Ано бухгалтерский учет и налогообложение. Нюансы перехода некоммерческой организации на усн Бухучет в нко на упрощенке

Упрощенная система налогообложения в НКО. Складывается впечатление, что у всех разное мнение на этот счет. Начнем с того, что для начала надо разделить его, на несколько главных вопросов, и каждый имеет свой ответ.

Законно ли применение УСН в НКО.

Ответ да, законно. Любая форма НКО имеет право применять Упрощенную систему налогообложения (УСН). Как УСН 6% (доходы), так и УСН 15% (доходы, за вычетом расходов). НКО является юридическим лицом, подчиняется налоговому кодексу и применяет стандартные правила при ведении учета на УСН.

Есть конечно и исключения: Инвестиционным фондам и Адвокатским образованиям (Адвокатский кабинет, Коллегия адвокатов, Адвокатское бюро), напрямую запрещено применение УСН согласно Налоговому кодексу статье 346.12.

Только вот в чем загвоздка, 90% "обычных" бухгалтеров не знают эти правила, т.к. в коммерческих организациях они почти никогда не возникают. Вот именно из-за этого НКО на УСН, сталкиваются с проблемами применяя УСН, а знать их надо.

Вот теперь перейдем к главному вопросу.

Мифы и заблуждения связанные с УСН в НКО.

Начнем с развенчания мифов, которые приписывают УСН вообще и УСН в НКО в частности. И потом подробно разберем каждый из ответов.


  • Перейдя на УСН вы все равно будете сдавать отчетность ежеквартально, а если есть сотрудники, то ежемесячно!

  • Если в некоммерческой организации нет выручки, УСН не сдается нулевая!

  • В НКО, в большинстве случаев УСН увеличивает налоги подлежащие к уплате, а не наоборот!

Преимущества применения УСН в Некоммерческой организации. Нужна ли она мне вообще?

Реальные преимущества для НКО от УСН:

  • Количество предоставляемых отчетов в течение года, уменьшается с 41 до 34.

  • Возможно сдать все отчеты без применения ЭЦП. Но с целыми тремя оговорками.

  • Заработные платы более 50т.р. в месяц, при выполнении условий статьи НК ст. 427 НК РФ п.1 пп 7,8

  • Существуют частные случаи, когда УСН очень выгодно НКО. Подробно разберем почти все эти случаи ниже.

Важно. Многие переходят на УСН, т.к. панически боятся НДС. Сразу замечу, что некоммерческие взносы и пожертвования не облагаются НДС и НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ. Раздел расчета налога у этих декларациях будут пустыми. И главное, есть альтернатива. Согласно 145 статье НК, если ваша выручка была менее 2млн рублей, за последние три месяца, вы имеете право, добровольно отказаться от обязанностей плательщика НДС. Т.е. фактически будете сдавать только декларацию по налогу на прибыль, а ваша выручка, так же как и на УСН, не облагается НДС. Тоже считаете доходы, за вычетом расходов, и никакого минимального налога от выручки в размере 1%. А так как цель НКО не получение прибыли, можете всегда работать в убыток, без уплаты налогов в бюджет вообще.

Практический совет: чтобы не раздражать автоматические выборки ИФНС, старайтесь начислить несколько рублей налога на прибыль к уплате, и все таки не показывать убытки.

Какой форме НКО, УСН действительно необходима.Когда УСН действительно выгодна.

Перечислю ситуации, когда УСН есть смысл применять.

  • Если НКО абсолютно нулевая, и будет нулевой более года, а отсутствие денежных средств не позволяет платить по 5000р ежегодно за ЭЦП. Тогда можно уйти в "заморозку" понимая, что когда придет время, будет необходимо провести двухмесячную процедуру реанимации НКО и сверки с фнс и фондами, по вопросам все ли отчеты отправленные почтой дошли. Даже если сдавать отчеты в живую, это не гарантия их принятия. В окне ставят штамп получено, если в отчете была допущена ошибка, его позже проверяти не примут. Вы об этом скорее всего узнаете в виде штрафа.
  • НКО, которые формируют свои поступления за счет деятельности приносящей доход с выручкой более 2 млн в месяц. При этом прибыль от этой деятельности высокая. Выгодно использовать УСН 6%, и уплатив от выручки 6%, чистую прибыль перевести на финансирование своих некоммерческих программ, как целевое поступление.
  • Если зарплаты занимают более 30% расходов или более 50т.р. Некоммерческая организация, применяя УСН 15%, в определенных видах деятельности получает льготу по страховым взносам за сотрудников.Основные направления это деятельность в области науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соц.обслуживания, благотворительной деятельности. Даже если возникает деятельность приносящая доход, экономия по страховым взносам превышает минимальный налог 1% при УСН 15%. Важно сказать, что 70% НКО работаю без зарплат. Основаные для этого причины, это отдельная статья "Зарплаты в НКО".

Переход на УСН для НКО.

Действующие НКО могут подать заявление в ИФНС на применение УСН с октября по декабрь. И на следующий год, будут применять УСН.

С новыми НКО есть особенность. Обычно заявление на применение УСН подаётся в составе пакета документов на регистрацию организации. Но Минюст это заявление почти всегда не принимает. Необходимо подать отдельно в свою ФНС заявление на применение УСН, в течение 30 дней с даты регистрации в ФНС. Важно, не с даты получения документов в Минюсте, а именно с даты регистрации в ФНС. Т.к. получить в Минюсте документы может получиться только на 20-30 день. В итоге замешкаться и не успеть.

Фактически, необходимо следить за ЕГРЮЛ. Как только там появились, изготавливайте печать и подавайте заявление на УСН, еще до получения оригиналов уставных документов в Минюсте.


Переход на ОСНО с УСН в любое время.

Бывае так, что НКО применяет УСН 6% и не ведет деятельность приносящей доход. Но в течении года по незнанию, неожиданно или случайно, в организацию поступает выручка и надо заплатить с нее 6% о которых не думали. Опишу классическую ошибку.

Некоммерческую организацию просят выполнить социальный проект. Руководство не вникает в суть и заполняет все необходимые документы для получения денег, формируя смету на целевое финансирование, т.е. без налогов. Но после получения денег увидев основание платежа или после выполнения проекта, когда плательщик требует акт оказанных услуг, понимает. НКО оказало платную социальную услугу, и с нее надо еще заплатить 6%, но в смете этих денег небыло, изменить смету у гос.заказчика невозможно, не отчитаться и провалить проект нельзя. Получается, что проект выполнен без прибыли, а налоги 6% надо заплатить сверху из собственных средств, кошмар.

Но шанс изменить ситуацию есть. Можно нарушить условие применения УСН и "сбросить" НКО на ОСНО в текущем квартале. Самый простой способ, открыть филиал.

  1. Вносятся изменения в устав, по которому закрепляется филиал
  2. Он отражается в ЕГРЮЛ
  3. С этого квартала у Вас ОСНО
  4. Налоги считаются с учетом расходов, при отсутствии прибыли они стремятся к нулю.
  5. Можно применить 145 статью НК и отказаться от НДС

Условий применения УСН несколько, можете посмотреть их все в налоговом кодексе п. 3 ст.346.12 НК. При нарушении любого из них, вы теряете право на УСН в текущем квартале. Думаю принцип понятен.

Дополнение к вопросу №401889. Фонд создан как некоммерческая организация (НКО). В качестве доходов (это единственный доход, который будет у фонда) выступают добровольные пожертвования, как физических, так и юридических лиц. Фонд выбирает УСН. Но не может определиться УСН - доходы или УСН доходы минус расходы. В соответствии с НК РФ пожертвования не являются объектом налогообложения. Поэтому, если Фонд выбирает режим УСН- доходы, то налоговая база будет ровна "0". Следовательно налог не платим? Если Фонд выбирает УСН - доходы минус расходы, то опять таки доход равен налоговая база будет ровна "0", так как доход будет отрицательным, так как из нуля вычитаем расход и получаем отрицательное значение. Еще есть одно непонятное место. Пожертвования идут как целевое финансирование. То есть в документах на перечисление пожертвований будет указано назначение их использования. Будут ли расходы связанные с реставрацией колокольни признаваться расходами в целях расчета налога? Так же встает вопрос о наемных работниках. Их будет два. Это бухгалтер и координатор. С ними будет заключаться трудовой договор и начисляться заработная плата. Соответственно на заработную плату будут начисляться страховые взносы. Расходы на заработную плату будут признаваться расходами в части расчета налога? Учитывая выше изложенное, какой режим УСН предпочтительней выбрать?

в данном случае Вы можете выбрать любой объект на упрощенке.

Если исходить из ст. 6 закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ - благотворительной организацией является некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом № 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в том числе относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Следовательно пожертвования не включаются в налоговую базу при расчете единого налога при упрощенке.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15,подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Поэтому расходы, связанные с реставрацией колокольни, заработную плату и страховые взносы не учитывайте для расчета единого налога.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Ситуация: Как выбрать объект налогообложения по упрощенке (доходы или доходы за вычетом расходов)

Объектом налогообложения при применении упрощенки могут быть:*
– доходы ;
– доходы, уменьшенные на величину расходов .

Ставки единого налога

От объекта налогообложения, который выбрал налогоплательщик , зависят ставки единого налога:*
– при уплате единого налога с доходов налоговая ставка составляет 6 процентов (п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
– при уплате единого налога с разницы между доходами и расходами налоговая ставка составляет 15 процентов. Региональным властям предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога с разницы между доходами и расходами. В зависимости от категории налогоплательщиков (например, принадлежность к той или иной отрасли, размер предприятия, его местонахождение и т. п.) эти ставки могут варьироваться в интервале от 5 до 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ , письмо Минфина России от 27 февраля 2009 г. № 03-11-11/29). Если региональный закон сформулирован так, что организация с равными основаниями может отнести себя к разным категориям, она вправе применять наименьшую ставку (письмо Минфина России от 2 июня 2009 г. № 03-11-11/96).

Ограничения в выборе объекта налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения. Исключение предусмотрено только для участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом. Такие организации обязаны платить единый налог только с доходов, уменьшенных на величину расходов. Об этом сказано в статье 346.14 Налогового кодекса РФ.*

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904 «УСН: суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований»

«Вопрос: Об учете общественной организацией, применяющей УСН, членских взносов и добровольных пожертвований.*

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и на основании содержащейся в письме информации сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией признается организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 6 Закона N 7-ФЗ общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса).

Таким образом, у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.»*

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.*

Если полученные целевые средства входят в указанный перечень, то учесть при расчете налога на прибыль расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя. Это объясняется следующим.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть в расходах затраты, оплаченные за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, зарплату персонала)*

Если полученные целевые средства входят в перечень, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, то учесть при расчете единого налога расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 ,подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 1 ст. 252 , п. 17 ст. 270 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ).*

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы в рамках средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739 , от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19 . Несмотря на то что данные разъяснения касаются определения налоговой базы при расчете налога на прибыль, данная позиция применима и при расчете единого налога при упрощенке.

Кроме того, точку зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, подтверждает и налоговая служба (см., например,

Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с , необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что д оходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

Порядок ведения раздельного учета

В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС - квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

  • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
  • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
  • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Заполнение налоговой декларации

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"

Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
  4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
  5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Е. Титова,
О. Монако,
В. Пименов,
М. Миллиард,
А. Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Так же разнообразны, как сферы их деятельности, способы и источники финансовой поддержки. Изменения в законодательстве и другие обстоятельства способствуют росту интереса к вопросам их налогообложения. Важен вопрос использования УСН в некоммерческих организациях, который мы рассмотрим в этой статье.

Часто возникают вопросы по упрощенной системе налогообложения, ведь она наиболее популярна. Появилась упрощенка в июле 2002 года, а предназначалась она первоначально для субъектов малого предпринимательства. Как предписывает п. 2 ст. 346.12 НК РФ, чтобы иметь возможность перейти на УСН, доходы предприятия не должны быть больше 11 млн рублей (исключая налоги с продаж и НДС).

С января 2003 года к ограничениям, оговоренным в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, «отсутствие предпринимательской деятельности» не относится. Таким образом, получили возможность применять УСН. Переход может оказаться выгодным даже тем организациям, которые от своей деятельности дохода не получают. К тому же на УСН (как гласит п. 2 ст. 346.11 НК РФ) не платятся налоги на прибыль, имущество, ЕСН и НДС (исключая тот, что подлежит уплате при ввозе импорта, и налог по ст. 174.1 НК РФ).

Переход на УСН может оказаться выгодным даже тем организациям, которые от своей деятельности дохода не получают.

Использование УСН для уплаты налогов предполагает две формы:

  • «Доходы» – когда процентная ставка составляет 6% от прибыли.
  • «Доходы минус расходы» – 15% разницы прибыли и потраченных средств.

Организация сама делает выбор в пользу любой из форм, а зависит это от видов деятельности, которыми она занимается. Применить УСН можно, подав заявление при регистрации или изменив на упрощенную действующую систему (начиная с очередного календарного года).

Любая НКО свободно перейдет на упрощенную систему при условии, что ее деятельность соответствует определенным критериям. Обратите внимание, что для использования УСН для НКО имеются ограничения:

  • Не более 100 человек – число наемных работников.
  • Не более 45 млн рублей – годовой доход.
  • Не более 100 млн рублей – стоимость имущества организации.

Многие НКО не ограничены в своем желании воспользоваться упрощенкой. Когда определяется порог дохода (60 млн рублей), служащий ограничением в применении этого режима налогообложения, в этой сумме не учитываются средства, полученные в качестве целевого финансирования. В этом главная особенность использования УСН в некоммерческих организациях.

Тем из них, кто выбрал упрощенку, придется завести книгу учета доходов и расходов, организовать учет показателей собственной деятельности. На их основе будет рассчитываться налоговая база и сумма самого налога. Не возбраняется и ведение бухучета. Если право на УСН будет утеряно, организация без особого труда сможет вернуться к общей системе налогообложения, а с ней – и к обязанностям по ведению бухгалтерского учета. Некоторые НКО, для которых применяется упрощенная система налогообложения, обязаны представлять налоговым органам по месту фактического пребывания.

Некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения. Но есть особенности, которые свойственны только НКО. Это , , а также . Подробно – в этой рекомендации.

Условия применения упрощенки в НКО

Некоммерческим организациям дают более мягкие условия для применения упрощенки. НКО может применять спецрежим на общих основаниях и на тех же условиях . Но два ограничения для них не действуют.

Ограничения по доле участия в 25 процентов нет . НКО может применять упрощенку, даже когда доля участия в ней другой организации более 25 процентов. Об этом прямо сказано в абзаце 3 подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Стоимость собственных основных средств может превышать 100 млн руб. Это касается только тех объектов, которые в предпринимательской деятельности не используют. То есть основных средств, которые НКО не амортизирует. По амортизируемому имуществу ограничение в 100 млн руб. учитывать нужно.

Такой вывод следует из подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 27 сентября 2013 г. № 03-05-06-02/40169.

Как учитывать доходы и расходы в НКО

Такие правила установлены разделом VIII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 4 июля 2014 г. № ММВ-7-3/352.