Методы анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Причины и виды несчастных случаев

Производственный травматизм – совокупность производственных травм и несчастных случаев на производстве. Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве, в следствии несоблюдения правил ОТ. Несчастный случай на производстве – внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, в результате которого причинен вред здоровью или смерть.

Несчастные случаи на производстве следует рассматривать как сигнал о неудовлетво­рительном состоянии профилактической работы по предупреждению травматизма на том или ином судне, производственном участке. Материалы расследований и отчетные данные о несчастных случаях позволяют судить о состоянии безопасности труда и служат основанием для разработки и осуществлении мероприятий по активизации профилактической работы по предупреждению травматизма. Изучение и анализ причин травматизма производят по материалам расследования, а также монографическим, топографическим, статистическим и экономическим методам.

Методы анализа производственного травматизма.

    Монографический. Состоит в углубленном и всестороннем изучении отдельного производства, цеха, участка, инструмента, оборудования.

    Топографический. Предусматривает представление информации о количестве несчастных случаев на генеральном плане предприятия, на плане цеха. При этом такое представление информации позволяет наглядно показать наиболее травмоопасные участки. Это позволяет при разработке мероприятий по снижению травматизма учесть эту информацию, а также предусмотреть средства, необходимые для решения этих проблем

    Статистический

    Групповой метод. Устанавливает повторяемость несчастных случаев по однородным случаям: времени травмирования, квалификации, полу, профессии, виду работ, возрасту, дню месяца, недели.

    Эргономический метод. Основан на комплексном изучении системы человек – машина – производственная среда (ЧМС).

Монографическим методом исследуют технологические процессы, машины и другие виды оборудования; организацию рабочих мест, состояние воздушной среды, освещен­ность и другие виды производственной обстановки на судах, погрузо-разгрузочных пло­щадках, судоремонтных участках, средства индивидуальной защиты и их применение.

Целью изучения является выявление опасных мест и вредных условий труда. Объектом монографического метода могут быть судно или группа однотипных судов. Такой метод изучения является наиболее совершенным и эффективным, т.к. он дает возможность не только заранее предупредить повторение несчастных случаев, но и вскрыть причины травматизма и наметить меры по их устранению. В этом его основное преимущество перед другими методами.

Монографические исследования проводят следующим образом. Судно (группа однотипных судов), судоремонтных участков или предприятие в целом подвергают детально­му обследованию, в процессе которого выявляются причины травматизма, а также недос­татки в организации работы по технике безопасности и производственной санитарии. Кроме того, используют материалы по травматизму за прошедший период. Такой метод изучения травмоопасных участков дает материал для широких обобщений и проведения различных мероприятий общего характера по охране труда.

Топографический метод позволяет изучить причины несчастных случаев на месте. Ме­сто происшествия каждого случая наносится условным знаком на план размещения рабо­чих мест на судне. Выделенный таким образом опасный участок затем изучают моногра­фическим методом и по результатам изучения проводят профилактические мероприятия. Такие наглядные топографические схемы командный состав судна может использовать при проведении инструктажа по технике безопасности с вновь поступившими членами экипажа.

Статистический метод позволяет определить количественную сторону травматизма, а также изучить основные причины, закономерности их проявления по значительному чис­лу фактов. Этот метод дает возможность проанализировать степень обученности и опыт­ности работника, характер травм, а также определить организационно- технические при­чины как в период Коэффициент частоты характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за изучаемый период:

Рассчитываются коэффициенты:

Коэффициент частоты :

где Т – общее количество пострадавших на предприятии за период;

Р – среднесписочное количество работающих на предприятии за тот же период.

Коэффициент тяжести :

г
де Д – суммарное количество дней нетрудоспособности;

Т – число пострадавших.

Метод основан на изучении листков нетрудоспособности, а также актов Н1 и Н2 за какой-либо период времени на предприятии. Этот метод позволяет выявить общую картину, динамику, связи, причины, а также закономерности несчастных случаев.

Сущность экономического метода заключается в определении убытков от травматиз­ма и профессиональных заболеваний с целью выяснения экономического эффекта на разработку и внедрение мероприятий по охране труда.

Все несчастные случаи, происшедшие на предприятиях, подлежат учету, который ве­дется в специальных журналах. Микротравмы, вызвавшие освобождение от работы менее одного дня, регистрируются в журналах оказания доврачебной помощи, которые хранятся в судовых медпунктах, а на судах, где нет медпунктов, - у старшего помощника капитана.

По итогам года администрация предприятия составляет отчет о производственном травматизме, материалом для составления отчета является акт по форме Н-1. Предприятия Минрыбхоза отчитываются по форме 9-Т, которая содержит более 20-ти показателей, не­обходимых для анализа и профилактики травматизма в целом для народного хозяйства. Например, в нее вносят данные о пострадавших на производстве с утратой работоспособ­ности, переведенных на легкую работу. В отчете также указываются основные травми­рующие факторы, причины несчастных случаев, материальные последствия травматизма, затраты на мероприятия по охране труда и др.

Изучение производственного травматизма, выявление причин и предпосылок при об­служивании орудий промышленного рыболовства может вестись по двум основным на­правлениям. Первое из них заключается в построении прогностических моделей риска, связывающих вероятность воздействия на персонал опасных и вредных производственных факторов с техническими характеристиками орудий лова и процессами его обслуживания, и других механизмов. Второе - выявление причин травмирования, связанное с анализом фактических данных, получаемых в ходе расследования зарегистрированных несчастных случаев.

Объективность и глубина информации, получаемые при расследовании, определяются его качеством, которое зависит от уровня подготовки лиц, участвующих в расследовании, и от содержания используемых при этом руководящих документов.

Несчастные случаи являются следствием комбинированного воздействия нескольких одновременно действующих факторов, которые могут быть физическими, но могут исхо­дить из ошибок персонала, т.е. психологическими. Все они возникают из-за ошибок при проектировании и эксплуатации производственных объектов. При расследовании необходимо учитывать факторы случайные и факторы постоянные.

При исполнении обязанностей по трудовому договору работник может получить травму или увечье. Вред здоровью в результате несчастного случая на работе может быть значительным, вплоть до летального исхода. Причины несчастных случаев на производстве тщательно расследуются, виновный привлекается к ответственности.

Несчастный случай на производстве

При этом, исходя из данного законодателем определения понятия несчастного случая, событие признается таковым, если работник травмирован на производственной территории в рабочее время, либо в пути к месту работы, следуя на транспорте работодателя или личном, обязанность использования которого в служебных целях ранее оговорена.

Чтобы на законном основании отнести произошедшее к разряду несчастного случая на производстве, нужно установить:

  • имеет ли отношение пострадавший к процессу производства;
  • имеется ли наступившее событие в перечне происшествий, квалифицируемых как несчастный случай;
  • отвечают ли обстоятельства случившегося - время, место и др. - параметрам, указанным в ст. 227 ТК РФ;
  • произошло ли несчастье с лицом, подлежащим обязательному страхованию от несчастного случая на производстве;
  • имеются ли факторы, заставляющие не связывать произошедшее с производством.

В зависимости от того, какой будет дан по каждому пункту ответ, квалифицируется произошедшее событие. От определения статуса события зависят дальнейшие действия работодателя.

Причины и виды несчастных случаев

Каждое расследование начинается с выяснения, что стало причиной. Для удобства проведения следственных действий основные причины несчастных случаев на производстве разбиты на 4 группы.

  1. Организационные причины несчастных случаев. Связаны с неправильной организацией труда, низкой квалификацией, неумением применять безопасные приемы работы, плохим контролем со стороны руководства, необеспечением средствами индивидуальной защиты и др.
  2. Технические причины несчастных случаев. К ним относят работу с неисправным инструментом, нарушение сроков поверки и ремонта оборудования, неправильный выбор режима работа инструмента.
  3. Санитарно-гигиенические. Наступление чрезвычайных метеоусловий, ухудшение параметров окружающего воздуха (газ, пыль), недостаточная освещенность на рабочем месте, тепловое излучение и т. п.
  4. Психофизиологические. Работа связана с большим напряжением, требует повышенного внимания, приводит к быстрой утомляемости.

Неправильные действия людей, так называемый человеческий фактор, чаще всего приводят к несчастным случаям на производстве.

Наименований видов (типов) несчастных случаев выделено законодателем более десяти. Полный перечень приводится в Приказе Роструда от 21.02.2005 г. №21 (Приложение 5) .

Данный реестр служит обеспечению надлежащего взаимодействия Роструда и его региональных подразделений при организации расследований причин наступления несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Законодатель выделил следующие виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

Легкие несчастные случаи

Легкими несчастными случаями на производстве считаются травмы или полученный вред для здоровья, которые сопровождаются временной утратой трудоспособности на срок не более 60 дней, а также потерей профессиональной трудоспособности не более, чем на 20%. Заключение об этом предоставляет медицинская комиссия.

  • транспортные, полученные на любом виде транспорта, на работе или в пути на работу, с работы, в командировке и т.д. (о производственных травмах по дороге на работу читайте );
  • падение с высоты;
  • обрушение, стен, скал, земли, снега и т.п.;
  • удар движущихся частей машин;
  • попадание инородных тел в естественные отверстия организма;
  • физические перегрузки и перенапряжения при подъеме тяжестей, переноске деталей и предметов;
  • поражение электрическим током;
  • термические ожоги;
  • отравление, вдыхание ядовитых паров, неправильное обращение с опасными веществами;
  • контакт с ядовитыми и опасными животными, насекомыми, растениями;
  • на воде, утопление при падении в воду;
  • вызванные противоправными действиями иных лиц, а также наступлением техногенных катастроф, взрывов, землетрясений, стихийных бедствий;
  • иные.

Работодатель обязан о каждом несчастном случае с тяжелыми последствиями сообщить в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде или дежурную часть Роструда, если событие произошло не в рабочий день.

Заполняя установленную Приказом форму документа, работодатель указывает причину и вид несчастного случая, перечень которых приводится в приложении.

Вопросы, посвященные причинам и профилактике несчастных случаев на производстве, рассмотрены в данном видеоролике

Классификация несчастных случаев

Каждый несчастный случай берется на учет и расследуется (ст. 227 ТК РФ). Последствия, наступившие в результате несчастного случая, подлежат возмещению (о выплатах ФСС при несчастном случае на производстве узнавайте ). Размер возмещения зависит от степени тяжести полученных пострадавшим увечий и травм. Законодателем разработаны система классификации несчастных случаев и перечень причин несчастных случаев, позволяющие вести расследование и определять степень тяжести полученных повреждений.

Классификация по степени тяжести:

  • легкие: уколы, царапины, ссадины и т.п.;
  • тяжелые: переломы, сотрясения;
  • летальные: травмы, несовместимые с жизнью.

Определение степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве проводится в соответствии с перечнем в Приказе Минздрава РФ №160 от 24.02.2005 г. Повреждения, относящиеся к разряду тяжелых:

  • кома;
  • кровопотеря;
  • эмболия;
  • острая недостаточность жизненно важных органов;
  • проникающие ранения черепа, перелом черепа, ЧМТ и т.п.;
  • ранения позвоночника, переломы позвонков;
  • ранения внутренних органов;
  • повреждения крупных сосудов;
  • повреждения не угрожающие жизни, но приведшие к тяжким последствиям, как потеря зрения, слуха, речи, конечностей и др.

Тяжелыми несчастными случаями также считаются происшествия, в результате которых работники получили значительные термические или химические ожоги тела, ожоги дыхательных путей, радиационное поражение, естественное прерывание беременности.

Заключение о степени тяжести производственной травмы выдает специальная комиссия того медучреждения, куда поступает пострадавший.

Классификация по числу травмированных:

  • одиночные, травмирован один человек;
  • групповые, пострадавших больше двух.

Классификация по причинам травм:

  • механические;
  • термические, электрические, химические.

Классификация несчастных случаев используется при проведении расследования обстоятельств. Категорию полученной травмы устанавливают врачи и выдают справку по форме №315/у по запросу предприятия.

Профилактика

Предупреждению несчастных случаев на производстве уделяется первоочередное внимание. Существует целый комплекс, разработанный на основе мониторинга причин производственных травм. Это мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве. По своему характеру и месту реализации они подразделяются на.

Анализ несчастных случаев является одним из основных путей борьбы с травматизмом. Только после выявления истинных причин того или иного несчастного случая появляются возможности для поиска путей исключения или снижения травматизма.
Анализ травматизма и заболеваемости на производстве проводится, как правило, по актам расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, листкам временной нетрудоспособности.
Наиболее распространенный на практике анализ травматизма и заболеваемости - это изучение причин возникновения опасных и вредных производственных факторов.
По сложившейся практике причины травматизма и профессиональных заболеваний принято подразделять на организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические.
Организационные причины травматизма и профзаболеваний целиком зависят от уровня организации труда на предприятии - отсутствие или неудовлетворительное проведение обучения и инструктажа, отсутствие проекта производства работ, несоблюдение режима труда и отдыха, неправильная организация рабочего места, отсутствие, неисправность или несоответствие условиям работы средств индивидуальной защиты, неудовлетворительный надзор за производством работ и т.д.
Технические причины травматизма и профзаболеваний можно характеризовать как причины, не зависящие от уровня организации труда на предприятии, - конструктивные недостатки оборудования, инструментов и приспособлений, несовершенство технологических процессов, средств сигнализации и блокировок и т.д. Эти причины иногда называют также конструкторскими или инженерными.
Санитарно-гигиенические причины связаны с неблагоприятными метеорологическими условиями труда, повышенными уровнями шума,
вибрации, концентрациями вредных веществ в воздухе рабочей зоны, наличием вредных излучений, нерациональным освещением и т.д.
Психофизиологические причины обусловлены физическими и нервно-психическими перегрузками, нервно-эмоциональным перенапряжением, несоответствием условий труда анатомо-физиологическим особенностям работающего, неудовлетворительным психологическим климатом в коллективе и др.
В настоящее время используют два основных метода анализа несчастных случаев - статистический и монографический (клинический).
Статистический метод анализа несчастных случаев базируется на анализе статистического материала, накопленного за несколько лет по предприятию или в отрасли. Он представляет собой совокупность приемов, основанных на целенаправленном сборе, накоплении и обработке информации о несчастных случаях с последующим расчетом статистических показателей. Для этого изучаются несчастные случаи по актам формы Н-1 и другим отчетам предприятий за определенный период времени. Данный метод позволяет определить динамику травматизма и его тяжесть на отдельных участках производства, в цехах, на предприятиях или в отраслях промышленности и выявить закономерности его роста или снижения.
Монографический (клинический) метод заключается в углубленном анализе объекта обследования в совокупности со всей производственной обстановкой. Изучению подвергаются технологические и трудовые процессы, оборудование, применяемые приспособления и инструменты, средства коллективной и индивидуальной защиты.

Особое внимание уделяется оценке режимов труда и отдыха работающих, ритмичности работы предприятия (цеха). При этом выявляются скрытые опасные факторы, способные привести к несчастному случаю.
В настоящее время применяются и другие методы анализа производственного травматизма - экономический, эргономический, психологический, используется также способ моделирования.
На практике для сравнительного анализа травматизма на предприятиях пользуются относительными количественными показателями: коэффициентами частоты, тяжести, нетрудоспособности, смертности и экономическим показателем травматизма.
Коэффициент частоты выражает количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих. Обычно определяется за год:

58. Требования безопасности при производстве геодезических работ на объектах ж/д транспорта

Топографо-геодезические работы на действующей сети железных дорог относятся к категории повышенной опасности и должны выполняться строго с соблюдением правил, инструкций,а также правил и инструкций по технике безопасности. К постоянно действующим производственным факторам при работе на ж/д магистралях относятся:1. Опасные:движение поездов ;специальный подвижной состав (снегоочистители, снегоуборочные и щебнеочистительные машины, и др.);

незащищенные токоведущие части электрооборудования ;неблагоприятные атмосферные явления (молния, ливень, сильный ветер);зона воздушных линий электропередачи ;участки с наличием искусственных сооружений (мосты,тоннели);

2. Вредные:шум, вибрация от подвижного состава ;резкое повышение или понижение температуры, влажности при работе в тоннелях, на мостах ;

темнота в тоннелях в дневное время суток . Производство топографо-геодезических работ на ж/д путях и в полосе отвода ж/д дороги разрешается только при наличии акта-допуска, подписанного начальником станции или начальником дистанции пути.Работы на особо опасных участках выполняютс по наряду допуску

Все работающие на съемке ж/д магистралей должны быть в демаскирующей одежде оранжевого цвета. Руководитель бригады до начала полевых работ должен быть ознакомлен с дополнительными требованиями и условиями безопасности труда,учитывающими местные особенности,указанные в техническо-распределительном акте (ТРА)станции,регламентирующем безопасный и бес-препятственный прием, отправление и проследование поездов на станции, а также безопасность внутристанционной работы,и должен сделать выписку из него, заверенную начальником станции.При выполнении топографогеодезических работ на станции руководитель бригады ежедневно,до начала работ, согласовывает с начальником станции или дежурным по станции место и время работы. Руководитель бригады обязан знать график движения поездов на участке, где проводятся топографо-геодезические работы, и уметь подавать сигналы.

Руководитель топографо-геодезических работ должен постоянно

поддерживать связь с дежурным поездным диспетчером,чтобы использовать «окна», которые предусматриваются для производства ремонта железнодорожных сооружений и устройств на участках с особо интенсивным движением поездов.

Участок производства топографо-геодезических работ должен ограждаться переносными сигнальными дисками «С» (с обеих сторон на однопутных, двухпутных отрезках дорог) независимо от того, ожидается поезд или нет.

Машинист локомотива дает перед знаком свисток, предупреждая этим аботающих о приближающемся поезде. От этих сигнальных знаков на расстоянии 800 – 1500 м устанавливаются желтые переносные сигналы уменьшения скорости. Для установки и охраны переносных сигналов, ограждающих места производства работ на путях,руководитель работ обязан выделять сигнальщиков из числа работников бригады, прошедших дополнительно соответствующий инструктаж по технике безопасности работы сигнальщика. Получив сигнал о подходе поезда по любому пути, все работающие незамедлительно должны сойти с пути на ближайшую обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, убрав на пути весь инструмент.Теодолитно-нивелирные ходы прокладывают по наиболе безопасным местам(бровкам земляного полотна, широкому междупутью–5000 мм при трехпутных или четырехпутных линиях на прямых участках,между осями второго и третьего пути, вдоль малодествующих путей, междупутью на двухпутных линиях до предельных столбиков).Топографо-геодезические работы на электрифицированных участках и при обследовании устройств энергоснабжения, сигнализации, централизации и блокировки(СЦБ) и связи должны выполняться после получения разрешения руководителя эксплуатационного подразделения (участка энергоснабжения,тяговой или понизительной подстанции,электростанции, дистанции контактной сети,сигнализации и связи)в сопровождении и под надзором лица, выделенного руководителем данного подразделения.Все работы в указанных подразделениях должны производиться согласно требованиям сопровождающего лица, призванного наблюдать за соблюдением правил техники безопасности.При работе на станции руководитель топографо-геодезической бригады обязан изучить схемы служебных маршрутов прохода работников станции к рабочим местам.

Для анализа причин НС и ПЗ могут использоваться различные методы. Наиболее часто используемые методы приведены на рис. 2.


Из приведенных на рис.2 методов анализа наибольшую практическую значимость имеют статистические методы анализа.

Вполне очевидно, что абсолютные показатели травматизма не могут дать полного представления об его уровне и динамике при неравнозначном количестве работающих на предприятии, в отрасли или регионе. Поэтому при статистических методах анализа изучается повторяемость и сравнительная оценка НС не по абсолютным, а по относительным показателям. Таких показателей несколько.

Коэффициент частоты производственного травматизма представляет собой отношение числа несчастных случаев N к среднесписочному числу работающих P за отчетный период из расчета на 1000 человек

К ч = 1000 N / P .

Недостатком коэффициента частоты является то, что он отражает лишь количественные показатели уровня травматизма. За пределами анализа остается тяжесть и исход несчастных случаев.

Коэффициент тяжести производственного травматизма представляет собой отношение суммарного числа дней нетрудоспособности D по всем НС N за отчетный период. Он фактически определяет среднюю продолжительность нетрудоспособности НС за отчетный период.

При расчете коэффициентов частоты и тяжести травматизма в них не включают НС с тяжелым (инвалидным) и смертельным исходом. Для оценки и анализа доли таких НС предлагается использовать показатель, определяющий отношение НС с тяжелым (инвалидным) исходом, а также отношение НС со смертельным исходом к общему количеству НС за отчетный период.

В отдельных случаях наряду с коэффициентами частоты и тяжести травматизма для анализа используется и показатель (коэффициент) нетрудоспособности , который раньше называли коэффициентом общего травматизма, а иногда и показателем опасности производства. Он представляет собой произведение коэффициентов частоты и тяжести травматизма

К Н = К Ч. К Т = 1000 D / P

Групповой метод анализа травматизма позволяет произвести анализ травматизма и повторяемость НС по обстоятельствам, профессиям, виду выполняемых работ и используемому оборудованию, характеру повреждения, производственному стажу и т.п.

Топографический метод анализа травматизма позволяет проанали­зировать «топографию» НС. В результате такого анализа визуально (по планам, схемам) выявляются места или участки производства работ, в пределах которых НС происходят наиболее часто. Эта информация позволяет еще раз проанализировать круг причин, которые приводили к НС и наметить меры по их устранению.

Групповой и топографические методы анализа, в том числе позволяют выявить наиболее опасные производственные операции, технологическое оборудование, машины и механизмы и т.п. Для анализа взаимосвязи производственного травматизма, связанного с технологическим оборудованием (процессами), машинами и механизмами используется монографический метод.

Специальные методы анализа травматизма в большей степени используются специалистами для углубленных (научных) исследований. Поэтому мы определим их коротко:

корреляционный метод анализа травматизма (является одним из видов статистического анализа) позволяет установить корреляционные зависимости между показателями травматизма и определяющими его факторами;

Меры безопасности при эксплуатации котлов.

Основные причины взрыва котлов:

1. Резкое снижение уровня воды, приводит к перегреву стенок и снижению прочности конструкции. Предусматривают: - устройства автоматического контроля предельных уровней воды поплавкового типа со звуковой сигнализацией и два водоуказателя. - Устройство автоматического прекращения подачи топлива в горелку.

2. Превышение допустимого давления. Используются: - манометры с красной чертой, - предохранительные клапаны, - разрывные мембраны.

3. Нарушение качества воды (жесткость), что ведёт к отложению накипи, ухудшению теплообмена. Докотловая обработка воды, периодическая чистка до толщины 0,5 мм.

4. Скапливание взрывоопасных газов в топке. Из-за нарушения режима работы тяго-дутьевых устройств. Автоматическое прекращение подачи топлива, при снижении разряжения в топке котла или за ними.

5. Дефекты и неисправности узлов. Подлежат техническому освидетельствованию с участием представителя РосТехНадзора и испытаниям; гидравлические, контроль качества швов. Внутренний осмотр 1 раз в 2 года.

6. Нарушение требований при обслуживании.

Мероприятия: устанавливать в отдельном помещении площадью не менее 200 м 2 . Использовать два выхода, аварийное освещение и обучение персонала с проверкой знаний 1 раз в год.

Методы анализа причин делятся на 2 группы.

1. Прогностические (априорные)

2. Ретроспективые (апостериорные)

Прогностические методы направлены на изучение возможных опасностей и включают моделирование технологических процессов (физическое, математическое), учитывает мнение экспертов, используется логико-вероятностный метод построения дерева причин, при котором исходное событие разбивается на ряд более мелких частных и на нижнем уровне дерева обнаруживается исходное событие. Прогностический метод применяют при проектировании нового оборудования и техпроцессов. Подсчитывается вероятность появления заданного числа травм, то есть составляется прогноз.

Для действующих производств сочетают ретроспективные и прогностические методы.

Ретроспективные методы подразделяются на ряд методов:

Статистический , основанный на использовании статистических данных по травматизму. Данные из актов формы Н-1, формы отчетности предприятия 7-Т. В этом методе используют следующие показатели:

Коэффициент частоты :

где Т- число травм ил несчастных случаев за отчётный период,

Р- численность работающих.

Коэффициент тяжести :

где Д- число дней трудоспособности,

Т – число травм или несчастных случаев.

Коэффициент нетрудоспособности :

Разновидностями этого метода являются групповой и топографический.


При топографическом методе, несчастные случаи условными знаками наносят на план расположения оборудования в цехе или на участке и изучают по месту их происшествия.

Монографический метод основан на детальном расследовании всех обстоятельств несчастных случаев (рабочего места, оборудования, технологического процесса).

При групповом методе травмы группируют по однородным признакам: по возрасту, квалификации, специальности.

Эргономический метод анализа заключается в комплексном изучении системы "Человек – Машина – Среда" с учетом антропометрических данных человека.

Экономический метод основан на определении экономического ущерба от травматизма с целью выяснения экономической эффективности затрат на разработку и внедрение мероприятий по охране труда.

В результате расследования несчастных случаев и опасных ситуаций выявляются их причины: технические; санитарно-гигиенические; организационные; социально-экономические; природно-климатические, психофизиологические (внимание, эмоции, реакции).