Идея коэволюции общества и природы. Исторические типы взаимодействия общества и природы

Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения человеческого общества и природы должны перестроиться в направлении их коэволюции.

Коэволюция общества и природы подразумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называется устойчивым.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В конце XX столетия человечество осознало необходимость формирования новой модели развития мира. Дело в том, что существующая модель развития со все возрастающим объемом производства и потребления, характерная для богатых развитых стран, является неустойчивой. И эта модель не может быть повторена бедными развивающимися странами, поскольку на это не хватит ресурсов биосферы. Развитие по этой модели ведет к глобальному экологическому кризису и катастрофе. В качестве альтернативы была предложена другая модель развития, получившая название концепции (стратегии) устойчивого развития.

Основные положения концепции устойчивого развития разработаны Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию и сформулированы во Всемирной стратегии охраны природы («Забота о Земле - стратегия устойчивого существования», 1991) и в глобальном Плане действий по устойчивому развитию («Повестка дня на XXI век»). Последний был принят на Конференции ООН по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В дальнейшем на основании этих документов во многих странах мира были проведены кампании по созданию национальных и местных Планов действий - XXI.

В Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы основные принципы неразрывности эколого-экономических связей:

  • - экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;
  • - упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.

По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

В широком смысле устойчивое развитие - это достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой.

В узком смысле устойчивое развитие - это экономически оптимальное и экологически безопасное развитие общества при минимальном воздействии на среду обитания, обеспечивающее удовлетворение потребностей населения и производства в природных ресурсах необходимого качества, восстановление естественного или близкого к нему состояния природной среды, реализацию прав на пользование природными ресурсами и здоровой окружающей средой нынешнего и будущего поколения людей.

Основные принципы концепции устойчивого развития следующие:

  • ? развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;
  • ? сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;
  • ? предотвращение истощения невозобновимых ресурсов;
  • ? уважение и забота обо всем сущем на Земле;
  • ? повышение качества жизни;
  • ? изменение сознания человека и стереотипов его поведения;
  • ? поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;
  • ? выработка национальных концепций интеграции социально- экономического развития и охраны окружающей среды;
  • ? достижение единства действий на мировом уровне.

В 1994 г. принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Она основана на следующих основных положениях:

  • ? устойчивое развитие - такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы и не вызывает разрушения природной основы для воспроизводства жизни человека;
  • ? естественные экосистемы - важнейший резерв устойчивой биосферы, а их сохранение - необходимое условие устойчивого развития;
  • ? переход к устойчивому развитию - это не столько экономическая или научно-техническая задача, сколько общественная, связанная с воспитанием и образованием населения, формированием такого общественного сознания, которое соответствовало бы гармоничному взаимоотношению человека и природы;
  • ? переход к устойчивому развитию должен сопровождаться структурной перестройкой от природоемкой экономики к ресурсосберегающей;
  • ? переход к устойчивому развитию должен осуществляться поэтапно;
  • ? для осуществления перехода к устойчивому развитию необходимо объединение усилий государственных и негосударственных структур, координация работы на федеральном, региональном и местном уровнях, широкое международное сотрудничество.

Концепция устойчивого развития проста для понимания, но сложна для практического воплощения. Несмотря на то, что конечная цель концепции трактуется довольно однозначно, сценарии развития человечества и достижения устойчивого развития разными исследователями видятся совершенно по-разному. Все разнообразие видения будущего можно свести к трем основным сценариям (табл. 63).

Консервационизм - восстановление естественной природы за счет резкого снижения численности народонаселения (девиз «Назад в природу».

Сциентизм - любые проблемы будущего можно решить за счет развития науки (девиз «Наука может все»).

Экологический центризм - «золотая середина» между двумя первыми сценариями. Этот сценарий опирается на достижения науки и позитивный опыт природопользования в наиболее развитых странах, где смогли доказать, что развитие промышленности и сельского хозяйства не является альтернативой сохранению приемлемых условий окружающей среды.

Таблица 63

Сравнение основных прогнозных сценариев будущего

(по Б.М. Миркину, Л.Г. Наумовой, 2011)

Консервационизм

Экологический центризм

Сциентизм

Предел численности народонаселения планеты, млрд человек

Уровень урбанизации

Снижается, на смену мегаполисам и крупным городам приходят экосити

Повышается, экологизируются крупные города, включая мегаполисы

Изменение величины мирового энергопотребления

Снижается в 6-10 раз

Увеличивается в 2-3 раза

Увеличивается в 10 и более раз

Структура энергетики

Энергетика на основе возобновимых источников энергии

Полиэнергетика: атомная, на основе возобновимых источников энергии, тепловая

Преобладание атомной энергетики

Окончание

Консервационизм

Экологический центризм

Сциентизм

Характер сельского хозяйства

Органическое (низкая доля пашни, не используются минеральные удобрения и пестициды, экстенсивный откорм скота за счет естественных кормовых угодий)

Компромиссное (минеральные удобрения и пестициды используются в умеренных дозах, комплексные кормовые рационы с участием кормов с пашни)

Интенсивное (широко используются закрытый грунт, высокие дозы минеральных удобрений и пестицидов, орошение, интенсивный откорм крупного рогатого скота, свиней, птицы кормами с пашни)

Основные минеральные ресурсы

Вторичные

Первичные и вторичные при развитии ресурсосберегающих технологий

Замена исчерпанных ресурсов их новыми эквивалентами

Загрязнение окружающей среды

Минимальное за счет закрытия всех экологически грязных производств и внедрения безотходных технологий

Умеренное за счет малоотходных технологий, усовершенствованных очистных сооружений и захоронения особо опасных отходов

Охрана биоразнообразия

Полное сохранение

Сохранение большей части

Сохранение 30-50%

Доля охраняемых природных территорий на планете, %

Американский экоэнвайронменталист Р. Костанца в 1999 г. предложил четыре футуристических сценария устойчивого развития системы «Природа - Общество» на ближайшие 100 лет (с 2000 по 2100 г.) (табл. 64). За основу он взял сценарии X. Босселя (1998) и некоторые идеи из «Пределов роста» Д. Медоуза с соавторами (1972).

Таблица 64

Сценарии устойчивого развития системы «Природа - Общество»

(по Р. Костанце (1999), цит. по Г.С. Розенберге соавт., 2016)

Меха-

низмы

развития

Ресурсы

не ограничены

ограничены

Технологический

оптимизм,

конкуренция

способствует

прогрессу

Star Trek («Путь к звездам») - освоение термоядерной реакции, экспансия в космос и пр. Описывается мир, в котором природные ресурсы практически иссякли, а численность населения продолжает стремительно увеличиваться. Парниковый эффект вызывает серьезные проблемы.

К 2050 г. удается нивелировать проблему изменения климата и загрязнения воздуха благодаря использованию термоядерной энергии и водородного топлива. Из-за перенаселения планеты человечество отправляется колонизировать космос. К 2100 г. человеческая цивилизация насчитывает более 40 млрд человек, проживающих как на планете Земля, так и на иных планетах

Mad Мах («Безумный Макс») - мир во власти транснациональных корпораций.

В этом сценарии человечество исчерпало все мировые запасы ископаемого топлива. Парниковый эффект и глобальное загрязнение полностью нарушили все климатические и экологические системы Земли. Финансовые рынки рухнули. К 2020 г. население Земли насчитывало 10 млрд человек, а потом резко пошло на спад из-за голода, вспышек болезней и войн за воду и другие природные ресурсы. Национальные правительства более не имеют реальной власти. Миром в течение некоторого времени правят транснациональные корпорации в условиях жесткой конкуренции за исчезающие ресурсы. Распределение богатства становится все более и более асимметричным

Технологический пессимизм, кооперация - двигатель прогресса

Big Government («Большое Правительство») - государство общественного регулирования.

Этот сценарий описывает мир, в котором правительства и общественность имеют гораздо больше контроля над корпорациями. Высокие налоги на ископаемое топливо способствуют снижению выбросов углекислого газа и сдерживают парниковый эффект. Население Земли не превышает 8 млрд человек. Тем не менее правительства придерживаются политики медленного роста, или «нероста», предпочитая сконцентрироваться на обеспечении экологической устойчивости и более справедливого распределения богатства

Ecotopia («Экотопия») - отказ от идеологии потребительства.

Этот сценарий описывает мир, в котором люди наконец нашли практические пути достижения устойчивого развития. Общественность резко выступает против потребительского образа жизни. Добыча природных ресурсов облагается колоссальными налогами, что поощряет использование альтернативных источников энергии. Люди живут небольшими поселениями. Снижается необходимость в платном труде из-за сокращения уровня потребления, что приводит к стиранию границ между богатыми и бедными слоями населения

В предельно широком философском смысле природа - это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реаль­ность», «Космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человек а, выступающая в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философского размышления о природе и отношении к ней человека.

Умозрительное философское истолкование природы как целостности носит название натурфилософии (от лат. natuга - природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире. Рост интереса к природе в эпоху Возрождения спо­собствовал расцвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в творчестве Ф. Шеллинга. Со временем натурфилософские умозрительные построения вступи­ли в конфликт с развивающимся естествознанием и были им отвергнуты, но философия не утратила своего значения для науки. Не подме­няя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания природы.

Каким же мир предстает глазам современного ученого? В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что когда мы углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы - невещественны. Вместо жесткого детерминизма в квантовой физике действует принцип неопределенности. Один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.



Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится концепция глобального эволюционизма , объ­единяющая идеи системного и эволюционного подходов. На ее основе создается единая научная картина мира, общая стратегия естест­веннонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и со­циальной жизни. Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины. В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании: синергетика, теория нестационарной Вселенной, а также теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Современной теорией самоорганизации является синергетика. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, сложные многоклеточные организмы, сообщества людей и т. д.) Благода­ря синергетике самоорганизация, включающая все процессы саморегуляции, самовоспроизведения порядка из хаоса, рассматривается как одно из основных свойств Вселенной.

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале XX века. Первой версией этой теории стала концепция расширения Вселенной в результате «Большого взрыва», происшедшего примерно 13 млрд. лет назад. В середине XX столетия идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с пересмотром взгляда на физический вакуум и возникновением концепции «раздувающейся» Вселенной, в рамках которой было описано «самое начало», охватывающее промежуток времени от нуля – условного момента «Большого взрыва», до крохотных долей секунды. В хаотическом напряженном скалярном поле Большой Вселенной возникают флуктуации напряжения (случайные локальные изменения), порождающие виртуальные частицы – зародыши Малых Вселенных вроде нашей. Часть из них может «выжить», перейти к стабильному состоянию. Так, частицы вещества рождаются из энергии поля по модели, сформулированной в синергетике. Ключевым элементом концепции раздувающейся Вселенной было представление о так называемой инфляционной фазе ускоренного рас­ширения. После колоссального расширения окончательно установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Наша Вселенная вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходил синтез тяжелых элементов. Умирающие звезды выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых струк­турах – туманностях. Из газово-пылевых облаков образовывались новые звезды и планеты, в том числе и наша Земля. В результате развития данной концепции возникло представление о Вселенной как состоя­щей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Новая теория позволяет рассматривать наблюдаемую Вселенную (Метагалактику) лишь в качестве малой части Универсума как целого, а это значит, что вполне правомерно предположить существование достаточно большого числа эволюционирующих Вселенных.

Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно играл концептуальный аппарат биологии. В 20-е гг. XX века в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения - учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-естествоиспытателя, заложившего основы нового научного направления - биогеохимии. Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса. Она - результат длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую космическую эволюцию.

Таким образом, в XX веке благодаря развитию естествознания возникла общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе междисциплинарного синте­за знаний.

Впервые идею коэволюции предложил советский биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968 г.). Именно «коэволюция», т.е. гармоничное развитие природы и общества, обеспечивающее стабильное развитие человека и окружающей среды, должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы , их согласованное, терпимое, мирное, равноправное со-развитие , при котором благо живых существ и экосистем может быть достигнуто одновременно с удовлетворением человеческих потребностей. Концепция коэволюции природы и общества помогает избежать при этом двух крайностей: стремления к абсолютному господству человека над природой и полного смирения перед ней. Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы . При этом гуманизм человека, согласно идее коэволюции, должен в той же мере проявляться в отношении к природе, как и в межчеловеческих отношениях.

Акад. Н.Н. Моисеев, один из авторов концепции коэволюции, понимает под этим понятием со-развитие (совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития. Применительно к природе и обществу, коэволюция предполагает такое их развитие, которое бы не разрушало стабильность окружающей среды и создавало бы необходимые условия для развития общества в рамках определенной системы экологических запретов и императивов.

Деятельность общества должна быть адаптирована, максимально приближена к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человек должен считаться с законами природы, чтобы не совершать ошибок, за которые будут расплачиваться он или его потомки (например, мелиорация Полесья привела к опустошению плодородных земель и превратила их в торфяную пыль).

Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить сущность общества, сформировать новое (иное чем потребительское) мировоззрение, миропредставление, для которого органически присуще будут как экологические императивы (запреты), так и стремление к сохранению жизни человека.

Для реализации на практике принципа коэволюции человечество должно следовать двум императивам экологическому и нравственному . Экологический императив ― это «категорические повеления» морального отношения человека к природе; принятие человеком на себя всей ответственности за соблюдение «правил безопасности на Земле». Эти повеления базируются, в свою очередь, на «обращенности в будущее» и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности. Поэтому императив включает в себя совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Выполнение этих требований автор «экологического императива» академик Н.Н. Моисеев считает обязательным не только для тех, чья деятельность носит непосредственно хозяйственный характер, но и для политической власти, от которой зависят способы разрешения многих экологических проблем, и для каждого человека. Главные положения экологического императива:

· Природа, живая и неживая, является ценной сама по себе, признается субъектом, имеющим право на существование и процветание, вне зависимости от ее полезности, бесполезности или вредности для человека.

· Этические нормы и правила распространяются на взаимодействие человека и природы, которое строится на основе их равноценности и равноправия.

· Разумность и культура налагают на человека исключительные обязанности по отношению к природе.

· Природоохранная деятельность определяется в первую очередь необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Нравственный императив требует изменения мировоззрения людей, поворота к общечеловеческим ценностям и принципам, прежде всего, к принципу уважения любой жизни и нравственно-понимающему отношению к природе . Нравственный императив требует переоценки традиционных потребительских идеалов, перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному отношению с природой .

Концепция устойчивого развития системы «общество – природа»

В 90-е годы ХХ века, после опубликования Международной комиссией по окружающей среде и развитию доклада Г.Х. Брундтланд «Наше общее будущее», получило широкое распространение понятие «устойчивое развитие» . Доклад не только показал неразрывную взаимосвязь экологических, экономических, социальных и политических проблем, но и обосновал невозможность решения каждой из них в отдельности. Устойчивое развитие было представлено как такая модель человеческого развития, при которой потребности нынешних поколений удовлетворяются без лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей для будущих поколений. В основу концепции устойчивого развития лег знаменитый принцип экологической этики О. Леопольда – принцип хронологической объективности .

В соответствии с принятой «Декларацией Рио» и «Повесткой дня на ХХI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) во многих странах мира, в том числе и Беларуси, были разработаны национальные стратегии устойчивого развития и начали предприниматься конкретные шаги по их реализации. Так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечил бы устойчивость окружающей среды и при котором появилась бы реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Реализация новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает как минимум экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Переход к устойчивому развитию создает возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации, но в существенно измененной, биосферосовместимой форме , когда человек не разрушает природную среду своего обитания – эту естественную колыбель любой жизни, в том числе и разумной. Биосфера не должна рассматриваться только как поставщик ресурсов. Это фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.

В контексте устойчивого развития перед человечеством стоят задачи разрушить старое, потребительски-негуманное отношение к природе, основанное на антропологической парадигме мышления, и утвердить новое экологическое мировоззрение, основанное на том, что все, что делается во имя человека, не должно вредить природе. В его основе лежит идея не только взаимного уважения между людьми, но и забота о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы как «общего дома», в котором сосуществуют и человек, и другие виды живых существ. Именно такое мировоззрение может обеспечить устойчивое развитие человечества , т.е. сохранение в течение неограниченно долгого времени стабильной и благоприятной для жизни людей окружающей среды.

В этой связи важным аспектом жизни и деятельности людей становится построение экологически устойчивых человеческих сообществ, не вступающих в противоречие с природной способностью поддержания жизни. Вместе с тем на данный момент многие экосистемы настолько разбалансированы, что утратили способность противостоять естественным катаклизмам.

В течение более трех миллиардов лет экосистемы планеты выработали утонченные и сложные механизмы, обеспечивающие максимальную устойчивость. Суть экологической грамотности заключается в усвоении этой мудрости природы. Следует не только понимать принципы организации экологических сообществ , но и использовать эти принципы для поддержания устойчивости человеческих сообществ в сфере образования, науки, культуры, экологии, политики и т. д.

Одним из принципов организации экосистем является принцип взаимозависимости , заложенной в природе всех экологических взаимоотношений: поведение и жизнь члена экосистемы зависит от всего сообщества и наоборот. В человеческом сообществе принцип экологической взаимозависимости предполагает понимание взаимоотношений, складывающихся между людьми. Человеческое сообщество должно осознавать все множество этих взаимоотношений со своими членами, заботиться о них.

Другим принципом является принцип цикличности экологических процессов, когда в экосистеме взаимосвязаны пища и отходы; организмы непрерывно используют и перерабатывают одни и те же молекулы минералов, воды и воздуха. В человеческом сообществе этот принцип нарушается, порождая конфликт между экологией и экономикой: производство трансформирует природные ресурсы в товар плюс отходы, после продажи товара потребителям и его потребления появляются новые отходы. Следует максимально приблизить производство и потребление к циклическим процессам в природе, реорганизовав экономику и бизнес.

Еще один важный принцип организации экосистем – принцип гибкости . Гибкость экосистемы зависит от скорости восстановления баланса при отклонении от нормы, вызванном меняющимися внешними условиями, от готовности приспособиться. Все экологические колебания ограничиваются пределами допустимого, и всегда существует опасность разрушения системы, если она не сможет компенсировать вышедшие за пределы колебания. В человеческом сообществе нарушение принципа гибкости проявляется в конфликтных ситуациях, что ведет к стрессу, в свою очередь вызывающему повышение жесткости и напряженности во всей системе. Временный стресс является неотъемлемым аспектом жизни, продолжительный стресс – деструктивен. Для управления социальной системой (городом, экономикой, вузом) необходимы оптимальные средства и новые стратегии разрешения конфликтов, одним из которых является динамическое уравновешивание сторон.

Для того чтобы сообщество стало устойчивым, необходимо осознание взаимозависимости и необходимости всех его членов. В XXI веке выживание человечества будет зависеть от способности воспринять эти принципы и жить в соответствии с ними.

Вопросы и упражнения

1. В чем проявляется превращение человечества в «геологическую силу» планеты, о котором говорил В.И. Вернадский?

2. К основным характеристикам природы как самоорганизующейся системы относятся ее нелинейность, необратимость, открытость, кооперативность. Раскройте эти понятия.

3. Какие космологические модели Вселенной Вы знаете?

4. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «экософия»?

5. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Как Вы оцениваете эти слова Базарова?

6. Русский философ Н. Федоров утверждает, что «природа – наш враг временный, а друг вечный». Почему?

7. Определите и сравните понятия «ценность» и «самоценность» природы.

8. Определите ваше понимание основных принципов экологической этики.

9. «... Перестройка биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого... Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"...» (В.И. Вернадский). Выскажите Ваше отношение к этому процессу. В чем разница между биосферой и ноосферой?

Тема 1.5. Проблема человека в философии

Вопросы

14. Человек как предмет философской антропологии. Стратегии познания человека в философии и науке. Основные концепции антропосоциогенеза.

15. Человек как единство биологического, социального и духовного бытия. Многомерность феномена человека: триединство тела, души и духа. Основные философские интерпретации сущности человека. Индивид, индивидуальность, личность.

16. Философское осмысление феноменов жизни, смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни человека. Личностный выбор и проблема свободы как высшие ценности бытия человека

17. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Природа ценностей и их иерархия в бытии человека.

Вопрос 14. Человек как предмет философской антропологии.

Стратегии познания человека в философских концепциях антропосоциогенеза

Философская антропология (ФА) – это учение о человеке. Основные проблемы ФАсвязаны с выявлением места и роли субъекта в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

Проблема бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Это вопросы о сущности человека, его происхождении, предназначении и месте в мире, о его ценностях, смерти и бессмертии, о смысле человеческой жизни … Проблемы эти вечные, но и вечно новые, поскольку изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз это проблемы иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Введение

Современное общество на данном этапе своего существования сталкивается не только с экономическими препятствиями и барьерами, но и с проблемами, связанными с экологией, природой. Экологические проблемы возникают постепенно, медленно разрушая биосистему Земли. На сегодняшний день проблемы загрязнения воздуха, водоемов, глобальное потепление, перенаселение носят достаточно острый характер и требуют всеобщих усилий государств по принятию защитных и охранительных мер, касающихся создания и поддержания гармонии между обществом и природой.

Как гласит второе правило термодинамики: «Любая (неограниченно растущая) система может развиваться только лишь за счет деструкции окружающей среды» В. И. Каракеян, Экономика природопользования: учебник для бакалавров / В. И. Каракеян. -- М. : Издательство Юрайт; 2012 - С. 10.. Таким образом, актуальность решения экологических проблем и необходимость «коэволюции» природы и общества обусловлены экономическим развитием человечества, которое постепенно разрушает окружающую среду. Несомненно, совокупная деятельность человека на сегодняшний день подрывает природное равновесие биосферы, и, тем самым, того не желая, человек собственными усилиями (новыми техническими средствами, «вредной» технологией производства) ведет себя к гибели.

Но, тем не менее, было бы неверно считать, что общество может нести лишь хаос и разрушение, человек способен созидать и создавать. Научная деятельность, творчество приводят к рождению и реализации идей, которые способны изменить мир в лучшую сторону, преобразовать сознание и ход мыслей человечества. Известно, что осуществляется мировая пропаганда «чистой» технологии, поощрение научных проектов по созданию экологически чистых продуктов, производств. Более того, общественные деятели, ученые в России в своих трудах выразили необходимость изменения роли человека во Вселенной. Например, теория Вернадского о «ноосфере», суждения Циолковского приобретают всю большую популярность и имеют социальную значимость, так как несут идею перехода от антропоцентризма, где благополучие человека на первом месте, к биоцентризму, где интересы всего живого превыше эгоистических, человеческих желаний. Главная цель моей работы - это изучить, как изменялись суждения, действия людей, государств относительно взаимосвязи природы и экономики на протяжении различных эколого-социально-экономических эпох.

Задачи исходя из цели работы следующие:

· Рассмотреть основные проблемы коэволюции человечества и природы

· Изучить основные черты эколого-социально-экономических эпох

· Изучить теорию «ноосферы» В.И. Вернадского как экологический идеал, который провозглашает коэволюцию человека и природы

Проблема коэволюции человечества и природы. Эколого-социально-экономические эпохи

Экологический кризис вызван человеком, интересы которого эгоистичны и неограниченны, они приводят к хищническому отношению к природе, провозглашению концепции антропоцентризма. Что же повлияло на принятие именно такой системы взглядов? Ответ заключается в отличительных особенностях человека от остального живого. Человек разумен, на деятельность человека в основном влияют социальные и культурные факторы, так как человек «живет» в обществе, поэтому он может определять свою направленность деятельности, контролировать ее разумом, а не только инстинктами.Но, несмотря на данный факт, общество, столкнувшись с последствиями его деятельности, которые могут привести к его гибели, осознает, что от принципа безудержного преобразования природы и неограниченной ее эксплуатации следует перейти к экономии природных ресурсов и весьма осторожному изменению природной среды жизни. То есть необходимым условием благополучного существования человечества является переход к «коэволюции», совместному существованию человека и природы, уделив основное внимание рациональному преобразованию человеческого общества. Идея «коэволюции» является центром биоцентризма, экологического сознания, планетарного мышления. Именно экологическое сознание способно рационализировать деятельность человечества и привести к единству человека и природы, что является ключом к сохранению жизни на Земле. Проблема в том, что формирование такой системы мышления требует длительного отрезка времени и действий со стороны государств. На сегодняшний день данное экоцентрическое сознание находится в стадии формирования, об этом свидетельствует наличие «ползучих опасностей», которые медленными темпами разрушает живое и являются следствием научно-технического прогресса, способности человечества создавать новые химические вещества, контролировать химические процессы. Новые химические вещества, например: лаки, пластик не могут быть в круговороте веществ, не разлагаются, разрушают биосистему.Таким образом, в соответствии с наиболее яркими проявлениями экологического кризиса: загрязнение воздуха, разрушение озонового слоя, парникового эффекта и др. разумная деятельность определяется основными показателями, связанными с экономикой:

· недопустимость выхода геофизических систем планеты (океаны, поверхностные воды суши, земная кора, др.) из стационарного состояния из-за перепроизводства энергии;

· ограничение и создание нормативов выброса синтетических и других антропогенных веществ;

· добыча химических элементов из недр земли, которая основывается на учете самоочищающей способности редуцентов и способности живых систем планеты противостоять загрязнениям;

· поддержание экологического баланса в пределах экономической оправданности.

Более того, ограничения и лимиты в природопользовании подразумевают интенсивное развитие экономических процессов (поиск разумных альтернатив использования ресурсов), отказ от психологии экстенсивного расширения природопользования, который все-таки на данный момент доминирует в мире. Тем не менее общественное сознание постепенно трансформируется и разделяет важность идей коэволюции человека и природы. Процесс изменения идей, действий человечества в отношении природы и человека можно проследить в смене эколого-социально-экономических эпох.

Эколого-социально-экономическая эпоха - определенный отрезок истории, который характеризуется определенными идеями в отношении роли человека и природы в экономике.

Ученые выделяют 4 эпохи:

1. Технология с экономическими ориентирами.

Данная эпоха началась с 17 века и закончилась серединой 20 века. Данный период охватывает различные формы экономических отношений: феодализм, где основным «орудием труда» является раб, не имеющий свобод и работающий на хозяина, капитализм. Несмотря на то, что феодализм и капиталистические отношения имеют существенные различия в форме собственности, в способе производства, они имеют общие экономические тенденции в отношении экологии и природы. Характерными чертами являются:

· стремление к максимальному демографическому росту, ограниченному недоеданием и болезнями.

· Территориальная и демографическая экспансия (захват рабов, привлечение рабочих рук из-за рубежа, эксплуатация захваченных территорий, создание колоний)

· Игнорирование охраны природы, экстенсивное производство и использование полезных ископаемых и других ресурсов природы

Таким образом, в мировом обществе наблюдалась доминанта прокормления, которая основывается на том, что природа в полном подчинении человека, является «средством и материалом удовлетворения любых потребностей в любых количествах», и биологические системы не нуждаются в защите и охране.

2. Технология с экономическими и отчасти экологическими ориентирами.

Данная эколого-социально-экономическая эпоха имеет временные границы середина 20 века - конец 20 века. Данный период характеризуется усилением глобализации мирового сообщества, увеличением числа монополий, развитием вычислительной техники, ростом населения в связи с развитием медицины. Глобализация мировых экономики привела к бурному росту промышленного производства, увеличения научных открытий, которые в свою очередь имели негативное воздействие на природу. Но, несмотря на это, проявление экологических проблем привели лишь к декларации охраны природы, а не к действиям. Более того хищническое отношение к природе преобладает, территориальный экспансизм, производство использует ресурсы некачественно и нерационально, экстенсивным путем ради получения прибыли более дешевым способом. Следовательно, данная эпоха провозглашает доминанту экономики, которая ставит выше экономические интересы, которые основаны на личной, но не общественной выгоде будущего благополучия.

3. Технология с экономическими и возрастающими экологическими ориентирами.

Данная эколого-социально-экономическая эпоха имеет границы - конец 20 века - середина 21 века, то есть затрагивает наше время.

Характерные тенденции и черты:

· Осуществляется охрана окружающей среды, но с технологическими и экологическими ограничениями (лимит выбросов, отходов, штрафы и др)

· Сдерживание демографического роста не происходит, лишь декларируется

· Ресурсный экспансионизм, потребление и добыча ресурсов по-прежнему весьма велика

Эпоха характеризуется доминантой экономики с экологическими ограничениями. Приветствуется чистая технология производства, государство регулирует деятельность предприятий в отношении природы посредством санкций: штрафов, лимитов и нормативов предпринимательской, производственной деятельности. Тем не менее, производство технологий, которые не вредны, практически не осуществляется, так как это все еще не выгодно из-за высоких издержек.

4. Технология с абсолютно экологическими ориентирами.

Ученые считают, что «технология с абсолютно экологическими ориентирами» еще не сложилась и будет сформирована к середине 21 века.

Данная технология ставит выше интересы планеты в целом, и главной целью человеческого общества является не удовлетворение личных потребностей, а совместимых с интересами природы, окружающей среды. Демографические процессы подчинены цели повышения «качества» человека -- низкой заболеваемости и высокой продолжительности жизни на фоне повышения образованности и обеспеченности. Человечество осознает невыгодность войн, массового оружия, но, тем не менее, возможны политические столкновения по поводу выживания, ресурсов, так как экологические проблемы достигнут своего пика (нехватка питьевой воды, полезных ископаемых, загрязнение воздуха). Таким образом, будет существовать доминанта выживания. На данный момент, как считают ученые, человечество находится между 2-й и 3-й эпохами, постепенно втягиваясь в 3-ю эпоху. Несмотря на это давление на природу демографическими тенденциями все равно практически не уменьшается. Во многих странах демографические программы неэффективны. Если не будет иметь место превентивная саморегуляция, то в будущем возникнут конфликты и самоуничтожение в ходе войн. Он неразумен и недопустим. Таким образом, государства должны разработать экологическую политику, которая будет ограничивать разрушительную деятельность человека. Государства, граждане государств должны осознавать необходимость создания новых экономических ориентиров и принципов, которые будут соответствовать схеме не «товар -- деньги -- товар», а «природная система -- ее ресурсы -- товар -- деньги -- воспроизводство природных систем». Именно данная схема экономики не приведет к гибели живого. Более того, государственный аппарат должен поощрять «чистые» производства, научные идеи по сохранению природы, внедрение принципа «богатеет охраняющий» в рамках отдельных предприятий, отраслей хозяйства и особенно в рамках территориальных хозяйственных комплексов. Но особенно важно, если нормативы деятельности будут учитывать не только безопасность здоровья человека, но и гарантировать здоровое функционирование природной среды. Расчет необходимо строить не только на эгоистичных устремлениях того или другого региона и государства, а на основе понимания интегрального единства мира и людей в нем. Основная цель человечества заключается в том, чтобы с учетом реальных ограничений и объективных процессов обеспечить себе максимум экономических, социальных и природных благ, т.е. оптимальные условия существования без возникновения угрозы любого дисбаланса. В этом смысле все научные и практические знания имеют единое назначение и не противоречат друг другу. Обеспечение коэволюции природы и экономики невозможно лишь посредством государственного приказа, страха перед наказанием, каждый гражданин любого государства должен проникнуться идеей о гармонизации отношений с окружающим миром. Наиболее эффективным средством достижения равновесия биосферы, я считаю, является экологическое воспитание, пропаганда государством идеологии «экоцентризма», «планетарного мышления». Как известно, идеи изменения роли человека были изложены во многих трудах русских ученых «космистов» Циолковского, Гумилева, Вернадского. Поэтому, я думаю, необходимо рассмотреть знаменитую теорию о «ноосфере» Вернадского.

Е.В. Рябова

Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

Современная цивилизация в своем развитии находится в той точке исторического процесса, которая определяет динамику и направление общественного развития на длительную перспективу.

ХХ век принес человечеству не только общественные достижения, но и ряд сложных проблем. Одна из наиболее болезненных – глобальная экологическая проблема. Объяснений причин возникновения кризисной ситуации много, но одно ясно всем: в основе всего этого процесса находится человек.

Кризис во взаимоотношениях человека со средой своего обитания обусловлен не каким-то одним видом деятельности человека, а теми регулятивными установками, которые определяли характер и специфику становления всех этих видов деятельности.

Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Необходим поиск регулятивов, которые отражали бы потребности создания новой доминирующей парадигмы нынешнего этапа развития цивилизации. Современная эпоха должна стать переходной от общества, в котором происходило неконтролируемое неустойчивое социальное развитие, к обществу, которое будет целенаправленно решать задачи гармонизации отношений между природой и человеком.

Среди регуляторов, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности, прежде всего, переход от установки на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экономических лимитов. Переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, соразвития.

Как эволюционный процесс пойдет дальше, продолжится ли деградация природной среды и человечество погибнет или возможны коэволюция человечества с природой, его сохранение и дальнейшее развитие? На этот вопрос чрезвычайно трудно ответить. И, тем не менее, возможные варианты будущего необходимо представить, чтобы успеть предпринять необходимые меры. Коэволюция возможна лишь при условии, что общий разум объединит человечество в одно сообщество землян с сохранением всего культурного разнообразия народов и принципов нравственности, на вечных ценностях бытия, которые сделали человека человеком. Это под силу разуму того социума, который способен осознать себя в качестве единого живого сообщества, думающего о себе в целом, заботящегося о своей судьбе.



Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Отношение к процессу коэволюции сегодня достаточно неоднозначно. Одни ученые считают её единственным путем сохранения человечества в составе биосферы, который согласовал бы потребности людей с возможностями сохранения природы. Другие не допускают использование термина «коэволюция» применительно к развитию природы и общества, поскольку реализация такой возможности считают прекращением естественной эволюции биосферы, превращение биоты в систему, развитие которой целенаправленно регулируется человеком.

Коэволюция общества и природы - это альтернатива противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых - альтернативных моделей и идеалов будущего.

Сегодня человечество имеет огромные потенциальные возможности своего развития. Большие надежды в этом плане возлагаются на прогресс науки, на коллективный разум, который находится на новой ступени совершенствования и в перспективе должен стать общепланетарным разумом. Вместе с тем будущее человечество, видимо, не должно рисоваться только в радужных красках. В связи с этим можно согласиться с мнением Н.Н. Моисеева, который, рассуждая о той уверенности в будущем, которая звучит в ряде работ выдающихся ученых Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского, справедливо отмечает: «Мне кажется, что полвека тому назад у обоих мыслителей было больше оснований для оптимизма, чем у людей нынешнего тысячелетия. Тогда еще ничего не знали об атомном оружии и не предполагали, что человечеству уже в зримом будущем предстоит преодолеть чрезвычайной остроты глобальный экологический кризис. И переход в эпоху ноосферу не будет плавным и безболезненным…» .

В целом следует согласиться с мнением ряда авторов, что прогнозируя будущее, следует избегать как излишнего пессимизма, так и неоправданного оптимизма, нередко встречающегося на практике. Оценки и прогнозы должны быть предельно реалистичными, объективными, в противном случае можно получить искаженную картину или неверно определить цели развития.

31. http://www.iwp.ru/monograf/kndd/ch51.html

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ –

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЕМКОСТЬ БИОСЕРЫ - http://lektsii.org/3-110118.html