Особенности охраны произведений, созданных в период существования ссср. Особенности охраны произведений, созданных в период существования ссср Советское авторское право

Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права»1 дало регулирование социалистического авторского права в общесоюзном масштабе в условиях строившегося социализма в период новой экономической политики.

Постановление 1925 года повлекло за собой перестройку республиканского законодательства по авторскому праву. Законодательство союзных республик не стало на путь включения норм авторского права в свои гражданские кодексы. Законы об авторском праве, изданные в союзных республиках, за одним лишь исключением, были приняты как отдельные акты, не входящие в систему ГК.

Большинство положений, установленных в Основах авторского права 1925 года, перешло в последующее советское законодательство об авторском праве, в частности в Основы авторского права 1928 года, и сохраняет свою силу и в настоящее время.

Основное положение постановления от 30 января 1925 г.: «Авторское право на произведение как появившееся в свет... на территории Союза СCP, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками, независимо от их гражданства», дословно воспроизведено в действующем Законе 1928 года.

Уже в 1925 году советское законодательство допускало любую форму объективизации авторского права, указывая на рукописное или эскизное оформление авторского замысла только как на пример, как на частные, хотя и очень распространенные случаи объективизации творчества.

Авторское право уже в 1925 году было распространено «на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и формы его воспроизведения, а равно достоинство и назначение...» (ст. 2 Основ авторского права 1925 г.). Эта широкая формулировка без изменений вошла в действующее законодательство.

Перевод чужого произведения на другой язык в Основах 1925 года был признан самостоятельной разновидностью объекта авторского права.

Напротив, только временное значение в постановлении «Об основах авторского права» 1925 года имело установление срока существования авторского права при жизни автора на произведения в области науки, литературы, изобразительного искусства. В ст. 6 постановления «Об основах авторского права» 1925 года предусматривалось, что «авторское право, за некоторыми изъятиями, принадлежит автору в течение 25 лет со времени появления его произведения»1. Норма, устанавливавшая срочность авторского права для автора, выражала общую тенденцию законодательства первого периода нэпа допускать частные имущественные права только с определенными ограничениями. В одних случаях ограничивался объем правомочий, в других -- срок их существования. Так, например, наследование допускалось согласно ст. 416 ГК (в редакции 31 октября 1922 г.) на сумму не свыше 10000 рублей. Дома граждан, как правило, могли возводиться только на срочном праве застройки (ст.ст. 71--81-г ГК).

После исчезновения в нашей стране частных издательств нормы, ограничивающие сроком авторское право на произведение литературы, искусства или науки, утратили свой смысл 2. Поэтому в Основах авторского права СССР 1928 года мы не находим уже подобной нормы: вместо нее устанавливается принцип бессрочности авторского права при жизни автора.

В постановлении ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» (в ст. 12) устанавливалось, что «авторское право в части или в целом может быть отчуждено по издательскому договору или иным законным способом, причем характер использования авторского права должен быть определен в точности договором».

В чем могли состоять иные способы отчуждения авторского права, кроме издательского договора, в Основах не упоминалось, если не считать особого случая принудительного выкупа произведения Правительством СССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи (ст. 15 Основ авторского права 1925 года). Требование союзного закона о точном определении прав издателя, получаемых по договору от автора, было реализовано в республиканском законодательстве.

Бессрочная уступка автором исключительного права на издание своего произведения была допущена Законом об авторском праве РСФСР от 11 октября 1926 г. только социалистическим организациям: государственным, профессиональным, партийным и кооперативным издательствам (ст. 14).

Издательский договор с частными предприятиями на произведения музыкальные и музыкально-драматические не был ограничен каким-либо сроком.

Интересна судьба нормы Основ авторского права 1925 года, допускавшей бессрочную уступку автором своего авторского права. Такая уступка была разрешена, как мы видели, только в пользу социалистических издательств. В ст. 15 Основ авторского права СССР 1928 года мы находим формулировку, близкую к формулировке Основ 1925 года: «Авторское право в части или в целом может быть отчуждаемо по издательскому договору, завещанию или иным законным способом».

Законодательство союзных республик 1928--1929 гг., как и законодательство союзных республик 1926--1928 гг., не знает договора об уступке или бессрочном отчуждении авторского права издательствам, отличного от издательского договора. В ст. 17 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г.1 «Об авторском праве» прямо было сказано: «Отчуждение издательствам правомочий, вытекающих из авторского права, допускается не иначе, как по издательскому договору (разрядка наша.--Б. А. и Е. Ф.)». Почти то же самое сказано в этом Законе и об отчуждении авторского права «на постановку и публичное исполнение неизданного драматического, музыкального, пантомимного, хореографического или кинематографического произведения» 2. Между тем срок издательского договора, по законодательству РСФСР, как известно, с 1928 года ограничен четырьмя годами, а срок постановочного договора тремя годами.

Закон Украинской ССР от 6 февраля 1929 г. об авторском праве4 в ст. 16 воспроизводит ст. 16 Основ авторского права СССР от 16 мая 1928 г., упоминая не только об отчуждении авторского права в целом или в части по издательскому договору или по завещанию, но и об отчуждении авторского права «иным законным способом». Более того, в ст. 18 украинского Закона от 6 февраля 1929 г. воспроизводится формулировка Основ авторского права СССР 1925 года: разрешается бессрочно отчуждать авторское право по издательскому договору с социалистическими организациями, издательские договоры с издательствами, которые принадлежат частным лицам, могут заключаться не более чем на срок в 5 лет»5. Эта норма, сохранившаяся до сих пор в украинском Законе, давно является анахронизмом, поскольку в УССР частных издательств не существует. Вопрос же о сроке в издательском договоре решается ныне в УССР на основании Типового издательского договора, утвержденного СНК УССР 6 октября 1944г. № 13336.

Этот Типовой издательский договор ограничивает действие всякого конкретного издательского договора, заключаемого в УССР, сроком в 3 года.

Отсюда следуют два вывода: 1) предельный пятилетний срок договора, предусмотренный для некоторых случаев в украинском Законе об авторском праве от 6 февраля 1929 г., заменен трехлетним сроком, обязательным для всех издательских договоров7,

2) законодательство УССР, так же как и законодательство РСФСР, не знает никакого другого типа договора, кроме издательского, по которому авторское право могло бы отчуждаться в пользу издательства.

Поэтому нужно считать, что бессрочное отчуждение авторского права, упоминаемое в Основах авторского права СССР 1925 года (ст. 12), а позднее -- в ст. 16 Основ авторского права СССР 1926 г., возможно в сущности только при принудительном выкупе авторского права государством (ст. 15 Основ 1925 года и ст. 20 Основ 1928 года). Нужно заметить, что своим правом принудительного выкупа авторского права Советское государство не пользовалось.

В заключение отметим, что Основы 1925 года (как и Основы 1928 года) сохраняли за автором право на полную неприкосновенность произведения (ст. 13 Основ 1925 года, ст. 18 Основ 1928 года). Издатель, как и зрелищное предприятие, лишен права по своему усмотрению, без согласия автора, вносить какие-либо изменения или дополнения в произведение, в заглавие его и в обозначение в нем имени автора. Издатель без согласия автора или его наследника не управомочен также снабжать произведение иллюстрациями.

Таким образом, советское социалистическое право впервые дало автору полную и действительную защиту результата его творческого труда -- гарантировало охрану нематериального интереса автора1.

1. Авторское право на произведение, как появившееся в свет (ст. 10) на территории Союза ССР, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками независимо от их гражданства.

На произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в виде рукописи, эскиза либо в иной объективной форме, авторское право признается в пределах, установленных соглашениями Союза ССР с соответствующими государствами.

2. Авторское право распространяется на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его воспроизведения, а равно его достоинство и назначение, как-то: устные произведения (речи, лекции, доклады и т.п.), письменные произведения (книги, статьи, сборники и др.), произведения драматические и музыкально - драматические; переводы; произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановки которых имеются указания, изложенные на письме или иным способом; кинематографические сценарии, имеющие свойства самостоятельных произведений, музыкальные произведения с текстом или без текста; рисунки, произведения живописи, скульптуры, архитектуры и графических искусств, иллюстрации, географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к наукам, технике или к постановке на сцене драматического либо музыкально - драматического произведения; кино - ленты; фотографические произведения или произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией и т.п.

3. Автор имеет исключительное право под своим именем, или под условным именем (псевдонимом), или без обозначения (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права.

4. Не считается нарушением авторского права: а) перевод чужого произведения на другой язык; б) пользование чужим произведением для создания нового произведения, существенно от него отличающегося; в) помещение небольших отдельных отрывков и даже полная перепечатка незначительных по размеру произведений, снимков и т.д. в научных, политико - просветительных и учебных сборниках с обязательным указанием автора и источника заимствования; г) помещение отчетов о выпущенных в свет произведениях устных и письменных в области литературы, науки и искусства, передающих существо произведения в самостоятельной форме с воспроизведением оригинала в меру необходимости; д) помещение в отчетах повременных изданий речей, произнесенных в публичных заседаниях; е) перепечатка повременными изданиями появившихся в газетах сообщений, а равно статей, не имеющих беллетристического характера, не ранее чем на другой день по их опубликовании, при чем в отношении перепечатываемых статей обязательно указание источника заимствования и имени автора; ж) использование композитором для своего музыкального произведения текста, заимствованного из чужого литературного произведения, при отсутствии на это запрещения, объявленного автором последнего на каждом экземпляре своего произведения; з) публичное исполнение чужих драматических, музыкальных, музыкально - драматических, кинематографических и других произведений в красноармейских и рабочих клубах, а также в других местах, при условии невзимания платы с посетителей; и) использование художественных и фотографических произведений в изделиях заводской и ремесленной промышленности; к) изображение произведений живописи средствами ваяния, и наоборот, произведений ваяния средствами живописи; л) воспроизведение художественных произведений, находящихся на улицах, площадях и в публичных музеях; м) помещение всякого рода произведений на публичной выставке; н) производство построек и сооружений по опубликованным автором архитектурным, инженерным и иным техническим планам, чертежам и рисункам, если автор при самом опубликовании не оговорит, что такое право он сохраняет за собой; о) снятие копии с чужого произведения исключительно для личного употребления и без помещения притом на копии художественного или фотографического произведения подписи или монограммы автора подлинника.

5. Автору не выпущенного в свет драматического, музыкального, музыкально - драматического, пантомимного и хореографического произведения принадлежит исключительное право на публичное исполнение его произведения.

Автор не вправе воспрещать публичное исполнение выпущенного им в свет произведения, но имеет право, за исключением предусмотренного в п. "з" ст. 4 случая, на уплату ему авторского гонорара.

Право композитора на получение гонорара за публичное исполнение музыкального произведения охраняется лишь в том случае, если им на каждом экземпляре музыкального произведения указано, что композитор оставил за собой это право.

7. Издатели газет, журналов и других повременных изданий, а также энциклопедических словарей имеют авторское право на эти издания в течение десяти лет со времени появления их в свет. Сотрудники означенных изданий сохраняют авторское право на свои отдельные произведения, если иное не установлено в договоре.

Для сохранения за фотографом авторского права на фотографические изображения требуется означение на каждом экземпляре: 1) фирмы или имени, фамилии и места жительства фотографа или издателя фотографии и 2) года выпуска в свет фотографического произведения.

10. Всякое произведение считается появившимся в свет первого января того года, в течение которого оно было впервые правомерно издано соответствующим техническим способом.

К изданию приравниваются: публичное представление драматического или музыкально - драматического произведения, публичное исполнение музыкального произведения, публичное выставление произведений изобразительных искусств, постройка произведений архитектуры.

11. Если к первому января того года, в котором умер автор, не истечет указанный выше (ст. ст. 6 - 9) срок пользования авторским правом на выпущенные в свет произведения, авторское право переходит к наследникам автора на время, оставшееся до истечения указанного срока, однако, не более чем на 15 лет, считая с первого января года смерти автора.

Авторское право на произведения, не выпущенные в свет ко дню смерти автора, переходит к его наследникам на 15-летний или более краткий, указанный в ст. ст. 7, и срок, считая с первого января года смерти автора.

После смерти наследника или каждого из наследников автора, если их было несколько, авторское право дальнейшему переходу по наследству не подлежит.

7. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО,ТРУДОВОЕ ПРАВО

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Фалалеев Алексей Сергеевич, адвокат Коллегии адвокатов «ГУБЕРНСКАЯ» Палаты адвокатов Самарской области, соискатель кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права, Самарский государственный университет.

Главный вопрос, который сегодня убедительно доказывает неразработанность важных понятий авторского права и выдвигает перед исследователем капитальную проблему, требующую решения - отожествление (с 1 января 2008 г.), в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, исключительного права с имуществом и возможность его отчуждения (ст.ст. 1226, 1229, 1270).

Полагаю, что устранить данный правовой пробел возможно путем выявления природы исключительного права и доказательства того, что: исключительное право - не есть имущественное право (ст. 1226 ГК РФ) - не право собственности; исключительное право - единая совокупность личных неимущественных и имущественных прав; отчуждения исключительного права в Российской Федерации быть не может.

Для фактического подтверждения обозначенных точек исследования, считаю необходимым рассмотреть: основное законодательное регулирование и научное понимание авторского права, исключительного права; механизм распоряжения исключительным правом автора на произведение - передачу авторского права от одного лица к другому; формы распоряжения исключительным правом автора на произведение: договоры, их виды, понятие, законодательные закрепления, формы заключения.

Думается, что решение поставленной проблемы, кроется в прошлом - в этапах развития авторского права. Попробуем отыскать в них «корни» нашего вопроса, чтобы, проанализировав полученные результаты, понять сегодняшние и заглянуть в будущее исследуемых общественных отношений.

На основании правовых норм, судебной практики и научных взглядов, рассмотрим развитие авторского права в советский период - с 1917 по 1991 г.г.

К сожалению, его едва ли можно отметить как прогрессивный этап в развитии авторского права. Скорее это самый противоречивое время в становлении авторских правоотношений хотя бы потому, что после октябрьской революции 1917 г. все законодательство российской империи, в том числе закон об авторском праве, было отменено. По сути, советское правительство стало создавать нормы авторского права вновь.

ности, относя ее к буржуазным и капиталистическим странам.

В духе революционных идей - равенства всех слоев общества и строительства коммунизма, исключительное право из частной сферы отдельного автора стремительно стало переходить в общественное достояние.

Советское право, писали Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц, охраняет не только интересы лица, создавшего произведение, но и интересы общества, интересы народа, связанные с появлением и существованием полезных для социалистического общества произведений литературы, науки, искусства1.

О свободной литературе, которая будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения верхним десяти тысячам, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность - говорил В.И. Ленин2.

Началом претворения в жизнь данных идей явилась критика дореволюционного русского законодательства, которое следуя западноевропейским образцам, трактовало право автора на созданное им произведение как право собственности, которым можно торговать3.

В рамках идеалов социализма, вопрос о правовой природе авторского права, составе авторских правомочий и их отчуждении оставался открытым.

Авторское право - рассматривалось в этот период как часть, институт советского гражданского права, институт, регулирующий личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нематериального продукта, продукта человеческой мысли, в области литературы, науки или искусства.

Гражданское законодательство не устанавливало преимущества личных прав автора перед имущественными, поскольку их вообще нельзя соизмерить. Для автора в равной степени важны как личные, так и имущественные права, поскольку материальные стимулы к труду имеют для него не меньшее значение, чем стимулы орального порядка3.

В подавляющем большинстве случаев неимущественные личные правомочия автора теснейшим обра-

2 В.И. Ленин. Соч. Т. 10. С. 30-31.

зом переплетаются и сочетаются с его имущественным правомочием4.

Некоторые личные неимущественные авторские правомочия (право авторства, право на авторское имя) могут принадлежать только автору; они не могут быть переданы иному лицу. Другие личные неимущественные права, равно как и различные правомочия по использованию произведения, могут быть переданы по авторскому договору и переходят по наследству.

Но возможно ли отождествление этих прав с субъективными гражданскими правами, возникающими в связи с определенными юридическими фактами - покупкой вещи, созданием произведения и т. п.? Думается, говорила М.И. Никитина, что такое отождествление недопустимо5.

Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц считали, в советском гражданском праве исключительный характер авторского права означает, что это право может возникнуть только для автора. Раз возникнув, оно не может при жизни автора ни полностью, ни частью перейти к другому лицу. Исключительный характер прав советского автора заключается в их неотчуждаемости, неотторжимости их от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо1.

Авторские права признавались неотчуждаемыми, они остаются у автора и не переходят по правопреемству к организации, получающей не абсолютное авторское, а лишь обязательственное право использовать произведение. Организации, осуществляющие фактическое использование произведений именовались пользователями, они уже не могли считаться носителями авторских прав.

Неотчуждаемость прав автора произведений литературы науки и искусства - важное социалистическое завоевание советского авторского права. (Их отчуждение допускалось в целях продажи произведения за границу, когда необходимо учитывать правовую систему страны контрагента)2.

В ст. 15 Основ авторского права СССР 1928 года3 мы находим формулировку, близкую к формулировке Основ 1925 года:4 «Авторское право в части или в целом может быть отчуждаемо по издательскому договору, завещанию или иным законным способом».

Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц указывали, что отчуждение субъективного авторского права советскому гражданскому праву не известно5.

Э.П. Гаврилов отмечал, что одно из принципиальных положений советского авторского права заклю-

3 См.: СЗ РСФСР. 1928. № 27. Ст. 246.

4 СЗ СССР 1925 г. № 7. Ст. 67.

Даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные правомочия полностью сохраняются за автором.

В отличие от личных неимущественных, имущественные авторские правомочия говорил Э.П. Гаврилов, могут быть уступлены по авторскому договору, однако такая уступка всегда ограничивается определенным сроком.

Унификация этих сроков, а также установление более краткого трехлетнего срока действия авторских договоров отражают тенденцию развития советского авторского права, направленную на ограничение уступки имущественных авторских правомочий.

Поэтому формулировка закона об отчуждении авторского права была отвергнута, говорилось только о передаче автором произведения для использования обусловленным договором способом1. Конструкция отчуждения авторских правомочий реализовывалась при продаже произведения за границу, по отношению к иностранным государствам.

Советское авторское право впервые ввело понятие «авторский договор», дало его определение, закрепило на законодательном уровне виды, установило требования к форме, порядку заключения, изменения, оговорило содержание прав и обязанностей сторон. Это послужило базисной группировкой правовых норм для их развития в сфере авторских отношений.

Хотя в появлявшихся правовых нормах об авторских договорах, вопрос, относится ли авторское право к собственности, прямо и открыто не ставился, однако он был скрыт явно или на подсознательном уровне, в возникших в социалистическом научном сообществе, представлениях о правовой природе авторских договоров, теориях «уступки» и «разрешения». В силу которых, можно сказать, что сторонники теории уступки признавали авторское право за право собственности, а сторонники теории разрешения таковое отрицали в духе времени.

В разное время сторонниками непередаваемости авторских прав и следовательно - невозможности правопреемства (теория «разрешения») выступали И.А. Грингольц, Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц и В.А. Дозорцев. Напротив, М.В. Гордон, В.И. Серебров-ский, Э.П. Гаврилов, В.П. Грибанов, Ю.Г. Матвеев считают авторские права передаваемыми (теория «уступки»)1.

Позиция допустимости отчуждения авторских прав поддерживалась в работах М.В. Гордона и В.И. Се-ребровского. Однако, вместе с тем авторы отмечали недостаточность такой характеристики, а также некоторую терминологическую невыдержанность закона. М.В. Гордон писал, что «издательский договор нельзя сводить к отчуждению авторского права, ибо по такому договору издательство не только приобретает правомочия автора, но берет на себя целый ряд обязательств, в частности, издательство обязано дать политическую и деловую оценку произведения, при-

1 Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. С. 15.

нять меры к изданию и распространению среди читателей изданного произведения»2.

Таким образом, отмечал В.И. Серебровский, по издательскому договору, во-первых, «отчуждается» не все авторское право в целом, а только отдельные правомочия и притом такие, которые необходимы для издания произведения, и, во-вторых, такое «отчуждение» допускается лишь на определенный срок3.

Э.П. Гаврилов полагал, что по авторским договорам автор передает свои авторские права организации, только не целиком, а частично. При этом право на воспроизведение и распространение произведения, по мнению Э.П. Гаврилова, остается за автором, но частично, в какой-то доле он его уступает соответствующей организации4.

В.А. Дозорцев писал, что теория «разрешения» применительна к договорам о передаче произведения для использования, в то время как для лицензионных договоров признавался факт передачи авторских прав1.

И.А. Грингольцем было высказано мнение, что, передавая свое произведение социалистической организации, автор только реализует принадлежащее ему личное право на выпуск произведения в свет2. А.И. Ваксберг писал, что по договору автор предоставляет своему контрагенту право, то есть разрешает опубликовать произведение3. Применительно к издательскому договору, М.И. Никитина считала, что издание и распространение произведения входит в круг специальной правоспособности социалистических издательств, которые могут осуществлять эти действия лишь с разрешения авторов произведений4.

Эта позиция получила поддержку и дополнительное обоснование в работе Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, которые отметили, что способы «отчуждения» авторского права, прямо названные в законе (издательский договор и договор постановочный), оказываются при ближайшем анализе отнюдь не способами перенесения авторского права на другое лицо.

Ни одно определение издательского договора, которое исходит из того, что автор «уступает» издательству или «отчуждает» в пользу издательства

3 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М. : 1956. С. 170-171; Следует заметить, что практика дореволюционной России до издания закона об авторском праве 1911 г. допускала возможность «продажи» автором издателю не только уже существовавших, но и еще не написанных произведений. Широко известна продажа А.П. Чеховым своих произведений книгоиздателю А. Марксу. Чехов писал, что сочинения его «опошлены... как товар» (А. П. Чехов. Полн. собр. соч. Т. XX. М.: ГИХЛ. 1951. С. 14).

3 Ваксберг А. И. Некоторые вопросы советского авторского права / Советское государство и право. 1954. № 8. С. 40.

4 Никитина М.И. Издательский договор на литературное произведение в советском авторском праве. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 1954. С. 6.

свое авторское право, считают Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц, не раскрывает существа данного правоотношения. Отчуждением называется отказ от определенного права навсегда. Между тем издательский договор может быть заключен только на определенный, относительно короткий срок, а издательство вовсе не приобретает от автора его авторское право ни в целом, ни в части, ни бессрочно, ни на время.

Таким образом, делали вывод авторы, что ни по издательскому, ни по постановочному договору уступка авторского права в целом (ни по объему, ни по сроку действия) не происходит. Больше того они утверждали, что: не происходит по существу и уступка отдельных авторских правомочий.

В связи с этими суждениями, говорил А.К. Юрченко, необходимо заметить, что в принципе никто не отрицал и не отрицает принадлежности автору права на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения. Другое дело, что при социализме реализовать эти права собственными издательскими средствами автор не может. Поэтому содержание права на опубликование, воспроизведение и распространение должно трактоваться с учетом этого обстоятельства.

Таким образом, согласно юридической конструкции «разрешения» по авторскому договору автор не передает своего права социалистической организации, а лишь разрешает издательству издавать произведение, зрелищному предприятию - осуществлять публичную постановку произведения и т. д. Социалистическая же организация совершает эти действия в силу принадлежащей ей специальной правоспособности 3.

При отчуждении права, отмечал А.К. Юрченко, происходит прекращение дальнейшей возможности удовлетворения интереса, обеспечиваемого этим правом.

На то, что автор фактически не может передать издательству свои права (например, право на имя, неприкосновенность произведения) ни полностью, ни частично, обращал внимание и В.Г. Камышев. Кроме того, всякое отчуждение, говорил он, предполагает отказ от имеющегося права навечно. Очевидно, что при издании рукописей такого отказа не могло быть, поскольку договоры с автором заключались срочные. Кроме того, до выпуска издательством произведения в свет автор имел и имеет право издавать произведение в периодической печати1.

На наш взгляд ни те, ни другие правы не были.

Первые (теория «уступки») заблуждались вдвойне: 1) они выдавали эту теорию явно не в духе времени социализма, отталкивались, поскольку иного не было, от понимания авторского права в Царской России и капиталистических странах; 2) приравнивали авторское право к собственности. Сторонники «уступки» ничего нового в авторском праве не соз-

2 Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. С. 12.

1 Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. С. 11, 15.

давали, а просто «тихо молчали» о собственности (которую полностью отрицал социализм) но и не пели «под его дудку». Поэтому эта теория не приемлема ни по духу времени, ни по исключительной природе авторского права.

Вторые (теория «разрешения») подстраивались под социалистические взгляды, говорили о непере-даваемости авторских правомочий и об особом разрешении автора. По духу времени он были правы, но их неверность взглядов была в одном - они не строили своих суждений на развитии и исследовании явной природы авторского права, а шли по пути наименьшего сопротивления, доказывая свои взгляд тем, что автор не предприниматель и не собственник, в силу чего он не может самостоятельно реализовывать свои полномочия без помощи специализированных организаций, которым он разрешает осуществлять принадлежащие ему одному правомочия.

Некоторые соединяли эти теории предлагали их двойное существование - для издательского договора «разрешение», для лицензионного «уступка».

Представляется, что «передача произведения для использования» не может не означать передачи конкретного «правомочия» по использованию. Другие же правомочия остаются у автора. При «передаче правомочий по использованию произведения» речь также идет о выдаче разрешения (лицензии) на производство действий, реализующих правомочие использования.

Таким образом, с учетом того, что за автором остаются все другие права, не охватываемые «использованием» (право на имя, неприкосновенность, материальное вознаграждение и т. п.), правопреемник приобретает у автора лицензию (разрешение) с довольно широким правовым содержанием.

В данной ситуации, авторы статей межвузовского сборника научных трудов «Проблемы современного авторского права» Уральского государственного университета за 1980 г. представляли, что принципиального различия между двумя типами авторских договоров нет. В обоях случаях речь идет лишь о разном выражении одной и той же идеи передачи, перехода, уступки, отчуждения правомочия (правомочий) от автора к его правопреемнику1.

Н.Л. Клык напротив, разграничивал авторские договоры и считал, что по издательскому договору уступка прав невозможна, в отличие от лицензионного, где несмотря на исключительный характер авторского права и его неотчуждаемость, усматривается переход авторских прав. Такое различие он ставил в зависимость от возможностей собственного поведения автора2.

Также как ученые цивилисты, советское законодательство трудно отходило от дореволюционного понимания авторского права.

Изначально нормы закона содержали термины: отчуждение, уступка, но потом они были заменены на использование.

Советское законодательство (ст. 503 ГК РСФСР) отвергло прежнюю формулировку закона об отчуждении авторского права и говорило только о переда-

ру. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та. 1987. С. 13.

Издательский договор был отнесен к авторским договорам о передаче для использования произведения как результата творческого труда автора. Иными словами, предметом издательского договора стало произведение, передаваемое автором, а не его права, как это было раньше. Такой подход, говорила С.А. Чернышева представляется соответствующим тем отношениям между автором и издательством, которые возникают по поводу материального объекта (рукописи, иллюстрации и т. д.)1.

Таким образом, авторское право советского периода, в направлении выявления истиной природы исключительного права, по которому шло дореволюционное законодательство, топталось на одном месте. Происходила подгонка существовавших законодательных положений царской России под советский закон в духе нового государственного устройства.

Хотя явно закон и теории не говорили о собственности, но это право явствовало, выплывало из слов: отчуждает, уступает, разрешает. В умах законодателя и ученых, которые не смели говорить ни о самом праве частной собственности (соответствующих правомочиях), ни о особой собственности (исключительности) авторского права, отказ от собственности не произошел. Думается, господствующая моно - идеология не давала толчок научной мысли в правильном направлении.

Отсюда отрицательной стороной советского периода можно назвать то, что по сути истинная природа авторского права оставалась на уровне Царской России, да и то стала стираться и забываться социалистическими идеями.

Однако были и положительные моменты этого периода.

Под конец советского этапа стали возрождаться забытые взгляды дореволюционной России об особом характере авторского права и не применимости к нему норм, регулирующих имущественные отношения. Важно, что это было сделано через критику теорий «уступки» и «разрешения».

М.В. Гордон говорил о неправильности приравнивания издательского договора к уже сложившимся в ГК РСФСР договорным нормам (подряд, поручение) приспособленных для регулирования имущественных отношений. В вязи с особенностями советского авторского права, которое представляет собой особый комплекс имущественных и личных прав автора, издательский договор должен быть по своим общественно-политическим и юридическим результатам отнесен к особой группе договоров гражданского права - договоров по реализации авторских прав (личных и имущественных), имеющий целью передать в пользование общества созданное автором полезное произведение путем размножения и распространения этого произведения1.

3 Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. С. 15.

1 Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М.: Наука. 1979. С. 112-113.

На уровне советской судебной практики - в Постановлении Пленума ВС СССР «О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права» от 19 декабря 1967 г.2 закрепилось признание личных и имущественных прав авторов, а юридической литературе высказывались и доказывались мнения об их единстве.

Так Н.Л. Клык говорил о сущности субъективного права как единства его обеих абсолютных и относительных сторон3.

Э.П. Гаврилов замечал, что передача по договору относительного права, свидетельствует, что два этих права (относительное и абсолютное) оказываются взаимосвязанными, а точнее относительное право является способом реализации абсолютного права 4.

Таким образом, проведя анализ всей законодательной системы советского авторского права и науки, можно сделать вывод, что на этом этапе в нормативных актах исключительное право явно не сравнивалось с имуществом, а процесс научного развития авторского права на период действия советского режима замер, но только он начал просыпаться и приходить в сознание, как опять произошла смена государственного режима - началась перестройка правовых норм для нового государства.

Список литературы:

2. Ваксберг А. И. Некоторые вопросы советского авторского права / Советское государство и право. 1954. № 8.

9. Ленин. В.И. Соч. Т. 10.

11. Никитина М.И. Издательский договор на литературное произведение в советском авторском праве. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 1954.

13. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: 1956.

2 Бюллетень ВС СССР 1968. № 1. С. 13.

14. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М.: Наука. 1979.

15. Чехов А.П. Полн. собр. соч. Т. XX. М.: ГИХЛ. 1951.

16. Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988.

17. Собрание законодательства РСФСР. 1928. № 27. Ст. 246.

18. Собрание законодательства СССР 1925 г. № 7. Ст. 67.

19. Бюллетень Верховного суда СССР 1968. № 1.

Предлагаемые законы развивают постановления Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. (см.) об авторском праве. Срок его действия на литературные произведения ограничивался 25 годами со времени публикации (с 1928 был пожизненным) или (с 1928 – и) 15 с года смерти автора. Для иных произведений устанавливались сокращенные сроки.

1. Авторское право на произведение, как появившееся в свет (ст. 10) на территории Союза ССР, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками независимо от их гражданства.

На произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в виде рукописи, эскиза либо в иной объективной форме, авторское право признается в пределах, установленных соглашениями Союза ССР с соответствующими государствами.

2. Авторское право распространяется на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его воспроизведения, а равно его достоинство и назначение, как-то: устные произведения (речи, лекции, доклады и т.п.), письменные произведения (книги, статьи, сборники и др.), произведения драматические и музыкально-драматические; переводы; произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановки которых имеются указания, изложенные на письме или иным способом; кинематографические сценарии, имеющие свойства самостоятельных произведений, музыкальные произведения с текстом или без текста; рисунки, произведения живописи, скульптуры, архитектуры и графических искусств, иллюстрации, географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к наукам, технике или к постановке на сцене драматического либо музыкально-драматического произведения; киноленты; фотографические произведения или произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией и т.п.

3. Автор имеет исключительное право под своим именем, или под условным именем (псевдонимом), или без обозначения (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права.

4. Не считается нарушением авторского права: а) перевод чужого произведения на другой язык; б) пользование чужим произведением для создания нового произведения, существенно от него отличающегося; в) помещение небольших отдельных отрывков и даже полная перепечатка незначительных по размеру произведений, снимков и т.д. в научных, политико-просветительных и учебных сборниках с обязательным указанием автора и источника заимствования; г) помещение отчетов о выпущенных в свет произведениях устных и письменных в области литературы, науки и искусства, передающих существо произведения в самостоятельной форме с воспроизведением оригинала в меру необходимости; д) помещение в отчетах повременных изданий речей, произнесенных в публичных заседаниях; е) перепечатка повременными изданиями появившихся в газетах сообщений, а равно статей, не имеющих беллетристического характера, не ранее чем на другой день по их опубликовании, при чем в отношении перепечатываемых статей обязательно указание источника заимствования и имени автора; ж) использование композитором для своего музыкального произведения текста, заимствованного из чужого литературного произведения, при отсутствии на это запрещения, объявленного автором последнего на каждом экземпляре своего произведения; з) публичное исполнение чужих драматических, музыкальных, музыкально-драматических, кинематографических и других произведений в красноармейских и рабочих клубах, а также в других местах, при условии невзимания платы с посетителей; и) использование художественных и фотографических произведений в изделиях заводской и ремесленной промышленности; к) изображение произведений живописи средствами ваяния, и наоборот, произведений ваяния средствами живописи; л) воспроизведение художественных произведений, находящихся на улицах, площадях и в публичных музеях; м) помещение всякого рода произведений на публичной выставке; н) производство построек и сооружений по опубликованным автором архитектурным, инженерным и иным техническим планам, чертежам и рисункам, если автор при самом опубликовании не оговорит, что такое право он сохраняет за собой; о) снятие копии с чужого произведения исключительно для личного употребления и без помещения притом на копии художественного или фотографического произведения подписи или монограммы автора подлинника.

5. Автору не выпущенного в свет драматического, музыкального, музыкально-драматического, пантомимного и хореографического произведения принадлежит исключительное право на публичное исполнение его произведения.

Право композитора на получение гонорара за публичное исполнение музыкального произведения охраняется лишь в том случае, если им на каждом экземпляре музыкального произведения указано, что композитор оставил за собой это право.

7. Издатели газет, журналов и других повременных изданий, а также энциклопедических словарей имеют авторское право на эти издания в течение десяти лет со времени появления их в свет. Сотрудники означенных изданий сохраняют авторское право на свои отдельные произведения, если иное не установлено в договоре.

Для сохранения за фотографом авторского права на фотографические изображения требуется означение на каждом экземпляре: 1) фирмы или имени, фамилии и места жительства фотографа или издателя фотографии и 2) года выпуска в свет фотографического произведения.

10. Всякое произведение считается появившимся в свет первого января того года, в течение которого оно было впервые правомерно издано соответствующим техническим способом.

К изданию приравниваются: публичное представление драматического или музыкально-драматического произведения, публичное исполнение музыкального произведения, публичное выставление произведений изобразительных искусств, постройка произведений архитектуры.

11. Если к первому января того года, в котором умер автор, не истечет указанный выше (ст. ст. 6-9) срок пользования авторским правом на выпущенные в свет произведения, авторское право переходит к наследникам автора на время, оставшееся до истечения указанного срока, однако, не более чем на 15 лет, считая с первого января года смерти автора.

Авторское право на произведения, не выпущенные в свет ко дню смерти автора, переходит к его наследникам на 15-летний или более краткий, указанный в ст. ст. 7, 8 и 9 срок, считая с первого января года смерти автора.

После смерти наследника или каждого из наследников автора, если их было несколько, авторское право дальнейшему переходу по наследству не подлежит.

Примечание. Правило второй части настоящей статьи не распространяется на произведения, печатаемые в повременных изданиях.

13. Издатель не вправе по своему усмотрению без согласия автора или его наследников вносить какие-либо дополнения, сокращения и вообще изменения ни в самое произведение, ни в заглавие его, ни в обозначение на нем имени автора.

15. Авторское право на всякое произведение может быть выкуплено в принудительном порядке Правительством Союза ССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме.

Председатель ЦИК Союза ССР

Н. НАРИМАНОВ

Председатель СНК Союза ССР

За секретаря ЦИК Союза ССР

С. ТЕР-ГАБРИЕЛЯН


Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об авторском праве. 11.10.1926 г.

На основе Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 30 января 1925 года об основах авторского права (Собр. Зак., 1925, № 7, ст. 67), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

1. Авторское право, согласно Постановлению Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 30 января 1925 года об основах авторского права, признается за всеми авторами в отношении произведений, на которые не истекли сроки, указанные в упомянутом Постановлении.

2. К судебным и иным спорам, основанным на правоотношениях между автором и другими лицами, возникших до введения в действие настоящего Постановления, имеют применение ранее действовавшие законы.

3. Поскольку правоотношения, допускавшиеся действовавшими в момент возникновения их законами, недостаточно полно регулировались этими законами, то к ним применяются правила Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 30 января 1925 года и настоящего Постановления.

4. Автор, состоящий гражданином Союза С.С.Р., и его наследники в отношении произведения, появившегося в иностранном государстве, хотя бы и не заключившим с Союзом С.С.Р. соглашений, предусмотренных частью 2 ст. 1 Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 30 января 1925 года, пользуются защитой авторского права на территории Р.С.Ф.С.Р.; правопреемники автора, за исключением наследников, предъявляющие в каком-либо объеме авторское право на произведение, появившееся впервые в упомянутом государстве, не пользуется защитой этих своих прав на территории Р.С.Ф.С.Р.

6. Редакторы древних рукописей, дневников, переписки и т.п. документов, а также составители сборников произведений народного творчества и искусства (былины, сказки, пословицы, песни и т.п.) имеют на таковые авторское право; право это не препятствует, однако, другим лицам издавать те же материалы и произведения в самостоятельной обработке.

7. Ставки на гонорар, уплачиваемый согласно части 2 ст. 5 Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. об основах авторского права за публичное исполнение, устанавливаются Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. или автономных республик по принадлежности.

8. Срок авторского права на драматические, музыкальные и музыкально-драматические произведения, появляющиеся впервые в печатном виде после публичного их исполнения, исчисляются в порядке, установленном ст. 10 Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. об основах авторского права.

Взыскание может быть обращено на доходы, извлекаемые автором из его права.

10. Издание произведения, являющегося предметом авторского права, с нарушением прав автора, влечет за собой ответственность, согласно правилам главы XIII обязательственного права Гражданского кодекса .

11. Всякое произведение, как являющееся предметом авторского права, так и то, в отношении которого срок авторского права истек, если оно впервые было выпущено в свет на территории Р.С.Ф.С.Р. или находится на означенной территории в письменной или иной объективной форме, может быть объявлено по постановлению Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. достоянием государства.

В отношении произведений, действие авторского права на которые не истекло, переход их в государственное достояние может иметь место не иначе, как с уплатой вознаграждения, определяемого Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. (народным комиссариатом просвещения соответствующей автономной республики) по соглашению с Народным комиссариатом финансов Р.С.Ф.С.Р.

12. Произведения, в отношении которых истекли сроки действия авторского права, за исключением произведений, объявленных достоянием государства, в порядке, определяемом действующими или ранее действовавшими законами, могут быть воспроизводимы, издаваемы, распространяемы и исполняемы всеми лицами без ограничений, вытекающих из Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 30 января 1925 года и из настоящего Постановления.

13. Как право перевода, так и самый перевод на русский язык литературных произведений, появившихся на иностранных языках, как в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, так и за ее пределами, могут быть объявлены постановлением Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. монополией республики.

14. Исключительное право автора на издание и распространение своего произведения может быть автором переуступлено издательствам, находящимся в ведении государственных органов, а также профессиональных, партийных и кооперативных организаций, на любой срок или бессрочно, в полном объеме или с ограничениями.

15. Переуступка авторского права издательствам, не подпадающим под действие предыдущей статьи, допускается лишь по издательскому договору. Издательским договором признается договор, в силу которого автор уступает исключительное право на издание произведений, облеченных в объективную форму; издатель же принимает на себя обязанность выпустить в свет упомянутые произведения за свой счет. Договор этот с упомянутыми издательствами может быть заключаем на срок не свыше пяти лет.

Примечание. Издательский договор на произведения музыкальные и музыкально-драматические указанному ограничению в сроке не подлежит.

Примечание. Правила настоящей статьи не распространяются на произведения, печатаемые в повременных изданиях, сборниках, энциклопедических словарях и т.п.

17. Условия использования авторского права, переуступаемого в силу ст. ст. 14 и 15, должны быть в точности определены договором; в частности, в договоре должен быть указан тираж первого издания, а равно последующих, если таковые предусмотрены договором.

18. Допускается заключение договора, в силу которого автор обязуется к отчуждению произведения, в момент заключения автором договора еще необлеченного в соответствующую объективную форму; к договорам этого рода применяются правила ст. ст. 14 и 15 настоящего Постановления. Договоры эти должны быть заключаемы в письменной форме, под страхом последствий, предусмотренных в примечании к ст. 136 Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.

19. За отсутствием соглашения относительно срока издания, издатель обязан выпустить его в свет не позднее следующих сроков:

а) для периодических изданий, а также книг в размере до пяти печатных листов – не позднее шести месяцев;

б) для прочих произведений, размером до десяти печатных листов, а равно и для всех учебников – не позднее одного года;

в) для остальных произведений – не позднее двух лет. Сроки эти исчисляются со дня подписания договора или получения произведения, если оно передано позднее.

20. Если издание не последует в установленный договором или законом срок, договор по заявлению автора прекращается, при чем издательство обязано уплатить автору полностью обусловленный гонорар.

21. Переуступка другому лицу приобретенного издательством права на издание произведений допускается только с письменного согласия автора или его правопреемника.

22. Издатель, насколько это представляется необходимым для ограждения прав его по издательскому договору, пользуется в отношении как автора, так и третьих лиц, авторским правом на произведения с теми лишь изъятиями, которые установлены в законе или договоре.

23. В издание полного собрания своих произведений автор вправе включать и произведения, право на издание которых уступлено им другим лицам.

М. КАЛИНИН

Председатель Совета Народных Комиссаров

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

А. КИСЕЛЕВ


Постановление ЦИК и СНК СССР. Основы авторского права. 16.5.1928 г.

1. Авторское право на произведение, как появившееся в свет (ст. 14) на территории Союза ССР, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками, независимо от их гражданства.

2. На произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в виде рукописи, эскиза либо в иной объективной форме, авторское право признается лишь при наличии специального соглашения Союза ССР с соответствующим государством и лишь в пределах, установленных таким соглашением.

3. Автор, состоящий гражданином Союза ССР, и его наследники в отношении произведения, появившегося в свет в иностранном государстве или находящегося в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме на территории иностранного государства, независимо от наличия между Союзом ССР и этим государством соглашения, предусмотренного ст. 2, пользуются защитой авторского права на территории Союза ССР.

4. Авторское право распространяется на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его воспроизведения, а равно его достоинство и назначение, как то: устные произведения (речи, лекции, доклады и т.п.); письменные произведения (книги, статьи, сборники и др.); произведения драматические и музыкально-драматические; переводы; произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановки которых имеются указания, изложенные на письме или иным способом; кинематографические сценарии; музыкальные произведения с текстом или без текста; рисунки, произведения живописи, скульптуры, архитектуры и графических искусств, иллюстрации; географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к наукам, технике или к постановке на сцене драматического или музыкально-драматического произведения; киноленты; фотографические произведения или произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией, и т.п.

5. Авторское право на произведение, составленное трудом двух или нескольких соавторов, принадлежит всем соавторам независимо от того, образует ли такое коллективное произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, сохраняющих самостоятельное научное, литературное или художественное значение. Взаимоотношения соавторов в этом случае определяются их соглашениями.

Каждый соавтор коллективного произведения сохраняет авторское право на свою часть произведения в том случае, если эта часть имеет самостоятельное научное, литературное или художественное значение и если иное не предусмотрено соглашением с другими соавторами.

6. Составителям сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (произведений, в отношении которых сроки авторского права истекли; всякого рода официальных документов, как то: законов, судебных решений и т.п.; произведений народного творчества и т.д.), принадлежит при условии самостоятельной обработки этих произведений авторское право на указанные сборники. Такое же право принадлежит редакторам отдельных произведений указанных выше категорий.

Право это не препятствует однако другим лицам издавать те же произведения в самостоятельной обработке.

Составителю сборника произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, принадлежит авторское право на такой сборник при условии составления сборника с соблюдением прав авторов. За авторами включенных в означенный сборник произведений сохраняется право выпускать эти произведения в других изданиях, поскольку иное не установлено в договоре с составителем сборника.

7. Автор имеет исключительное право под своим именем или под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из названного исключительного права.

8. Автору неизданного драматического, музыкального, музыкально-драматического, пантомимного, хореографического и кинематографического произведения принадлежит исключительное право на публичное исполнение его произведения.

В отношении неизданных, но хотя бы однажды публично исполненных произведений перечисленных категорий народным комиссариатам просвещения соответствующих республик принадлежит право разрешать публичное их исполнение и без согласия автора, с уплатой авторского гонорара в порядке, установленном законодательством союзных республик.

Автор изданного произведения одной из указанных категорий не в праве воспрещать его публичное исполнение, но имеет право, за исключением случая, предусмотренного в п. "и" ст. 9, на получение авторского гонорара.

а) перевод чужого произведения на другой язык;

б) пользование чужим произведением для создания нового произведения, существенно от него отличающегося, с тем, однако, что переделка повествовательных произведений в драматические и киносценарии и наоборот, а равно драматических произведений в киносценарии и наоборот допускается лишь с согласия автора или его правопреемников;

в) помещение небольших отдельных отрывков и даже полная перепечатка незначительных по размеру литературных и иных произведений, а также незначительных по количеству снимков, рентгенограмм и т.д. в научных, политико-просветительных, учебных сборниках и других научных произведениях, с обязательным указанием автора и источника заимствования;

г) помещение о выпущенных в свет произведениях, устных и письменных, в области литературы, науки и искусства отчетов, передающих существо произведения в самостоятельной форме или с воспроизведением оригинала в меру надобности;

д) помещение в отчетах повременных изданий речей, произнесенных в публичных заседаниях;

е) перепечатка повременными изданиями появившихся в газетах сообщений, а равно статей, не имеющих беллетристического характера, не ранее чем на другой день, причем в отношении перепечатываемых статей обязательно указание источника заимствования и имени автора;

ж) перепечатка повременными изданиями репродукций с произведений изобразительных искусств, рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей и т.п. с соблюдением тех же условий и порядка, которые установлены для перепечатки статей (п. "е" настоящей статьи);

з) использование композитором для своего музыкального произведения текста, заимствованного из чужого литературного произведения, при отсутствии на это запрещения, объявленного автором последнего на каждом экземпляре своего произведения;

и) публичное исполнение чужих произведений, указанных в ст. 8, в учреждениях культурно-просветительного характера, при условии невзимания платы с посетителей;

к) изображение произведений живописи средствами ваяния и, наоборот, произведений ваяния средствами живописи;

л) воспроизведение художественных произведений, находящихся на улицах и площадях, за исключением случаев копирования скульптурных произведений механически-контактным способом;

м) помещение всякого рода произведений на публичной выставке, за исключением тех произведений, публичное выставление которых запрещено автором;

н) производство построек и сооружений по опубликованным автором архитектурным, инженерным и иным техническим планам, чертежам и рисункам, если автор при самом опубликовании не оговорил, что он такое право сохраняет исключительно за собой;

о) снятие копий с чужого произведения исключительно для личного потребления и без помещения на копии художественного или фотографического произведения подписи или монограммы автора подлинника, причем снятие таких копий с произведений скульптуры средствами механически-контактного копирования не допускается;

п) использование художественных и фотографических произведений в изделиях фабрично-заводской, кустарной и ремесленной промышленности при условии уплаты автору гонорара в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством союзных республик.

Примечание 1. В исключительных случаях, когда согласие автора на переделку повествовательного произведения в драматическое или в киносценарий и наоборот, либо драматического произведения в киносценарий и наоборот (п. "б" настоящей статьи), не будет получено, разрешение на переделку может быть дано народным комиссариатом просвещения республики, на территории которой предполагается выпустить в свет переделку. Порядок уплаты гонорара в этих случаях определяется законодательством союзных республик.

Примечание 2. Законодательством союзных республик определяются предельные размеры отрывков и произведений, перепечатка которых допускается в порядке п. "в" настоящей статьи.

13. За издателями журналов и других повременных изданий, а также энциклопедических словарей признается авторское право на эти издания в целом в течение десяти лет со времени появления их в свет.

14. Всякое произведение считается появившимся в свет 1 января того года, в течение которого оно было впервые правомерно издано соответствующим техническим способом.

К изданию в отношении исчисления сроков приравниваются: публичное представление драматического и музыкально-драматического произведения, публичное исполнение музыкального произведения, публичное выставление произведений изобразительных искусств, фотографий, а также произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, постройка произведений архитектуры.

Примечание. Время появления в свет произведения может быть автором зарегистрировано в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.

15. После смерти автора авторское право переходит к его наследникам на пятнадцать лет, считая с 1 января года смерти автора, за исключением случаев, предусмотренных в ст. ст. 11, 12 и 13, когда авторское право переходит к наследникам лишь на не истекший ко дню смерти автора остаток установленного в законе срока.

Несоблюдение письменной формы, установленной для договора, лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные доказательства.

Примечание. Письменная форма не обязательна для договора об отчуждении авторского права на произведения, подлежащие напечатанию в повременных изданиях и энциклопедических словарях.

17. Законодательством союзных республик устанавливаются:

а) нормы, регулирующие издательский договор на литературные произведения, в частности: обязательное содержание договора, предельный срок его действия, минимальный размер гонорара при определенном тираже, а также предельный срок, в течение которого должно быть выпущено все обусловленное договором издание (единовременно или частями);

б) обязательное содержание издательского договора на музыкальные произведения, а также на произведения изобразительных искусств, фотографии и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

в) нормы, регулирующие договор об уступке прав на публичное исполнение произведений, в частности обязательное содержание договора, предельный срок действия договора об уступке прав на публичное исполнение драматического, музыкального и музыкально-драматического произведения, предельное число допускаемых по одному договору публичных исполнений и предельный срок, в течение которого должна быть осуществлена постановка.

18. Издатель и зрелищное предприятие не в праве по своему усмотрению вносить при жизни автора без его согласия какие-либо дополнения, сокращения и вообще изменения ни в самое произведение, ни в заглавие его, ни в обозначение на нем имени автора. Издатель также не в праве при жизни автора без его согласия снабжать его произведения иллюстрациями.

20. Авторское право на всякое произведение может быть выкуплено принудительным порядком правительством Союза ССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме.

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

Заместитель председателя СНК Союза ССР

Я. РУДЗУТАК

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ


Постановление ВЦИК и СНК об авторском праве. 8.10.1928 г.

На основе Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 16 мая 1928 года о введении в действие Основ авторского права в новой редакции (Собр. Зак., 1928, № 27, ст. 245) и в отмену Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 11 октября 1926 года об авторском праве (Собр. Узак., 1926, № 72, ст. 567) и дополнительного Постановления к нему от 23 января 1928 года (Собр. Узак., 1928, № 14, ст. 112), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

Примечание. К издательским и постановочным договорам, заключенным после 17 июля 1928 года, применяются Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 16 мая 1928 года об Основах авторского права и настоящее Постановление.

4. Ставки гонорара, причитающиеся автору в случаях, предусмотренных частью 2 и 3 статьи 8, а также примечанием 1 к статье 9 Основ авторского права от 16 мая 1928 года, а равно порядок оплаты авторского гонорара в упомянутых случаях устанавливаются Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. и народными комиссариатами просвещения автономных республик по принадлежности.

5. Под небольшими отрывками, перепечатка которых не считается на основании Основ авторского права нарушением исключительного права автора, понимаются лишь те, которые по объему заимствования из произведений одного и того же автора не превышают в общей сложности в произведении под одним названием 10.000 типографских знаков для прозы и 40 строк для стихотворений.

Из капитальных научных трудов допускается перепечатка до 40.000 типографских знаков. Капитальными научными трудами в смысле настоящей статьи считаются состоящие не менее как из 30 печатных листов.

В случае, если перепечатка произведена с превышением норм, указанных в настоящем Постановлении, то автор имеет во всяком случае право на получение гонорара за всю перепечатку в целом, при чем в случае, когда таковая перепечатка была произведена без его согласия, за ним сохраняется право на возмещение убытков на общих основаниях.

6. Правом на вознаграждение за исполнение художественных, а равно фотографических и им подобных произведений в изделиях фабрично-заводской, кустарной и ремесленной промышленности, согласно п. "п" ст. 9 Основ авторского права, пользуются те авторы названных произведений, которые не зарегистрировали своих произведений в порядке закона о промышленных образцах и не пользуются исключительным правом на произведения в порядке упомянутого закона.

Порядок взимания упомянутого в части второй настоящей статьи вознаграждения определяется инструкцией, издаваемой Высшим советом народного хозяйства Р.С.Ф.С.Р. по согласованию с Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.

Появлением в свет киносценария и киноленты в смысле статьи 14 Основ авторского права от 16 мая 1928 года считается день первого публичного демонстрирования киноленты, в случае же, если киносценарий был до того опубликован в печати, то появлением его в свет считается день опубликования в упомянутом порядке.

Публичной демонстрацией киноленты не считается так называемый общественный просмотр киноленты при условии невзимания платы со зрителей.

8. Срок авторского права на энциклопедические словари, выходящие отдельными томами, исчисляется со времени появления в свет последнего тома, если промежуток между изданием отдельных томов не превышает шести месяцев. В случаях, когда упомянутый промежуток превышает шесть месяцев, срок авторского права исчисляется со времени выхода в свет каждого отдельного тома.

9. Автору, а равно его наследникам предоставляется право зарегистрировать время издания произведения либо первого публичного его исполнения либо первого выставления произведения на публичной выставке путем учинения соответствующей заявки и внесения в реестр, ведущийся органами Народного комиссариата просвещения Р.С.Ф.С.Р. или народных комиссариатов просвещения соответствующих автономных республик по принадлежности, в порядке, определяемом особой инструкцией, издаваемой Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с Народным комиссариатом финансов Р.С.Ф.С.Р. и Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции Р.С.Ф.С.Р.

Отказ регистрирующих органов в регистрации произведения не лишает заинтересованных лиц права устанавливать в нужных случаях время появления в свет произведения другими способами.

Регистрация произведения в порядке настоящей статьи служит, поскольку иное не доказано в судебном порядке, доказательством начального момента течения срока авторского права, но не может служить препятствием к оспариванию авторского права на зарегистрированное произведение со стороны третьих лиц.

Автор вправе однако взамен возмещения понесенных убытков требовать уплаты ему гонорара по ставкам, определяемым в порядке, установленном ст. 4 настоящего Постановления. В частности, это право принадлежит автору и в том случае, когда понесенные им от нарушения авторских прав убытки не могут быть обоснованы.

13. Авторское право на всякое произведение может быть выкуплено принудительным порядком на основе особого постановления Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., если данное произведение впервые было выпущено в свет на территории Р.С.Ф.С.Р. или находится на означенной территории в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме. Размер подлежащего в этих случаях уплате автору или его правопреемникам вознаграждения определяется Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. или народным комиссариатом просвещения соответствующей автономной республики по соглашению с Народным комиссариатом финансов Р.С.Ф.С.Р.

14. Произведения, в отношении которых истекли сроки действия авторского права, за исключением произведений, объявленных на основании особых постановлений законодательных органов достоянием государства, могут быть воспроизводимы, издаваемы, распространяемы и исполняемы всеми лицами без ограничений, вытекающих из Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 16 мая 1928 года об Основах авторского права и из настоящего Постановления.

15. Публичное исполнение произведений, авторское право на которые выкуплено Правительством Р.С.Ф.С.Р. в порядке ст. 13 настоящего Постановления, допускается лишь с особого разрешения Народного комиссариата просвещения Р.С.Ф.С.Р. или народных комиссариатов просвещения автономных республик по принадлежности, независимо от того, были ли такие произведения ранее изданы или публично исполнены (ст. 8 Основ авторского права) и с уплатой установленного авторского гонорара за их публичное исполнение в пределах срока действия авторского права.

Средства, поступающие в порядке настоящей статьи, обращаются в государственный доход по государственному бюджету Р.С.Ф.С.Р.

16. Право перевода, а равно и самый перевод на русский язык литературных произведений, появившихся на иностранных языках, как в пределах Р.С.Ф.С.Р., так и за ее пределами, может быть объявлено постановлением Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. монополией республики.

17. Отчуждение издательствам правомочий, вытекающих из авторского права, допускается не иначе, как по издательскому договору.

Издательским договором признается договор, в силу которого автор уступает на определенный срок исключительно право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения.

Допускается заключение издательского договора на произведения, еще не облеченные в соответствующую объективную форму в момент заключения договора (литературный заказ).

В издание полного собрания своих произведений автор вправе включать и произведения, право на издание которых уступлено им другим лицам.

18. Издательским договором должны быть точно определены характер и условия использования отчуждаемого авторского права, в частности, должны быть указаны: тираж первого издания, а если их предусмотрено несколько - то и последующих, срок выпуска произведения в свет, размер авторского гонорара и срок издательского договора, с соблюдением ограничений, устанавливаемых в последующих статьях настоящего Постановления.

Если в издательском договоре не предусмотрено право издательства на переиздание произведения, то издательство может осуществлять переиздание не иначе, как с письменного согласия автора на каждое очередное повторное издание.

19. Издательский договор может быть заключен на срок не свыше четырех лет.

Названный срок исчисляется со дня заключения договора или принятия рукописи, если таковое произошло позднее, или истечения устанавливаемых для принятия рукописи сроков, если принятие произошло с пропуском обусловленного срока.

Для произведений, состоящих из двух или более томов, названный срок исчисляется со дня сдачи издательству рукописи последнего тома.

Указанный в настоящей статьи срок издательского договора не относится к договорам, заключенным на издание произведений музыкальных, музыкально-драматических, произведений изобразительных искусств, а равно фотографий и им подобных.

20. Размер вознаграждения, уплачиваемого автору за отчуждение в пользу издательства права на издание и распространение произведений художественной прозы, поэзии, драматургии, детской литературы, критики и переводной художественной литературы (прозы, поэзии и драматургии), не может быть ниже ставок, устанавливаемых Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.

21. Предельное количество экземпляров (тираж) одного издания, допускаемое для исчисления гонорара, не может превышать норм, устанавливаемых в порядке, указанном в предшествующей статье настоящего Постановления.

Правило настоящей статьи не препятствует издателю выпустить несколько изданий одновременно.

22. Издатель обязан выпустить произведение в свет в срок, определяемый договором, при чем таковой не может превышать во всяком случае нижеследующих сроков:

а) для периодических изданий, а также для книг объемом до пяти печатных листов – шести месяцев;

б) для прочих литературных произведений размером до десяти печатных листов – одного года;

в) для литературных произведений, не подпадающих под пункты "а" и "б" настоящей статьи – не позднее двух лет.

Сроки эти исчисляются со дня заключения договора или принятия рукописи, если таковое произошло позднее, или со дня истечения установленных для принятия рукописи сроков, если принятие произошло с пропуском обусловленного срока.

Для периодических изданий и для книг, объемом хотя бы менее пяти листов, выпускаемых национальными издательствами, допускается удлинение указанного в настоящей статье срока, в порядке договорного соглашения, не свыше одного года.

23. Если издание не последует в установленный договором или законом срок, то издательство обязано немедленно уплатить автору гонорар полностью (100 %) по объему рукописи, одобренной издательством к печати.

По истечении указанного в предшествующей (22) статье срока, издательству предоставляется льготный срок в размере половины каждого из упомянутых в указанной статье сроков для выпуска в свет произведения с тем, что по истечении упомянутых льготных сроков договор, в случае невыпуска в свет произведения, по одностороннему заявлению автора прекращается и автору должна быть возвращена рукопись.

24. Переуступка приобретенного издательством права на издание произведения другому лицу допускается только с письменного согласия автора или, в случае смерти автора – его правопреемников.

25. Статьи 18, 23 и 24 настоящего Постановления распространяются на издательские договоры, имеющие своим предметом как литературные, так и музыкальные, музыкально-драматические произведения, произведения изобразительных искусств, а равно фотографии и им подобные.

26. Типовой (нормальный) издательский договор на литературные произведения утверждается Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с Народным комиссариатом торговли Р.С.Ф.С.Р. Упомянутый типовой договор имеет применение, в частности, и к произведениям научным, публицистическим и т.п.

Издательский договор может содержать условия, не предусмотренные или не совпадающие с типовым договором. Однако условия и оговорки, клонящиеся к ухудшению положения авторов сравнительно с условиями типового договора, признаются не имеющими силы, а устанавливаемые ими права и обязанности сторон в этих случаях определяются применительно к соответствующим статьям типового договора.

27. Обязательное содержание издательского договора на музыкальные произведения определяется на основе настоящего Закона инструкцией, издаваемой Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. совместно с Народным комиссариатом торговли Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.

28. После смерти автора издатель не вправе вносить по своему усмотрению какие-либо дополнения, сокращения и вообще изменения в самое произведение, заглавие, в обозначение на нем имени автора, а равно снабжать произведения иллюстрациями без согласия наследников автора, впредь до истечения срока действия авторского права.

В случае недостижения соглашений по этому вопросу с наследниками автора, издатель может обратиться за получением такового разрешения в Народный комиссариат просвещения Р.С.Ф.С.Р. или соответствующей автономной республики по принадлежности.

29. По истечении срока действия авторского права изменения, предусмотренные в предшествующей (28) статье настоящего Постановления, могут вноситься с разрешения Народного комиссариата просвещения Р.С.Ф.С.Р. или подлежащей автономной республики по принадлежности.

30. Отчуждение авторского права на постановку и публичное исполнение неизданного драматического, музыкально-драматического, музыкального, пантомимного, хореографического или кинематографического произведения допускается не иначе, как по постановочному договору.

Постановочным договором признается договор, в силу которого автор уступает право на публичное исполнение своего произведения, а постановщик (зрелищное предприятие) обязуется осуществить постановку (публичное исполнение его) в определенный срок.

Допускается заключение постановочного договора на произведения, еще не облеченные в объективную форму ко дню заключения договора.

31. Передача автором исключительного права на постановку неизданного произведения театру не лишает автора права передавать постановку того же произведения рабочим и красноармейским клубам, хотя бы и в том городе, где постановка уступлена театрам и т.п. зрелищным предприятиям.

32. В постановочном договоре должны быть точно обусловлены характер, объем и условия использования отчуждаемого права, в частности: территориальные границы его использования, срок договора, срок для осуществления первого публичного исполнения, размер вознаграждения автора и число публичных исполнений (спектаклей, концертов), с соблюдением ограничений, указанных в последующих статьях настоящего Постановления.

33. Постановочный договор может быть заключен на срок не свыше трех лет со дня первого публичного исполнения произведения.

34. Зрелищное предприятие обязано осуществить постановку не позднее истечения следующих сроков, исчисляемых со дня сдачи ему автором рукописи произведения:

двух лет – для постановки музыкально-драматических (опера, оперетта) и хореографических произведений;

одного года – для прочих произведений.

35. По одному постановочному договору допускается осуществление публичного исполнения произведения только в пределах одного города и не свыше 150 раз. Наличие постановочного договора, заключенного автором неизданного произведения с одним зрелищным предприятием, не лишает его права заключать договор на постановку того же произведения с другими зрелищными предприятиями, если эта постановка должна быть осуществлена в других городах.

В указанное настоящей статьей предельное число исполнений не включаются публичные генеральные репетиции, так называемые общественные просмотры, производимые без взимания платы с посетителей.

36. Зрелищное предприятие вправе осуществить публичное исполнение произведений меньшее количество раз, чем обусловлено в договоре, а равно снять его вовсе с репертуара, с соблюдением, однако, правил об уплате авторского гонорара (ст. 39).

37. В изъятие из правил статьи 30 настоящего Постановления, приобретатель сценария, если противное не оговорено в договоре, не обязан поставить картину.

Правила ст. 32 настоящего Постановления об указании в договоре числа публичных исполнений, а равно ограничения, изложенные в статьях 33, 34 и 35, не относятся к постановочному договору на кинематографические произведения.

38. Размер установленного постановочным договором вознаграждения автору за публичное исполнение его произведения не может быть ниже норм авторского гонорара, определяемых ставками за публичное исполнение изданных произведений (ст. 4).

39. Если постановка и публичное исполнение не последуют в обусловленный в постановочном договоре или в установленный законом срок, то договор по заявлению автора прекращается и зрелищное предприятие обязано уплатить автору обусловленный гонорар сполна.

В тех случаях, когда постановочным договором предусмотрен поспектакльный расчет авторского гонорара, зрелищное предприятие обязано в порядке настоящей статьи уплатить автору гонорар из расчета количества спектаклей, устанавливаемого инструкцией Народного Комиссариата Просвещения Р.С.Ф.С.Р. в качестве гарантированного минимума для исчисления авторского гонорара за уступку права публичного исполнения.

40. Если к постановке кинематографического произведения не будет приступлено в течение срока, определенного договором, каковой срок не может превышать двух лет со дня представления сценария, то договор по одностороннему заявлению автора расторгается, при чем автор имеет право на получение обусловленного единовременного вознаграждения, но не имеет права на поспектакльный сбор.

41. В случае предоставления автором драматического или иного литературного произведения кинопроизводственному предприятию права переделки его произведения в киносценарий, право использования такового литературного (драматического) произведения не может быть предоставлено предприятию больше, чем на трехлетний срок.

При упомянутой переделке кинопроизводственное предприятие не вправе вносить такие отступления и изменения в фабулу используемого произведения, против которых будет заявлено автором возражение.

42. Автору киносценария, постановка которого уступлена кинопроизводственному предприятию, принадлежит право переделки его в другое кинематографическое произведение и право издания сценария лишь после выхода в свет соответствующей киноленты в предусмотренный договором срок.

43. Соблюдение правил ст. ст. 30-42 обязательно для постановки изданных произведений лишь в случаях, когда это предусмотрено договором.

Неизданные произведения могут быть предметом исполнения в культурно-просветительных учреждениях (ст. 9 п. "и" Основ авторского права от 16 мая 1928 года) лишь при наличии постановочного договора, на каковой распространяются правила ст. ст. 30 - 42.

44. Передача зрелищными предприятиями правомочий, вытекающих из постановочного договора, другим предприятиям допускается лишь с письменного согласия автора.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М. КАЛИНИН

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

А. ЛЕЖАВА

И.о. секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета