Как найти ошибку в причастном обороте егэ. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В задании №7 ЕГЭ по русскому учащимся нужно распределить предложения в соответствии с допущенными в них видами ошибок. Сложность заключается в том, что предложений больше, чем вариантов ошибок, и просто угадать верный ответ невозможно, поэтому нужно хорошо разбираться в правилах построения предложений. За верное выполнение седьмого задания можно получить целых пять первичных баллов, поэтому ошибаться в нем нежелательно.
Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку
Давайте рассмотрим те ошибки, которые предлагается найти в экзаменационном задании.
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Никогда нельзя включать определяемое слово внутрь причастного оборота: «туристы, приехавшие в город», или «приехавшие в город туристы», но не «приехавшие туристы в город». Также причастие всегда должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: не «комнаты, обставленными мебелью» а «комнаты, (какие?) обставленные мебелью».
Нужно обратить внимание на случаи: «одно из писем, написанное мной» - в данном случае причастие согласуется со словом «одно», но «прочитав ряд писем, написанных ею» - вопрос к причастию задается от слова «писем».
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному общему подлежащему: «уходя из дома, мной всегда выключается свет» - неверный вариант, так как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно. Правильно: «уходя из дома, я всегда выключаю свет».
- ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя соединять союзом «и» слова, являющиеся разными частями речи, а также ставить его между причастным оборотом и словом «который». «Недалеко от дома мы увидели и познакомились с новыми соседями» - неправильно; верный вариант – «недалеко от дома мы увидели новых соседей и познакомились с ними». Также неверно «Книга не только предназначена для детей, но и для их родителей», а правильно «Книга предназначена не только для детей, но и для их родителей».
Еще один пример: «Мальчик, сидевший за столом и который красиво рисовал» - неверно, а «мальчик, который сидел за столом и красиво рисовал» - верно.
- ошибки в построении предложения с несогласованным приложением
В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» - неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».
При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).
- неправильное употребление падежной формы существительного
Предлог | Падеж существительного | Пример |
---|---|---|
Благодаря | Дательный | Он действовал согласно правил – неправильно |
Согласно | Он действовал согласно правилам - правильно | |
Вопреки | ||
Подобно | ||
Наперекор | ||
Наперерез | ||
По (в значении «после») | Предложный | По прибытию домой она позвонила бабушке – неправильно |
По прибытии домой она позвонила бабушке - правильно |
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
- Указывать на что-то
- Оплатить что-то
- Признаться в чем-то
- Уделять внимание чему-то
- Поражаться чему-то
- Упрекать в чем-то
- Напоминать что-то
- Отзыв о чем-то
- нарушение связи между подлежащим и сказуемом
Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» - в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
- неправильное построение предложения с косвенной речью
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» - неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» - правильно.
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» - ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» - верный.
- ошибка в построении сложного предложения
Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» - в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» - лишний союз «но».
Алгоритм выполнения задания
- Исключаем предложения, в которых нет грамматических ошибок.
- Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена.
- Записываем правильный ответ.
Разбор типовых вариантов задания №7 ЕГЭ по русскому языку
Седьмое задание демонстрационного варианта 2018
Установите соответствие между грамматическими и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления художественной ценности искусства. |
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. |
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. |
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. |
6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. |
|
7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». |
|
8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. |
|
9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции. |
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 6 и 7.
- предложении 2 мы видим нарушение в построении предложения с причастным оборотом; правильно – У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов . В предложении 4 – нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; правильно: После окончания школы мой друг поступил на завод, где он за короткое время приобрел квалификацию токаря . В пятом предложении нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; правильно – По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова. В предложении 8 - неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; нужно – Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям . Предложение 9 - неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; правильно - Употребляя букву «ъ» на конце слов в XIX веке, люди лишь отдавали дань традиции .
- Записываем правильный ответ:
Первый вариант задания
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Марко Поло (1254-1324) - венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая. |
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью | 2) Решая задачу, ему было трудно. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. |
5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. | |
6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого. | |
7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. | |
8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. | |
9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия. |
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 7 и 9.
- Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена. В предложении 2 мы видим неверно употребленный деепричастный оборот «решая задачу»; в предложении 4 – неправильно согласованное приложение (должно быть «кремом «Софья»). В шестом предложении допущена ошибка в связи между подлежащим и сказуемым; правильно – те, кто не жалеет труда, обычно достигают многого , или же – тот, кто не жалеет труда, обычно достигает многого . Словосочетание «Андрей сказал » указывает косвенную речь, которая неправильно построена в предложении 5 ; нужно – Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим его в покое . Осталось предложение 8 и ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Записываем правильный ответ:
А | Б | В | Г | Д |
---|---|---|---|---|
6 | 5 | 4 | 2 | 8 |
Второй вариант задания
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить. |
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. |
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 4) Близких нужно любить и заботиться. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) Там нарисовано деревня, река и лес. |
6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам. | |
7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье. | |
8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции | |
9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках. |
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Таковыми являются варианты 2, 7, 8 и 9.
- В первом предложении мы видим неверное употребление деепричастного оборота; получается, что чтение книг изучает иностранные языки. Правильный вариант: при изучении иностранных языков помогает … В третьем предложении выходит, что публикации, а не зодчие, жили в восемнадцатом веке – допущена ошибка в причастном обороте. Правильно: ..публикации архивных материалов о московских зодчих, живших … В пятом предложении нарушена связь между подлежащим и сказуемым. В шестом предложении неверно употреблена падежная форма существительного с предлогом; верный вариант – «по окончании », а в четвертом допущена ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Записываем правильный ответ:
А | Б | В | Г | Д |
---|---|---|---|---|
1 | 5 | 6 | 3 | 4 |
Третий вариант задания
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников». |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел. |
В) неправильное построение предложения с косвенной речью | 3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания |
6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль. | |
7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые. | |
8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид. | |
9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи - собственным выживанием и продолжением рода. |
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Верно построенные предложения: 5, 6, 8 и 9.
- В первом предложении видно не согласованное приложение; правильно – на большой спортивной арене стадиона «Лужники» или просто «на большой спортивной арене «Лужников» . Второе предложение – образец неправильного употребления падежной формы существительного с предлогом; правильно – благодаря прививкам . Третье – ошибка в косвенной речи, четвертое – в построении предложения с деепричастным оборотом. В седьмом предложении допущена ошибка в построении предложения с однородными членами; верный вариант – Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высокие и раскидистые (или же «высоки и раскидисты»).
- Записываем правильный ответ:
А | Б | В | Г | Д |
---|---|---|---|---|
1 | 4 | 3 | 2 | 7 |
Задание № 7.Грамматические ошибки
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно (чему?) расписанию
Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях: Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
(никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)
Она работает на « Заре» (П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых: Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом: Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей (верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей). Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог: Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив: Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Правильное употребление деепричастного оборота:
Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.Например:Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение. Например: Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ. Например: Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота : Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием). Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Например:
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).
Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например: Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).
7.Неправильное построение предложения с косвенной речью Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Примеры. Неверно: Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).
Верно:Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»
В журнале "Русский язык" (№1 2015 г.) ИД "Первое сентября" опубликованы дидактические материалы для подготовки к выполнению этого задания. Авторы рекомендаций Е.А.Гингель и А.Г.Нарушевич.
В новой демоверсии* КИМов единого государственного экзамена по русскому языку 2015 г. изменен формат ряда заданий, одно из них теперь выглядит следующим образом.
Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения |
Грамматические ошибки |
А. Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. Г. Благодаря повышения уровня обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей. Д. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном» |
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами. 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
В предшествующей демоверсии в аналогичном задании необходимо было указать в ответе номер одного из 4-х предложений, в котором нарушена синтаксическая норма. В новой версии задания 5 предложений, и в каждом из них содержится грамматическая ошибка. Выпускнику необходимо выявить ошибки и понять их причину, затем установить соответствие, при этом в перечне ошибок предложено не 5 вариантов, а 7, что, безусловно, затрудняет выполнение задания. Чтобы выявить нарушенную норму и верно «поставить диагноз», нужно хорошо разобраться в том, что собой представляет каждая из семи позиций второго столбца задания.
Кодификатор фиксирует умения выпускников, в том числе и умение выполнять различные виды анализа:
Оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
Разграничивать варианты норм, преднамеренные… нарушения языковых норм**.
И при выполнении задания 25 (часть 2, сочинение-рассуждение) весьма важно умение «применять в практике речевого общения основные… грамматические нормы современного русского литературного языка» и «редактировать собственный текст».**
Неудивительно, что задание № 7 экзаменационной работы отнесено к высокому уровню сложности. За его верное выполнение можно получить 5 из максимальных 55 первичных баллов.
В Спецификации сказано: «За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение».
Таким образом, для учеников важно приобрести умение увидеть ошибку (нарушение литературной нормы); умение исправить ошибку в сочинении; назвать вид ошибки из предложенного списка, выполняя задание № 7.
А для учителей еще более актуальной стала задача находить и использовать действенные методы и приемы, чтобы научить детей видеть ошибки и понимать причину, вызывающую их (задание № 7), а в сочинении – исправлять различные виды ошибок, т.е. редактировать собственный текст.
Для экспертов важно объективно оценить работу ученика.
Если приемы выявления ошибок, их причин, а также виды правки станут привычными, превратятся в устойчивый навык, то и выполнение рассматриваемого задания, и работа над языком сочинения-рассуждения будут более эффективными.
Мы предлагаем материал, который поможет учителям подготовить учеников к выполнению этого задания и будет способствовать совершенствованию речевой культуры выпускников. Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок: необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками. Рассмотрим типичные виды синтаксических ошибок.
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
При употреблении падежных форм существительных с предлогом часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины ); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов );
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );
3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в теннис (правильно: партнер по игре в теннис ).
После предлога по в значении « после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки – в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу.
2. Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.
Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».
Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты». Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».
Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.
3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Например: Те , кто согласился с этим решением, об этом пожалел (правильно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели ). Здесь главное предложение « перебивается» находящимся внутри него придаточным. При подлежащем главного предложения в конструкциях те, кто и все, кто сказуемое ставится во множественном числе: те пожалели .
В придаточном предложении относительное местоимение кто употребляется с глаголами в форме единственного числа: кто согласился? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе.
4. Нарушение способа выражения сказуемого, например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы.
5. Ошибки в построении предложения с однородными членами :
1) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно: …не только в газетах, но и в глянцевых журналах );
2) неправильное расположение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране );
3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу (правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу );
4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок (правильно:…А.Пушкина, С.Есенина, А.Блока );
5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должно требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.
Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?).
Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее .
6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: … человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду… или … человек, который знал себе цену и никому не давал себя в обиду ).
6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой (неверно выбран падеж причастия; правильно: …по улицам (каким?), заросшим… ).
Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете… или Опубликованная в газете статья…).
7. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Воробьевы горы (я приехал и отправился ).
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… );
2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно: Когда я приехал в Москву… );
3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой рабочие проверяют оборудование. )
8. Ошибки при построении сложного предложения, например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился – придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.
9. Неправильное построение предложения с косвенной речью , например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю – при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает , а не просто предполагает .
Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе.
Грамматика русского языка интересна и сложна. В школьной программе множество пластов из синтаксиса, морфологии, словообразования, которые трудно воспринимаются обучающимися. Нарушение в построении оборотом - одна из распространенных ошибок, допускаемых учениками.
Понятие о причастии
Причастием называют часть речи, совмещающую морфологические признаки и имени прилагательного, и глагола. Слова, которые относятся к причастию как к части речи, отвечают на вопрос прилагательного какой? , а также, из-за близкой глаголу семантике, на вопросы что делающий?, что сделавший? Например, мальчик (какой? что делающий?) поющий, зайчик (какой? что сделавший?) прыгнувший.
Причастие имеет постоянные глагола: вид, время, возвратность - и непостоянные признаки прилагательного: число, род, падеж.Уникальный признак причастий
Постоянным, уникальным признаком причастий является разряд - действительный или страдательный. Слово относится к разряду действительных причастий, если в нем есть семантика совершения действия самим предметом: летающий - летает сам, живший - жил сам, смотрящий - смотрит сам, лежавший - лежал сам . Когда по семантике слова видно, что действие совершается не самим предметом, а происходит в результате постороннего воздействия, тогда слово относится к страдательным причастиям. Рядом со страдательными причастиями можно употребить местоимение или существительное в творительном падеже: рассказанный кем-то, завезенный туристом, закрытый ветром, читаемая учеником .
Словосочетание с причастием
Существуют некоторые особенности построения словосочетаний и предложений с причастием.
Причастие согласуется с именем существительным или местоимением так же, как и прилагательное: в числе, роде, падеже. Например, блистающее море , из-за разрушающего ветра , с улыбающейся девочкой , по раскачивавшимся веткам . Для правильной постановки окончания в причастии нужно задать к нему вопрос от главного слова: дом (какой ?) обваливший ся, по морю (какому ?) бушующему , о волне (какой ?) бегущей . Имя существительное (местоимение) с причастием связаны по принципу согласования, где зависимое слово уподобляется главному в числе, роде, падеже.
Понятие о причастном обороте
Синтаксическая роль причастий подобна роли имен прилагательных: часто они бывают определениями, реже - частью именного сказуемого. В предложении причастие зависит от имени существительного или местоимения: дерево (какое?) растущее, оно (какое?) посаженное. Если причастие выступает в роли главного слова, то есть от причастия зависят другие слова, то появляется причастный оборот.
Пример и определение: построенный (когда?) вчера, поющий (как?) громко, значит, причастный оборот - причастие со своим зависимым словом. Причастный оборот в предложении обособляется (выделяется запятыми), если следует за своим главным словом или относится к личному местоимению: Забор, покрашенный детьми , стал ярче. Красиво танцующий , он сиял.
Предложения с причастными оборотами
В работах учеников и речи русскоговорящего населения часто замечается нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Являясь исключительной синтаксической конструкцией, причастный оборот в предложении занимает особое место. Существуют нормы построения предложения с причастными оборотами. Во-первых, причастный оборот должен употребляться в непосредственной близости от главного слова, между ними не должно быть других членов предложения.
Во-вторых, причастие в причастном обороте должно быть точно согласовано с главным словом. Неверное согласование - нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
В-третьих, главное слово не может разрывать причастный оборот.
В экзаменационных работах по русскому языку есть задание на построение предложений с причастным оборотом. Правила их верного употребление помогают избежать типичных ошибок.
Обособленное определение и придаточное определительное
Причастный оборот выполняет синтаксическую роль определения. Обособленное определение, которое выражено причастным оборотом, схоже со сложным предложением с придаточной определительной частью. К примеру:
- Человек, выступавший перед народом, оказался волонтером.
- Человек, который выступал перед народом, оказался волонтером.
При всей схожести указанных конструкций они не могут быть однородными. Предложение, где причастный оборот употреблен как однородный член придаточной определительной части, считается неверным, в нем необходимо исправить ошибки. Построение предложения с причастным оборотом требует соблюдения правила: причастный оборот не может являться однородным придаточной определительной части. Так, предложение: Артист, давший концерт и который получил гонорар, покинул гостиницу - считается неверным. Исправить можно так: Артист, давший концерт и получивший гонорар, покинул гостиницу. Или так: Артист, который дал концерт и получил гонорар, покинул гостиницу.
Причастный оборот в сложном предложении
Не только в тестовых заданиях встречается нарушение построения предложения с причастным оборотом.
Примеры подобной ошибки можно встретить и в творческих работах учеников, особенно при употреблении оборота в сложном предложении. К примеру, в предложении: Пример, решавшийся всем классом, был прост настолько, что, когда учитель опубликовал на него ответ, все растерялись - допущены две ошибки в построении сложного предложения. Так, в предложении употреблено действительное причастие решавшийся вместо необходимого страдательного причастия решаемый ; в предложении два подчинительных союза что и когда стоят рядом при отсутствии - это нарушение построения сложного предложения.
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом
Наблюдается и пунктуационное нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Часто причастный оборот является обособленным определением, выделяемым запятыми. Для верной расстановки знаков препинания необходимо соблюдать правила и нормы построения словосочетаний и предложений с причастным оборотом.
№ | Правило | Пример |
1. | Причастный оборот выделяется, если следует после главного слова | Лес, уставший от холода и ветра, казался мрачным. |
2. | Причастный оборот выделяется, если зависит от личного местоимения. | Пораженный известием, он начал набирать номер телефона. |
3. | Однородные причастные обороты обособляются вместе. | Солнце, согревающее землю и радующее детей, выглянуло внезапно. |
4. | Причастный оборот, который стоит перед главным словом и имеющий добавочное значение причины, обособляется. | Написанная замечательным стилем автора, новелла узнавалась всюду. |
Источники заданий
Вопрос: "Где найти упражнения к теме: "Ошибки в построении и употреблении предложений с причастными оборотами"?" - часто задается школьниками. Разработано множество пособий для подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку. В них есть теоретический материал по рассматриваемой теме и практические задания. Пособия доступны в книжных магазинах, где также есть отдельные сборники с тестовыми заданиями. Появляется всё больше специализированных сайтов, на страницах которых можно найти упражнения к различным темам и разделам русской грамматики.
Правописание причастий
Правописание определяется по вопросу, задаваемому от главного слова. Правописание суффиксов в причастиях зависит от спряжения глагола. Суффикс -ущ(-ющ) пишется в действительном причастии (настоящего времени), если оно образовано от глагола первого спряжения, и суффиксы -ащ(-ящ) , если образовано от глагола второго спряжения. Например, лелеять (1 спряжение) - лелеющий, строить (2 спряжение) - строящий. Действительные причастия (прошедшего времени) перед суффиксом -вш- сохраняют суффикс, который был в инфинитиве перед -ть : сея ть - сея вший, ненавиде ть - ненавиде вший. требует суффикса -ем , если оно образовано от глагола первого спряжения, и суффикса -им , если от второго: читать (1 спряжение) - читаемый, слышать (2 спряжение) - слышимый. Страдательным свойственно сохранять суффикс инфинитива перед суффиксом -нн : сказа ть - сказа нный, сея ть - сея нный. Если страдательное причастие образовано от глагола с суффиксом -и- или суффиксом -е- , то в нем будет суффикс -енн : обидеть - обиженный, спилить - спиленный.
Деепричастный и причастный обороты – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки употребления этих речевых конструкций с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот - речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы - Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:
- Действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже).
Примеры ошибок : Заваривая чай , у него упала чашка. Убирая в комнате , у них сломался пылесос.
- Деепричастный оборот в безличном предложении.
Примеры ошибок : Наблюдая за облаками , мне было спокойно. Выйдя на улицу , ему стало жарко.
- Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры ошибок : Решив задачу , я буду отдыхать. Посещая выставки , он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Примеры ошибок : Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями , укрывали путников от солнца.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот - речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы - Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Примеры ошибок : Игрушки, украшаемые новогоднюю елку , красиво переливались (правильно : украшавшие ). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно : собранных ).
- Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Примеры ошибок : Обласканное поле солнцем зеленело (правильно : поле, обласканное солнцем , зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно : скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном обороте не может употребляться частица бы
.
Примеры ошибок : Нам бы мебель, сделанную бы на заказ . Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса .
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие? );
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры
:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах
, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах
- причастный оборот, отвечает на вопрос - какой?
, согласуется с существительным роман
, в предложении является обособленным определением). Заваривая чай
, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай
- деепричастный оборот, отвечает на вопрос - что делая?
, зависит от глагола-сказуемого добавляет
, в предложении является обособленным обстоятельством).
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 37.