Комбатантами называются. Комбатанты

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население , в том числе оккупированных территорий.

Участников вооруженных конфликтов можно условно (разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты ) и несражающиеся (некомбатанты ). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал , корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В тоже время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества .

Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным международным правом как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами согласно Женевским конвенциям 1949 г. признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

Важнейшими вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

  • Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
  • Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
  • Конвенция об обращении с военнопленными;
  • Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Запрещено размещать военнопленных в качестве «военного щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства . В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.

Комбатант (от фр. Combatant - сражающийся) - лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооруженных сил одной из сторон военного конфликта, и имеющее в этом качестве особый юридический статус.

Необходимость чёткого определения обуславливалась тем, что сражающиеся имеют особый статус и связанные с ним особые ответственность и права: «Сражающиеся - это лица, входящие в состав вооружённых сил одной из воюющих сторон и непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. За ними признаётся право применять военное насилие; к ним самим применяется высшая форма военного насилия, то есть физическое уничтожение; попав в руки неприятеля, комбатанты имеют право на обращение с ними, как с военнопленными.

Из этих критериев вытекает, что комбатант является не только субъектом, но и непосредственным объектом военных действий противника, а перестаёт быть таким объектом лишь в случае ранения, взятия в плен».

От К. следует отличать лиц, входящих в состав медицинского и духовного персонала военных формирований (интенданты, работники органов военной юстиции, военные корреспонденты, а также лица, сопровождающие воинские формирования, - рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). К этой категори илиц, именуемых некомбатантами. не применимы меры военного насилия и режима военного плена.

Особый юридический статус установлен для такой категории К., какими являются парламентеры - лица, специально уполномоченные военным командованием данной воюющей стороны или отдельной воинской части на ведение переговоров с военными властями неприятельской стороны.Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага как отличительного признака, выделяющего их из общей массы К. И хотя само по себе выставление (поднятие) белого флага не обязывает противника к прекращению военных действий вообще, все же обстрел парламентерской группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов представляет собой военное преступление. Парламентер не может быть взят в плен, и ему должна предоставляться полная возможность возвратиться на позиции своих войск: лишь в случае, когда имеются опасения в передаче парламентером своей стороне данных, которые могут быть оперативно использованы против неприятеля, он может быть подвергнут временному задержанию. В предоставлении неприкосновенности парламентеру может быть отказано, если имеются доказательства использования им своего исключительного положения в целях военного шпионажа, совершения диверсии или подстрекательства военнослужащих противника к измене своей армии или стране. Командование, направившее такого парламентера, должно быть информировано о происшедшем инциденте.... :


Правовое положение К. не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), под которыми подразумеваются лица, действующие тайно или использующие ложные предлоги для сбора разведывательных данных и других сведений военного характера в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить указанные сведения противной стороне. Лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться, как со шпионом". Если же военнослужащий одной из воюющих сторон занимается сбором сведений на территории, контролируемой другой воюющей стороной, будучи облаченным в "форменную одежду своих вооруженных сил" и при этом "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то таковой не должен рассматриваться как военный шпион, а квалифицируется как военный разведчик, т.е. лицо, обладающее статусом К.

Из-под покровительства норм международного права исключается категория лиц, которые по собственной воле могут принимать участие в военных действиях, не будучи в то же время К. Таковыми являются наемники.Не относятся к категории К., как и к числу наемников, военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.Волосов М.Е.

Некомбата́нты (нонкомбатанты, фр. non-combattants - «не воюющие») - входящие в состав вооружённых сил лица, функции которых сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооружённых сил, и которые имеют право применять оружие только в целях самообороны.

В международном праве некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооружённых сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках.

Понятия "комбатант" и "покровительствуемые лица" являются ключевыми в текстах Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I к ним. Эти понятия не являются противоположными или взаимоисключающими. Комбатант может при определенных условиях стать покровительствуемым лицом, например, когда он будет захвачен в плен.

Несмотря на то, что правила ведения военных действий существуют не одно столетие, определение понятия "комбатант " былопринято лишь в 1977 г., поскольку удалось решить проблему определения принадлежности к личному составу "вооруженных сил". Решение этой принципиально важной проблемы было связано с определением круга лиц, имеющих право на статус комбатанта, а следовательно и право на статус военнопленного в случае захвата.

Как известно до II Женевской Конвенции , принятой Дипломатической конференцией в 1929 г., военнопленные не пользовались защитой Женевского права. Упоминание о них имелось лишь в Гаагском праве. Споры по этому вопросу начались с первыми попытками кодифицировать все правила войны на суше в ходе Брюссельской и Гаагской конференций соответственно 1874 и 1899 гг. Между некоторыми из важнейших военных держав, с одной стороны, и рядом малых и средних государств, с другой, существовали фундаментальные расхождения во взглядах.

Первые хотели, чтобы предоставление статуса комбатанта было ограничено личным составом регулярных вооруженных сил; последние желали распространить, ею на участников движения сопротивления, не обязательно приданых регулярной армии.

Компромисс выработанный в ходе двух вышеназванных конференций, был закреплен в Положении о законах и обычаях сухопутной войны, ставшим приложением к IV Гаагской Конвенции 1907 г., в соответствии с которым "воюющими сторонами" (впоследствии этот термин будет использоваться исключительно при упоминании государств; для обозначения лиц, принимающих участие в военных действиях, станут пользоваться словом "комбатанты ") считались не только солдаты регулярной армии, но также и бойцы военизированных формирований и добровольческих отрядов, которые "отвечали четырем условиям.

1) находились под командованием лица, ответственного за своих подчиненных;
2) имели определенный и явственно видимый издали отличительный знак,
3) открыто носили оружие и
4) соблюдали законы и обычаи войны (Ст. 1).

Два последних условия подлежали выполнению "населением неоккупированных территорий, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие", чтобы его также можно было рассматривать как воюющую сторону (ст. 2). В ходе Женевской конференции 1929 г. вопрос об обращении с военнопленными был отделен от Гаагского права и помещен в сферу действия Женевского права.

Трагический опыт второй мировой войны побудил Конференцию 1949 г. несколько ослабить жесткие условия, изложенные в Гаагском положении. Новые условия, подлежащие соблюдению лицами, претендующими на статус военнопленных, содержали три элемента первостепенной важности: оспаривавшееся ранее предоставление этого статуса участникам "организованных движений сопротивления... действующим на своей территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована"; предоставление того же статуса лицам, "считающим себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой" (например, национального комитета, созданного за рубежом), а также презумпция права на статус военнопленного в случае сомнения (27).

Эти условия, бесспорно, представляли собой крупное изменение ранее действовавшего порядка. Однако некоторые участники Конференции 1974-1977 гг. особенно те, чьи страны пережили в недавнем прошлом иностранную оккупацию или войну за национальное освобождение, в ходе которых регулярным войскам противостояли движения, основанные исключительно или почти исключительно на силах сопротивления, считали, что эти условия все же носят слишком ограничительный характер.

Представители государств, чьи народы в недалеком прошлом участвовали в таких конфликтах, утверждали, что в существовавших условиях единственный шанс на успех движения сопротивления, компенсирующий до некоторой степени техническое превосходство противника, состоял в несоблюдении некоторых жестких правил (прежде всего второго и третьего), закрепленных в Гаагском положении 1907 г. и III Женевской Конвенции 1949 г. После долгих и трудных переговоров, в ходе которых возникала угроза провала всей Конференции, был в конце концов достигнут компромисс, разделивший соответствующие условия на две категории.

Первое и четвертое из традиционных условий стали подлежать применению "вооруженными силами ", т.е. носить коллективный характер; второе и третье условие связывают лиц, входящих в состав этих сил. Вооруженные силы (стороны, находящейся в конфликте) отныне считаются состоящими из "всех вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных... Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов" (п. 1 ст. 43 Протокола I).

Второе и третье из традиционных условий подлежали соблюдению лицами, желающими, чтобы с ними обращались как с "комбатантами ", а следовательно - как с "военнопленными " в случае захвата. Условия стали гораздо более гибкими. Вместо требования иметь определенный отличительный знак говорилось, что "комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению".

Что касается обязанности открыто носить оружие, то было признано, что бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличить себя от гражданского населения; было признано, что он сохраняет свой статус комбатанта, при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие: а) во время каждого военного столкновения, и б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие (п. 3 ст. 44).

Наконец, согласно пп. 1, 2 ст. 45 Дополнительного протокола I, в случае сомнений статус военнопленного, а следовательно, и комбатанта, презюмируется.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.

  • 8. Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права.
  • 10. Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности.
  • 11. Государства как основные субъекты международного права. Особенности правосубъектности федеративных государств.
  • 12. Понятие, правовая природа, виды, формы и способы международно-правового признания.
  • 13. Понятие правопреемства. Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср.
  • Вопрос 15. Заключение международных договоров. Договорная инициатива. Полномочия. Стадии заключения договора. Ратификация договора.
  • 16. Опубликование договора. Регистрация договора. Депозитарий и его функции. Оговорки и их юридические последствия. Поправки. Толкование договора.
  • 17. Действие международного договора: вступление договора в силу, прологация договора. Аннулирование и денонсация. Основания и последствия недействительности договоров.
  • 19. Понятие международного органа. Международные организации: понятие, классификация, юридическая природа, их роль и значение
  • 20. Структура и принципы формирования органов международной организации, процедура принятия решений
  • 21. История создания оон. Устав оон, цели и принципы оон. Бюджет оон. Привилегии и иммунитеты
  • 22. Система органов оон. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности оон. Специализированные учреждения оон. Международный суд оон
  • 23. Региональные организации. Содружество Независимых Государств. Совет Европы. Европейский союз
  • 24. Резолюция международных организаций: понятие, юридическая природа, их место в международной нормативной системе. Концепция мягкого права.
  • 25. Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство рф о государственной границе.
  • 26. Виды территорий по международному праву. Государственная территория.
  • 38. Дипломатические привилегии и иммунитеты
  • 39. Право международной безопасности. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности. Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению. Меры доверия
  • 43. Организационно-правовой и судебный механизм защиты прав человека на международном уровне. Комитет по правом человека. Система докладов. Право граждан на обращение в международные инстанции.
  • 44. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
  • 46. Участники вооруженных конфликтов. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли и летательные аппараты
  • 47. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 49. Режим военного плена; обращение с военнопленными; интернирование
  • 50. Режим военной оккупации. Защита невоенных объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов
  • 52. Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности. Международные трибуналы. Международный Уголовный Суд
  • 54. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности. Правовые основания отказа в выдаче. Международные организации уголовной полиции
  • 56. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим, воды портов, «исторические воды». Правовой режим территориального моря и прилегающей зоны.
  • 57. Правовой режим экономической исключительной зоны и континентального шельфа
  • 58. Открытое море: понятие, свободы открытого моря, правовое положение торговых судов и военных кораблей. Оказание помощи и спасение на море
  • 60. Международные полеты и режим воздушного пространства. Правила полета в воздушном пространстве государств и в международном воздушном пространстве. Правовой статус воздушного судна и экипажа.
  • 61. Регулирование коммерческой деятельности авиакомпаний нормами воздушного права. Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности
  • 66. Международное сотрудничество по специальным вопросам. Международное сотрудничество в области обмена информацией и связи. Международное сотрудничество в области науки, культуры и образования
  • 67. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
  • 68. Признание и исполнение иностранных судебных решений. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
  • 46. Участники вооруженных конфликтов. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли и летательные аппараты

    Комбатанты – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля

    К комбатантам относятся лица , принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды.

    Комбатантами являются также участники национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов, экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

    Некомбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие.

    Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

    Иностранные военные советники и инструкторы – это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил.

    Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

    47. Запрещенные средства и методы ведения войны

    Средства ведения войны - оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику.

    Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

    Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

    Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

    МП запрещает следующие средства и методы ведения войны:

    Яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

    Средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

    Любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

    Мины, мины-ловушки и другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи;

    Любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

    Другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

    Осуществление геноцида на захваченной территории;

    Предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады и т.д.

    Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво.

    Пример: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация.

    В связи с развитием НТП и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в МП вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны.

    Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха.

    Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

    № 48. Понятие жертв войны, общие требования к их защите; правовая регламентация. Дополнительные протоколы 1 и11 к Женевской конвенциям 1949 г.

    Жертвы вооруженных конфликтов - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением. Запрещаются: преднамеренные убийства; нанесение увечья; жестокое, оскорбительное или унижающее человеческое достоинство обращение; преднамеренное причинение телесных повреждений; пытки, истязания, медицинские эксперименты; осуждение и применение наказания без вступившего в силу судебного решения; оставление без медицинской помощи, питания, воды. Особой защитой и покровительством пользуются дети, женщины, престарелые. Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками, подлежащими уголовному наказанию. В 1977 г. в результате большой нормотворческой работы были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Форма дополнительного протокола для этих документов была избрана неслучайно. Они имеют силу только для тех государств, которые их подписали и ратифицировали. Дополнительные протоколы необязательны для стран, их не подписавших. Последние остаются связанными только положениями Женевских конвенций. Эти протоколы следует рассматривать как уточнение и дополнение Женевских конвенций, в них решаются новые вопросы, а также те вопросы, которые были недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях. С помощью протоколов устранен искусственный, не соответствующий современным условиям разрыв между нормами, гарантирующими защиту жертв войны, и нормами, которые касаются средств ведения войны.

    Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Подобно Женевским конвенциям, Протокол I обязывает воюющих соблюдать его и обеспечивать его соблюдение. Поэтому любые отклонения от предписаний Протокола I не могут быть оправданы ссылкой на военную необходимость. Протокол применяется к ситуациям вооруженного конфликта международного характера. Эти ситуации включают также национально-освободительные войны.

    Учитывая опыт вооруженных конфликтов, Протокол I, подтверждая принципы Брюссельской конвенции 1874 г., устанавливает, что право сторон выбирать методы или средства войны не является неограниченным. Исходя из этой правовой формулы воюющим запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Значительная по объему статья закрепляет недопустимость вероломства.

    Протокол II по сфере действия, разработанности и объему значительно отличается от Протокола I. Вместе с тем он устранил существовавший пробел в регулировании общественных отношений, связанных с военными действиями внутри территории какого-либо суверенного государства.

    Одна из специфических черт международного гуманитарного права состоит в том, что в его развитии и реализации важная роль принадлежит общественным организациям и прежде всего Движению Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения.

    На международном уровне они объединены в Лигу обществ Красного Креста и

    Красного Полумесяца. Высшим органом Движения является Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Международный Комитет Красного Креста (МККК) в рамках Движения обладает собственным статусом и официально признан Женевскими конвенциями.

    Состоит он из швейцарских граждан. МККК осуществляет наблюдение за соблюдением международного гуманитарного права, оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов, содействует распространению знаний о международном гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.

    ащита раненых и больных распространяется на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

    Воюющие стороны обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о захоронениях сообщается МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

    Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

    Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных.

    Некоторая специфика защиты раненых и больных приобретает в случае морской войны. Соответствующие нормы в этом случае распространяются также на потерпевших кораблекрушение. Особое значение при этом имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями.

    от франц. combattant воин, боец)

    в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых др.), а также ополчений, партизанских отрядов и др.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    КОМБАТАНТЫ

    от франц. combattant - воин, боец), в международном праве - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях. К. являются: личный состав вооруженных сил (кроме лиц медицинского и духовного персонала); личный состав ополчений, добровольческих отрядов и организованных движений сопротивления, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный и явственно видимый отличительный знак, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; лица, не входящие непосредственно в состав вооруженных сил, но следующие за ними и обслуживающие их; экипажи судов торгового флота и гражданской авиации; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгающимся врагом, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны. Международное право в качестве К. рассматривает и бойцов вооруженного конфликта немеждународного характера, борющихся за осуществление права народа на самоопределение. Лит.: Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. М., 1995; Кальсховен Ф. Организация методов и средств ведения войны. М., 1994; Арцибасов К.Н. Международное право (законы и обычаи войны). М., 1975; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1963. Вып. 16; Мулинен Ф. Право войны: Руководство для вооруженных сил. Изд. МККК, б/г.