Организационно правовые основы защиты ребенка и семьи. Организационно-правовые основы социальной защиты и социального обеспечения семей с детьми - инвалидами в россии

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отноше ний:
  • в сфере образования:
  • в среде обитан ия ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей .

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Социальная защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая база защиты детства

Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе . В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база , которая включает:

  • бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
  • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
  • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
  • средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
  • средства, выделяемые Русской православной церковью;
  • средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.

Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО

РАЗВИТИЯ

1УДК 342.7 + 37.061 ББК 67.400.3

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. Ю. Кирюшина, Л. Б. Морозова

Аннотация. Статья посвящена анализу качественного состояния сложившейся в России системы защиты прав ребенка. Делаются выводы, что национальное законодательство содержит широкий перечень гарантируемых несовершеннолетнему прав в соответствии с международными стандартами. При этом государственные механизмы защиты и восстановления прав ребенка страдают изъянами. Обращение к законодательству об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует, во-первых, о намерении законодателя охватить правовой защитой все семьи и всех детей, находящихся в социально опасном положении, во-вторых, об отсутствии подобных механизмов. Представляется, что необходимо пересмотреть концептуальную основу системы защиты детей, находящихся в социально опасном положении, в направлении определения субъектов, полномочий и ответственности. Центральное значение имеет формирование правовых основ межведомственного взаимодействия.

Ключевые слова: права ребенка, защита прав ребенка, семейное законодательство, несовершеннолетний, безнадзорность, правонарушения, система профилактики, межведомственное взаимодействие.

LEGAL PROTECTION OF CHILDHOOD IN THE RUSSIAN FEDERATION

N. Yu. Kiryushina, L. B. Morozova

Abstract. The article analyzes the qualitative state of child protection system prevailing in Russia. It concludes that the national legislation contains a wide range of guaranteed rights of minors in accordance with the international standards. In this case the state mechanisms to protect and restore the rights of children suffer defects. Appeal to the law on basics of prevention of child neglect and juvenile delinquency indicates, first, the intention of the legislator to provide legal protection to all children and families at risk, and secondly, the absence of such mechanisms. It is considered that there is a need to revise the conceptual framework of the system for the protection of children in socially dangerous situation towards determining the subjects of authority and responsibility. Of central importance is the formation of the legal framework of interagency cooperation.

Keywords: children"s rights, protection of children"s rights, family law, juvenile, child neglect, crime, prevention system, inter-agency cooperation.

В основе любой защиты лежит охранение, ограждение от посягательств, враждебных действий, от опасности, то есть создание ситуации безопасности . Термин «защищенность» собственно и употребляется в смысле «безопасность», означая обеспеченность жизненно важных интересов личности, общества и государства. Такое безопасное, защищенное состояние требует совместных действий государственных и общественных институтов, деликатного использования политических, экономических и иных средств как во внутренней деятельности государства, так и на международном уровне.

Правовая защита - это одна из форм, в которую облекаются меры государства по защите личности. Обеспечение и охрана интересов человека осуществляются посредством правового регулирования. Право на защиту означает гарантированную законодательством возможность обратиться в компетентные государственные либо международные органы с требованием принудить обязанное лицо к обеспечению какого-то права или совершить собственные разрешенные законом принудительные действия .

Общество, обеспокоенное своим настоящим и будущим, неизбежно нуждается в эффективной системе защиты детства. Последняя включает в себя совокупность механизмов, обеспечивающих охрану прав и интересов ребенка: социальных, педагогических, организационных, технических. Правовые средства выступают как один из компонентов системы, во многом оформляют и воплощают все иные ее элементы. Подобная система охватывает самостоятельные направления защиты детей: защита от посягательств со стороны третьих лиц, должностных лиц, государственных органов, со стороны семьи, предупреждение вовлечения несовершеннолетних в асоциальную деятельность. Собственно, можно говорить, во-первых, об охране жизни и здоровья ребенка, во-вторых, об охране его от влияния антиобщественной среды.

Государственные механизмы защиты детства играют существенную роль в качественном развитии подрастающего поколения. Косвенным образом официальная позиция представлена в Концепции национальной безопас-

ности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ. Согласно ей, обеспечение национальной безопасности государства включает формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения. Национальными интересами Российской Федерации является повышение качества жизни, обеспечение стабильного демографического развития страны, сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Угрозу правам и свободам граждан представляет снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России .

Очевидно, что задачей государства является создание системы защиты детства посредством правовых и организационных мер, оформляющих все компоненты подобной системы: социальную, политическую, экономическую, психолого-педагогическую. Безусловно, выстраивание подобной системы защиты детства будет носить правовой характер, будучи оформлено нормами права, что позволяет подразумевать под правовой защитой детства самый широкий круг элементов, а не только специальную юридическую защиту.

Современное российское общество все чаще задается вопросом, насколько защищенным является ребенок, достаточной ли является сложившаяся система правовой защиты детства. Отчасти это обусловлено происходящим в западных странах бурным развитием юве-нальных технологий, охватывающих своим действием многие аспекты детско-родитель-ских отношений. С другой стороны, очевидно, что существует неопределенность относительно эффективности правовой защищенности детства в Российской Федерации. Официальные доклады о положении детей в нашей стране свидетельствуют о существующих в общественной жизни проблемах. Представляется важным оценить, обладает ли сложившаяся в России система защиты детства потенциалом развития и достижения детского благополучия. Первым шагом в этом направлении представляется анализ концептуального содержания российского законодательства.

Следует признать, что существует необходимость повышенной правовой защиты детей, их законных интересов со стороны государства

и общества. Защита прав ребенка представляет собой охрану лиц до достижения возраста 18 лет от посягательств со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, а также собственной семьи. Такая охрана должна пониматься максимально широко, включать в себя реализацию прав и свобод, устранение ограничений, возмещение ущерба, а также охрану от вовлечения в преступную или иную антиобщественную деятельность. Все большее распространение получает позиция, что дети должны иметь возможность защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек.

В отечественной науке исследование вопросов защиты прав ребенка ведется по нескольким ключевым направлениям. Прежде всего - это защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних. В этой связи подчеркивается значительная роль государства в лице органов опеки и попечительства в сохранении и управлении имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Предлагается совершенствование законодательства посредством установления административной ответственности по вопросу реализации жилищных прав детей .

Безусловно, приоритетным направлением в защите конституционных прав детей является защита от жестокого обращения и насилия . Правоохранительные органы, социальные службы, правозащитные организации нуждаются в координирующем воздействии государства для эффективного решения задач в данной области. Отражение особой заботы о детях только в уголовном законодательстве явно недостаточно. Также важно обеспечить охрану интересов ребенка посредством профилактики правонарушений и антиобщественного образа жизни несовершеннолетних .

Важнейшим условием правовой защищенности ребенка выступает качественное законодательство. Следует отметить, что в Российской Федерации создана широкая законодательная база обеспечения и защиты прав несовершеннолетних детей. Прежде всего ребенок выступает субъектом гарантированных Конституцией РФ прав и свобод. Российское законодательство закрепляет права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, одобренной Гене-

Правовой статус ребенка определяется Семейным кодексом РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка», «Об образовании в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан», «О дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об опеке и попечительстве», «О социальной защите инвалидов». Нормы о защите прав ребенка содержатся в гражданской, уголовной, административной отраслях законодательства.

Конституционная норма о защите материнства, детства и семьи (ст. 38 Конституции РФ) воплощается в содержании семейного законодательства России. Семейный кодекс РФ в целях законодательного обеспечения прав ребенка отводит целую главу правам несовершеннолетних детей. Положения Семейного кодекса отражают требования международной Конвенции о защите прав ребенка и закрепляют за детьми такие основополагающие права, как право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями, право на защиту, право на имя, отчество и фамилию, имущественные права . При этом интересно отметить, что никоим образом законодательно не закреплены обязанности детей в семье. Таковые определяются лишь нормами нравственности и не имеют позитивного выражения.

Специальное регулирование прав ребенка осуществляется федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка». В ст. 4 указанного закона сформулированы цели государственной политики в интересах детей . Это осуществление прав детей, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие развитию и реализации личности ребенка и защита от препятствующих этому факторов. В гл. 2 определены направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации. В ряде направлений закрепляется содействие ребенку в реализации его прав, защита прав в области его образования, охраны здоровья, профориентации и трудовой занятости, отдыха и оздоровления, а также при формировании социальной инфраструктуры для детей. Предусмотрена защита детей от информации, наносящей вред здоровью и развитию. Закрепляются меры по содействию развитию, по противо-

действию эксплуатации детей. Самостоятельным направлением выделена защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Следует отметить, однако, что действенных механизмов гарантий прав детей, закрепленных в законе, не создано.

Несовершеннолетний ребенок не обладает собственной правосубъектностью в полном объеме. Конвенция о правах ребенка содержит революционное положение, признавая ребенка субъектом защиты своих прав и законных интересов и закрепляя в ст. 12 возможность для ребенка воспользоваться помощью национальных судебных или административных процедур .

В российском правовом поле право на защиту своих прав и законных интересов предоставлено ребенку п. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ. Несовершеннолетний гражданин в возрасте до 14 лет может обратиться в органы опеки и попечительства в ситуации нарушения его прав со стороны родителей при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по его воспитанию, образованию .

Однако именно родители осуществляют защиту прав и интересов детей, согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ, в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий. Родители осуществляют правовую защиту жилищных прав ребенка, наследственных прав, прав на охрану жизни и здоровья, на социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и другие. Следует отметить, что это более широкий круг прав, чем это предусмотрено семейным законодательством. Они касаются общегражданского статуса детей. Только в случае конфликта интересов органами опеки и попечительства назначается представитель интересов ребенка.

Обязанности по защите прав детей возлагаются также на органы опеки и попечительства, прокурора и суд в соответствии с п. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ. Согласно п. 3 той же статьи, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Даная норма выступает в качестве гарантии надлежащей защиты прав ребенка, однако, к

сожалению, отсутствует закрепление ответственности за неисполнение обязанности. Такая юридическая конструкция формирует лишь должное, социально ожидаемое поведение в интересах защиты прав ребенка.

Система правовой защиты детства предполагает создание эффективного правового поля для реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, с одной стороны, и, с другой стороны, ограждение от неблагоприятных факторов. К ним относятся все формы семейного и социального неблагополучия ребенка. И в этом случае защита прав ребенка и профилактика антиобщественного поведения детей являются взаимно обуславливающими друг друга структурными элементами одной системы.

Это понимание присутствует на государственном уровне. Острый характер проблемы семейного неблагополучия подчеркивает Президент РФ, указывая на особую роль специальных служб в решении этой проблемы. «Ежегодно в России около 51 тысячи родителей ограничиваются в правах либо вообще их лишаются, и почти 62 тысячи детей становятся сиротами при живых родителях. Это так называемое социальное сиротство... Нужно делать все возможное, чтобы помочь семье, помочь людям, помочь родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в трудные обстоятельства, вернуться к нормальной жизни» .

В другом выступлении главы российского государства обозначены шаги по профилактике антиобщественного образа жизни, в том числе и правонарушений несовершеннолетних: формирование системы ценностей у молодежи, того нравственного фундамента, на котором, собственно, и строится все здание закона, политической культуры и государственного управления и из которого вырастает общество сознательных и ответственных граждан .

Существенное значение имеет предупреждение алкоголизации и наркозависимости детей. Как отмечает министр здравоохранения, очевидны положительные последствия от введения антитабачного закона, ограничительных мер по продаже алкогольных напитков, обязательности медицинских осмотров психиатром и наркологом .

Эр-Риядские руководящие принципы ООН ориентируют то, что в сфере предупреждения

преступности несовершеннолетних прежде всего необходимо опираться на образование, удовлетворение различных потребностей молодежи и создание системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите .

Профилактика антиобщественного поведения несовершеннолетних должна осуществляться по ряду относительно самостоятельных направлений: организация социальной среды, информационно-воспитательного пространства, использование моделей специального и оперантного обучения, организация ценностно-смыслового досуга, формирование социально приемлемых установок .

Значимость социально-профилактической работы определяется тем, что девиантный путь выбирают люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Основные причины мотивацион-ных конфликтов, вытесненных в подсознание, определяются в настоящее время социальными факторами, не инстинктивными .

В данное концептуальное поле, к сожалению, не вписывается Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту - закон) . Однако в первой главе очевидны интенции по созданию универсальной системы защиты детей. Об этом говорит понятийный аппарат, вводимый в оборот (несовершеннолетний и семья, находящиеся в социально опасном положении; безнадзорный; индивидуальная профилактическая работа). В качестве основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ст. 2 закона закреплено обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Тем не менее основное содержание закона регламентирует производство по материалам о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержа-

ния для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Закон, несмотря на заявленные принципы, в сущности, носит репрессивный характер, ориентирован на работу с преимущественно такой категорией, как правонарушители, игнорируя права и законные интересы несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Вряд ли можно расценивать как форму социально-педагогической реабилитации помещение несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Это скорее неблагоприятное последствие для лица, не достигшего возраста деликтоспособности. Тогда как механизмов, субъектов и форм ответственности за реализацию процедур собственно социально-педагогической реабилитации в законе не закреплено.

Примечательно обратиться к структуре создаваемой системы профилактики. В ст. 4 закона закреплен перечень органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Этот перечень примечателен тем, что в одном ряду стоят специально создаваемые органы (комиссии по делам несовершеннолетних), органы управления в отдельных сферах жизнедеятельности (образованием, социальной защитой, здравоохранением, по делам молодежи), учреждения уголовно-исполнительной системы, органы опеки и попечительства, создаваемые в субъектах РФ, и государственные органы (органы внутренних дел). Все поименованные субъекты имеют разную правовую природу, источник полномочий и юридическую силу решений, воздействуют на разные по характеру отношения .

Свойство системности предполагает наличие соподчиненности и взаимодействия элементов, ее составляющих. Очевидно, что указанный в назывном порядке в ст. 4 закона перечень субъектов не образует собственной системы. Подобный вывод подтверждается и тем, что в направлениях деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (гл. 2 закона) закрепляется собственная компетенция соответствующих субъектов, обусловленная их правовой природой и сферой деятельности.

Возможно, подобный подход призван учесть самые разные аспекты социальной жиз-

ни несовершеннолетних правонарушителей, однако отсутствует главное - модель межведомственного взаимодействия, где каждый орган не просто осуществляет свои полномочия, но действует совместно с другими органами.

Каждый из этих государственных органов наделен собственной компетенцией в решении вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, однако координирующая роль отдана комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. И в этом также можно усмотреть законодательное несоответствие, поскольку Семейный кодекс РФ ведущую роль в защите прав несовершеннолетних отводит органам опеки и попечительства. Обособляются отчасти конкурирующие сферы деятельности: общий правовой статус несовершеннолетних и правовой статус несовершеннолетних правонарушителей. В первой сфере координирующую роль выполняют органы опеки и попечительства, во второй - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом границы компетенции указанных органов не четко определены, полномочия накладываются, модели совместной деятельности не предусмотрено.

Декларированная обязанность должностных лиц информировать органы прокуратуры о случаях жестокого обращения и других нарушениях прав детей не определяет никаких конкретных механизмов ответственности за несоблюдение этой нормы.

Пожалуй, следует признать, что закон оформил сложившиеся в деятельности различных государственных органов социальные практики по работе с детьми. Этот подход и отражен весьма корректно в названии закона - «Основы системы профилактики». Очевиден его временный характер, необходимость законодательного оформления целостной модели профилактической работы.

Таким образом, в системе правовой защиты детства федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не предусматривается конкретных механизмов защиты. К сожалению, система профилактики также концептуально не оформлена. Отсутствует системообразующий фактор и механизмы взаи-

модействия разобщенных ведомственных структур. Имеет место разделение ответственности между различными государственными органами. Межведомственные комиссии в качестве координирующих органов не могут оказывать влияния на деятельность государственных органов, представители которых в них заседают. Правозащитные функции комиссий по делам несовершеннолетних, безусловно, расширены, однако форм их реализации не предусмотрено.

Существующая межведомственная разобщенность приводит к неразрешимым проблемам в конкретных ситуациях, требующих мер по защите несовершеннолетнего. Так, деятельность правоохранительных органов должна сопровождаться медицинской, психологической реабилитацией ребенка, что относится к компетенции социальных служб. Для профилактической работы с проблемными семьями необходимо создание реабилитационного пространства, охватывающего социально-педагогическую, психологическую, экономическую защиту, помощь и поддержку семье и детям. Необходимо вести постоянный мониторинг занятости несовершеннолетних, их вовлечения в деятельность учреждений дополнительного образования. Однако координация усилий специалистов различного профиля, работающих в разных ведомствах, невозможна в условиях ведомственного разделения ответственности за ребенка.

Участие широкой общественности в лице общественных организаций в решении проблем в системе защиты прав детей, в реализации контрольных функций в отношении конкретных ведомств институционально не оформлено. В Российской Федерации отсутствует закон о социальном заказе, в силу чего общественные организации не имеют системной поддержи государства.

Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации закреплена целостная система прав ребенка, воплощающаяся в нормах различных отраслей права. Правовая основа защиты детства сложилась. Семейное законодательство закрепляет возможности несовершеннолетнего самостоятельно защищать свои права. Правовой статус ребенка полноценно реализуется при условии, если родители ответ-

ственно относятся к своим родительским обязанностям по содержанию и воспитанию детей.

Однако сложившаяся система защиты детства в России не работает эффективно в условиях социального неблагополучия детей. Она нацелена на работу исключительно с правонарушителями, не создает правовых условий для реабилитационной работы с семьями и детьми, страдающими от неблагополучия.

Существующие в настоящее время социальные проблемы по вопросу положения детей обусловлены глубокими изъянами государственной политики в отношении детей, отсутствием комплексного подхода, недостаточностью финансовых ресурсов, направляемых на осуществление государственной поддержки детства. Деятельность государства по защите детства не носит системного и комплексного характера, складывается из разрозненных мер и положений. Системным недостатком является отсутствие модели межведомственного взаимодействия.

Немаловажным и во многом определяющим фактором является ослабление роли семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей, базового социального института, влияющего на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. Несовершенство действующих законов, отсутствие необходимых законодательных актов являются факторами, создающими в современных условиях угрозу правовой безопасности детей.

Представляется, что защита прав и интересов несовершеннолетних является в современной России приоритетным направлением государственной политики, требующим максимального внимания и участия государства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Защитить // Ожегов С. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/ 10063^Ыт1 (дата обращения: 17.04 2016).

2. Стремоухов, А. В. Правовая защита человека [Текст] / А. В. Стремоухов. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал

правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /0001201512310038?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 15.04.2016).

4. Тресцова, Е. В. Роль органа опеки и попечительства в механизме охраны и защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Е. В. Тресцова, Т. В. Азарова // Вопросы юве-нальной юстиции. - 2014. - № 1. - С. 18-22.

5. Куропацкая, Е. Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) [Текст] / Е. Г. Куропацкая // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 4. - С. 9-14.

6. Подласенко, О. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение [Текст] / О. Подласенко // Законность. -2014. - № 7. - С. 31-36.

7. Карибян, С. О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот [Текст] / С. О. Ка-рибян // Вопросы ювенальной юстиции. -2014. - № 1. - С. 26-31.

8. Воеводина, Т. Г. Деятельность прокурора по защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст] / Т. Г. Воеводина, Е. В. Кремнева, М. Л. Огурцова. - М.: Проспект, 2016.

9. Арестова, О. Н. Защита детей от жестокого обращения и насилия как особо значимое направление современного правозащитного движения в России и Европе [Текст] / О. Н. Арестова // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013.- № 4. - С. 27-31.

10. Косевич, Н. Р. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних как составная часть социальной политики Российской Федерации по защите детства [Текст] / Н. Р. Косевич // Российский судья. - 2014. - № 2. - С. 19-23.

11. Ережипалиев, Д. И. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / Д. И. Ережипа-лиев // Законность. - 2014.- № 5. - С. 54-57.

12. Воробьев, С. Д. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / С. Д. Воробьев // Законность. -2014. - № 1.- С. 4-6.

13. Ершова, И. Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершенно-

летних на территории Ярославской области [Текст] / И. Н. Ершова // Вопросы ювеналь-ной юстиции. - 2013. - № 4. - С. 5-9.

14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 30.12.2015). Ст. 54-60.

15. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30.06.2007). Ст. 4.

16. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

17. Путин, В. В. Выступление на заседании Государственного Совета [Электронный ресурс] / В. В. Путин // Сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ news/20265 (дата обращения: 15.04.2016).

18. Путин, В. В. Выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс] / В. В. Путин // Сайт Президента РФ. - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/news/16470 (дата обращения: 15.04.2016).

19. Скворцова, В. И. Выступление на заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей [Электронный ресурс] / В. В. Путин // Сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/21101 (дата обращения: 15.04.2016).

20. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (Приняты Резолюцией 45/112 ГА от 14.12.1990) [Электронный ресурс] // Конвенции и соглашения ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/juveniles_ deinquency_prevention.shtml (дата обращения: 15.04.2016).

21. Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Электронный ресурс]: метод. рекомендации. - М.: АСОУ, 2011. - Режим доступа: myt-sch4.edusite.ru/DswMedia/povedenie3. doc (дата обращения: 14.09.2015).

22. Минин, А. Я. Правовые вопросы противодействия опасному девиантному поведению обучающихся в школе: высшей и образователь-

ной [Текст] / Минин А. Я. // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 7-15.

23. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. ФЗ РФ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015 № 238-ФЗ).

1. Zashchitit. Available at: http://www.ozhe gov.org/words/10063.shtml (accessed: 17.04 2016).

2. Stremoukhov A. V. Pravovaya zashchita che-loveka. St. Petersburg: Izd-vo SPbGUP, 2007.

3. O Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossi-yskoy Federatsii. Ukaz Prezidenta RF ot 31 Dec 2015 No. 683. Available at: http://publi-cation.pravo.gov.ru/Document/View/0001201 512310038?index=0&rangeSize=1 (accessed: 15.04.2016).

4. Trestsova E. V., Azarova T. V. Rol organa opeki i popechitelstva v mekhanizme okhrany i zashchi-ty zhilishchnykh prav nesovershennoletnikh, os-tavshikhsya bez popecheniya roditeley. Voprosy yuvenalnoy yustitsii. 2014, No. 1, pp. 18-22.

5. Kuropatskaya E. G. Prava rebenka, nakhodyas-hchegosya pod opekoy (popechitelstvom). Zak-ony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2013, No. 4, pp. 9-14.

6. Podlasenko O. Nadzor za soblyudeniem prav detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popech-eniya roditeley, na zhiloe pomeshchenie. Za-konnost. 2014, No. 7, pp. 31-36.

7. Karibyan S. O. Pravovye problemy obespech-eniya zhilyem detey-sirot. Voprosy yuvenalnoy yustitsii. 2014, No. 1, pp. 26-31.

8. Voevodina T. G., Kremneva E. V., Ogurtsova M. L. Deyatelnost prokurora po zashchite zhil-ishchnykh prav nesovershennoletnikh. Moscow: Prospekt, 2016.

9. Arestova O. N. Zashchita detey ot zhestokogo obrashcheniya i nasiliya kak osobo znachimoe napravlenie sovremennogo pravozashchitnogo dvizheniya v Rossii i Evrope. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2013, No. 4, pp. 27-31.

10. Kosevich N. R. Ugolovnaya politika v otnosh-enii nesovershennoletnikh kak sostavnaya chast sotsialnoy politiki Rossiyskoy Federatsii po za-shchite detstva. Rossiyskiy sudya. 2014, No. 2, pp. 19-23.

11. Erezhipaliev D. I. Nadzor za ispolneniem organami vnutrennikh del zakonov o profilaktike beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershen-noletnikh. Zakonnost. 2014, No. 5, pp. 54-57.

12. Vorobyev S. D. Profilaktika beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh. Zakonnost. 2014, No. 1, pp. 4-6.

13. Ershova I. N. Profilaktika beznadzornosti i pra-vonarusheniy sredi nesovershennoletnikh na territorii Yaroslavskoy oblasti. Voprosy yuvenal-noy yustitsii. 2013, No. 4, pp. 5-9.

14. Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 30.12.2015). Art. 54-60.

15. Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii. FZ ot 24.07.1998 No. 124-FZ (red. ot 30.06.2007). Art. 4.

16. Konventsiya o pravakh rebenka (odobrena Gen-eralnoy Assambleey OON 20.11.1989) (vstupi-la v silu dlya SSSR 15.09.1990).

17. Putin V. V. Vystuplenie na zasedanii Gosudarst-vennogo Soveta. Available at: http://www. kremlin.ru/news/20265 (accessed: 15.04.2016).

18. Putin V. V. Vystuplenie na vstreche s predstavi-telyami obshchestvennosti po voprosam patri-oticheskogo vospitaniya molodezhi. Available at: http://www.kremlin.ru/news/16470 (accessed: 15.04.2016).

19. Skvortsova V. I. Vystuplenie na zasedanie Koor-dinatsionnogo soveta po realizatsii Natsional-noy strategii deystviy v interesakh detey. Available at: http://www.kremlin.ru/news/21101 (accessed: 15.04.2016).

20. Rukovodyashchie printsipy Organizatsii Obye-dinennykh Natsiy dlya preduprezhdeniya prestupnosti sredi nesovershennoletnikh (Er-Riyadskie rukovodyashchie printsipy) (Prinyaty Rezolyutsiey 45/112 GA ot 14.12.1990). Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/juveniles_deinquency_pre-vention.shtml (accessed: 15.04.2016).

21. Profilaktika delinkventnosti kak formy otkl-onyayushchegosya povedeniya nesovershen-noletnikh: metod. rekomendatsii. M.: ASOU, 2011. Available at: myt-sch4.edusite.ru/ DswMedia/povedenie3.doc (accessed: 14.09. 2015).

22. Minin A. Ya. Pravovye voprosy protivodeystvi-ya opasnomu deviantnomu povedeniyu obucha-yushchikhsya v shkole: vysshey i obrazovatel-noy. Nauka i shkola. 2016, No. 1, pp. 7-15.

23. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh. FZ RF ot 24.06.1999 No. 120-FZ (red. ot 13.07.2015 No. 238-FZ).

Кирюшина Наталья Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского e-mail: [email protected]

Kiryushina Natalia Yu., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Constitutional and Municipal law Department, Lobachevsky Nizhniy Novgorod State University e-mail: [email protected]

Морозова Людмила Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной и организационной психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

e-mail: [email protected]

Morozova Ludmila B., PhD in Psychology, Associate Professor, Chairperson, Social and Organizational Psychology Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University e-mail: [email protected]

В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ защита прав детей осуществляется судом, а также государственными органами или органами опеки и попечительства.

Судебная защита прав детей осуществляется прямо и косвенно. Говоря о прямой судебной защите, я имею в виду дела непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетних. Это: - определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей;

Обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим отдельно от него;

Обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками;

Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах;

Ограничение родительских прав и его отмена.

Характерная особенность прямой защиты прав детей заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства (материнства). Также косвенная защита может осуществляться и с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, уголовного, административного, трудового и других).

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется государственными органами и органами опеки и попечительства ст. 8 СК РФ. К государственным органам относятся:

Прокуратура;

Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

Предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ);

Предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»;

Непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ;

Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»;

Опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ».

Органы внутренних дел (ОВД) участвуют в принудительном исполнении решений, которые связанны с отобранием ребенка (ст. 79 СК РФ). А также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (п. 14 ст. 10 Закона «О милиции»; ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу: - с семьями, в которых нарушаются права ребенка;

С родителями, не исполняющими или при ненадлежащем исполнении своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей;

Участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье;

В необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Органами опеки и попечительства являются органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют, последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме того, органы опеки и попечительства:

Предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;

Выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;

Дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления;

Дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье;

Участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей ст. 79 СК РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства работу по защите прав несовершеннолетних, как правило, выполняет один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что выполнять удаётся только самую неотложную работу, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений и т.д.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы (Центр социальной помощи семье и детям, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Зарубежный опыт свидетельствует о том, что защиту прав ребенка осуществляют, например, «общинные» центры помощи (США, Англия), семейные «наблюдатели» (Нидерланды) Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации// Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004, с.20..

Статья 56 СК РФ дает возможность несовершеннолетним самостоятельно защищать свои права, в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд.

Право ребенка на самозащиту означает обязанность органов, осуществляющих защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц, фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, которые основаны на международных нормативных актах, являющиеся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. Более того, Конституция РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты ч.3 ст.46 Конституции РФ.

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека.

В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ предусматривается защита прав детей в судебном и административном порядке Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями 28.12.2004).

Судебная защита прав ребенка осуществляется прямо и косвенно.

В первом случае речь идет о делах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего (определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей; обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно; обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками; лишение родительских прав и восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав и его отмена).

Перечень дел, по которым суд осуществляет прямую защиту прав ребенка является исчерпывающим.

Ее характерная особенность заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим не является. Мало того, косвенная защита права ребенка в семье может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.).

В настоящее время широко обсуждается вопрос ювенальной юстиции в России.

В период реформы советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства (1959-1961) уже делались попытки создать модель правосудия, отражающую его специфику по отношению к несовершеннолетним. И в первые годы после реформы этот замысел удавался (дополнительные гарантии прав личности, специализация судей, прокуроров, следователей). Однако дальнейшие изменения законодательства оказались не в пользу несовершеннолетних, и начавшая было возникать модель ювенальной юстиции довольно быстро превратилась в обычное общеуголовное правосудие. Современное российское уголовное законодательство сохраняет следы "средневекового" подхода, так как допуская определенные послабления для несовершеннолетних (например, недопустимость возложения на них более тяжелого наказания, нежели лишение свободы на десятилетний срок, возможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия и др.), не рассматривает судопроизводство для несовершеннолетних как процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и формам от разбирательства уголовных дел взрослых обвиняемых Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. - ИГПАН, 2002, с.24..

Подавляющее большинство российских ученых, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, уверены в необходимости скорейшего внедрения ювенальной юстиции в России. Однако в рамках предполагаемой реформы некоторые настаивают на введении отдельных специализированных судов по делам несовершеннолетних, в то время как другие ратуют за рассмотрение дел несовершеннолетних в особом порядке, но без создания специальных судов.

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

  • - Прокуратура,
  • - Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

  • - предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
  • - предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • - непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
  • - внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • - опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

По информации начальника Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной Прокуратуры РФ, в 2000 году прокурорами было выявлено более 42 тысяч нарушений в сфере охраны жизни, здоровья, защиты семьи, материнства, отцовства и детства. В защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних прокурорами внесено 18 тысяч представлений об устранении нарушений законов, кроме того, было направлено в суды в защиту имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 32 тысяч исков на сумму 91 миллион рублей Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. - ИГПАН, 2002, с.21..

С целью наиболее последовательной защиты прав ребенка нередко предлагают ввести должность Омбудсмена по правам ребенка. С 1998 года в нескольких субъектах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской области, города Екатеринбург и Санкт-Петербург) уполномоченные по правам ребенка уже начали действовать, но на общественных началах и без необходимой законодательной базы.

Представляется, что создание такого института может иметь смысл только с целью сбора информации о нарушении прав детей. Как орган, имеющий своей целью защиту прав детей, он представляется неэффективным, так как будет дублировать надзорные функции прокуратуры не имея, при этом, достаточных полномочий для должного реагирования на нарушения прав детей и предотвращения таких нарушений.

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

  • - предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
  • - осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
  • - организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
  • - подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями 28.12.2004)..

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д.

Таким образом, у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи, с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

  • - расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
  • - введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
  • - составление Плана по защите ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
  • - распределение полномочий по опеке и попечительству между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
  • - создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);
  • - разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
  • - контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации. Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Зарубежный опыт свидетельствует, что защиту прав ребенка осуществляют, например, "общинные" центры помощи (США, Англия), семейные "наблюдатели" (Нидерланды) Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации// Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004, с.20..

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка - закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. А в соответствии со ст.37 ГПК РФ, лицам от 14 лет, дается возможность самостоятельной защиты своих прав в суде.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то, несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знает своих прав, и не имеет доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает обязанности органов, управомоченных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет-универсальна - единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - М. Инфра, 2004, с.98..

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Помимо защиты прав ребенка в судебном порядке на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. Более того, ч.3 ст.46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека.

Семья - ближайшее окружение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ - «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 . «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 В соответствии с приказом Минздрава РФ «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребёнка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».Приказ Министерства Здравоохранения от 4 июля 1991 г. № 117

С появлением в семье ребёнка с ограниченными возможностями, появляется и множество дополнительных проблем. Материально - бытовые, финансовые, жилищные проблемы, только увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребёнка - инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 квадратных метров полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребёнка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, самой постой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайней необходимости для ухода за ребёнком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Услуги для ребёнка с ограниченными возможностями в таких семьях платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путёвки санаторного типа, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т.д.) все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы папы и пособия на ребёнка по инвалидности.

С появлением в семье ребёнка с ограниченными возможностями, появляется и множество дополнительных проблем. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы, только увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребёнка - инвалида, каждая 3-я семя имеет около 6 квадратных метров полезной площади на одного члена семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребёнка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, обуви, самой постой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайней необходимости для ухода за ребёнком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Услуги для ребёнка с ограниченными возможностями в таких семьях платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путёвки санаторного типа, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т.д.). Все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы папы и пособия на ребёнка по инвалидности.

Появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями всегда тяжёлый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребёнка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается. Отец в семье с больным ребёнком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребёнком. Поэтому уход за ребёнком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребёнком занимает все её время, резко сужается круг общения. Если бесперспективные лечение и реабилитация, то постоянная тревога и психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжёлая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями. Наличие ребёнка - инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряжённость в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребёнку, их постоянную усталость в обстановке угнетённого, постоянно тревожного семейного климата. Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребёнок с задержкой умственного развития или его поведение влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющиеся социальная дезадаптация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально - волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребёнок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, ещё большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.

Родители стараются воспитывать своего ребёнка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских занятий родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребёнка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребёнка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания - гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется заботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей - одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

В отношении родителей к дефекту ребёнка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей. Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребёнка с отклонениями в развитии. В этом случае ребёнка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребёнка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребёнок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создаёт условия для искусственной изоляции ребёнка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе. Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребёнка чувства ненужности, отвергнутый, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребёнок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребёнку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести аномального ребёнка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребёнку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребёнок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворённости, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребёнок.

Неконструктивные модели семейного воспитания ребёнка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребёнка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности. Кроме того, надо учитывать, что большинство семей, где воспитывается ребёнок с отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования и профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребёнка. К тому же, проблемы семьи ребёнка с особенностями развития рассматриваются, как правило, через призму проблем самого ребёнка. При этом считается, что достаточным ограничиться методическими рекомендациями по обучению и воспитанию ребёнка с особенностями, исключая воздействие на самих родителей, не учитывая их личностные особенности.