Презентация что такое стресс. Презентация на тему "стресс"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1 (техникум)» Департамента спорта и туризма города Москвы Стресс Презентацию выполнил: Студент 2-го курса Анисимов Артём

Стресс – одна из основных причин психосоматических заболеваний. Ему подвержены все группы населения, независимо от пола, возраста или профессии. Длительное и интенсивное стрессовое состояние, или дистресс, приводит к повышению давления, нарушениям сердечного ритма, проблемам с пищеварением, гастритам и колитам, головным болям, снижению либидо.

Стадии стресса Стадия тревоги Стадия сопротивления (резистентности) Стадия истощения

Стадия тревоги Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма.

Стадия сопротивления Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

Стадия истощения В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

Терапия стресса На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, и изменения в образе жизни. Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно. В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

Изменение образа жизни. Первое и главное условие успешного выздоровления. Подразумевает перемены во всех областях жизни, приближение их к более естественным. Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Психологическая помощь заключается в обучении методикам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций. Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

Виды стресса Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе. Психологический стресс - вызывает фрустрирующие, неблагоприятные отношения с социумом. Физиологический стресс – результат чрезмерных физических нагрузок, плохого нерегулярного питания, недосыпания. Информационный стресс провоцирует избыток или дефицит информации при принятии решения. Эмоциональный стресс вызывают излишне сильные чувства. Возникает он в опасных для жизни ситуациях или в результате радостных и неожиданных событий. Причины стресса, в этом случае, - сообщение о повышении на службе, рождении ребенка, предложение руки и сердца и пр. Управленческий стресс провоцирует высокая ответственность за принимаемое решение.

Спасибо за внимание!

  • Автор презентации:

  • педагог-психолог

  • Дулина И.В.

  • Москва 2011

Мини-паспорт презентации «Стресс».

  • Автор : педагог-психолог Дулина И.В.

  • Предмет: психология.

  • Тип: обучающий, исследовательский, творческий, развивающий.

  • Тема: стресс.

  • Актуальность проблемы:

  • Выяснение сущности, роли и места стресса в жизни человека вообще и современного школьника в частности.

  • Цель: ознакомить учащихся с понятием «стресс», его положительными и отрицательными сторонами и способами преодоления негативных последствий стресса.

  • Описание:

  • Презентация состоит из 47 слайдов, проиллюстрированных картинками (Microsoft Office Online).


Стресс!!!

  • С недавнего времени понятие "стресс" стало общеупотребительным.

  • стресс от повышенных нагрузок;

  • Но чаще всего о нем вспоминают, когда говорят

  • о перенесенном потрясении;

  • неприятности;

  • испуге.


Понятие стресс.

    Понятие «стресс» введено канадским ученым Гансом Селье (1936 г.), который определил стресс, как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», то есть как одинаковую реакцию организма на самые различные события. Стресс может вызвать практически любое новое или неожиданное событие: и положительное, и отрицательное. С точки зрения науки нельзя сказать однозначно, что стресс это хорошо или плохо. Стрессовая реакция - это адаптационный механизм организма, помогающий ему приспособиться к изменениям, встретить их во «всеоружии».


Виды стресса.

  • Стрессы можно подразделить на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

  • кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;

  • физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные


Эмоционально положительный стресс.

  • Позже Селье ввёл дополнительно понятия:

  • Эустресс

  • Дистресс

  • Эустресс - «положительный стресс». Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».


Эмоционально отрицательный стресс.

  • Дистресс - «отрицательный стресс». Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

  • Симптомы дистресса:

    • головная боль;
    • упадок сил;
    • нежелание что-либо делать;
    • потеря веры в улучшение ситуации в будущем;
    • возбуждённое состояние, желание идти на риск;
    • частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием;
    • нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;
    • переменчивое настроение;
    • усталость, вялость.

Кратковременный (острый) стресс.

  • Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок . Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.


Долговременный (хронический) стресс.

  • Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных.

  • Если кратковременный стресс далеко не всегда причиняет тяжелый вред организму, то хронический стресс уж точно ни к чему хорошему не приводит!


Физиологический стресс.

  • Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, голод)


Психологический стресс.

  • Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: опасность, информационная перегрузка. Эмоциональный – имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (войны, тяжелые болезни), его социальному статусу, межличностным отношениям.

  • Информационный – возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.


Реакция организма на физиологический и психологический стресс.

  • Под их воздействием:

  • сердце начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление,

  • учащается дыхание,

  • изменяется водно-солевой баланс крови,

  • в крови повышается содержание сахара и число лейкоцитов,

  • ускоряются все биохимические реакции,

  • повышается энергетический потенциал.

  • Организм готов к взрывным действиям. Если стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, а также когда мы вспоминаем пережитое, в кору головного мозга вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.


  • Каким бы ни был стресс, хорошим или плохим, эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие черты.

  • Особенно от стресса страдает иммунная система .

  • В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции , поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.


Стадии стресса.

  • 1 стадия - стадия тревоги.

  • В ходе неё происходит мобилизация необходимых сил. В организме отмечаются следующие изменения: возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела, увеличивается объем, устойчивость, концентрация внимания, усиливаются процессы возбуждения в нервной системе - организм готов дать достойный отпор раздражающему фактору


2 стадия - стадия сопротивления

  • На этой стадии организм пытается преодолеть возникшие трудности. В этот момент он более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Так например, во время войны (а это вообще сплошной стресс), количество простудных заболеваний резко уменьшается – организм противостоит более серьезной угрозе.


3 стадия - стадия истощения.

  • Если действие раздражающего фактора продолжается, то после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность в своих силах.


  • Первые две стадии человек проходит множество раз. Когда сопротивление организма оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но, если стрессовый фактор продолжает действовать - происходит декомпенсация, истощение.


Школьный стресс

  • Может ли школа вызвать стресс?

  • Конечно, да!!!

  • Начиная с первого дня - постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок: это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса.


Источники стресса подростка.

  • Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь подростков. Требования школы, оказывающие давление на подростков, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть подростковой энергии.


Проблемы, связанные с друзьями.

  • Проблемы, связанные с друзьями, могут также оказывать негативное воздействие на разум подростка. Дружба - наиболее ценное качество среди подростков. Они с легкостью сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь.


Изменения, происходящие с телом.

    Изменения, происходящие с телом , могут также беспокоить подростков. Они могут казаться себе слишком высокими, слишком простыми, слишком полнощекими, или слишком неуклюжими. В мире подростков, где внешность имеет большое значение, подобные изменения могут заставить их чувствовать себя изгоями. И это затруднительное положение может спровоцировать стресс.


Раздельное жительство или развод родителей.

  • Эти факторы также являются источником стресса для подростков. Учитывая изменения, происходящие в их жизни, им скорее всего покажется, что именно они являются причиной решения родителей: развестись или жить раздельно. Они винят себя. И они завидуют одноклассникам или друзьям, семьи которых полноценны.


Смерть любимого человека.

  • Смерть любимого человека - брата, сестры, родителя или близкого родственника – может, несомненно, спровоцировать эмоциональный взрыв подростка. Они пока находятся в самом начале их жизни и абсолютно не подготовлены переживать потерю важного для них человека.


Серьезные семейные проблемы.

    Подростки очень чувствительны к серьезным семейным проблемам , например, к хроническому заболеванию одного из членов семьи, или финансовому кризису. Независимо от того, как родители пытаются уберечь своих детей от этого, семейные проблемы все равно могут заставить подростка переживать до такой степени, что они начнут игнорировать все остальное, включая школу и друзей.


Небезопасные районы.

  • Небезопасные районы могут стать причиной стресса для подростков . Даже если никто и не нападает на подростка, у него всегда будут возникать нездоровые мысли о том, что может произойти с ним в каком-то определенном районе.


Новое общество или новая школа.

  • Новое общество или новая школа могут заставить подростка чувствовать себя менее уверенным в своем положении. Для взрослых может и не иметь значения незнакомая обстановка и нахождение в обществе с абсолютно незнакомыми людьми, но вот для подростков это может оказаться очень пугающим.


Слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям.

  • И, наконец, слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут спровоцировать стресс для подростка. Многие взрослые не умеют управлять собственным временем. Поэтому, было бы нелогично ожидать от подростков того, что они будут справляться со многими делами одновременно. И эта ситуация может спровоцировать стресс.


Влияние стресса на учёбу.

  • В двух классах нашей школы проводились психологические тесты, отражающие зависимость эмоционального отношения к учебе у учащихся от способностей и уровня их реализации (уровня успешности учащихся в учебном процессе).


Уровень школьной тревожности 7 «А» и 10 классов.


Школьный тест умственного развития 7 «А» и 10 классов.


Выводы.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод, что чем слабее класс, тем менее наблюдается у учащихся продуктивное отношение к учебе, а в более сильном оно является ведущим.

  • При недостаточных способностях процесс обучение превращается в источник постоянных стрессов.


9 способов помочь подростку справиться со стрессом

  • Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы Вы могли справляться со стрессом, Вам необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

  • Обратите внимание на такой момент. Если Ваше сознание постоянно занимают тревожные мысли, например: "Я беспокоюсь о..., меня беспокоит..."; если Вы постоянно делает непроизвольные движения такие, как накручивание волос, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу - это признаки нервозности. Следовательно, Вы должны научиться следить за собой, распознавать их.


1. Обращение за помощью.

  • Вы не должны справляться со всем в одиночку. Если у Вас слишком много обязанностей, Вы можете попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь Вам. Даже простой разговор по душам, о том как у Вас много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.


2. Планирование.

  • Научитесь планировать свой день. Если Вам предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.


3. Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть.

  • Научитесь находить время на отдых. Сделайте себе список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.


4. Анализ поражений.

    Если Вы потерпели в чем-то неудачу, научитесь извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя “Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать, и ничего у меня не получается”, Вы должны реально смотреть на вещи: “Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил.” Это поможет Вам в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.


5. Полноценный сон и хорошее питание.

  • Вы должны знать: сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.


6. Избавление от негативных эмоций.

  • Как помочь себе избавиться от постоянных негативных мыслей и ощущений, которые не дают покоя:

  • Можно посоветовать завести дневник, в котором Вы будите описывать свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

  • А можно попытаться изобразить свои негативные эмоции с помощью красок, а потом этот рисунок уничтожить.


7. Реально достижимая цель.

  • Ставьте перед собой цели, но в пределах разумного. Научитесь правильно оценивать свои силы и возможности.


8. Приоритеты .

  • Когда ваш день представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научитесь из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все-таки стоит отложить на завтра то, что можно сделать сегодня.


9. Физические упражнения.

  • Спорт укрепляет Ваш организм делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить себя к активным видам деятельности, неважно будет ли это бег, плавание или просто ходьба. Выберите сами на свое усмотрение.


Регулирование стресса.

    Существует стресс, который приводит к позитивным изменениям. Его называют положительным стрессом . Он включает изменения, необходимые для адаптации, при этом он стимулирует личностный рост и оказывает благотворное воздействие на человека. Экзамен служит примером положительного стресса, так как в этом случае беспокойство за хорошую оценку приводит к тому, что вы больше времени уделяете подготовке. К тому же стресс может быть полезным для организма, мобилизуя иммунную систему на борьбу с заболеваниями. Именно из-за наличия таких положительных стрессов мы говорим только о необходимости регуляции стрессов, а не о полном их исключении. Регулировка стресса необходима для того, чтобы избежать (или хотя бы ослабить) негативные последствия для организма.

  • Чем лучше подготовка

  • к экзамену,

  • тем целее

  • нервная система!


Стресс и юмор.

  • Юмор - отличное средство борьбы со стрессом. Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и ослабить негативные чувства. Многие исследователи пришли к этому заключению.

  • Например, Мартин и Лефкур обнаружили, что юмор нивелирует негативное влияние стрессовых ситуаций на настроение. Изучив поведение 334 студентов, ходивших вводный курс психологии, Лаботт и Мартин пришли к выводу, что юмор играет роль буфера между стрессовыми событиями и нарушением настроения.



    Философ Фридрих Ницше подтвердил важность юмора своим высказыванием о том, что «только животное, которое страдает больше всех на земле, могло придумать смех». Хотя все мы знаем о целебных свойствах юмора, все же удивительно, что с возрастом мы смеемся все меньше. Четырнадцатилетние подростки смеются каждые четыре минуты, тогда как взрослые смеются лишь 15 минут в день.


  • Юмор бывает разный. Он может выражаться посредством удивления, преувеличения, абсурда, игры слов (каламбур, двойной смысл) или быть черным юмором. Влияние юмора на здоровье изучалось много лет.



    Подводя итог этим исследованиям, Робинсон выдвигает следующее положение: «Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания... В общем, очевидно, что юмор полезен».


Список литературы.

  • Абабков В.А. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии. Перре. СПб., 2005

  • Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика профилактика, коррекция. СПб., 2005

  • Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности./ Психол. журн. 1996 - Т. 17, № 1


Cлайд 1

Психология. Посттравматический стресс. Подготовила: студентка 43 гр. Погребная Анна http://prezentacija.biz/

Cлайд 2

Определение Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР- это не психотическая отсроченная реакция на травматический стресс (такой как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования и др.), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.

Cлайд 3

Исторический обзор Современные представления о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) сложились окончательно к 1980-м гг., однако информация о воздействии травматических переживаний фиксировалась на протяжении столетий.

Cлайд 4

Ученый Открытие DaCostaв 1871 о состояние «сол датским сердцем», наблюдая вегетативные реакции со стороны сердца. ЭмильКрепелин использовал термин schreckneurose(«невроз пожара») для того, чтобы обозначитьотдель ноеклиническое состояние, включающее многочисленные нервные и физические феномены, возникающие как результат различныхэмоци ональныхпотрясений или внезапного испуга, которые перерастают в тревожность. Это состояние наблюдается после серьезных несчастных случаев, особенно пожаров, железнодорожных катастроф или столкновений. В 1889 г. X. Оппенгейм ввел термин «травматиче скийневроз» для диагностики психических расстройств у участников боевых действий, причины которых он усматривал в органических на рушениях головного мозга, вызванных как физическими, так ипсихо логическими факторами Майерсв работе «Артиллерийский шок во Франции 1914- 1919» определил отличия между неврологическим расстройством «конту зииот разрыва снаряда» и «снарядным шоком». Контузия, вызванная разрывом снаряда, рассматривалась им как неврологическое состояние, вызванное физической травмой, тогда как «снарядный шок»Майерс рассматривал как психическое состояние, вызванное сильным стрессом. Реакции, обусловленные участием в боевых действиях, сталипредме том широких исследований в ходе Второй мировой войны. Это явление у разных авторов называлось по-разному: «военная усталость», «боевое истощение», «военный невроз», «посттравматический невроз».

Cлайд 5

В 1941 г. Кардинер назвал это явление «хроническим военным неврозом». От талкиваясьот идей Фрейда, он вводит понятие «центральныйфизио- невроз», который, по его мнению, служит причиной нарушения ряда личностных функций, обеспечивающих успешную адаптацию к окру жающемумиру.Кардинерсчитал, что военный невроз имеет как фи зиологическую, так и психологическую природу. Им впервые было дано комплексное описание симптоматики: 1) возбудимость ираздра жительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапныераздра жители; 3) фиксация на обстоятельствах травмировавшего события, 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуправляемымагрес сивнымреакциям «Человек в условиях стресса»ГринкериШпи гель (1945) перечислили симптомы, совокупность которых авторы обозначали как «военный невроз», от которых страдали такназывае мые«возвращенцы» - солдаты, побывавшие в плену. К этимсимпто мам относились: повышенная утомляемость, агрессия, депрессияи т.д Egendorf A. et al., 1981 сравнительный анализ особенностей адаптационного процесса у вьетнамских ветеранов и ихневоевавшихровесников Boulander G. et al., 1986) изучению особенно стейих отсроченной реакции на стресс.

Cлайд 6

Причины травм Войны, оказывающие воздействие как на военных, так и на гражданских лиц; Насильственные преступления, связанные с покушением на убийство, убийствами или изнасилованиями; Автомобильные катастрофы, кораблекрушения, крушения поездов, авиационные катастрофы; Ураганы, землетрясения, наводнения и извержения вулканов; Насильственная смерть или самоубийство родственников или близких знакомых; Детские травмы, связанные с излишне суровыми наказаниями, сексуальным насилием или со смертью родителей;

Cлайд 7

Патогенез Начало данного расстройства возникает вслед за травмой после латентного периода, который может варьировать от нескольких недель до месяцев (но редко более 6 месяцев). Течение волнообразное, но в большинстве случаев можно ожидать выздоровление. В небольшой части случаев состояние может обнаруживать хроническое течение на протяжении многих лет и переход в стойкое изменение личности после переживания катострофы.

Cлайд 8

Симптомы ПТСР Галлюцинаторные переживания Это особая разновидность непрошеных воспоминаний о травмирующих событиях с той разницей, что при галлюцинаторном переживании память о случившемся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания. В этом “галлюцинаторном”, отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно он снова переживает прошлое травмирующее событие; он действует, думает и чувствует так же, как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь. Галлюцинаторные переживания свойственны не всем пациентам: это всего лишь разновидность непрошеных воспоминаний, для которых характерна особая яркость и болезненность. Они чаще возникают под влиянием наркотических веществ, в частности алкоголя, однако галлюцинаторные переживания могут появиться у человека и в трезвом состоянии, а также у того, кто никогда не употребляет наркотических веществ Вина выжившего Чувство вины из-за того, что выжил в тяжелых испытаниях, стоивших жизни другим, нередко присуще тем, кто страдает от «эмоциональной глухоты» (неспособности пережить радость, любовь, сострадание и т.д.) со времени травмирующих событий. Многие жертвы ПТСР готовы на что угодно, лишь бы избежать напоминания о трагедии, о гибели товарищей.

Cлайд 9

Смптом Характеристика Депрессия В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни. Непрошеные воспоминания Пожалуй, это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. В памяти пациента внезапно всплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть это. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину симптомов посттравматического стресса. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а такженепроходящимчувством физической или душевной боли

Cлайд 10

Немотивированная бдительность Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность. Взрывная» реакция При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (бросается на землю при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины). Притупленность эмоций Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.

Cлайд 11

Агрессивность Стремление решать проблемы с помощью грубой силы. Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность. Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если цель не является жизненно важной. Нарушения памяти и концентрации внимания. Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить, по крайней мере, такие трудности возникают при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах сосредоточиться Общая тревожность Проявляется на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, “параноидальные” явления - например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).

Cлайд 12

Приступы ярости. Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана. Многие пациенты сообщают, что такие приступы чаще возникают под действием наркотических веществ, особенно алкоголя. Однако бывают и в отсутствие алкоголя или наркотиков, так что было бы неверно считать опьянение главной причиной этих явлений. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие пациенты, особенно вьетнамские ветераны, употребляют марихуану, алкоголь и (в меньшей степени) другие наркотические вещества. Важно отметить, что среди ветеранов - жертв ПТСР существуют еще две большие группы: те, кто принимает только лекарственные препараты, прописанные врачом, и те, кто вообще не принимает ни лекарств ни наркотиков Мысли о самоубийстве Пациент постоянно думает о самоубийстве или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны привести его к смерти. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой. Когда человек доходит до той грани отчаяния, где не видно никаких способов поправить свое положение, он начинает размышлять о самоубийстве.

Cлайд 13

Длительность Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

Cлайд 14

Триггеры Триггером является событие, вызывающее у больного ПТСР приступ. Чаще всего триггер является частью травмирующего опыта - плач ребёнка, шум машины, нахождение на высоте, изображение, текст, телепередача и др. Больные ПТСР обычно всеми силами избегают встреч с триггерами, стремясь избежать нового приступа

Cлайд 15

заблуждения, связанные со стрессом Стресс влияет лишь на психику, не причиняя вреда физическому состоянию. Оказывая влияние на психику, стресс воздействует на организм в целом. Например, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки часто являются следствием стрессов. Существует понятие "психосоматические заболевания", под которыми понимаются вполне реальные "физические" болезни. Стрессу подвержены только слабые люди. Трудно определить, кто из нас является "слабым", а кто "сильным". Если исходить из того, что наиболее активный образ жизни ведут сильные люди с высоким уровнем притязаний, то они подвержены стрессу в большей степени, чем слабые, ни за что не отвечающие тихони. Что бы я ни делал, стресс неизбежен, поэтому бороться с ним бесполезно. Дело в том, что стресс - это не то, что происходит в реальности, а наша реакция на происходящее. То, как мы реагируем, связано с нашей психикой и зависит от нас. Поэтому нужно развивать в себе навыки управления стрессом. Все люди реагируют на стресс одинаково Каждый из нас отличается от других. То, что является стрессом для одного, может быть совершенно безболезненным для другого. Простой пример - двоечник, получающий тройку, вполне доволен, а у отличника эта оценка может вызвать болезненное стрессовое состояние. Формы реакции на стресс также могут быть разными: один испытает мимолетное сожаление, а другой, при тех же обстоятельствах - глубокое отчаяние.

Cлайд 16

научиться приемам релаксации Навыки релаксации, или расслабления, являются одним из наиболее эффективных средств борьбы со стрессом. не переживать своих проблем в одиночку Держать проблему в себе, не обсуждая ее с близкими и друзьями, означает накапливать болезненное напряжение. Нужно найти человека, умеющего слушать и сопереживать. вести правильный образ жизни Соблюдение режима дня, правильное питание и регулярные занятия спортом создают основу для нормальной работы организма. Людям, которые придерживаются принципов здорового образа жизни, гораздо легче справляться с повседневными проблемами и травмирующими воздействиями уметь развлекаться Жизнь состоит не только из работы. Умение отдыхать так же необходимо, как и умение трудиться. Если у человека нет хобби, было бы совсем неплохо завести его. ставить перед собой реальные задачи Каждый нормальный человек стремится к лучшему. Но, как это не печально, наши желания часто расходятся с возможностями. Достигнуть всего желаемого сложно, да и необязательно. избегать больших перемен Стабильность является одним из основных условий нормального здоровья. Любые перемены, как плохие, так и хорошие, могут вызвать стрессовую реакцию, если они происходят слишком часто. Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом

Cлайд 17

Лечение Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после - преимущественно психотерапевтическим. Хорошие результаты даёт методика, в ходе которой пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера. Одним из рекомендованных психотерапевтических методов лечения ПТСР является метод ДПДГ - десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз

Cлайд 18

Полезные ссылки и книги http://lib100.com/book/practic_psychology/post_traumatic_stress/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.eurolab.ua/diseases/932/ Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы. «Шанс» 1997. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача. Профессор Игорь БРЯЗГУНОВ, Научный центр здоровья детей РАМН. Наука № 58. 99 Василюк Ф.Е. Пережить горе. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.

Стресс, стресс! Под стрессом (от англ. stress - “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС? Стресс - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека. Стресс - это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Виды стресса Эустресс - Понятие имеет два значения -"стресс, вызванный положительными эмоциями" и "несильный стресс, мобилизующий организм". Дистресс - Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса. Виды стресса Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма -- разлаживаться. Психологический стресс - как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. Что может быть стрессором? 1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры. 3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.).. Этапы развития стрессового состояния у человека: нарастание напряженности; собственно стресс; снижение внутренней напряженности. Первая (стадия тревоги). В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается. А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса. Вторая (стадия сопротивления). Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей. Третья (стадия истощения). Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма. Последствия стресса По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Последствия стресса Вот некоторые болезни, возникающие на фоне стресса: сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, стенокардия, гипертензия, гипертония; неврологические заболевания: неврозы, бессонница, мигрень; заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язвенная болезнь; заболевания опорно-двигательной системы: остеопороз, мышечная дистрофия. Хронический и продолжительный стресс является одним из факторов риска возникновения онкологических и психических заболеваний. Два вида стресса «Положительный» стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует. «Отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье. Основные симптомы - рассеянность, - повышенная возбудимость, - постоянная усталость, - потеря чувства юмора, - резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, с одновременно появившимся пристрастием к алкоголю, - пропажа сна и аппетита, - ухудшение памяти, - иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины, желудка. Индикатор стресса Сначала прочитайте, а потом смотрите на картинку. На фото изображены два дельфина, выпрыгивающих из воды. Как было установлено на примере подопытной группы, несмотря на тот факт, что дельфины абсолютно идентичны, человек, находящийся в стрессовом состоянии, находит отличия в них. Если человек находит много отличий, значит, он испытывает сильнейший стресс. Посмотрите на картинку. Если Вы нашли в дельфинах более двух отличий, то Вам срочно надо в отпуск. ТЕСТ: утверждение часто редко никог да 1. Я чувствую себя счастливым. 0 1 2 2. Я сам могу сделать себя счастливым. 0 1 2 3. Меня охватывает чувство безнадежности. 2 1 0 4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам. 0 1 2 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту. 0 1 2 6. Я склонен к грусти. 2 1 0 7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим. 2 1 0 8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте. 2 1 0 9. 2 1 0 Я легко расстраиваюсь. «Умеете ли вы справляться со стрессом?» 0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы 4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом. Рецепты для поднятия жизненного тонуса: ДЛЯ ТЕЛА: Лечебные чаи, а особенно целебные свойства ромашкового чая были известны ещё древним грекам. Сегодня во всём мире ежедневно выпивается примерно миллион чашек этого напитка. В фитотерапии и натуропатии применяют и восхваляют ромашку как чудодейственное средство от стресса. Пейте по одной чашке ромашкового чая три раза в день. Лечебные ванны также помогут вам улучшить ваше эмоциональное состояние. Чтобы приготовить успокаивающую ванну, добавьте в воду ромашку, лаванду и валериану. Заверните сухую траву в марлю или сетчатую ткань и поместите под кран, пока ванна будет наполняться водой. Рецепты для поднятия жизненного тонуса: ДЛЯ ТЕЛА: Потребляйте больше витамина С. Как показало одно исследование, у людей, находившихся в состоянии стресса и ежедневно принимавших по 1000 мг витамина С, давление повышалось не столь сильно, а уровень стрессовых гормонов возвращался в норму гораздо быстрее, чем у испытуемых, не принимавших этот витамин. Попробуйте препараты женьшеня обыкновенного (китайского): эта трава славится способностью защищать организм от стресса. Женьшень нормализует выброс стрессовых гормонов и оказывает благотворительное действие на вырабатывающие их железы (гипофиз, гипоталамус и надпочечники). Принимайте по 100-250 мг женьшеня два раза в день в периоды стресса. Через каждые две-три недели приёма женьшеня делайте недельный перерыв. Рецепты для поднятия жизненного тонуса: ДЛЯ ДУШИ:: Стресс хорошо снимается кратковременной релаксацией. Устройтесь поудобнее в тихом месте. Закройте глаза. Выберите слово или фразу, на которых вам будет приятно сосредоточиться (например, "Всё хорошо"). Сконцентрируйтесь на дыхании и во время каждого выдоха повторяйте эту фразу. Выполняйте упражнение 10-20 минут хотя бы раз в день. Научные исследования показывают, что музыка способна снижать частоту сердечных сокращений, артериальное давление и даже уровень стрессовых гормонов в крови. Отвлекитесь от повседневных дел и послушайте музыку, которая оказывает на вас успокаивающее действие. ПРОФИЛАКТИКА Три раза в неделю совершайте прогулку или выполняйте какие-либо иные физические упражнения не менее 20 минут. Упражнения стимулируют выработку головным мозгом эндорфинов -- веществ, поднимающих настроение и уменьшающих чувство тревоги. Ограничьте потребление алкоголя, кофеина и сахара; бросайте курить! Все перечисленные вещества и никотин запускают в организме те же реакции, что и воздействие стрессирующих факторов, а значит, могут вызывать типичные симптомы стресса -- сердцебиение, дрожь, потение ладоней, тревогу и раздражительность. Чтобы снять стресс, займитесь вязанием, разгадыванием кроссвордов, чтением. Хобби обеспечит короткую передышку от стрессов повседневной жизни. "Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить". Сенека

Слайд 2

В самом общем виде стресс - это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды. Г. Селье определял стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызванных на действия чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров).

Слайд 3

СТРЕССОР Уровень резистентности I – Человек ощущает затруднения II – Втягивается III – Чувствует, что больше вынести не в состоянии Первичный шок Реакция тревоги Стадия резистентности ЭУСТРЕСС Стадия истощения Вторичный шок ДИСТРЕСС I II III

Слайд 4

Слайд 5

Если стрессовая ситуация повторяется часто, ваше тело начинает испытывать некий дискомфорт. Появляются боли в шее или урчание в желудке, сжимаются челюсти, начинает болеть голова. Фактически любая часть нашего организма может проявить себя неприятными ощущениями.

Слайд 6

Психофизиологический механизм стресса (+) Выброс в кровь адреналина или норадреналина из надпочечников. Эти гормоны действуют как мощные стимуляторы, ускоряющие рефлексы, увеличивающие частоту сердцебиений, повышающие кровяное давление и уровень сахара в крови и усиливающие весь обмен веществ. В результате улучшаются кратковременные возможности и деятельность организма. (-) Но, если все это не переходит мгновенно в действие, долговременные последствия могут включать нарушения: сердечно-сосудистые (сердечные заболевания и приступы); почечные, вызванные повышенным кровяным давлением; регуляции уровня сахара в крови, ведущие к диабету и гипогликемии.

Слайд 7

(+) Поступление в кровяное русло гормонов щитовидной железы. Эти гормоны интенсифицируют обмен веществ, тем самым, увеличивая скорость, с которой энергия может быть усвоена и превращена в психическую активность. (+) Поступление в кровяное русло холестерина из печени. Это способствует дальнейшему повышению энергетического уровня, обеспечивая работу мышц. (-) Но, если допустить слишком длительное усиление обмена веществ, это приведет к истощению, потере веса и, в конечном счете, к физическому коллапсу. (-) Но постоянно растущий уровень холестерина в крови тесно связан с возрастающим риском артериосклероза (уплотнением артерий), главным фактором при сердечных приступах.

Слайд 8

(+) Снижение активности пищеварительной системы позволяет направить избыток крови от желудка, с тем, чтобы она могла быть использована легкими и мышцами. При этом полость рта настолько высыхает, что слюна перестает поступать в желудок. (+) Ощущения становятся более острыми, и психическая деятельность улучшается способствуя усилению кратковременного функционирования. (-) Но затянувшееся свертывание пищеварения может привести к заболеваниям желудка и расстройствам всего тракта, особенно если мы вводим пищу в систему, не желающую ее принимать. (-) Но, достигнув определенного предела или слишком затянувшись по времени, действие этих эффектов обращается в свою противоположность, активно угнетая сенсорные и психические реакции.

Слайд 9

(+) Поступление в кровяное русло кортизона из надпочечников приводит к ослаблению аллергических реакций, которые могли бы мешать дыханию. (+) Кровеносные сосуды сужаются, и кровь уплотняется. Благодаря этому она течет медленнее и в случае ранений свертывается быстрее. (-) Но это же понижает защитные реакции организма по отношению ко всем видам инфекции (и возможно, даже раку) и может увеличить риск возникновения язвы желудка. (-) Но сердце должно работать с большим напряжением, чтобы продвигать сгустившуюся кровь через сузившиеся артерии и вены. При этом возрастают и нагрузка на сердце, и вероятность возникновения тромбов, что увеличивает риск сердечных заболеваний и приступов.

Слайд 10

Слайд 11

Личностные характеристики, усиливающие действие стрессоров -негативное отношение к работе; -недостаточный управленческий или организационный опыт; -малоподвижный образ жизни, низкий уровень физического развития, низкий уровень умственной и физической работоспособности; -комплекс неполноценности, когда человек неоправданно занижает свои возможности, низкая самооценка; -наличие вредных привычек: курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических или токсических веществ; -низкая коммуникабельность, неумение найти общий язык с окружающими; -неумение отдыхать, отвлекаться от работы, отсутствие интересов, кроме работы.