса, летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин сказал о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

Летчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза Бахчиванджи Григорий Яковлевич погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое, проявив героизм и самоотверженность при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями.

Детство и юность

Имя Григория Яковлевича Бахчиванджи хорошо известно на Кубани. Легендарный человек, ведущий летчик-испытатель, человек, который своей жизнью проложил дорогу в космос.

Родился Григорий Яковлевич в феврале 1909 года в станице Бриньковской Кубанской области. Его мать – Мария Евтихьевна Гречаная (Гречка) — была потомственной казачкой из станицы Приморско-Ахтарской. Отец – Яков Иванович Бахчиванджи был родом из украинского города Мариуполя, имел греческие корни. Мария Евтихьевна умерла рано, в 1912 году, Григория и его братьев воспитывала мачеха, Агнесса Степановна.

В станице Бриньковской Григорий окончил двухклассное училище, помогал отцу в работе на паровой мельнице. Яков Иванович имел редкую для того времени специальность: он был машинистом-механиком, специалистом по ремонту газовых двигателей. В станицу Бриньковскую его пригласил купец Хорошилов специально для работы на паровой мельнице. Мастерство Якова Ивановича высоко ценили. С помощью отца Григорий с детства начал разбираться в технике.

В 1926 году Яков Иванович с семьей переезжает в станицу Приморско-Ахтарскую и вместе с сыном работает в паровозном депо станции Ахтари.

Небо — его судьба

В 1927 году Григорий вступает в ряды коммунистического союза молодежи. А через год семья переезжает в Мариуполь. Григорий работает слесарем на Мариупольском металлургическом заводе имени Ильича. В 1931 году он был призван в Красную Армию. Окончил школу младших командиров, а затем школу техников по вооружению самолетов, где получил специальность авиатехника.

В 1932 году Григорий Яковлевич стал членом коммунистической партии большевиков и поступил на учебу в Оренбургскую летную школу, которую блестяще окончил. Он показывал великолепную технику пилотирования и глубокие знания самолета. Из-за этих качеств сразу после окончания школы он был назначен в НИИ ВВС летчиком-испытателем. В характеристике на Г.Я.Бахчиванджи было сказано, что он отлично летает, обладает пытливым умом и склонностью к исследованиям.

В НИИ ВВС в то время шло создание и испытание новых боевых машин. В предвоенные годы Григорий испытал десятки самолетов различных конструкций. Он установил несколько рекордов высоты и скорости полета. Его заключения о самолетах и моторах были всегда высококвалифицированными.

В первый день Великой Отечественной войны Г.Я.Бахчиванджи добровольно ушел на фронт. Он воевал в составе 402 истребительного авиационного полка особого назначения, который был сформирован из летчиков-испытателей. С 1 июля по 10 августа 1941 года на истребителе МИГ-3 он совершил 65 боевых вылетов, участвовал в обороне Москвы, провел 26 воздушных боев, лично сбил 5 самолетов противника.

За проявленное мужество командир эскадрильи капитан Бахчиванджи был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. К сожалению, наградные документы не были вручены ему из-за несоблюдения формальностей.

Испытатель первого самолета-ракеты

10 августа 1941 года Г.Я.Бахчиванджи был отозван с фронта на испытательную работу на Урал, куда был эвакуирован НИИ ВВС. В это время конструкторами Александром Березняком и Алексеем Исаевым был создан самолет БИ-1 – ближний истребитель-перехватчик с реактивным (ракетным) двигателем. Когда решался вопрос назначения испытателей на экспериментальный первый истребитель-перехватчик, внимание командования НИИ ВВС остановилось на Г.Я.Бахчиванджи как на ведущем летчике-испытателе, имеющем большой опыт испытательных полетов и боевой опыт.

15 мая 1942 года Григорий Бахчиванджи совершил первый в мире полет на первом в мире самолете с ракетным двигателем. Он стал первым летчиком, который управлял самолетом-ракетой.

17 октября 1942 года наш земляк был награжден орденом Ленина – за храбрость, проявленную в боях с врагами Родины, и за отличные показатели при испытаниях новых самолетов.

В январе-марте 1943 года была проведена серия испытательных полетов, направленных на достижение максимальной околозвуковой скорости. Один из этих полетов был снят на видеопленку. Эти уникальные кадры вошли в документальный фильм В.Ротенберга «Воспоминание о летчике».

27 марта 1943 года состоялся очередной, седьмой по счету испытательный полет. Его целью было достижение максимальной скорости самолета в горизонтальном полете. Самолет достиг скорости 800 км/час. Летчик достиг такой высокой скорости ценой своей жизни…

Испытатель был похоронен недалеко от аэродрома на кладбище поселка Малый Исток под Свердловском (ныне Екатеринбург). Жизнь и деятельность Г.Я.Бахчиванджи долгое время были «засекречены». До февраля 1963 года его могила была безымянной. Благодаря энтузиастам на ней был установлен обелиск, имя летчика и его подвиг стали известны широким кругам.

28 апреля 1973 года капитану Г.Я.Бахчиванджи было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), через 30 лет после гибели.

Память жива и будет жить

Прошло более 100 лет со дня рождения и более 70 лет со дня гибели Г.Я.Бахчиванджи. Его имя высоко чтут специалисты в области авиации и космонавтики. Память о нем увековечена в названиях улиц, железнодорожных платформ, его имя носят музеи, школы, кратер на обратной стороне Луны, малая планета в Солнечной системе.

Администрация станицы Бриньковской совместно с командованием ВВС России периодически торжественно отмечает юбилейные даты, связанные с именем и подвигом знаменитого летчика. Так, в 2012 году было торжественно отмечено 70-летие полета Г.Я.Бахчиванджи. В праздновании принимали участие его «преемники» – летчики авиационной группы высшего пилотажа ВВС «Соколы России». Пилоты показывали в небе возможности современных боевых самолетов. Благодаря таким мероприятиям о Г.Я.Бахчиванджи теперь знают не только узкие специалисты, имя его получило широкую известность, особенно на Кубани.

В нашем городе, недалеко от въезда в него, в феврале 1979 года, в честь 70-летия со дня рождения Г.Я.Бахчиванджи, скульпторами Б.Г.Журавлевым и В.Ф.Лобковым был создан и установлен памятный знак в виде взлетающего в небо боевого самолета МИГ. На информационной табличке написано: «Подвигу Григория Бахчиванджи посвящается».

Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.

Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городе Приморско-Ахтарске , где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году - Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолета, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан» и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванжи награждается первым орденом Ленина.

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался и вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года легендарный лётчик выполнил первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске .

Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50? ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя летчик-испытатель Б. Н. Кудрин некоторое время еще продолжал испытания ракетного перехватчика.