Почетный консул. Генеральное консульство российской федерации в сан-франциско Что такое почетный консул

В пресс-центре РИА Новости 22 апреля состоится , приуроченная к отмечаемому в мае текущего года 200-летию Консульской службы России.

Вы можете задать свой вопрос уже сейчас. Для этого нужно отправить SMS на номер 2320 в формате: МИД текст вопроса . Примечание: МИД - обязательный префикс перед текстом вопроса.

1. Штатные консулы получали определенное содержание от правительства, нештатные консулы его не получали.

2. Штатные назначались из лиц, находящихся на государственной службе, нештатные консулы избирались из числа местных жителей и могли быть как русскими, так и иностранными подданными.

3. Нештатные консулы назначались, как правило, в такие пункты, где при недостаточности оснований к учреждению штатного консульского поста существовала необходимость в присутствии консульского представителя для защиты интересов русских подданных и для осведомления штатного консульства.

4. Сфера деятельности нештатного консула ограничивалась тем портом или городом, в котором он проживал.

В царской России в 1909 году насчитывалось свыше 300 почетных консулов.

После Октябрьской революции по советскому законодательству допускалось назначение почетных консулов. Первым законодательным актом, специально относящимся к консульской службе и сформулировавшим основные ее принципы, был Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 октября 1918 года. В статье 2 Декрета, в частности, предусматривалось использование института почетного консула: "В странах и местностях, в которых нет самостоятельных консульств или консулов Рабоче-крестьянское правительство права и обязанности консулов поручает кому-либо из местных граждан данной страны, изъявивших на то свое согласие".

Советское правительство еще до заключения Брестского мира возложило обязанности почетного консула в США на писателя Джона Рида, в Стокгольм почетным генеральным консулом РСФСР назначался шведский социалист Фредрик Стрем (1918), в Великобританию (в Глазго) почетным консулом Советской России был назначен видный британский профсоюзный деятель Джон Маклин. Но осуществить эти назначения и организовать работу советских почетных консулов не удалось из-за противодействия правительств названных государств.

В принятом в 1921 году Общем положении о советских органах за границей уже не предусматривалась возможность назначения нештатных (почетных) консулов, хотя и не содержалось отказа от такой возможности. Консульский Устав СССР 1926 года уже содержал прямой отказ советского государства от назначения почетных консулов.

Консульский устав СССР 1976 года предусмотрел возможность поручения, по согласованию с государством пребывания, выполнения отдельных консульских функций нештатным консулам, которыми могли быть как граждане СССР, так и иностранцы.

В развитие Консульского устава 27 апреля 1988 года было принято Положение о нештатном (почетном) консуле СССР, которое явилось основой для деятельности около двадцати почетных консулов СССР/РФ в 1989 - 1998 годах.

13 октября 1998 года приказом по МИД России было утверждено Положение о почетном консуле Российской Федерации, которое заменило Положение 1988 года.

Согласно Положению о почетном консуле РФ 1998 года, он подчиняется МИД РФ и выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения РФ в государстве пребывания. При отсутствии дипломатического представительства и консульств (штатных) почетный консул действует под руководством МИД РФ или, по его поручению, российского дипломатического представительства в сопредельном государстве.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

1. Почетный генеральный консул.
2. Почетный консул.
3. Почетный вице-консул.
4. Почетный консульский агент.

Местонахождение резиденции и канцелярии почетного консула, его класс и консульский округ определяются по соглашению с государством пребывания.

Почетный консул во взаимодействии с дипломатическим или консульским учреждением, под руководством которого он действует, защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц РФ, принимает меры к тому, чтобы граждане и юридические лица РФ пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными ими законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также общепризнанными нормами и принципами международного права.

Почетный консул осуществляет регистрацию граждан РФ , находящихся на территории его консульского округа; участвует в мероприятиях по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений на территории государства пребывания; принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его консульском округе несовершеннолетними гражданами РФ, которые остались без родительского попечения, и над недееспособными или не полностью дееспособными совершеннолетними гражданами РФ; принимает меры к охране имущества, оставшегося после смерти гражданина РФ; содействует иностранным гражданам и организациям в оказании ими гуманитарной помощи, а также в оформлении передачи денег, ценностей и имущества в дар РФ, юридическим лицам и гражданам РФ и др.

Почетный консул может покинуть свой пост, если его отзовет направившее государство или же власти страны пребывания отзовут свое согласие на его работу.

Почетные консулы получают фактически те же привилегии и иммунитеты , что и карьерные консульские лица (их «охранные грамоты» - Венская конвенция о консульских сношениях от 1963 года и двусторонние консульские соглашения). Разница, как правило, состоит лишь в том, что почетный консул имеет эти привилегии и иммунитеты лишь в рамках исполнения им консульских функций. Кроме того, его нередко частично освобождают от налогов и сборов. Почта и багаж почетных консулов, как правило, не подлежат досмотру, транспортные средства - реквизиции.

В последнее время становится все более востребованным. При этом как Российская Федерация назначает своих почетных консулов в иностранных государствах, так и принимает их у себя.

По данным на ноябрь 2008 года, Российская Федерация представлена за рубежом 73 почетными консулами, действующими в 51 стране. На территории России действуют 76 почетных консульских должностных лиц иностранных государств.

Корпус российских почетных консулов формируется в основном из среды деловых людей - местных граждан или выходцев из России, пользующихся соответствующей репутацией в аккредитующем государстве, не работающих в государственных учреждениях и не занимающих выборные должности, а также с учетом мнения страны пребывания.

Среди консульских функций , выполняемых почетными консулами, весьма актуальными становятся услуги в следующих вопросах:

1. Оказание консультационных услуг в вопросах установления контактов и развития делового сотрудничества с партнерами в стране пребывания, информирование о законах страны пребывания в сфере экономической деятельности, о правилах оформления документов, связанных с такой деятельностью.
2. Оформление документов для осуществления экспортно-импортных операций (лицензий, сертификатов и т.д.), таможенных документов, а также легализации их в случае необходимости.
3. Оформление статуса пребывания в стране, помощь в получении виз, разрешений на работу, вида на жительство.
4. Содействие в приобретении или продаже движимой и недвижимой собственности, другого имущества, найм квартир и помещений, оформление необходимых для этого документов.

Институт Почетных консулов играет заметную роль в расширении двусторонних связей между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки.

1. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетному консулу.

2. Почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции.

3. Почетный консул не состоит на государственной службе Российской Федерации и не получает от Российской Федерации какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций.

4. Почетный консул назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

5. Почетный консул выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения в государстве пребывания, на территории консульского округа которого он действует. В случае отсутствия в государстве пребывания дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, поручает такое руководство дипломатическому представительству Российской Федерации или консульскому учреждению, расположенным в одном из государств, сопредельных с государством пребывания почетного консула или ближайших к государству его пребывания.

6. По согласованию с государством пребывания и с согласия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, почетный консул может одновременно исполнять обязанности почетного консула другого иностранного государства

Почетный консул РФ в Денвере (шт.Колорадо), Дебора Анн Палмьери
Адрес: 1552 Pennsylvania St.Denver, CO 80203

Издавна международная практика знает помимо штатных консульских должностных лиц и категорию нештатных, почетных консулов. Венская Конвенция закрепляет это деление консульских должностных лиц на две категории, регулируя и режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов Ст.68.

Почетный консул - это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства С.174 Г.Э. Лапин. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.

Главная функция почетного консула - это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.

Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.

Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции Ст.1.2 Положения о Почетном консуле РФ.

При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Почетный консул приступает к исполнению своих обязанностей по получении согласия государства пребывания. Лицо, назначаемое почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

Почетный генеральный консул;

Почетный консул;

Почетный вице-консул;

Почетный консульский агент.

Привилегии и иммунитеты почетного консула

Привилегии и иммунитеты, которыми обладает почетный консул, не распространяются на членов его семьи, в отличие от иммунитета штатного должностного лица.

Государство пребывания должно освобождать почетных консулов от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких, как реквизиции, военные контрибуции и военный постой Ст.67.

Консульские помещения консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом, нанимателем или владельцем которых является представляемое государство, освобождается от всех государственных, местных и районных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консула совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 года предусматривает применимость к почетным консулам и консульствам ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульств, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульство. В ряде вопросов, таких, как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение от таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей и некоторых других, Венская конвенция закрепила положения, отражающие специфику консульств, возглавляемых почетными консулами, включая вопросы их привилегий и иммунитетов как граждан страны пребывания. В частности, предусматривается, что, если против почетного консула возбуждается уголовное дело, этот консул должен явиться в компетентные органы. Но при производстве по делу ему должно оказываться уважение и, за исключением случаев, когда оно арестовано или задержано, должно ставиться как можно меньше препятствий для выполнения им консульских функций. Когда возникает необходимость задержать почетное консульское лицо, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок Ст.63.

Государство пребывания обязано предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.


Почетное консульство – это разновидность консульского учреждения, которое возглавляет почетный (нештатный) консул. Он не получает жалования от назначившей его страны, но при этом находится на государственной службе страны назначения, выполняя свои функции на общественных началах. При этом почетный консул финансирует открытие консульского учреждения и организацию его работы. В дипломатической иерархии почетный консул находится в подчинении генерального консула или чрезвычайного полномочного посла. На самом деле это подчинение носит скорее формальный характер. На деле, если почетному консулу не предоставили право выдачи виз в страну назначения, его работа обычно сводится к организации за свой счет одного или двух мероприятий в год в соответствующем консульском округе. Согласно экзекватуре консульским округом может быть город, область и даже целая страна. Эти мероприятия могут носить торговый, деловой, спортивный или культурный характер. Учитывая протяженность нашей страны и огромные просторы, которые не может охватить организованное в Москве посольство какой-либо страны, с которой у России установлены дипломатические и консульские отношения, назначение почетных консулов в регионы представляется очень актуальным.

Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данный вопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульским сношениям 1963 г. В результате ст. 68 конвенции зафиксировала положение о том, что каждое государство может свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц.

Что касается привилегий и иммунитетов, то они должны предоставляться почетным консулам в рамках осуществления ими своих консульских функций. При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания. При назначении нештатных консулов круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями, например, развитие экономических и культурных связей. На нештатных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью.

В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и ряда других стран. Данное обстоятельство связано с тем, что функции консула принимают политический характер, поскольку их осуществление происходит от имени представляемого государства. Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания. Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульское должностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций. Государства обязуются не поручать почетным консулам дипломатические и политические функции. Основными их функциями, как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.

Как начать оформление?

Для начала процедуры оформления необходимо предоставить "правильно и в нужном ключе" написанную краткую автобиографию . Правильно составленная автобиография должна показать респектабельность и серьезность намерений. При рассмотрении заявок на должность почетного консула Министерство Иностранных Дел направляющего государства рассматривает документы обратившегося человека, состоятельность, происхождение средств, состав семьи, принимает во внимание его возможности и связи. Также принимается во внимание участие человека в благотворительных акциях, если это имело место. Рассматривается, достоин ли данный кандидат того, чтобы представлять государство, сможет ли он внести вклад в развитие межгосударственных и культурных связей. У нас есть возможность лоббирования проектов назначения на должность почетного консула в различных островных юрисдикциях, экономика которых основана на туристическом секторе и сопутствующей инфраструктуре сферы услуг, а также в некоторых странах Латинской Америки. Дополнительную информацию можно узнать на наших консультациях в офисе.

Важная правовая оговорка. Открытие почетных консульств – длительный юридический процесс, в котором не только нужно успешно пройти ряд инстанций – посольство, МИД соответствующей страны, и другие министерства, но и получить аккредитацию в стране назначения, например, в МИДе Российской Федерации, если речь об открытии консульского учреждения на территории нашего государства. При всем том, что в отдельных случаях наши сотрудники готовы оказать юридическое и практическое содействие в открытии почетных консульств, но эта тема безумно далека от покупки дипломатических паспортов и привилегий, а также другой чепухи и ахинеи, которую описывают некоторые веб-сайты в сети Интернет. Это штучный товар, возможный к юридической реализации не только при наличии у кандидата серьезной биографии, но и, прежде всего, при совпадении государственных интересов соответствующих стран. Также следует помнить, что статус почетного консула - это не только набор привилегий, но в первую очередь большая общественная нагрузка и общественная работа.