Высший судебный орган российской империи. Какой административный орган российской империи был высшей судебной инстанцией

1. В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.

В отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, выносится отдельное определение, исполнение которого осуществляется по правилам процессуального законодательства государства, на территории которого это имущество находится, или в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государством, на территории которого это имущество находится.

2. Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина.

Собрание кредиторов вправе принять решение о проведении оценки имущества гражданина, части этого имущества, включенных в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, с привлечением оценщика и оплатой расходов на проведение данной оценки за счет лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения.

3. Имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(142160, "yandex_ad", { stat_id: 4, ad_format: "direct", font_size: 1, type: "horizontal", limit: 1, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "FFFFFF", bg_color: "FFFFFF", title_color: "3B6391", url_color: "3B6391", text_color: "000000", hover_color: "0066FF", sitelinks_color: "3B6391", favicon: true, no_sitelinks: false }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

4. Продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 138 настоящего Федерального закона с особенностями, установленными настоящим пунктом.

Начальная продажная цена предмета залога, порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.

В случае наличия разногласий между конкурсным кредитором по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, и финансовым управляющим в вопросах о порядке и об условиях проведения торгов по реализации предмета залога каждый из них вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, которое может быть обжаловано.

5. Если финансовый управляющий не сможет реализовать в установленном порядке принадлежащие гражданину имущество и (или) права требования к третьим лицам и кредиторы откажутся от принятия указанных имущества и (или) прав требования в счет погашения своих требований, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом и (или) правами требования. При этом имущество, составляющее конкурсную массу и не реализованное финансовым управляющим, передается гражданину по акту приема-передачи. В этом случае пункт 1 статьи 148 настоящего Федерального закона не применяется.

6. О проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов. В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего в арбитражном суде.

7. Имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, предусмотренным настоящей статьей. В таких случаях супруг (бывший супруг) вправе участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в том числе при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам.


ВЕРХОВНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД - высший чрезвычайный судебный орган Российской империи. Создавался для проведения политических процессов декабристов (1826), Д.В. Каракозова (1866), А.К. Соловьева (1879) и др. С 1906 г. рассматривал крупные уголовные дела как первая судебная инстанция.

  • ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ - ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ (ВС), 1) В 1936-1988 высший орган государственной власти СССР; избирался гражданами на 4 года, с 1977 - на 5 лет. С 1989 - постоянно действовавший законодательный и контрольный орган г...
  • ВЕРХОВНЫЙ СУД - ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В...
  • ВЕРХОВНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД - ВЕРХОВНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД, высший чрезвычайный судебный орган Российской империи. Создавался императорскими указами для рассмотрения особо важных дел. Впервые учреждён в 1764 по делу В. Я. Мировича, в 1...
  • ВОЛОСТНОЙ СУД - ВОЛОСТНОЙ СУД, выборный сословный судебный орган 2-й половины 19 - начала 20 вв., разбирал мелкие гражданские и уголовные дела крестьян.
  • ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД Российской Федерации - ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД Российской Федерации, высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Судьи Высшего арбитражного суда назначаются Совет...
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата. Рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императоро...
  • КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, в 1802-1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал пр...
  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Создан в Российской Федерации в октябре 1991, реорганизов...
  • МИРОВОЙ СУД - МИРОВОЙ СУД, низшее звено судебной системы, создан в результате судебной реформы 1864, действовал до середины 1889 и в 1912-17, рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела.
  • ОКРУЖНОЙ СУД - ОКРУЖНОЙ СУД, судебный орган, учреждён по судебным уставам, принятым в ходе судебной реформы 1864. Судебный округ включал 2-3 уезда. Рассматривал уголовные (с участием присяжных заседателей) и граждан...
  • ПЕТРОГРАДСКИЙ ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ - ПЕТРОГРАДСКИЙ ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (ПВРК), орган Петроградского совета по подготовке и руководству вооружённым восстанием. Положение о ПВРК утверждено Исполкомом Петросовета 12.10.1917. Больши...
  • СЕНАТ - СЕНАТ (латинское senatus, от se-пех - старик), Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчинённый императору. Учреждён Петром I в 1711 как высший орган по делам законодательства и госу...
  • СОВЕСТНЫЙ СУД - СОВЕСТНЫЙ СУД, губернский суд в 1775-1862. Рассматривал гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные дела (малолетних, невменяемых и т. п.).

Тема 7. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (I половина XIX в.)

Тест № 1

1. Какой административный орган Российской империи был высшей судебной инстанцией?

Б) юстиц-коллегия

В) Министерство юстиции
2. Что предлагал М.М. Сперанский в своем проекте реформ?

А) ввести строй конституционной монархии

В) ввести строй конституционной республики
3. Какой строй должен был установиться в России по проекту П.И. Пестеля?

А) конституционная монархия

Б) демократическая республика

В) самодержавная монархия
4. Какие преобразования готовились декабристами в случае победы восстания

А) передача всей земли крестьянам в безвозмездное пользование , отставка всех министров , разгон Сената

Б) передача всей полноты власти крестьянским общинам, отмена монархии

В) провозглашение через Сенат демократических свобод, отмена крепостного права , созыв Учредительного собрания
5. Какая категория населения России в первой половине XIX в. Относилась к полупривилегированным сословиям?

А) личные дворяне

Б) мещане

В) казаки
6. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева?

А) демократическая республика

Б) самодержавная монархия

В) конституционная монархия
7. Из каких административных единиц состояла Российская империя в первой половине XIX в.?

А) наместничество – воеводство - уезд

Б) воеводство – провинция - район

В) генерал-губернаторство – губернаторство – уезд
8. В каком году был издан указ о вольных хлебопашцах?

В) 1812 г.
9. Какой орган власти, задуманный М.М. Сперанским, так и не был открыт в России в первой половине XIX в.?

А) Совет министров

Б) Государственный совет

А) однодворцы

Б) казаки

В) духовенство

Тест № 2

1. Что предлагал в своем проекте реформ М.М. Сперанский?

А) предоставить крестьянам право приобретать движимое и недвижимое имущество в собственность

Б) освободить крестьян без земли

В) дать право крестьянам уходить от помещиков
2. Какая категория населения России в первой половине XIX в. Относилась к податным сословиям?

А) государственные крестьяне

Б) казаки

В) однодворцы
3. По какому принципу строилась деятельность центральных органов исполнительной власти согласно министерской реформе Александра I?

А) по принципу коллегиальности

Б) по принципу единоначалия

В) по принципу демократического централизма
4. Какое учреждение должно было отвечать за внутреннюю безопасность по Манифесту об «Общем учреждении министерств» (1811)?

А) Охранное отделение

Б) Министерство полиции

В) Департамент полиции при Министерстве внутренних дел
5. Согласно министерской реформе Александра I

А) министры назначались Государственным советом и были ответственны только перед ним

Б) министры избирались служащими министерства и были ответственны только перед ними

В) министры назначались императором и были ответственны только перед ним
6. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам

Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев

В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян на волю за выкуп
7. Каковы были итоги административных реформ Александра I?

А) создание министерского административного управления

Б) создание системы местного самоуправления - земств

В) создание Собственной Его Величества Канцелярии
8. Кому принадлежала верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в стране?

А) императору

Б) Государственному совету

В) Сенату
9. В какие годы при Александре I была проведена министерская реформа?

А) в 1810-1811

Б) в 1807-1810

В) в 1809-1822
10. «Русская правда» П.И. Пестеля предполагала:

А) разделение земли на общинную и частную, равенство всех граждан перед законом

Б) передачу всей земли в государственную собственность при сохранении помещичьего землевладения

В) передачу всей земли крестьянам
Тест № 3

1. Какие функции получил Государственный совет, созданный в 1810 г.?

А) законосовещательные

Б) исполнительные

А) духовенство

Б) мещане

В) казаки
3. Какой административный орган был высшим в России в первой половине XIX в.?

А) Комитет министров

Б) Государственный совет

В) Сенат
4. Когда был учрежден Государственный совет?

В) в 1815 г.
5. «Русская правда» П.И. Пестеля предполагала, что высшим законодательным органом власти в России станет:

А) парламент

Б) народное вече

В) Земский собор

6. Что такое «Негласный комитет»?

А) тайная полиция

Б) комитет по цензуре

В) близкое окружение Александра I, влиявшее на его политику
7. Указ от 12 (24) декабря 1801 г. позволял лицам свободных состояний (купцам, мещанам, казенным крестьянам) приобретать:

А) земли без крепостных

Б) земли и крепостных

В) государственные мануфактуры
8. Что предполагал проект крестьянской реформы 1819 г. министра финансов Д.А. Гурьева?

А) разрушение общины и создание в России фермерских хозяйств

Б) сохранение помещичьего землевладения

В) освобождение крестьян без земли
9. «Русская правда» П.И. Пестеля предполагала, что исполнительным органом власти в России станет:

А) народное вече

Б) державная дума

В) дворянское собрание
10. Согласно проекту первой русской конституции 1820 г., подготовленной Н.Н. Новосильцевым, Россия превращалась:

А) в парламентскую республику

Б) в неограниченную монархию

В) в конституционную монархию
Тест № 4

1. В 1837-1841 гг. П.Д. Киселев провел административную реформу, в результате которой государственные крестьяне:

А) стали юридически свободными землевладельцами

Б) попали под власть помещиков

В) перешли в разряд монастырских крестьян
2. Обер-прокурор Синода:

А) назначался царем

Б) избирался членами духовной коллегии

В) тайно избирался на поместном Архиерейском соборе
3. Каких крестьян касалась реформа, проведенная П.Д. Киселевым?

А) частновладельческих

Б) крестьян западнорусских губерний

В) государственных

4. Кто осуществил кодификацию русского законодательства в 1830-е гг.?

А) М.М. Сперанским

Б) В.П. Кочубей

В) А.Х. Бенкендорф
5. Какой орган политической полиции был создан при Николае I?

А) III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

Б) Тайный приказ

В) Тайная канцелярия
6. Кто в царствование Николая I получил преимущество в системе в административных органов власти?

А) Государственный совет и Сенат

Б) Комитет министров , министерства

В) Собственная канцелярия императора
7. В 1826 г. создается:

А) Непременный совет

Б) Совет при высочайшем дворе

В) Собственная Его Величества канцелярия
8. В каком году был создан Государственный совет?

В) в 1801 г
9. Нормативный правовой акт, принятый в 1802 г.:

А) «Об учреждении министерств»

Б) губернская реформа

В) Устав благочиния
10. В начале XIX в. Роль высшего судебного учреждения выполнял:

А) Государственный совет

В) Комитет министров
Тест № 5

1. Первоочередной задачей в России в первой половине XIX в. стала кодификация:

А) законов о судоустройстве и судопроизводстве

Б) местных законов

В) уголовных законов
2. Кто, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании свода законов, а не нового уложения?

А) Николай I

Б) Павел I

В) Екатерина II
3. В ст. 1 Основных законов была сформулирована идея:

А) самодержавной власти императора Российского

Б) неограниченной власти Сената

В) ущемления прав местных органов управления
4. Главным административным органом в губернии был:

А) капитан-исправник

Б) старшина

В) губернатор
5. Законодательство различало верховное и подчиненное управление. Каким органом управления являлся Государственный совет?

А) верховным

Б) подчиненным

В) обособленным
6. Какие функции выполняло II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии?

А) политический сыск

Б) руководство женскими училищами и благотворительными заведениями

В) кодификация законодательства
7. Когда был принят новый уголовный кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»?

В) 1829 г.
8. Кто провел в 1837-1841 гг. реформу в отношении государственных крестьян?

А) А.А. Аракчеев

Б) П.Д. Киселев

В) М.М. Сперанский
9. К каким сословиям в России принадлежало духовенство?

А) к привилегированным

Б) к полупривилегированным

В) к податным
10. Свод законов должен был состоять из:

А) 10 разделов

Б) 8 разделов

В) 2 разделов
Тема 8. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (II половина XIX в.)

Тест № 1

1. Кто управлял городами по городской реформе 1870 г.?

А) губернаторы

Б) городские управы

В) городские думы
2. По судебной реформе 1864 г.:

А) вводилось равенство всех социальных групп перед законом

Б) сохранялся принцип сословного суда

В) создавался специальный суд для дворян
3. Для какой категории населения были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864 г.?

А) для купцов

Б) для крестьян

В) для горожан , имевших имущественный ценз ниже 1 тыс. рублей
4. Какие органы местного самоуправления учреждались по реформе 1864 г.?

А) советы сельских старост

Б) губернаторы

В) земские управы
5. Какие выборы проводились в земства по реформе 1864 г.?

А) прямые

Б) двухстепенные

В) многостепенные
6. На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю?

А) полностью за счет государственной казны

Б) бесплатно

В) за выкуп при содействии правительства
7. Кому подчинялись земские учреждения?

А) лично царю

Б) губернатору

В) предводителю местного дворянства
8. Что возглавлял городской голова по Городовому положению 1870 г.?

А) местную государственную администрацию города

Б) городскую думу

В) городскую управу
9. Кому непосредственно подчинялась городская дума по Городовому положению 1870 г.?

А) городской управе

Б) Сенату

В) губернатору
10. Высшая цензурная инстанция в России, созданная в 1872 г.:

А) Охранное отделение

В) Комитет министров
Тест № 2

1. Кем утверждались председатели земских управ?

А) земским собранием и земской управой

Б) министром внутренних дел и губернатором

В) императором и Сенатом
2. Кому принадлежала исполнительная власть на местах по земской реформе 1864 г.?

А) земскому собранию

Б) земской управе

В) дворянскому собранию
3. Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 18664 г.?

А) представителя местной администрации

Б) следователя

В) присяжного
4. Кому принадлежала распорядительная власть в городском самоуправлении по Городовому положению 1870 г.?

А) губернатору

Б) городской управе

В) городской думе
5. Что стало высшей кассационной инстанцией в России по судебной реформе 1864 г.?

Б) Судебная палата

В) Министерство юстиции

6. До реформы 1861 г. крестьянами управлял помещик. Кто выполнял эти функции после 1861 г.?

А) правительственный чиновник, назначенный Сенатом

Б) мир, или сход, во главе со старостой

В) староста, избираемый сходом
7. Реформа 1861 г. сохраняла за помещиками:

А) право собственности на ранее принадлежавших им дворовых людей

Б) право собственности на все принадлежащие им земли

В) на ½ часть помещичьей земли
8. Один из основных принципов земской реформы:

А) бюрократическая зависимость земских учреждений от центральных государственных органов

Б) сословность

В) выборность и бессословность
9. В чем заключалась функция земств?

А) осуществление политической власти на местах

Б) выполнение полицейских и фискальных функций

В) решение хозяйственно-административных и культурных вопросов местного значения
10. Как назывался орган городского самоуправления по Городовому положению 1870 г.?

Б) магистрат

В) городская дума
Тест № 3

1. Какая крупная реформа была проведена в 1864 г. вслед за отменой крепостного права?

А) военная

Б) городская

В) земская
2. Чем подчеркивалось неравное положение крестьян по отношению к другим сословиям России в пореформенное время?

А) применением телесных наказаний по отношению к крестьянам

Б) отправлением исключительно крестьян на каторжные работы

В) обязанностью исключительно крестьян нести воинскую повинность
3. Что вводила реформа судебных учреждений?

А) участие присяжных заседателей в уголовных процессах

Б) участие присяжных заседателей в политических процессах

В) участие присяжных заседателей исключительно во всех процессах
4. Кто был лишен представительства в земских учреждениях?

А) крестьяне

Б) рабочие и ремесленники

В) духовенство и интеллигенция
5. Что было учреждено вместо упраздненного в 1880 г. III отделения?

А) Охранное отделение

Б) Департамент государственной полиции

В) Министерство полиции
6. Закон о земских начальниках 1889 г.:

А) запрещал расправу над крестьянами

Б) усиливал полномочия волостного суда

В) упразднял мировой суд
7. Когда вышел закон о земских начальниках?

В) в 1901 г.
8. Кто был лишен выборного представительства в земствах по Положению о губернских и земских учреждениях от 1890 г.?

А) крестьяне

Б) интеллигенция

В) рабочие
9. В каком году было отменено крепостное право?

В) в 1869 г.
10. Исполнительным органом городского самоуправления являлась:

А) Городская дума

Б) Земская управа

В) Городская управа
Тест № 4

1. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали:

А) запретить перевод крестьян в разряд городских жителей

Б) запретить брать бывших крепостных на предприятия в качестве вольнонаемных рабочих

В) отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду
2. I съезд РСДРП состоялся в:

В) 1892 г.
3. Полицейская реформа была проведена в:

В) 1862 г.
4. Распорядительным органом городского самоуправления являлась:

А) Городская дума

Б) Земская управа

В) Городская управа
5. Исполнительным органом городского самоуправления являлась:

А) Городская дума

Б) Земская управа

В) Городская управа
6. Судебная реформа была проведена изданием четырех важнейших законов: Учреждения судебных установлений , уставов гражданского и уголовного судопроизводства, Устава о наказаниях. По этим законам судьи объявлялись:

А) несменяемыми

Б) сменяемыми

В) назначаемыми
7. Какие функции выполнял при рассмотрении уголовных дел коронный суд?

А) определял конкретную меру наказания

Б) проводил предварительное рассмотрение дел

В) участвовал в следствии
8. Приговоры по уголовным делам каких судов не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно?

А) окружных судов

Б) коронных судов

В) мировых судов

9. Кто рассматривал апелляции на решения окружных судов?

А) местные суды

Б) судебная палата

В) волостные суды
10. Прокуратуру возглавлял:

А) министр юстиции

Б) бургомистр

В) судья
Тест № 5

1. Согласно принципу презумпции невиновности, любое лицо считалось невиновности:

А) до тех пор , пока его виновность не будет установлена судом

Б) до тех пор , пока его не арестуют

В) до тех пор , пока он не сознается в совершении преступления
2. Важным нововведением судебной реформы в России считалось:

А) введение прокуратуры

Б) введение адвокатуры

В) создание городской думы
3. Наиболее важным в военной реформе 1874 г. было:

А) отмена рекрутских наборов, установление обязательной военной службы

Б) отмена обязательной военной службы

В) ужесточение рекрутских наборов
4. Что в конце XIX в. называли купеческой управой?

А) государственное учреждение , которое занималось надзором за купцами, налогообложением

Б) городскую организацию, избираемую собранием купцов, которая регистрировала торговые дома , имела право входить с представлениями в Министерство финансов

В) купеческих клуб, центр отдыха, делового общения
5. В конце XIX в. в России уезд административно разделялся на:

А) общины

В) станы
6. Кто возглавлял в России такую административную единицу, как стан?

А) становой пристав

Б) урядник

В) надзиратель

7. По судебной реформе 1864 г. к местным судам относились:

А) волостные, мировые судьи

Б) окружные суды

В) судебные палаты
8. Земства, созданные в результате земской реформы 1864 г., были:

А) органами местного самоуправления

Б) законодательными органами

В) исполнительными органами
9. Кто являлся председателем Совета министров , существовавшего с ноября 1861 г?

А) губернатор

Б) премьер-министр

В) император
10. В Российской империи большой город в административном плане делился на:

Б) участки

Суд в Российской империи

Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.

А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.

Допетровская эпоха

Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.

Основными судебными доказательствами в Киевской Руси были: собственное признание, показания свидетелей «послухов и видоков», суд Божий, присяга, жребий, внешние приметы.

Княжеский суд. Гравюра

В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляло вече (высшая судебная инстанция). Вече - собрание части мужского населения города, оно обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах », «указывало ему путь » из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

К. Лебедев "Новгородское вече"

В Московской Руси в XV- XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.

Конечно, это был процесс непростой и не быстрый. Но самым важным было то, что устанавливалась обязательная зависимость между «всякими судьями» и центральной властью. Поэтому при Иване III, в 1497 году , было издано письменное собрание законов и установлен порядок суда. Это собрание законов получило название Судебник.

Судебник Ивана III. Заглавный лист

При внуке Ивана III, царе Иване Грозном, Судебник был пересмотрен (1550 г. ), дополнен новыми статьями, следовало руководствоваться при суде только им. Оба Судебника имели много общего: судьями являлись управители городов и волостей, как было и в удельные времена. По Судебнику Ивана III судили наместники и волостели, по Судебнику Ивана IV стали судить те, кто заменил прежних наместников и волостелей, т. е. воеводы в пограничных городах, земские и губные старосты там, где жители получили право выбирать их себе. Оба Судебника предполагают суд возможно справедливый и нелицеприятный. Судебник Ивана III предписывает присутствовать на суде волостей и наместников избранным к тому населением «лучшим людям». Судебник царя Ивана Грозного указывает, чтобы «лучшие люди» не только присутствовали при суде, но и чтобы скрепляли своими подписями судный список, т. е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.

Судебник Ивана Грозного (схема)

Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет. Если дьяк, т. е. главный писарь суда, без ведома судьи, взявши взятку, составит судный список или запишет дело не так, как было на суде, то с него приказывалось взыскать половину того, что следовало бы с виновного судьи, и сверх того посадить в тюрьму; если подьячие, т. е. младшие писари, без ведома судьи или дьяка запишут что-либо не так, взявши взятку, то их били за это кнутом. Но через некоторое время многие положения Судебников устарели и оказались не в соответствии с новыми житейскими отношениями, менявшимися и осложнявшимися в трудном и сложном процессе превращения удельных порядков в государственные, который переживал русский народ во второй половине и конце XVI века и в первой половине XVII века. При царе Алексее Михайловиче было составлено в 1649 г . новое собрание законов, названное «Книга Уложенная» или просто – «Уложение» .

"Уложение" царя Алексея Михайловича

Этот документ был обширнее и значительнее Судебников, так как охватывал все стороны тогдашнего действующего права и излагал законодательный материал в более систематизированном виде. В царствование Грозного был выработан особый устав для суда губных старост – «Устав о разбойных и татебных делах», который определил порядок судопроизводства, следствия, удовлетворения пострадавших от разбоя и грабежа. «Уложение» царя Алексея Михайловича, усилив наказания за татьбу, разбой и грабеж, оставило в силе все узаконения Разбойного устава с его дополнениями. Свою основную черту – нераздельное соединение судебной власти с властью по управлению – суд сохранил до времен Петра Великого, когда была сделана попытка разделить дело суда и управления, но это была только попытка.

Суд при Петре I

Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.

Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты , или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Суд при Екатерине II

Схема судебной реформы Екатерины II

Только со времен императрицы Екатерины II суд отделяется от управления, т.е. судебные органы от административных. Далее: введен в действие сослов­ный принцип судоустройства (для каждого сословия – свой суд). Судебные органы стали формироваться на новых выборных нача­лах, которые сочетались с назначением.

Судебные органы делились на две инстанции: первую – на уровне уез­дов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую - на уров­не губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная ин­станция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы сле­дующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губер­нию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента – уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императ­рицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.

У городских жителей был свой сословный суд. Для них низшей ин­станцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, изби­равшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов­ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав­шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате­лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.

Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.

Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде­лила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций – палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными мес­тами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.

В 1775 г. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости» по инициативе Екатерины II был создан Совестный суд . От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Екатерина II учредила Совестный суд, находясь под влиянием «Духа законов» Монтескьё и руководствуясь собственной перепиской с энциклопедистами. По велению Екатерины, решения этого суда должны были быть основаны на «естественном праве», а судья должен был руководствоваться «голосом сердца», а также «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». Решения Совестного суда не обладало в имущественных спорах законной силой, а судьи не имели полномочий приводить решение в действие; в случае отсутствия добровольного согласия фигурантов иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.

Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации су­дебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелля­ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв­ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апел­ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго­ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс­шей инстанции.

Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до реформ 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.: многописьменность, тайну судебного производства, медленность его русский суд сохранил до преобразования суда при императоре Александре II, давшем России суд гласный, скорый, правый и милостивый.

Судебная реформа 1864 года, проведенная Александром II

Александр II

Суд при Александре III

Реформы Александра III называют контрреформами. Его контрреформы заключались в пере­смотре многих достижений предыду­щего курса в таких важнейших сфе­рах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Основной причиной резкой сме­ны правительственного курса в нача­ле 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Важную роль сыграла напряжён­ная внутриполитическая обстановка, вызванная террористической дея­тельностью народовольцев, и преж­де всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-муче­ником. Эту трагедию общественное созна­ние связало с «либеральной» деятельностью госу­даря, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отно­шение к революционным и либе­ральным силам страны не только со стороны власти, но и боль­шей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».

Александр III

Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками , должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Суд при Николае II

При Николае II существовали две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Судопроизводство в Российской империи

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь , в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов . С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника . В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.

В. Серов "Портрет императора Николая II"

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.