Пожарная безопасность. цель познакомить слушателей с вопросами пожарной безопасности, организацией противопожарной защиты учреждения и законодательно- - презентация
Введение На территории Российской федерации каждый год происходит в среднем около 300 тысяч пожаров. Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей. Пожароопасная ситуация в стране сегодня возрастает, так как в промышленности, строительстве и быту применяется множество легковоспламеняющихся веществ и материалов. Используется в огромных количества нефть и нефтепродукты, природный газ. В производстве сохраняются и внедряются сложные и энергоемкие технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопасностью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осторожности, высокой технологической дисциплины. Многие предприятия и иные объекты имеют свои специфические требования по обеспечению пожарной безопасности. Основным документом определяющим общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации является Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от г. 69- ФЗ. В нем определены основные понятия, используемые при изучении темы.
Пожарная безопасность (ПБ) – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение П.Б. является одной из важнейших функций государства. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство РФ в области П.Б. основывается на конституции РФ и включает в себя выше названный закон, другие законы РФ, принимаемые в соответствии с ним, а также законы и нормативные акты субъектов РФ, регулирующие вопросы пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности также относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования П.Б. В Российской Федерации функционирует система обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одним из элементов этой системы является предприятие. Обеспечение пожарной безопасности на предприятии является предметом рассмотрения данной темы.
Пожары по месту нахождения Пожары на открытом пространстве (I кл.) Пожары в ограждениях (II кл.) 1) распространяющиеся 1)открытые (развиваются при полностью открытых проемах) 2) не распространяющиеся (локальные) 2) закрытые (протекают при полностью закрытых проемах)
Масштаб пожара ОтдельныеВ зданиях и сооружениях (несколько отдельных пожаров объединяют в группы отдельных пожаров) Сплошные Когда отдельные пожары сливаются в один общий, при этом горят более 50% застройки Массовые Совокупность отдельных и сплошных пожаров
Характер горючих веществ Класс А пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага) Класс B пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ Класс C пожары горючих газов Класс D пожары металлов и их сплавов Класс E пожары, связанные с горением электроустановок (под напряжением)
Причины возникновения пожаров в учреждениях. Неисправное электрооборудование, нарушение правил эксплуатации электрических приборов и сетей, в результате чего возникают короткие замыкания, электрические дуги, переходные сопротивления, вихревые токи. Неисправность технологического оборудования и КИП и А в результате чего образуются взрывоопасные смеси, перегрев оборудования и т.д. Статическое электричество, возникающее в результате трения частей механизмов и при наличии пылевых частиц сгораемых материалов. Использование открытого огня: сварочные работы, курение, использование факелов, паяльных ламп и т.д. Самовозгорание и самовоспламенение веществ с низкими температурами возгорания и воспламенения. Нарушение правил пожарной безопасности. Природные электрические разряды – молнии.
Выбор способов тушения зависит от: характеристики горящих веществ и условий, в которых протекает процесс горения; доступности зон горения, необходимости выполнения мероприятий по подготовке к тушению; наличия личного состава, огнетушащих веществ, материалов и средств.
Первичные средства пожаротушения Простейшим средством тушения возгораний и пожаров является песок. Наиболее распространенным и универсальным средством тушения пожара является вода. Для ликвидации пожаров в начальной стадии можно применять асбестовое и войлочное полотно, грубошерстные ткани. Особое место отводится огнетушителям - это современные технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в их начальной стадии возникновения.
(Огнетушители углекислотные переносные ОУ- Огнетушители углекислотные 2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ- 8) Углекислотные огнетушители предназначены для тушения загораний различных веществ и материалов, а также электроустановок, кабелей и проводов, находящихся под напряжением до 1000В
Огнетушители углекислотные Углекислотный огнетушитель Принцип действия основан на вытеснении двуокиси углерода избыточным давлением собственных паров. При открывании запорно-пускового устройства СО 2 по сифонной трубке поступает к раструбу. СО 2 из сжиженного состояния переходит в газообразное. Углекислота, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода и воздуха.
Огнетушители порошковые Принцип действия: При срабатывании запорно- пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода и воздуха
Закачной порошковый огнетушитель Принцип действия: Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно- пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу- насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха.
Технические средства пожаротушения К современным техническим средствам пожаротушения относятся средства пожарной сигнализации и тушения пожаров. Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» (НПБ) определен порядок и перечень объектов подлежащих защите вышеназванными установками. Технические средства противопожарной защиты и тушения пожаров включают в себя системы пожарной сигнализации и системы пожаротушения.
Системы пожарной сигнализации (СПС) СПС предназначены для обнаружения в начальной стадии пожара, передачи тревожных извещений о месте и времени его возникновения. Они могут быть пожарными, реагирующими на первоначальные признаки пожара (дым, пламя, тепло) и охранно – пожарными, совмещающими охранные и пожарные функции. Установки пожарной сигнализации бывают на базе: -автоматических пожарных извещателей (дымовых, тепловых, комбинированных); -ручных пожарных извещателей; -автоматических и ручных пожарных извещателей.
Учреждение обязано: Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Основным документом, определяющим требования пожарной безопасности на предприятиях РФ являются Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ – 01-03), введенные в действие приказом МЧС от г Данные правила устанавливают требования ПБ, обязательные для выполнения всеми организациями и должностными лицами. Проводить противопожарные мероприятия направленные на создание условий обеспечивающих сведения до минимума возможности возникновения пожаров Проводить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников и воспитанников мерам пожарной безопасности. Одной из важнейших обязанностей учреждения в области повышения пожарной безопасности, является содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты.
Правила безопасности Территория учреждения должна постоянно содержаться в чистое. Игровые залы и спальные помещения должны тщательно убираться и проветриваться. В помещениях связанных с пребыванием детей, ковры и паласы должны быть жестко прикреплены к полам. В чердачных помещениях не разрешается сушить белье. Двери, люки чердачных и технических помещений должны быть постоянно закрыты на замок. На случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонарики.
: ЕМЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИРЫ БЕЗОПАСНОСТИ: Запрещается использовать неисправное электрооборудование. Нельзя использовать воду для тушения веществ, вступающих с ней в бурную химическую реакцию, необесточенных проводов, электроприборов. Нельзя использовать сырой песок при тушении предметов, находящихся под напряжением. Запрещается загромождать пути эвакуации. Размещать в подвальных помещениях легковоспламеняющиеся жидкости. Применять на путях эвакуации горючие материалы для отделки.
Порядок действия Немедленно позвонить по телефону 01 Задействовать систему оповещения людей. Приступить к эвакуации детей из здания. Известить о пожаре руководителя. Организовать встречу пожарных подразделений. Принять меры по тушению пожара средствами пожаротушения. Организовать по имеющимся спискам проверку наличия детей и работников. Информировать начальника прибывшего пожарного подразделения о наличии людей.
При эвакуации необходимо Начинать эвакуацию детей из помещения, где возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и его признаков горения. Детей младшего возраста необходимо эвакуировать в первую очередь. Хорошо проверить помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, в шкафах и.т.д. Воздержаться от открывания окон, дверей, а также от разбивания стекол, во избежание распространения огня. Покидая помещение или здания, следует закрывать за собой окна и двери.
Цель: формирование у обучающихся знаний о пожарной безопасности.
Задачи:
1. Создать условия для сознательного изучения детьми основных правил безопасного поведения в занимательной игровой форме;
2. Дать обобщённые теоретические знания, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение;
3. Осуществить коррекцию поведения обучающихся через анализ поступков.
Воспитатель. На занятиях рубрики «Где нас подстерегает опасность» мы начинаем знакомство с «правилами пожарной безопасности». К нам в гости сегодня пришёл Иван Царевич из мультипликационного фильма «Иван Царевич и серый волк».
Воспитатель. Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, дом, могут погибнуть люди. Чтобы этого не допустить, нужно знать правила противопожарной безопасности.
. Можно ли играть со спичками, свечами и зажигалками? (Нельзя. Спички - одна из причин пожара.)
. Можно ли оставлять без присмотра включенные газовые или электрические плиты? (Нельзя. Может случиться пожар. Это опасно для жизни.)
. Можно ли самому, без взрослых, пользоваться микроволновой печью, тостером, утюгом, электро чайником, другими электрическими нагревательными приборами? (Нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы.)
. Можно ли оставлять без присмотра включенные электрические приборы, электролампы, электро нагреватели? (Нет, нельзя, может возникнуть пожар.)
Воспитатель. Молодцы, дети!
Воспитатель. Дети, повторим правила, как нужно действовать в случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых.
. Назови номер пожарной службы? (01.)
. Можно ли тушить водой горящие электроприборы? (Нельзя. Вода пропускает ток через себя.)
. Можно ли открывать окна во время пожара? (Нет. Огонь разгорится сильнее.)
. Главное правило при любой опасности? (Не поддаваться панике, не терять самообладания.)
. Можно ли прятаться под кроватью, в шкафу, под ванной? (Нет. Нужно постараться убежать из квартиры.)
. Можно ли оставаться в задымленном помещении? (Нет. Нужно закрыть нос и рот мокрой тряпкой и двигаясь вдоль стены покинуть помещение.)
. Можно ли при пожаре пользоваться лифтом? (Нет. Он может отключиться.)
. Нужно ли сообщить соседям о пожаре? (Да. Они вызовут пожарных.)
Воспитатель. Запомните, дети, ещё одно правило: ожидая приезда пожарных, сохраняйте спокойствие. Когда приедут пожарные, выполняйте все их указания. Ребята, чтобы закрепить наши новые знания, мы поиграем в интересную игру «Доскажи словечко».
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Ход игры.
Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку, который должен закончить стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой... (пожар)
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в...(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…(утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …(газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг…(траву)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые …(предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер…(01)
Дым увидел - не зевай.
И пожарных...(вызывай)
Жизнь ребенка - бесценна, но подвижность, шалость, доверчивость и любопытство детей разного возраста порой влекут за собой страшные последствия. Ничто не бывает так безжалостно в отношении человеческой жизни, как коварный пожар. Это гибель детишек и взрослых, потеря имущества, страх и горе тех, кто столкнулся с подобной трагедией. Задача учителя - провести с учениками классный час на тему «Пожарная безопасность» и изучить в каждом классе с учениками действия при пожаре в школе, дома, в любом другом месте. Презентация «Пожарная безопасность» и ряд других материалов, которые можно скачать у нас на сайте бесплатно, дадут сведения детям о разрушительной силе огненной стихии. Слайды, наполненные цифрами и фактами, реальными фото и яркими картинками рассказывают правдивые истории, которые имели место в чьих-то жизнях, оборванных пожарами.
Презентации о пожарной безопасности призывают каждого быть внимательнее к своей жизни. Безобидная шалость со спичками и красота языков пламени - это первый шаг к беде. Почему-то на тему правил пожарной безопасности и пожара в школе по-прежнему отводится так мало учебного времени. А ведь материал, который есть на сайте и можно бесплатно скачать, удобно использовать не только на классном часу, но и на других уроках, на занятиях кружков.
Разработки классных часов о пожарных и противопожарной безопасности расскажут детям о том, как вести себя, если вдруг вспыхнет огонь, когда взрослых рядом не окажется. Просмотрев не одну презентацию для детей о правилах поведения при пожаре, каждый сможет запомнить номер спасательной службы, действия при пожаре в школе, дома, в общественном месте, где последствия бывают страшными из-за суеты и паники. Еще более ценными окажутся знания, если дети, получив от учителя шаблоны презентации на противопожарную тему, оформят дома с родителями несколько слайдов для просмотра в классе.
Не только строгий материал и сухие факты наполняют каждую презентацию на тему пожарной безопасности. Дети обожают сказки и загадки, песенки и пословицы, игры и викторины. Все это есть в разработках классных часов и на слайдах презентаций для учеников начальных (1, 2, 3, 4) классов и средней школы (5, 6, 7, 8, 9 классов), которые для школьников можно скачать бесплатно.
ОГНЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
● От искры сыр-бор загорается.
● От искры Москва загорелась.
● Берегись, не обожгись!
● Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
● Не шути с огнем, обожжешься.
● Огонь не вода — охватит, не выплывешь.
● Огонь не вода — пожитки не всплывают.
● От искры пожар рождается.
● Искра мала велик пламень родит.
● Пока искра в пепле, тогда и туши.
● Огонь да вода все сокрушат.
● В огне и железо плавко.
● Не играй, кошка, с огнем - лапу обожжешь.
● Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
● Слёзы пожара не тушат.
● Плох мир огня с водою.
● Красный петух прошёлся.
● Сену с огнём не ужиться.
● Дерево с огнем не дружит.
● Спички не игрушка, огонь не забава.
● Упустишь огонь - не потушишь.
● Где огонь, там и дым.
● Дыма без огня не бывает.
● Дорого при пожаре и ведро воды.
● Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
● Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.
● Спичка - невеличка, а огонь великан.
● И малая искра сжигает города.
● Каждый человек загодя думает о пожаре.
● Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
● Один на пожаре не боец.
● Пламя - это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.
● С огнем воюют, а без огня горюют.
● Человек без огня не живет ни единого дня.
● При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.
● Огонь - друг и враг человека.
● От искр пожар рождается.
● Не шути с огнем - можешь сгореть.
● Спички не тронь - в них огонь.
● Не имей привычки носить в кармане спички.
● Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней - огонь.
● Маленькая спичка сжигает большой лес.
● Спичка - невеличка. Огонь - великан.
● Все прошло, как огнем сожгло.
● Огонь да вода все сокрушат.
● От огня и камень треснет.
● В избе искра проказлива.
● Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.
● В руках спичка была, да изба сплыла.
● Огонь — судья беспечности людей.
● Бояться, как огня.
● Пожарному делу учиться - вперед пригодится.
● Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.
1. От искры пожар рождается.
2. Искра мала велик пламень родит.
3. Пока искра в пепле, тогда и туши.
4. Не шути с огнем - обожжешься.
5. Огонь да вода все сокрушат.
6. В огне и железо плавко.
7. Огонь не вода, схватит - не всплывешь.
8. С огнем не шути, сгореть можно.
9. Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.
10. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
правила безопасного обращения с электроприборами.
- Не пользуйтесь не исправными электроприборами.
- Не оставляйте без присмотра электроприборы.
- Не включайте в одну розетку несколько электроприборов.
- Не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками.
- Не ремонтируйте сам электроприбор.
- Не пользуйтесь приборами, если есть оголенные провода.
«Позвони по ноль - один».
Ребята скажите, если случилась беда, по какому номеру будем сообщать о пожаре?
(«01»)
А кто знает, почему пожарной службе достался номер «01»?
Потому что 01 - простой, его всякий запомнит;
- 01 - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута;
- 01 - номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
сообщить, что в школе горит 2-й этаж).
Правильно:
- Что горит.
- Где горит (адрес).
- Кто говорит (Ф.И.).
«Ситуационные задачи».
При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошел дым. Ваши действия.
- Отключить телевизор от сети.
- Сообщить взрослым.
- Вызвать мастера.
Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного окурка начали гореть различные вещи. Ваши действия.
- Сообщить в пожарную службу «01».
- Тушить возгорание любыми подручными средствами (водой, мокрой тканью, землей из цветочных горшков).
- Предупредить соседей с верхних этажей, позовите на помощь.
«Поле чудес».
1. Какой орган при пожаре защищает ватномарлевая повязка? В этом слове 7 букв.
Ответ: дыхание.
2. Одна из причин ожогов. В этом слове 7 букв.
Ответ: кипяток.
Ответ: пламя.
4. Ожог, вызванный пламенем, кипятком, паром, прикосновением к горячим металлическим предметам. В этом слове 11 букв.
Ответ: термический.
5. Средство пожаротушения. В этом слове 12 букв.
Ответ: огнетушитель.
6. Отчего чаще всего погибают при пожаре люди? Принимаются два варианта ответа: в одном слове 4 буквы, в другом 3 буквы.
Ответ: угар.
Ответ: дым.
7. Какая причина чаще всего приводит к пожару? В этом слове 11 букв
Ответ: небрежность.
8. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожогах? В этом слове 7 букв.
Ответ: волдыри.
9. Какой выход надо искать во время эвакуации при пожаре в магазине, кинотеатре и других общественных местах? В этом слове 9 букв.