Источники государственных доходов. Государственный бюджет: понятие, структура

Государство осуществляет свои функции в рыночной экономике путем проведения социальной, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политики. Государство вынужденно осуществлять расходы и обеспечивать поступление доходов.

Государственный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предостаточных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; смета доходов и расходов на определенный период времени, составляемая с указанием источников поступления государственных доходов и направления расходов средств.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.

Бюджетная система Российской Федерации (РФ) состоит трех уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных фондов;

3. Местные бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ составляет бюджеты консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидация бюджетов подразумевает из объединение по отдельным статьям и исключением взаимных операций и не предполагает простого арифметического сложения.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безмездном и безвозвратном порядке в соответствие с бюджетном и налоговом законодательством в распоряжение органов государственной власти.

Расходы бюджета - денежные средства, на финансовой обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Источники местного самоуправления подразделяются на:

1. Внутренние источники - кредиты, получаемые от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемы путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ и муниципального образования; платежи и погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным и муниципальным бумагам; бюджетные ссуды и кредиты; поступления от продажи имущества; суммы превышения доходов от расходов по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.

2. Внешние источники - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, привлеченные РФ и ее субъектами.

Основные доходы государства - налоговые поступления и неналоговые платежи, а также доходы государства от выпуска и размещения государственных местных бумаг и доходы от приватизации государственной собственности.

В случае превышения превышение расходной части государственного бюджета над его доходной частью образуется дефицит госбюджета, который является одним из факторов инфляционного процесса и показателем кризисного составления государственных финансов. Если доходная часть бюджета превышает его расходную часть, возникает профицита бюджета.

Основные статьи дохода федерального бюджета являются :

1. налог на добавленную стоимость;

2. налог на прибыль;

3. акцизы;

4. таможенные сборы и пошлины;

5. неналоговые поступления.

Основные статьи расходов федерального бюджета :

1. обслуживание государственного долга;

2. на национальную оборону;

3. на национальную сферу;

4. на социальную сферу;

5. финансовая помощь других уровней.

Профицит бюджета - явление достаточно новое для РФ и сохраняется на протяжение нескольких лет. Среди ученых-экономистов идут серьезные дискуссии о целесообразности профицита госбюджета при наличие социальных проблем.

Причины возникновения дефицита государственного бюджета :

1. превышение обязательств государства перед обществом над его возможностями;

2. государство выполняет несовместимую ему функции;

Важный показатель отношения дефицита государственного бюджета, если он составляет от 1 - 3 и до 5 % - госбюджет в норме, если он больше 10 % то может привести к гиперинфляции .

На составление госбюджета и размер его дефицита влияют три фактора:

1. долгосрочные тенденции налоговых поступлений в государственных расходов;

2. стадия экономического цикла в стране;

3. текущая политика государства.

Основные способы финансового дефицита госбюджета:

1. кредитно-денежная эмиссия;

2. выпуск займов;

3. увеличение налоговых поступлений.

Кредитная эмиссия связана с поступлением в оборот кредитных денег. Кредитные деньги развелись на базе функции денег как средства платежа. Раньше составлялись долговые расписки, в дальнейшим превратившиеся в документы векселя. Дальше банки стали выпускать свои долговые обязательства - банкноты. Дальше появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.

Основной целью кредитно-денежной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках.

Кредитные деньги являются "полноценными", если их количество растет вместе с ростом хозяйственного оборота. Выпуск кредитных денег сверх потребностей хозяйственного оборота ведет к инфляции. Особенно это связано с государственными краткосрочными обязательствами.

Государственные займы - кредитные отношения между государством и физическими лицами или юридическими лицами, в результате которых государство получает определенную сумму денежных средств на установленный срок за оговоренную плату.

Займы делятся на займы выпускаемые центральным правительством и займы, выпускаемые местными органами управления.

По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте и размещаются внутри страны. Внешний заем заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте.

По срокам погашения выделяют текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные государственные займы. Текущие займы выпускаются на срок от трех месяцев до года, кратко срочные от 1 до 2-3 лет, среднесрочные от 2-3 до 10 лет, долгосрочные от 5-10 до 40-50 лет.

Наиболее распространенная форма текущего долга государства - казначейские векселя, выпускаемые сроком на 91 день для покрытия кассового покрытия дефицита бюджета. Выпуск и погашение казначейских векселей осуществляют эмиссионные банки.

По методу размещения займы подразделяют на добровольные и принудительные. Принудительные займы выпускаются в военное время. Государственные займы, кредиты, гарантии - обычно добровольная сделка. Различают облигационные и безоблигационные государственные займы.

Облигационные займы - внутренние займы, размещаемые на рынке ссудного капитала и оформляются облигациями.

Безоблигационные займы - займы правительства у сберегательных касс и внешние межправительственные займы облигациями не оформляются.

Увеличение налоговых поступлений осуществляется через основные функций.

Фискальная функция - с помощью данной функции формируются и мобилизуются финансовые ресурсы государства для выполнения обще государственных или целевых государственных программ.

Регулирующая функция выражается в использовании государством налогов для воздействия на процесс общественного производства.

Стимулирующая функция реализуется через систему налогового механизма, а также предоставленных льгот (необлагаемый минимум, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категории налогоплательщиков, понижение налоговых ставок).

Дестимулирующая функция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо процессов (введение повышенных таможенных пошлин).

Воспроизводственная функция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов (налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

Распорядительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

Контрольная функция связана с организацией налогообложения и состоит в том, что государство осуществляет контроль за правильностью и своевременностью налоговых платежей и имеет право на получение от налогоплательщиков информации, позволяющий оценивать движение важнейших финансовых положений.

Поощрительная функция связана с таким порядком налогообложения, который отражает признание государства особых заслуг определенных категорий граждан перед государством.

Также относят следующие способы повышения налогов в бюджет:

1. расширение круга налогоплательщиков;

2. увеличение числа тех объектов, с которых взимается косвенные налоги;

3. повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

Поступление в бюджет - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения государственных функций, которые предоставляют собой денежные средства, поступающие безвозмездном и безвозвратном порядке. Они же и формируют различные фонды, например фонд медицинских страхований.

Главный материальные источник доходов бюджета - национальный доход. Его рост обеспечивает постоянное увеличение объема дохода государства и доходов государственного бюджета. Значительная часть государственных доходов представляет собой различные формы собственности. Также государство аккумулирует в свои доходы для удовлетворения общегосударственных потребностей и часть дохода граждан.

Основу поступлений в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов.

Доходы бюджета подразделяются на отдельные элементы :

1. налоговые и неналоговые поступления;

2. поступления от основного капитала;

3. поступление трансфертов.

Поступления от продажи основного капитала включается :

1. от продажи государственного имущества;

2. от продажи товаров из государственного материального резерва;

3. от продажи земельных участков;

4. от продажи не материальных активов.

Трансферты тоже подразделяются на :

1. трансферты общего характера;

2. целевые текущие трансферты;

3. целевые трансферты на развитие.

Трансферты общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия. Бюджетными субвенциям являются трансферты, которые передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, а бюджетные изъятия - трансферты из нижестоящих в вышестоящие бюджеты.

Целевые трансферты передаются на определенные цели и не целевому назначению.

Трансферты - это перевод, перемещение денежных средств с других экономических объектов из одной страны в другую.

Классификация доходов государства.

Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития.

По социально-экономическому признаку - доходы, поступающие от: государственных предприятий и организаций :

1. муниципальных предприятий и организаций, негосударственных организаций и предприятий;

2. совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

3. граждан.

По территориальному признаку :

1. федеральных;

2. региональных;

3. местных.

По методу мобилизации - государственные и муниципальные доходы подразделены на обязательные и добровольные доходы, при этом к обязательным относят большую часть поступлений в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными.

По форме образования :

1. Налоговые;

2. Неналоговые(например, штрафы).

По получателю дохода :

1. Российская Федерация;

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Налогообложение имущества физических лиц

Выполнила

Вишнёва Ирина Юрьевна группы 3Н – 1

Специальность налоги и налогообложение

Руководитель _____

_________________________________

«___» _____________ 2013 г.

_______________________________

Допустить к защите

Директор колледжа

Погребная Я. А.

«___» ______________2013 г.

________________________

Москва 2013

Введение

- Введение

- Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц

- НАЛОГОВАЯ БАЗА

- Порядок исчисления и уплаты налога

- Льготы по налогам на имущество физических лиц

- Проблемы налогообложения имущества физических лиц

ВВЕДЕНИЕ

Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.



В Российской Федерации, как и во всем мире, существует широко разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в новом налоговом законодательстве 1990-х гг. обобщенным термином физические лица. Эта система существенно изменилась с принятием Налогового кодекса.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством непосредственной связи гражданина, причем индивидуальной, с государством, отражают его индивидуальную причастность к государственным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними.
Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с юридическими лицами, однако именно с гражданами эти особенности проявляются особенно четко.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Наша налоговая система в настоящее время практически не способна выполнять те функции, которые на нее возложены, что в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.
Исходя из этих предпосылок и выбрана тема дипломной работы, ее цели и задачи.
Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.
Предметом исследований является изучение специфики налогообложения с физических лиц.
Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытии механизмов функционирования налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития Российской налоговой системы через сравнительный анализ налоговой системы, действующей в России в настоящее время, с налоговыми системами других стран.
С целью более детального понимания перспектив реформирования налоговой системы были рассмотрены механизмы, методы и способы налогообложения физических лиц развитых зарубежных стран.

Введение

Актуальность выбранной темы. Налоги – суть существования любого государства, одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы. Именно поэтому налогам сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как именно через них государство сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

В последние годы число налогов и сборов с физических лиц стабилизировалось, всё более приобретая черты определенной логической завершенности, несмотря на то, что отдельные подвижки в уменьшении их количества все же продолжаются.

Перспектива развития налогообложения физических лиц видится, прежде всего, в создании таких условий, при которых наблюдается снижение социальной напряженности в обществе с одной стороны, и повышение фискальных возможностей налогов для решения в дальнейшем тех же социальных обязательств с другой стороны.

Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях, статьях периодической печати налогам с физических лиц уделяется достаточно большое внимание российскими учеными и экономистами. Этой тематике посвящены работы Майбурова И. А., Панскова В.Г., Романовского М.В. и Врублевской О.В., Черника Д. Г. и др. авторов.

Особое место среди научных работ занимают исследования, посвященные вопросам совершенствования налогообложения физических лиц, проблемам его развития в увязке с идеями справедливости налогообложения. Здесь можно выделить таких авторов, как Дрожжина И. А., Цуциев М. и др.

Поскольку формирование эффективной системы налогообложения, и физических лиц в том числе, осуществляется через налоговую политику, проводимую в стране, целесообразно выделить проект Минфина «Основные направления налоговой политики в РФ на 2012 -2013 гг.», работы Горского И., Шубина Д.

Цели и задачи исследования. Целью работы является анализ современного состояния налогообложения физических лиц и разработка предложений по его совершенствованию.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • рассмотреть экономическую сущность налогов с населения;
  • изучить исторический аспект становления налогообложения физических лиц;
  • проанализировать зарубежный опыт налогообложения населения;
  • провести углубленный анализ НДФЛ, как основного бюджетообразующего налога с физических лиц;
  • провести анализ доли налогов с физических лиц, адинистрируемых ФНС, в формировании доходов бюджетов различных уровней;
  • исследовать проблемные стороны налогов с физических лиц;
  • разработать предложения по устранению данных недостатков.

Объектом исследования в части анализа исчисления налога на доходы физических лиц является ООО «Строй-синтез».

Предметом исследования выступает механизм исчисления, уплаты и администрирования налога на доходы физических лиц, а также роль налогов с физических лиц в формировании бюджета.

Теоретической базой исследования послужили труды ученых и экономистов по вопросам налогообложения и социальной защиты.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно – правовые акты федеральных органов власти и акты Федеральной налоговой службы РФ.

Основные положения работы проиллюстрированы таблицами, графиками, диаграммами, информационной базой которых явились статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой, Министерства финансов РФ, публикации в периодических изданиях, информационные ресурсы сети Интернет.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сделанных выводов и обобщений для выработки мероприятий по совершенствованию налоговой системы РФ.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава дипломной работы раскрывает теоретические аспекты налогов с физических лиц. В ней рассматриваются экономические основы налогов с физических лиц, история развития и современное состояние налогообложения физических лиц, зарубежная практика налогообложения и возможность ее использования в России.

Вторая глава посвящена анализу исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом на примере ООО «Строй-синтез», отдельный параграф посвящен анализу доли налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ.

В третьей главе раскрываются актуальные проблемы действующей системы налогообложения физических лиц, предлагаются пути ее совершенствования.

Основным источником доходов для денежного содержания государства являются налоги. Зависимость российской системы налогообложения от политического устройства всегда являлось ее особенностью.

История развития имущественного налогообложения в России свидетельствует о том, что государство практически никогда не отказывалось от налогообложения различных видов имущества, принадлежащего населению, несмотря на то, что в отдельные периоды поступления от них были незначительны.

Для досоветского периода развития имущественного налогообложения в России характерен взгляд на объект имущественного налогообложения в основном через призму приносимого имуществом дохода. И поскольку Россия была аграрной страной, удельный вес земельного налога был гораздо больше, чем других поимущественных налогов.

Собственность в юридическом смысле порождает проблемы, поскольку при налогообложении происходит процесс изъятия у налогоплательщиков части их доходов в государственную казну и казну органов местной власти.

Специфика объекта налогообложения имущества, а также национальные традиции, направленность экономического регулирования позволяют говорить о том, что налогообложение имущества в Российской Федерации - это институт финансового права Российской Федерации, объединяющий в своей совокупности нормы, направленные на урегулирование общественных отношений по установлению, введению, взиманию, контролю за уплатой, ответственности в случае ненадлежащей реализации налогового обязательства таких видов налогов, как: земельный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог (то есть налогов, имеющих специфический объект).

Роль имущественного налогообложения в последние годы возрастает, чему способствует и рост налоговых поступлений, и более справедливое их территориальное распределение. С 1998 года платежи по имущественным налогам стали поступать не только в бюджеты по месту расположения в налогоплательщика, но и в региональные и местные бюджеты по месту нахождения его территориальных подразделений, не являвшихся по Закону плательщиками налога. Налог на имущество физических лиц является наиболее простым и действенным способом пополнения бюджетов муниципальных образований. Одновременно этот вид прямого налогообложения является наиболее защищенным от уклонения по уплате или сокрытию объектов налогообложения.

Практически все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов, в том числе и имущественных. Число налогоплательщиков, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, постоянно увеличивается. В связи с этим недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Это приводит к возникновению противоречий между интересами государства и налогоплательщиков.

Таким образом, актуальность исследования проблем налогообложения имущества физических лиц обусловлена проведением налоговых реформ в Российской Федерации в направлении налогообложения физических лиц, а также недостаточностью разработанности юридических аспектов данного вопроса.

Объектом исследования курсовой работы является система общественных отношений, складывающаяся при осуществлении государством функций установления, введения и взимания имущественных налогов, а именно налога на имущество физических лиц.

Предмет исследования - федеральное законодательство, регулирующее общественные отношения в области имущественного налогообложения, теоретические и практические аспекты, направленные на урегулирование отношений между государством и налогоплательщиками по поводу установления и взимания имущественных налогов.

Методологическую основу исследования составляют используемые современной наукой методы научного познания, позволяющие наиболее полно и всесторонне раскрыть объект и предмет производимого исследования. При подготовке, изучении и обработке теоретических и практических материалов применялись исторический, сравнительно-правовой, логический, технико-юридический методы, применяемые в гуманитарных науках, обобщение собранных данных.

Проблемам регулирования налогообложения отдельных видов имущества в финансовой и финансово-правовой науке уже уделялось определенное внимание. Огромное наследие по вопросам налогообложения земли, иных видов недвижимого имущества, а также наследств и дарений оставили дореволюционные исследователи: Безобразов В.Т., Гок К.Г., Гурьев А.Н., Иловайский С.И., Лебедев В.А., Львов Д.М., Нитти Ф., Озеров И.Х., Pay К.Г., Тургенев Н.И., Янжул И.И. и др. Вместе с тем комплексного исследования проблем правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц финансово-правовая теория не имеет.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа и обобщения действующей практики в области имущественного налогообложения рассмотреть соответствующие теоретические положения; сделать обзор международной практики налогообложения имущества; рассмотреть имущественное налогообложение, как механизм, необходимый для выравнивания публичного и частного интересов; выявить конкретные недостатки в действующем налоговом законодательстве, регулирующем отношения в области имущественного налогообложения и рассмотреть перспективы налогообложения имущества физических лиц.

Задача работы состоит в том, чтобы:

- дать характеристику понятия «имущественные налоги»;

- определить правовые принципы налогообложения имущества;

- дать законодательное определение недвижимости;

- осветить основные элементы налога с имущества физлиц;

- проанализировать роль налога на имущество физических лиц в доходах муниципальных образований;

- рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость.

Теоретическая и практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке данной проблемы, а также при решении практических задач налогообложения имущества физических лиц, определении особенностей перспектив развития налогообложения имущества физических лиц.


Специфические функции государства в рыночной экономике связаны:
  • с регулированием размещения ресурсов;
  • с распределением доходов;
  • с воздействием на колебания экономической активности в рамках деловых циклов.
Специфические ресурсы государства для производства общественных благ - это налоги, посредством которых государство обязывает граждан на принудительной основе участвовать в коррекции провалов рынка.


Доходы любого экономического агента складываются:

  • из доходов от использования принадлежащих ему факторов производства (характерно для домашних хозяйств и фирм);
  • из безвозмездных поступлений со стороны других лиц на добровольной основе (характерно для домашних хозяйств и фирм);
  • из безвозмездных поступлений со стороны других лиц на принудительной основе (характерно для государства).
К источникам государственных доходов относятся: налоги:
  • безвозмездно уплачиваемые частными лицами (физическими и юридическими) суммы средств, размер и порядок уплаты которых устанавливается законом;
  • на физические и юридические лица возлагаются налоговые обязательства - установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды;
  • могут быть денежными;
  • могут быть натуральными (повинности), которые взаимозаменяемы с денежными налогами в качестве средств обеспечения общественного сектора ресурсами;
  • наряду с расходами общественного сектора, являются частью государственных финансов;
Налог считается установленным, если определены следующие его элементы:
  • объект налога;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • срок и порядок уплаты налога.
неналоговые поступления - оказание платных услуг другим экономическим агентам:
  • сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • пошлины - соответствующие обязательные платы за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.
государственное предпринимательство:
  • прибыльное использование ранее накопленных ресурсов общественного сектора экономики. К таким ресурсам относится, прежде всего, государственная собственность, которая и рассматривается как накопленный запас.
Формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций достигается посредством государственных финансов.

Еще по теме Источники доходов государства. Цели налогообложения Основные понятия:

  1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
  2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
  3. Общие и частные теории налогообложения Основные понятия
  4. Основные понятия, функции, роль и место негосударственных пенсионных фондов в системе негосударственного пенсионного обеспечения
  5. 25.4. Налоговая система налоги в сфере внешнеэкономической деятельности, налогообложение в зарубежных странах, его особенности; роль налогов как средства государственного регулирования международных экономических отношений

2. Источники формирования государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени, определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Доходы государственного бюджета поступают из трех источников:

Налоговые поступления (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);

Неналоговые поступления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам. Взносы вносятся на определенные цели; они возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

2.1 Налоговые поступления и государственные займы

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

Подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);

Налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;

Налоги на имущество и наследство;

Налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

Налога на игорный бизнес;

Налог на покупку иностранных денежных знаков;

Лицензионных и регистрационных сборов;

Налога на операции с ценными бумагами;

Платежей за использование недрами и земельного налога;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

Налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;

НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

Акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин;

Автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

Лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

Подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

Налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

Платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

Платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

Лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

Платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

Налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;

2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;

3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;

4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Государственные займы классифицируются:

По субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

В зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

В зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

По характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются ценные краткосрочные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.

Существуют два пути получения государственных займов:

Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.