Задачи и организация уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида. Предисловие Ручной труд коррекционной школе 8 вида

Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучен и я в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются:

§ формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

§ коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

§ формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых школьников, что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, школьники с нарушением интеллекта в своей деятельности не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняется их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым учащимся использовать сформированный двигательный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы.

Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида включает пять этапов:

1. Начальное трудовое обучение (I - III классы).

2. Общетехническое трудовое обучение (IV класс).

3. Профессиональное обучение (V-VIII классы).

4. Профессиональная специализация (IX класс).

5. Производственное обучение (X класс).

Каждый из этих этапов решает общие и специфические задачи профессионально-трудового обучения.

Первый этап трудового обучения осуществляется в I - III классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерской того или иного профиля. Здесь же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.

Второй этап трудового обучения осуществляется в IV классе на базе учебных мастерских. На данном этапе происходит формирование новых организационных умений и навыков поведения, необходимых для работы в мастерской (порядок использования станков, инструментов и т.п.), а также делается окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, его профессиональной ориентации. Материал, собранный учителем при изучении индивидуальных трудовых возможностей детей в I - IV классах, позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.

Третий этап - этап профессионального обучения школьников с интеллектуальными проблемами. С V по VIII класс осуществляется обучение подростков определенной трудовой специальности, которая выбирается в зависимости от их трудовых, интеллектуальных и индивидуальных возможностей, а также от материальной базы учебного заведения и востребованности данной специальности в определенной местности. Это могут быть профессии: швея, санитарка, цветовод, слесарь, обувщик, токарь, столяр и др. На данном этапе трудового обучения происходит формирование и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап - этап специализации трудовой подготовки - осуществляется в IX классе. Основной задачей данного этапа является овладение умениями и навыками, характерными для труда работников определенного предприятия. По окончании IX класса учащиеся сдают квалификационный экзамен, по результатам которого им присваивается определенный трудовой разряд.

Пятый этап трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида - это производственное обучение. Оно организуется на базе конкретных предприятий. На данном этапе осуществляется адаптация учащихся с интеллектуальными проблемами к работе в условиях конкретного производственного коллектива, усвоение требований к качеству и производительности труда, установленных на предприятии.

Таким образом, трудовое обучение, как и другие учебные дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей. Однако основная задача трудового обучения - дать школьникам с интеллектуальными проблемами профессиональное образование, т.е. вооружить их достаточными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.

1.3. Основные методы трудового обучения в младших классах

Метод обучения - это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков. В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в процессе преподавания всех школьных дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда. Традиционно по способам передачи учебной информации методы обучения делятся на три группы:

1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).

2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы).

3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестетического (через прикосновение и движение) восприятия (практические методы).

Из группы словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение, беседа и рассказ учителя. Как правило, словесные методы применяются в сочетании с наглядными и практическими.

Объяснение - это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. На уроке трудового обучения объяснение используется при изучении технических сведений, технологии изготовления изделий, а также при обосновании правил техники безопасности. Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.

Рассказ - это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ в отличие от объяснения характеризуется большей образностью и эмоциональностью. К данному методу чаще всего прибегают, когда необходимо указать на значимость и пользу сообщаемых сведений. Рассказ может сочетаться с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.

Беседа - это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. Этот метод используют, когда изучаемый материал частично знаком детям и они могут высказаться по теме, предлагаемой педагогом для обсуждения. К любой беседе учитель готовит вопросы заранее, продумывает ее ход и завершение. Преимуществом такого вопросно-ответного метода обучения является наличие быстрой обратной связи между участниками педагогического процесса. Кроме того, ученикам в этом случае отводится активная роль, они приучаются свободно и аргументированно высказывать свои мысли. В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая.

Продумывая систему вопросов, нужно учитывать следующие положения:

§ вопросы должны задаваться в разной форме (полные и неполные). Полнота вопроса изменяется в зависимости от степени совершенствования у детей определенных знаний и умений, от новизны модели изделия;

§ по своему характеру и роли вопросы делятся на основные и вспомогательные. Коллективную беседу учитель всегда начинает с основных вопросов к классу. Школьникам, у которых возникают трудности при ответе на эти вопросы, учитель предлагает вспомогательные.

К наглядным методам относятся учебная демонстрация, опыты и наблюдения.

Учебная демонстрация - это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.

Чаще всего на уроках трудового обучения в младших классах изделия выполняются учащимися по образцу, к которому предъявляются определенные требования:

§ по уровню сложности образец должен соответствовать программе;

§ образец должен быть выполнен аккуратно и красиво, из тех же материалов, которые будут использоваться учениками;

§ образец изделия должен отвечать всем тем требованиям, которые устанавливаются для выполнения подобных работ детьми;

§ размеры образца должны быть оптимальными для удобства выполнения изделия детьми (выполнение слишком большого изделия потребует много времени, а на маленьком изделии трудно будет увидеть и выполнить мелкие детали).

При планировании хода выполнения работы часто используют предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий.

Предметно-операционный план - это расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия. При оформлении предметно-операционных планов необходимо соблюдать ряд требований:

§ единообразное изображение операций;

§ образцы изделия, доведенные до разной степени готовности, следует прикреплять на отдельные карточки или располагать на доске так, чтобы их можно было снять и рассмотреть со всех сторон;

§ размеры деталей на плане должны точно соответствовать размерам образца;

§ метки, линии, цифры надо обозначать отчетливо и достаточно крупно, чтобы их могли видеть учащиеся, сидя за задними партами;

§ цвет бумаги, ниток, фактура ткани полуфабрикатов предметно-операционного плана подбираются в точном соответствии с образцом и с заготовками, которые раздаются учащимся;

§ приспособления, фон карточки плана должны значительно отличаться от материалов, применяемых для изготовления поделки, чтобы не затруднять восприятие демонстрируемого пособия.

Графический план - это последовательность выполнения работы в виде графических рисунков. Его следует применять при изготовлении изделий из глины и пластилина, природного материала. При составлении графического плана необходимо учитывать следующее:

§ рисунки даются несколько увеличенными по сравнению с образцом и обязательно в объемном и четком изображении;

§ цвет деталей на плане обязательно должен совпадать с цветом материалов, из которых ученики будут выполнять изделие;

§ каждый рисунок должен соответствовать одной операции.

Словесный план - это объяснение последовательности изготовления изделия в виде надписей. Такие планы используют в конце второго, в третьем классе, когда ученики уже в достаточной степени овладели навыком чтения целыми словами. К словесному плану также предъявляются свои требования:

§ каждый пункт пишется на полосках бумаги крупными буквами, чтобы любой ученик с места мог прочитать написанное;

§ предложения должны быть короткими, содержать названия необходимых операций и приемов, иногда инструментов;

§ построение предложений должно быть единообразным, состоять из знакомых детям слов (если применяются новые слова, то обязательно необходима словарная работа).

При использовании плана изготовления того или иного изделия необходимо учитывать:

§ задачи урока (умения, двигательные навыки и технические сведения, которыми согласно программе должны овладеть учащиеся);

§ место урока в системе занятий (определение, насколько самостоятельно ученики могут составлять план работы над изделием в данный период обучения, какие двигательные приемы ими усвоены);

§ степень новизны материала, сложность изделия, способность школьников воспользоваться предлагаемым пособием;

§ опыт работы учащихся с карточками плана;

§ количество деталей в изделии (чем больше частей содержит объект, тем подробнее должны быть пункты плана).

На уроках трудового обучения в младших классах используется два варианта предметно-операционных, графических и словесных планов.

1. Подробный план, отражающий все операции и содержащий сведения о выполнении новых или сложных приемов. При показе новых операций обычно демонстрируются и инструменты, с помощью которых они должны выполняться.

2. Сокращенный план, содержащий только основные операции. Сведений о способах выполнения приемов, об инструментах в нем нет.

Опыты - это определенные манипуляции с предметами с целью выделения свойств, которые невозможно обнаружить путем внешнего осмотра. На уроках трудового обучения в ходе опытов учащиеся узнают о некоторых свойствах различных материалов (пластилина, глины, бумаги, ниток, проволоки, древесины). Например, ученики выполняют ряд действий с бумагой, чтобы узнать о ее свойствах. Они сгибают полоски тонкой и толстой бумаги, разрывают ее, сминают и т.д. Результаты опытов обсуждаются совместно с учащимися, после каждого действия формулируется вывод.

Наблюдения - это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. На уроках труда учащиеся наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окружающего мира во время экскурсий.

При показе двигательной программы трудового приема учитель выполняет его сначала в нормальном, а затем и в замедленном темпе. Каждое действие должно сопровождаться объяснением. При этом необходимо обращать внимание школьников на самые, казалось бы, элементарные вещи. Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. Например, ножницами по прямой линии разметки режут вперед; синхронное движение рук при резании по кривым линиям - с поворотом бумаги слева направо; прямой стежок выполняется справа налево и т. д.

В трудовом обучении довольно часто применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем. Особенность инструктажа в специальной (коррекционной) школе VIII вида заключается в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием их последовательности и объяснением структуры. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий. Затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением.

Из группы практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы.

Упражнение - это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие.

Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций.

Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделия, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций.

Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде полезного в быту изделия.

Рабочие упражнения - в их содержании нет новых элементов, процесс работы учащимся хорошо знаком.

Упражнения должны обеспечивать постепенное повышение самостоятельности ребят в работе.

Лабораторные работы - это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. Организация лабораторных работ требует наличия необходимых материалов и оборудования.

Выбор методов обучения зависит от темы, цели и задач конкретного урока, возрастных особенностей учащихся, сложности и степени новизны изучаемого материала, а также от индивидуальных трудовых возможностей и психофизических особенностей школьников с интеллектуальными проблемами. Таким образом, при использовании определенной методики появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от характера их затруднений.

Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности .

Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной школами, вспомогательная школа имеет еще свои специфические задачи.

Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития умственно отсталого школьника. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей -- обеспечить сознательное и прочное усвоение- учащимися сообщаемых на трудовых занятиях сведений, навыков и умений.

В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Производя на уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в процессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, умственно отсталый школьник убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение .

Умственно отсталому школьнику, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности. Следует также иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего, с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности учащегося по окончании школы. Такое осознание дается умственно отсталому ученику с большим трудом даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе .

Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. (Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой -- помогает навести порядок и в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.

Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.

Так, большое внимание уделялось ручному труду в первых вспомогательных школах Петербурга и Москвы, организованных Е. К. Грачевой и М П. Постовской Характеризуя особенности программы вспомогательной школы, М. П. Постовская отмечает, в частности, что "она (программа) предусматривает обучение девочек домоводству, а мальчиков -- ремесленному ручному труду".

Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.

Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной школе 8 вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.

Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга., а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике .

Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственно отсталых школьников в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом .

Умственно отсталые школьники в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.

Лучшие учителя во времена отечесвтенной вспомогательной школы и на современном этапе с целью приближения учебного процесса к жизни и возможностям умственно отсталых школьников стараются связать его с общественно полезным трудом. Это способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу, побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности.

Значительный интерес в этом отношении представляет опыт прошлых лет, например, вспомогательной школы-интерната г. Горького. Придавая большое значение работе учащихся в школьном саду и на учебно-опытном участке, учительница С. Т. Шанина связывает проходимый на уроках естествознания материал с этой работой .

Как указывает В.В.Воронкова для подготовки школьников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).

С этих позиций развивалась новая ветвь профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ -- сельскохозяйственный труд (Е. А. Ковалева, О. Д. Кудряшова, Я. А. Якушев, Е. Я. Якушева).

На основе исследований о доступности умственно отсталым школьникам некоторых видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаны программы по сельскохозяйственному труду.

В настоящее время вспомогательная школа обеспечена программами по 5 видам труда в городских условиях (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному) и специальными программами для школ с сельскохозяйственным профилем обучения или находящихся в сельской местности (сельскохозяйственный труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело). Перспективны программы, разработанные С. Л. Мирским по обслуживающему труду и Е. А. Ковалевой по цветоводству и декоративному садоводству как для школ сельской местности, так и городских школ. Исходя из местных условий, в ряде школ обучение ведется тем видам труда, по которым учащиеся могут быть трудоустроены (трикотажное дело, вязальное дело, цветоводство, сетевязальное дело, кулинария, обработка рыбы и др.).

Все проводимые исследования и богатая практика работы вспомогательной школы помогают решать многие вопросы подготовки умственно отсталых учеников к жизни в обществе и труду в условиях общего производства, т. е. их социальной и трудовой адаптации.

Таким образом, в специальной школе 8 вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд.

Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы доведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Специальная коррекционная школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека - производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой базе проходит вооружение учащихся, оканчивающих специальную коррекционную школу VIII вида, одной из массовых рабочих профессий.

Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда нужно обратить серьезное внимание на развитие у детей с нарушением интеллекта интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают. При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика специальной коррекционной школы VIII вида большое коррекционное значение.

Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, занятиях обучающиеся, воспитанники их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в специальной коррекционной школе VIII вида выступает как средство, помогающее сознательности обучения ребенка с нарушением интеллекта. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика специальной коррекционной школы VIII вида. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников. По этой причине вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает в специальной коррекционной школе VIII вида особое значение.

И, наконец, обучающиеся, воспитанники специальной коррекционной школы VIII вида требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.

Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формируются положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.

Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в специальных коррекционных школах VIII вида решаются на занятиях ручным трудом, уроке социально-бытовой ориентировке, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производительной практики. За время обучения в специальной коррекционной школе VIII вида дети имеют целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков обучающимся, воспитанникам специальных коррекционных школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду, урок по социально-бытовой ориентировке, работу в мастерских, на пришкольном участке, общественно - полезный труд.

Основной особенностью обучающихся, воспитанников младших классов специальных коррекционных школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность обучающихся, воспитанников по изготовлению разнообразных изделий дает учителю, воспитателю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, панно, полочки, бусы для счета и т. д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных обучающимися, воспитанниками во время занятий в классе.

Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. При этом обучающиеся, воспитанники специальных коррекционных школ VIII вида таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах),- таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках социально-бытовой ориентировки.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде - дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. По этой причине особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.

В работе с обучающимися, воспитанниками широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках труда, занятия по ручному труду и урок социально-бытовой ориентировки, закрепить навыки самообслуживания.

В специальной коррекционной школе VIII видам вся трудовая деятельность учащихся˸ самообслуживание, производительный и даже учебный труд - должна носить общественно полезный характер. Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися специальных коррекционных школ VIII вида, страдающими пассивным отношением к жизни.

В специальной коррекционной школе VIII вида огромное значение для воспитания учащихся имеет производительный труд, который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией.

Программами по профессионально-трудовому обучению с IV класса предусмотрена работа детей с нарушением интеллекта учащихся в мастерских и на пришкольных участках. Такой труд уже является производительным, создающим материальные ценности.

Общественная значимость труда формирует социальные мотивы, повышает его воспитательную роль. В мастерских дети изготовляют различные пособия для учебных кабинетов, предметы бытового пользования для спален и игровых комнат. Учащиеся могут выполнять отдельные несложные детали или предметы по заказу предприятий (к примеру, мешки для пылесосов по заказу фабрики). Очень важно, чтобы ученики в мастерских имели возможность использовать свои знания по арифметике, черчению и другим учебным предметам. Это помогает умственно отсталым детям развить познавательные интересы, более глубоко осознать учебный материал. Эта задача решается легче, в случае если в конце каждого учебного года (с V по VIII класс) проводить производственную практику. Она организуется непосредственно на производстве и позволяет показать учащимся крайне важность общеобразовательной подготовки рядового рабочего и колхозника. Очень полезна постоянная связь школьника с производством, взаимные обязательства учащихся и рабочих шефствующих предприятий, взаимная информация о трудностях и удачах в работе. Многие коррекционные школы держат тесную связь с шефскими предприятиями, регулярно организуют экскурсии на заводы, устраивают витрины, стенды, посвященные жизни шефствующих предприятий и отдельным передовикам производства.

Вся эта работа,͵ а также овладение трудовыми навыками в школьной мастерской готовят учащихся к участию в производительном труде, к овладению определенной профессией.

Производственное обучение и производительный труд - завершающий этап практической подготовки учащихся к будущей работе на предприятиях. Особое значение приобретает производительный труд обучающихся воспитанников специальной коррекционной школы VIII вида в сельском хозяйстве. Работа на свежем воздухе и в более спокойной (чем на заводе) обстановке помогает корригировать дефекты учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. В программах по профессионально-трудовому обучению специальных коррекционных школ VIII вида предусмотрен ряд профессий, которыми могут овладеть умственно отсталые ученики. По этой причине наши выпускники могут трудиться в самых различных областях народного хозяйства.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, многими школами разработана система поощрения˸ переходящие вымпелы, премии, вынесение благодарностей и т. д. Организуются также праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных классов и учащихся. Поощрения возможны и в том случае, в случае если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами обучающиеся воспитанники.

Организация урока ручного труда в коррекционной школе VIII вида.

Одной из важных теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

Важная роль в коррекционно-педагогической системе принадлежит трудовому обучению и воспитанию.

Уроки ручного труда в начальной школе являются первым этапом в системе профессионально - трудовой подготовки учащихся специальной (коррекционной) школе VIII вида. Задача этого этапа заключается в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации этих задач при проведении уроков труда необходимо создать условия сотрудничества учителя и ученика, максимально учитывать интересы учащихся, их потребности, создавать ситуацию успеха у учащихся, гордости в связи с проделанной работой. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятийного назначения. В процессе их изготовления умственно отсталые школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками (ОТУН), знаниями о материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция их интеллектуальных и физических недостатков. Реализуются воспитательные задачи.

Успешность трудового обучения во многом зависит и от мотивов, которыми руководствуются учащиеся, поэтому формирование ОТУН следует сочетать с педагогической деятельностью направленной на развитие личности учащихся, формированию у них правильного отношения к труду, рациональным приемам работы. Поэтому очень важно не только научить детей выполнять определенные трудовые операции, но и обучать их интеллектуальным действиям - это умение ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, осуществлять контроль (самоконтроль).

В связи с этим выбор методов, приемов, форм, средств обучения, видов изделий должны соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям, способствовать коррекции имеющихся у них психофизических недостатков, учитывать потребности школьников, способствовать формированию, развитию и реализации положительных мотивов в учебно -трудовой деятельности. Изделия, которые изготавливают дети на уроках, должны быть полезными, красивыми, вызывать желание иметь такие вещи у себя, делать их самостоятельно, должны воспитывать у умственно отсталых школьников желание заниматься различными видами трудовой деятельности.

Основные методы обучения младших школьников.

Метод обучения - это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков.

В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в преподавании всех дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда:

    Словесные методы (словесная передача и слуховое восприятие учебной информации).

    Наглядные методы (зрительное восприятие).

    Практические методы (подача учебной информации по средством практических трудовых действий и тактильного кинетического восприятия).

На своих уроках я использую словесные методы, наглядные методы, практические методы

Основные формы организации трудового обучении.

Трудовое обучение в СКОШ VIII вида организуется в различных формах, это учебные занятия, экскурсии, общественно – полезный труд (ОПТ), кружковая работа.

В младших классах основной формой обучения являются уроки ручного труда, экскурсии. Экскурсия – особая форма урока (занятия), связанная с наблюдениями за окружающей действительностью, предметами и явлениями (экскурсия на природу, в школьные мастерские).

Однако необходимо еще отметить внеклассную работу. Внеклассная работа имеет большое образовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию позитивных интересов, духовных потребностей школьников, помогает раскрыть творческие способности учащихся, воспитывает культуру труда, формирует устойчивый положительный мотив к трудовой деятельности.

Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках ручного труда в младших классах.

Одной из главных задач обучения в младших классах СКОШ VIII вида является формирование общетрудовых умений и навыков. К таким умениям относится ориентация в задании, планирование работы, самоконтроль. Овладение всем этим для умственно отсталых школьников представляет большую трудность, но сформировать данные умения и навыки является первостепенным значением для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения. Поэтому на уроках трудового обучения в младших классах необходимо проводить целенаправленную работу по формированию этих умений и навыков. Важное условие в этом - помощь и направляющее действие учителя.

Структура уроков труда в младших классах.

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязь между собой. Она может быть различной и зависеть от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащегося, специфики коллектива класса.

Трудовое обучение в младших классах в основном осуществляется в форме урока и экскурсии. Здесь необходимо продумать, сколько времени займет каждый этан урока, причем большую часть урока необходимо отвести практической работе.

Мною используется следующая структура урока

    Организационный момент

    Вводная беседа и сообщение темы.

    Ориентация в задании.

    Планирование работы.

    Практическая работа.

    Отчет о проделанной работе.

    Оценка качества выполненной работы.

    Подведение итогов урока.

При проведении экскурсии использую такую структуру урока

    Подготовительный этап.

    Вводная беседа.

    Подготовка инвентаря (коробки, папки и т.д.)

    Проведение экскурсии.

    Заключительная беседа.

Ориентация в задании.

Чтобы выработать у учащихся умение ориентировать в задании использую следующие приемы

    Анализ образца изделия (его форма, размер, материал из чего сделан).

    Создание четкого и полного образца изделия (это образцы, натуральные предметы, муляжи, игрушки).

    Необходимые инструменты для работы (уточняю, что нам понадобиться).

Предварительное планирование работы над изделием.

    Установление последовательности выполнения действий (составление плана работы по пунктам. Это способствует тому, что дети учатся необходимости планировать свою работу и придерживаться плана в практической деятельности.

Самоконтроль

Самоконтроль для детей затруднителен. Умственно отсталые дети часто не видят ошибок, затрудняются в анализе, но постепенно этот навык формируется. Дети учатся видеть свои ошибки.

В моей работе по преподаванию ручного труда в младших классах задачами каждого урока является формирование ОТУН и двигательных приемов. На каждом уроке воспитываются положительное отношение к труду, аккуратность, настойчивость, умение работать в коллективе.

Методики, используемые на уроках труда.

    Жидкина Т.С. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида»

    Дульнев Г.М. «Основные требования трудового обучения во вспомогательной школе»

    Пинский Б.Н. «Психологические особенности учащихся младших классов.»

    Пинский В.Н. «Психологические требования деятельности учащихся вспомогательной школы»

    Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. «Ручной труд в 4 классе»

    Мирский С.Л., Павловап Н.П.,

    Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»

    Конышева Н.М. «Умелые руки»

    Николаев А.М. « Содержание аппликационных работ в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых учащихся младших классов»

    Антипов В.И.» Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе»

    Гульянц Э.К., Базин Н.Я. «Что можно сделать из природного материала»

    Граборов А.Н. «Ручной труд во вспомогательной школе»

    Павлова Н.П. «Новая программа по труду во вспомогательной школе»

    Федько Б.М. «Коррекционно-развивающее значение работы с бумагой и картоном на уроках ручного труда в младших классах вспомогательной школы»

    Маллер А.Р. «Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей»

    Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта»

Войцеховская Татьяна Владимировна учитель трудового обучения (ручной труд)

ГБОУ школа № 46 «Центр РиМ» Санкт Петербург

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ (VIII ВИДА)

Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы VIII вида. Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной педагогикой и психологией.

Научное обоснование этой проблемы связано, прежде всего, с именем Л.С. Выготского. Он рассматривал её как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с нарушениями интеллекта, и подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.

В трудовом обучении умственно отсталых школьников, как и в обучении общеобразовательным предметам, проявляется большой разброс уровней способностей учащихся. У одних учащихся больше нарушено восприятие, мышление, формирование знаний, но относительно сохранны моторика, работоспособность, волевые качества, сформировалось устойчивое положительное отношение к труду. У других наблюдаются иные сочетания нарушенных и относительно сохранных свойств трудовой деятельности. Таким образом, в оценке результатов трудового обучения необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения. Проблема состоит в том, что у умственно отсталого школьника отсутствует резкий переход, граница между относительно сохранными и глубоко нарушенными профессионально важными качествами

Основой эффективного трудового воспитания является осуществление следующих задач:

Формирование положительного отношения учащихся к труду;

Воспитание понимания необходимости участия в труде;

Трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности умственно отсталых школьников.

В процессе труда у них формируются такие ценные черты личности, как коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность. В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у умственно отсталых школьников происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных и иных потребностей и интересов.

Демор, придававший большое значение ручному труду в условиях вспомогательной школы, писал: «Ручной труд побуждает инициативу, заставляет работать мозг, побуждает внимание и желания и регулирует проявления воли. Таким образом, является важным орудием для развития интеллекта и для прочного усвоения различных знаний». Он же подчеркивал, что «учитель, занимающийся обучение умственно отсталых детей, должен уметь преподавать ручной труд».

Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у детей социальных мотивов деятельности.

Формирование положительного отношения умственно отсталых учеников к своей будущей профессии, к доступным видам труда часто осложняется тем, что они завышают свои возможности. Таким образом, формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного отношения к доступным видам труда становится средством воспитания нравственных качеств учащихся. Большое внимание уделяли ручному труду первые организаторы коррекционных школ в России.

Во вспомогательной школе-санатории профессора В. П. Кащенко ручному труду уделялось исключительно большое внимание. «Ручной труд, — писал В.П. Кащенко, — имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка».

Трудовая деятельность умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психофизического развития. Как известно, познавательные процессы у умственно отсталых школьников недостаточно развиты и обнаруживают существенные отклонения от нормы. Это накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, которая состоит не только из практических, но и познавательных действий. От развития этих познавательных действий зависят характер и результаты трудовой деятельности.

Большое влияние на трудовую деятельность умственно отсталых школьников оказывает то, что их восприятие является недостаточно аналитическим. В ряде случаев это приводит к тому, что трудовые действия выполняются учащимися без учета пространственных связей и отношений между отдельными деталями, без предварительного установления порядка и последовательности действий.

Сознательная трудовая деятельность невозможна без запоминания, без привлечения прошлого опыта. Без работы памяти невозможно усвоение новых знаний, формирование трудовых навыков и умений и их использование в самостоятельной работе.

Как показали исследования Л. В. Занкова, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и др., процессы памяти или включены в определенную деятельность, или сами выступают как особая форма деятельности. В обоих случаях они непосредственно связаны с целью, направленностью, мотивами и способами деятельности. Поскольку эти компоненты деятельности формируются у умственно отсталых школьников в аномальных условиях, процессам памяти (как и другим познавательным процессам) у умственно отсталых школьников присущ ряд особенностей.

Одной из основных особенностей памяти умственно отсталых детей является то, что она у них слабее, чем у нормальных детей.

Другой важной особенностью памяти умственно отсталых школьников является отсутствие существенных различий между продуктивностью непреднамеренного и преднамеренного запоминания. У нормальных школьников эти различия больше.

Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показали, что, в отличие от нормальных школьников, они никогда не прибегали к припоминанию способов выполнения повторяющихся действий с целью их рационализации. Умственно отсталые школьники пользовались припоминанием лишь в тех случаях, когда они оказывались перед необходимостью преодолеть повторно одни и те же затруднения.

В трудовой деятельности исключительно велика роль мыслительных процессов. Для того чтобы отобрать необходимые материалы для работы, наметить правильный план действий, контролировать их выполнение, вносить в работу нужные изменения, необходимо использовать анализ, синтез, обобщение и т. д. От развития мыслительных процессов зависит успех выполняемой работы.

Формируясь на основе плохо развитой речи, бедного запаса представлений об окружающей действительности и на фоне общего недоразвития психики, мыслительные процессы умственно отсталых школьников обнаруживают существенные отклонения от нормы. Как показали специальные психологические исследования (И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, А. И. Липкина, М. В. Зверева и др.), у умственно отсталых детей крайне несовершенны процессы анализа и синтеза.

При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя умственно отсталые дети относятся к получаемым результатам недостаточно критически. Они не соотносят эти результаты с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов. Так, например, они не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом изготавливаемые ими на уроках труда изделия.

Трудовая деятельность умственно отсталых школьников в значительной степени зависит от особенностей их физического развития.

Учащиеся коррекционной школы значительно отстают от учащихся массовой школы в физическом развитии. Это проявляется у них наиболее ярко при выполнении упражнений и действий, требующих физической силы и быстроты. Эти дети быстро устают, если к сказанному прибавить, что у умственно отсталых школьников не развита ориентация в пространстве и времени, то станет совершенно ясно, какое большое влияние оказывают особенности их физического развития на трудовые действия.

Успешность трудовой деятельности зависит в сильной мере от работоспособности человека. Если человек быстро устает и начатую работу продолжает в неоптимальных условиях, то это не может не повлиять на ее результаты. Было также обнаружено, что продуктивность умственно отсталых учащихся при выполнении различных учебных заданий в два-три раза ниже, чем у нормальных учащихся.

На протяжении урока работоспособность учащихся коррекционной школы сильно меняется. Причем снижение работоспособности наблюдается у них не только в конце урока, но и в начале, и в середине. В начале урока их низкая работоспособность обусловлена неумением мобилизовать себя и взять необходимый темп работы. В середине урока она часто вызывается отсутствием умения преодолевать трудности, настойчиво и самостоятельно добиваться необходимых результатов.

Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования

Привычка постоянно оперировать с инструментами и материалами, вскрывать их свойства, устанавливать отношения, создавать определенные материальные ценности в виде тех или иных поделок, видеть использование этих поделок другими - все это ведет к выработке у учащихся прочных трудовых установок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. М., Педагогика, 1994.

2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе- М.: Просвещение, 1969.

3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.

4. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. //Дефектология. - 1993. - №5.

5. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95

6. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. //Дефектология. - 1986. - №1.

7. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1988.