Образовательный портал - все для студента юриста. Общая характеристика конституционного права российской федерации Что является предметом конституционного права рф

Определение 1

Сама по себе наука конституционного права представляет определенную совокупность и систему взглядов, а также точек зрения и идей, которые направлены на рассмотрение конституционного права со всех сторон. Конституционное право рассматривается как отрасль и представляет собой правовые нормы, которые могут быть урегулированы при помощи основ взаимоотношений между государством, обществом и человеком, то есть гражданином страны. Конституционное право представляет собой фундаментальное основание всего Российского права.

Конституционное право на территории Российской Федерации может рассматриваться как учебная дисциплина. Эта дисциплина определяется совокупностью знаний, полученных из области науки. При помощи специальных методических приемов все сведения могут быть донесены до аудитории. Как правило, конституционное право рассматривается студентами, которые обучаются на юридических специальностях.

Предмет Конституционного права

Конституционное право содержит в себе предмет. В этом случае предметом являются все общественные отношения, которые могут быть урегулированы при возникшей необходимости именно этой отраслью государственного права.

Предметом конституционного права можно называть следующие юридические позиции:

  • Отношения, которые определяют уровни взаимоотношений государства и гражданина Российской Федерации. Кроме того, сюда входят свободы, права и обязанности гражданина Российской Федерации.
  • Отношения, которые возникают между субъектами Российской Федерацией и самой страной.
  • Отношений, которые позволяют должным образом регулировать российскую систему органов местного самоуправления и органов местной власти.

Специалисты отмечают, что нормами конституционного права на сегодняшний день являются определенные правовые нормы, которые могут регулировать при возникшей необходимости общественные отношения, которые в свою очередь и создают предмет российского конституционного права. В строгой зависимости от объектов правого регулирования на территории России конституционные права могут быть подразделены на несколько групп:

  • Регулирующие и закрепляющие основы конституционного строя, который существует на территории Российской Федерации. Об этом говорится в 1 главе Конституции Российской Федерации.
  • Основы, которые устанавливают правовой статус определенной личности (гражданина или человека). Об этом говорится в законодательных актах о гражданстве Российской Федерации, в статусе иностранных граждан, а также во второй главе Конституции Российской Федерации.
  • Основы, которые определяют и закрепляют федеративное устройство. Об этом прописано в третьей главе Конституции Российской Федерации.
  • Основы, которые позволяют регулировать деятельность системы государственной власти и порядок ее образования.

Субъекты конституционного права

Помимо предмета конституционного права существует еще и его субъективная сторона. Здесь необходимо говорить о конституционно – правовых отношениях, которые и являются субъектами российского конституционного права.

Отношения и их участники могут быть следующего типа:

  • Российское федеративное государство.
  • Народ, который постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации. Здесь участие народа важно для проведения соответствующих референдумов, выборов в органы субъектов или в высшие органы федерации.

Замечание 1

Субъектами Российской Федерации в системе конституционного права становятся: края, республики, города, имеющие статус федерального значения. Как правило, это такие города как Санкт – Петербург и Москва. Кроме того, субъектами выступают области и автономные области.

Понятие и предмет КПРФ как ведущей отрасли. Уставное право города Москвы как подотрасли конституционного права.

В постсоветский период в отечественной юридической литературе господствует институциональный подход к формированию предмета конституционного права, который означает, что внутри указанной отрасли права выделяют важнейшие государственно- правовые институты, система которых формируется исходя из логики законодателя, заложенной в определении структуры Конституции.

Анализ названия и содержания разделов и глав Конституции позволяет выделить следующие группы общественных отношений, составляющие предмет конституционного (государственного) права как отрасли российского права:

1) основы конституционного строя Российской Федерации (политические, экономические и социальные);

2) основы взаимоотношений между государством и личностью;

3) основы федеративного устройства России;

4) основы организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Таким образом, можно сформулировать понятие конституционного (государственного) права как отрасли российского права. Конституционное (государственное) право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Актуальные проблемы.

Проблема определения наименования данной отрасли права как конституционного или как государственного права , по которой в отечественной науке государствоведения до сих пор не утихают споры. До появления первой российской конституции во времена империи рассматриваемая отрасль носила наименование «государственное право » , заимствованное из немецкого права. В первые десятилетия советской власти неоднократно предпринимались попытки отказаться.



И. П. Трайнин писал о полнейшем тождестве государственного и конституционного права, так как государственное право включает в свой состав лишь нормы конституции. Одновременно он предлагал компромиссный вариант наименования отрасли: конституционное (государственное) право.

В. Ф. Коток отмечал, что наука государственного права изучает не вообще нормативные предписания, а лишь те из них, которые закрепляют общественные отношения, определяющие основы общественного и государственного строя.

Представляется компромиссной позиция О. Е. Кутафина - предмет изучаемой отрасли по своему содержанию носит скорее конституционно- государственный, чем просто конституционный или просто государственный характер. По его мнению, были правы те участники дискуссии, которые предлагали назвать отрасль конституционным (государственным) правом.

Проблема определения предмета конституционного права.

М. В. Баглай считает, что предмет конституционного права охватывает две сферы общественных отношений: охрану прав и свобод человека и гражданина (отношения между человеком и государством); устройство государства и государственной власти (властеотношения). С его точки зрения, основы общественного строя не могут быть предметом правового регулирования конституционного права, поскольку гражданское общество не зависимо от государства, стоит над ним и строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях.

С. А. Авакьяна , который под предметом конституционного права России понимает: основы конституционного (общественного) строя российского государства; сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

О. Е. Кутафин пришел к выводу что предмет конституционного права зависит от содержания конституции или других основополагающих документов, действующих в государстве на данном этапе его развития.

Таким образом, он подтверждает верховенство в отечественной правовой институционального подхода к определению предмета отрасли права, в том числе конституционного.

Предполагается, что уставное право города Москвы может рассматриваться в качестве подотрасли конституционного права Российской Федерации в силу того, что включает в себя несколько государственно- правовых институтов данной отрасли .

Среди отечественных ученых не вызывает возражений утверждение о том, что конституционное право является наиболее крупной, ведущей, основополагающей отраслью права, определяет основы и принципы других отраслей российского права. Б.Н. Страшун полагает нецелесообразным конституционное право считать только отраслью права поскольку оно скорее «не ветвь, а ствол национального права, из которого растут ветви- отрасли, чьи основные принципы коренятся в конституционном праве ».

О единстве двухуровневой системы конституционного законодательства свидетельствуют положения Конституции России, закрепляющие следующие основы (начала) конституционного (уставного) права субъекта Российской Федерации в целом и города Москвы в частности:

· во-первых , федеральная Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15);

· во-вторых , разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется в соответствии c Конституцией, Федеративным и иными договорами (ч. 3 ст. 11);

· в-третьих , статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией России и конституцией или уставом такого субъекта (ч. 1 и 2 ст. 66);

· в-четвертых , город Москва как столица Российской Федерации имеет особый конституционно- правовой статус (ч. 2 ст. 70);

· в-пятых , в Конституции определяется перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, совместной компетенции России и субъектов и ведению субъектов Российской Федерации (ст. 71–73).

Отталкиваясь от анализа структуры Устава города Москвы от 28 июня 1995 г., можно выделить следующие государственно- правовые институты, образующие уставное право города :

1) основ уставного строя города Москвы (глава 1);

2) основ правового положения города федерального значения как субъекта и столицы Российской Федерации (главы 2 и 11);

3) основ территориального деления города Москвы (глава 3);

4) финансово- экономических основ уставного строя города Москвы (главы 4, 5);

5) организации и функционирования системы публичной власти в городе Москве (главы 6–9);

6) форм осуществления непосредственной демократии (гла- ва 10);

7) правового статуса жителя города Москвы (глава 1)2.

Приведенные положения Устава города Москвы имеют производный характер от указанных выше положений Конституции и образуют соответствующие государственно- правовые институты конституционного права и уставного права города Москвы.

На основании изложенного можно констатировать, что Уставное право города Москвы является подотраслью конституционного права Российской Федерации в силу следующих системообразующих факторов :

· во-первых, указанная подотрасль содержит общие принципиальные положения, присущие таким государственно- правовым институтам данной отрасли, как институты основ конституционного строя; федеративного устройства; организации публичной власти и др.;

· во-вторых, исходя из единства и общности конституционно- правовых норм, не только образующих указанные государственно- правовые институты, но и обеспечивающих согласованное функционирование двух уровней конституционного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, под уставным правом города Москвы следует понимать совокупность государственно- правовых норм, установленных и санкционированных федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города и закрепляющих основы: уставного строя города Москвы, правового положения города федерального значения как субъекта и столицы Российской Федерации, городского территориального деления, организации и функционирования системы публичной власти, финансово- экономические основы уставного строя Москвы, основы правового статуса жителя города.

Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, который является первоначальным и основным критерием деления системы права на отрасли.

Самостоятельность и специфика конституционного права обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наиболее общем виде предмет конституционного права составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Из вышеотмеченного можно выделить следующие конкретные группы общественных отношений, которые входят в предмет конституционного права Российской Федерации:

1.Общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя Российской Федерации.

1) главные принципы общества и государства;

2) механизм реализации власти многонационального народа Российской Федерации;

3) основы социальной политики Российской Федерации;

4) основы экономической системы России;

5) основы политической системы Российской Федерации.

2.Общественные отношения, вытекающие из основ правового статуса личности.

Конституционные нормы регулируют отношения, связанные:

1) с принципами правового статуса человека и гражданина;

2) с гражданством Российской Федерации;

3) с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина Российской Федерации;

4) с юридическими гарантиями по обеспечению основных прав и свобод.

3.Общественные отношения, вытекающие из федеративного устройства России.

Здесь, общественные отношения характеризуют:

1) структуру Российского государства;

2) статус и компетенцию России и субъектов Российской Федерации;

3) государственные символы России;

4) систему органов исполнительной власти «по горизонтали» (центр - регионы).

4.Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

1) принципы выборов Президента Российской Федерации; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности;

2) механизм формирования парламента России - Федерального Собрания; полномочия его палат: Совета Федераций и Государственной Думы; процедуру принятия законов;


3) механизм формирования Правительства Российской Федерации; его компетенцию и ответственность;

4) структуру и принципы деятельности судебной власти;

5) принцип формирования и деятельности местного самоуправления в России.

Следующим отличительным признаком каждой отрасли права является ее метод.

Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов юридического воздействия на специальную область общественных отношений.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания . Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права, например: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, дол­жностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ) и др.

В конституционном праве часто можно встретить нормативное закрепление метода запрета : «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен иметод дозволения : «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (ч.2 ст.27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч.3 ст. 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право использует разнообразные приемы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права.

Его суть состоит в сочетании и взаимопроникновении приемов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования.

Выявив предмет и метод конституционного права, раскрыв его существенные качества, можно сформулировать наиболее общее определение данной отрасли права.

Конституционное право России - это основополагающая (базовая) отрасль всей системы права Российской Федерации, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, федеративное устройство, основы организации и деятельности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нестерова И.А. Предмет конституционного права // Энциклопедия Нестеровых

Конституционное право является одной из ключевых отраслей российского права. Как и любой правовой институт, конституционное право наделено предметом и системой методов. Предмет конституционного права – важный аспект научной деятельности с целью повышения эффективности конституционного права как отрасли.

Конституционное право, как отрасль

Как отрасль, имеет богатую историю и является важнейшим институтом в современном правовом пространстве. Конституционное право является так называемой "государственной отраслью", регламентирующей основы государственного строя. Оно зародилось во времена монархов и имело атрибутивный характер. При монархической форме правление конституционное право отражает всеобъемлющую или ограниченную (в зависимости от типа монархии) роль монарха.

В любой стране, в том числе и в России, не является чем-то застывшим и неизменным. На протяжении всей истории нашей страны он подвергался значительным изменениям.

В России иные, не связанные с государственным устройством отношения, становятся предметом государственно-правового регулирования лишь в начале XX в. Это нашло отражение в знаменитом Манифесте Государя "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905 г. В нем впервые ставится вопрос о "даровании населению незыблемых основ гражданской свободы". Однако существенного влияния на содержание предмета государственного права в этот период данная декларация не оказала.

В современной России конституционное право как отрасль направлено на отражение основ государственности и регламентирование деятельности органов государственного управления. Конституционное право РФ развивается в соответствии с нормами действующей Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993года.

В настоящее время система конституционного права выглядит так, как представлено на рисунке ниже. Конституционное право РФ регулирует основополагающие положения во всех сферах жизнедеятельности российского общества и государства. Содержание этого регулирования отражает качественную характеристику государства через определение формы государства в соответствии с теоретико-правовыми разработками.

Система конституционного права РФ.

Предмет конституционного права

У конституционного права в Российской Федерации, как у важной отрасли права, есть предмет, который обуславливает особенности и тенденции развития. Предмет конституционного права является источником непрекращающихся дискуссий, направленных на выявление основ взаимодействия с другими отраслями.

Б.А. Кистяковский считал, что "ни в какой другой науке нет столько противоречащих друг другу теорий, как в науке о праве" . Не является исключением в этом смысле и предмет конституционного права, да и содержание отрасли права в целом. Упорное стремление определить содержание предмета отрасли права, ее базисных понятий и институтов – характерная черта современной российской правовой науки. Дореволюционные российские исследователи не стремились до тонкостей определить какое-либо понятие и, тем более, организовать дискуссию с целью сравнить различные точки зрения и выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Подобную позицию занимали и занимают зарубежные ученые-юристы.

Марсель Прело определяет предмет отрасли французского конституционного права как действующие в стране правовые нормы, касающиеся установления, передачи и осуществления политической власти. С точки зрения отечественной науки – это слишком общее и неконкретное определение предмета.

Отличающиеся педантичностью немецкие ученые вообще не утруждают себя определением предмета отрасли. Однако фундаментальный курс государственного права Германии включает в себя перечень томов, который, в общем, укладывается в представление российских ученых о содержании предмета конституционного права.

О.Е. Кутафин выделяет в предмете конституционного права две группы общественных отношений:

  1. Общественные отношения, складывающиеся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества и лежащие в ее основе. Эти отношения являются обязательным атрибутом предмета конституционного права.
  2. Отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Они включают те отношения, которые являются базовыми для всех других отношений в конкретной сфере и которые предопределяют содержание всех остальных отношений в этой сфере.

Вторым видом отношений могут быть отношения, определяющие основы правового статуса человека и гражданина, систему государственной власти и т.д. При этом, по мнению О.Е. Кутафина, отношения, входящие в данную группу "становятся элементом предмета конституционного права только тогда, когда в этом заинтересовано государство, что выражается в соответствующих нормах права, содержащихся в таких основополагающих актах, как конституция, или других актах, имеющих учредительный характер" . Иными словами, с принятием каждой новой конституции или внесением изменений в действующую, предмет конституционного права будет видоизменяться.

Наиболее предпочтительными представляются определения предмета конституционного права, предложенные Е.И. Колюшиным и Б.Н. Габричидзе . При этом они также помещают правовой статус человека и гражданина перед устройством государственной власти.

Изучив разные подходы к формулированию предмета конституционного права, следует выделить следующее определение:

Предмет конституционного права – это совокупность общественных отношений, определяющих: 1) основы конституционного строя и политико-территориального устройства страны; 2) отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России государственной власти, а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти; 3) основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан.

Представленное выше определение предмета конституционного права направлено на отказ от традиционного институционального подхода, атрибутивно связанного с содержанием действующей Конституции Российской Федерации. Необходимо учесть федеративное устройство страны, включив региональный уровень в предмет конституционно-правового регулирования и освободить содержание предмета отрасли от жесткой зависимости от текста конкретной Конституции.

Литература

  1. Зиничев А. В. Конституционные идеи Б.А. Кистяковского и П.Н. Новгородцева: современное прочтение. // Журнал: Каспийский регион: политика, экономика, культура, № 2, 2014 – С. 300-307
  2. Прело Марсель Конституционное право Франции – М.: Издательство иностранной литературы, 1957 г.-С.37
  3. Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права – М.: Юрист, 2001 – С.21
  4. Колюшин Е.И.Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА – М, 2015. – С.33
  5. Габричидзе Б. Н. Конституционное право России – М.: Дашков и Ко, 2011. – С.11

К определению предмета конституционного права, необходимо подходить особенно аккуратно, проявляя точность, так как в этой области (отрасли), ведется речь о возможных гарантиях свободы граждан, что в свою очередь должно проявляться в минимуме ограничений при существующей охране. То есть власть должна проявляться в минимуме ограничений, и при этом иметь только самый необходимый минимум полномочий, направляя при этом деятельность во благо и интересы людей.

Рассмотрим более подробно общественные отношения, которые являются предметом конституционного права .

· Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества.

В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

· Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без его взаимосвязей с государством и гражданином. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

· Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами.

Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ей субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России.

· Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Отношения, которые возникают между гражданами и государством, помимо конституционного права, регулируются также и иными отраслями права (административным, трудовым и др.). Однако конституционное право является «фундаментом» всего, заключает в семе основополагающие нормы, из которых затем и складываются основные права и возможности человека. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

Сложность регулирования отношений человека и государства заключается в том, что должны быть учтены не только понятия и показатели свободы человека, но и его обязанности перед государством и другими членами данного государства.

Ведь свобода не означает абсолютное допущение любых действий, так как это может приводить к печальным и неконтролируемым последствиям в силу злоупотребления обществом данными понятиями.

К тому же конституционное право не только дает права, но и провозглашает правовые гарантии, способствует учреждению такого государства, которое возьмет под свою ответственность все обязанности по устройству благополучия своего населения, что в сущности и формируется в устройство государственной власти.

Через права свободного человека впоследствии складываются все взаимоотношения в обществе и формы устройства жизни, весь общественный порядок: социальные отношения, экономическая система, формы власти и формы собственности, трудовое право и так далее.

И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные устои, такие как: равная защита всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. Отсутствует раздел об основах общественного строя, однако во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, которые направлены к одной главной цели: содействие к сохранению прав и свободы граждан страны, то есть эти требования устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям.

Таким образом, государство оставляет право за гражданами, быть абсолютно свободными в выборе своих идеалов при достижении благополучия и счастья.

Важным моментом является то, что становление государственной власти подразумевает не только учреждение органов государственной власти, но и определяет порядок взаимодействия между органами таким образом, чтобы при своем функционировании они образовывали единую систему, работающую как один организм, а также все органы власти должны находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, чтобы содействовать раскрытию роли государства в обществе.