Предмет конституционного регулирования в зарубежных странах. Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран

  • 12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • 13. Основание и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • 14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • 16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в зарубежных странах. Многогражданство.
  • 17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 19. Американская и европейская модели конституционного контроля их характеристика.
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • 21. Значение конституционных характеристик государства как социального, правового, светского и демократического.
  • 22. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • 24. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах. Конституционные принципы социальной политики государства и их реализация.
  • 25. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • 26. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • 27. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • 28. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • 29. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 30. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • 33. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • 34. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере, Франции, Малайзии, оаэ).
  • 35. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере, сша, Германии, Индии).
  • 36. Особенности федеративного устройства современных зарубежных государств: понятие, разновидности, статус субъектов федерации.
  • 37. Унитарная модель территориального устройства в зарубежных странах: понятие, признаки, разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • 38. Регионализированные унитарные государства: понятие, характеристика.
  • 39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, их характеристика.
  • 40. Понятие политического режима, его виды и характеристика.
  • 41. Порядок формирования, состав и структура парламента в зарубежных странах.
  • 42. Внутренняя организация зарубежных парламентов.
  • 43. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • 44. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • 45. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • 46. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • 47. Формы парламентского контроля, за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 49. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • 50. Компетенция главы государства в зависимости от формы правления.
  • 51. Государственно-правовой статус монарха (системы престолонаследия, полномочия).
  • 52. Коллегиальный орган управления государством в социалистических странах: понятие, порядок формирования, полномочия.
  • 53. Место и роль правительства в механизме разделения властей зарубежных стран. Виды правительств.
  • 54. Конституционно-правовой статус правительства в зарубежных Странах: порядок формирования, состав и структура.
  • 55. Компетенция правительства в зарубежных странах, взаимоотношения с парламентом и главой государства.
  • 2. Порядок формирования и структура правительства
  • 3. Полномочия правительства
  • 4. Глава правительства
  • 57. Основные системы (модели) местного управления и местного самоуправления в зарубежных странах, их характеристика.
  • 58. Компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах.
  • 59. Государственный контроль за органами местного управления и самоуправления в зарубежных странах.
  • 1. Система и компетенция органов местного управления
  • 2. Понятие, виды и полномочия местного самоуправления
  • 60. Порядок формирования, полномочия и ответственность местных органов государственной власти в социалистических странах.
  • 61. Особенности Конституции сша 1787 г.: структура, порядок принятия и изменения, поправки к Конституции.
  • 62. Конституционно-правовой статус Президента сша: порядок избрания, полномочия, ответственность.
  • 63. Порядок формирования и полномочия Верховного Суда сша.
  • 65. Особенности федеративного устройства сша.
  • 66. Структура и содержание Конституции Франции 1958 г. Особенности конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина во Франции.
  • Раздел 1 «о суверенитете».
  • 67. Конституционно-правовой статус парламента Франции. Особенности законодательного процесса.
  • 68. Порядок формирования и полномочия Конституционного совета Франции.
  • 69. Организация и деятельность местных органов во Франции.
  • 70. Общая характеристика Конституции кнр 1982 г.
  • 72. Государственный Совет кнр: порядок избрания, полномочия, акты, ответственность.
  • 74. Особенности Конституции Великобритании.
  • 75. Правовой статус Правительства и кабинета Великобритании, порядок формирования, структура, ответственность. Правовое положение и роль премьер-министра.
  • 76. Правой статус монарха Великобритании: порядок престолонаследия, личные и политические прерогативы.
  • 77. Порядок формирования и полномочия местных органов в Великобритании. Правительственный контроль за деятельностью местных органов.
  • 78. Общая характеристика Конституции Индии 1950 г.
  • 79. Особенности федеративного устройства Индии.
  • 80. Конституционно-правой статус Президента Индии: порядок избрания, полномочия и взаимоотношения с парламентом и правительством.
  • 81. Организация и деятельность местных органов в Индии.
  • 82. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 г.
  • 2. Местное управление в Германии
  • 3. Конституционный суд фрг
  • 4. Парламент фрг: полномочия и внутренняя организация
  • 5. Правовой статус правительства фрг
  • 6. Характерные черты германского федерализма
  • 88. Общая характеристика Конституции Японии 1947 г.
  • Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
  • 90. Организация местных органов публичной власти в Японии.
  • 1. Понятие и предмет конституционного права зарубежных стран.

    Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

    Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

    Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определенную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положение личности.

    Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубеж­ных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.

    Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учеб­ной дисциплине.

    Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах конституций зарубежных стран и определяют их структуру.

    2. Предмет, система, методология, тенденции развития науки конституционного права зарубежных стран.

    Предметом правового регулирования конституционного права за­рубежных стран являются определенные группы обществен­ных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

    Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

    Конституционно-правовые отношения представляют собой та­кую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые ре­гулируются нормами государственного права.

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы го­сударственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше­ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обще­стве существует множество видов конституционно-правовых отно­шений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

    Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:

    а) основы конституционного строя;

    б) основы взаимоотношений государства и личности;

    в) политико-территориальное устройство;

    г) основы организации и деятельности органов государственной власти.

    Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти­туций зарубежных стран и определяют их структуру.

    Методы правового регулирования конституционного права:

    а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной сторо­ны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции);

    б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;

    в) совокупность классических принципов воздействия на участни­ков общественных отношений: дозволение (передача прав), за­прет, возложение обязанностей.

    Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституци­онного права, повседневную реализацию его норм, открывает зако­номерности его развития, а также дает практические советы, на­правленные на совершенствование конституционных норм.

    Изучение конституционного права зарубежных стран - это ис­следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова­ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую­щими общечеловеческим ценностям.

    Источниками КПЗС являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (кроме некоторых мусульманских государств) является конституция. К другим источникам относятся: законы конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее),органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой – либо институт КП в целом),обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента),чрезвычайные (могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);внутригосударственные публично-правовые договоры (например: соглашение о разделе Чехословакии с 1 января 1993г, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995г.;регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);акты глав государств и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств);акты органов конституционного контроля (конституционных судов) проверяют соответствие тех или иных законов конституции;судебные прецеденты – решение судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;конституционный обычай – сложившееся в практики органов государственной власти правило, имеющее устный характер, опирающийся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. (распространены в Великобритании, Новой Зеландии;религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;международно – правовые акты, например Европейская конвенцияо правах человека 1950г., Маастрихтский договор1992г. оЕвропейскомсоюзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948г., принятую ООН.

    Основные тенденции развития конституционного права.

    Социализация - это тенденция, означающая, что конституционно-правовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства (как это делали первые конституции), но и общества в це­лом, включая его экономическую, политическую, 1 социальную и куль­турную системы. Действие этой тенденции связано с тем, что государ­ство перестало ограничиваться ролью «ночного сторожа», все более активно проводя политику предотвращения и урегулирования соци­альных конфликтов, установления разумного баланса различных ин­тересов. Данная тенденция проявляется в пополнении перечня кон­ституционных прав, свобод и обязанностей правами и обязанностями социально-экономическими и культурными, в регулировании отно­шений между трудом и капиталом, в установлении социального пред­назначения собственности и т.д.

    Демократизация - это тенденция, проявляющаяся в расширении у человека возможностей влиять на публичную власть и отстаивать свои интересы в конфликтах с ней. Она выражается в разрастании избирательного корпуса, в появлении административной юстиции, ак­тивизации институтов непосредственной демократии и т.п.

    Интернационализация - это тенденция, проявляющаяся в боль­шем или меньшем сближении отраслей национального конституцион­ного права друг с другом и с международным публичным правом.

    Существование отмеченных тенденций не означает, что конституционно-правовое развитие каждой страны осуществляется в точ­ном соответствии с ними. В отдельных странах встречаются перерывы в их действии и даже попятное движение. Однако обзор именно генеральной совокупности конституций стран мира позволяет сделать вывод о неодолимости указанных тенденций, ибо они обусловлены социальным прогрессом - таким имманентным раз­витием общественного строя, которое открывает человеку все боль­шие и все лучшие возможности для самореализации.

    Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, тео­логией и социологией. Ее формирование как самостоятельной от­расли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

    Сами же идеи конституционного значения - об устройстве обще­ства и государства высказывались уже в сочинениях таких древне­греческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочине­ниях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.

    В более поздний период, относящийся уже к средним векам, бы­ли опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей консти­туционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые лег­ли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых консти­туционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражда­нина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.

    На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.

    В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер-же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.

    Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Кры­лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.

    В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и ли­беральное.

    Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го­сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституцион­ное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который во­площает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидар­ность и пр.). Представители этого направления выступают за демо­кратическое, правовое и социальное государство, разделение вла­стей, за ответственность всех должностных лиц и органов государст­ва перед народом, признание местного самоуправления, за подлин­но народный характер государственной власти (а не классовый).

    Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.

    Ученые леворадикалистского направления полагают, что слу­жебная роль конституционного права заключается в создании усло­вий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так назы­ваемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.

    Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.

    Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существу­ют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.

    Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х го­дов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер го­сударства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в на­стоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по­ныне.

    Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет препода­вания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

    Теологическая школа занимает особое место в юридической мыс­ли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее пра­вое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлени­ем. И представлена она главным образом исследованиями мусуль­манских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Хали­фата - справедливого правления, которое существовало при проро­ке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Та­ковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.

    Под методологией науки понимается совокупность приемов, способов исследования ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих явлений или процессов, путей познавательной деятельности, определение их границ и установление основных взаимосвязей со смежными явлениями.

    Научный метод - ϶ᴛᴏ комплекс приемов, кᴏᴛᴏᴩый позволяет из тысячи путей найти единственную тропинку, ведущую к научной истине.

    Методология научного исследования социально-политических процессов будет необходимой предпосылкой подхода к проблеме.

    Стоит сказать, что каждая наука изучает определенный круг явлений, но отдельная наука или даже группа наук не может дать картины мира в целом, составить определенное мировоззрение, так как последнее есть целостная система взглядов на мир. Такую целостную картину дает философия. Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Стоит заметить, что она будет общей методологией всех наук, основным методом познания реальной действительности, применяемым в конкретных науках.

    Методологической основой исследования явлений государственно-правовой действительности был и остается общенаучный метод диалектики.

    Диалектический метод позволяет рассмотреть динамику социальных процессов: связь конституционного права с общественной практикой, с политической природой государственной власти; развитие государственности в каждой стране, отражение в его правовой системе фактически сложившихся общественных отношений; создает необходимую основу для характеристики конституционного права как права определенного исторического типа.

    Диалектика требует рассматривать все конституционно-правовые явления в движении, в органической связи с развитием экономических, социальных, культурных и иных процессов, происходящих в данном обществе. Именно такой подход к явлениям позволяет выявлять и разрешать возникающие в общественном развитии противоречия; раскрыть диалектическое взаимодействие общих интеграционных процессов в государствах СНГ с чертами, обусловленными конкретно-историческими условиями и национальной спецификой каждой отдельной страны.

    Конституционное право зарубежных стран СНГ характеризуется динамизмом. Наука должна исследовать противоречия в системе общественных отношений. Познание противоречий в самой сущности предмета и есть диалектика. Единство и борьба противоположностей - универсальный закон диалектики.

    Практика конституционного строительства в странах Содружества показывает, что и в новых условиях развития общество не оϲʙᴏбождается от внутренних противоречий. В их природе и позитивный, и негативный вариант развития.

    Диалектический метод познания конституционно-правовой действительности не означает формального приспособления философских категорий к государственно-правовым явлениям.

    Общенаучный метод диалектики будет главным в науке конституционного права, как и в других отраслях правовых наук. На базе общефилософской методологии в науке конституционного права складываются специфические частнонаучные методы исследования: а) историческом; б) сравнительного анализа; в) системный; г) социологический (опроса, интервью, социального эксперимента, моделирования); д) логического анализа; е) статистический и др.

    Все специфические методы познания дополняют диалектический метод.

    Изучим кратко каждый из данных методов познания, прежде всего исторический. В чем его суть?

    Принцип историзма предполагает соблюдение двух важнейших условий: во-первых, рассмотрение явлений с позиции их возникновения и развития; во-вторых, изучение конкретных конституционно-правовых институтов с позиций современности.

    При всем этом методология исследования любых социальных явлений требует их рассмотрения в нескольких аспектах: а) историческом; б) исключительно в связи с другими; в) исключительно в связи с конкретным опытом истории. Применительно к исследованию конституционно-правовых явлений ϶ᴛᴏ получает выражение, во-первых, в историческом подходе к явлениям государственно-правовой действительности; анализе процессов возникновения, накопления черт нового; в раскрытии закономерностей и тенденций развития; во-вторых, в научном анализе соотношения конституционного права отдельных стран СНГ и практического преломления конституционно-правовых идей, т.е. связи теории с практикой.

    Принцип историзма применительно к изучению конституционного права зарубежных стран СНГ не может являться результатом простого приложения диалектики к явлениям конституционно-правовой деиствительности.
    Стоит заметить, что он вырастает внутри самого конституционного права как потребность более глубокого исследования ϲʙᴏего предмета. Нынешнее состояние науки и современные ее задачи - ϶ᴛᴏт результат исторического развития, а ее будущее состояние - результат протекающих на наших глазах конституционно-правовых процессов.

    Историзм - путь связи прошлого и современного, теории и практики, так как новое в теории конституционного права зарубежных стран СНГ в конечном счете вырастает из обобщения опыта, из практических потребностей общественного развития. Исторический подход предполагает не иллюстрирование мысли фактами, а развитие теории на базе фактов. Стоит сказать, для историзма важен "вертикальный разрез" явления: эволюция, процесс.

    Конституционно-правовые институты стран СНГ могут быть правильно поняты исключительно в связи с анализом социально-экономического развития их государственно-политических систем, изучения предшествующей истории правовых институтов, юридических традиций данных стран. Исторический метод научного исследования позволяет смотреть на каждое явление с позиции того, как оно возникло, какие главные этапы в ϲʙᴏем развитии проходило и чем стало теперь.

    Конституционно-правовые системы в странах СНГ будут элементом их политических систем, государственности, политической культуры, углубления интеграционных процессов.

    Исторический подход к исследованию конституционно-правовых проблем позволяет изучить развитие общественных явлений с позиций хронологии; проследить преемственность, историческую обусловленность основных идей и принципов конституционного права зарубежных стран СНГ, показать связь конституционно-правового регулирования с исторической практикой, этапами развития общества и государства, конкретной исторической обстановкой, социально-экономическими и политическими условиями развития общества; определить основные тенденции развития конституционного права стран Содружества.

    Без обращения к истории трудно понять развитие конституционно-правовых институтов СНГ, системы представительных органов государственной власти; отношений сотрудничества в рамках СНГ.

    Исторический анализ конституционно-правового законодательства стран СНГ позволяет заключить, что между конституционно-правовыми актами, принятыми на различных этапах общественного развития данных стран существует как преемственность, так и противостояние, что демонстрирует качественное преобразование социалистической модели государства и права по пути либеральной демократии.

    Исторический метод исследования приводит нас к выводу, что конституционное право стран СНГ - ϶ᴛᴏ результат объективного хода развития истории. Важно понимать - оно демонстрирует интеграционные процессы в постперестроечном бывшем советском пространстве. Его содержание обусловлено восстановлением суверенной национальной государственности в бывших республиках СССР, социально-экономическими и политическими условиями развития государства и общества в данных странах.

    Исторический анализ конституционного законодательства, выявляя основные направления и тенденции его развития, позволяет воспринять все лучшее, что выработала практика государственного строительства в отдельных странах СНГ, оценить с позиций сегодняшнего дня эффективность действия конституционно-правовых норм и создать более совершенное законодательство.

    При всем значении исторического метода исследования следует признать, что ϶ᴛᴏт путь познания будет предпосылкой для постижения существующих конституционно-правовых явлений. По϶ᴛᴏму широкое применение в разработке конституционно-правовых проблем получает метод сравнительного исследования. В случае если исторический метод позволяет исследовать конституционно-правовые явления в "вертикальном разрезе", в динамике, то сравнительный - подойти к явлению в "горизонтальном разрезе", т.е. в плане сопоставления различных конституционно-правовых институтов.

    Метод сравнительного исследования дает возможность, во-первых, осмыслить значение конституционного права как важнейшего инструмента демократии; глубже уяснить как основные черты, так и конкретную специфику конституционного права каждой из стран СНГ; показать содержание и особенности конституционно-правовых норм и институтов; во-вторых, раскрыть единство принципов конституционного права стран СНГ и специфику их проявления в отдельных странах; в-третьих, выявить общие принципиальные черты политических систем стран Содружества, закономерности развития интеграционных процессов в рамках СНГ, пути совершенствования общего права СНГ и моделирования конституционно-правовых актов; в-четвертых, сравнивать, сопоставлять конституции зарубежных стран СНГ и другие нормативные правовые акты; прогнозировать направления и делать выводы о характере и закономерностях перспективного развития конституционно-правового законодательства в отдельных странах СНГ; в-пятых, изучать и сопоставлять коллективный опыт государственного строительства в странах СНГ, анализировать его позитивные и негативные стороны.

    Применение сравнительного метода исследования имеет существен ное значение, поскольку различные правовые системы влияют друг на друга и анализ такого взаимодействия необходим для понимания процессов развития правовых систем различных стран СНГ, а также отраслей права и правовых институтов.

    Сравнительное исследование конституционного права зарубежных стран СНГ расширяет кругозор ученого, помогает избежать односторонних суждений, дает возможность выбора оптимального варианта решения общих социально-политических и правовых проблем, стоящих перед всеми государствами Содружества, позволяет лучше оценить как преимущества, так и недостатки того или иного явления. Сравнительное исследование - незаменимый инструмент для совершенствования национального права. Предполагается сравнение однородных конституционно-правовых институтов гражданства, избирательного права, народного представительства, местного самоуправления или конституционно-правовых актов, например, конституций, законов о гражданстве, избирательных законов, регламентов и т.п. Применение метода сравнительного анализа позволяет уяснить как основные черты, так и специфику конституционного законодательства каждой из стран СНГ.

    Диалектическая методология исследования конституционно-правовых проблем требует подходить к любому явлению как к системе. По϶ᴛᴏму в науке конституционного права зарубежных стран СНГ важное значение имеет системный метод, кᴏᴛᴏᴩый предполагает рассмотрение конституционно-правовых явлений в совокупности социальных связей, выявление целого и его частей, изучение отдельных конституционно-правовых институтов в правовой структуре различных стран СНГ с учетом конкретно-исторических и национальных особенностей их развития.

    Специфика метода системного анализа состоит по сути в том, что логическим центром исследования становятся закономерности развития общества как целостного организма.

    Системный метод опирается на категории "элемент", "структура", "система".

    В философской литературе под системой понимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некᴏᴛᴏᴩое целостное единство. Отметим, что каждая система представляет собой сложное образование, состоящее нередко из ряда подсистем. Логический объем понятий "система" можно ограничить представлением о ней как об определенном внутреннем строении, внутренней организации и расположении структурных элементов целого. Система есть единое целое, где части соединены друг с другом и не просто сосуществуют, а находятся в прямых и обратных связях. Вся система в целом влияет на отдельные элементы, и наоборот, каждый элемент в отдельности - на систему в целом. Не стоит забывать, что важной особенностью системы будет устойчивость, наличие в ней новых интегративных качеств, не ϲʙᴏйственных образующим ее частям. Структура - ϶ᴛᴏ отражение внутренних связей, устойчивая упорядоченность. Системно-структурные элементы должны обладать следующими признаками: а) качественной определенностью; б) однопорядковостью, однородностью и совместимостью; в) относительной устойчивостью и изменчивостью, статичностью и динамизмом; г) взаимосвязью и взаимообусловленностью со всеми другими элементами, с системой в целом. Таковы общие признаки структурных элементов, кᴏᴛᴏᴩые получают смысл исключительно в соотношении с категориями структуры и системы.

    Системный метод исследования конституционно-правовых проблем, анализ конституционно-правовых явлений в статике и динамике, в его количественном и качественном выражении позволяет глубже проанализировать взаимосвязи структуры и содержания конституционно-правовых институтов, обнаружить главное и второстепенное в явлении; вскрыть закономерности, присущие развитию целостного организма и его подсистем, найти ключ к пониманию особенностей механизма действия конституционно-правовых норм, к толкованию конституционно-правовых институтов и понятий.

    Сам по себе системный метод познания в науке конституционного права зарубежных стран СНГ не что иное, как требование: а) подходить к явлениям конституционно-правового характера с диалектических позиций, рассматривая их не изолированно, а как часть более общих явлений; б) анализировать данное явление с позиции его внутреннего строения, соотношения между составляющими его элементами.

    С позиций системного анализа мы рассматриваем конституционное право каждой страны СНГ, во-первых, как элемент системы социально-политических норм; во-вторых, как определенную целостность, отражающую закономерные связи реальной общественной жизни, социальной действительности, т.е. подходим к нему как к организованному множеству элементов - конституционно-правовых норм и институтов, включающему не только нормы национального права, но и международного и общего права СНГ.

    Системный подход к рассматриваемым явлениям требует выявления элементов системы, их внутренней взаимообусловленности, тенденций развития. К примеру, изучая политические системы стран СНГ, мы называем в качестве элементов: государство, политические партии, массовые общественные движения, фонды, землячества, национально-культурные автономии. Метод системного анализа дает возможность выявить специфические формы взаимосвязей рассматриваемой системы. Взаимодействие составных частей политической системы в странах СНГ базируется на конституционных принципах народовластия, разделения властей, верховенства права и закона, уважения достоинства и ϲʙᴏбоды личности, ϲʙᴏбоды ассоциаций.

    С позиций системного анализа следует рассматривать взаимообусловленность конституционно-правовых институтов. К примеру, нельзя понять правовой статус человека и гражданина в отрыве от политической и экономической систем данного общества; органы народного представительства не могут существовать изолированно, вне целостной системы государственного механизма. Эти явления нельзя перенести в другую действительность, оторвать от единого механизма государственной власти. Отметим, что каждое конституционно-правовое явление, каждый конституционно-правовой институт можно проанализировать исключительно с позиций взаимодействия целого и его элементов.

    Метод системного анализа дает возможность выявить специфические формы взаимосвязей конституционно-правовых институтов по обеспечению целостности системы. У каждого института конституционного права стран СНГ ϲʙᴏи функции по регулированию тех или иных аспектов общественной жизни. Так, компетенция каждого органа государственной власти зависит от целевого назначения и места данного органа в механизме государственного аппарата, структуры компетенции всех других органов. По϶ᴛᴏму нельзя произвольно определять структуру какого-либо органа государства без учета его места в единой системе механизма государственного аппарата.

    Наука конституционного права зарубежных стран СНГ использует социологические методы: опроса, интервью, анкетирования, социального эксперимента, моделирования.

    К примеру, метод теоретического моделирования социальных процессов состоит в формализованном воспроизведении различных общественных явлений и в последующем проведении необходимых операций с полученными таким образом аналогами (или моделями) реальных процессов.

    Вообще ϶ᴛᴏт метод познания общественных явлений ограничен. Но по сравнению с другими сферами общественной жизни правовые методы поддаются более или менее точной разработке.

    Моделирование как метод исследования социальных процессов имеет важное значение для углубления наших знаний, их дополнительной проверки, для сознательного управления общественными процессами. Отметим, что каждая научная модель предполагает выявление каких-то наиболее общих закономерностей развития, главных черт того или иного явления и позволяет апробировать их практическую целесообразность.

    Не стоит забывать, что важнейшее условие теоретического моделирования социальных явлении и процессов - точный учет объективных закономерностей развития общества.

    Надо, однако, подчеркнуть, что применение метода теоретического моделирования в науке конституционного права зарубежных стран СНГ имеет специфический характер. Исследователь имеет дело не с реальными, а идеальными моделями, сконструированными в сознании, так как теоретическое моделирование означает определенную исследовательскую процедуру идеализации и конкретизации, кᴏᴛᴏᴩая слагается из следующих стадий: 1) формализация явления и конструирования модели (уровень формализации процесса в определенной степени зависит от общего уровня научных знаний); 2) поиск решения задачи посредством разных операций с моделью; 3) истолкование полученного на модели результата применительно к реальному общественному процессу.

    Применение метода теоретического моделирования позволяет единичные общественные явления воспроизводить как массовые, а долговременные социальные процессы искусственно сжимать в кратковременные. При всем этом роль реальных моделей могут играть конституционно-правовые системы различных стран СНГ, их конституции, отдельные нормы текущего законодательства, системы органов, парламентские процедуры, и т.п. Наука изучает данные модели, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие правовых предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в стране в данный исторический период, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие объективным тенденциям развития общественных отношений, исполнимость, гарантированность конституционно-правовых предписаний, эффективность деятельности различных органов государственной власти.

    Стоит сказать, что каждая модель предполагает выявление каких-то общих главных закономерностей развития, основных черт того или иного явления и позволяет апробировать их практическую целесообразность. В конституционном праве роль элементов модели могут играть органы государственной власти, субъекты государственного устройства, конституции отдельных стран, отдельные нормы текущего законодательства. Мы изучаем данные явления и акты как определенные экспериментальные модели регулирования общественных отношений.

    В науке конституционного права зарубежных стран СНГ широко применяется метод логического анализа, поскольку он обусловлен природой юриспруденции.

    При помощи логического анализа решаются вопросы соотношения государственной власти и суверенитета; классификации органов государственной власти и их полномочий; исследуются формы государственного устройства, типы федерации, автономии; содержание правового статуса личности и др. Путем синтеза вырабатываются различные научные понятия и определения.

    Логический метод познания, в ϲʙᴏю очередь, включает ряд более частных методов, например, индукции и дедукции, анализа и синтеза.

    Любое исследование движется не только от отдельного к общему, но и от общего и особенного к единичному, так как именно такое знание дает нам возможность постигнуть конкретную действительность. Стоит сказать, для того, например, ɥᴛᴏбы уяснить сущность автономии, наука конституционного права сначала вырабатывает общее понятие автономии, исследует ее принципы, роль в разрешении национального вопроса. Затем на базе конституционных норм, других законодательных актов, практики решения национального вопроса в различных странах исследуются специфические формы автономии, характер взаимоотношений органов государственной власти, государства в целом и автономных образований, пределы их самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт
    Такой ход мысли называется дедукцией, т.е. от общего к частному.

    Познание правовых явлений неразрывно связано с правильной оценкой двух взаимосвязанных процессов в развитии правовой материи - дифференциацией и интеграцией. Дифференциация предполагает необходимость детализации, тщательного анализа, кᴏᴛᴏᴩый позволяет проникнуть вглубь национальных правовых систем, изучить их ϲʙᴏеобразие, специфику. Интеграции ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует синтез, кᴏᴛᴏᴩый дает возможность выявить общие закономерности, тенденции развития правовых явлений в условиях динамично развивающейся системы СНГ.

    Определенное значение в науке конституционного права зарубежных стран Содружества имеет метод статистического анализа. Когда исследуется структура депутатского корпуса, динамика активности избирателей на основе избирательной статистики, используется метод статистического анализа.

    Для различных отраслей науки права специально-научные методы имеют различное значение. К примеру, метод моделирования имеет ведущее значение в криминалистике; для финансового права большую роль играет статистический метод исследования. Отдельные методы познания, кᴏᴛᴏᴩые в других областях знания (технических, естественных) имеют значение общенаучных, в конституционном праве зарубежных стран СНГ играют роль частных, например метод эксперимента.

    В совокупности все методы научного познания дают нам истинное представление о тех или иных сторонах конституционно-правовой реальности. Материал опубликован на http://сайт
    Применение многообразных методологических приемов позволяет с разных сторон подойти к исследованию конституционно-правовой действительности, проследить влияние общепризнанных принципов и норм международного права, общего права СНГ и национального конституционно-правового законодательства на социальную практику, получить истинное представление о тех или иных сторонах общественно-политической жизни. Но для того ɥᴛᴏбы иметь наиболее полное представление о предмете, исследователь в процессе творчества мысленно синтезирует данные методы, что приводит его к комплексному, целостному результату. Это позволяет осмыслить историческую обусловленность предмета конституционного права стран Содружества, структуру и связи составляющих его элементов, их функциональную характеристику.

    Главная > Документ

    ТЕМА 1.
    ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран Конституционное право - категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах:
      как отрасль права; как наука; как учебная дисциплина.
    Конституционное право как отрасль права в любом государстве - составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством. Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования. Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, - предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):
        народовластие; государственный суверенитет; разделение властей; форма правления; форма государственного устройства; субъекты государственной власти; способы реализации государственной власти; Избирательное право и избирательная система.
    б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):
        принципы правового статуса личности; основные права, свободы и обязанности; гарантии прав и свобод; гражданство (подданство).
    Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства. Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения. Методы:
      управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.); обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием); дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению); запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).
    Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права. Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. 2. Конституционно-правовые нормы и институты Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах. Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Признаки:
      регулируют особую сферу общественных отношений; носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.); специфические источники, их содержащие (конституции и др.); учредительный характер предписаний; регулируют поведение широкого круга субъектов; своеобразие их вида; особенности их структуры.
    Классификация: 1. по степени определенности предписаний :
      диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта); императивные (строго определенное поведение субъекта).
    2. по назначению в механизме правового регулирования :
      материальные (предусматривают содержание действия); процессуальные (определяют формы реализации действия).
    3. по юридической силе :
      конституции; законы; подзаконные акты.
    4. по территориальным пределам :
      действующие на всей территории страны действующие на территории отдельных регионов; действующие на территории муниципальных образований.
    5. по времени действия :
      постоянные (не имеют определенного срока действия); временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).
    Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.). Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:
      народное представительство (на общегосударственном уровне (парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание); права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).
    В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен). Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран. Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения. В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей. 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.). Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:
      законодательство; нормоустанавливающая деятельность правительства; выборы; референдум; порядок осуществления прав и свобод; надзор и контроль за местными органами управления и т.д.
    Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права. В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):
      народный суверенитет; разделение властей; не отчуждаемость прав и т.д.
    Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие. Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:
      достижение определенного возраста (18 лет); назначение дня выборов; образование избирательных комиссий, округов, участков; составление списков избирателей и т.д.
    Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения. Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:
      физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства; общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений; государство; государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии); органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления; органы конституционного надзора; органы местного самоуправления; депутаты центральных и местных представительных учреждений; ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.
    4. Источники конституционного права зарубежных стран Источники конституционного права - различные формы выражения конституционно-правовых норм. Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать. Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы: 1. Естественное право - общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира. Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права. 2. Позитивное право - писаное право, закрепленное в соответствующих формах. Источники: 1. Конституции (основной источник); 2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы - законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.); 3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях); 4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией); 5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона); 6. Решения органов местного самоуправления; 7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем); 8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами); 9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства); 10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры. Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат - свод норм мусульманского права.

    ТЕМА

    2. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    1. Понятие и сущность конституции Понятие конституции сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институциализируется концепция конституционализма , который понимался как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были прогрессивными. Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком смысле слова методы и формы осуществления государственной власти и обладают высшей политической важностью и фундаментальностью. Даты принятия конституций в истории любого государства являются важнейшими вехами, отмечающими переломные моменты его развития. Конституция происходит от латинского constitutio - установление, устройство. В науке конституционного права понятие "конституция" применяется в двух смыслах. 1. В материальном смысле - писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. 2. В формальном смысле - закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном и формальном смысле - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления, форму государственного устройства и правовое положение личности (предписывает то, что должно быть). Фактическая конституция - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует (реальное осуществление личностью своих прав и свобод, порядок функционирования государственной власти). Фактическая и юридическая конституции могут как совпадать, так и расходиться. Расхождение свидетельствует о фиктивности части норм юридической конституции (наблюдается в странах с авторитарными режимами). В преодолении расхождений большую роль играет конституционная юстиция. В дальнейшем понятие "конституция" мы будем употреблять в формально-юридическом смысле, т.е. вести речь о законе, обладающем высшей юридической силой . Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что:
        ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов; законы и иные подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре; нижестоящие по уровню правовые нормы не должны противоречить ни по существу, ни по форме нормам конституции (в противном случае такие нормы должны быть признаны недействительными).
    Социально-политическая сущность конституции заключается в том, что она представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия. Это так называемый общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Социальные функции конституции (общественное предназначение и способы его реализации): 1. Юридическая - она главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений . 2. Политическая - она определяет устройство государства, ее отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. 3. Идеологическая - она обращается к признанным в обществе ценностям (права человека , собственность, демократия, семья и т.д.) убеждая человека ради этих ценностей следовать конституционным предписаниям. Действие конституции.
      Она вступает в силу обычно с момента, указанного в ее заключительных положениях, или в сопровождающем ее принятие особом законе (реже). Иногда отдельные ее нормы начинают применяться позднее - обычно по наступлении какого-либо события (выборов и т.д.). Как правило, она вступает в силу на всей территории государства. Она имеет обязательную силу для всех государственных органов, лиц, учреждений и организаций на территории данного государства, а также для граждан, юридических лиц, учреждений и организаций за границей. Она, как правило, признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над национальным правом. Многие конституционные нормы имеют непосредственное действие (обычно это касается прав и свобод).
    2. Основные черты конституций зарубежных стран В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. Многие из них приняты более ста лет назад. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Каждая из них обладает индивидуальными специфическими чертами (в них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран) . В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты: 1) провозглашают лозунг народного суверенитета (в этом отношении едины как старые так и новые конституции); 2) закрепляют институт частной собственности; 3) воспроизводят и закрепляют основные принципы разделения властей; 4) устанавливают и закрепляют форму правления - республику или монархию; 5) устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию (в самом тексте конституции могут отсутствовать прямые предписания об этом); 6) провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных; 7) определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем (в их число входят глава государства, правительство, парламент , а в некоторых странах и высший орган конституционного надзора). Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. При этом старые конституции (США, Норвегия, Бельгия, Аргентина, Люксембург) обычно более суммарны. Так, конституция США содержит в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более детальны. 3. Классификация конституций и их внутренняя структура. Порядок принятия конституций I. По способу объективирования основного закона (т.е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя). 1. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из:
        преамбулы (содержит торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы. Обычно не носит нормативного характера); основного текста (обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Сюда входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции); заключительных положений (устанавливают порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах). переходных положений (определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми). дополнительных положений (содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов). приложений (в них может содержаться распределение компетенции между федерацией и субъектами - Индия).
    В некоторых случаях писаная конституция может состоять из нескольких документов (Израиль, Саудовская Аравия, Канада). 2. Неписаные конституции - составлены из законов, содержащих конституционные нормы, судебных прецедентов и правовых обычаев (редкое исключение - Великобритания и Новая Зеландия). Имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна. Пример - Великобритания. Ее конституция состоит из следующих основных частей. Статутное право (Сюда включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акт о расовых отношениях 1968 г. и др.). Общее право (судебное право, прецедентное право) - было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на принципах справедливости и разума, здравого смысла. Нормы общего права сыграли особо важную роль в сфере определения объема и порядка осуществления гражданских прав и свобод. Конституционные соглашения - правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Юридически они не имеют никакой силы и, тем не менее, составляют важнейшую часть неписаной британской конституции. Доктринальные источники - мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда. (Брэктон). Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565); Коук. Правовые институты Англии (1628); Фостер. Решения королевских судов (1763). II. По способу изменения, внесения поправок и дополнений. 1. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции учредительной власти. Применяются различные способы изменения юридических конституций, которые можно подразделить на три стадии :
      инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства); одобрение предложенного проекта конституции (делается парламентом квалифицированным большинством голосов); окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции (осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума).
    2. Гибкие конституции - изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы (Великобритания и Новая Зеландия). III. По времени действия 1. Временные - имеющие ограниченный срок действия (принимаются на установленный срок или до наступления определенного события - Конституция Таиланда 1959 г.) 2. Постоянные - имеющие неограниченный срок действия (большинство конституций. Факт установления неограниченного срока их действия, однако, не гарантирует их вечности, а лишь указывает на намерения законодателя в момент принятия). Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость (Конституции Мексики 1917 г., Греции 1975 г.). IV. Способы принятия конституций 1. Представительным учреждением (Американская 1787 г. - конвентом (учредительным собранием - конституантой), Французская 1791 г. - Генеральными штатами (парламентом). Это самый распространенный способ принятия конституций. 2. Избирательным корпусом (Французская 1958 г., Датская 1953 г., Камерунская 1972 г., Филиппинская 1987 г.). Этот способ складывается из 2-х этапов - разработка проекта конституции (специальным конституционным комитетом или учредительным собранием) и окончательное его одобрение (избирательным корпусом). 3. Исполнительной властью - октроирование . (Впервые - во Франции в 1814 г. Эти акты именовались Хартиями).

    Страница 1 из 2

    Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

    Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

    Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне со­гласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определен­ную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положе­ние личности.

    Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубеж­ных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.

    Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учеб­ной дисциплине.

    Предметом правового регулирования конституционного права за­рубежных стран являются определенные группы обществен­ных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

    Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

    Конституционно-правовые отношения представляют собой та­кую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые ре­гулируются нормами государственного права.

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы го­сударственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше­ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обще­стве существует множество видов конституционно-правовых отно­шений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

    Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:

    а) основы конституционного строя;

    б) основы взаимоотношений государства и личности;

    в) политико-территориальное устройство;

    г) основы организации и деятельности органов государственной власти.

    Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти­туций зарубежных стран и определяют их структуру.

    Методы правового регулирования конституционного права:

    а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной сторо­ны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за
    высшими органами власти, что и определено в Конституции);

    б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;

    в) совокупность классических принципов воздействия на участни­ков общественных отношений: дозволение (передача прав), за­прет, возложение обязанностей.

    Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституци­онного права, повседневную реализацию его норм, открывает зако­номерности его развития, а также дает практические советы, на­правленные на совершенствование конституционных норм.

    Изучение конституционного права зарубежных стран - это ис­следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова­ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую­щими общечеловеческим ценностям.

    Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, тео­логией и социологией. Ее формирование как самостоятельной от­расли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

    Сами же идеи конституционного значения - об устройстве обще­ства и государства высказывались уже в сочинениях таких древне­греческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочине­ниях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.

    В более поздний период, относящийся уже к средним векам, бы­ли опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей консти­туционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые лег­ли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых консти­туционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражда­нина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.

    На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.

    В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер-же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.

    Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Кры­лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.

    В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и ли­беральное.

    Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го­сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституцион­ное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который во­площает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидар­ность и пр.). Представители этого направления выступают за демо­кратическое, правовое и социальное государство, разделение вла­стей, за ответственность всех должностных лиц и органов государст­ва перед народом, признание местного самоуправления, за подлин­но народный характер государственной власти (а не классовый).

    Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.

    Ученые леворадикалистского направления полагают, что слу­жебная роль конституционного права заключается в создании усло­вий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так назы­ваемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.

    Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.

    Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существу­ют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.

    Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х го­дов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер го­сударства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в на­стоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по­ныне.

    Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет препода­вания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

    Теологическая школа занимает особое место в юридической мыс­ли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее пра­вое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлени­ем. И представлена она главным образом исследованиями мусуль­манских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Хали­фата - справедливого правления, которое существовало при проро­ке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Та­ковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.

    Предметом конституционного права зарубежных стран является государственное право конкретных стран, их национальные правовые системы. Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права и представляет собой совокупность юридических норм, содержащихся в конституции, законах, других источников права, регулирующих определённую категорию общественных правоотношений (правовое положение личности, устройство государства, форма правления и др.). Понятие конституционного права зарубежных стран не означает, что существует особая отрасль права. При употреблении данного термина речь идёт об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств.

    В настоящее время в мире существует более 200 государств, каждое из которых имеет свою правовую систему: высокоразвитые страны Запада (и Япония), государства среднеразвитого капитализма (Португалия, Греция, Мальта), бывшие социалистические страны Европы (Албания, Польша, Румыния), развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями (Алжир, Египет, Кения, Индия), государства, продолжающие считать себя социалистическими (Китайская народная республика, Лаос, Куба).

    Они чрезвычайно разнообразны, основным источником являются конституции - основной закон государства (за исключением некоторых мусульманских стран). В федеративных государства часто есть конституции частей федерации (штаты, республики, провинции).

    Законы бывают:

    Конституционные - вносят изменения в конституции или дополняют её. Например, об избирательном праве, полномочиях правительств и парламентов. Например, Акт о свободе печати 1949 в Швейцарии, закон «О политических партиях Испании» 1978 года.

    Органические - принимаются в усложнённом порядке, регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Как правило, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции. Например, Конституция Франции 1957 года определяет, что органический закон определяет порядок образования членов каждой палаты, число её членов, вознаграждения, условия избрания.

    Обычные (обыкновенные) законы - принимаемые парламентом и регулирующие отдельные вопросы, например: о выборах президента, гражданства, статусе депутатов.

    Чрезвычайные - принимаются в особых условиях и на короткий срок, чаще всего отступают от положений конституции, может быть предусмотрен особый порядок их принятия.

    Регламенты палат парламента - документы, которые устанавливают и регулируют внутреннюю процедуру работы данного органа.

    Подзаконные нормативные акты (правительства, главы государства) - не должны противоречить законам и конституции. В ряде стран (Франция, Италия, Великобритания) данные акты могут иметь силу закона. Так, во Франции важную роль играют президентские ордонансы, юридически приравненные к парламентским актам по своей юридической силе (13 октября 1958 года специальным ордонансом была введена мажоритарная система с двумя турами голосования при выборах в национальное собрание).

    К группе нормативно-правовых актов большинство исследователей относят:

    Конституционные обычаи - многочисленные правила, принципы и приёмы решений различных государственно-правовых вопросов, не закреплённые в нормативных актах и не обеспечиваемые судебной защитой. Однако они регулируют положение многих государственных органов и фактически определяют их роль в механизме государства. Правовой обычай сложившееся на практике правило поведения, нигде в нормативных актах не записан в качестве такового, однако, в течение длительного времени применяемый повсеместно, признаваемый, молчаливо санкционированный государством. Широкое распространение получил в англо-саксонских странах, а также странах, попавших под влияние данной системы.

    Нормативный договор - могут быть международные и внутригосударственные. Так, соглашение о разделении Чехословакии на Чехии и Словакию. По конституции Испании автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве.

    Акты органов конституционного контроля, которые дают официальное толкование конституции, признают те или иные законы соответствующими конституции или не соответствующими ей.

    Судебный прецедент - ранее вынесенное решение судов, чаще всего вышестоящих, принимаемые за образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Создаётся высшими судебными инстанциями на основе закона. Непосредственно связан с судебной практикой и создаётся в ходе судопроизводства. В его разработке велика роль свободного усмотрения. Является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов. Наиболее широкое распространении получили в Великобритании и других англо-саксонских государствах.

    Международные договоры - могут регулировать конституционные по своему характеру отношения, и, при условии их ратификации парламентом, имеют приоритет по сравнению с законом.

    В современной зарубежной литературе считается, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся учёных - государствоведов. Это концепция широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права рассматриваются труды канонизированных авторов (Блекстон, Мейя и других).

    В результате юридических фактов, на основе действия норм конституционного права, между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Конституционные отношения представляют собой наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти, суверенитета народа.

    Объектом конституционно-правовых отношений выступают материальная или духовная реальность, по поводу которой стороны вступают в отношения (власть, суверенитет, свобода, достоинство личности). Участники конституционно-правовых отношений называются субъектами конституционного права.

    В их число обычно включаются:

    • 1. Социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации, иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма).
    • 2. Государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии - земли).
    • 3. Основные органы государства (глава государства - император в Японии, президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет Министров в Индии).
    • 4. Общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, которые участвуют в политической жизни, а не занимаются только извлечением прибыли (например, партии).
    • 5. Депутаты представительных органов.
    • 7. Органы местного самоуправления и управления (Советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции).
    • 8. Индивиды (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане).

    Особенностью конституционно-правовых отношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти.

    Конституционно-правовые отношений определяются во многом характером властиотношений, то есть, отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных норм сопровождается возникновением управленческих, имущественных и некоторых других отношений.

    Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права и её составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Её содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства.

    Предмет науки конституционного права базируется на конституции, но её не исчерпывается. Самостоятельность наука конституционного права приобрела в первой половине XIX века в Западной Европе и Северной Америке, выделившись из философии, социологии и ряда отраслей юриспруденции.

    К основным функциям данной науки относятся:

    • 1. Познавательная функция - направленное на получение достоверной информации об иностранном конституционно праве и его институтах. Огромно значение этой функции в учебном процессе для получения качественного юридического образования.
    • 2. Прогностическая - позволяющая оценивать и предвидеть тенденции государственно-правого развития.
    • 3. Прикладная - позволяющая применять знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности.
    • 4. Коммуникационная - способствующая юридически корректному поведения специалистов в условиях действия иностранного конституционного и международного права.

    Наука конституционного права позволяет повысить эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, содействует укреплению законности и правопорядка.

    Наука конституционного права в советский период была чрезвычайно идеологизирована, нередко зарубежная политико-правовая действительность рассматривалась исключительно негативно и сверхкритично.

    На современном этапе наука зарубежного конституционного права характеризуется обновлением своей методологической базы, широким плюрализмом в методологии исследований.

    На современном этапе есть основания констатировать расширение географии исследований конституционного права, в том числе и иностранного. Это специализированные юридические вузы в Москве, Екатеринбурге, Саратове, а также институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.