Особенности дорожных правил в италии. Аренда автомобиля в Италии: особенности ПДД и некоторые штрафы

Конечно, они очень похожи, как похожи правила движения во всём мире, однако тем и заметнее различия.
Одно из наиболее обращающих на себя внимание различий: обилие в итальянских правилах расплывчатых определений типа “вблизи”, “недалеко”, “в непосредственной близости от”, “в течение недолгого времени”, там где в российских ПДД непременно используются цифры, указывающие конкретное количество метров и минут - в итальянских правилах значительно больший упор делается на здравый смысл, чем на формальные определения. Многие понятия расписаны гораздо подробнее, а многие, наоборот, значительно более схематично.

Левый поворот

Разворот

ПДД России: разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.

ПДД Италии: разворот запрещается на дорогах с двусторонним движением:
- вблизи поворотов, неровностей дороги и перекрёстков и непосредственно на них

То есть различие достаточно сильное: если в России привычнее для разворота доехать до перекрёстка и развернуться на нём, то в Италии это будет нарушением правил.

Обгон

В России: «Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Здесь же рассмотрим термин «опережение» , так как в итальянских правилах дорожного движения ему аналогов нет: «Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

В Италии: «Обгон» - манёвр, при котором транспортное средство опережает другое транспортное средство, животное или пешехода, которые движутся или остановились, по полосе движения или по части проезжей части, предназначенной для движения.

То есть в Италии определение более прозрачно: обгон - любое опережение кого-либо. Вы имеете право обгонять другую машину даже при одинарной или двойной сплошной при условии, что вы сможете осуществить этот маневр не пересекая сплошную.

Условия запрета обгона примерно совпадают, за некоторыми исключениями:
- в России обгон полностью запрещён перед железнодорожными переездами, в Италии он запрещён только, если переезд не оборудован барьерами и движение на нём не регулируется светофором.
- в России обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в Италии во всех этих местах обгон разрешён (запрещены только стоянка и остановка при отсутствии разрешающих знаков).

Не так давно из российских ПДД был исключен пункт о запрете обгона справа. В итальянских ПДД упоминается то, что обгон осуществляется обычно слева, и приводятся случаи, когда допустим обгон справа:
- если обгоняемый автомобиль намеревается поворачивать налево и он остановился с левой стороны проезжей части с односторонним движением
- если осуществляется обгон трамвая, который движется по центру дороги, или который остановился для посадки и высадки пассажиров в случае наличия островка безопасности.

Остановка и стоянка

В России: «Остановка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

В Италии: «Остановка» - временное (на небольшой период времени) прекращение движения транспортного средства по желанию водителя или пассажиров. Водитель не должен отдаляться от транспортного средства, чтобы иметь возможность в любой момент продолжить движение.

В России: «Стоянка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В Италии: «Стоянка» - длительное прекращение движения транспортного средства, при которой водитель имеет возможность от него удалиться.

То есть, итальянские правила дорожного движения с одной стороны мягче, так как вы не ограничены формальными пятью минутами, а с другой стороны жестче, так как удаляться от машины вы не имеете права. Вы не имеете права оставить машину даже на пару минут под знаком “стоянка запрещена” и сходить в магазин.

Запреты на места для стоянки и остановки в России и в Италии практически совпадают. В Италии также запрещена стоянка около контейнеров с мусором и около мест общественной гигиены.

Также, итальянские правила дорожного движения требуют, чтобы при стоянке и остановке в населённых пунктах, при отсутствии тротуара, вы оставляли пространство не менее метра для прохода пешеходов

Документы, аптечка, знак аварийной остановки и т.п.

Как и в России, так и в Италии водитель обязан иметь с собой права, техпаспорт автомобиля (водитель не обязательно должен быть владельцем, доверенность не нужна), а также страховку ОСАГО (R.C.A.). В Италии квадратный квиток с данными по страховке должен быть в обязательном порядке размещён на лобовом стекле, страховой полис также нужно возить с собой вместе с остальными документами.

Аптечка и огнетушитель по итальянским ПДД не обязательны, обязательно иметь с собой только знак аварийной остановки, а также светоотражающий жилет.

Дороги и автомагистрали

В России: «Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Запрещается движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч.

В Италии: «Автострада» — дорога с независимыми или разделёнными дорожным ограждением проезжими частями, имеющими как минимум две полосы для движения и полосу для аварийной остановки, без пересечения в одном уровне с другими дорогами, огороженная на всём протяжении и оборудованная полосами разгона и торможения для заезда и съезда транспортных средств. На автострадах разрешается движение лишь некоторых категорий моторных транспортных средств: мотоциклов с объемом двигателя минимум 150 куб. см. и автомобилей, способных развивать скорость не менее 80 км/ч.

То есть в российском варианте и речи не идёт об отдельной полосе для аварийной остановки, которая идёт по всему протяжению автострады. Если же вспомнить ещё и о скоростных ограничениях — 130 или, в некоторых случаях, 150 на итальянских автострадах, и 110 на российских, то стоит вспомнить другое определение из итальянских правил дорожного движения:

Основная внегородская дорога (strada extraurbana principale) — дорога с независимыми или разделёнными дорожным ограждением проезжими частями, имеющими как минимум две полосы для движения и оборудованная специальными зонами для аварийной остановки, без пересечения в одном уровне с другими дорогами, огороженная на всём протяжении и оборудованная полосами разгона и торможения для заезда и съезда транспортных средств. На дорогах данного типа разрешается движение лишь некоторых категорий моторных транспортных средств (запрещается движение велосипедов, мопедов и лёгких квадроциклов) и обозначенная знаками начала и конца. Максимальная скорость составляет 110 км/ч, указатели синего цвета.

То есть получается, что российским автострадам в Италии практически полностью соответствуют “основные внегородские дороги”, а для дорог, которые являются автомагистралями в европейском понятии, в России даже отсутствует определение.

Скоростной режим

Самая заметная разница - в максимальной скорости движения в населённых пунктах, в России она 60 км/ч, а в Италии - 50 км/ч (но на некоторых специальных городских дорогах может быть и 70 км/ч).

Знаки

Знаки в России и в Италии практически одинаковы, если не учитывать небольшой разницы во внешнем виде.

Цвета знаков практически совпадают. Стоит отметить лишь достаточно большое количество временных знаков на жёлтом фоне, требования к которым подробно расписаны в правилах.

Также, помимо стандартных цветовых обозначений для информационных знаков: белого, синего и зелёного, а также жёлтого для временных знаков, в Италии используется следующие цвета:

Коричневый, для обозначения мест, имеющих туристическое, историческое, культурное значение и т.п.
- Чёрный - для обозначения промышленных объектов
- Оранжевый - для обозначения остановок школьных автобусов и стоянок такси
- Красный - для обозначения средств экстренной связи и комплектов скорой помощи

Таблички

Некоторые таблички в России и в Италии немного отличаются.

Светофоры

Относительно светофоров в Италии и в России всё примерно одинаково, одинаковы и правила проезда перекрестков, регулируемых светофорами.

Небольшие отличия в Италии:
- зелёный мигающий отсутствует, после зелёного сразу загорается желтый (впрочем, это по правилам так, на некоторых светофорах конец действия зелёной фазы обозначается одновременно горящими зеленым и желтым).
- красный цвет часто бывает большего размера
- достаточно часто встречаются “мобильные светофоры”, регулирующие одностороннее движение во время ремонтных работ.

Сигналы регулировщика

Руки вытянуты в стороны

В России: со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

В Италии: со стороны боков сигнал аналогичен зелёному сигналу светофора, разрешено движение прямо и повороты налево и направо. Со стороны груди и спины сигнал аналогичен красному свету светофора, движение запрещено.

Правая рука вытянута вперед

В России: со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

В Италии: со стороны левого бока разрешено движение во всех направлениях, с остальных сторон движение запрещено.

Сигнал поднятой руки в России запрещает движение, в Италии аналогичен желтому сигналу светофора.

В России: при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия

В Италии: в случае загромождения проезжей части в результате поломки транспортного средства или в результате аварии, водитель обязан незамедлительно освободить проезд, убрав транспортное средство за пределы проезжей части, или, если это невозможно, сместив его максимально близко к правому краю проезжей части. Вне населённых пунктов при невозможности быстро убрать препятствие, необходимо выставить знак аварийной остановки (в населённых пунктах этого делать не нужно).

Полицию необходимо информировать только в случае невозможности убрать с дороги транспортное средство или упавший груз, и, естественно, в случае наличия пострадавших.
Если повреждения при аварии невелики, и участников ДТП всего двое, они могут уладить вопрос о возмещении самостоятельно, без привлечения страховой компании (т.н. risarcimento diretto).
В противном случае, необходимо обратиться в собственную страховую компанию, которая и займётся всеми вопросами, связанными со взысканиями или с выплатами. Если ущерб, нанесённый происшествием, превышает максимальную сумму по страховому полису (минимальное значение - 774.685,35 евро), то оставшаяся к выплате сумма делится пополам между водителем и владельцем автомобиля, естественно, если автомобилем пользовались с его одобрения.

Neopatenti

В Италии имеются ограничения для тех, кто получил права недавно. Так, в первый год они имеют право водить только автомобили, для которых соотношение мощности автомобиля и его массы составляет 55 кВт на тонну, в последующие два года - 70 кВт на тонну.
Также максимальная скорость для них ограничена 100 км/ч на автострадах и 90 км/ч на остальных дорогах.

Алкоголь

В Италии допустимое содержание алкоголя в крови - 0,5 промилле.

Однако, для следующих категорий водителей допустимо только нулевое содержание алкоголя:

Водители моложе 21 года
- водители со стажем менее 3 лет
- профессиональные водители
- водители транспортных средств категорий C, D и E

Взять в аренду автомобиль в Италии и самостоятельно поехать навстречу приключениям — это интересное и заманчивое занятие. В Италии существует множество фирм, которые предложат вам арендовать любой подходящий вам автотранспорт. Кстати, на итальянском языке аренда автомобиля звучит, как noleggio auto.

Правильным решением будет заказ автомобиля заранее через интернет, это сделает процесс аренды более легким и удобным для вас. Однако можно арендовать машину прямо в аэропорту, или в том населенном пункте «Большого сапога», откуда вы желаете начать свой тур по Италии. Впрочем, при бронировании через интернет доступны ровно те же варианты — аэропорт, вокзал или же офис прокатной конторы непосредственно в городе.

В зависимости от города цены варьируются в небольших пределах, но в среднем автомобиль класса С в комплекте с навигатором и страховкой обойдется вам в 60-80 евро в сутки.

Для любителей сэкономить финансы, существует неплохой вариант. Если перейти с сайта некоторых авиакомпаний по ссылке на сайт компаний, специализирующихся на предоставлении услуг по прокату автомобилей, то можно получить скидку. Самый большой бонус предоставляется за переход по ссылке с сайтов таких бюджетных авиаперевозчиков, как WindJet и RyanAir. Однако есть одно «но». Данная скидка распространяется только для автомобиля бюджетного класса.

Для удобства клиента компании позволяют брать в аренду транспортное средство в одном населенном пункте, а сдать его обратно можно будет в любом другом городе. Хотя таков вариант обойдется немного дороже.

Кроме того, при желании Вы сможете взять в прокат эксклюзивный автомобиль, будь то какой-либо раритет или новенький Ламборджини. Такие услуги обычно предлагают небольшие частные фирмы. Разумеется, и стоить это удовольствие будет намного дороже, и требования к водителю будут жестче.

Разобраться в непростых и «замудренных» развязках итальянских дорог поначалу не просто. В данной стране чаще всего встречаются круговые развязки. Приоритет движения в подобном случае имеет тот автомобиль, который уже едет по кругу. В Италии практически полностью отсутствуют развязки типа «бабочка».

Документы и страховка при аренде авто в Италии

Для того, чтобы взять в прокат транспортное средство, Вам будут нужны российские права, а также водительское удостоверение международного образца, даже несмотря на то, что если у Вас уже имеется национальное водительское удостоверение образца 2011 года. Государственные органы Италии наказывают тех, кто ездит по территории государства только с национальными водительским удостоверением, штрафом в 300 евро и выше. Однако взять напрокат машину вы сможете, особенно мелкие прокатные компании не отказывают в выдаче машины при наличии только национального водительского удостоверения. В крупных же могут быть проблемы.

Помимо водительского удостоверения, Вам будет нужна банковская карточка, на которой должно находиться немалое количество финансовых средств. Эти средства (от 500 евро) служат залогом и будут заблокированы на случай наличия у Вас каких-либо штрафов или обнаружения проблем с автомобилем. Залог будет возвращен в течение 2-х — 4-х недель с учетом вычета всех штрафов и затрат на ремонт автотранспорта. Если с автомобилем все в порядке — депозит вернут в полном объеме. Во избежание недоразумений, при возврате автомобиля требуйте документально подтвержденный осмотр менеджером.

Самые жесткие условия, предъявляемые к сдаче документов и залогу, у крупных международных агентств по прокату. Как ни странно, у более мелких региональных компаний по аренде автомобилей, условия менее жесткие. Местные фирмы стараются создать для туристов более привлекательные условия.

Как правило, в стоимость предлагаемых услуг проката автотранспортного средства в Италии входят:

  • Пробег на любое расстояние;
  • Страхование от похищения авто и от повреждений с франшизой, а также страхование третьих лиц;
  • Местный налог на добавленную стоимость.

Заплатив дополнительные денежные средства, Вы сможете получить суперстраховку, детское удерживающее устройство, а также навигатор с загруженной картой региона.

Медицинская туристическая страховка . Укажите страну и даты поездки, после чего выберите подходящий вариант и оформите полис.

Топливо и АЗС в Италии

В Италии Вы сможете заправиться на выбор неэтилированным 95-ым либо 98-м бензином, а также дизтопливом, именуемым здесь Gasolio. Разумеется, дизтопливо стоит дешевле, однако арендовать автотранспортное средство, работающее на «солярке», будет немного дороже.

По статистике, в Италии цены на топливо превышают стоимость бензина в других странах Евросоюза. Так, один литр бензина стоит сейчас около 2-х евро. Самые последние изменения цен на дизельное топливо и бензин различных марок в Италии Вы можете посмотреть .

Легко, быстро и в любое время суток Вы сможете заправиться только на автостраде. На всех остальных дорогах с этим делом гораздо сложнее. Здесь не функционируют автозаправки в выходные, праздничные дни и в темное время суток. Оплата за бензин часто осуществляется только через специализированные автоматы, которые не принимают иностранные банковские карточки, поэтому всегда возите с собой немного наличных.

Въезжая на автозаправку в городе в любое время суток, всегда обращайте внимание на висящую табличку Aperto, что означает, открыто либо табличку Chiuso, которая гласит, что автозаправка закрыта.

Особенности ПДД в Италии

ПДД по-итальянски звучат как «Codice della strada» и практически не отличаются от российских правил дорожного движения. Главное отличие — здесь они строго соблюдаются всеми участниками дорожного движения. Поэтому рекомендуем Вам строго соблюдать местные правила дорожного движения, вежливо и бесконфликтно общаться с другими водителями и вовремя оплачивать штрафы, если Вы что-то нарушили, тем более что если вы не оплатите штраф, то потом могут быть проблемы с получением визы.

Ни в коем случае не пробуйте «договориться» с полицейским и дать ему взятку — это будет иметь негативные последствия, которые будут чреваты для Вас.

Верона

Этот город расположен в одном часе езды от Венеции, и количество мест на автостоянках в центре ограничено. На карте города имеется информация обо всех автостоянках, платных и бесплатных, расположенных в городской черте. Ближайшая к центру автостоянка расположилась вблизи площади Porta Palio.

Пиза

Недорогая автостоянка расположена на улице Via Atleti Azzurri Pisani недалеко от железнодорожного вокзала. От парковки до знаменитой «Падающей башни» пешком идти не более пятнадцати минут. Час парковки стоит чуть меньше евро, а после двух часов пополудни — бесплатно.

Сиена

Средняя цена автостоянки в этом граде равна одному евро. Также муниципальная власть содержит некоторое количество бесплатных стоянок, одна из которых расположена рядом с железнодорожным вокзалом. От этой стоянки до центра Сиены идти двадцать минут. Обо всех платных и бесплатных автостоянках можно найти информацию на этом сайте .

Орвието

В этом старинном городе улицы не пригодны для перемещения на машине (очень узкие) и без особой надобности в него лучше не заезжать. Естественно, что при такой инфраструктуре количество мест на автостоянках ограничено. После 20 -00 все свободное пространство на улочках и площадях занято автомобилями аборигенов. По действующему правилу муниципалитета, машины должны быть убраны до восьми часов утра.

Монтальчино

Этот городок славится производством вина Brunello di Montalcino, которое можно купить в любом количестве. Бесплатная автостоянка расположилась перед въездом в городок, но оттуда надо идти пешком вверх минут двадцать. Только не употребляйте вино перед тем как сесть за руль!

Платная автостоянка находится на улице Via Roma и стоимость одного часа в 2019 году равнялась 1,30 €. В этом старинном городишке есть еще одна платная автостоянка, которая расположена рядом с муниципальной площадью, но она маленькая и на ней всегда проблемно припарковать автомобиль.

Монтепульчано

Бесплатная автостоянка расположилась вдоль дороги при въезде город и, также как и в Монтальчино, до центральной части населенного пункта придется добираться пешком. Платная автостоянка расположена вблизи площади Piazza Grande и стоимость одного часа равняется одному евро и тридцати центам.

Амальфи

Это город расположился на живописном берегу одноименного побережья, и совсем недавно автомобилисты испытывали серьезные проблемы с парковкой автомобилей. Но некоторое время назад была сооружена большая автостоянка Luna Rossa, вместимостью двести автомобилей. Парковка расположена перед въездом в город, и час стоянки автомобиля стоит три евро, или тринадцать евро в сутки. Вместе с парковкой внутри возвышенности построили проход для пешеходов, который выводит туристов на городскую площадь.

Автомобильная дорога, которую назвали «Nastro Azzurro» тянется вдоль прекрасного Амальфитанского побережья, что делает поездку незабываемой, а сама дорога является одной из самых живописных в мире.

Лукка

Сразу после въезда в старинную часть городка через ворота Виктора Иммануила находится автостоянка, она будет справа по курсу.

Баньореджо

В этом городке парковка платная с 8:00 до 20:00 и расположена под мостом. Первый час парковки стоит два евро, а все последующие часы — по одному евро. В Баньореджо находятся и бесплатные автостоянки. Одна из них расположена на площади недалеко от улицы Via Don S.

Монтефьясконе

Этот город знаменит своими итальянскими винами и тем, что расположен на высоте 600 м над уровнем моря. Бесплатная автостоянка в Монтефьясконе расположилась на улице Via del Castagno.

В Италии водитель обязан иметь при себе и предъявлять для проверки следующие документы:

  • водительское удостоверение международного образца;
  • технический паспорт на транспортное средство;
  • транспортную страховку на автомобиль («зеленую карту»).

Действующий в Италии скоростной режим предусматривает движение в населенных пунктах со скоростью не более чем 50 км/ч, а вне населенных пунктов — от 90 до 110 км/ч. Максимальная разрешенная скорость на скоростных автострадах — 130 км/ч.

Задние противотуманные фонари на транспортных средствах разрешается использовать только при условии, что видимость дороги в одном направлении составляет не более 50 м.

Как и в России, управляя автомобилем в Италии, разговаривать по мобильному телефону можно только с использованием системы «свободные руки».

Для итальянских дорог характерны перекрестки с круговым движением. Помните: если иное не предписано дорожными знаками либо иными средствами организации дорожного движения (светофорами, разметкой и др.) — преимущество имеют транспортные средства, находящиеся на кругу. Однако в реальных дорожных условиях это положение ПДД часто игнорируется, поэтому всегда будьте бдительными. В наших Правилах подобной оговорки нет, и при отсутствии дорожных знаков и иных средств организации дорожного движения проезжать круговой перекресток необходимо в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрестков.

Характерные особенности имеют в Италии правила остановки и стоянки. В частности, предназначенные для парковок места могут обозначаться разными цветами:

  • синей полосой — платные парковки;
  • белой — бесплатные;
  • желтой — для автобусов, такси и других транспортных средств общего пользования.

Парковка запрещена в местах, которые обозначены черно-желтой полосой.

В некоторые итальянских населенных пунктах имеются так называемые «зеленые места» для парковок. По будним дням с 9.30 до 16.00 парковка на них запрещена.

В соответствии с итальянскими ПДД в автомобиле необходимо наличие запасных лампочек, а также двух знаков аварийной остановки в виде красных треугольников для обозначения транспортного средства при возникновении нештатной или аварийной ситуации.

Если на автостраде или иной дороге вам пришлось покинуть автомобиль (например, при возникновении неисправности), то обязательно пользуйтесь специальным светоотражающим жилетом желтого или оранжевого цвета, который должен быть в каждой машине — таково требование итальянских ПДД.

Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика в Италии карается штрафом до 65 евро. За управление автомобилем в состоянии опьянения штрафные санкции начинаются от 328 евро. Если вы превысите максимально дозволенную скорость движения не более чем на 10 км/ч, то будете оштрафованы на 22 евро. Превышение скорости не более чем на 40 км/ч карается штрафом до 131 евро.

Все скоростные автомобильные дороги на территории Италии являются платными. Рассчитываться за пользование автодорогами можно как пластиковыми картами, так и наличными деньгами.

Неоплата за проезд по автомобильной дороге в Италии карается строго. В соответствии с местными Правилами дорожного движения за такое нарушение на виновного налагается внушительный штраф, минимальный размер которого составляет?300. Поэтому до конца поездки обязательно сохраняйте квитанцию об оплате.

В Италии на скоростных трассах и в большинстве крупных городов имеются круглосуточные автозаправочные станции. Остальные АЗС функционируют с 7.00 до 12.30 и с 15.30 до 19.30. Воскресенье для многих бензоколонок является выходным днем.

Соблюдение нескольких простых правил при пользовании автомобилем в Италии сбережет ваше время и нервы и оградит вас от неприятных ситуаций, в которые можно попасть, не зная местные особенности.

Скоростной режим

В Италии установлен следующий общий скоростной режим для легковых автомобилей:
50 км/ч – в населенных пунктах,
90 км/ч – на второстепенных дорогах вне населенных пунктов,
110 км/ч – на магистральных дорогах вне населенных пунктов,
130 км/ч – на автострадах.

Скоростной режим для других транспортных средств отличается от описанного выше режима. Кроме того, в случае осадков или плохой видимости максимально допустимая скорость не может превышать 110 км/ч на автостраде и 90 км/ч на магистральных дорогах. Максимальная скорость в сложных метеоусловиях может быть дополнительно ограничена соответствующими знаками. На участках автострады с тремя полосами движения в каждом направлении и аварийной полосой максимально допустимая скорость для легковых автомобилей – 150 км/ч.

Парковка

Следует внимательно относиться к выбору места для парковки в итальянских городах. Ошибка повлечет в лучшем случае штраф, в худшем – эвакуацию автомобиля, потерю времени и опять же штраф. В Италии действуют несколько общих правил:

  • Парковочные места, размеченные синим цветом, – это платная парковка. Оплата может быть ограничена определенными периодами, например дневными часами или рабочими днями, а в остальное время парковка бесплатна. Эти условия всегда указаны на информационной табличке, сопровождающей знак «парковка разрешена».
  • Парковочные места, размеченные белым цветом, – это бесплатная парковка. В этом случае могут иметь место ограничения, например по времени парковки или по дням недели, которые указываются на информационной табличке под знаком парковки.
  • Парковочные места, размеченные желтым цветом, – это частная парковка. Оставлять машину на таких местах нельзя.

Как и в других странах, знаки имеют приоритет над разметкой, а временные знаки имеют приоритет над постоянными.

Помимо общих правил, конечно же, есть множество частных. Во многие альпийские города Италии раз в неделю приезжает рынок, и по этой причине часть улиц закрывается для парковки и проезда. Это всегда указывается на знаках; машины, припаркованные на этих улицах в неположенное время, эвакуируются на штрафные стоянки.

Зимние шины

Использование зимних шин не является обязательным во всей Италии, однако они обязательны на обозначенных соответствующими знаками горных дорогах, а их в Альпах большое количество. Поэтому в ваших же интересах приехать на зимней резине, поскольку в противном случае вы не сможете использовать машину во время снегопадов, которые могут продолжаться несколько дней. Более того, нередко оказываются необходимыми и цепи - в условиях обильного снегопада, но многие в Альпах обходятся без них. Шипованные шины не разрешены к применению в Италии, как и в большинстве соседних стран.

Ограничения в режиме движения через перевал

Режим движения через горные перевалы обозначается знаком «Ограничения в режиме движения через горный перевал». Для примера на рисунке показаны два таких знака. Первый знак (с зеленым полем) сообщает о том, что перевал Stelvio открыт для проезда, при этом обязательно использование зимних шин или цепей сразу после знака. Второй знак (с красным полем) сообщает о том, что перевал Stelvio закрыт для проезда, данная дорога открыта для проезда только до населенного пункта Trafoi и рекомендуется использование зимних шин или цепей. Если вам встретился запрещающий знак, не стоит продолжать движение по этой дороге, так как это не только запрещено, но и опасно. Зачастую такая дорога может быть закрыта шлагбаумом.

Зона ограниченного движения

Практически каждый даже небольшой город в Италии имеет зону ограниченного движения, въезд в которую разрешен только при наличии соответствующего разрешения. Обычно границы такой зоны совпадают с границами исторического центра города. На дорогах, ведущих в зону ограниченного движения, обязательно устанавливается знак «движение запрещено» с указанием «Zona Traffico Limitato». В зону ограниченного движения можно въезжать исключительно в том случае, если вам выдали в гостинице соответствующее временное разрешение, которое гостиница в свою очередь получает в полиции. Другой типичный запрещающий знак в итальянских городах – пешеходная зона, въезд в которую запрещен при любых обстоятельствах.

Документы

Формально необходимо иметь водительское удостоверение международного образца в дополнение к национальному. Полицейские могут и не потребовать его предъявить, но имеют на это право. Поэтому, имея международные права, вы ограничите риски возникновения неприятных ситуаций. Как и в России, находясь за рулем, необходимо иметь также свидетельство о регистрации транспортного средства и страховку.

Помните свое первое вождение в городе после получения прав? Я вот хорошо помню. А вождение автомобиля в чужой стране чем-то похоже на первый водительский опыт: и страшно может быть, и переживания есть. Поэтому хочу поведать вам об особенностях вождения автомобиля в Италии. Мой рассказ поможет себя чувствовать себя на дороге более уверенно.

Специфика вождения

В каждой стране свой водительский менталитет. Что касается Италии, то много водителей тут просто «взрывоопасные». Очень стремительные, агрессивные, но при этом достаточно-таки умелые. «Слабоумие и отвага» – это не их девиз. Они резко тормозят, совершают обгоны, подрезают друг друга, и при этом все остаются живы и здоровы. У итальянских водителей отлично развитая реакция. А вот мямлей и слюнтяев на дороге они просто не переносят, так что никто не будет плестись за вам со скоростью 80 километров в час по автостраде. Собрались делать обгон? Делайте его! А то если будете дергаться туда-сюда, станете объектом для насмешек на дороге. Если вам мигает фарами автомобиль, едущий за вами, скорее всего его водитель пытается «мягко намекнуть» чтобы вы либо добавили газу, либо не плелись перед ним как черепаха и дали дорогу. А вот если фарами моргает водитель встречной машины, то тут все как у нас на родине – впереди пост дорожной полиции. Если вам сигналят клаксоном, то догадываться, что это значит, нужно в зависимости от ситуации. Гудок автомобиля может значить: «Привет, красотка!», «Прочь с дороги!», «Чао!» и даже «Вперед за мной! Светофор наконец-то зеленый!»

Какие нужны документы для водителя в Италии

У вас должно быть международноеи российское водительские удостоверения,и при этом в нем ваше полное имя должно быть прописано латиницей, в другом случае, на дорогу лучше и не выезжать. Также в вашем портмоне,помимо самих удостоверений, должна быть транспортная страховка и технический паспорт. Кроме документов, в вашем автомобиле в обязательном порядке должны находиться знаки аварийной остановки (две штуки) и набор дополнительных лампочек.

Обратите на это особое внимание, у вас должен быть светоотражающий жилет. И на автостраде выходить без него из машины строго-настрого запрещено. Ведь каким бы вы не были двухметровым качком или фигуристой длинноногой красоткой мчащиеся водители могут вас не заметить без жилета на проезжей части, и тогда будет, как говорят, печаль-беда.

Районы ограниченного вождения в Италии

Что же это за зоны такие коварные? Если попросту сказать, то на этих участках ездить на автомобиле запрещено. К ним относятся районы с пешеходным движением и зоны, обозначенные знаками Area Pedonale и Zona Traffico Limitato. В большинстве итальянских городов есть такие территории – очень часто это исторические центры. Если вы проскочили в них на автомобиле и радуетесь, что вас не остановил патруль, то радость сменится печалью, когда вы по почте получите штраф, ведь при въезде в такие места есть камеры, которые фотографируют машины всех нарушителей.


Скоростные режимы для автомобилистов в Италии

В населенных пунктах Италии двигаться можно со скоростью не более 50 километров в час. Вне населенного пункта можете развить скорость до 110 километров в час. Максимальная допустимая скорость на автостраде составляет 130 километров. Не пытайтесь играть наперегонки с итальянскими водителями, за превышение скорости грозят штрафы вплоть до двух тысяч евро! А если вы мчались по населенному пункту со скоростью в 110 километров в час, то вас даже могут лишить прав, ведь именно так наказывают водителей, которые превысили допустимую скорость на более чем 60 километров в час.Если вы арендовали машину, а потом получили штраф, то им одним вся эта история не закончится. Есть два важных момента.

Первый заключается в том, что при аренде автомобиля вы оставляете «залог» на своей банковской карточке для прокатного агентства, с которого будут списаны средства в случае штрафов или затрат на ремонт автомобиля. Второй момент касается того, что «штраф», якобы списанный компанией из вашей карточки, не является штрафом «по сути». Это всего лишь административный сбор агентства проката за то, что она передала все ваши данные полиции. И он будет списан с той суммы, которую вы оставили в залог. А само «письмо счастья» вы получите уже, скорее всего, дома. Таким образом, иностранец, арендовавший машину и нарушивший ПДД, платит и штраф, и немалый сбор в агентство.


На просторах солнечной Италии есть два приспособления для запечатления нарушителей скоростного режима. Это Autovelox и Sistema Tutor. Autovelox располагаются на больших автомагистралях и шоссе и представляет из себя большую коробку с камерой внутри, которая немилосердно делает снимки всех «водителей-грешников». Sistema Tutor – это уже более новая система, и смысл действия у нее таков: фотоаппараты подвешиваются над всей протяженностью автомагистрали и фиксируют вашу скорость каждый раз, когда вы под ним проезжаете, далее информация суммируется, и в итоге ваша средняя скорость при проезде по автомагистрали в сухую погоду должна быть не более 130 километров в час, а в дождь – 10 километров в час. Если у вас арендованный автомобиль, то не думайте, что с вашим отбытием на родину уладятся и все проблемы, и о штрафе можно забыть. Штраф либо пришлют вам домой, либо он будет списан с суммы, которую вы оставляли в залог при аренде машины.


Движение по платным автодорогам

В Италии есть как платные, так и бесплатные автодороги. О последних и думать нечего – езжай себе, куда глаза глядят, без зазрения совести и опустошения кошелька, правда, на очень маленькой скорости. А вот с платными нужно хорошенько разобраться. В Италии платные автострады. Их можно распознать по знакам зеленого цвета. Обозначаются автострады буквами «А». К примеру, А1 – это автомагистраль, которая соединяет и . Средняя стоимость движения по платным автомагистралям составит 5 евро. Когда въезжаете на автостраду, не забудьте взять квитанцию, а при выезде с автострады оплатить проезд наличными или через карту.

Вождение с GPS

Как по мне, так это вполне хорошая «игрушка», надежно закрепившаяся в жизни водителей. Однако стопроцентно доверять этому «бездушному роботу» я бы не стала. Рассказываю почему.

  • Во-первых, навигатор может завести вас в ZTL, зону, куда автомобилям попадать категорически запрещено.
  • Во-вторых, навигатор может завести вас в тупик или аллейку со ступеньками.
  • Ну и третий вариант самый экзотический. В Италии есть города с одинаковыми названиями, однако, в различных регионах. И вы сами понимаете, что может произойти, если вы введете название такого городка.

Аренда автомобилей

Ну, и пару слов об аренде автомобиля, так как без этого момента рассказ об особенностях вождения в Италии будет неполным. Прокатных агентств в Италии много, однако при аренде автомобиля не соблазняйтесь на самые низкие цены, так как с вас могут потребовать дополнительные суммы при возвращении автомобиля. Благоразумным будет арендовать машину в компании, которая предоставляет страховку и круглосуточную поддержку для своих клиентов. Также модель автомобиля нужно подбирать в зависимости от типа дорог, по которым вы планируете поездки.

Для того, чтобы взять автомобиль в аренду, вам понадобятся такие документы:

  • Международное водительское удостоверение и российские права.
  • Кредитная карточка, с наличием, как минимум, 500 евро на счету. Эти деньги «замораживаются». И часть их списывается с вашего счета, если вы нарушили ПДД или машина после вашей поездки нуждается в ремонте. После того, как вы вернули автомобиль, эта сумма будет вам возвращена в течение месяца. Во время оформление договора внимательно уточняйте, что именно вы получите за свои деньги. В большинстве компаний «по умолчанию» это такой пакет услуг: пробег на неограниченное расстояние, страховка от повреждения и угона автомобиля с франшизой, страхование третьих лиц и местный НДС. Дополнительные услуги нужно доплатить отдельно.
  • Для аренды автомобиля нужно иметь водительский стаж как минимум один год. И методом нехитрых вычислений получается, что автомобиль можно арендовать с 19 лет. Однако на практике подавляющее большинство прокатных фирм в своих правилах устанавливают возраст водителя от 21 или 23 лет.

Что касается стоимости аренды машины, то за день проката автомобиля эконом-класса нужно заплатить 30-50 евро, за автомобиль класса «Универсал» – 90-120 евро, а за машину класса «Люкс» в среднем – 150 евро.