Как развивается институт политического убежища. Разработал

  • 1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
  • Заключение
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 9.3. Институт политического убежища в России

    Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения - одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей из древних Афин (остракизм) находивших убежище в других греческих государствах - полисах).

    Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

    Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

    Право на политическое убежище имеет различные ограничения:

    “Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

    Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.

    Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г.Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации.

    Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, -Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

    В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

    Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище ).

    Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

    Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г . убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

    Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

    Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”).

    Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

    Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

    Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также пере­дача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нор­мы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

    Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

    "

    Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения — одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей из древних Афин (остракизм) находивших убежище в других греческих государствах — полисах).

    (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

    Право на политическое убежище имеет различные ограничения:


    “Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

    Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.

    Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г.Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации.

    Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.


    В международном праве под политическим убежищем принято понимать

    В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает

    дипломатическое убежище ).

    Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

    Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г . убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.


    Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

    Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”).

    Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

    Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также пере­дача осужденных для отбывания наказания в других государствах.
    о возможно на основе федерального закона или международного договора России. В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нор­мы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

    studfiles.net

    Политическое убежище - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и инымоснованиям подобного рода.
    Становление института права убежища было непростым и долгим.
    Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию "Убежища в международном публичном праве".
    ней право убежища было определено следующим образом: "Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком - либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет".
    Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках ООН. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.
    Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставленное каким - либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".

    В международной практике государств известны две формы убежища : территориальное и дипломатическое.
    Убежище территориальное - предоставление государством какому - либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.
    r /> Убежище дипломатическое - предоставление какому - либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле. Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.
    Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст.41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что "помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права". Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.
    r /> Признанно, что право убежища является институтом , основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер . Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.
    Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.
    По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:

    · высылка является административно - правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;

    · высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;


    · высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача - лишь при условии наличия требования о выдаче.

    Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства , а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства. Такая просьба представляет собой попытку выйти из под юрисдикции своего государства противоправным способом.
    В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
    Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено :

    · лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);

    · уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);


    · уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

    · лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

    В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.

    В РФ – ст. 63 Конституции говорит об убежище. Согласно ст. 89 Конституции Президент решает вопрос о предоставлении политического убежища.

    studopedia.ru

    Ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

    1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

    2. Это право не может быть использовано в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

    Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 с изм.


    Причем преследование должно быть направлено против самого лица!

    Отказ (п.5 Положения)

    Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

    лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

    лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

    лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

    лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

    лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

    лицо представило заведомо ложные сведения;

    лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

    лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Утрата (п. 6 Положения)

    Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

    возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

    выезда на жительство в третью страну;

    добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

    приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

    Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

    Лишение (п. 7 Положения)

    Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

    Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

    Порядок рассмотрения вопросов политического убежища (п.п. 8-17)

    Ходатайство гражданина à ТО ФМС à ФМС à МИД, МВД, ФСБ à ФМС à Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ à Президент РФ.

    1. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу. На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории Российской Федерации. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

    2. Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

    3. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

    4. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

    5. Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

    6. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    7. Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

    В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

    Правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев в РФ и соотечественников за рубежом

    megalektsii.ru

    Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): «Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем».

    Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

    Право на политическое убежище имеет различные ограничения. Оно не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

    Часть 1 статьи 63 Конституции РФ также предусматривает предоставление в Российской Федерации политического убежища. Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации».

    Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанцией, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД РФ , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, — Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в России, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    В международном праве под предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

    В свою очередь, преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

    Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище ). Применительно ко второму случаю следует иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

    Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

    Из этого следует, что индивид может просить Россию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

    Россия вправе в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статуса лицам, получившим такое убежище.

    Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

    Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

    Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором РФ.

    Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

    cyberpedia.su

    Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения — одно из древнейших прав человека.

    Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14)˸ ʼʼКаждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищемʼʼ.

    Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

    Право на политическое убежище имеет различные ограничения. Оно не должна быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

    Часть 1 статьи 63 Конституции РФ также предусматривает предоставление в России политического убежища. Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в России и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 ʼʼОб утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Россииʼʼ.

    Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента России. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанцией, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, — Комиссия по вопросам гражданства при Президенте России. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в России, а также членам ᴇᴦο семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

    В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

    referatwork.ru

    Наряду со статусом беженца, временным убежищем иностранные граждане и лица без гражданства, приезжающие в Российскую Федерацию, могут получить политическое убежище.

    Политическое убежище – это право въезда и пребывания, предоставляемое государством иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые обратились с соответствующей просьбой к данному государству.

    Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется в соответствии с указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года, в котором утверждено Положение. В данном Положении сказано, что политическое убежище в России предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от реальной угрозы или преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащими демократическим принципам, признанным мировым сообществом, а также нормам международного права.

    Ходатайство о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы ФМС России. Иностранные лица, а также лица без гражданства, которые желают получить политическое убежище в России, обязаны в течение 7 дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, которые не позволяют им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства. Обращаться необходимо лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в письменном виде.

    Документы, необходимые для получения политического убежища

    — паспорт иностранного гражданина или иной документ, удостоверяющий личность (однако не предоставление документов, удостоверяющих личность, не может служить основанием для отказа в приеме ходатайства);

    — две личные фотографии в черно – белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора (головной убор допускается, если он не скрывает овал лица, тем гражданам, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головного убора);

    — ходатайство о предоставлении политического убежища.

    Ходатайство заполняется на русском языке. Если заявитель не может заполнить ходатайство самостоятельно, то оно заполняется ответственным сотрудником территориального органа ФМС. Подпись заявителя в ходатайстве заверяется уполномоченным на это сотрудником территориального органа ФМС России. После заполнения ходатайства с заявителем проводится опрос и заполняется анкета, являющейся составной частью ходатайства. Если необходимо, то с заявителем могут быть проведены дополнительные индивидуальные собеседования.

    После подачи ходатайства заявитель в обязательном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию в установленном порядке.

    Порядок действий при получении политического убежища

    В течение 7 дней с момента прибытия на территорию РФ, либо с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного проживания, иностранные граждане и лица без гражданства должны обратиться лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с ходатайством.

    Заявитель вправе приложить любые документы в обоснование своего ходатайства.

    Сотрудник территориального органа ФМС, ответственный за прием ходатайства, принимает документы, делает ксерокопии документов, удостоверяющих личность заявителя, проверяет тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе. После этого сотрудник ФМС проводит опрос заявителя и заполняет анкету. После заполнения анкеты и небольшого перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование.

    Ходатайство, опросные листы, анкета и другие документы формируются в личное дело заявителя. Личному делу присваивается номер.

    В случае принятия ходатайства к рассмотрению выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ в связи с рассмотрением ходатайства данного лица о предоставлении политического убежища.

    Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории России.

    Если имеются достаточные основания для рассмотрения ходатайства, то его направляют в ФМС России. Днем принятия ходатайства к рассмотрению считается день поступления в ФМС России всех необходимых документов.

    После получения заключений МИД России и ФСБ России ФМС России направляет ходатайство и все необходимые документы со своими заключениями в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ. Срок рассмотрения ходатайства в ФСБ России, в ФМС России и в МИД России не должен превышать 1 месяца в каждом органе.

    В случае подписания Президентом РФ Указа о предоставлении лицу политического убежища ФМС России в течение 7 дней со дня издания такого Указа уведомляет лицо через территориальные органы о принятии решения.

    Предоставление политического убежища также распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии того, что они согласны с ходатайством. Согласие детей в возрасте до 14 лет не требуется.

    Лицу, которое получило политическое убежище, а также членам его семьи территориальный орган ФМС России по месту обращения с ходатайством выдает Свидетельство о предоставлении политического убежища. Затем территориальный орган ФМС России оформляет лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи вид на жительство.

    Если Президент РФ отклоняет ходатайство, территориальный орган ФМС России вручает, либо направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории страны регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан, а также лиц без гражданства на территории России.

    Кому не может быть предоставлено политическое убежище

    1. Лицу, которое преследуется в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного пребывания за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением.

    2. Лицу, привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу.

    3. Прибывшему из третьей страны, где ему преследование не грозило.

    4. Прибывшему из страны, с которой Россия имеет соглашении о безвизовом пересечении границы.

    5. Лицо предоставило заведомо ложные сведения о себе.

    6. Лицо прибыло из страны, в которой имеются развитые и устоявшиеся институты в области защиты прав человека.

    7. Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

    8. Причины, по которым лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного пребывания, носят экономический характер, либо причинами является голод, эпидемия, чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера.

    Лишение политического убежища

    Право на политическое убежище утрачивается:

    — если лицо вернулось в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

    — лицо выехало на жительство в третью страну;

    — лицо добровольно отказалось от политического убежища;

    — лицо приобрело гражданство РФ или гражданство другой страны.

    Политическое убежище утрачивается по решению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению ФМС России на основании заключений ФСБ России и МИД России.

    Причинами лишения лица политического убежища также могут быть:

    — государственная безопасность;

    — деятельность лица, противоречащая целям и принципам ООН;

    — совершение лицом преступления.

    Все необходимые документы для получения политического убежища вы можете скачать на нашем сайте. (Документы для политического убежища)

    Институт политического убежища в России.

    Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения - одно из древнейших прав человека.

    Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14)˸ ʼʼКаждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищемʼʼ.

    Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

    Право на политическое убежище имеет различные ограничения. Оно не должна быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

    Часть 1 статьи 63 Конституции РФ также предусматривает предоставление в России политического убежища. Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в России и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 ʼʼОб утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Россииʼʼ.

    Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента России. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанцией, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте России. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в России, а также членам ᴇᴦο семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

    В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

    Институт политического убежища в России. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Институт политического убежища в России." 2015, 2017-2018.

    АННОТАЦИЯ

    В статье рассматривается понятие право убежища, классификация его форм и содержание. Анализируются источники международного права, а так же международные и российские нормативно-правовые акты и функционирование института права убежища. Рассматривается правовое закрепление права убежища в Российской Федерации.

    Ключевые слова: международное право, институт право убежища беженцы, территориальное убежище, нормативно - правовые акты.

    Нормы международного права закрепляют, право предоставлять государствам политическое убежище определенному кругу лиц, обязанность других государств уважать это право. Право убежища является институтом международного и национального права. Каждое государство в праве само решить, кому предоставить убежище. Можно указать, что право убежища - это право государств разрешить въезд и проживание на своей территории лицу, которое преследуется в своей стране за политические или другие права. Основой данного права является суверенитет.

    Право убежища встречается на всех этапах развития государства и права. Как развивается государство, так и развивается право, меняя свое содержание и выступая в разных формах.

    Предоставление права убежища государствами является мирным, не должно противоречить другим международным актам, другие госу­дарства не должны воспринимать это как недружественный акт. После того как государство предоставило убежище, оно должно гарантировать безопасность т. е. невыдачу и невысылку лица из территории данного государства, а так же гарантировать основные права и свободы. Государ­ство обязано следить за деятельностью тех лиц, кому было предоставлено убежище, чтобы деятельность не противоречила целям и принципам ООН .

    Международные правовые нормы, как институт права убежища включают в себя положения об общем порядке и о конкретных пред­писаниях определении категории лиц. Положения об общем порядке включает в себя предоставление политического убежища таким лицам, как например политические эмигранты.

    Конкретные предписания включают в себя предписания, в которых предоставление убежища осуществляется в бесспорном порядке, например лицам, борющимся за национальное освобождение.

    Часто ставится вопрос о юридических основаниях права убежища. Эту проблему выделяют различные авторы. Одни авторы полагают, что основанием будет являться признание за физическим лицом качества субъекта международного права. Другие ссылаются на основу в качестве основных прав и свобод человека. И наконец, третьи считают наличие специальных норм о праве убежища во внутригосударственном законо­дательстве .

    Институт международного права в 1950г. принял одну из первых универсальных норм об убежище, приняв резолюцию «Убежище в международном публичном праве» . Резолюция состоит из преамбулы и четырех глав (10 статей).

    Дальнейшие же вопросы об предоставление убежища рассматри­вались в рамках ООН. Положения об этом институте были включены, в частности, во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Декларацию о территориальном убежище 1967 года. В этих документах было закреплено право не только для конкретной категории лиц, так же право убежище было зафиксировано для борцов против колониализма. В этих документах так же было отмечено, что право пользоваться убежищем имеют все лица за исключением иностранцев преследуемых за уголовное преступление. Между тем в этих же документах отмечается, что нельзя предоставлять убежище лицам, которые предают интересы своих народов, преследуют свои узкокорыстные интересы, нарушают принципы Устава ООН. Это можно объяснить тем, что право убежище как институт базируется на государственном суверенитете и носит политический характер.

    Следует обратить внимание, что одним из признаков права убежища является наличие в каждом случае заявления или прошения со стороны лица, о предоставлении политического убежища.

    Одним из основных вопросов остается круг лиц, которые могут получить политическое убежище.

    Известны две формы убежища:

    1. Территориальное

    2. Дипломатическое

    Территориальное убежище подразумевает собой возможность укрыться от преследования на своей территории. Предоставляется госу­дарством какому-либо лицу.

    В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище .

    Убежище может быть предоставлено:

    1. Лицам, которые совершили международное преступление, например военный преступник.
    2. Лица, которые совершили уголовное преступление, например угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов.
    3. Лица, которые совершили уголовное преступление, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними догово­рами государств о выдаче.

    Дипломатическое убежище - предоставление государством, какому- либо лицу убежища не только на территории государства, но и в дипломатических зданиях, на бортах военных кораблей, баз, воздушных судов и т. д. Многие считают дипломатическое убежище неприемлемым и неправомерным. Оно признаётся лишь в странах Латинской Америки.

    Предоставление дипломатического убежища противоречит п. 3 ст. 41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что «помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права» .

    Однако в 1927 году вырабатывался проект конвенции о диплома­тическом убежище. Это проект положен в основание конвенции о дипломатическом убежище, которая была принята в 1928 г. на шестой панамериканской конференции в Гаване. В данной конвенции разре­шалось предоставлять убежище на военных кораблях, лагерях и самолётах политическим правонарушителям.

    По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на четыре группы:

    1. Государства, которые не признают и не практикуют его.
    2. Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют.
    3. Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории.
    4. Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставление на своей территории (некоторые государства Латинской Америки, Греция).

    В соответствии с нормами международного права можно выделить следующие основные черты права убежища:

    1. Каждое государство может предоставлять политическое убе­жище на своей территории на основании государственного суверенитета.
    2. Каждый человек имеет право на политическое убежище.
    3. Каждое государство может само оценивать основания для предоставления политического убежища.
    4. Убежище не может быть предоставлено в случае преследования за совершение неполитического преступления или деяния, противоре­чащего целям и принципам ООН.
    5. Государство, которое предоставляет политического убежище обязано гарантировать безопасность.

    Таким образом, право убежища – это суверенное право государства предоставлять лицу, преследуемому по мотивам, определенным международным правом, право безопасного проживания на своей территории, а также гарантия такому лицу прав и основных свобод со стороны государства-убежища.

    Список литературы:

    1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (Дата обращения 20.03.2019).
    2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (Дата обращения 20.03.2019).
    3. Декларация о территориальном убежище (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14.12.1967 г.) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15557#01681507169883596 (Дата обращения 20.03.2019).
    4. Конвенция о статусе беженцев (заключена в г. Женеве 28.07.1951) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15154#09977175572328745 (Дата обращения 20.03.2019).
    5. Бирюков П.Н. Международное право: учебник / П.Н. Бирюков. - Москва: Изд-во Юрайт, 2011. - 793 с.
    6. Галенская Л.Н. Право политического убежища (международно-правовые вопросы) / Л.Н. Галенская. - Москва: Международные отношения, 1968. - С. 93.
    7. Дурденевский В. Международное право: учебник для юридических институтов и факультетов / В. Дурденевский, С. Крылов. - Москва, 1948. - С. 299.
    8. Захаров Н. Курс общего международного права / Н. Захаров. - Петроград: Типография Д.П. Вейсбрут, 1918. - С. 271.
    9. Колосов Ю.М. Международное право. – М., 2005.
    10. Лисовский В.И. Международное право / В.И. Лисовский. - Москва, 1970. - С. 133.
    11. Селиваненко В.О. Основные черты права убежища Вестник ТИСБИ. 2000. № 4.
    12. Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.icrc.org/applic/ihl/ihl.nsf/INTRO (Дата обращения 20.03.2019).
    13. Гуриц С.Д. Основания привлечения к трудовой занятости военнопленных // История государства и права. 2015. N 9. С. 35‑39.
    14. Кремнев П.П. Участники международных вооруженных конфликтов: еще раз о правовом статусе // Российский юридический журнал. 2016. N 5. С. 48‑60.
    15. Кузьминых А.Л. Международно-правовое регулирование режима военного плена и интернирования во второй половине XIX - первой половине XX в. // Военно-юридический журнал. 2014. N 9. С. 19‑27.
    16. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.

    Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения - одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей из древних Афин (остракизм) находивших убежище в других греческих государствах - полисах).

    Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

    Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

    Право на политическое убежище имеет различные ограничения:

    “Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

    Часть 1 статьи 63 Конституции РФ предусматривает предоставление в России политического убежища.

    Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации.

    Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

    В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

    Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище ).

    Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

    Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г . убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

    Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

    Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”).

    Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

    Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

    Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также пере­дача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нор­мы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.