Рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса

Сформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание: "Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят" (Эпиктет).

Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в структуре индивидуального сознания, А. Эллис стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек - существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям на всех уровнях - от . Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.
Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

Важным в РЭТ является понятие "ловушка", т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием системы иррациональных установок.

В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия приятно, человек должен чувствовать себя достаточно уязвимым и в такой атмосфере, и не чувствовать себя дискомфортно в отсутствии атмосферы любви и полного принятия.

А. Эллис предполагал, что положительные эмоции (такие как чувства любви или восторга) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы: "Это для меня хорошо". Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убеждением, выраженным фразой: "Это для меня плохо". Он считал, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает "ярлык", который ей "приклеивают" (например, она опасна или приятна), даже в том случае, когда "этикетка" не соответствует действительности. Для достижения счастья необходимо рационально сформулировать цели и выбрать адекватные средства.

Эллис разработал своеобразный "кодекс невротика", т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполнению которого ведет к психологическим проблемам:
1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении.
2. Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.
3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
4. Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.
5. Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
6. Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
7. Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.
8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
9. Прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение "сейчас".
10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
11. Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.
12. Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

А. Эллис предложил свою структуру личности, названную им по первым буквам латинского алфавита "АВС-теория": А - активирующее событие; B мнение клиента о событии; С - эмоциональные или поведенческие последствия события; D - последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; Е - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ.
Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме "событие - восприятие события - реакция - обдумывание - вывод" обладает высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

"ABC-схема" используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов.

Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.
А = (А0 + Аc) => В,
где A0- объективное событие (описанное группой наблюдателей);
Аc - субъективно воспринятое событие (описанное клиентом);
В - система оценки клиента, определяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других ).

Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних - из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций. Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.
А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:
1. Катастрофические установки.
2. Установки обязательного долженствования.
3. Установки обязательной реализации своих потребностей.
4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.
Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне , уровне поведения - прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап - закрепление с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий.

РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.
Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Кроме того, А. Эллис сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых клиентом может выступить конкретной целью психокоррекционной работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, само-принятие, способность к риску, реализм.

Позиция психолога. Позиция психолога, работающего в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает. Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.д. Он апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением грехов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.

Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося.
Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:
1. Поверхностный - осознание проблемы.
2. Углубленный - распознавание собственных интерпретаций.
3. Глубинный - на уровне мотивации к изменению.
В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:
признание личной ответственности клиента за свои проблемы;
принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы
признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;
обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;
признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений;
согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
согласие клиента на использование РЭТ.

Техники
РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов.
Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось";
вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если..."; вместо "Я обязан выполнить эту работу" - "Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне".
2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по "ABC-модели" и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.
5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь.

Рационально-эмоциональная (рационально-эмотивная) терапия (РЭТ) была создана Альбертом Эллисом в 1955 году. Первоначальный ее вариант назывался «рациональной терапией», но в 1961 году она была переименована в РЭТ, поскольку этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своего метода - рационалыю-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ). Термин «поведенческая» был введен для того, чтобы показать то большое значение, которое это направление придает работе с актуальным поведением клиента.

В соответствии с теорией рационально-эмоциональной терапии люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Однако при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философии эгоизма, когда желания других не уважаются ине берутся в расчет. Поскольку люди склонны руководствоваться целями, рациональное в РЭТ означает то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное - это то, что препятствует их осуществлению. Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути (Эллис А., Драйден У, 2002).

РЭТ рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть счастливыми. Она гедонистична, но приветствует не сиюминутный, а долгосрочный гедонизм, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что ничего сверхчеловеческого, скорее всего, не существует, и считает, что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной стабильности. Она также утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.

А. А. Александров выделяет категории пациентов, кому может быть показана рационально-эмоциональная терапия:

1) пациенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью, а также с супружескими проблемами;

2) пациенты с сексуальными нарушениями;

3) больные неврозами;

4) индивиды с расстройствами характера;

5) прогульщики школы, дети-правонарушители и взрослые преступники;

6) пациенты с синдромом пограничного расстройства личности;

7) психотические пациенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью;

8) индивиды с легкими формами умственной отсталости;

9) пациенты с психосоматическими проблемами.

Понятно, что РЭТ не оказывает прямого воздействия на соматическую или неврологическую симптоматику, имеющуюся у больного, однако она помогает пациенту изменить отношение и преодолеть невротические реакции на болезнь, усиливает его тенденции бороться с заболеванием (Федоров А. П., 2002). Как отмечает Б. Д. Карвасарский, рационально-эмоциональная терапия показана прежде всего пациентам, способным к интроспекции, анализу своих мыслей. Она предполагает активное участие пациента на всех этапах психотерапии, установление с ним отношений, близких к партнерским, чему помогает совместное обсуждение возможных целей психотерапии, проблем, которые хотел бы разрешить пациент (обычно это симптомы соматического плана или хронического эмоционального дискомфорта).

Начало работы включает информирование пациента о философии рационально-эмоциональной терапии, утверждающей, что эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка.

Эллис выдвигает ряд критериев психологического здоровья.

1. Соблюдение собственных интересов. Разумные и эмоционально здоровые люди обычно в первую очередь соблюдают личные интересы и ставят их хотя бы немного выше интересов других людей. Они жертвуют собой до определенной степени ради тех, кто им дорог, но никогда полностью не уходят в это.

2. Социальный интерес. Социальный интерес рационален и, как правило, является интересом личным, потому что большинство людей, выбрав жизнь и времяпрепровождение в социальных группах или обществе, вынуждены чтить мораль, уважать права других и содействовать социальному выживанию, иначе вряд ли им удастся создать мир, в котором они сами могли бы жить комфортно и счастливо.

3. Самоуправление. Здоровые люди обычно склонны принимать ответственность за свою жизнь и в то же время предпочитают кооперироваться с другими. Они не нуждаются ни в какой существенной помощи и поддержке и не требуют ее от других, хотя им ЭТО может нравиться.

4. Высокая толерантность к фрустрации. Рациональные люди дают себе и другим право ошибаться. Даже если им очень не нравится собственное поведение или поведение других людей, они не склонны осуждать непосредственно себя и других, а судят только неприемлемые и нетерпимые поступки. Люди, которые не страдают от обессиливающих эмоциональных дистрессов, поступают, как Св. Франциск и Рейнольд Нибур: исправляют те нежелательные условия, которые они могут изменить, принимают то, что они изменить не могут, и имеют мудрость отличить одно от другого.

5. Гибкость. Здоровые и зрелые люди обладают гибким мышлением, готовы изменяться, не фанатичны и плюралистичны в своих взглядах на других людей. Они не устанавливают жестких и неизменных правил ни для себя, ни для других.

6. Принятие неопределенности. Здоровые мужчины и женщины склонны признавать и принимать идею о том, что мы живем в мире вероятностей и случайности, где не существует и, возможно, никогда не будет существовать абсолютной определенности. Эти люди осознают, что жизнь в таком вероятностном и неопределенном мире зачаровывает и возбуждает, но она, безусловно, не ужасна. Им достаточно сильно нравится порядок, но они не требуют точного знания о том, что принесет им будущее и что с ними случится.

7. Преданность творческим занятиям. Большинство людей чувствуют себя более здоровыми и счастливыми, когда они полностью поглощены чем-то внешним по отношению к себе и имеют, по крайней мере, один сильный творческий интерес или занятие, которое считают настолько важным, что организуют вокруг него значительную часть своей жизни.

8. Научное мышление. У менее тревожных индивидов мышление объективнее, реалистичнее и научнее, чем у более тревожных. Они могут глубоко чувствовать и действовать в соответствии с чувствами, но в состоянии регулировать свои эмоции и действия, рефлексируя их и оценивая их последствия в зависимости от степени, в какой те способствуют достижению краткосрочных и долговременных целей.

9. Принятие себя. Здоровые люди обычно рады тому, что они живы, и принимают себя уже только потому, что живут и могут этим наслаждаться. Они не оценивают свою внутреннюю значимость по внешним достижениям или по тому, что думают о них другие. Они искренне выбирают безусловное самопринятие и стараются не оценивать себя - ни своей тотальности, ни своего бытия. Они стремятся наслаждаться, а не самоутверждаться.

10. Рискованность. Эмоционально здоровые люди склонны брать на себя риск и пытаются делать то, чтоони хотят, даже если велика вероятность неудачи. Они смелы, но не безрассудны.

11. Отсроченный гедонизм. Хорошо приспособленные люди обычно стремятся и к наслаждениям настоящего момента, и к тем радостям жизни, что обещает будущее; они редко закрывают глаза на грядущие потери ради сиюминутных приобретений. Они гедонистичны, то есть стремятся к счастью, и избегают боли, но допускают, что им еще предстоит пожить какое-то время и что поэтому надо думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне и не позволять минутным удовольствиям овладеть собой.

12. Антиутопизм. Здоровые люди принимают как факт то, что утопия недостижима и что им никогда не удастся получить все желаемое или избавиться от всего, что причиняет боль. Они не пытаются бороться за нереальные тотальное счастье, совершенство и радость или полностью избавиться от тревоги, депрессии, самобичевания и жестокости.

13. Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Здоровые индивиды принимают значительную часть ответственности за свои эмоциональные проблемы на себя, а не обвиняют, защищаясь, других или социальные условия в собственных саморазрушительных мыслях, чувствах и действиях (Эллис А., Драйден У, 2002).

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА С КЛИЕНТОМ

Рационально-эмоциональная терапия направлена нарешение проблем. Как отмечает А. А. Александров, пациенты занимают диктаторскую, догматическую, абсолютистскую позицию: они требуют, они настаивают, они диктуют. Эмоциональное расстройство появляется тогда, когда индивиды имеют твердое убеждение в том, что их желания должны быть удовлетворены. Их требования, их диктат сводятся к тому, что они должны добиться успеха; другие люди должны одобрять их. Они настаивают на том, чтобы другие относились к ним справедливо. Они диктуют, каким должен быть мир, и требуют, чтобы он был более приемлемым.

В процессе изложения жалоб терапевт предлагает клиенту выбрать, какую проблему необходимо решить в первую очередь. РЭТ является активно-директивной терапией. Активно-директивный стиль выражается в том, что терапевт проводит клиента по четко структурированным этапам терапии, энергично пресекает уходы в сторону, предлагает методы и варианты решений, не боясь демонстрировать способ освоения отдельных методов и приемов. Клиент изначально направляется к стратегической цели - принятию новой, рациональной, философии, замене иррациональных установок на рациональные в проблемной сфере.

В самом начале терапии клиенту можно дать, например, следующие инструкции: «Терапия, которую мы начинаем, направлена на то, чтобы обучить вас управлять своими эмоциями и избавиться от отрицательных переживаний. На первых этапах работы вам будет предоставлена возможность понять способы, с помощью которых вы сами создавали свои негативные чувства. Вы сможете также изменить эти способы и тем самым испытывать другие, позитивные эмоции. Все это потребует от вас активности в работе как здесь, в кабинете, так и дома, поскольку терапия предполагает выполнение домашних заданий, прослушивание аудиозаписей, чтение специальной литературы. Я не могу быть магом и волшебником, по мановению ока избавляющим вас от болезни и проблем. Я могу быть гидом, который поможет вам пройти дорогу к желаемой цели» (Федоров А. П., 2002).

Рационально-эмоциональная терапия невозможна без самораскрытия пациента, поэтому терапевт должен создавать условия, способствующие этому процессу. Он отслеживает и отдает себе отчет, с чем связаны трудности самораскрытия: со страхами обнародования фактов, с недостаточным опытом самораскрытия, с ригидным стереотипом поведения, за которым может скрываться иррациональная установка типа: «Мужчина должен сам решать свои проблемы». В таких случаях психотерапевту надлежит раз объяснить сущность рационально-эмоциональной терапии, требующей искренности, открытости в обсуждении актуальных болезненных и избегаемых тем.

Без установления полноценного контакта врача с пациентом использованные методы могут не дать нужного эффекта, тогда терапия будет направлена на неактуальные для пациента цели. Учет темпа продвижения, поддержка и помощь клиенту, оказываемые и путем словесных вмешательств, и на невербальном уровне, - все это может содействовать самораскрытию клиента.

В то же время рационально-эмотивная терапия не придает эмпатической поддержке такого большого значения, как, например, это делает клиент-центрироваyная терапия Роджерса. Согласно РЭТ, надо, безусловно, принимать пациентов, но при этом следует критиковать их, указывать на недостатки в их поведении. Теплота и поддержка часто помогают пациентам жить более счастливо с нереалистическими понятиями. Эллис считает эффективной активно-директивную, когнитивно-эмоциональноповеденческую «атаку» па самопоражающие долженствования и приказания пациентов. Сущностью эффективной психотерапии, согласно РЭТ, является сочетание полной терпимости к пациенту (безусловное принятие клиента) с борьбой против его самопоражающих идей, черт и поступков.

Приступая к работе над системой убеждений пациента, терапевт прежде всего стремится к выявлению его иррациональных установок. Как мы уже знаем, наличие иррациональных установок означает существование жесткой связи между дескриптивной и оценочной когнициями - связи, предполагающей одновариантное развитие событий. Поэтому выявлению жестких эмоционально-когнитивных схем помогает употребление пациентами таких слов, как «надо», «должен», «необходимо» («тирания долженствования»). Именно они являются объектом «терапевтических атак». Часто терапевт «подводит» пациента в беседе к использованию этих слов, высказывает гипотетические предложения, их содержащие, для того, чтобы заставить пациента признать их власть над собой (Александров А. А., 1997).

После выявления иррациональных установок терапевт приступает к реконструкции системы убеждений; воздействие при этом осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Воздействие на когнитивном уровне. Рационально-эмоциональная терапия пытается показать пациентам, что им лучше отказаться от перфекционизма, если они хотят прожить более счастливую и менее тревожную жизнь. Она учит их осознавать свои «надо», «следует», «должен»; отделять рациональные убеждения от иррациональных (абсолютистских); применять логико-эмпирический метод науки к себе и своим проблемам; принимать действительность, какой бы жестокой и суровой они ни была. РЭТ помогает пациентам оттачивать когнитивные процессы. Она является объяснительной и дидактической.

Рационально-эмоциональная терапия применяет сократовский тип диалога между пациентом и терапевтом. Используется когнитивный диспут. Этот прием включает доказательство справедливости иррациональной установки пациента. Задача психотерапевта состоит в прояснении смысла и демонстрации ее логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявляться вторичный выигрыш, который дает сохранение иррациональной установки. РЭТ поощряет к дискуссии, к объяснению и выявлению причин неэффективного мышления, учит семантической точности. Например, если пациента отвергают, это не значит, что его всегда будут отвергать; если пациент терпит неудачу, это не значит, что он не может добиться успеха (Александров А. А., 1997).

Воздействие на эмоциональном уровне. Терапевтом используются различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы пациенты могли четко различать эти два феномена - «было бы лучше» и «должно», для чего существует ролевая игра, которая демонстрирует пациентам, какие ложные идеи руководят ими и как это влияет на их отношения с другими людьми. Терапевт может применять моделирование, чтобы показать пациентам, как принимать различные идеи. Используя юмор, терапевт доводит до абсурда иррациональные мысли и через безусловное принятие показывает, что пациенты принимают их, несмотря на наличие негативных черт, что дает клиентам импульс для принятия себя. Терапевт использует эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее пациентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия.

Терапевт поощряет поведение, связанное с риском:

а) предлагает пациентам психотерапевтической группы сказать откровенно одному из ее участников, что они о нем думают. В результате пациенты убеждаются в том, что это на самом деле не так рискованно;

б) побуждает пациентов к самораскрытию, предлагая, например, рассказать об отклонениях в их сексуальной жизни. Этот опыт убеждает их в том, что другие могут принимать их, несмотря на недостатки;

в) предлагает пациентам соприкоснуться со своими «постыдными» чувствами, например с враждебностью, что дает им возможность раскрыть мысли, предшествующие этим чувствам.

Терапевт может также использовать техники, приносящие чувственное удовольствие, такие как объятия с другими членами группы. Это делается не для получения сиюминутного удовольствия, а для того, чтобы показать пациентам, что они способны совершать приятные действия, на которые никогда бы прежде не решились, ради чистого удовольствия, не испытывая при этом чувства вины, даже если другие не одобряют их за это (Александров А. А.,1997).

Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы, отмечает А. А. Александров, применяются в рационально-эмоциональной терапии не только для устранения симптомов, но и для изменения когниций пациентов. Так, склонность пациентов к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта:

а) пойти на риск, например, попытаться назначить свидание человеку противоположного пола;

б) намеренно провалиться при решении какой-либо задачи, например, нарочно плохо выступить перед публикой;

в) воображать себя в ситуациях неудачи;

г) с энтузиазмом браться за деятельность, которую пациент считает особенно опасной.

Отказа от требований пациентов, чтобы другие обращались с ними справедливо и чтобы миром правили добро и справедливость, можно добиться, предлагая им следующие задания:

а) какое-то время пребывать в плохих обстоятельствах и учиться принимать их;

б) выполнять трудные задачи (например, поступление в институт или на престижную работу);

в) воображать себя в ситуации лишения чего-либо и при этом не чувствовать себя расстроенным;

г) позволить себе какую-нибудь приятную деятельность(пойти в кино, встретиться с друзьями) только после выполнения неприятной, но необходимой задачи (урок французского или завершение отчета для своего шефа) и т. д.

РЭТ часто использует оперантное обусловливание для отвыкания от дурных привычек (курение, переедание) или изменения иррационального мышления (например, осуждение себя за курение или переедание) (Александров А. А.,1997).

Другие поведенческие методы, применяемые в РЭТ,включают:

1) упражнение "Оставайся там", которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, обусловленный нахождением в неприятной ситуации в течение длительного времени;

2) упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая на потом, в то же время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра;

3) использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя свои отсроченные цели (суровые наказания особенно выручают в случае сильно сопротивляющихся клиентов);

4) время от времени клиента побуждают вести себя так,как будто он уже мыслит рационально, чтобы он мог на собственном опыте понять, что изменения возможны (Эллис А., Драйден У, 2002).

В самом общем виде для того, чтобы добиться изменения мировоззрения, Эллис рекомендует клиентам следующее.

1. Осознать, что они сами в значительной степени создают собственные психологические проблемы и, несмотря на то, что условия окружающей среды могут играть в их проблемах существенную роль, в процессе изменения их обычно учитывают во вторую очередь.

2. Полностью признать то, что они способны сами основательно справиться с собственными затруднениями.

3. Понять, что эмоциональные расстройства обусловлены в основном иррациональными, абсолютистскими и догматичными взглядами.

4. Определить свои иррациональные убеждения и провести различия между ними и их рациональной альтернативой.

5. Оспаривать эти иррациональные убеждения, используя реалистические, логические и эвристические методы, а также посредством чувствования и действия вопреки им.

6. Работать над интерналнзацией новых, эффективных взглядов, задействуя множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов изменений.

7. Продолжать процесс изменения иррациональных убеждений и использования мультимодальных методов в течение всей своей жизни.

ТЕХНИКИ, КОТОРЫХ В РАЦИОНАЛЬЮ-ЭМОТИВНОЙ ТЕРАПИИ ИЗБЕГАЮТ

Итак, РЭТ является мультимодальной формой терапии, которая приветствует использование техник когнитивной, эмоциональной и поведенческой модальностей. Однако в связи с тем, что выбор терапевтических техник обусловлен теорией, то в практике некоторые техники не используются или используются крайне редко. Среди них следует выделить такие (Эллис А., Драйден У, 2002):

1. Техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения).

2. Техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через розовые очки).

3. Техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, побуждающие клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»).

4. Методы, в короткие сроки помогающие клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантирующие стабильного улучшения (например, отдельные эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере, -это часть методов и основных техник гештальт-терапии,опасные тем, что они могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев).

5. Техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Они могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием для того, чтобы дать дорогу сдвигам в философии.

6. Методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация).

7. Техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм).

8. Техники, которые пытаются изменить активирующее событие (Л) прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные взгляды (В) (например, отдельные техники семейной терапии).

9. Техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, НЛП, недирективная терапия, ребефинг).

Пример. Использование логического аргумента.

Тут Эллис оспаривает иррациональную убежденность клиента в том, что если он относится к своему другу очень хорошо и справедливо, то друг просто обязан относиться к нему так же. Эллис использует в основном логические аргументы.

Эллис. Предположим, вы точно описываете ситуацию со своим другом - он обходится с вами гнусно и подло после того, как вы все время поступали хорошо по отношению к нему. Почему из того, что вы ведете себя хорошо по отношению к нему, следует, что он должен отвечать вам добром?

Клиент. Потому что было бы непорядочно с его стороны, если бы он поступал по-другому!

Эллис. Да, мы согласимся с этим. Он и правда непорядочный, а вы порядочный. Можете ли вы так перескакивать: «Раз я порядочен по отношению к нему, он должен быть порядочен по отношению ко мне»?

Клиент. Но он неправ, если поступает непорядочно, когда я - порядочно.

(В этот момент Эллис и его клиент преследуют противоположные цели. Эллис продолжает спрашивать клиента, почему его друг должен быть порядочным по отно шению к нему, а клиент продолжает отвечать, что его друг не прав и непорядочен, о чем Эллис не спрашивает.)

Эллис. Согласен. Но из того, что вы порядочны и предположительно честны, и из того, что он пользуется вашей порядочностью, следует ли все-таки, что он должен быть честным и вести себя с вами порядочно?

Клиент. Логически следует.

Эллис. Правда? Для меня это выглядит как полный абсурд.

Клиент. Как это?

(Для Эллиса типично изменять акцент. Он утверждает, что убеждение клиента нелогично, и ждет, пока тот спросит почему, прежде чем распространяться на эту тему, он хочет заставить клиента поинтересоваться: «Почему вы так говорите?»)

Эллис. Хорошо, логично и последовательно то, что было бы предпочтительнее, если бы он поступал с вами порядочно, когда вы делаете ему добро. Но не делаете ли вы нелогичный - или «магический» - скачок: «Поскольку было бы предпочтительнее, если бы он вел себя со мной порядочно, то он абсолютно обязан так поступать»? Какой вселенский «логический» закон приводит к вашему: «Он абсолютно обязан так поступать»?

Клиент. Наверное, никакой.

Эллис. В логике мы получаем необходимые заключения, например: «Если все мужчины люди и Джон является мужчиной, то он должен быть человеком». Ваша «логика» говорит: «Люди, с которыми поступают порядочно, часто поступают порядочно но отношению к другим; я поступаю порядочно по отношению к другим; я поступаю порядочно по отношению к моему другу, поэтому абсолютно необходимо, чтобы он вел себя так же по отношению ко мне».

Это логичное умозаключение?

(Вот еще одна типичная стратегия Эллиса. Он начинает с замечаний в поучительной манере. Как и в данном случае, это замечание иллюстрирует рациональную идею (здесь - логичную идею). Затем он противопоставляет ей иррациональную идею клиента (здесь - нелогичную идею), но не говорит клиенту, что его идея нелогична, а побуждает его самого подумать, спрашивая: «Это логичное умозаключение?» Данный отрывок стоит изучить детально, потому что он очень типичен для проведения Эллисом эффективного дискутирования.)

Клиент. Думаю, нет.

Эллис. Более того, вы, кажется, утверждаете, что, так как ваш друг поступил с вами непорядочно, когда вы делали ему только добро, его действия делают его низким человеком. Логичное ли это рассуждение?

(Эллис извлекает принижение другого из «должен» и «обязан» своего клиента.)

Клиент. Почему нет?

(Как вы увидите, Эллис сразу же отвечает на вопроклиента. Можно было бы побудить клиента попытаться самому ответить на свой вопрос, прежде чем переходить на дидактическую ноту.)

Эллис. Оно нелогично, потому что вы излишне обобщаете. Вы перескакиваете с его низких поступков - или даже с одной из его черт - на оценку его сущности, его тотальности как «низкой». Почему подобное сверхобобщение следует из нескольких его поступков?

(Здесь Эллис констатирует логическую ошибку, которую допускает клиент, показывая ему, как эта ошибка представлена в его убеждении насчет друга, и наконец спрашивает его о логичности этого убеждения.)

Клиент. Теперь я вижу, что никак не следует.

Эллис. Так какой же вывод можно сделать вместо этого?

(Здесь Эллис побуждает клиента быть активным в своих рассуждениях.)

Клиент. Ну, я мог бы подумать, что он - это не его основные поступки. Он человек, который часто, но не всегда ведет себя непорядочно.

Альберт Эллис (Albert Ellis, 27 сентября 1913, Питтсбург — 24 июля 2007, Нью-Йорк) — американский психолог и когнитивный терапевт.

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок — иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» — см. Модель ABC (психотерапия)). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.

Книги (4)

Гуманистическая психотерапия. Рационально-эмоциональный подход

Книга знакомит читателя с одним из наиболее популярных в наше время направлений психотерапии - рационально-эмоциональной терапией (РЭТ). Ее основатель, Альберт Эллис, считает, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций, которые в рамках РЭТ называются «мистическим мышлением». Эллис утверждает, что фактически все проблемы человека - это результат мистического мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно» и «должен». Безусловно, человеку приходится сталкиваться с реальными проблемами, но ужас и непомерная тяжесть сопровождающих их переживаний - это вымышленные, иллюзорные демоны.

РЭТ утверждает, что человек может контролировать и влиять на свои эмоциональные реакции, чувства и поведение. Поскольку он сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать страдания.

Не давите мне на психику!

«Что предпринять, чтобы не выходить из себя?» — часто задают вопрос психологам. Не обращать внимания? Уметь вовремя расслабиться? Произнести формулы самовнушения? Пошутить?

Конечно, все это заслуживает серьезного внимания, считают авторы книги. Но главное — надо изучить ситуации, когда наши нервы «натягиваются, как струна», суметь распознать признаки приближения «эмоционального смерча» и затем увернуться от его разрушающей силы, а если вас все-таки застал шквал, «треплющий нервы», — тогда книга предоставит к вашим услугам богатый арсенал словесных приемов, ставящих все и всех на свое место.

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Книга начинается с рассмотрения общей терапевтической модели рационально-эмоциональной поведенческой терапии, после чего описываются различные ее терапевтические модальности, включая индивидуальную, супружескую, семейную и сексуальную терапию.

Книга изобилует реальными примерами из практики, иллюстрирующими применение РЭПТ в различных условиях, и предназначена для клинических психологов и консультантов, а также для всех, кто по роду своей деятельности помогает людям и интересуется терапией.

Психотренинг по методу Альберта Эллиса

Основная мысль "Психотренинга..." - не поддаваться искушению стать несчастным. Эта простая мысль подкрепляется четкой программой действий, что следует предпринять в той или иной ситуации.

Комментарии читателей

Марина Арт / 22.08.2018 Благодарю, Ребята! ОООчень помогли! Успехов в вашем деле!!!

Алекси / 9.03.2018 Благодарю полезно и занимательно. Нет ли его книг в ауди варианте?

Тимур / 21.10.2017 Несколько лет плавал в поисках литературы и психотерапевтах. За 2 месяца значительно изменил своё мышление по книгам Эллиса и негативные эмоции значительно снизились. Спасибо за сие)

Автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческиереакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок - иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» - см. Модель ABC (психотерапия)). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Создал и был президентом Института Альберта Эллиса The Albert Ellis Institute.

В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году - первым (Эллис, Роджерс, Бек). Заслуженно делит с А.Беком лавры пионеров когнитивного подхода.

Биография

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологииКолумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера , Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.

Научная и практическая деятельность

Альберт Эллис бо́льшую часть своей жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию: сначала непрофессионально, затем - как психоаналитик. Позже он разочаровывается в психоанализе и публикует статью «Telepathy and psychoanalysis: a critique of recent findings», содержащую критические замечания по поводу антинаучной мистики и оккультизма в психологической литературе.

В 1950-60-х годах Эллис создаёт основы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) и её центральной модели возникновения эмоциональных расстройств - Модель ABC. В течение всей оставшейся жизни учёный развивает это новое направление психотерапии, уделяя особое внимание опытной проверке истинности основных положений теории и эффективности используемых терапевтических методов.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) (ранее - «РТ» и «РЭТ») представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм» различных психотеревтических методик: когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда - «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs»).

Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта как психоаналитик, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков как Карен Хорни и Альфред Адлер. Однако Эллис впоследствии разошелся во взглядах с психоанализом , и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ является гуманистической формой терапии, следствием чего является один из основных терапевтических принципов РЭПТ - безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам.

Более того, описывая отношение РЭПТ-терапевта к клиенту, Эллис на первое место ставит всю триаду Роджерса. Кроме этого в списке следуют юмор (только там, где он уместен; юмор как иронично-веселое отношение к жизни, но не шутки в адрес личности, чувств, мыслей и поступков клиента), неформальность (но не развлечение на сеансах психотерапии, которые проводятся за деньги клиента), осторожное проявление безмерной теплоты к клиенту (чрезмерное эмоциональное сопереживание тоже вредит). Эллис определял роль РЭПТ-терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Справедливость основных теоретических положений и терапевтическая эффективность РЭПТ подтверждаются множеством экспериментальных исследований.

РЭПТ делится на общую РЭПТ (нацелена на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях) и предпочитающуюся РЭПТ (научить клиентов самопомощи, используя методы РЭПТ).

Модель ABC

Модель ABC (иногда - «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия», англ. consequences), возникают не под влиянием «активирующих событий» (иногда - «активаторы» буква «A», англ. activating events), а под влиянием иррациональных верований (иногда - «убеждения», буква «B», англ. beliefs), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований» (англ. demands).

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспариваниеиррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE - англ. disputation) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result). Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ

Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;

Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) - это:

  • оценка - определение неприятности события (вместо драматизации);
  • толерантность - я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
  • принятие - я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека:

  • Соблюдение собственных интересов.
  • Социальный интерес.
  • Самоуправление.
  • Высокая толерантность к фрустрации.
  • Гибкость.
  • Принятие неопределенности.
  • Преданность творческим занятиям.
  • Научное мышление.
  • Принятие себя.
  • Рискованность.
  • Отсроченный гедонизм.
  • Антиутопизм.
  • Ответственность за свои эмоциональные расстройства.

Награды и премии

  • 1971 - награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации.
  • 1985 - награда Американской психологической ассоциации «за выдающийся профессиональный вклад вприкладные исследования».
  • 1988 - награда Американской ассоциации консультирования «за профессиональные достижения».
  • 1996 и 2005 - награды Association for Behavioral and Cognitive Therapies.

Религиозные и философские взгляды

Альберт Эллис в своих религиозных убеждениях придерживался агностицизма, утверждая, что Бога «скорее всего нет», но при этом не отрицая возможности его существования. В книге «Секс без вины» (Ellis A. Sex Without Guilt. - NY: Hillman, 1958) учёный выразил мнение о том, что религиозные догмы, вводящие ограничения на выражение сексуальных переживаний, зачастую отрицательно сказываются на психическом здоровье людей.

Основные философские взгляды Эллиса вписываются в рамки концепций гуманизма и стоицизма. В своих книгах и интервью учёный часто цитировал своих любимых философов: Марка Аврелия, Эпиктета и других.

Литература

На русском

  • Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Речь, 2002. - 352 стр. - ISBN 5-9268-0120-6
  • Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. - РнД.: Феникс, 2008. - 160 стр. - ISBN 978-5-222-14121-2
  • Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»). ISBN 5-04-010213-5
  • Эллис А., Конвей Р. Кого хочет женщина? Практическое пособие по эротическому соблазнению. - М.: Центрполиграф, 2004. - 176 стр. - ISBN 5-9524-1051-0
  • Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 224 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-88782-226-0
  • Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 288 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-314-00048-2
  • Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. - С. 88-98.
  • Где доказательства? Альберт Эллис: переворот в психотерапии // «Здравый смысл» 2008, № 1 (46)
  • МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии = The New Handbook on Cognitive Therapy Techniques. - Спб.: Речь, 2001. - 560 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9268-0036-6.

На английском

  • Sex and the Single Man; Lyle Stuart, Inc. 1963 - 63-13723
  • Homosexuality: Its causes and Cures; Lyle Stuart. 1965
  • A Guide to Rational Living; Wilshire Book Company. 1975 - ISBN 0-87980-042-9
  • How to Live With a Neurotic; Wilshire Book Company. 1979 - ISBN 0-87980-404-1
  • When AA Doesn’t Work For You: Rational Steps to Quitting Alcohol; Barricade Books. 1992 - ISBN 0-942637-53-4
  • The Art and Science of Rational Eating; with Mike Abrams Ph.D. and Lidia Abrams Ph.D.; Barricade Books. 1992 - ISBN 0-942637-60-7
  • How to Cope with a Fatal Illness; with Mike Abrams Ph.D.; Barricade Books. 1994 - ISBN 1-56980-005-7
  • How to Keep People from Pushing Your Buttons; with Arthur Lange. Citadel Press. 1995 - ISBN 0-8065-1670-4
  • Alcohol: How to Give It Up and Be Glad You Did; with Philip Tate Ph.D. See Sharp Press. 1996 - ISBN 1-884365-10-8
  • How to Control Your Anger Before It Controls You; with Raymond Chip Tafrate. Citadel Press. 1998 - ISBN 0-8065-2010-8
  • The Secret of Overcoming Verbal Abuse: Getting Off the Emotional Roller Coaster and Regaining Control of Your Life; with Marcia Grad Powers. Wilshire Book Company. 2000 - ISBN 0-87980-445-9
  • Overcoming Destructive Beliefs, Feelings, and Behaviors: New Directions for Rational Emotive Behavior Therapy; Prometheus Books. 2001 - ISBN 1-57392-879-8
  • Overcoming Procrastination: Or How to Think and Act Rationally in Spite of Life’s Inevitable Hassles; with William J. Knaus.Feeling Better, Getting Better, Staying Better: Profound Self-Help Therapy For Your Emotions; Impact Publishers. 2001 - ISBN 1-886230-35-8
  • The Road to Tolerance: The Philosophy of Rational Emotive Behavior Therapy; Prometheus Books. 2004 - ISBN 1-59102-237-1
  • The Myth of Self-Esteem; Prometheus Books. 2005 - ISBN 1-59102-354-8