Новые указы гибдд. В россии начинает действовать новый административный регламент гибдд

Утро. Практически пустая трасса. 2000 кубиков чистой мощи под капотом. Педаль газа до упора в пол. На спидометре закончились цифры. Ни с чем несравнимое чувство свободы, и вдруг, взмах полосатой палочки. Знакомая ситуация, правда? Каждый водитель сталкивался с ней хотя бы раз в своей жизни. И вот тут, после взмаха палочки, и будничного «Инспектор Иванов. Нарушаем товарищ, водитель» — начинается ваше общение с инспектором ГИБДД.

В такой ситуации водители начинают вести себя по-разному. Кто-то, заранее чувствуя себя виноватым и прибывая в плену иллюзий о повальной коррумпированности сотрудников ДПС, лихорадочно ищет в своём кошельке открытку с изображением красивого города Ярославля, с намерением подарить её инспектору, тем самым пытаясь наладить позитивный диалог.

Кто-то, напротив, будучи человеком не очень позитивным, достаёт свой гаджет, включает режим видеозаписи и пытается наладить диалог с позиции силы (зачастую нарываясь на ответную агрессию). В результате этого, рождается ролик, пополняющий нескончаемый плей-лист ютуба.

Кто-то начинает лихорадочно звонить своему адвокату (кстати, не самый худший вариант).

Специально для таких (и не только) случаев, Министерство Внутренних Дел выпустило специальный регламент, конкретно приказ № 185. Данный нормативно-правовой акт, до недавних пор, регламентировал общение сотрудника ГИБДД с водителем в вышеописанной ситуации. Почему до недавних пор? Потому, что 23 августа 2017 года, вышел новый приказ, № 664, усовершенствованный и дополненный. И в этой статье, мы попытаемся проанализировать, в чём конкретно проявляются эти усовершенствования и дополнения, и чем они обернутся для автолюбителя.

Основные позиции приказа №185 ГИБДД РФ

Итак, фактически, приказ МВД № 185 от 02.03.2009 включает в себя 270 статей с подпунктами. Он разъясняет права и обязанности сотрудников ГИБДД при их непосредственном взаимодействии (общении) с водителями и пешеходами при осуществлении правоохранительных функций МВД в сфере безопасности дорожного движения. Основные вопросы, которые затрагивает данный приказ:

  1. Даёт определение участника дорожного движения.
  2. Приводит перечень требований к внешнему виду сотрудника ГИБДД.
  3. Разъясняет, кто конкретно вправе контролировать безопасность дорожного движения.
  4. Даёт полный регламент полномочий сотрудников ГИБДД.
  5. Разъясняет порядок взаимодействия сотрудника ГИБДД и пешехода или водителя.
  6. Перечисляет условия, при которых возможно проведение осмотра / обыска / досмотра ТС. Порядок освидетельствования водителя на алкоголь и наркотики. Определяет причины для остановки сотрудником ГИБДД автомобиля. И определяет один из самых спорных и конфликтных моментов в общении сотрудника ГИБДД и водителя – ситуации, в которых инспектор имеет право потребовать водителя покинуть его ТС.
  7. Ну и также даётся определение тому, какими техническими средствами может пользоваться сотрудник ГИБДД для контроля дорожной обстановки, какие требования предъявляются к этим техническим средствам.
  8. Ну и немаловажный вопрос, кто контролирует деятельность сотрудников ГИБДД при исполнении своих обязанностей. Проще говоря, куда звонить и кому жаловаться на того или иного инспектора, если считаете что ваши гражданские права наглым образом нарушены.

Затронем чуть более подробно самые основные моменты. Внешний вид – сотрудник должен быть одет по установленной форме, иметь световозвращающий жилет с надписью ГИБДД / ДПС и нагрудный жетон с уникальным номером. При остановке водителя, гаишник должен представиться (назвать своё имя, фамилию, отчество и должность) приложив правую руку к головному убору (отдать честь). По требованию гражданина, полицейский должен предъявить свое служебное удостоверение (но не путайте, по требованию, а не махать «корочкой» перед всеми без исключения), не в режиме «открыл-закрыл, никто ничего не заметил», а дабы гражданин успел прочитать, а при необходимости переписать данные автоинспектора.

Далее, общение с гражданином осуществляется исключительно на Вы, в вежливой и корректной форме. Кроме того, автоинспектор не должен торопить водителя выполнять свои исключительно законные требования. Водитель – существо ранимое, с нежной душевной организацией, легко входящее в состояние стресса. Одним словом, нужно дать ему время, прийти в себя от неожиданной ситуации — общения с представителем власти, дать время освоиться, почувствовать душевный комфорт, достигнуть нирваны.

Подразумевается, что автоинспектор может несколько раз озвучить требование, прежде чем водитель его выполнит. Но водитель в свою очередь не должен забывать, что законные требования сотрудника ГИБДД, выполнять необходимо обязательно, ибо он – представитель власти.

Также полицейский должен пояснить водителю причину остановки его транспортного средства и свои требования к действиям водителя, при этом, не забывая о корректности. Кроме того, сотрудник ГИБДД вправе осуществлять фото и видео фиксацию как самого водителя так и принадлежащего ему автомобиля. Ровно как и самому водителю абсолютно не возбраняется проводить те же самые действия.

Кроме того, разъясняется что должен делать сотрудник ГИБДД при общении с гражданином по телефону. Здесь порядок общения тот же, т.е. представился (ФИО) и определил свою принадлежность к подразделению ГИБДД. Далее проконсультировал гражданина по вопросу, с которым тот обратился, в пределах своей компетенции. Если полицейский ввиду своей должности не может предоставить гражданину полноценной консультации, он должен пояснить, кто полномочен предоставить интересующую гражданина информацию. А также помочь связаться с этим компетентным сотрудником.

Не хочу вводить в заблуждение тех водителей, которые считают, что вежливо и корректно обязаны общаться только с ними. Вы также обязаны общаться корректно и уважительно с сотрудниками ГИБДД да и прочих правоохранительных или правоприменительных органов. В случае если вы будете некорректны, или не дай бог, оскорбите представителя власти, для вас может наступить ответственность по ст. 319 УК РФ. И хотя наказание, предусмотренное этой статьей, не внушает особого трепета, однако, во-первых – есть возможность получить реальное лишение свободы, а во-вторых – подобное преступление относится к классу преступлений против государства. Такое пятно на биографии совсем не добавит вам популярности в обществе.

Положительные стороны приказа №185 ГИБДД РФ для водителей

Рассмотрим основные положительные моменты данного документа:

  1. Водитель имеет право не садиться в автомобиль автоинспектора. Тем самым осуществляется борьба с коррупцией.
  2. Водитель имеет право осуществлять фото и видеофиксацию самого процесса общения с автоинспектором.
  3. Строго регламентированы причины остановки, досмотра автомобиля.
  4. Существует запрет эвакуации автомобиля, в случае если автолюбитель появился до того, как эвакуатор тронулся с места.
  5. Сотруднику ГИБДД запрещено изымать госномер автомобиля без составления протокола
  6. У водителя при любой непонятной для него ситуации, или подозрении на противоправные действия сотрудника полиции, есть возможность связаться с его руководством. Кстати запомните, с кем вы можете связаться: местное, районное или региональное отделение ГИБДД. Номера телефонов остановивший вас сотрудник должен предоставить по первому вашему требованию.
  7. Адвоката для своей защиты можно привлечь с момента составления протокола.

Отрицательные стороны приказа №185 ГИБДД РФ для водителей

На самом деле, данный документ практически не имеет негативных сторон для водителя. Конечно в том случае, если он не нарушал ПДД, не находится в федеральном розыске, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, не бросался на автоинспектора с намерением откусить ему погон или оскорбить.

Наоборот, данный приказ чётко регламентирует и разграничивает как деятельность представителя власти, так и автолюбителя, давая обеим сторонам чёткие права и обязанности. Есть, конечно, некоторые огрехи. Но, положа руку на сердце, давайте признаемся, все российские нормативно-правовые акты имеют эту «болезнь».

Новый административный регламент ГИБДД в 2019 году

23.08.2017 года вышел новый приказ МВД РФ за номером 664. Данный приказ заменил собой устаревший. Рассмотрим подробней, что именно изменилось.

Что изменилось согласно регламенту №664?

Изменения в новом приказе носят скорее стилистический и орфографический характер, т.е. изменены некоторые несущественные моменты. Однако есть стороны, представляющие определенный интерес. На них остановимся чуть подробнее.

  1. Изменения указаны в 107 пункте нового регламента. Речь идет об изменении причин проверки документов. В новом приказе слово «водителей» заменено на слово «граждан». То есть документы могут проверить также и у вашего пассажира, да и у пешехода. Также с принятием нового документа поднимался вопрос, и разгоралась жаркая дискуссия по поводу отмены ориентировок, как причины остановки и проверки документов. Однако, внимательно ознакомившись с пунктами 106 и 107, вы заметите, что ориентировка как причина для остановки и проверки документов никуда не делась. И все домыслы на эту тему и сотрясения воздуха, таковыми и остаются.
  2. Еще одно изменение, вызвавшее бурную дискуссию в соцсетях и метание громов и молний, касается изменений в правилах применения взысканий касаемо судей. Те самые крики о том, что пьяным судьям теперь всё можно. Тут необходимо внести некоторую ясность. Дело в том, что инспектор и ранее не мог применить к судье меры взыскания или наказания в прямом юридическом смысле. Инспектор ранее мог заставить судью продолжить движение вне транспортного средства, в том случае, если последний находился в состоянии алкогольного опьянения или же совершил преступление или правонарушение с участием ТС. Однако это ни в коем случае не наказание. Дело в том, что порядок наказания судей (ровно как и определение их виновности), лежит исключительно на судебной ветви власти. Судьи находятся в определённой законной «неприкосновенности» и порядок наказания судьи несколько отличается от порядка наказания стандартного гражданина. Неприкосновенность судьи обусловлена Конституцией РФ (основным законом нашей страны), а также Федеральным Законом «О судебной системе» и рядом иных ФЗ, а также в Кодексом судейской этики. В нашем государстве действует 2 вида нормативно-правовых актов: законы и подзаконные акты. Законы – главенствуют над подзаконными актами. То есть любой приказ МВД, хоть №185, хоть №664, хоть №3822, являясь менее значимым с юридической точки зрения НПА, не отменит действие вышеупомянутых законов и не может противоречить им. Ну а о том, как изменить Конституцию или иные законы, в случае если берет Че Гевары надевать нет желания, мы расскажем в следующий раз.
  3. Остальные изменения для водителей интереса не представляют и несут скорее смысловую нагрузку. Правда есть и интересный момент в плане юмора. Например, убрана норма заполнения протокола исключительно шариковой ручкой. Теперь если инспектор вручит протокол написанный гусиным пером с кровью вместо чернил или нацарапанный химическим карандашом (знаете такие были популярны во время Великой Отечественной Войны, их еще слюнявить нужно было), не удивляйтесь – всё в соответствии с буквой закона.

Какие права сотрудников ГИБДД содержатся в регламенте?

Данный вопрос рассматривается в пункте 6 нового подзаконного акта. Разберём по пунктам. Сотрудник ГИБДД имеет право:

  1. Потребовать от правонарушителя прекратить совершать противоправные действия.
  2. Проверять документы удостоверяющие личность граждан (не только водителей), а также проверять у граждан и организаций лицензию (разрешение) на осуществление определенной деятельности (ЧОПы всякие и т.д.)
  3. Вызывать граждан в полицию в связи с проверкой по административным делам.
  4. Запрашивать любую информацию (в т.ч. – персональную) из организаций.
  5. Патрулировать в населенных пунктах и общественных местах, а также использовать другие методы поддержания общественного порядка (так что не надейтесь что вас не могут остановить вне стационарных пунктов, очень даже могут).
  6. Разогнать любителей поглазеть на ДТП и прочие места преступлений и правонарушений.
  7. Оформлять административные правонарушения.
  8. Доставлять граждан в органы внутренних дел.
  9. Направлять и доставлять на медицинское освидетельствование.
  10. Осуществлять личный досмотр граждан, их вещей, а также транспортных средств.
  11. Останавливать транспортные средства и проверять все необходимые документы.
  12. Задерживать транспортные средства.
  13. Осуществлять аудио, фото и видео фиксацию.
  14. Для пресечения преступлений использовать транспортные средства граждан и организаций.

Все эти действия могут осуществляться только при наличии ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ!

В какой ситуации сотрудник ГИБДД может требовать остановки автомобиля?

Перечень подобных ситуаций подробно изложен в статье 84 нового приказа. Итак.

Госавтоинспекция дала ряд разъяснений в связи со вступлением в силу с 20 октября 2017 года нового регламента по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения. За последние дни изменения регламента вызвали много споров и кривотолков.

Например, стало известно о дополнении регламента нормой, предписывающей сотрудникам ГИБДД препровождать водителей к их автомобилям при отрицательных результатах медицинского освидетельствования на алкоголь или наркотики. Таким образом, если процедура проводится на стационарном посту или в медучреждении и показывает, что водитель трезв, то полицейские должны будут доставить гражданина к месту, на котором его отстранили от управления транспортным средством.

Исключена норма, в соответствии с которой сотрудник ГИБДД может изъять водительское удостоверение в случае выявления нарушений, влекущих за собой наказание в виде лишения права на управление автомобилем. Инспекторам разрешат использовать для надзора за дорожной ситуацией технику фото- и видеофиксации, не принадлежащую органам внутренних дел. По новому регламенту сотрудникам ГИБДД также предписано по возможности осуществлять административные процедуры в зоне обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных машинах или на стационарных постах.

Изменения коснутся и передачи водителями документов сотрудникам ГИБДД для их проверки. Инспекторам предписано принимать их без удерживающих устройств в виде обложек, зажимов и цепочек, на которые могут быть пристегнуты документы.

Из регламента исчезли некоторые нормы. В частности, разрешение на видеофиксацию водителями действий сотрудников ГИБДД, но такое право у участников дорожного движения осталось согласно п.4 статьи 29 Конституции РФ («Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»), а полицейские не должны препятствовать процессу звукозаписи, фото- и видеосъемке автомобилистами. Кроме того, из документа убрали фрагмент о запрете курения для инспекторов Госавтоинспекции при общении с водителями. Но это не означает, что полицейские смогут дымить другим в лицо. По словам представителя ГИБДД, из редакции норму исключили для того, чтобы та не повторяла кодекс этики госслужащих РФ, в котором данное правило прописано четко: государственным служащим предписывается воздерживаться от курения во время служебного общения с гражданами.

Согласно регламенту, сотрудники Госавтоинспекции не смогут устраивать так называемые засады для охоты за нарушителями. Но инспекторы все-таки будут вправе останавливать транспортные средства для необходимых проверок вне стационарных постов. Согласно нормам, патрульная машина должна быть хорошо видна, хотя есть исключительные случаи, такие как переломы рельефа или скоростные участки дороги. При размещении на них автомобиля инспекторы обязаны руководствоваться принципами безопасности и не создавать аварийные ситуации, располагая машину в непосредственной близости к трассе.

Что касается взаимодействия сотрудников ДПС и граждан, то во время разговора инспекторы должны соблюдать нормы вежливого общения, быть тактичными и избегать грубости, пренебрежительной интонации и оскорблений. Незаслуженные обвинения водителей тоже под запретом.

Новость, которая касается всех автомобилистов. 30 октября вступили в силу важные изменения в ПДД. Первое касается движения на перекрестках - теперь на особо сложных участках будет специальная разметка. Второе - приоритета при круговом движении. Кто кому теперь должен уступить дорогу, а также как «вафельница» поможет в борьбе с пробками?

Типичная для крупных городов дорожная ситуация. Автомобили не успевают проехать перекресток и преграждают дорогу другим машинам, которые двигаются перпендикулярно. В результате пробка разрастается в геометрической прогрессии. Правила дорожного движения и ранее запрещали въезд на перекресток, если образовался затор. За нарушение штраф - тысяча рублей. Но нередко даже добросовестные водители не могли сориентироваться и правильно рассчитать маневр. Изменения в правилах дорожного движения призваны помочь дисциплинированным водителям и наказать автохамов.

«Часто возникают заторы, и далеко не всегда из-за сложного трафика, и просто по проблемам, связанным с недостаточной культурой вождения. Самые разные есть этому причины. Теперь регионы получат право наносить в проблемных местах специальную дорожную разметку», - рассказал Дмитрий Медведев.

Подобную разметку - желтую или белую диагональную сетку, водители назвали ее «вафельницей» - и раньше можно было увидеть в Москве. В рамках эксперимента ее два года назад нанесли на нескольких проблемных московских перекрестках. Количество нарушений уменьшилось в разы.

Теперь власти каждого региона сами решат, какие перекрестки будут обозначены новой разметкой.

«Когда выезжает на такой перекресток водитель, он должен понимать, что это перекресток, на котором случаются очень часто заторы, и когда видит такой окрас, то должен заранее определить свои возможности по маневру и закончить соответствующий маневр, не создавая затора; и больше того, устанавливается возможность для них видеофиксации для того, чтобы можно было потом эти материалы использовать при делах об административных правонарушениях», - сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Нововведение, считают эксперты, поможет в борьбе с пробками. В интернете множество роликов о заторах на перекрестках, которые возникают по вине так называемых «выезжальщиков». Самое обидное, что за ними дорога свободна - а ехать нельзя. Понятно, почему большинство автолюбителей изменения в правилах поддержали.

Нужная вещь, очень. Это разгрузит пробки, те же самые перекрестки.

Чтобы соблюдали перекрестки, а то встанут и стоят, ни себе ни людям.

С тем, что автохамов надо наказывать рублем, согласны и эксперты. Штраф получат те водители, чьи машины задержатся на перекрестке после того, как загорится красный. Дисциплинировать будет уже само наличие разметки: осторожно, здесь работает камера!

«Это хорошо для водителей, они предупреждены об опасности и для других водителей, и для своего кошелька, и удобно для видеокамеры - система координат появляется. Ну а самое главное, на таких площадях, на таких перекрестках, дай бог, будет немножко спокойнее, не будут люди стараться выехать «лишь бы я первый, а там хоть трава не расти», - пояснил автоэксперт Игорь Моржаретто.

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, который курирует в правительстве вопросы дорожного движения, количество ДТП в этом году уменьшилось на 6%. Рост мелких аварий, согласно статистике, наблюдается лишь на перекрестках с круговым движением. Виной тому, считают эксперты, путаница в правилах. В одних случаях уступали дорогу те, кто двигался по кругу, в других наоборот, кто на круг въезжал. В правительстве решили установить единый порядок проезда таких перекрестков.

«В одном городе даже могут быть разные схемы, в зависимости от того, что это за перекресток. Из-за этого возникают конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать, если бы эти правила были едиными. Теперь приоритет проезда получает тот, кто движется по самому кругу, а въезжающим придется уступать дорогу», - рассказал Дмитрий Медведев.

К слову, такие же правила установлены и в европейских странах. В России они начнут действовать сразу после официального опубликования постановления. Это, как ожидается, произойдет в ближайшие дни. А документ о новой разметке на перекрестках вступит в силу только через полгода. Это время необходимо, чтобы регионы определились с местами, где она будет нанесена, и установили камеры видеофиксации нарушений.

ГИБДД. По сути, это внутренний приказ МВД с инструкциями для инспекторов ДПС, однако нас с тобой он касается напрямую. Объясняем главные новшества на дорогах и что тебе с этим делать.

1

Госавтоинспекция справок о ДТП больше не выдает. Теперь вся информация об аварии будет заноситься только в предусмотренные законом процессуальные документы. Они бывают трех видов: определение о возбуждении дела и проведении расследования, протокол по делу об административном правонарушении и постановление на ту же тему.

Что теперь делать, если попадешь в аварию? Звонишь в полицию по номеру 112 или, если внезапно знаешь номер, в местную дежурную часть, и там тебе рассказывают, как быть. Если на дороге не разошлись только ты и еще один гонщик, никто не пострадал и меж вами не разгорелся диспут, заполняете извещения о ДТП сами и расходитесь миром.

Если завязалась дискуссия, ущерб значителен, что-то не так с документами и прочее, то дежурный, скорее всего, предложит оформить ДТП самим и явиться на ближний пост ДПС. Когда дело совсем плохо, особенно если есть пострадавшие, экипаж прибудет к вам. Инспектор сам решит, какой из трех вышеуказанных документов оформить, и выдаст тебе и остальным участникам аварии копии.

2

Гаишники могут останавливать тебя для проверки документов где угодно, а не исключительно на стационарном посту ДПС.

3

ГИБДД разрешено устраивать засады на так называемых машинах скрытого контроля (это служебные авто без опознавательных знаков). Такое было разрешено и раньше, но в новой редакции уточняется, что вышеуказанный штатный транспорт позволительно юзать, только чтобы фиксировать нарушения, которые могут привести к ДТП. Данные об увиденном дежурные передают патрулю, оснащенному положенными опознавательными знаками, и тормозить и карать тебя будет уже он.

Прятать патрульные машины - законно (а вот сознательно маскировать патрульные машины под молоковозы и утаивать мигалки - ни-ни!). Делать это положено «в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения» и «в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».

Патрули отправляются контролировать дорожное движение не по зову кошелька или сердца, а по решению начальника подразделения. Чтобы проверить, на законных ли основаниях находится на дороге остановивший тебя гаишник, позвони по номеру дежурной части, начертанному на борту патрульной машины. Если на положенном месте телефона нет, инспектор обязан сообщить тебе номер ответственного лица.

Ночью инспектору разрешено украшать собой сугубо освещенные участки дорог, при этом он должен быть оснащен светоотражающим жилетом и светящимся полицейским жезлом.

4

Если гаишник остановил тебя на трассе и попросил документы, прости, но ты должен вручить их не только из рук в руки и не просто без обложек, но даже без скрепок, зажимов, заколок и прочих невидимок. В новом регламенте это правило прописано четко!

5

Сотрудникам ГИБДД запрещено отнимать водительское удостоверение у тебя и номера у твоего автомобиля. Их потолок по первому пункту - составление протокола, изъять у тебя права может только суд.

6

Инспекторам разрешено снимать нарушения на любые камеры, в том числе в личном мобильном, а не только на служебные регистраторы. Частный случай: при освидетельствовании водителя на предмет опьянения темной ночью или на безлюдной стройке сотрудникам МВД можно просто снять происходящее на видео, а не искать по кустам понятых. Сделанную на телефон запись суд без слов примет как доказательство.

7

Ты, кстати, тоже можешь вволю снимать на видео ваши беседы со стражами дорог. Эта норма в регламенте больше не прописана, но и запрета никто не вводил. А что не запрещено...

8

Если у инспектора возникли сомнения по поводу твоей алкогольной адекватности и, чтобы их разрешить, он доставил тебя на пост ДПС или в медучреждение, а ты оказался чист, он обязан отвезти тебя обратно к твоей машине, отдать честь и пожелать счастливого пути.