Школы для детей в израиле. Частные школы в израиле

Что и как учат школьники в Израиле

1 , голосов: 1

Ведение бухгалтерского учета, правильное питание и общественные работы.

Школы Израиля, хоть и во многом похожи на российские, однако имеют существенные различия. Как и России, в некоторые из них детей зачисляют по месту фактического проживания. Школьники дополнительно изучают криминологию, бухгалтерский учет и многое другое. Среди немногих минусов можно отметить жалобы на поведение и отсутствие дисциплины.

Государственные общеобразовательные учреждения Израильского государства условно можно разделить на светские и религиозные. В последних пристальное внимание уделяется изучению Торы, молитвам. В них принимают только по воле родителей. При этом в некоторых даже требуют галахическое подтверждение еврейства. В ряде таких заведений учащихся разделяют по гендерному признаку: мальчики и девочки обучаются отдельно.

Также в стране есть частные, демократические и вальдорфские школы. В частных дети не только учатся, но и живут, однако их немного. В основном, они все имеют религиозную направленность, в них делается упор на изучение иврита, Тонахи, ежедневной молитве. В демократических нет контрольной проверки знаний, экзаменов, строгой дисциплины, в вальдорфские являются полным аналогом российских школ.

Старшеклассники могут перейти в спецшколу, предлагающую . Часть их функционирует в привычное время, а также есть те, которые работают строго в вечернее время или три дня в неделю. Гибкая система позволяет обучаться экстерном тем, кому сложно адаптироваться к привычной школьной системе, а также тем, кто вынужден рано начать зарабатывать средства на проживание. Чаще всего это касается детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Одежда

Форма – это обязательный атрибут для всех учащихся. В государственных школах это майки одного цвета с эмблемой заведения, которые продаются в городских супермаркетах или online магазинах.

Питание

Государство не обеспечивает учащихся горячим питанием, поэтому они носят еду с собой. В работают киоски с сэндвичами из салата, куриной грудки и цельнозернового хлеба, а также диетические напитки. Это обусловлено запретом на реализацию нездоровой пищи в образовательных заведениях.

Стоимость

В Израиле варьируется в среднем ценовом уровне и обходится в 900-1100 шекелей ежегодно. Это порядка 14,5 - 18, 0 тысяч рублей. Сумма зависит от года и регулируется на государственном уровне. Ежегодный платеж равномерно распределяется на десять частей. Малообеспеченным семьям и новым репатриантам предоставляется скидка до 90%. Для этих целей требуется предоставить секретарю пакет документов, которые подтверждают статус репатрианта или малообеспеченной семьи.

Руководство не имеет права превышать установленную сумму родительских взносов, которые впоследствии расходуются на оплату мероприятий и экскурсий, а также страхование. Помимо ежемесячного платежа предусмотрен ежегодный взнос за учебники в 250-350 шекелей, что составляется порядка 4,125 - 5,755 тысячи рублей. Школьник получает рабочие тетради, учебники. По окончанию учебного года рабочие тетради учащиеся оставляют себе, а книги необходимо вернуть в библиотеку. Это довольно выгодная опция, поскольку приобретение учебников в среднем обойдется в 1000 шекелей (16, 5 тысяч рублей).

Сколько лет обучаться

В 12 классов. Первые шесть - это начальные, последующие три года - средние, последние три - старшие. Начальных зачастую больше. Это объясняется меньшим количеством учебников и 1-2 параллелями, в то время как в старших уже 8-14 параллелей. Также важно учитывать тот факт, что первоклассников зачисляют по месту фактического проживания, а вот в 7-12 кл. уже можно выбирать и обучаться даже в другом городе.

Предметы

Учащиеся 1-6 кл. учатся читать и писать на иврите, Тору, физическую культуру, музыку, естествознание, искусство. В дальнейшем вводится история, английский и география. В качестве дополнительных преподаются такие предметы, как робототехника, пение, хореография.
В 7-9 кл. в число обязательных дисциплин вводится еще один иностранный язык, зачастую всего это арабский, русский, французский. Возможность изучать химию, биологию, физику получают только одаренные дети. Для всех остальных эти предметы преподаются в рамках уроков естествознания. Литература вводится в 7-9 классах.

Старшеклассники могут выбирать, что они хотят учить. На выбор предлагаются: второй иностранный язык, химия, физика, биология, музыка, биотехнология, театр, экономика, сельское хозяйство, криминалистика, психология и др Помимо этого, выпускники могут стать обладателями сертификата по бухучёту или туризму.

К математике и английскому в стране особое отношение. Эти науки преподаются по трехуровневой модели: три, четыре и пять ехид. Три ехиды достаточно для того, чтобы получить аттестат выпускника, но путь в большее количество колледжей и ВУЗов с таким показателем для абитуриента будет закрыт. Пять ехид можно приравнять к уровню 1-2 курса технического высшего учебного учреждения в России. Аттестационные экзамены сдаются в 11-12 кл.

Чтобы получить на руки аттестат, выпускник обязан отработать от 30 до 60 часов на общественных работах. Чаще всего это помощь детям с ограниченными возможностями, ландшафтный дизайн, «Скорая помощь», театр и многое другое.

Спецклассы для одаренных и трудных детей

В стране не предусмотрено узкоспециализированных школ с языковым или математическим уклоном. В 1-6 классе все учатся совместно, без деления по способностям, однако есть программы для одаренной детворы. Для того, чтобы стать участником такой спецпрограммы необходимо сдать экзамены или просто получить рекомендации. В средних и старших школах есть спецклассы для одарённых учеников, а также отдельные классы для тех, у кого есть способности к музыке, спорту и др.

Кита ктана, зинук, омец — это классы для детей, которым трудно адаптироваться к школьной программе. Перевести ребенка туда можно по желанию родителей при наличии решения психолого-медицинской комиссии.

Репатрианты

Израиль – это страна, которая регулярно принимает много лиц, подвергшихся процессу репатриации, иными словами — возвращению на родину. Дети из таких семей часто не владеют ивритом. Для них открыты ульпаны – языковые курсы. Однако они есть далеко не везде, и для таких учеников разработаны дополнительные занятия по истории, Торе, математике и, конечно же, ивриту. Старшеклассники из семей репатриантов могут в упрощенной форме сдавать экзамены по ивриту, а также некоторые выпускные испытания проходить на том языке, которым они владеют. К тому же для них предусмотрены льготы на оплату образования и одноразовая для покрытия части расходов на обучение.

Преподаватели

Израильские учителя обязаны иметь высшее образование и преподавательскую лицензию, медицинскую справку, справку об отсутствии судимостей. Чем выше ученая степень и больше стаж, тем выше их заработная плата. Также в стране действуют учительские профсоюзы с накопительными фондами. Выплаты из этих фондов позволяют педагогу один раз в шесть лет уйти на 1 год в оплачиваемый учебный отпуск или просто получить выплату.

Дисциплина

Несмотря на отличные условия, созданные для преподавательского состава, в Министерстве образования говорят об остром недостатке квалифицированных учителей. В числе основных причин названо отсутствие дисциплины среди школьников. Подростки чересчур раскованные и раскрепощенные, они не соблюдают субординацию с педагогами, не держат дистанцию. В результате «общения на равных» с педагогом, ученики часто игнорируют попытки ограничить их в чем-то. Однако данная проблема отчасти надуманная, поскольку школьники Израиля прекрасно понимают, что к ним хорошо относятся, чувствуют заботу о себе и отвечают педагогам взаимностью. Так что с ними вполне можно договориться.

Добрый день мои дорогие зрители, сегодня мы поговорим об особенностях израильской школы. Я не буду вам рассказывать о предметах, которые изучают в израильской школе. Потому что я считаю, что эта тема отдельного видео. Если вы хотите, я могу вам рассказать о предметах, которые изучают в израильской школе. И конечно, больше уделить внимание старшим классам, потому что я работаю в старших классах. Рассказать вам, что такое «аттестат зрелости» в израильской школе. Что именно изучают ученики, каким образом, как ставят оценки и т.д. Сегодня я поговорю только о структуре израильской школы. Израильская школа – это 12 классов обязательного обучения, то есть здесь учатся с 6 лет до 18 лет. Бывает, что кто-то начинает с 7 лет обучение, я тоже не буду углубляться. Перед началом обучения в первом классе ученики должны ходить в обязательный детский сад. В обязательном детском саду детей готовят к первому классу.

Итак, израильская школа делится на 3 школы. Первая – это начальная школа, с 1-6 класс, это совершенно отдельная школа, которая есть в каждом микрорайоне на расстоянии пешего похода от дома. То есть ребенок может ходить пешком. В самом плохом случае – это 15 минут ходьбы, обычно 5-10 минут. Ребенок может сам добраться до школы и сам вернуться. После 6 класса ребенок переходит в среднюю школу, которая называется здесь «хатива» — это 7,8,9 класс. Обычно эта школа является частью более высокой школы, старшей. В нашем городе таких 2 школы, это отдельно стоящий комплекс зданий. Итак, хатива является частью высокой школы, которая называется «тихон», в перевода как гимназия. Тихон – это старшие классы с 10-12. В чем особенность этих классов? В этих классах изучают часть предметов обязательных, а часть предметов ребенок может выбрать. Причем он может выбрать какую-то специализацию. Например, можно выбрать электронику или компьютеры, можно выбрать углубленное изучение какого-то предмета. Можно выбрать ряд предметов, которые не обязательны к изучению, выбрать экономику, дизайн, театр – это все направления, специализации, которые дают старшие классы. Зачем это нужно? Это же не дает специальность полноценную. Но это дает возможность ребенку проверить себя и увидеть, это то, что он хочет делать в жизни или нет. Возможно, что отучившись на театральном отделении, он поймет, что это его призвание, а может, что этим ему заниматься не следует. В любом случае, он закончит школу и получит аттестат зрелости.

Есть в Израиле частные школы. Они не так уж популярны, их не так уж много, где-то 20-30, наверное, есть. С годами постепенно их становится больше. Это не значит, что эти школы лучше, чем обычные школы. Иногда они могут оказаться даже хуже. Обычно это школы разных направлений. Есть школы-интернаты. Там ребенок проживает и учится. Тоже не могу ничего сказать, они очень разные, у них есть свои достоинства, и есть свои недостатки.

По стоимости обучения в школе. Нет никакой стоимости обучения в школе, потому что обучение в школе бесплатное. Но есть разные платежи, которые с учеников требуют. Из чего складывается эта сумма? Она складывается, во-первых муниципальный налог, который платит каждый ученик, потому что школы находятся в ведении городском. И, кроме того, это называется «корзина культуры». Это значит, что платят за экскурсии, за посещение театра, за разные мероприятия, а также иногда школа делает централизованную закупку учебников. Это получается более дешево ученику, чем, если он купит это сам в магазине. И в целом набегает довольно большая сумма, минимум 1000 шекелей, а то и 2000. Очень зависит от школы.

Теперь поговорим об особенностях израильской школы. Я работала в советской школе, и я училась в советской школе. Другой школы я не знаю, поэтому я могу сравнивать израильскую школу только с советской школой до 90–го года, потому что я уехала в 1990 году. Может сейчас все изменилось, и вы скажете, что у вас все точно так же, как у нас – не знаю. Я расскажу, что я считаю особенным, а вы уже судите. Когда я приехала в Израиль, то ученики ходили в школу в школьной форме. Но вскоре ее отменили. Не знаю, хорошо ли это. Я считаю, что не очень, потому что единая форма как-то дисциплинирует. Как солдаты в армии. Они же не ходят кто в чем, они ходят в форме, и это видимо тоже элемент дисциплины. Но это не значит, что ученики ходят, как они хотят. У каждой школы есть свои требования к внешнему виду ученика.

Второе отличие. Нет обычного звонка на урок, а есть мелодия. Когда я приехала, были еще звонки, но очень скоро их сменили красивой мелодией. Значит, когда ты выходишь с урока и когда ты заходишь на урок, тебя сопровождает мелодия, а не дребезжание звонка.

Третье отличие от советской школы, особенно в младших классах, это свободное расположение парт. Это не значит, что всегда они расположены свободно. Но очень часто берут 2 парты, сдвигают, получается такой квадратный столик. За него садятся дети вокруг. И есть в этом что-то хорошее, и есть что-то плохое. Хорошее – это то, что когда бывают творческие уроки: лепят из пластилина, рисуют – это хорошо, или уроки труда какие-то. Если ребенок сидит вокруг такого квадратного столика, то одни сидят спиной к доске, другие сидят боком к доске, и это расхолаживает. Дисциплине это не способствует.

В израильской школе нет дневников в нашем понимании. То есть дневники у учеников есть. Это дневник похож на еженедельник, там ученики записывают то, что они считают нужным. Учитель ничего не пишет в этих дневниках, родители не подписывают такие дневники, и оценки в них не выставляются. Следующее отличие – нет единого учебника по предмету. Скажем, в одной школе учатся по такому учебнику, а в другой школе учатся по другому учебнику. Вариантов учебников много, и школа выбирает, какими учебниками она будет пользоваться. Конечно, из списка учебников, рекомендованных Министерством Просвещения, а не просто, что попало. Но, это очень неудобно. Почему? Если у вас есть младший брат, и вы хотите ему оставить учебник, чтоб не покупать. Этого делать не нужно. Потому что, когда он будет учиться, будут уже другие учебники, они очень часто меняются. Через 2-3 года этот же класс будет учиться по другому учебнику.

Второе. Если вы переехали в другой город или в другой район, и пошли в другую школу, там может оказаться, что учатся совсем по другим учебникам. Если это в середине года произошло, значит, вам придется покупать другие учебники, что мне представляется очень неправильным и неудобным. В Израиле нельзя выбирать школу, какую ты хочешь. Ты должен учиться по месту жительства. Если ты идешь в начальную школу, то ты должен учиться там, где ты живешь. Ты не можешь пойти в какую-то другую школу, которая твоим родителям кажется более хорошей. В израильской школе некоторые предметы учат на разных уровнях. Например, математику и английский можно учить на разных уровнях. Более легкий вариант, более сложный вариант и самый сложный. То есть ученики распределяются по разным уровням в соответствии со своими оценками по данному предмету. Это не значит, что если ты учишься на самом низком уровне, что ты не можешь подняться. Если ты будешь иметь отличные оценки, то ты можешь сдать специальную контрольную работу и перейти на более высокий уровень. И наоборот, если ты учишься на высоком уровне и ничего не делаешь, то ты можешь скатиться в самый низ.

А сегодня отправляется в Тель-Авив, чтобы выяснить, как устроены школы в Израиле.

Меня зовут Алия, в Израиль я приехала 10 лет назад. Сейчас я мама троих школьников, причем, старший сын закончил девятый класс русской посольской школы, а младшие - восьмилетняя Лиза и пятилетняя Катя - учатся в частной англоязычной школе Табита в Тель-Авиве. Школьная жизнь здесь начинается рано, уже с пяти дети обязаны посещать какое-то образовательное учреждение, за этим следит Министерство Образования.

Как устроена школа

Большинство израильских детей до старших классов ходят в школу рядом с домом - они здесь есть в каждом микрорайоне, а уже на последние два года обучения могут перейти в школу с каким-либо особым уклоном. Мы же изначально выбрали частную школу, потому что хотели, чтобы у детей был . В интернациональных школах (и в государственных израильских тоже) от детей меньше требуют. Их, в первую очередь, пытаются заинтересовать. Учителя не устают их хвалить за самые маленькие успехи и отмечать в первую очередь их сильные стороны, а не исправлять слабые. Еще одна особенность интернациональных школ - это очень пестрая среда, в которой растут дети.

У моих девочек одноклассники из еврейских и арабских семей Израиля, из Словении, Италии, Англии и Америки. У Темы в начальной школе один лучший друг был из Дании, два других - из Непала и ЮАР. Но оборотной стороной этого стали болезненные расставания. Так как большая часть учеников - дети дипработников или журналистов, сотрудников международных организаций, то в стране они, как правило, не задерживаются дольше двух-трех лет. Сколько слез было пролито по поводу отъезда друзей!

С другой стороны, дети растут без каких-либо национальных или религиозных предрассудков. Хотя английская Табита, так же, как и иерусалимская англиканская международная школа считаются христианскими, здесь с большим уважением относятся к разным традициям. В нашей школе отмечают и Рождество, и Пасху, и Пурим, и Хануку, и Песах. Кроме того, поздравляют и детей из мусульманских семей с исламскими праздниками и даже дают им освобождение от физкультуры на время Рамадана, ведь постящимся нельзя пить.

Домашнее задание

Когда Тема был маленьким, у него были сложности с грамотностью. Раз в неделю классе в третьем он получал задание: и использовать их для написания небольшой истории. Тема писал захватывающую историю на страничку, а надо сказать, что он в этом - непревзойденный мастер, и все 10 искомых слов были написаны верно, но остальные слова надо было еще расшифровать.

Он мог написать слово, не угадав в нем ни одной буквы (английский язык иногда позволяет такие фокусы). Даже местоимение «I» (я) он мог изобразить как «uy», например. Я с ужасом зажмуривалась, увидев эти письмена. В русской школе ему влепили бы двойку за такую работу.

Мисс Тина же, подчеркивала все словарные слова, написанные верно, и оставляла такие комментарии: «Отличная работа», «Прекрасная история», «Артем, ты большой молодец!» и что-нибудь в этом роде. И потом еще при личной встрече обязательно отмечала, какой , какие великолепные истории он придумывает. И, конечно, домашнее задание в интернациональных частных школах не требует долгих часов сидения над тетрадкой. Да и тетрадок-то нет.

Например, детям выдают листочки с готовыми примерами, часто они снабжены иллюстрациями. В клеточку надо просто вписать ответ. Таким образом, за пять минут Тема успевал решить 10 задач и примеров и пойти гулять. В российской школе, куда он перешел в четвертом классе, надо выводить «Домашняя работа, задача номер 52, стр. 10, у Васи - 5 ябл. », и так далее, и мой ребенок мог час со слезами сидеть над одной простейшей задачей, которую он давно решил в уме, но вот написать все это аккуратно, отступая нужное количество клеточек в каждом месте, представлялось ему почти невыполнимой повинностью.

У девчонок все примерно то же самое, хотя они пока с серьезными домашними заданиями не столкнулись. Правда, даже пятилетней Кате учительница выдает на дом какие-то листочки, которые надо заполнять - писать буковки и циферки по точкам, например, но на проверку это приносить не надо. Это делается для себя.

На собрании в начале года учительница второго класса у Лизы вообще объявила родителям, что она против домашних заданий и считает, что школьникам в этом возрасте лучше ходить вечером на кружки или просто гулять на площадке. Правда, некоторые родители тут же начали возражать и требовать, чтобы хотя бы их детям что-нибудь задавали. Честно говоря, с трудом удержалась, чтобы не кинуть чем-нибудь в этих «энтузиастов».

Чем кормят в школе

История со школьной едой оказалась для меня отдельным испытанием. В школах, куда ходят или ходили мои дети, обедов нет, надо что-то приносить с собой. Причем, как отдельно отмечается в школьных правилах, это должна быть питательная здоровая еда, а не шоколадные батончики. И это - большая проблема, потому что школьный день длится с 8:00 до 14:30. Поскольку утром в сонного ребенка плотный завтрак не впихнешь, они уже к первой большой перемене в 10 утра успевают очень проголодаться. Но вот что дать с собой пяти- или восьмилетнему ребенку, чтобы хватило на два перекуса? Бутерброды мои дети не особенно едят. Были испробованы блинчики, пирожки, сырники, даже пельмени.

Большую часть всего это они возвращают в неизменном виде, так как стесняются есть то, что выглядит непривычно для их одноклассников. Тема в юные годы не отличался аппетитом и ежедневно возвращал мои любовно приготовленные сэндвичи нераспечатанными или со следом робкого укуса. Однажды мы не проверяли его сумку в течение недели и в воскресенье вытащили оттуда пять одинаковых бутербродов на разной стадии разложения.

Девочки уходят утром с рюкзаками, забитыми припасами - как в недельный турпоход. И не факт, что все пройдет гладко. Были случаи, когда мне звонили учителя и требовали срочно привезти Кате что-нибудь поесть, потому что она «…плачет и не хочет даже пробовать то, что вы ей положили». Речь шла о домашнем пирожке с мясом. Лизина учительница однажды специально мне написала, что Лиза очень грустная и ее это беспокоит.

Я ответила, что может быть, она просто голодная, потому что уже несколько дней она не успевала съесть свой обед за получасовой брейк.

«Алия, скажите ей, что я разрешаю есть на уроке. Ничего страшного, главное, чтобы она чувствовала себя хорошо!».

В общем, я считаю, что российская традиция школьных обедов - это большое благо для родителей и детей. Здесь нам этого очень не хватает. Даже в , куда ходила Катя, не было организованного питания. Поэтому родители по очереди готовили еду на всю группу (15 человек) и привозили к ее обеду. Наша русская гречка с гуляшом шла на ура - по итогам года родители даже объединили свои рецепты в отдельную книгу, в которой были и суши, и курица в кокосовом молоке и еще много всякой экзотики.

Школьные традиции

Каждый год в школах обязательно проходят благотворительные ярмарки, праздничные концерты. Обязательное осеннее мероприятие - Международный день еды, когда выходцы из разных общин готовят национальные блюда и угощают ими всех желающих. Русские блины, украинские вареники и белорусские драники пользуются неизменным спросом и заканчиваются первыми. На этих ярмарках я серьезно расширила свои гастрономические познания. Огранизация процесса лежит на родителях, при этом, абсолютно никаких обязательств нет, и всегда находятся желающие поучаствовать - например, напечь тазик пирожков на всю школу. Я редко бываю вовлечена в это, потому что очень занята на работе, и никто меня за это не осуждает. Школа часто проводит мероприятия, которые должны сплотить всю общину. Например, в конце учебного года есть традиция - совместный поход в аквапарк. Приходят не только ученики, но их родители и братья-сестры. Очень интересный опыт! Можно увидеть мило общающимися группу русскоязычных мам в красивых купальниках и водостойком макияже и арабских - в буркини и хиджабах.

Как попасть в хорошую школу

Попасть в школу не так-то просто. Набор детей, которые в сентябре придут в подготовительный класс, проходит в январе. Собеседование с каждым ребенком (а этом малыши четырех-пяти лет) длится не меньше получаса. Конкурс довольно солидный - по три человека на место. Причем, даже тот факт, что старшие братья и сестры учатся в той же школе, не дает особенных привилегий. Сильная часть программы - языки. Преподавание , значительная часть преподавателей - носители языка. С подготовительного класса дети изучают также иврит (он как раз легко дается, потому что звучит на улице) и арабский.

Я уже в прошлом году столкнулась с тем, что не могу проверить домашнее задание у своей первоклассницы - когда открываю тетрадку с арабской вязью и даже не знаю, откуда начать читать. С пятого класса подключается еще один дополнительный иностранный язык, испанский или французский.

Математика с одной стороны проще, а с другой - сложнее, чем в русских школах. Например, уже на второй год обучения они проходят умножение и простые дроби. На третий - отрицательные числа.

Как проходят родительские собрания

Родительских собраний в российском понимании нет. Раз в четверть проходят встречи с учителем, на которых за 15 минут преподаватель рассказывает про сильные и слабые стороны ученика, советует, на что обратить внимание. С первых таких встреч я выходила, раздувшись от родительской гордости, пока не поняла, что хвалят почти всех. Главная задача учителя - найти, за что. В конце года выдают Student Report - подробный отчет, в котором отражается весь прогресс и успехи за школьный год. Детализация успехов очень подробная. По каждому предмету дается отдельная табличка, где по четырехбалльной шкале оценивается каждый необходимый навык. Например, умение правильно писать цифры - удовлетворительно. Умение складывать в пределах десяти - хорошо. Отдельно даются рекомендации на лето.

Почему дети так любят школу

У меня сложилось ощущение, что в этой системе образования больше принимают во внимания различия между детьми. Тем, кто , дают толстые книги на дом. Тем, кто не очень - потоньше, с большим количеством картинок и меньшим количеством текста. Если ребенок скажет, что он не хочет выступать на утреннике - никто его не будет заставлять. Материал стараются подать так, чтобы малышам было интересно. Надо сказать, что они любят ходить в школу.

Маленький Тема, бывало, даже пытался скрыть, что заболел, чтобы его не оставили дома. И просил, горя в температурном жару: «Мама, дай мне чеснок, я съем его и сразу выздоровею. Я никак не могу пропустить завтра школу - у меня там доклад про медведей».

Девчонки требовали, чтобы я отправила их на каникулы в школьный лагерь. Ведь там друзья и весело. Кстати, когда однажды Лиза заболела на свой день рождения, весь класс написал ей открыточки. Мы получили 25 карточек с примерно таким текстом: «Лиза, возвращайся скорее, нам тебя не хватает. Ты хороший друг и очень красивая девочка».

Это явление особенно распространилось в последнее десятилетие, когда частные школы стали открываться ежегодно. Стоимость обучения в таких учебных заведениях может варьироваться между 5000 и 30000 шекелей в год. Многих родителей это не останавливает.

На сегодняшний день в Израиле существуют около 200 частных школ, и это несмотря на политику министерства просвещения , которая не приветствует такие инициативы, ведь подобные заведения являются альтернативой государственной системе образования. Государство не безосновательно утверждает, что это явление усугубляет социальные неравенства в обществе. Многие частные школы считаются элитными, в них преподают лучшие учителя (из-за высокой зарплаты) и учатся дети из сильных слоев населения, так как далеко не все родители могут себе позволить оплатить обучение.

Ряд международных конвенций, да и закон в Израиле, признает право на создание частных школ. Тем не менее, государство оставляет за собой право на регуляцию и выдачу лицензии. В основном, министерство просвещения следит за тем, чтобы права учащихся в таких школах не нарушались, чтобы в школе соблюдались правила безопасности и гигиены. Финансирование частных школ государством зависит от соблюдения основной учебной программы и может достигнуть 75% от финансирования государственных школ.

Список частных школ разнообразен. В него можно включить ультрарелигиозные школы, антропософические и демократические, экологические, школы искусства, а также технологические школы сетей Амаль, Кадима мада и ОРТ. Возможно, нашим читателем будет интересно узнать о некоторых из них.

Демократические школы

Первая частная демократическая школа была создана в Хадере в 1987 году, с тех пор существуют десятки таких школ. Принципы демократических школ основаны на соблюдении прав человека и равноправии, вне зависимости от возраста, пола, вероисповедания и национальности. Кроме обязательных уроков, школьники могут выбрать те дисциплины, которые им больше всего подходят, и учить то, что им нравится. В таких школах функционирует "законодательный парламент", в который каждый учащийся имеет право быть избранным. Существует еще ряд комиссий, комитетов и органов. Решения в демократических школах принимаются большинством и путем диалога, в том числе, между учителями, родителями и учениками.

Экологические школы

Идея, стоящая за созданием экологических школ, заключается в усиленном обучении природоведения, охраны окружающей среды и природных ресурсов, с помощью разнообразных и инновационных методов. Первая такая школа была создана в 1986 году в Тель-Авиве. Школа была основана с целью - привить учащимся любовь к израильской природе и уважение к окружающей среде и обществу. Учебная среда в таких школах обычно состоит из автоматизированных теплиц, грядок, зоологических и ботанических садов. В учебной программе делается акцент на такие предметы как геология, экология, география, охрана природы и т. п. Также ученики экологических школ часто ездят на экскурсии и ходят в походы.

Антропософские школы

Мировоззрение антропософских школ – это духовный взгляд на мир, который направлен на то, чтобы вернуть современного человека к истокам духовности и отвлечь от материального мира. Такой подход основывается на трудах Рудольфа Штайнера, немецкого философа и педагога, который разработал свою теорию в начале 20-го века. Первая антропософская школа была создана в Германии для детей рабочих завода "Waldorf", отсюда и определение "вальдорфской педагогики". В Израиле существует 22 антропософские школы и более 200 детских садов работают в соответствии с вальдорфской педагогикой. Антропософские школы предлагают альтернативный образовательный мир, в центре которого стоит ученик, как создание состоящие из тела, духа и души. Главный акцент в процессе обучения по такому методу сделан на соответствие учебной программы разным душевным этапам развития ученика. В школах обычно отсутствуют оценки, и преподавание ведётся преимущественно без учебников.

Виктория Кейсар