Обзор литературы второй половины 19 века презентация. Презентация на тему: Литература второй половины XIX века

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века Урок литературы в 10 классе

Общественно-политическую жизнь второй половины 19 века можно разделить на этапы До 1848 года Оживление демократических сил в эпоху царствования Николая 1 1848-1855 «мрачное семилетие», Николаевская реакция 1855-1858 Размежевание общественных сил 1859-1861 Напряжённая борьба между общественными силами 1862-1869 Резкий спад движения, завершившийся наступлением реакции 70-е годы Общественный подъём 80-е годы Консервативная идеология 90-е годы Эпоха либерального народничества и религиозно-философской мысли

Р е а к ц и я П о д ъ ё м 40 50 60 70 80 90

Партии Консерваторы Либералы Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Петрашевцы Народники

Словарная работа Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя

В ходе беседы заполнить таблицу Вопросы сравнения Западники Славянофилы Взгляды 2. Деятели 3. Органы печати 4. Критика 5. Деятели критики

1836 год «Телескоп» П. Я. Чаадаев «Философические письма»

Анненский Герцен Грановский Тургенев Боткин Белинский

Органы печати западников

Положительное Обратили пристальное внимание на специфику литературы Боролись за язык художественной литературы и стремились отличать его от языка науки, публицистики, критики Отрицательное Стремились отвлечь писателя от житейских волнений, приглушить авторскую субъективность

А. С. Хомяков Иван Киреевский Пётр Киреевский К. С. Аксаков

Органы печати западников

Критики Аполлон Григорьев А. Н. Островский Погодин

«Натуральная школа» «нужно сокрушить романтизм бичом юмора» Романтизм – это «духовная золотуха» «Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»

Самарин Битые Бьющие Кто виноват? обстоятельства человек Среда заела Ругаемые Ругающие

Черты реализма Изображение типов Предмет изображения – типичные лица в типичных обстоятельствах Прозаические жанры: романы, повести Герой – маленький человек

Подъём общественно-политической жизни

Революционеры-демократы

Несколько течений реализма Проблемы Борьба с крепостным правом и его остатками Личной ответственности Стили Социологический (исходили из социальных проблем) Психологический (исходили из внутренних человеческий проблем) Авторы Салтыков-Щедрин, Помяловский, Решетников, Слепцов, Успенский Лесков, Толстой, Достоевский, Тургенев Теории этические Разумного эгоизма Концепция долга, подвижничества, самоотвержения

В 60-е годы осуждается «лишний человек» «Такие, как он, по земле рыщут, дело себе исполинское ищут »

Реакция после 1861 года Арестованы Чернышевский и Писарев На 8 месяцев приостановлен выпуск журнала «Современник» Раскол внутри революционно-демократического движения

70-е годы характеризуются деятельностью народников Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»

Религиозно-философская мысль Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров

Домашнее задание: Выучить лекцию, подготовиться к проверочной работе Прочитать драму А. Н. Островского «Гроза»


РУССКИЕ ПОЭТЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века Ф. Глинка, А. Хомяков, К. Павлова, А. Кольцов, Н. Огарев. «Стихи – всегда исповедь…» В. Брюсов

Геращенко Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

г. Краснодар

ФЕДОР НикОЛАЕВИЧ ГлинкА

День рождения: 19.06.1786 года

Место рождения: с. Сутоки, Смоленская губерния, Россия

Дата смерти: 23.02.1880 года

Место смерти: Тверь, Россия

Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость.

Семья Ф.И. Глинки

Глинка Авдотья Павловна - поэтесса. Жена с 1831 года Ф.Н. Глинки.

Глинка Сергей Николаевич – русский писатель, журналист. Брат Ф.Н. Глинки.

АЛЕКСЕЙ СТЕПаНОВИЧ ХОМЯКОВ

День рождения: 13.05.1804 года

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 23.09.1860 года

Место смерти: с.Ивановское, Россия

Хомяков – не из пушкинской плеяды, но из пушкинской эпохи. Из пушкинского окружения и, что еще важнее, – из той же дворянской культуры русского «золотого века». Что это подразумевает? Родовитость, образованность, отвагу, свободу.

Имение А.С.Хомякова Липицы Сычевского уезда Смоленской губернии. Флигель господского дома

Е.М.Хомякова. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы

КАРОЛИНА КАРЛОВНА ПАВЛОВА

День рождения: 10.07.1807 года

Место рождения: Ярославль, Россия

Дата смерти: 1893 год

Русская поэтесса, переводчица, жена писателя Н. Ф. Павлова. Урожденная Яниш (1810 - 94). Дочь профессора, Павлова получила блестящее домашнее воспитание и рано обратила на себя внимание литературного мира.

Спасибо вам! и это слово

Будь вам всегдашний мой привет!

Спасибо вам за то, что снова

Я поняла, что я поэт;

За все, что вдруг мне грудь согрело,

За счастье предаваться снам,

За трепет дум, за жажду дела,

За жизнь души - спасибо вам!

Алексей Васильевич Кольцов

День рождения: 03.10.1809 года

Место рождения: Воронеж, Россия

Дата смерти: 29.10.1842 года

Знаменитый народный поэт. Родился в зажиточной мещанской семье города Воронежа. Кольцов воспроизвел народный быт и внутренний мир простого человека в формах самой народной поэзии.

Отец А.В.Кольцова - Василий Петрович Кольцов

Мать А.В.Кольцова - Прасковья Ивановна Кольцова (урождённая Переславцева)

Семья А.В. Кольцова

НИКолай платонович огарев

День рождения: 24.11.1813 года

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Дата смерти: 31.05.1877 года

Место смерти: Лондон, Россия

На местном материале написаны поэмы «Юмор», «Зимний путь», «Господин», стихотворения «Деревня», «Кабак», «Деревенский сторож», «Дорога». В Пензенской губернии проходит и действие антикрепостнической повести «Гулевой». Полиция по-прежнему следила за каждым шагом опального поэта.

Труды Н.П. Огарева

Задания для самостоятельной работы. 1. Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века. 2. Определите основные особенности русской поэзии, перечислите круг тем и проблем, к которым они обращались. 3. Кого из поэтов второй половины XIX века вы можете назвать богоискателями и почему? 4. Попробуйте, используя цитаты из стихотворений разных поэтов, описать мир русской поэзии середины – конца XIX века. Задания для самостоятельной работы 4. Согласны ли вы с определение поэзии Каролины Павловой как «мотыльковой»? 5. Гармоничен или дисгармоничен в своей основе мир героев Алексея Кольцова? 6. Почему Николая Огарева называют продолжателем традиций Лермонтова? Согласны ли вы с этим определением? 7. В чём необычность лирики Федора Глинки? 8. Идеалы славянофильства в стихотворениях Федора Хомякова. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/35681/Глинка
  • http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/glinka_sn.html
  • http://images.rambler.ru/search?quer
  • http://drevo-info.ru/articles/16406.html
  • http://100v.com.ua/ru/Pavlova-Karolina-Karlovna-person
  • http://slovo.ws/bio/rus/Ogarev_Nikolai_Platonovich/

Слайд 2

Русская литература второй половины XIX века.«ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

  • Слайд 3

    Историческая ситуация.РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:

    крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма.

    Слайд 4

    Историческая ситуация.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

    абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

    Слайд 5

    КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг(Восточная война)

    Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

    Слайд 6

    КРЫМСКАЯ ВОЙНА

  • Слайд 7

    Историческая ситуация.ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:

    Основная цель: споры о путях развития России.

    Слайд 8

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ЗАПАДНИКИ

    Сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество. Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».

    Слайд 9

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:СЛАВЯНОФИЛЫ

    Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

    Слайд 10

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:НАРОДНИКИ

    Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

    Слайд 11

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ПОЧВЕННИКИ

    Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».

    Слайд 12

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ТОЛСТОВЦЫ

    Проповедовали на основе учения Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

    Слайд 13

    Философия Западной Европы

    ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих немецкий философ, представитель философии жизни. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

    Слайд 14

    Литературно – художественныенаправления

    Вторая половина XIX века: РЕАЛИЗМ Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

    Слайд 15

    Конец века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс; -интерес к подсознательному; НАТУРАЛИЗМ 1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. 2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. ИМПРЕССИОНИЗМ Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    Слайд 16

    ПРОЗА

    Ведущие жанры: Вторая половина XIX века РОМАН Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка. Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой

    Слайд 17

    Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека. Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко В.М.Гаршин А.П.Чехов

    Слайд 18

    ДРАМАТУРГИЯ

    Жанры и направления драматургии. Вторая половина 19 века: -сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин -историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой -водевили –В.А.Крылов -психологическая драма -народная комедия - А.Н.Островский -стихотворная драма Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов

    Слайд 19

    ПОЭЗИЯ

    Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское» «гоголевское» («чистое искусство») (реалистическое) проблемы философские социальные А.А.Фет Н.А.Некрасов А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

    Слайд 20

    Основные направления: Конец XIX века: импрессионизм символизм «… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии». Д.С.Мережковский

    Посмотреть все слайды




















    1 из 19

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    «Русская литература XIX века представляет собой не единый поток, а процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлении, – сказал В.И.Ленин, – в этой ожесточенной борьбе писателям охранительного лагеря противостоят писатели прогрессивной идейности».

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Основная проблематика и ведущие идеи Между освободительным движением и отечественной литературой с самого начала XIX века установилась тесная связь. Величественная борьба русского народа за свои человеческие права, за национальную независимость и социальную свободу стала неиссякаемым источником, питательной почвой прогрессивной литературы.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Прогрессивные писатели настойчиво стремились осмыслить и зарисовать отечественный национальный характер. В образах людей из народа ими выделяются наиболее существенный признаки русского характера.Передовые писатели проявили свои огромные возможности в постановке и решении социально-философской проблематики.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Литературные направления Во второй половине XIX века романтизм утрачивает влияние как главенствующее направление. Торжествует критический реализм, получивший широкое распространение в «натуральной школе». Реализм как тип творчества, опираясь на понимание мира в качестве объективно существующего и развивающегося в свойственных его закономерностях, отличается стремлением к верному отображению действительности в присущих ей противоречиях.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    № слайда 7

    Описание слайда:

    И.С.Тургенев (1818-1883) С одной стороны, Тургенев в своих произведениях обращает внимание на обсуждение актуальных социально-политических проблем, с другой стороны, Тургенев – тонкий лирик.Записки охотника – цикл рассказов, в котором чередуется поэтическое описание природы с изображением мира крепостных крестьян.В центре нескольких романов Тургенева (Отцы и дети, Дворянское гнездо) всегда стоит конфликт героя, представляющего новые взгляды на мир и общество (герои из демократической молодежи), с носителями консервативных идей.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    И.А.Гончаров (1812-1891) Обломов – роман о лишнем человеке, барине Обломове, и его напрасной жизни. Главный герой живет в деревне Обломовка, привык ничего не делать, лениться, лежать на диване, дремать и только мечтать. За всю свою жизнь он не принимает ни одного значительного решения.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    1870-80 гг В 70-80 гг. литература реагирует на изменения в обществе. Реализм приобретает философско-религиозный или эстетико-психологический характер. Это время „проклятых вопросов“ - литература ищет решения проблем, связанных со смыслом жизни, человеческой честью и совестью, жизненными ценностями, старается найти выход для всего человечества.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Н.С.Лесков (1831-1895) Произведения Лескова представляют прямую противоположность общественному роману с социальным конфликтом. Он выбирает интересных, талантливых героев, „мастеров своего дела“ со сложной, курьезной и почти приключенческой судьбой. Лесков оживляет некоторые старые литературные формы (жития, легенды).Левша – повесть о том, как тульский мастер сумел подковать английскую стальную блоху.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Ф.М.Достоевский (1821-1881) Достоевский – писатель-гений, оказывающий огромное влияние на европейскую литературу 20 века (символизм, экспрессионизм, экзистенциализм).Сам Достоевский пережил страшное психическое состояние - был приговорен к смертной казни, только на эшафоте ему сообщили, что наказание заменяется ссылкой на каторгу.Первым из натуральной школы он перенес внимание из среды на человека, на его психику, заглядывает на самое дно человеческой души. В творчестве Достоевского обязательны тайны и преступления, сны и видения, бред, демонические фигуры.Достоевский выражает сочувствие к страданию человека, гуманистический пафос. Однако он автор первых антиутопий: мечтает о „золотом веке для человека“, но не верит, что человек способен создать идеал.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Романы Достоевского Преступление и наказание - Бедность ожесточила студента Раскольникова, и он убивает старуху, опираясь на свою теорию, что преступление позволительно для „необыкновенных людей“. После убийства его терзают муки совести. Он знакомится с Соней (олицетворение христианского смирения), которая должна ради денег заниматься проституцией. Наконец Раскольников признается в своем преступлении, и Соня с ним отправляется на каторгу в Сибирь.Идиот - князь Мышкин, добрый и чистый человек, в обществе бессилен.Братья Карамазовы – история отца и сыновей. Отец убит, что принуждает сыновей решать этические, философские, религиозные вопросы.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Л.Н.Толстой (1828-1910) По происхождению Лев Толстой – аристократ, граф. В своей усадьбе в Ясной Поляне хотел стать гуманным помещиком, ставил здесь свои педагогические эксперименты, организовал школу для детей крестьян.Толстой, как и Достоевский, – тонкий психолог. Изображает человеческие чувства в их движении. Психологического мастерства достигает уже в ранней трилогии Детство, Отрочество, Юность, где отсутствует сюжет как основа повествования, и доминантой становится смысловое восприятие событий рассказчиком.Толстой – критик современных ему нравственных норм и утилитарного рационализма. В своем творчестве выражает необходимость нравственного усовершенствования человека и непротивления злу насилием.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Романы Толстого Война и мир – роман-эпопея, широкая картина русской жизни первых двух десятилетий 19 века, первый русский исторический роман. В произведение вошло несколько сюжетных линий, десятки и сотни действительных (Наполеон) и вымышленных лиц – Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер Безухов. Значительная часть романа написана на французском языке.Анна Каренина – история поисков истин жизни, изображение разных пониманий супружества.Несчастная в своем супружестве героиня влюбляется в офицера Вронского, уходит от мужа, теряет своего сына, но любовник не способен наполнить ее надежды. Она хочет сохранить любовь, но не находит выхода из своего положения и наконец бросается под поезд.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    А.П.Чехов (1860-1904) По своей гражданской профессии Чехов - врач.Его творчество завершает классический период русской литературы, в его драмах уже проявляются наступающие декадентство и символизм.Чехов демонстративно отказался от большой формы романа. В начале творчества пишет краткие рассказы, юморески о страданиях мелких людей от гнева или равнодушия „значительных лиц. После посещения Сахалина (автор исследовал мир заключенных) творчество Чехова становится более сложным, философичным, грустным.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Драмы Чехова Лирические драмы Чехова - Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад - наполнены психологизмом, переживаниями героев, мотивом напрасной жизни, русской тоской. Их действия происходят обычно в дворянских усадьбах, герои говорят, мечтают, но не действуют – они не приспособлены ни к какому труду. Традиционные большие конфликты превращаются в микроконфликты, недоразумения между персонажами. Важно невысказанное, психологический подтекст.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Благодаря своим особенностям, русский роман, повесть, рассказ, очерк стали для русского общества XIX в. подлинными учебниками жизни. В них нашли отзвук все философские и моральные искания, думы и социальные чаяния русского общества. Страстный гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», исключительная глубина психологического анализа, умение проникать в сложные процессы народной жизни и в то же время в самые скрытые и тонкие движения человеческой души и сердца, защита идеи равенства и братства народов, утверждение образа человека - активного искателя и борца - сделали русскую классическую литературу драгоценнейшим достоянием передовой культуры человечества, важнейшим явлением истории мирового художественного слова.

    № слайда 19

    Описание слайда:

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. М.Горький Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа. Н. Н. Страхов

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    Cлайд 5

    Консерватизм (культурные ценности) Либерализм (право выбора) Радикализм (изменение форм правления ради исторического развития) Три течения политики Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Петрашевцы Народники

    Cлайд 6

    Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового. Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ. Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя. Словарная работа

    Cлайд 7

    Консерваторы Лесков Н. С.,Достоевский Ф.М. Русскому человеку присущи принципы византийской святости («Идиот», «Братья Карамазовы») Либералы Тургенев И. С. – ищет нового героя-деятеля, который был мог сделать правильный выбор и повести за собой, но… Радикалы Добролюбов Н. А., Чернышевский Н. Г., Писарев Д. И.

    Cлайд 8

    Чаадаев Петр Яковлевич – ключевая фигура для понимания ситуации этого периода. Его «философическое письмо»: у России нет своей истории в отличие от западного мира, а если нет истории, где смысл спора. Эта нигилистическая позиция активно опровергалась западниками и славянофилами, оттачивавшими на нем свои тезисы.

    Cлайд 9

    - направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути России. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра I. (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) Славянофильство

    Cлайд 10

    считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности. Были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuонно-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Oгapeв, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев). Западники

    Cлайд 11

    Вот как оценивал эти два направления Герцен: «У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

    Cлайд 12

    - литературно-общественное направление в России, зародившееся в 60-е годы 19 века. Возникло как отражение исканий пути развития России в условиях социального перелома после крестьянской реформы 1861 года. Характерно для представителей разночинной демократии, группировавшихся вокруг журналов М.М. и Ф.М.Достоевских – «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). «Почвенники» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра I. «Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых и смирных личностях, - вот что хотел сказать граф Л.Н. Толстой, - писал Страхов, - и он совершенно прав». Почвенничество

    Cлайд 13

    В 40-х годах XIX в. в России складывается кружок петрашевцев, названный так по имени его основателя М.В.Буташевича-Петрашевского. Участники этого кружка объявили себя последователями Фурье - представителя западного утопического социализма. Но это была не отвлеченная проповедь идей фурьеризма, а тесно связанная с революционной борьбой против крепостничества и самодержавия, которая занимала основное место в их деятельности. Петрашевцы

    Cлайд 14

    «У нас все чего-то ждут. Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; всё разбилось и разбивается; и даже не на кучки, а уж на единицы». Ф.М.Достоевский

    Cлайд 15

    Артур Шопенгауэр Один из самых известных мыслителей. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма, Цицерона. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

    Cлайд 16

    Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения. Сверхчеловек - символ философии Ницше. По его словам, сверхчеловек - это то, что надо достичь, человек же - это мост между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек должен смотреть на человека так же, как и человек смотрит на животное, то есть с презрением. Фридрих Ницше

    Cлайд 17

    Главной проблемой литературы стал поиск героя, носители идеи. 50 - 60-е гг. – конфликт: дворянские и разночинские тенденции в литературе. Литература взяла на себя ряд публицистических задач, поэтому она стала менее художественной. В 70-е годы литература поставила перед собой задачу стать учебником жизни. Акцент с социального перемещается на нравственное начало в человеке. Литература ищет универсальное оправдание человеческой жизни и деятельности.

    Cлайд 18

    Критика отмечает высокие художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм, гармоничное сочетание социальных, философских и общечеловеческих проблем, высокий уровень литературного языка.

    Cлайд 19

    Виды романов: Идеологический, социально-психологический роман (Достоевский); Социально-политический роман, «утопия» (Чернышевский); Социально-философский роман (Тургенев); Сатирический роман, «антиутопия» (Салтыков-Щедрин); Роман-эпопея (Толстой).

    Cлайд 20

    К концу века ситуация меняется. Идея обобщающего взгляда на жизнь и проблема героя времени утрачивает свою актуальность. В центре внимания писателей оказывается частная жизнь обыкновенного, «среднего» человека. На первое место в литературе выходят «малые» жанры. Повести и рассказы составляют большую часть творческого наследия В.Г. Короленко, А.П.Чехова, В.М. Гаршина.

    Cлайд 21

    Вторая половина 19 века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного "нравственно-общественного направления".

    Cлайд 22

    Русская литература обогащается драматическими произведениями самых разных жанров и направлений: А.А. Сухово-Кобылин пишет сатирические комедии, Л.А.Мей и А.К.Толстой - исторические драмы и трагедии, В.А.Крылов – водевили. Завершающая стадия этого процесса приходится на 1890 – 1900 годы. В творчестве А.П.Чехова классическая драма существенно преобразовывается, зарождается «новая драма».

    Cлайд 23

    Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых "клубных театров", где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интеллигенции.
  •