Ответственность председателя тсж за неуплату коммунальных услуг. Правомерность обнародования списка должников жку

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ КАК НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Одним из признаков юридического лица, а к таковым относится и товарищество собственников жилья (ТСЖ), является самостоятельная гражданско-правовая ответственность. Согласно ст. 56 ГК РФ "юридические лица, кроме финансируемых собственников учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом". Учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника или собственника), кроме случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

В отношении ТСЖ данный признак закреплен в ч. 6 ст. 135 ЖК РФ, согласно которому "товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества"; здесь же отмечено, что товарищество "отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом". Очевидно, что законодатель акцентирует внимание на необходимости формирования имущества товарищества "для эффективного ведения основной деятельности и обеспечения прав кредиторов при осуществлении предпринимательской деятельности, соответствующей основной". Наличие такого имущества способствует обеспечению самостоятельной гражданско-правовой ответственности ТСЖ. Именно поэтому в уставе ТСЖ обязательно должен быть определен порядок формирования имущества товарищества.

В отличие от Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", утратившего силу с 1 марта 2005 г. (далее - Закон о ТСЖ), ЖК РФ запрещает передачу общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в собственность ТСЖ в качестве вступительных взносов (см. ч. 4 ст. 37 ЖК РФ, п. 2 ст. 290 ГК РФ). Оно всегда остается общим имуществом собственников помещений и переходит в собственность только вместе с соответствующим помещением.

ЖК РФ разделяет понятия "имущество" и "средства" ТСЖ (ст. 151 ЖК РФ), относя к последним: обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества; доходы от хозяйственной деятельности товарищества, направленные на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества; субсидии на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий, а также прочие поступления.

Причем следует, на наш взгляд, согласиться с мнением В.С. Ермакова о том, что многие из этих средств хотя и причисляются к средствам ТСЖ, но проходят через его расчетный счет транзитно.

Так, статья 151 ЖК РФ (п. 1 ч. 2) относит обязательные платежи членов товарищества к средствам товарищества. При этом в ЖК РФ нет прямого указания на то, что же именно относится к обязательным платежам (в отличие от Закона о ТСЖ). Однако, исходя из анализа статей 153 - 158 ЖК РФ, к данным платежам относятся плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). После того как на счет ТСЖ поступают платежи от собственников, оно оплачивает коммунальным службам предоставленные услуги, выступая в данном случае посредником.

Этого же мнения придерживается и М.Ю. Тихомиров, отмечая, что ТСЖ не обладает техническими возможностями для оказания коммунальных услуг, а также, согласно ст. 426 ГК РФ, являясь некоммерческой организацией (не профессиональным предпринимателем), не может быть стороной в публичном договоре.

Вместе с тем внесение коммунальных платежей на счет товарищества и причисление данных средств к имуществу ТСЖ приводят к ситуациям, когда коммунальные организации предъявляют требования об уплате долгов не непосредственно собственникам, а товариществу, с блокировкой счета последнего.

В статье 151 ЖК РФ ничего не сказано о платежах собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ; но на основании ч. 6 ст. 155 ЖК РФ последние должны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договором, заключенным с ТСЖ.

Как правило, основную часть активов ТСЖ составляют денежные средства, которые в соответствии со ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ являются имуществом, а следовательно, на них может быть обращено взыскание по долгам ТСЖ.

Несмотря на то, что члены товарищества не отвечают по обязательствам товарищества, на них лежит бремя участия в выполнении функций управления, а именно:

Участие в принятии и реализации решений коллективными органами;

Оплата расходов на содержание и ремонт жилого дома, а также оплата коммунальных услуг (ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ);

Уплата налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ);

Выполнение других обязанностей, предусмотренных учредительными документами или совместными решениями.

Данные платежи должны быть предусмотрены в смете, в учредительных документах или в обязательных для выполнения решениях органов управления ТСЖ.

При неисполнении собственниками помещений обязанности по оплате коммунальных услуг, по содержанию и ремонту жилья у ТСЖ образуется финансовая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками, причем эта задолженность имеет тенденцию к постоянному увеличению за счет начисления неустойки и иных штрафных санкций.

Несмотря на то что в ЖК РФ нет положений об ответственности ТСЖ, оно несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации, и такая ответственность напрямую связана с обязанностями товарищества и органов его управления.

В случаях нарушения обязательств перед участниками имущественно-материального оборота, допущения нарушений законодательства ответственность для юридических лиц предусмотрена КоАП РФ; предусмотрена и ответственность при нарушениях законодательства о налогах и сборах. Так, статьей 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).

Непоступление денежных средств от некоторых собственников помещений может привести к невыполнению обязательств самим товариществом. Согласно ст. 236 ТК РФ задержка выплаты заработной платы и других выплат сотрудникам ведет к возникновению материальной ответственности ТСЖ как работодателя в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.

В статье 7.22 КоАП РФ предусматривается наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 40 000 до 50 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Здесь следует согласиться с мнением А.Б. Рыжова о том, что применение данной статьи в настоящий момент основывается не на буквальном толковании права, а на "единообразии в толковании арбитражными судами", так как не указаны непосредственно "многоквартирный дом" и "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме", а понятия "жилой дом" и (или) "жилое помещение" не включают в себя понятие "общее имущество собственников помещений многоквартирного дома".

В статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами предусматривается штраф от 5000 до 10 000 руб.; в ст. 6.4 КоАП РФ - штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридического лица, допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Статья 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 5 до 30% суммы налога, подлежащего уплате, за каждый месяц просрочки. Статья 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусматривает штраф в размере от 50 до 5000 руб. в зависимости от характера непредставления.

Как видим, суммы штрафов могут быть довольно существенными. Для их уплаты ТСЖ необходимы дополнительные средства. Причем, как правило, в товариществах нет какого-либо резервного фонда на покрытие чрезвычайных расходов. Именно поэтому для погашения внеплановой финансовой обязанности перед третьими лицами в виде штрафов, пеней и другой задолженности ТСЖ необходимо собирать внеочередное общее собрание членов товарищества и устанавливать дополнительные целевые взносы на покрытие чрезвычайных расходов.

В случае отказа собственников помещений оплачивать штрафы ТСЖ может оказаться в затруднительной ситуации, а именно - у черты финансовой несостоятельности.

Порядок взыскания долгов по обязательствам ТСЖ регулируется статьями 235 и 237 ГК РФ и статьями 67 - 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым на основании решения суда взыскание может быть обращено на любое имущество товарищества. При этом применяются арест (опись) имущества, изъятие и принудительная реализация. В первую очередь взыскание обращается на денежные средства ТСЖ и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и в иных кредитных организациях. Все наличные денежные средства, обнаруженные в товариществе, изымаются. На денежные средства и иные ценности ТСЖ, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и в иных кредитных организациях, налагается арест. При отсутствии же денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее ТСЖ имущество.

По мере накопления долгов ситуация может дойти и до банкротства. Ранее обанкротить ТСЖ было невозможно, так как п. 1 ст. 65 ГК РФ и п. 2 ст. 1 в прежней редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) содержали закрытый перечень некоммерческих организаций, подлежащих банкротству. ТСЖ в нем не значилось. Действующая редакция указанного Закона распространяет свое действие на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. В соответствии со ст. 2 этого Закона под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3 Закона о банкротстве). Кроме того, данным Законом устанавливается и минимальная сумма задолженности, которая необходима для возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде. Эта сумма составляет 100 000 руб. (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве), причем при подсчете совокупной задолженности принимаются во внимание следующие ее виды:

Задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

Суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

Задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения;

Задолженность, возникшая вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

Задолженность, возникшая из обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;

Обязательные платежи без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника (п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве).

В излагаемом контексте существует два варианта инициализации процедуры банкротства.

Первый вариант. ТСЖ вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом, если предвидит банкротство, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что оно не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве). К тому же ТСЖ обязано обратиться с таким заявлением, в случае если при проведении процедуры ликвидации установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (ст. 9 Закона о банкротстве).

Второй вариант. Кредитор или уполномоченный орган (ФНС России) обращается в арбитражный суд с заявлением о признании ТСЖ банкротом.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Таким образом, прежде чем подать в суд заявление о признании должника банкротом, кредитору необходимо иметь решение суда и исполнительный лист к нему, подтверждающие право на взыскание денежных средств в пользу кредитора и невозможность эти средства взыскать.

Необходимо иметь в виду, что согласно абзацу второму п. 3 ст. 56 ГК РФ "если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам". Вместе с тем согласно п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве "контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу".

Таким образом, в случае банкротства ТСЖ, ставшего должником по вине своих членов (что и происходит в большинстве случаев), на последних налагается субсидиарная ответственность по его обязательствам, если собственного имущества товарищества будет недостаточно.

При принятии судом заявления о признании ТСЖ банкротом суд может ввести своим определением процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника, такие, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (ст. 27 Закона о банкротстве).

Как правило, к ТСЖ применяется процедура наблюдения, в течение которой временный управляющий анализирует финансовое состояние ТСЖ, выявляет кредиторов и проводит их первое собрание. По окончании наблюдения управляющий представляет суду отчет о своей деятельности, сведения о финансовом положении ТСЖ и свои предложения о возможности или невозможности восстановить платежеспособность должника (ст. 67 Закона о банкротстве). Как показывает практика по делам о банкротстве ТСЖ, суд, исследуя финансовое состояние товарищества, делает вывод о том, что у организации отсутствует собственный капитал и полностью отсутствует имущество, а поэтому восстановление платежеспособности и осуществление деятельности невозможны (решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2008 N А53-10385/2007-С1-31, Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2008 N А32-27523/06-38/2754-Б, Арбитражного суда Белгородской области от 08.08.2008 N А08-758/08-31Б).

Возникает вопрос: как же можно предотвратить столь печальные для ТСЖ последствия?

Прежде всего необходимо создание устойчивой организационно-правовой структуры, основанной на контроле членов товарищества над органами управления товарищества, а также на контроле со стороны органов государственной власти. В соответствии со ст. 210 ГК РФ ответственными за состояние каждого многоквартирного дома являются все собственники жилых помещений. Собственники помещений должны понимать, что передача им прав по управлению общим имуществом не только несет в себе значительные преимущества самоуправления, но и сопровождается появлением значительной ответственности, в том числе материальной, каждого члена товарищества за деятельность всей некоммерческой организации.

Одним из органов, контролирующих деятельность ТСЖ "изнутри", является ревизионная комиссия, однако ее деятельность может оказаться недостаточной для нормального функционирования товарищества.

Согласно ст. 20 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.

Однако в ЖК РФ нет положений о контроле со стороны государственных органов за финансовой деятельностью ТСЖ. Как показывает практика, с задачей по отслеживанию финансово-хозяйственной деятельности товарищества лучше всего справляются профессиональные аудиторы. Однако оплата данных услуг, как правило, не предусматривается сметой товарищества. Вместе с тем квалифицированный ревизор привлекается в основном председателем, что не исключает факта подтасовки документов. По нашему мнению, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества не менее важен, чем контроль за состоянием многоквартирного дома, так как значительные финансовые потери, банкротства товариществ могут свести на нет все усилия по созданию ТСЖ и по передаче прав по управлению жилищным фондом непосредственно собственникам.

В этой связи представляется необходимым создать орган, осуществляющий контроль за правомерностью организации и достоверностью проведения учредительного собрания и двухгодичных отчетных перевыборных собраний по деятельности ТСЖ (по аналогии с государственной жилищной инспекцией, управлением Роспотребнадзора и т.п.), и включить ТСЖ в сферу регулярных проверок данного органа. Деятельность таких ревизионных управлений должна быть направлена на вынесение обязательных к исполнению рекомендаций по устранению финансовых нарушений. При этом необходимо обязать ТСЖ представлять для проверки в данный орган отчет ревизионной комиссии перед проведением общего собрания, а также приглашать специалиста ревизионного управления на обязательные собрания членов ТСЖ (1 раз в 2 года), на которых проводятся перевыборы председателя, членов правления товарищества, заслушивается отчет ревизионной комиссии. Это необходимо для предотвращения фальсификации и манипулирования мнением собственников помещений, включая проведение данных обязательных собраний только на бумаге.

Как отмечено выше, при банкротстве ТСЖ судом применяются меры в отношении товарищества с назначением конкурсного управляющего. Однако это противоречит самой сущности ТСЖ, которое обеспечивает эксплуатацию этого имущественного комплекса и основано на исключительном праве граждан на распоряжение (управление) своей собственностью - недвижимым имуществом в многоквартирном доме.

Возникает вопрос и по поводу обоснованности применения к ТСЖ процедуры банкротства. Все причины возникающего долга товарищества можно условно разделить на две группы.

Первая группа - несознательность отдельных собственников помещений многоквартирного дома, не исполняющих своих обязанностей по уплате обязательных платежей, которые ведут к целой цепочке неплатежей и штрафных санкций. В данном случае штрафные санкции должны применяться к конкретному виновнику - жильцу, а не ко всей юридической организации (в силу п. 6 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ не отвечает по обязательствам своих членов). По нашему мнению, целесообразнее привлекать в процесс о признании ТСЖ банкротом соответчиками членов товарищества - задолжников по платежам за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья. Фактически долги ТСЖ энергоресурсоснабжающим организациям суть долги членов ТСЖ. Собственники помещений являются злостными неплательщиками, т.е. должниками. Такой порядок привлечения к ответу действительных виновников образовавшейся задолженности ТСЖ позволит суду четко и недвусмысленно определить несущих материальную ответственность за причиненный материальный ущерб ТСЖ. Ведь долги ТСЖ в действительности не только создают финансовые проблемы, но и существенно ухудшают имидж ТСЖ перед контрагентами. Подобное привлечение соответчиков значительно сокращает как количество судебных дел, так и сроки рассмотрения и взыскания задолженности в пользу истца.

Вторая группа причин - действия конкретного руководителя товарищества (председателя или управляющего), а также членов правления, которые по небрежности или преднамеренно допускают нарушения законодательства и договорных обязательств.

Таким образом, применение штрафных санкций к ТСЖ как к юридическому лицу по своей сути является некорректным, так как виновен либо конкретный руководитель (например, не сдавший документы по своей халатности), либо собственники, не оплатившие обязательные платежи. Следовательно, действие Закона о банкротстве не должно распространяться на ТСЖ вообще либо должно содержать предложенные выше особенности.

ЖК РФ не раскрывает вопрос ответственности председателя и правления за убытки, причиненные товариществу неэффективным управлением, а также собственникам жилья, не являющимся членами товарищества, путем нанесения вреда имуществу в многоквартирном доме. Однако отсутствие в Кодексе положений об ответственности исполнительных органов не исключает этой ответственности. На наш взгляд, целесообразно включить в ЖК РФ статью об ответственности председателя правления и членов правления ТСЖ. На основании такой статьи следует включать в устав товарищества положения об условиях и размерах ответственности, а также о порядке взыскания убытков, причиненных товариществу деятельностью исполнительных органов.

Собственникам, ставшим единственными и полноправными субъектами управления многоквартирными домами, необходимо постоянно контролировать деятельность исполнительных органов товарищества, быть в тесном информационном контакте с другими собственниками.

Эффективную деятельность ТСЖ невозможно организовать без действенной поддержки органов власти и управления, которые за счет средств государственных и местных бюджетов могут содействовать повышению квалификации управляющих и специалистов ТСЖ, оказывать методическую помощь в организации, ведении и контроле финансово-хозяйственной деятельности.

Нередки случаи в практике управляющих организаций, когда они в качестве меры воздействия на неплательщиков ЖКУ избирают способ обнародования списка должников на так называемой “доске позора” в подъезде или на придомовой территории. На самом деле, это является грубым нарушением . О правомерности обнародования списка должников ЖКУ сегодня и поговорим.

Персональные данные

Прежде чем разобраться в правомерности вывешивания на всеобщее обозрение списка должников жилищно-коммунальных услуг , необходимо разобраться в вопросе о персональных данных.

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу, включая ФИО, год рождения, место проживания, имущественное положение. Поскольку данная информация позволяет определить личность субъекта персональных данных.

При заключении договора управления МКД управляющая организация получает от собственников их персональные данные. В работу управляющей организации входят функции по приёму первичных документов для регистрационного учёта граждан, а также ведению и хранению этих документов. То есть, управляющая организация получает право на обработку персональных данных собственников помещений в МКД.

Под обработкой персональных данных понимается их сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, обезличивание, блокирование и уничтожение. Сбор, хранение и распространение персональных данных регулируются ФЗ №152 “О персональных данных” . Нарушение закона, в частности, распространение персональных данных о человеке влечёт за собой административную ответственность .

Вывешивание списков должников ЖКУ

К сожалению, данная ситуация не редкость. Управляющие организации , а иногда и РСО имеют склонность вывешивать на дверях подъездов или на информационных досках во дворах МКД списки неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. При этом, они не задумываются о нарушении закона “О персональных данных”. За такие противоправные действия привлечь к административной ответственности могут именно управляющие организации.

Некоторые управляющие организации хитро обходят закон, размещая информацию о должниках ЖКУ с обезличенными данными. Например, только номер квартиры и сумму долга. Они читают, что обобщённая информация без разглашения других персональных данных не даёт возможности установить личность человека. Поэтому информацию можно считать обезличенной и соблюдение конфиденциальности в данном случае не требуется.

Но не следует пользоваться этими советами, чтобы не попасть под административные штрафы за разглашение конфиденциальной информации . Лучше работать с должниками индивидуально по другой схеме. Например, проводить персональные беседы с неплательщиками, обсуждать проблемы должников на общих собраниях собственников или оглашать общую сумму задолженности МКД.

Ответ Роскомнадзора

В связи со сложившейся ситуацией управляющие организации направили запрос в Роскомнадзор, является ли номер квартиры персональными данными физического лица и будет ли считаться нарушением ФЗ №152 размещение на информационных стендах УК информации о его задолженности с указанием суммы задолженности?

В своём ответе Роскомнадзор сослался на ст.3 ФЗ №152 , согласно которой под персональными данными подразумеваются любые сведения, прямо либо косвенно относящиеся к определяемому физическому лицу. По мнению ведомства, эта информация должна быть персонализирована, чтобы позволить идентифицировать субъекта персональных данных.

Поэтому номер квартиры, по словам Роскомнадзора, без указания дополнительных сведений не является информацией, которая позволяет однозначно идентифицировать определяемое физическое лицо. То есть, размещение информации о должнике с указанием номера его квартиры и суммы долга, но без ФИО не может подразумевать обработку его персональных данных . Это, соответственно, не является нарушением закона “О персональных данных”.

Судебная практика

Однако нельзя принимать на веру данное разъяснительное письмо Роскомнадзора, поскольку судебная практика свидетельствует о противном. Конечно, каждый случай индивидуален, поэтому суды в разных регионах принимают различные решения по данному вопросу. И не всегда в пользу управляющих организаций.

Более того, нарушением считается даже предоставление по запросу председателя совета МКД распечатанного списка должников с указанием их номеров квартир и суммы задолженности. Например, постановлением судьи г.Кирова управляющая организация признана виновной в совершении правонарушения по ст.13.11 КоАП РФ , но отделалась предупреждением.

Заместитель руководителя УК выдал по запросу председателю совета МКД письмо с приложением запрашиваемого списка должников с указанием их номеров квартир и суммы образовавшейся задолженности по оплате ЖКУ.

Суд посчитал это нарушением, поскольку адрес физического лица является его персональными данными. Поэтому указание адреса позволяет идентифицировать физическое лицо, что является несанкционированным распространением персональных данных собственников помещений в МКД .

Согласие субъекта персональных данных

Под распространением персональных данных понимается их передача определённому кругу лиц или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, включая обнародование в СМИ, размещение в Интернете или предоставление доступа иным способом. Поэтому управляющая организация не имеет права без согласия собственников передавать или обнародовать их персональные данные.

  • для граждан - от 300 до 500 рублей;
  • для должностных лиц - от 500 до 1 тысячи рублей;
  • для юридических лиц - от 5 до 10 тысяч рублей.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

«Основной проблемой жилищно-коммунального хозяйства сегодня является неоплата жильцами потребленных жилищно-коммунальных услуг», — начинает свою речь представитель управляющей компании в суде по взысканию задолженности с очередного неплательщика. А редкий присутствующий на подобных судебных заседаниях неплательщик приводит доводы о якобы неправильно начисленных платежах, о нелегитимности органа управления домом, о хищениях и наживе управленцев ЖКХ на карманах простых граждан.

Решение суда редко отличается кардинально: возбудить исполнительное производство по взысканию с неплательщика суммы долга и судебных издержек. И не дай бог не начать погашать долг до первого визита к судебному приставу, образовавшийся узел проблем начинает затягиваться все туже: пошла информация в Комитет кредитных историй, в Департамент консульской службы МИД РФ, и, наконец, самое неприятное — судебный пристав стучится в дверь должника в присутствии понятых, участкового, домуправа, а возможно, еще и прессы. Начинается процесс описи и ареста имущества, выставляются новые счета за перевозку, хранение, штрафы за препятствование в работе судебных приставов, а в зачет долга идут копейки от весьма невысокой оценочной стоимости близких сердцу родных и привычных вещей, с которыми принудительно приходится расставаться.

СТОИТ ЛИ ЭТО ТОГО?

Давайте посмотрим, кто сегодня представляет мощный отряд неплательщиков ЖКХ, а он действительно мощный: например, задолженность по оплате коммунальных услуг для такого города, как Балашиха или Люберцы в Московской области, на сегодня только по муниципальному фонду составляет порядка 55-70 млн. руб. Общее число неплательщиков достигает 35-37% от всех пользователей ЖКУ. Некоторые ЖСК, состоящие из 10-12 домов, имеют задолженность по коммуналке 5-10 млн. руб., а ТСЖ — по 3-5 млн. руб.

Причины отказа жильцов от оплаты обязательных платежей за жилье могут быть самые различные. Один из должников московского ТСЖ «Можайка-36» на суде по взысканию долга за потребленные ЖКУ свыше 100 тыс. руб. заявил, что, не платя по счетам ТСЖ, он стремился таким образом возместить свои потери, связанные с ремонтом личного автомобиля, якобы поврежденного на внутридворовой стоянке.

Группа «недовольных» жильцов ТСЖ «Новая жизнь» в подмосковных Люберцах (Урицкого, 5) отказалась оплачивать ЖКУ, выражая тем самым недовольство результатами общего собрания по выборам правления ТСЖ, куда они не попали. Более того, они настаивают на том, чтобы их долги за потребленные услуги списали на руководство ТСЖ, якобы неверно начислявшее им платежи в период своего правления. На сегодня неплатежи «оппозиции» правления ТСЖ «Новая жизнь» составляют около 3 млн. руб. за весь период с 2006 года.

В подмосковной Балашихе один дом (ул. Фадеева, 9), пытаясь выйти из состава ЖСК «Луч» (11 домов), на протяжении года с лишним в полном составе не оплачивал коммунальные платежи из-за отказа Правления ЖСК признать право на самоуправление созданного жителями этого дома ТСЖ. Сумма долга коммунальщикам перевалила за 5 млн. руб.

Наиболее распространенными причинами образования неплательщиков в доме является их недовольство «сокрытием доходов и расходов» обслуживающего их дом органа управления, а точнее непонимание сложной экономики эксплуатации многоквартирного дома. Например, почему платежи за тепло начисляются одинаково и зимой, и летом, хотя летом тепло не подается; почему ЖКУ для нежилых больше, чем для жилых в одном доме, а для членов ТСЖ меньше, чем для тех, кто обслуживается по договору ЖКУ, и т. д.

Исходя из этого, всех неплательщиков по причинам задолженности можно разбить на четыре группы:

    Идейные неплательщики (непримиримые) — игнорирующие требования органа управления домом (правление ТСЖ / ЖСК, управляющая компания) по оплате ЖКУ по соображениям их незаконности, несогласные с порядком начисления платежей по причине конкретных претензий к деятельности эксплуатирующей организации, особенно по непрозрачности отчетов о расходах направляемых на ЖКУ средств, имеющие свой взгляд на порядок и размеры начислений, претендующие на смену управления в доме или эксплуатирующей (управляющей) компании, на смену руководства ТСЖ или управляющей компании.

    Должники юрлица (арендаторы, владельцы нежилых помещений) — наиболее крупные неплательщики, задерживающие оплату ЖКУ по причине несогласия с порядком и величиной начислений, из-за недополучения (отсутствия) заявленных к оплате услуг, по причине недостатка средств из-за преодоления периода заселения (запуска в эксплуатацию) своих объектов в доме.

    Рядовые неплательщики — неспособные заплатить вовремя по причине продолжительного отсутствия либо из-за временных финансовых трудностей, транжиры, забывчивые или сочувствующие непримиримым неплательщикам по принципу «они не платят, а мы чем хуже».

    Маргиналы — люди живущие одним днем, при этом редко пребывающие в трезвом состоянии, никогда не оплачивавшие ЖКУ и не имеющее какого-либо имущества, подходящего под арест за возмещение долгов. В основном — наниматели муниципального жилья.

Когда долги по неплатежам начинают душить экономику управляющей компании, их руководители идут на отчаянные меры: нанимают юристов, ищут специалистов по выколачиванию долгов, заключают соглашение с коллекторскими агентствами (такими как ООО «Юр-Экспресс», Москва, чья информация здесь также присутствует).

Работу по организации сбора платежей и воздействию на неплательщиков в органах управления многоквартирным домом (МКД) необходимо строить целенаправленно и планово, как работу по организации капитального ремонта или оформлению земельно-правовых отношений, вести ее постоянно, не позволяя расползаться этой болезни по всему дому (группе домов) и принимать гипертрофированные формы.

Так, благодаря плановой, комплексной, целенаправленной работе коллективу юристов по неплательщикам ЖКУ в Балашихе в 2004-2005 годах удалось к концу 2005 года остановить прирост общей задолженности жителей коммунальщикам на сумме около 100 млн. руб. при числе должников ЖКУ порядка 6,5 тыс. В дальнейшем в бюджет муниципального предприятия ежегодно возвращалось свыше 15 млн. руб., а количество неплательщиков уменьшалось на 1,5-2 тыс. в год.

Рассмотрим весь арсенал мероприятий, обкатанных на практике, которые сегодня Российское законодательство позволяет применять в отношении неплательщиков в жилых домах:

1. Организация способа управления домом на основе общественного решения по доходам и расходам, проведения мероприятий по энергосбережению и снижению тарифов жилищно- коммунальных услуг (ЖКУ) . Проведение общих собраний собственников помещений МКД.

В отсутствие законно избранного способа управления домом, находясь в состоянии неопределенности, люди опасаются отдавать свои деньги неким эксплуатирующим компаниям или ДЭЗам, не будучи уверенными, что они пойдут по назначению. Чаще всего массовый отказ от опла- ты ЖКУ в МКД происходит в период смены органа управления как форма протеста, когда компания, эксплуатирующая дом, окончательно потеряла доверие жильцов, а получить какие-нибудь отчеты о расходовании собранных с жителей средств от них просто невозможно.

В большинстве случаев выбор способа управления МКД в пользу самоуправления способствует оздоровлению ситуации со сбором платежей за ЖКУ с жильцов дома. Этот способ применим ко всем группам неплательщиков.

2. Достижение прозрачности экономики дома . Информирование собственников жилья о ходе работы с неплательщиками, наиболее типичных примерах погашения задолженности, отчетности об экономике дома, финансовых планах ТСЖ (управляющей компании). Проведение общественных акций по разъяснению финансовой политики эксплуатирующей (управляющей) компании, общественному обсуждению и анализу предложений по экономике МКД.

Публикация в местных СМИ годовых отчетов о финансовой деятельности ТСЖ «Новая Жизнь» в г. Люберцы способствовала снятию напряженности и привлечению на сторону правления ТСЖ значительной части бывших сторонников оппозиции.

Здесь важно, чтобы каждый собственник дома мог ознакомиться с финансовой документацией по письменному обращению и с обязательной отметкой в учетно-регистрационной документации. Пречень, формы и объем предоставляемой информации определяются органом управления МКД и закрепляются в Уставе или договоре управления). Тогда у «несогласных» не будет оснований для претензий в суде или на общем собрании о непредоставлении им сведений о расходовании средств органом управления дома.

Кроме того, рекомендуется для неудовлетворенных данными сведениями жителей предоставлять развернутый отчет Ревизионной комиссии или формы налоговой отчетности предприятия за фиксированную плату, установленную и документально закрепленную органом управления, с тем чтобы отбить у них охотку терзать правление постоянными претензиями и компенсировать расходы по содержанию копировальной техники, канцелярских товаров и работе бухгалтерии.

Значительную роль в привлечении жителей к управлению своими домами играют правильно сформированные Интернет-сайты управляющих компаний. Так, сайт балашихинского МУП «КУРС» (www.kypc.biz) во многом способствовал преодолению недоверия к работе этой управляющей организации у жителей как застарелого муниципального жилья, так и новостроек. На сайте, кроме планов, отчетов и объявлений, желательно размещать информацию о работе с должниками и о том, что не удается сделать для дома из-за неплатежей этих жителей.

3. Возбуждение судебно-исполнительного производства : подготовка искового заявления и прием судом дела к рассмотрению, вручение копии иска должнику, оформление судебного решения, содействие судебным приставам по взысканию долга и судебных расходов, привлечение СМИ. Возможно при наличии твердых оснований для поддержки исковых требований. При долге до 50 тыс. руб. возможно направление исковых требований на взыскание долга по судебному приказу, более этой суммы — на возбуждение исполнительного производства.

С начала судебного процесса предлагать ответчику заключить мировое соглашение погашением образовавшейся задолженности. Всячески давать понять ответчику в суде, что судится он не с органом управления домом (конкретным лицом или группой управленцев), а со своими соседями — основной массой законопослушных плательщиков его дома.

В большинстве случаев, особенно при наличии у истца протокола общего собрания собственников (членов ТСЖ) об утверждении тарифов ЖКУ в доме, суд принимает решение в пользу истцов. Эта мера наиболее применима к группе непримиримых неплательщиков, когда все остальные меры воздействия к ним оказались недейственными.

4. Принуждение по суду к переселению нанимателей муниципального жилья в помещения меньшей площади и ограниченным комплектом жилищно-коммунальных услуг ; принудительная реализация по решению суда квартиры собственника, систематически нарушающего права соседей, с выплатой ему вырученных от реализации средств за минусом судебных издержек.

Такая исключительная мера тщательно подготавливается и сложно осуществляется только к криминальным собственникам или маргинальным семьям и персоналиям из третьей и четвертой групп неплательщиков с обязательной широкой оглаской в СМИ.

5. Размещение информации о неплательщиках на информационных досках и в СМИ . Нанесение имиджевых потерь. Информационная доска, установленная на наиболее проходимом и удобном для просмотра месте, привлекает внимание жителей не хуже общедомового сайта в Интернете. Для обзора готовится список неплательщиков, построенный в рейтинге по сумме задолженности. При выступлении в СМИ или на общественных мероприятиях фамилии наиболее крупных и проблемных неплательщиков постоянно повторяются.

Для большинства нормальных жителей нанесение урона его имиджу страшнее погашения долга, особенно людей уважаемых профессий и интеллигентных. При этом важно не перегнуть палку, так как можно нарушить право на защиту личных сведений. Например, в рейтинговом списке неплательщиков достаточно указать номер квартиры и сумму задолженности. Это касается и опубликования решений судов о взыскании долга. Жильцы обычно знают соседей, а посторонним детали знать необязательно.Данное мероприятие применимо больше к третье группы рядовых неплательщиков, но иногда и к первой.

6. Начисление пени . Пени начисляются на сумму задолженности в размере 1 / 300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока по день фактической выплаты включительно.

Мера слабо действующая, но вкупе с другими создает у должника ощущение всестороннего воздействия. Применима ко всем группам неплательщиков.

7. Заключение соглашения с должником о рассрочке погашения задолженности с внесением начального взноса . Применяется в случае достижения соглашения о погашении долга с собственником, временно переживающим финансовые трудности. Как некий компромисс применяется в основном к третьей, иногда ко второй группе неплательщиков.

8. Ограничение / прекращение подачи должнику отдельных видов коммунальных услуг . Осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ No 307 после соответствующих уведомлений должника, прокуратуры, УВД в присутствии комиссии с составлением соответствующего акта.

Весьма действенная мера при правильной организации. Хорошо отрезвляет головы непримиримых идейных неплательщиков, особенно если решение суда не убеждает их в необходимости погасить долги за потребленные ЖКУ. В некоторых случаях, в основном для демонстрации намерений, может применяться и к другим группам неплательщиков. 9. Принятие нормы Устава ТСЖ, ограничивающее должников в праве участия в органах управления и контрольных органах ТСЖ, выступления с инициативой по развитию ТСЖ. Принятое положение закрепляется и в Договоре управления.

Популистская мера, демонстрирующая отношение к неплательщикам основной массы жителей дома.

10. Ограничение перемещения должников (посетителей должников) на автотранспорте по внутренним проездам МКД, если территория дома ограждена и пропуск регулируется охраной . Пропуск на территорию и парковку автотранспорта посетителей должников и самих должников ограничивается охраной по указанию правления ТСЖ или управляющей компании на основании решения общего собрания (особенно если эта мера прописана в уставе ТСЖ / договоре).

Требует инструктажа и обучения персонала охраны действиям по регулированию движения проходящим транспортом на въезде на территорию дома. Применяется ко всем без исключения группам должников.

11. Реструктуризация задолженности должников в связи с перерасчетом за непредоставленные, не полностью предоставленные ЖКУ . Составление актов начала непредоставления, неполного предоставления ЖКУ и окончания совместно с полномочным представителем предприятия — поставщика ЖКУ в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ No 307 .

Эта мера напоминает органам управления МКД о том, что качество и полноту предоставления ЖКУ они обязаны отслеживать и вовремя принимать меры по перерасчетам начисляемых ресурсоснабжаемыми организациями платежей для дома, соответственно они — для жителей, кроме того, по заявлению жителей производить перерасчет на период отсутствия.

12. Принятие правлением ТСЖ решения об обязательной предоплате ЖКУ должниками, допускающими значительные задержки в платежах . Эта мера должна быть прописана в Уставе ТСЖ и договоре управления. Копию протокола с решением Правления ТСЖ вручается неплательщику вместе с соответствующим платежным документом.

Применяется к той части третьей группы должников, которые платят нерегулярно по причине частого отсутствия или по забывчивости.

13. Систематическое информирование должников о необходимости оплаты и возможных санкциях за неуплату . Ежемесячно должникам направляются устные и письменные уведомления-напоминания об обязанности погашения задолженности по неуплате ЖКУ и возможных последствиях. Применяется ко всем без исключения группам должников. 14. Проведение индивидуальных встреч с неплательщиком с вручением памятки неплательщику. Выяснение истинных причин задержки платежей, совместный поиск путей погашения задолженности с разъяснением изложенных в Памятке санкций к неплательщику.

Хотелось бы в качестве перспективной меры по оздоровлению отношений в системе «потребитель ЖКУ — оплата» видеть в будущем учет Жилищным законодательством нормы, позволяющей органам управления МКД принимать решения об учете специфики жильца при персональном расчете платежа ЖКУ. Существующий закон требует сегодня всем собственникам в доме начислять единый расчет стоимости ЖКУ на кв. м, исходя из доли каждого в праве на общее имущество (ст. 158. п. 1 ЖК РФ не менее повсеместно наблюдаются его нарушения: по решению общего собрания или правления ТСЖ, а иногда и управляющей организацией домовой актив или только председатель освобождаются от уплаты ЖКУ или оплачивают их частично, жители первых этажей не платят за лифты, владельцы подземных гаражей не платят за благоустройство прилегающей территории, а остальные жители не платят за содержание и текущий ремонт подземного гаража, размер платы для собственников нежилых помещений больше, чем для жилых, для членов ТСЖ меньше, чем для нечленов в одном доме и т. п. Ясно, что любой суд по закону может отменить такое решение, но коль скоро оно продиктовано реалиями проживания в МКД и принимается квалифицированным большинством, следовательно, работает на снятие конфликтных ситуаций среди жильцов. А значит, такое право людям необходимо дать, и тогда конфликтных неплательщиков ЖКУ станет меньше.

Как видим, мер воздействия на должников не так уж и мало, задача — умело ими распорядиться. В конкретном доме конкретного органа управления могут быть и другие, присущие только ему способы борьбы с неплатежами и, разумеется, несколько иная форма приведенных здесь способов. Очевидно, что на стабильность оплаты ЖКУ значительно влияет авторитет органа управления домом. Умение управляющей организации построить экономику многоквартирного дома эффективно и экономно, исключить попустительское отношение к неплательщикам, не может не дать положительных результатов. Так, люберецкое ТСЖ «Новая жизнь» под руководством председателя Скляровой Т. А. добилось снижения тарифов ЖКУ ниже уровня муниципальных (с 18 руб. 77 коп. до 15 руб. 55 коп. за кв. м), но какой ценой (см. статью «Нужно ли управлять самоуправлением» в журнале No 1 за 2008 год). В ответ на это жители дома уже трижды поддержали ее кандидатуру на выборах председателя правления ТСЖ.

Работа с неплательщиками тогда эффективна, когда она проводится планово, комплексно, целенаправленно и непрерывно. При этом допустимо для экономики любого МКД иметь 5-15% постоянного недосбора платежей за ЖКУ. Бюджетное планирование в органе управления домом должно предусматривать эту долю неплатежей как расчетную.

Потребитель жилищно-коммунальных услуг должен постоянно ощущать свою ответственность за их оплату, а отношение к неплательщикам ЖКУ в средствах массовой информации необходимо поменять: никакие они не герои-страдальцы за идею, а простые воришки: такие же ловчилы, какие пытаются вынести товары из супермаркета, не оплатив их на кассе.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ДОКУМЕНТА,

КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВРУЧЕН ЗЛОСТНОМУ НЕПЛАТЕЛЬЩИКУ

Памятка неплательщику ТСЖ «Ивановское» по санкциям

В связи с утверждением Плана работы по погашению задолженности ЖКХ ТСЖ «Ивановское» неплательщикам товарищества разъясняются возможные санкции, которые ожидают их в случае уклонения или отказа от уплаты принятых общим собранием членов ТСЖ платежей за использованные жилищно-коммунальные услуги, содержание имущества общего назначения поселка или по целевым взносам.

Все собственники участков-помещений ТСЖ обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ЖК РФ).

Члены ТСЖ вносят обязательные платежи или взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в поселке, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органом управления ТСЖ (ст. 155 ЖК РФ). Решение общего собрания собственников помещений МКД (членов ТСЖ) (ст. 46 ЖК РФ, п. 5), в том числе по вопросам назначения целевых взносов, является обязательными для всех. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с Уставом ТСЖ (ст. 156 ЖК РФ, п. 8).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, если не установлен иной срок (Пост. Пр-ва РФ No 392 от 2004 года "Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", п. 20; ст. 155 ЖК РФ, пп. 1, 2, Устав ТСЖ).

Просрочка обязательных платежей либо неполная оплата влечет за собой ряд санкций:

Начисление пеней в соответствии со ст. 155 ЖК РФ, п. 14: в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. (Например: ставка рефинансирования ЦБ РФ с 14.07.2008 составляет 11% годовых. Сумма задолженности составляет 30 тыс. руб. Пени за один день просрочки платежа составят (30 тыс. руб. х 11%/300) / 100% = 11 руб. в день.)

По решению Общего собрания членов ТСЖ в Устав ТСЖ вносятся санкции, поражающие должников в правах на инициативу при совершенствовании условий проживания в МКД, на выдвижение кандидатов в руководство ТСЖ, на участие в голосовании по финансовым вопросам, об обязательной предоплате ЖКУ и др.

Решением Правления ТСЖ принимаются условия обязательной предоплаты по платежам ТСЖ для неплательщиков со значительными систематическими просрочками оплат.

Решением Правления ТСЖ перемещение автотранспорта должника и его посетителей по территории ТСЖ ограничивается с запрещением парковки на гостевых стоянках и обочинах внутренних проездов ТСЖ.

ТСЖ вправе (раздел Х, Пост. Прав. РФ No 307 от 2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг") приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения; а также в случаях:

    Выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;

    Получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;

    Использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения и др. ТСЖ при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в следующем порядке:

    Исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

    При непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

    В случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 настоящих Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности. При ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг. Это не может считаться расторжением договора. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить:

    К повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме;

    К нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

ТСЖ вправе подать в суд иск о возбуждении исполнительного производства против неплательщика, чья сумма задолженности превышает 30 тыс. руб., а срок неуплаты — 6 месяцев (принимается судом к производству). При решении суда о взыскании долга на неплательщика ложатся дополнительные расходы (возмещение судебных издержек, оплата расходов по вывозу и хранению арестованного имущества). Это влечет за собой процедуру описи и ареста имущества должника (как правило — с привлечением СМИ), направление информации о долге в Комитет кредитных историй и Департамент консульской службы МИД РФ и другие заинтересованные инстанции, что в последующем создает серьезные проблемы с кредитованием и выездом за рубеж. (Данные мероприятия обычно освещаются в местных СМИ). Должник вправе приостановить (прекратить) исполнительное производство внесением суммы долга и судебных издержек с направлением в суд соответствующего ходатайства до момента начала исполнительных действий. В целях приостановки применения санкций ТСЖ неплательщик вправе обратиться в Правление с предложением заключить соглашение об отсрочке погашения задолженности с одновременным внесением части долга и утверждением графика погашения оставшейся задолженности, как подтверждение намерений к ее погашению. В случае нарушения данного соглашения и графика наступают условия применения вышеуказанных санкций ТСЖ.