Традиционные подходы к типологии государства и права. Типология государства и права: различные подходы

Тип государства Ї это совокупность государств, имеющих общие признаки и отражают соответствующий уровень их развития на определенном историческом этапе.

В типологии государства следует понимать разделение всех государств существовали и существуют, на такие группы, которые позволят раскрыть их социальную сущность. Разделение государств на типы призван помочь выяснить, чьи интересы выражали или выражают государства, объединенные в данный тип.

Современная наука рассматривает два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.

1) Цивилизационный подход возлагает в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация», что включает социально-экономические условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии природы и человека, уровень его свободы Ї экономической, политической, социальной и духовной. Сторонники этого подхода (Г. Кельзен, Коркунов, А. Дж. Тойнби) соотносят государство, прежде всего с духовно-моральными и культурными факторами общественного развития.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды, они разделяют цивилизации на первичные и вторичные.

К первичным цивилизациям, обладающим командно организация государственной власти, отнесены: древневосточная (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма), эллинская (Спарта, Афины), римская, средневековая цивилизации.

К вторичным цивилизациям, которые характеризуются прежде правовой организацией государственной власти, отнесены: западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская цивилизации (современные государства Западной и Восточной Европы, Северной и Латинской Америки).

Цивилизационный подход, безусловно, обогащает представление об особенностях государственности отдельных стран, позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства одних слоев населения над другими, но и важнейший фактор духовного развития общества. Однако существенным недостатком такого подхода является недооценка социально-экономических факторов, возвеличивание культурного элемента, отсутствие определения исторических закономерностей развития государств, изменения одного типа государства другим. Разными учеными выделяются от 15 до 30 цивилизаций.

2) Формационный подход основан на экономических факторах, таких, как состояние развития производственных отношений, способ производства, которые в конечном итоге определяют определенный исторический тип государства. Согласно марксистским положениям, составляющим теоретическую основу этого подхода, классовая сущность государства, в конечном счете, определяется экономическим фактором, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом, по форме и содержанию обусловлена экономическим строем общества. По марксистской формационной теорией основанием типологии государства является общественно-экономической формации.

Формация Ї это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ и его основе Ї форме собственности.

В истории человечества таких формаций было пять:

  • 1) первобытнообщинная;
  • 2) рабовладельческая;
  • 3) феодальная;
  • 4) буржуазная (капиталистическая)
  • 5) коммунистическая (переходным этапом, которой была социалистическая). Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены типов производственных отношений, изжили, и замены их новым экономическим строем.

С каждой формацией, кроме первобытнообщинной и коммунистической, связан определенный исторический тип государства.

Исторический тип государства Ї это совокупность наиболее существенных признаков государства, существуют в пределах одной общественно-экономической формации, которые выражают ее социальную сущность и социальное назначение в обществе.

Марксистско-ленинистская теория выделяет четыре типа государства в зависимости от форм господствующей в них собственности:

  • 1) рабовладельческая;
  • 2) феодальная;
  • 3) буржуазная (капиталистическая)
  • 4) социалистическая.

В современных условиях в России по формационной признаку выделяют следующие типы государств:

1) Рабовладельческое (античное) государство, имела место с V в. до н. э. по III в. н. э. в древнегреческих полисах и Римской Империи.

Основными чертами рабовладельческой формации являлись:

  • * многоукладность экономики, значительную роль в которой играл труд рабов;
  • * рабы не являлись субъектами права и считались «говорящими орудиями труда»;
  • * наличие иных социальных групп крестьян, ремесленников;
  • * совмещение демократических и деспотических форм правления.
  • 2) Феодальный тип государства имел место в Европе в средние века, а также в некоторых странах Азии и Африки (вплоть до XX века). К основным признакам данного типа относятся:
    • * ведущая роль сельского хозяйства в экономике;
    • * сосредоточение главного средства производства земли в руках крупных земельных собственников феодалов;
    • * экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов и мелких феодалов (вассалов) от крупных (сюзеренов), что определяло устройство феодального общества (вассальные связи по вертикали).
  • 3) Капиталистическая формация распространена в мире с XVI XVII вв. по наши дни. Капитализм прошел в своем развитии ряд этапов: ранний; монополистический; индустриальный; постиндустриальный (современный).

Современный капитализм характеризуется:

  • * многообразием форм собственности (сочетание частного и государственного сектора);
  • * рыночным характером экономики;
  • * всеобъемлющей правовой регламентацией различных сфер жизни;
  • * как правило, демократическим политическим режимом;
  • * высоким уровнем социальной защищенности членов общества;
  • * наличием сильного среднего класса;
  • * преобладанием акционерных (раздробленных) форм собственности.
  • 4) Социалистическая формация была широко распространена в XX веке (СССР, Восточная Европа), в настоящее время продолжает существовать в Китае, Северной Корее (КНДР), на Кубе.

Особенность социалистической формации в следующем:

  • * преобладание государственной собственности;
  • * плановый характер экономики;
  • * наличие политической силы, осуществляющей прямое руководство экономикой и общественной жизнью (правящей коммунистической партии);
  • * значительный контроль за жизнью общества со стороны государства.

В настоящее время в российской юридической науке распространено мнение, что оптимальным при типологизации государства является совмещение формационного и цивилизационного подходов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

“Типология государств. Современные подходы”

Введение 3

Глава 1. Понятие типологии государства 5

Глава 2. Основные подходы к типологизации государств 5

5

2.2. Типология государства с точки зрения 5

цивилизационного подхода 5

Заключение 5

Список использованной литературы 5

Введение

Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества.

Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении.

Поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов.

Чтобы их систематизировать и обощить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.

Типология - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

Предпосылками для определения типологии государства и права является целый ряд факторов.

Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.

Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями.

Но в то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу - исторический тип государства и права.

В развитии каждого государства и права наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т. п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права - с другой.

Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.

Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства и права у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права.

В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.

В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином “прогресс”. Его содержание применительно к процессу развития государства и права характеризуется следующим:

1) постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека;

2) развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний;

3) уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды;

4) демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций;

5) гуманизация государственного управления и нормативного регулирования.

В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

Глава 1. Понятие типологии государства

Одни исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают что это-распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что типология - это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них.

Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.

Учение о типах государства разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). С учетом этих критериев различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. С.627. .

В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия. Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории Там же.

Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства. Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства, Ф. Энгельс писал: "Англия, конечно, демократическая страна, но демократическая в том же смысле, как и Россия; ибо народ везде, не осознавая этого, господствует, и во всех государствах правительство является только другим выражением степени образованности народа".

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.

Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях. Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т. е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.

Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969. С.47. .

Государство как политико-территориальная организация народа (общества) является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть и собственность (общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства.

Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.

И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т. е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства.

Глава 2. Основные подходы к типологизации государств

2.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода

Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.

Формация - исторический тип общества, основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства: рабовладельческое, феодальное и последний - социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление

Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников - помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Социалистический тип права - это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития

В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство - представляет собой государственность, возникающую в результате национально - освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) - экономическая основа этих государств

Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства

Первопричина смены исторических типов государств считается социально - экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально - экономического развития общества

Преемственность между историческими типами государств заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма - ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско - ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком.

Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.

Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.

По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально - экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социалистическое государство - это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, и всего народа.

Классово - формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется "совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно - экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы Основы теории государства и права, М., 1982. С.23

2.2. Типология государства с точки зрения

цивилизационного подхода

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства" Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.17. .

Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.

Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на этой ступени осуществляется в антагонистической форме. "Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней", - писал К. Маркс.

Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях "цивилизация - варварство" выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся:

в отношениях между обществом (государством) и природой,

2) в межгосударственных отношениях,

3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства "Общая теория права и государства" / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.286. .

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т. е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко-от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.

Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.137. . Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация - это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.

Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.

Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.

Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Тип государства определяется по типу цивилизации.

По отношению государства и личности различают следующие виды государств:

традиционные - в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;

современные (конституционные) - народ является источником власти,

полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

достоинство системность анализа;

недостаток - нечеткость критериев классификации.

Заключение

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией (см. схемы на с. 177).

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, - каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, “профеодальное”).

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить “восточное государство”, “азиатский способ производства” и “профеодализм”. Пора по-новому подойти и к характеристике “посткапиталистического” государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство-Китайская Народная Республика - продолжает строить социализм с китайской спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим “Запрещено все, кроме разрешенного законом”.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим “Разрешено все, что не запрещено законом”. Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву.

Английский историк А. Тойнби предложил цивили-зационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является все-охватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Список использованной литературы

Еллинек Георг. Общее учение о государстве. С. - Петербург, 1908. С. 211.

Каленский В.Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1977. С. 75.

Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969. С. 47.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2.

Основы теории государства и права, М., 1982. С. 23

Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 194, 239, 244.

Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 286.

Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2007.

Теория права и государства: Учебник /Под ред. проф. В. В. Лазарева. - М.: Право и Закон, 2006.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 2007.

Подобные документы

    Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств. Типология государства с точки зрения формационного подхода. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода. Другие критерии для выделения типов государств.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2003

    Типология государства: понятие и назначение. Сущность формационного подхода. Понятие формации и её структура. Понятие цивилизации. Сущность цивилизационного подхода и его отличие от формационного. Классификации государств по разным подходам.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Сущность типологии государства с точки зрения формационного и цивилизационного подходов. Критерии для выделения типов государства. Формы правления, государственного устройства, государственного режима. Типология государств по их отношению к религии.

    реферат , добавлен 01.04.2016

    Сущность типологии государства. Изучение организации и устройства верховной государственной власти, ее территориального устройства и методов осуществления. Характеристика основных подходов к типологизации государств: формационного и цивилизационного.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Понятие и назначение типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Место государства в первичной и вторичной цивилизации. Трехэтапная система эволюции государства. Политико-правовой подход к типологии государства.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Проблемы типологии государств и правовых систем в различные исторические периоды. Варианты и попытки типизации государств в зарубежной и отечественной литературе. Характеристика основных типов государства. Формы или источники капиталистического права.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2012

    Понятие и назначение типологии государств, сущность её формационного и цивилизационного подходов. Характеристика рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического типов государства. Классификация государств по их отношению к религии.

    реферат , добавлен 03.09.2013

    Классификация государств в зависимости от типов экономического базиса и духовных признаков. Формационная и цивилизационная типологии. Типы государств по форме правления. Абсолютный и ограниченный виды монархии. Парламентская и президентская республики.

    презентация , добавлен 17.03.2013

    Типология государств как их специфическая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединять в группы на основе определенных критериев. Подходы к данному процессу: рабовладельческое, феодальное, социалистическое.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2015

    Понятие типологии государства. Характеристика основных типов государства: рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического и переходного. Классификация в зависимости от политического режима, формационного и цивилизационного подходов.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Цивилизационный подход: В результате, мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификации государств является понятие "цивилизации". Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер. Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) и даже (в некоторых идеалистических теориях) эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности. А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии.

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Вопросы понимания и сущности государства дают нам представление о том, что есть государство вообще и в чем его суть. Но в реальной действительности нет государства вообще. Существуют только конкретные государства, каждое из которых обладает неповторимыми, лишь ему присущими чертами. В то же время, несмотря на индивидуальные особенности, каждое государство в чем-то схоже с другими, что позволяет объединять государства в различные группы и определенным образом их классифицировать. Такая классификация государств именуется в теории государства и права типологией. Типология государств, как и всякая классификация, может проводиться по различным критериям (основаниям) и предполагает деление государств на различные виды или типы. Вследствие этого возможно существование нескольких подходов в типологии государств. В современной отечественной теории государства и права в качестве основных подходов в типологии государств выделяются два: формационный и цивилизационный. Формационный подход был разработан марксистско-ленинской, в частности, советской теорией государства и права и использовался для выделения не просто типов, а исторических типов государства. Под историческим типом государства принято было понимать совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих государствам той или иной общественно-экономической формации. А под общественно-экономической формацией, в свою очередь, понимали тип общества, основу которого составлял определенный способ производства материальных благ. Всего выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая, - из которых каждая последующая исторически сменяла предыдущую. Соответственно этим пяти формациям выделялось четыре основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Исторически первым считался рабовладельческий тип государства (рабовладельческое государство), поскольку в первобытнообщинной формации государства не существовало. Рабовладельческий тип государства, в свою очередь, сменялся феодальным, феодальный - буржуазным, буржуазный - социалистическим. Социалистический тип государства рассматривался как высший и последний тип государства, который характерен не для всей коммунистической формации, а только для первой ее фазы – социализма. Наряду с основными историческими типами государства выделялись также промежуточные, так называемые переходные типы. К ним относили государства, переходные от одного исторического типа к другому (например, государства, переходные от феодального типа к социалистическому). Основанная на формационном подходе, марксистско-ленинская типология государств имела своей целью показать, как исторически развивается государство, какие стадии, ступени в своем развитии оно проходит, какова закономерность смены одного исторического типа государства другим.

Современная отечественная теория государства и права не во всем согласна с типологией государств, основанной на формационном подходе. В частности, отмечается, что выделение пяти общественно-экономических формаций не соответствует высказываниям на сей счет К. Маркса, что не учитывается азиатский способ производства материальных благ, о котором опять же говорил К. Маркс, что не соответствует историческим фактам якобы существующая закономерность смены одного типа государства другим и т.д. Вместе с тем многие положения и выводы, сформулированные марксистско-ленинской теорией относительно типологии государств, признаются вполне приемлемыми, в связи с чем формационный подход современной отечественной теорией государства и права не отбрасывается, а с некоторыми оговорками и поправками рассматривается в качестве одного из основных. Другой основной подход, который используется современной отечественной теорией государства и права для типологии государств, - цивилизационный. Он разработан западной наукой и базируется на таком понятии, как «цивилизация». К представителям этого подхода относятся В. Гумбольд, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер и др., которые под цивилизацией понимают определенную социокультурную систему, имеющую пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов. Понятие «цивилизация» по сравнению с понятием «общественно-экономическая формация» рассматривается как более емкое, поскольку основывается на учете не только экономического (способ производства материальных благ), но и различных духовно-культурных факторов (религии, географического положения, исторического развития, мировоззрения, обычаев, традиций и т.д.). Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют четкие критерии типологии самих цивилизаций, что создает трудности для выделения соответствующих типов государства. Так, например, английский историк А. Тойнби, внесший довольно значительный вклад в разработку цивилизационного подхода, считал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующий тип государства, однако типологию государств по цивилизационному признаку он так и не разработал. Выделяя первоначально до ста самостоятельных цивилизаций, он затем сократил их число до двадцати одной и, наконец, остановился на пяти, которые по его мнению характерны для последнего тысячелетия. Это Западное общество, объединенное западным христианством; Православно-христианское или Византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России; Исламское общество (от Северной Африки и Среднего Востока до Великой китайской стены); Индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии и Дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии. Как видим, если и можно говорить о подобных типах государства, то только применительно к государству в широком смысле. В рамках цивилизационного подхода с учетом организации государственной власти, места и роли государства в жизни общества выделяют также первичные и вторичные цивилизации. К первичным цивилизациям относят локальные цивилизации Древнего Востока – древнеегипетскую, шумерскую, китайскую, индийскую, иранскую, бирманскую и др. Они характеризуются особой ролью государства в жизни общества, поскольку государство выступает здесь организатором материального производства, создает духовные ценности, формирует классы, распределяет произведенный населением прибавочный продукт. Власть существует в форме восточной деспотии и опирается на разветвленный бюрократический аппарат. Особое положение в системе власти занимает правитель, личность которого обожествляется. Вторичные цивилизации (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и т.д.) берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме и характеризуются менее значимой ролью государства в жизни общества. Государство здесь возникает как механизм согласования интересов автономных индивидов и не является таким могущественным как в первичных цивилизациях. Для государственной власти присуще деление ее на законодательную, исполнительную и судебную. Следует заметить, что данная типология совпадает с существующим в настоящее время и встречающимся в отечественной теории государства и права делением государств на восточный и западный типы. Итак, цивилизационный подход в типологии государств сегодня широко признан в отечественной теории государства и права как один из основных. Подчеркивая его достоинства, многие российские исследователи считают, что он позволяет наряду с формационным более глубоко охарактеризовать особенности того или иного государства с учетом как материальных, так и духовно-культурных достижений общества. В то же время отмечается, что данный подход пока не имеет достаточно четких критериев, в связи с чем выделить какие-то определенные типы государства, исходя из этого подхода, представляется несколько проблематичным. В заключение хочу отметить, что формационный и цивилизационный подходы не являются и не должны быть единственными в типологии государств. Поэтому заслуживают внимания и некоторые другие подходы, встречающиеся в научной и учебной литературе. Так, например, очень часто государства подразделяют на демократические и антидемократические; на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические; на полицейские, правовые и социальные; на светские, клерикальные, теократические и атеистические и т.д. Все зависит от того, на основе каких критериев осуществляется типология. Главное, чтобы эти критерии не носили случайного характера, поскольку типология государств призвана не просто классифицировать государства на определенные виды, а отразить в этих видах наиболее важные, существенные признаки, присущие тем или иным государствам.

В отечественном правоведении наибольшее внимание уделялось историческим типам государства.

социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой.

1. Формационный подход. Наиболее полно исторические типы государства охарактеризованы в

критике политической экономии” К. Маркс утверждал, что в процессе общественного производства

люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -

производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных

производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую

структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и

которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Формация - ступень

развития общества с определенной системой производственных отношений.

Выделяя азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как

прогрессивные эпохи экономической общественной формации, К. Маркс полагал, что буржуазной

общественной формацией завершается предыстория человеческого общества. В другой работе

“Наемный труд и капитал” К. Маркс рассматривал античное общество, феодальное общество,

буржуазное общество как особые ступени в историческом развитии. В 30-е гг. XX в. сторонники

марксистских взглядов считали, что история в своем поступательном развитии проходит пять

качественно своеобразных этапов - общественно-экономических формаций: первобытнообщинная,

рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой

является социализм. В послевоенный период встал вопрос о необходимости пересмотра этих взглядов,

особое внимание стало уделяться своеобразию азиатского способа производства.

Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к

другому) происходит посредством социальных революций.

История государств в целом повторяет историю общества, проходя те же ступени. Тип государства

и соответственно права обозначался их принадлежностью к той или иной общественно-

экономической формации<Следует учитывать, что в формационном уяении не выделялось два

самостоятельных типа: исторический тип государства и исторический тип права. Речь шла о едином

историческом типе государства и права. Объяснялось это тем, что за правом не признавалось

собственной истории, отдельной от истории государства, что история права - это часть истории

государства.>. Однако для первой и последней общественной формации нет соответствующего типа

государств. Объяснялось это тем, что в первобытном обществе государство еще отсутствовало, а при

коммунизме и государство и право отомрут как ненужные высоко моральному, коммунистически

организованному обществу.

Рабовладельческое государство есть орудие господства класса рабовладельцев в виде особой

организации политической власти господствующего класса. В нем было три класса: рабовладельцы

(господствующий класс) и рабы (угнетенный класс) - это два основных класса, а также свободное

неимущее население. Функция этого государства - защита собственности рабовладельцев.

Рабовладельческое право закрепляло всемогущество рабовладельцев и полное бесправие рабов.

Феодальное государство. Основными классами феодального сословного общества были феодалы и

зависимые крестьяне. На определенных этапах развития феодального права важное значение имело

третье сословие - городское население. Положение последних отличалось от положения рабов в

сторону увеличения личной свободы. Однако суть феодального государства состояла в том, что оно

было орудием защиты сословных привилегий феодалов, их прав на землю, на зависимых крестьян.

Феодальное право закрепляло интересы феодалов u1080 и было тесно связано с религией.

Буржуазное государство. Господствующий класс - буржуазия. Принципиальным отличием этого

класса является обладание частной собственностью, возникшей в результате присвоения чужой

собственности (как у феодала или рабовладельца), совместного труда большого числа наемных

рабочих, также приобретающих в процессе своей деятельности часть созданного ими прибавочного

продукта. Будучи политическим компромиссом как между дворянством во главе с монархом и

буржуазией, так и между буржуазией и организованным рабочим классом, государство постепенно становится институтом, служащим всем классам и социальным группам населения, средством

решения споров и конфликтов между ними.

В свою очередь с повышением производительности труда доля прибавочного продукта,

взимаемого государством в виде налогов на содержание аппарата публичной власти, уменьшается в

сравнении с той его долей, которая остается в собственности труженика. Поэтому само государство

постепенно утрачивает черты эксплуататорского. На смену им приходят помимо хозяйственно-

организаторских также защитные функции и социально-регулятивные черты.

В XX в. в странах Европы и Азии образовались социалистические государства. Эти государства

основывались на общественной собственности на средства производства, они выступали главным

распределителем социальных благ. В них отсутствовала эксплуатация человека человеком. Право

лишь провозглашало принципы подлинного народовластия, защиту интересов не меньшинства,

стоящего у власти, а подавляющего большинства населения.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена

работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения государства трудящихся,

первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии,

отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной

собственностью; исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение

средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью

общественного развития, по К.Марксу, было построение коммунизма, т. е. такого общественного

строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая

распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями. Однако в

действительности социалистическое государство и право были институтами тоталитаризма,

диктатуры правящей партократии.

2. Цивилизационный подход. Одним из представителей этого подхода был английский историк

Арнольд Джон Тойнби (1889–1975). Его взгляды испытали на себе влияние работы О. Шпенглера

“Закат Европы”. В своей работе “Постижение истории” Тойнби подтверждает идею Шпенглера о

невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация по

Тойнби - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных,

психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации прежде

всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от

вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т. д. История

цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют,

Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса: 1

ступень - египетско-вавилонская цивилизация; 2 ступень - персидско-иудейская и античная

цивилизации; 3 ступень - византийско-славянская – восточная (Россия) + западная цивилизация +

исламская; 4 ступень - “Апокалипсис”.

Другая группа последователей Тойнби считают, что цивилизации в своем развитии проходят три

Локальные цивилизации, обладающие специфическими, присущими лишь им социальными

институтами (древнегреческая, шумерская, инкская, эгейская),

Особенные цивилизации, имеющие схожие типы государств (индийская, китайская,

западноевропейская, восточная, исламская),

Современные цивилизации, которые еще окончательно не сформировались.

Эволюция государств раскрыта не в работах Тойнби, а в трудах его последователей. В зависимости

от наличия тех или иных институтов государственности и уровня их организации выделяют

первичные цивилизации и вторичные. Государства первичных цивилизаций часто имеют форму

империй (древнеегипетская). При этом роль государства в жизни общества просто огромна,

государство определяет и экономику и политику, и социальную структуру общества. Отличительной

особенностью этих цивилизаций является соединение государства с религией. Вторичные

цивилизации (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская) характеризуются

меньшим диктатом государства над обществом. Правитель уже не рассматривается как бог, он слуга

народа, власть же должна соответствовать сложившимся в народной среде идеалам. 3. Либертарно-юридический подход. “История человечества - есть история развития свободы” -

именно эта идея положена в основу данного подхода.

По мнению Гегеля существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2)

греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм

государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и

римскому - демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют

монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.

Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права - это основные

исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.

1 тип государств - этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие

государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно

принадлежность к “титульной нации” гарантировала не только известную меру свободы, но и

возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.

2 тип - сословное государство средних веков. В нем свобода носит характер сословных

ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому,

что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным

межсословным неравенством.

3 тип - государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций

человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса

или сословия.

4 тип - гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и

неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого

государством.

5. Типология государств М. И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева “Типология и

всемирно-историческая точка зрения в изучении истории” (т. 3, вып. 1–2, 1905 г.) изложена 1087 пвесьма

интересная и незаслуженно забытая типология государств Выделялось 6 исторических,

последовательно сменявших друг друга, типов государств:

1) город-государство;

2) восточная деспотия;

3) феодальное поместье-государство;

4) сословная монархия;

5) западноевропейская и абсолютная монархия;

6) конституционное государство.

И хотя в его типологии не нашлось места истории права и не все из перечисленных типов

государств характерны как для Востока, так и для Запада, в работе М.И. Кареева отражена

действительная эволюция государств, во многом совпадающая с имеющимися сегодня данными

истории, этнографии, археологии.

6. Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения

(Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории права следует выделять три этапа:

1) обычное право;

2) каноническое право;

3) светское право.

В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева,

выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:

Право сильного - доцивилизованная стадия правового развития, на которой право

принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях;

Кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении

и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная

идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система

привилегий, сословные традиции);

Право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все

веления, исходящие от государства;

Право гражданского общества - представляет собой систему норм, которая базируется на

естественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарных

ценностей.


В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, называется типологией.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства : рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии :

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин.. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.