Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия. Практические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия

Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки – наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Чистота речи зависит от многих факторов: от речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их “тренировки” часто не достигают нужного уровня развития.

Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами. Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на слух информации.

У умственно отсталых детей способность к слуховому восприятию снижена, недостаточно сформирована реакция на звучание предметов и голосов. Дети затрудняются в различении неречевых звуков и звучания музыкальных инструментов, в выделении лепетной и полной формы слова из речевого потока. Дети нечётко различают на слух фонемы (звуки) в собственной и чужой речи. У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения.

В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих. Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.

Задачи работы по развитию слухового внимания и восприятия.

– Расширить рамки слухового восприятия.

– Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.

– Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.

– Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

– Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.

Приёмы коррекционной работы:

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Игры и игровые упражнения

1. “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там , по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди , слева, справа ) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

3. “Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель:развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

4. “Найди картинку”

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются ).

5. “Хлопки”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

6. “Кто летит”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит ). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит ). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

7. “Кто внимательный?”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены игрушки. Логопед предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину куклу” и так далее. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.

8. “Угадай, что делать”.

Детям дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.

9. “Угадай, кто идет”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.

10. “Запомни слова”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

11. “Назови звук” (в кругу с мя чом).

Логопед. Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны называть только этот звук. Например , “матрррёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”. В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, логопед сам называет звук, а дети повторяют.

12. “Угадай, кто сказал”.

Детей предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

13. “Кто придумает конец, тот и будет молодец”.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

а) Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя – … (петушок ).

б) Ясегодня утром рано
Умывался из-под…(крана ).

в) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало…(жарко ).

г) Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния…(сверкнула ).

14. “Телефон”

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

Игра повторяется 3 раза.

15. “Найди нужные слова”

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Логопед выставляет все картинки, даёт задания.

– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?

– В каких словах есть звук “Ш”?

– Назовите слова со звуком “Ц”.

– В каких словах есть звук “Ч”?

– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.

– Назовите слова со звуком “У”.

16. “Делай правильно”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед. Когда шьют иголкой (показ картинки ), слышится: “Шик – шик – шик”. Когда пилят дрова пилой (показ картинки ), слышно: “Жик – жик – жик”, а когда чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик” (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить дрова… чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Логопед в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.

17. “Пчёлы”

Логопед. Пчёлы живут в ульях – домиках, которые для них сделали люди (показ картинки ). Когда пчёл много они гудят: “Зззз – зззз – зззз” (дети повторяют ). Одна пчела поёт ласково: “Зь – зь – зь”. Вы будете пчёлами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты ). А там (показ на противоположную сторону комнаты ) – поляна с цветами. Утром пчёлы проснулись и загудели: “Ззз – ззз” (дети произносят звуки ). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребёнка ) полетела за мёдом крылышками машет и поёт: “Зь – зь – зь” (ребёнок имитирует полёт пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты ).Вот ещё пчела полетела (дотрагивается до следующего ребёнка; игровые действия выполняют все дети). Набрали они много мёда и полетели в улей: “Зь – зь – зь”; прилетели домой и громко загудели: “Зззз – зззз –зззз” (дети имитируют полёт и произносят звуки).

18. “Назови первый звук слова”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие на речевом материале.

Логопед. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их ). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: “Барабан” - “б”; “Кукла” - “к”; “Гитара” - “гь”. Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

19. “Волшебная палочка”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Роль волшебной палочки может сыграть (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т.п.).

Логопед и дети рассматривают предметы в комнате. У логопеда в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносят дети, стараясь сделать это как можно четче. Логопед постоянно обращает внимание детей на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами.

20. “Игрушка ошибается”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Логопед объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала, что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить их. Логопед предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в произношении звуков, по иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо “стул” говорит “штул”, вместо “кровать” - “шкаф” и т.п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

21. “Так ли это звучит?”

На столе две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка). Логопед предлагает детям разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если дети не справляется с заданием, логопед помогает, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, логопед и дети вместе громко называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.

22. Игры со звуковыми символами

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Для этихигр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10x10 см. Символы рисуются красным фломастером, так как пока мы будем знакомить детей только с гласными звуками. Впоследствии при обучении грамоте дети познакомятся с делением звуков на гласные и согласные. Таким образом, наши занятия будут иметь пропедевтическую направленность. Цвет звуков отложится у детей, и они без труда смогут отличать гласные звуки от согласных.

Рекомендуется познакомить детей со звуками а, у, о, и в той последовательности, как они перечислены. Звук а обозначается большим полым кругом, звук у - маленьким полым кругом, звук о - полым овалом и звук и - узким красным прямоугольником. Знакомьте детей со звуками постепенно. Не переходите к следующему звуку, пока не убедитесь, что усвоен предыдущий.

При показе детям символа называйте звук, четко артикулируя. Дети должны хорошо видеть ваши губы. Демонстрируя символ, можно соотнести его с действиями людей, животных, предметов (девочка плачет “ааа”; паровоз гудит “ууу”; девочка охает “ооо”; лошадка кричит “иии”). Затем произнесите звук вместе с детьми перед зеркалом, обращая его внимание на движение губ. При произношении звука а рот широко открыт, при артикуляции у губы вытянуты в трубочку. Когда мы произносим звук о губы выглядят, как овал, при воспроизведении и - они вытянуты в улыбку, зубы обнажены.

Вот как примерно должно звучать ваше пояснение к самому первому символу а: “Человека повсюду окружают звуки. Шумит за окном ветер, скрипит дверь, поют птицы. Но самыми важными для человека являются звуки, при помощи которых он говорит. Сегодня мы познакомимся со звуком а. Давай произнесем этот звук вместе перед зеркалом (произносят звук длительно). Этот звук похож на тот, который издают люди, когда плачут. Девочка упала, она плачет: “А-а-а”. Давай еще раз вместе произнесем этот звук (длительно произносят перед зеркалом). Посмотри, как широко открыт рот, когда мы произносим а. Произнесите звук и посмотрите на себя в зеркало дети самостоятельно произносят звук а). Звук а мы будем обозначать большим красным кружком (демонстрирует символ), таким же большим, как и наш ротик при произнесении этого звука. Давай еще раз вместе пропоем звук, который нарисован у нас на карточке. (Смотрят на символ звука и длительно произносят его).

Аналогично строится пояснение к другим звукам. После знакомства с первым звуком можно познакомить детей с игрой “Кто внимательный?”.

23. “Кто внимательный?”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе один символ звука или несколько. Логопед называет ряд гласных звуков. Дети должны поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения детьми навыков звукового анализа и синтеза.

24. “Звуковые песенки”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Перед детьми звуковые символы. Логопед предлагает детям составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, как плачет ребенок УА, как мы удивляемся 00 и другие. Сначала дети определяют первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом дети с помощью логопеда выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого “прочитывает” составленную им схему.

25. “Кто первый?”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Перед детьми символы звуков, предметные картинки утка, ослик, аист, иволга Логопед показывает детям картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, или и. Дети четко называют то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: “У-у-удочка”. Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

26. “Сломанный телевизор”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

На столе символы звуков, перед логопедом плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком. Логопед объясняет детям, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем логопед беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующий символ. Затем дети могут сами “поработать в качестве диктора” в сломанном телевизоре.

учитель-логопед ДОУ Детского сада №257 г.Новокузнецк

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р).

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц , с и ш , ш и ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Работу по формированию фонематического восприятия необходимо проводить и с детьми младшего возраста. В таких играх, как «Тихо-громко», «Театр настроений» формируют интонационную сторону речи.

Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука (змея, комар, жук), а дети воспроизводят необходимый звук (змея – Ш, комар - З, жук - Ж).

Еще одна игра для самых маленьких: «Песенка» - показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку.

ПОЙМАЙ ЗВУК

Игра на выделение звука на фоне слова. Проводится в качестве физминутки.

Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).


ОХОТНИКИ

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она на фронтальном занятии, т.к. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.


КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

АЛФАВИТ

Задание: играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ.

1) Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е,О,Л,В и т.д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К,Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д,В,И) в середине слова.

2) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол . Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр . (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний – ш . (Карандаш, камыш…)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

НАЙДИ КАРТИНКИ

1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.

2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой.

3) Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки напрмер со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

ВОЛШЕБНИКИ

Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.

Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО

Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

ГУСЕНИЦА

Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки.


ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

Рогатый дол

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

Русская красавица

Своей козою славится (косой).

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко (кот).

На поляне лесной

Вырос зуб молодой (дуб).

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень).

ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО

Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.

Например выставляется предметная картинка с изображением вагона. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

УМНЫЕ КАРТОЧКИ

Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и накрывают их жетонами.


РЕГУЛИРОВЩИКИ

Дети работают с сигнальными карточками. Определяют, какой звук они слышат: гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий.


КОРЗИНОЧКИ

Игры на выделение звука на фоне слова.

На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т.п.(в соответствии с лексической темой). Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синею, если заданный звук звучит твердо, в зеленую, если звук мягкий, в красную, если заданного звука в слове нет. Можно распределить картинки по первому или последнему звуку в слове – твердый, мягкий, гласный.


ЖИВЫЕ ЗВУКИ

Вызывается группа детей по количеству звуков в слове. Им раздаются звуковые символы в соответствии со звуковой схемой заданного слова. «Было у нас слово каша (пир) , но звуки живые, они все разбежались, давайте соберем их опять в слово.» Дети строятся в нужном порядке, чтобы схема подходила к слову. Затем детям можно предложить придумать новые слова, к которым бы подходила данная схема.


ТЕЛЕГРАФ

Цель: обучение слоговому анализу слов. «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова, которые надо передавать по телеграфу. «А сейчас я вам передам слова по телеграфу - отстучу, не называя их. А вы должны придумать, какие это могут быть слова». Дети придумывают слова с заданным количеством слогов.

НАСТОЛЬНОПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

В мире звуков – дифференциация похожих по звучанию слов, выделение первого и последнего звука.

Логопедическое лото – определение позиции звуков.

Читаем сами – отбор картинок на звуки, подбор звуковых схем.

Готов ли ты к школе – сборник тестовых заданий.

Звонкий – глухой – определение характеристики звуков.

Логопедическая ромашка – дифференциация звуков.

Десять гласных подружек – работа с гласыми звуками.

Мои первые буквы

Прочитай по первым буквам – выделение первого звука в слове.

Путешествие от А до Я – выделение первого звука в слове.

И много других игр.


Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

В данной картотеке представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Развитие слухового восприятия, речевого слуха

«Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Разговор шепотом»

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

«Посмотрим, кто говорит»

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

«Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

"Шумящие мешочки".

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

«Найди пару»

Заранее приготовить несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у логопеда, второй - у ребенка. Логопед трясет коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

"Похлопаем".

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

"Громко-тихо".

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

"Три медведя".

Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

«Кто стоит у светофора?»

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Развитие фонематического слуха.

"Слушай и выбирай".

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

"Верно-неверно".

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Гонки слонов».

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

«Слушай, смотри».

Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.

Описание игры: логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка». Логопед называет пары слов: медведь - лететь, Машенька - вишенка, Мишутка – решетка.

«Веселый мяч».

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

«Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [К] слове - хлопни в ладоши. Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

«Красный-белый».

Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.

«Охотники».

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

«Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

«Назови одинаковый звук в словах».

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

«Отвечай – не торопясь».

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

«Исправь Незнайкины ошибки».

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

«Определи на слух самое короткое слово».

Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

«Скажи наоборот».

Логопед проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

«Поймай рыбку».

Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Цепочки слов».

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.

«Будь внимателен!»

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация -[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” - замереть на месте, “Зина” - прыжки, “Жираф” - замерли на месте, и т.д.

«Слушай хлопки и подбирай слоги»

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

«Слушай и повторяй!»

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий - оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

«Услышишь - стой!»

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

  • http://www.boltun-spb.ru/sluh.html
  • Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с.
  • Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  • Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).- М.: МГОПИ, 1993 –72 с.

  • В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры на развитие фонематического восприятия

    Игра «Тишина»

    Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

    Игра «Угадай, на чём играю»

    Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

    Педагог выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

    Игра «Узнай по звуку»

    Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

    Игра «Шумовые баночки».

    Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

    Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

    Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

    Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

    Игра «Полянка».

    Цель: узнавать ритмический рисунок.

    На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

    Дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

    Игра «Высоко – низко»

    Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на блюбом инструменте). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

    Игра «Метель»

    Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

    Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

    Игра «Дует ветер».

    Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

    Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

    Игра «Громко-тихо».

    Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

    Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

    Игра «Три медведя».

    Цель: развитие умения менять высоту голоса

    Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

    Игра «Близко – далеко».

    Педагог издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

    Дифференциация слов, близких по звуковому составу:

    Игра "Правильно-неправильно".

    1 вариант. Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

    2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

    Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

    Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

    Игра «Слушай и выбирай».

    Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

    Рак, лак, мак, бак

    Сок, сук

    Дом, ком, лом, сом

    Коза, коса

    Лужи, лыжи

    Мишка, мышка, миска

    Педагог называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

    Игра» «Какое слово отличается? ».

    Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

    Ком-ком-кот-ком

    Канава-канава-какао-канава

    Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

    Будка-буква-будка-будка

    Винт-винт-бинт-винт

    Минута-монета-минута-минута

    Буфет-букет-буфет-буфет

    Билет-балет-балет-балет

    Дудка-будка-будка-будка

    Дифференциация слогов

    Игра «Одинаковые или разные».

    Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

    Игра «Похлопаем».

    Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

    Игра «Что лишнее? ».

    Взростый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

    Игра «Что просит мышка»

    Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

    Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

    Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

    Игра «Доскажи словечко».

    Педагог читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

    На ветке не птичка -

    Зверек-невеличка,

    Мех теплый, как грелка.

    Зовут его. (белка) .

    Игра «Звук заблудился».

    Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

    Мама с бочками (дочками) пошла

    По дороге вдоль села.

    Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

    Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

    Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

    Игра «Найди звук»

    1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

    2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

    Игра с мячом.

    Педагог произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.


    Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

    Сам себе логопед
    Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»

    Голикова Елена Владимировна,
    учитель-логопед I квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №49» , г.Братск Иркутской области
    Описание материала : Упражнения будут полезны всем неравнодушным родителям детей, которые хотят подготовить своих детей к школе. Также материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и специалистам.
    Цель: Обогащение знаний родителей по подготовке детей к обучению в школе

    Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
    Фонематическое восприятие -
    это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

    "Где нужный звук?

    Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах
    Оборудование. Предметные картинки
    Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук

    "Клубочки - моточки"


    Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
    Оборудование. Клубочек
    Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

    "Лови звук"

    Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
    Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

    "Лови слово"

    Цель . Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
    Оборудование. Набор предметных картинок.
    Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

    "Какой звук чаще всего слышим?"

    Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
    Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
    Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
    Примерный материал.
    У Сени и Сани в сетях сом с усами.

    Белый снег, белый мел,
    Белый заяц тоже бел.

    Кот копеек накопил,
    Кошке козочку купил.

    "Кто-кто в теремочке живет?"


    Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
    Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
    Ход игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

    "Два прихлопа- три притопа"

    Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
    Оборудование . Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
    Ход игры . Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

    "Попугайчики"


    Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
    Оборудование. Игрушка Попугай
    Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
    Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

    "Озорные бубенцы"

    Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
    Оборудование .Бубен
    Ход игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.


    Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
    Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.

    "Найди звук"

    Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
    Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
    Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.

    "Слог сбежал"

    Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
    Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".

    "Цветные фишки"

    Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
    Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
    Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

    "Подушечка и кирпич"



    Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
    Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
    Ход игры . Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».

    "Какое слово получилось "

    Цель. Формировать навык звукового синтеза.
    Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.
    Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

    "Цепи-цепи-кованы"

    Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
    Ход игры. Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

    "Сколько звуков "

    Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
    Оборудование. Пуговицы или пробки
    Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..