Производственный экологический контроль: новые требования к программе и отчету. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) Что включает в себя производственный экологический контроль

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о производственном экологическом контроле в [указать наименование предприятия] (далее по тексту - Положение) разработано во исполнение требований Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

1.2. Производственный экологический контроль в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

1.3. Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.

1.4. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля в [указать наименование предприятия] (далее по тексту - Предприятие).

1.5. В настоящем Положении учтены требования законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, а также специфика деятельности Предприятия.

1.6. Производственный экологический контроль проводится в соответствии со следующими природоохранными нормативными документами:

Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральным законом от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах";

Земельным кодексом Российской Федерации;

Водным кодексом Российской Федерации;

Иными нормативно-правовыми актами.

2. Организация системы производственного экологического контроля

2.1. Общее руководство системой производственного экологического контроля Предприятия осуществляет [наименование должности].

2.2. Координацию работы системы производственного экологического контроля Предприятия осуществляет [наименование должности].

2.3. Производственный экологический контроль на Предприятии организуют и осуществляют [наименование должности], назначенные приказом руководителя Предприятия.

2.4. Лица, ответственные за организацию и осуществление производственного экологического контроля, указанные в п. 2.3. настоящего Положения, руководствуются в своей работе настоящим Положением, инструкцией о порядке обращения с отходами производства и потребления Предприятия, инструкцией по безопасности транспортировки опасных отходов и должностными инструкциями.

2.5. Производственный экологический контроль проводится как самостоятельно Предприятием, так и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и регионального уровней, с привлечением заинтересованных учреждений и организаций на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

2.6. Периодичность проведения производственного экологического контроля на Предприятии и производственных отделениях устанавливается ежегодным планом производственного экологического контроля, утвержденным руководителем Предприятия.

2.7. Результаты производственного экологического контроля оформляются актом с проведением анализа экологической деятельности подведомственных производственных отделений, структурных подразделений и разработкой организационно-технических мероприятий по устранению выявленных замечаний и совершенствованию системы управления охраной окружающей среды.

2.8. При изменении технологических процессов на Предприятии, законодательства в области охраны окружающей среды и экологического контроля настоящее Положение перерабатывается и переутверждается.

3. Цели и задачи производственного экологического контроля

3.1. Производственный экологический контроль на территории Предприятия осуществляется с целью обеспечения экологической безопасности, исполнения требований законодательства и нормативов в области охраны окружающей среды, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды.

3.2. К основным целям производственного экологического контроля относятся:

Обеспечение экологически безопасной деятельности Предприятия;

Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния хозяйственной деятельности Предприятия;

Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов, воспроизводства природных ресурсов;

Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет надежности, безопасности и безаварийности работ технического оборудования;

Оперативность контроля и передачи информации руководителям Предприятия и органам государственного экологического контроля, обеспечивающие возможность принятия немедленных решений по снижению или ликвидации отрицательных воздействий на окружающую природную среду.

3.3. Задачами производственного экологического контроля являются:

Контроль соблюдения установленных нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду;

Учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от Предприятия в режиме повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях (аварии, стихийные бедствия);

Контроль соблюдения планов мероприятий по охране окружающей среды, графиков контроля выбросов загрязняющих веществ на источниках и на контрольных постах;

Контроль качества выполнения мероприятий по охране окружающей среды;

Контроль выполнения требований действующего природоохранного законодательства, норм и правил, инструкций, предписаний по вопросам охраны окружающей среды;

Анализ результатов природоохранной деятельности Предприятия, принятие мер к устранению выявленных нарушений;

Осуществление координации и контроля природоохранной деятельности в подразделениях Предприятия, приведение технической документации и технических процессов в соответствие с нормами и требованиями;

Иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории Предприятия, определенные действующим законодательством Российской Федерации.

4. Объекты производственного экологического контроля

4.1. К объектам производственного экологического контроля относятся:

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;

Источники образования отходов производства;

Места накопления и временного хранения отходов;

Природные ресурсы;

Склады и хранилища сырья, материалов, реагентов.

4.2. Производственный экологический контроль осуществляется за:

Наличием лицензий, предусмотренных природоохранным законодательством Российской Федерации;

Обеспечением своевременной разработки проектов предельно допустимых выбросов в атмосферу, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ежегодным подтверждением неизменности производственных процессов и используемого сырья;

Соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов;

Источниками выделения загрязняющих веществ;

Соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления;

Выполнением планов мероприятий по охране окружающей среды, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды;

Наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т. д. (в случае необходимости);

Своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью, а также запрашиваемой руководством Предприятия;

Организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.

4.3. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о количественном содержании веществ в источниках выбросов. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

5. Права и обязанности лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного экологического контроля

5.1. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.1.1. Обеспечивает и контролирует соблюдение требований экологической безопасности, принимает меры по созданию безопасных условий труда для работников, обеспечивает своевременное финансирование их выполнения и выделение необходимых материальных ресурсов.

5.1.2. Рассматривает и утверждает мероприятия по обеспечению требований экологической безопасности.

5.1.3. Вносит предложения руководителю Предприятия о необходимости модернизации, реконструкции и ремонта оборудования.

5.1.4. Вносит предложения руководителю о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение требований экологической безопасности.

5.2. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.2.1. Координирует работу системы производственного экологического контроля Предприятия.

5.2.2. Контролирует состояние оборудования, вносит предложения о его модернизации, реконструкции, ремонте.

5.2.3. Вносит предложения по совершенствованию технологических процессов с целью обеспечения экологической безопасности.

5.3. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.3.1. Обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, содержание его в технически исправном состоянии, исключающем загрязнение окружающей среды.

5.3.2. Принимает меры по устранению недостатков в части рационального использования природных ресурсов, достижению минимального отрицательного воздействия выбросов вредных веществ и своевременной замене и модернизации устаревшего оборудования и установок.

5.3.3. Несет ответственность за неправильные указания или непринятие необходимых мер по устранению недостатков и нарушений, приведших к повышению утвержденного уровня вредного воздействия на окружающую среду.

5.3.4. Контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации при работе с подрядными организациями.

5.4. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.4.1. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию техники, ее содержание в исправном состоянии, своевременное прохождение технических осмотров, соблюдение нормативов дымности и содержания оксида углерода и углеводородов в выбросах.

5.4.2. Контролирует соблюдение требований безопасности при погрузке-разгрузке, транспортировании отходов.

5.4.3. Организует своевременный вывоз отходов с территории Предприятия.

5.5. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.5.1. Организует сбор документов для заключения договоров и государственных контрактов на проведение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

5.5.2. Контролирует своевременность заключения договоров и государственных контрактов по охране окружающей среды.

5.5.3. Контролирует наличие действующей лицензии на пользование [вписать нужное], выполнение лицензионных требований, своевременную сдачу предусмотренной законодательством Российской Федерации отчетной документации.

5.6. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.6.1. Контролирует выполнение постановлений Правительства Российской Федерации, местных органов власти, распоряжений руководства Предприятия, предписаний государственных инспекторов по вопросам охраны окружающей среды.

5.6.2. Организует контроль соблюдения подразделениями Предприятия установленных правил использования природных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления.

5.6.3. Систематически контролирует и анализирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды.

5.6.4. Участвует в рассмотрении проектно-технической документации по совершенствованию технологических процессов и оборудования, модернизации, реконструкции объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в части соблюдения экологических требований.

5.6.5. Не допускает в эксплуатацию вновь смонтированное оборудование, не обеспеченное очистными установками, предусмотренными проектами.

5.6.6. Вносит проекты приказов и распоряжений руководства Предприятия по вопросам охраны окружающей среды.

5.6.7. Взаимодействует с подразделениями Предприятия, контролирующими органами, другими учреждениями и организациями по вопросам охраны окружающей среды.

5.6.8. Запрашивает у руководителей структурных подразделений Предприятия информацию по вопросам охраны окружающей среды, привлекает в установленном порядке специалистов различных подразделений Предприятия для решения экологических вопросов.

5.6.9. Контролирует проведение расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

5.6.10. Готовит и представляет [наименование должности] информацию об имеющихся нарушениях природоохранной деятельности, мерах по их устранению, результатах выполнения мероприятий по охране окружающей среды, предписаний инспектирующих и контролирующих органов.

5.6.11. Представляет руководству Предприятия предложения о поощрении отдельных работников Предприятия за достижения в области охраны окружающей среды, а также предложения о наложении взысканий на должностных лиц подразделений Предприятия за невыполнение планов, мероприятий, предписаний по охране окружающей среды.

5.7. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.7.1. Участвует в проверке соответствия технического оборудования требованиям охраны окружающей среды.

5.7.2. Своевременно организует проведение работ по инструментальному контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на стационарных источниках выбросов и на контрольных постах.

5.7.3. Контролирует соблюдение подразделениями Предприятия требований природоохранного законодательства, выполнение мероприятий по охране окружающей среды.

5.7.4. Выдает руководителям подразделений Предприятия обязательные для исполнения предписания с целью устранения выявленных при проверках нарушений требований нормативной документации по охране окружающей среды и контролирует их выполнение.

5.7.5. Своевременно оформляет и представляет в соответствующие органы необходимые материалы и документы для получения и продления разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, лимитов на размещение отходов (с привлечением проектных организаций).

5.7.6. Готовит справки, расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, статистическую отчетность, проекты приказов, распоряжений, ответы на письма по вопросам, связанным с охраной окружающей среды, предоставляет документацию для заключения договоров со специализированными организациями на проведение работ по охране окружающей среды.

5.7.7. Привлекает специалистов структурных подразделений Предприятия к решению задач, связанных с охраной окружающей среды.

5.7.8. Запрашивает лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений Предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

5.7.9. Представляет непосредственному руководителю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу в области охраны окружающей среды, а также предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства.

5.8. [Должность, Ф. И. О. ответственного]:

5.8.1. Организует руководство хозяйственной деятельностью подразделения в соответствии с требованиями нормативной документации, правил, инструкций, приказов и распоряжений руководства по вопросам охраны окружающей среды.

5.8.2. Обеспечивает соблюдение технологических режимов и технически правильную эксплуатацию оборудования, систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отведения хозяйственно-фекальных вод.

5.8.3. Организует сбор, сортировку, передачу и первичный учет отходов производства и потребления.

5.8.4. Организует места накопления и временного хранения отходов в соответствии с требованиями нормативных документов.

5.8.5. Обеспечивает накопление и временное хранение отходов производства и потребления в специально отведенных местах.

5.8.6. Контролирует своевременность вывоза отходов, не допускает захламления территории Предприятия отходами.

5.8.7. Обеспечивает своевременное представление информации, отчетной документации в службу охраны труда.

5.8.8. Контролирует выполнение мероприятий по снижению количества отходов, выбросов загрязняющих веществ и рациональному использованию природных ресурсов, своевременно принимает меры по выполнению предписаний по охране окружающей среды.

5.8.9. Обеспечивает выполнение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды всеми работниками подразделения.

5.8.10. Вносит требования законодательства в области охраны окружающей среды в положение о подразделении.

6. Производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха

6.1. Производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха включает в себя:

Контроль наличия согласованных и действующих нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на территории Предприятия (проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу);

Контроль соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов расчетным и аналитическими методами;

Контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения при прохождении техосмотров (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводородов в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

Контроль за исправным состоянием газоочистных установок.

6.2. Лица, ответственные за выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников Предприятия, назначаются приказом руководителя.

6.3. Выбросы вредных веществ на Предприятии осуществляются от организованных (ремонтно-строительный участок, котельная, цех электроэнергетики, гаражные боксы, лаборатории) и неорганизованных (внутренний двор Предприятия) источников.

6.4. Выбросы вредных веществ осуществляются при наличии действующего разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

6.5. Производственный аналитический контроль (контроль выбросов в атмосферу) проводится согласно планам-графикам контроля нормативов предельно допустимых выбросов на источниках выбросов и на контрольных постах аккредитованной лабораторией на основании заключенного договора.

6.6. Контроль эффективности работы газовых горелок осуществляется [указать периодичность] в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых водогрейных котлов" ПБ 10-574-03 специализированной организацией на основании заключенного договора.

6.7. Запрещается использование в качестве сырья и производство в качестве продукции особо опасных веществ, которые при аварийном выбросе могут привести к резкому ухудшению экологической обстановки в жилых районах населенного пункта.

7. Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления

7.1. Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:

Проверку порядка и правил обращения с отходами;

Выявление возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующих отходов;

Учет образовавшихся, использованных, переданных сторонним организациям, размещенных отходов;

Обеспечение наличия паспортов опасных отходов;

Проверку наличия:

Документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления, согласованных с территориальными природоохранными органами (нормативов образования отходов и лимитов на их размещение);

Договоров на передачу отходов на обезвреживание, использование, размещение с организациями, имеющими соответствующие лицензии;

Документов (актов, журналов, накладных), подтверждающих движение отходов;

Соблюдение лимитов на размещение отходов;

Проверку выполнения планов мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, соблюдению действующих норм и правил в области обращения с отходами.

7.2. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов осуществляется Предприятием на основании лицензии.

7.3. Места образования и виды отходов Предприятия представлены в приложении к настоящему Положению.

7.4. Предприятие не имеет собственных мест размещения отходов производства и потребления.

7.5. Карты-схемы расположения мест накопления и временного хранения отходов на территории Предприятия утверждаются руководителем Предприятия.

7.6. Накопление отходов на территории Предприятия осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".

7.7. Лица, ответственные за обращение с отходами производства и потребления Предприятия, назначаются приказом руководителя Предприятия.

7.8. Контроль за использованием и обезвреживанием химреактивов осуществляется [наименование должности], назначенным руководителем подразделения Предприятия.

7.9. В филиалах и представительствах Предприятия обращение с отходами контролируется [наименование должности], назначенными распоряжением руководителя филиала (представительства) Предприятия.

7.10. Сбор отходов от организаций-арендаторов и от филиалов Предприятия осуществляется в соответствии с нормативами образования отходов и лимитами на их размещение.

7.11. В целях недопущения возникновения пожаров непосредственно в местах накопления (временного хранения) отходов на Предприятии необходимо:

Своевременно опорожнять контейнеры для накопления отходов с последующим вывозом на размещение;

Размещать места накопления вдали от очагов возгорания;

Своевременно передавать отработанные масла лицензированной организации;

Оборудовать площадки с пожароопасными отходами противопожарными устройствами и инвентарем.

7.12. Мероприятия при возникновении аварийных ситуаций:

7.12.1. В случае нарушения герметичности емкостей с отработанными маслами необходимо перелить масла в резервные емкости, пролитые нефтепродукты собрать сорбирующими материалами (сорбенты, песок, опилки).

7.12.2. В случае утечки шлама сернокислотного электролита необходимо обработать поверхность пола или площадки кальцинированной содой или аммиачной водой и тщательно промыть чистой водой.

7.12.3. В случае боя люминесцентных ламп необходимо вывести из помещения рабочий и обслуживающий персонал; помещение закрыть, вызвать службу ЧС, которая обработает загрязненную область хлорным железом или другими реагентами. В течение суток разбитые лампы необходимо вывезти в специализированную организацию.

7.13. При накоплении отходов в нестационарных временных складах и на площадках на территории Предприятия в открытом виде (насыпью и навалом) или в открытой таре исключается попадание отходов в сточные воды и на почву.

7.14. Отходы производства и потребления подлежат учету в соответствии с инструкцией о порядке обращения с отходами производства и потребления Предприятия, утверждаемой приказом руководителя Предприятия.

7.15. Визуальный контроль условий сбора, накопления и временного хранения отходов производства и потребления, а также объемов их накопления на территории Предприятия осуществляют руководители подразделений либо лица, назначенные распоряжением по подразделению.

7.16. Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные используются при ремонтно-строительных работах согласно нормативам образования отходов и лимитам на их размещение.

7.17. Транспортировка, погрузка и разгрузка отходов осуществляется с применением специально оборудованных транспортных, погрузочно-разгрузочных средств. Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта исключают возможность аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды по пути следования.

7.18. Транспортировка отходов 1 - 4 класса опасности осуществляется при следующих условиях:

Наличие паспорта отходов 1 - 4 класса опасности;

Наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

Соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

Наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

7.19. Транспортировка отходов осуществляется минимальными партиями, согласно пункту 1.2. "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" подобные перевозки считаются как перевозки неопасного груза.

8. Производственный экологический контроль за использованием природных ресурсов

8.1. Производственный экологический контроль за использованием природных ресурсов включает в себя:

Контроль за обеспечением рационального использования природных ресурсов, их восстановления и воспроизводства;

Контроль за наличием лицензии на право пользования недрами и выполнением лицензионных требований;

Контроль за наличием государственных контрактов на забор воды для хозяйственно-бытовых нужд, на газоснабжение;

Контроль за мероприятиями по предотвращению загрязнения земель нефтепродуктами и вредными веществами, содержащимися в отходах производства и потребления, сырье и материалах.

8.2. С целью предотвращения негативных последствий влияния водоотбора на окружающую среду и получения исходных данных для оценки эксплуатационных запасов подземных вод осуществляется мониторинг подземных вод на основании программы организации и ведения мониторинга подземных вод, разработанной в установленном порядке.

9. Ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды

9.1. За нарушение требований в области охраны окружающей среды руководители и специалисты, а также технологический персонал несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке раскроем тему производственного экологического контроля. Проведём своего рода ликбез по данному мероприятию.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (далее — Производственный Экологический Контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Цели производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль выполняется в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды
Он позволяет обеспечить полноту, достоверность и оперативность информации об экологическом состоянии на промышленном объекте и в зоне его влияния для принятия управленческих решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности.

Задачи производственного экологического контроля

Основными задачами производственного экологического контроля является выполнение подразделениями предприятия требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей среды, касающихся:

1. соблюдения установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды;
2. соблюдения лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
3. соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;
4. выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.

Производственный экологический контроль проводится над:

— соблюдением нормативов использования природных ресурсов и эффективностью их использования;
— соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов размещения отходов с учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;
— обеспечением своевременной разработки нормативов воздействия на окружающую среду (нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов), установленных для природопользователя;
— источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;
— эффективностью работы природоохранного оборудования (установок по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, систем очистки хозяйственно-бытовых и производственно-ливневых сточных вод; систем оборотного и повторного водоснабжения);
— соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности;
— использованием опасных и вредных химических веществ в производстве
— выполнением природоохранных планов мероприятий (в том числе противоаварийных), предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;
— получением информации для обоснования размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды;
— своевременным предоставлением информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системами государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом и т.п.

Объектами производственного экологического контроля являются:

— стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— системы очистки отходящих газов;
— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты), в системы канализации и сети водоотведения;
— системы очистки отработанных вод;
— системы оборотного и повторного водоснабжения;
— источники образования отходов производства;
— объекты размещения и утилизации отходов (площадки временного хранения, стационарные полигоны);
— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;
— объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
— природные ресурсы;

В связи с вступлением в силу изменений внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, добавлены следующие аспекты осуществления производственного контроля (действуют с 1 января 2015 года).

1) Производственный экологический контроль осуществляется на объектах I, II, III категорий.
2) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих указанные объекты, разрабатывать программу производственного экологического контроля, которая должна содержать, в том числе, следующие сведения:
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— о собственных и привлекаемых, аккредитованных испытательных лабораториях.
П.С.: Существует особый ГОСТ Р 56061-2014 . Этот стандарт устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля субъектами хозяйственной и иной деятельности. Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Если на вашем предприятии ее еще нет — скорее разрабатывайте программу производственного экологического контроля.
3) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного экологического контроля в обязательном порядке проводить измерения выбросов, сбросов тех загрязняющих веществ, которые характеризуют применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
4) Установлена обязанность фиксации результатов производственного экологического контроля и представления в уполномоченный орган государственной власти отчета о результатах производственного экологического контроля.
5) Требования к форме отчета об организации производственного экологического контроля и результатах его проведения будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти после 1 января 2015 г. (до сих пор сведений об этой отчетности не поступало).

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

На этом у меня всё. До новых заметок!

В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.

Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.

В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:

  • контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
  • контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
  • организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
  • организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.

Предприятиям данный документ необходим для:

  • систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
  • соблюдения требований природоохранного законодательства,
  • прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
  • контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
  • и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.

На основании каких документов разрабатывается программа экологического контроля?

Необходимость составления документа регламентирована содержанием закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (статья 67). Содержание должно соответствовать требованиям, изложенным в таких законах РФ, как Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, «Водному кодексу», Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ.

Кроме того, требования к содержанию программы четко изложены в вышеуказанном Приказе №92.

Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.

Срок действия.

Срок действия разработанной программы не ограничен. Однако, при внесении изменений в технологический процесс, техническую оснащенность предприятия и прочих изменений, способных повлиять на изменение степени воздействия объекта на экологию – данные о них должны быть отражены в содержании программы. При этом законодательством установлены сроки для отражения нововведений, которые должны составить не более 30 дней.

  • сведения юридического характера о самом предприятии;
  • данные инвентаризации источников образования загрязняющих веществ и отходов;
  • перечень ответственных за проведение сотрудников предприятия;
  • описание применяемых методов контроля;
  • планы-графики, в соответствии с которыми проводятся необходимые наблюдения.

Если рассмотреть подробнее, документ содержит несколько разделов, описание которых приведено ниже.

  1. Первый раздел «Общие положения» содержит в себе такие сведения, как:
    • наименование предприятия;
    • организационно-правовая форма;
    • адрес месторасположения и контактные данные;
    • категория объекта как источника негативного влияния на окружающую среду;
    • реквизиты – ИНН, ОКВЭД, регистрационный номер;
    • правоустанавливающие документы на используемые земельные участки;
    • для объектов I категории – степень соответствия применяемой технологии уровню наилучших доступных технологий;
    • наименование организации, принимающей отчет о выполнении программы и сведения об ответственном за передачу данного отчета сотруднике предприятия;
    • дата составления программы.
  2. Второй раздел охватывает комплекс сведения об инвентаризации источников загрязнения атмосферы. В него войдут такие данные, как:
    • дата последней инвентаризации и объем выбрасываемых загрязняющих веществ, выявленный в ее ходе;
    • описание технологического процесса с выявлением мест образования источников загрязнения атмосферы, а также данные об используемом сырье, материалах и топливе;
    • перечень стационарных источников загрязнения атмосферы, определенный по данным инвентаризации, с указанием их высоты и наличием очистных установок;
    • сведения об установленных для предприятия нормативах - временно согласованных или предельно-допустимых выбросах, включая перечень веществ, для которых они установлены;
    • порядок действий в случае оповещения о неблагоприятных метеоусловиях:
    • карта-схема с нанесёнными источниками загрязнения;
    • перечень действующих методик, используемых для расчета объема выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.
  3. Третьим формируется раздел «Сведения об инвентаризации источников сброса». В состав данного раздела включается информация о:
    • применяемых на предприятии схемах по обеспечению водоснабжения/водоотведения;
    • сформированный на основании проведенной инвентаризации перечень источников образования сточных вод;
    • суммарный объем выброса и перечень загрязняющих веществ, поступающих с ним в окружающую среду, с указанием установленных для каждого вещества временно согласованных или предельно допустимых сбросов;
    • данные о наличии сооружений, обеспечивающих очистку стоков.
  4. Четвертый раздел охватывает данные о проведенной на объекте инвентаризации отходов и мест их размещения. В раздел входят:
    • наименования образующихся отходов в соответствии с данными ФККО;
    • характеристика эксплуатируемых мест размещения и накопления отходов;
    • сведения о сотрудниках, имеющих допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности, с указанием документов о прохождении ими специальной подготовки по данному вопросу;
    • копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к управлению отходами;
    • информация о наличии установок, применяемых для вторичной переработки, внутреннего использования, обезвреживания или утилизации отходов;
    • перечень нормативов, установленных для каждого наименования образующихся отходов.
  5. Следующий раздел посвящен подразделениям и отдельным сотрудникам предприятия, являющихся ответственными за организацию производственного экологического контроля. В разделе приводятся:
    • перечень ответственных сотрудников или наименования ответственных подразделений;
    • общая численность работников предприятия;
    • информации об уровне образования ответственных сотрудников и наличии у них свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке по вопросам охраны окружающей среды или обращению с отходами.
  6. В следующем разделе приводятся данные о лабораториях, задействованных в процессах проведения ПЭК – как собственных, так и привлекаемых по договору найма. В разделе требуется указать следующие данные:
    • наименование и адрес привлекаемой лаборатории;
    • номер и область аттестата аккредитации.
  7. Последний раздел программы охватывает сведения о периодичности осуществления контроля, местах наблюдений за окружающей средой, применяемых для контроля методах и методиках. Данный раздел включает несколько подразделов, содержащих сведения:
    • об охране атмосферного воздуха;
    • об охране водных объектов;
    • системе обращения с отходами;
    • об охране земель;
    • об использовании недр;
    • об охране растительного и животного мира.

В разделе рекомендуется также дать описание всем применяемым методам контроля, привести перечень нормативных документов, в соответствии с которым составлен пан наблюдений по каждому компоненту окружающей среды ил источнику загрязнения, составить план-график контроля с четким указанием времени и точек отбора проб. Также в разделе требуется привести графические материалы, на которых отражены места точек контроля.

Передача отчета по экологическому контролю в контролирующие организации.

Проведение на предприятии ПЭК контролируется органом экологического надзора при помощи приема соответствующего отчета о выполнении программы ПЭК. Отчет сдается ежегодно не позднее 25 марта завершившегося года.

Форма предоставления отчета может быть, как бумажной, так и электронной. В любом из перечисленных случаев она должна быть заверена подписью руководителя. Также разрешается передавать отчет и посредством почтовых отправлений с описью приложенных документов и уведомлением о вручении.

Сдается отчет в зависимости от категории объекта и уровнем его поднадзорности. Так, предприятия, относящиеся к органам Федерального эконадзора, сдают отчет в их территориальные департаменты, Регионального – в региональные департаменты.

Ответственность за отсутствие программы ПЭК и отчета.

С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.

Непредставление или несвоевременная передача отчета о проведении ПЭК, также может караться согласно КоАП. По статье 8.5 сумма штрафных санкции для предприятий может составить до 80 тысяч рублей.

М.В. Оводков Росприроднадзор

Производственный экологический контроль является важнейшим элементом природоохранной деятельности любого промышленного предприятия. На фоне тенденции к снижению административных барьеров, явно обозначившейся со вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ и непосредственно проявившейся в увеличении временного интервала между плановыми проверками предприятий Росприроднадзором с двух до трёх лет, в установлении возможности проведения документарных проверок без посещения предприятия, в необходимости согласования внеплановых выездных проверок с органом прокуратуры, роль производственного экологического контроля (ПЭК) , а равно и ответственность предприятий в части необходимости его надлежащего осуществления значительно возросли. Следует также отметить, что в современных условиях ПЭК стал фактически не отдельным «непрофильным» направлением деятельности промышленного предприятия, а целой областью отношений, участники которых само предприятие как юридическое лицо, несущее ответственность за обеспечение экологической безопасности при осуществлении своей деятельности, федеральные и региональные органы государственного управления в сфере экологии, аналитические лаборатории, а зачастую и население прилежащих к предприятию жилых территорий либо представляющие его интересы общественные экологические организации. В настоящей статье рассмотрены требования к ПЭК , установленные действующими федеральными законами и иными документами, а также планируемые изменения в законодательстве в части ПЭК. Прежде всего вспомним требования по осуществлению ПЭК, изложенные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 1 и 2 ст. 67):

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора».

Практически аналогичные требования по осуществлению ПЭК содержатся в ст. 46 Модельного экологического кодекса для государств-участников СНГ . Кроме того, ч. 4 ст. 102 данного кодекса говорит о том, что в целях соблюдения условий комплексного разрешения (в настоящее время не используется), нормативов и лимитов сбросов, выбросов загрязняющих веществ, образования и размещения отходов, расхода энергии на основе наилучших доступных технологий и технологических нормативов природопользователъ осуществляет производственный экологический контроль за источниками воздействия и состоянием окружающей среды и представляет в установленном порядке отчёт о результатах контроля в органы государственного экологического контроля. Требования по осуществлению ПЭК содержатся и в каждом профильном природоохранном федеральном законе Российской Федерации. Так, в ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено:

    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

    Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

    Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды».

Необходимо также упомянуть ст. 30 данного закона, в которой установлена обязанность для граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по проведению производственного контроля за соблюдением утверждённых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ч. 1 и 2 ст. 26) также говорится о необходимости осуществления ПЭК:

    Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

    Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами».

В соответствии с изменениями, внесёнными в Положение о Росприроднадзоре постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 975, функция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, закреплена за Росприроднадзором. При этом сам порядок ПЭК определяется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами. Разъяснения по исполнению Службой данной государственной функции представлены в письме Росприроднадзора от 19.10.2011 № ВК-03-03-36/13634, в частности в нём представлен следующий перечень разделов, которые должен содержать порядок осуществления ПЭК (далее - Порядок):

    общие положения (нормативные документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок; содержание Порядка должно быть определено в соответствии с условиями и особенностями осуществляемой деятельности хозяйствующим субъектом);

    цели и задачи Порядка;

    данные об организационной структуре или о должностном лице, ответственном за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в хозяйствующем субъекте;

    объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;

    состав производственного контроля в области обращения с отходами;

    контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;

    контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, проводимый предприятием;

    привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;

    ответственность юридических и должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды;

    общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица; вида деятельности; юридического и фактического адреса; должностного лица или организационной структуры предприятия, ответственной или организующей производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды.

Также в письме Росприроднадзора разъясняется, что в случае наличия у предприятия филиалов и отделений, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Порядок должен быть единым для всех филиалов и отделений данного хозяйствующего субъекта. Требования к осуществлению ПЭК в области охраны и использования водных объектов установлены Водным кодексом РФ . Так, в ч. 2 ст. 39 говорится об обязанности собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, осуществлять регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учёта и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. При этом согласно п. 14 порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества , сведения, полученные в результате учёта забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Статьёй 73 Земельного кодекса РФ установлены следующие требования по осуществлению производственного земельного контроля:

    Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

    Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти».

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» сведения об организации производственного земельного контроля предоставляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов не чаще 1 раза в год. Обобщая изложенное, отметим, что требование по согласованию порядка осуществления ПЭК с уполномоченными госорганами установлено только в сфере обращения с отходами, а периодичность предоставления результатов ПЭК в уполномоченные госорганы установлена только в сфере охраны водных объектов (сведения соответствующего учёта) и охраны земель. При этом следует помнить, что полученная в ходе ПЭК информация о фактах аварийных сверхнормативных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду должна быть немедленно направлена в уполномоченные органы государственного надзора (ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 39 Водного кодекса РФ). Значительные изменения в части требований по осуществлению ПЭК намечаются рассматриваемым в Государственной Думе РФ проектом федерального закона № 575414-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов». Прежде всего следует отметить изменения, которые законопроектом предполагается внести в ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Так, данную статью предполагается значительно расширить за счёт включения в неё конкретных требований к программе ПЭК (п. 3) и к составу документации, отражающей результаты проведения ПЭК (п. 5). Также предполагается установление обязанности для субъектов хозяйственной и иной деятельности по ежегодному представлению федеральному органу исполнительной власти или исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора в соответствии с их компетенцией, отчёта, содержащего сведения об организации и результатах осуществления ПЭК (п. 6). Также законопроектом предполагается дополнение ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» пп. 8-10, устанавливающими применение автоматизированных систем инструментального контроля при проведении ПЭК на источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ и поступление данных от этих систем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора, и в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного экологического надзора. Законопроектом предполагается увеличить размеры штрафов по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации) и предусмотреть применение санкций данной статьи за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о данных первичного учёта и производственного экологического контроля. Представляется, что вступление в силу поправок к законодательству согласно законопроекту № 575414-5 в значительной мере будет способствовать урегулированию спорных вопросов в сфере осуществления ПЭК, а также даст импульс к внедрению на крупных предприятиях автоматизированных систем непрерывного контроля выбросов и сбросов. В условиях отсутствия в действующем законодательстве требований к порядку осуществления ПЭК, структуре и принципам его организации считаем целесообразным обратить внимание на национальный стандарт ГОСТ Р 14.13-2007 «Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля». Пунктами 4.5.5 и 4.5.9 стандарта установлены основные задачи ПЭК, включая производственный аналитический контроль, и перечень объектов ПЭК, подлежащих регулярному наблюдению и оценке, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Также стандарт определяет основные принципы внутреннего инспекционного контроля на предприятии. Рекомендательный характер данного документа не является препятствием для его использования при организации и осуществлении ПЭК. Из документов промышленного предприятия, которыми могут быть установлены конкретные требования к осуществлению ПЭК, в том числе к разработке ежегодных планов-графиков ПЭК, прежде всего необходимо отметить проектную природоохранную документацию (проекты нормативов допустимых выбросов, сбросов, ПНООЛР). Также требования к ПЭК могут быть установлены в качествe условия действия разрешительного документа (разрешения, лицензии, решения). Кроме того, требования к ПЭК могут содержаться в предписаниях Росприроднадзора и региональных органов экологического надзора. Следует обратить внимание также на то, что наряду с ПЭК существует и такой не менее важный вид внутреннего контроля, как производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Данные два вида контроля, безусловно, являются смежными, и оба в конечном счёте направлены на обеспечение благоприятной среды обитания в районе расположения промышленного предприятия. Однако подчеркнём, что ПЭК основан на законодательстве в области охраны окружающей среды, а санитарный контроль - на законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Соответствующим образом распределяется и поднадзорность результатов экологического и санитарного производственного контроля между органами экологического и санитарного надзора. Так, согласно п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», осуществление (организация) лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах в целях оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье относится к мероприятиям производственного санитарного контроля. При этом источники выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, оборудование по очистке и обезвреживанию выбросов -это объекты ПЭК. В заключение отметим, что эффективный самоконтроль, в том числе производственный экологический контроль , традиционно является залогом успешного прохождения любых проверок и основой для стабильного развития промышленного предприятия.

Производственный экологический контроль на предприятии

Г.Н.Ерилин, эколог ООО «Центр экономических проектов»

Законодательство по контролю в области охраны окружающей среды

    Закон «Об охране окружающей среды» (глава 15)

    Статья 86. Основные цели контроля и его виды

    Контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, исполнительной вертикалью, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения нормативных требований и обеспечений экологической безопасности.

    Контроль в области охраны окружающей среды может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным.

    Согласно ст.94 Закона:

    «Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе техническими нормативными правовыми актами. Руководитель юридического лица, хозяйственная и иная деятельность которого оказывает вредное воздействие на окружающую среду, должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а при необходимости создать подразделение, осуществляющее производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляется за счет собственных средств и иных источников финансирования в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

    Также, согласно статье 96 Закона:

    «Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

    Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды включает в себя:

    отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;

    оценку соблюдения нормативов качества окружающей среды;

    оценку соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду;

    оценку эффективности природоохранных мероприятий;

    комплексную оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на основании комплексных природоохранных разрешений;

    оценку соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации;

    оценку соблюдения требований при обращении с отходами;

    оценку соблюдения технических требований к составу топлива;

    оценку эффективности производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

    оценку соблюдения иных требований и нормативов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

    Внимание! 28.01.2014г. Постановление Минприроды № 4 утратило силу в связи с вступлением в силу Постановления Минприроды № 52 от 11.10.2013г.

Инструкция ПЭК

 разрабатывается и утверждается решением (приказом, распоряжением) природопользователя;

 определяется последовательность действий природопользователя при осуществлении ПЭК, включая организацию мест отбора проб и проведение измерений, исходя из специфики хозяйственной деятельности и состоянием окружающей среды в районе воздействия.

Обязательные разделы

 «Организация производственного экологического контроля»;

 «Объекты производственного экологического контроля»;

 «Планирование и проведение производственного экологического контроля»;

 «Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением»;

 «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды»;

 «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов»;

 «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством»

Раздел «Организация производственного экологического контроля»

 порядок организации деятельности должностного лица, ответственного за осуществление производственного экологического контроля, или подразделения, осуществляющего производственный экологический контроль (при его наличии), компетенцию, права и обязанности;

 порядок представления информации руководителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду.

Раздел «Объекты производственного экологического контроля»

 природные ресурсы, а также топливо, сырье, материалы, используемые в хозяйственной и иной деятельности;

 методы эксплуатации и управления производственными процессами;

 технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ;

 источники образования отходов, в том числе производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

 выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства;

 сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод;

 системы повторного и оборотного водоснабжения;

 поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;

 подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

 земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

 системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, регенерации (рециклинга) озоноразрушающих веществ;

 объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов;

 объекты растительного мира;

 природные объекты и комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя;

 готовая продукция;

 иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Подраздел «Порядок организации проведения ПЭК»

 планирование мероприятий по осуществлению производственного экологического контроля для объектов (планы-графики, планы мероприятий и др.);

 порядок действий должностного лица, ответственного за осуществление производственного экологического контроля, или подразделения, осуществляющего производственный экологический контроль (при его наличии);

 порядок оформления результатов производственного экологического контроля (оформление актов производственного экологического контроля, требований (предписаний) об устранении нарушений (недостатков) по результатам производственного экологического контроля, ведение их учета и др.);

 порядок информирования руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя по результатам производственного экологического контроля;

 порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам производственного экологического контроля

Локальный мониторинг

 «Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды» - включает организацию работ и ведение документации природопользователями, включенными в перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 мая 2007 г. № 67 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 145, 8/16592; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.02.2013, 8/26899), в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 148, 8/16640).

Производственный аналитический контроль

 «Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды» - включает организацию работ и ведение документации в соответствии с Положением о порядке осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 504 «О некоторых вопросах охраны окружающей среды и природопользования» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37433), и иными нормативными правовыми, в том числе техническими нормативными правовыми, актами.

 перечень объектов производственного экологического контроля;

 порядок разработки и утверждения мероприятий по осуществлению производственного экологического контроля;

 порядок организации мест отбора проб и проведения измерений;

 порядок организации работ и контроля выполнения мероприятий по осуществлению производственного экологического контроля;

 порядок ведения документации по результатам производственного экологического контроля;

 порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам производственного экологического контроля.

Раздел «Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением»

 порядок планирования, разработки и утверждения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе в период неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2009 г. № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 162, 8/21169) и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к вредным воздействиям на окружающую среду;

 порядок контроля за осуществлением мероприятий по охране окружающей среды.

Раздел «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды»

 перечень учетной документации и государственной статистической отчетности, ведение и предоставление которой в соответствии со спецификой хозяйственной и иной деятельности осуществляется природопользователем в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, который оформляется в виде приложения к инструкции по осуществлению производственного экологического контроля.

Раздел «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов»

 порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных непредвиденных ситуаций, приводящих к вредным воздействиям на окружающую среду;

 порядок расследования должностными лицами природопользователя случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду.

Раздел «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством»

 перечень работников, организующих и осуществляющих производственный экологический контроль, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области охраны окружающей среды, а также периодичность проведения;

 перечень работников, занятых на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области охраны окружающей среды, а также периодичность проведения;

 вид инструктажа, предусмотренного законодательством, его программу, периодичность, ведение необходимой документации по проведению инструктажа.

5.1. Порядок проведения производственного экологического контроля определяется программами проверок, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией.

5.2. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о качественном и количественном содержании веществ в источниках выбросов, местах размещения отходов. Полученная информация используется при организации природоохранной деятельности. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ и объектов природной среды – атмосферного воздуха и почвы.

5.3. Производственный аналитический контроль осуществляется на договорной основе сторонними организациями или собственной аккредитованной лабораторией. Для обеспечения достоверности результатов производственного аналитического контроля применяется аттестованные методики выполнения измерений.

5.4. Производственный аналитический контроль проводится по согласованным с природоохранными органами планам-графикам.

Планы-графики составляются отдельно для каждого вида контролируемых сред: промышленных выбросов и почвы.

5.5. Производственный экологический контроль осуществляется за:

– выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

– соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду выбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления;

– учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

– обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых выбросов, лимитов размещения отходов), установленных для _____________________;

– источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

– соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности;

– наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т.д.;

– наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;

– своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью и системами экологического мониторинга, а также запрашиваемой руководством ________________________ , службами и отделами;

– организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.

5.6. К объектам производственного экологического контроля относятся:

– источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;

– источники образования отходов производства;

– природные ресурсы;

– почвы, загрязненные по вине _____________________;

Тало-дождевые воды.

6. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

6.1. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

– другими нормативными правовыми актами.

6.2. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу включает в себя:

– контроль соблюдения нормативов ПДВ (расчетным и аналитическим методом);

– контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводорода в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

– контроль наличия согласованных с территориальными природоохранными органами и действующих по сроку нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на промышленной площадке:

– контроль нормативов предельно допустимых выбросов или инвентаризацию источников выбросов;

– контроль наличия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, получаемого в природоохранных органах;

– протоколы замеров токсичности и дымности отработанных газов автотранспорта;

– протоколы аналитических замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах от стационарных источников, составленные по результатам замеров, проведенных по договору сторонней организацией;

– ведение журналов по типовым формам первичной учетной документации:

№ ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

№ ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна»,

№ ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;

– контроль за исправным состоянием газоочистных установок.