Храм софии константинопольской презентация. Собор святой софии в константинополе
1 из 11
Презентация на тему: Собор святой Софии в Константинополе
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли. В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором. Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.
№ слайда 3
Описание слайда:
№ слайда 4
Описание слайда:
Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна. Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: "Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. ...Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело."
№ слайда 5
Описание слайда:
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса". Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.
№ слайда 6
Описание слайда:
Собор изнутри представляет собой ярчайшую палитру различных золотых оттенков. Солнце пробивается сквозь окна и заливает все пространство храма красивейшими световыми переливами, а стены покрыты обилием различных мозаик и чудотворных ликов святых. Собор изнутри представляет собой ярчайшую палитру различных золотых оттенков. Солнце пробивается сквозь окна и заливает все пространство храма красивейшими световыми переливами, а стены покрыты обилием различных мозаик и чудотворных ликов святых.
«Византийская цивилизация» - Античное наследие. Под контролем правительственных служб находились ремесла. Константинополь. Москва является подлинной наследницей величия Константинополя. Византийская цивилизация. Кризис византийской экономики. Приоритет государства. Характер императора Юстиниана. Сепаратистские тенденции. Византия пала в 1453 г.
«Европа Византия» - Православие: только от Отца, Богородица рождена с первородным грехом, чистилища нет. Индивидуализм. Церковью Во главе византийской церкви патриарх, не подчиняется папе римскому. Византия – второй Рим. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ: 2 пути исторического развития. Европейский путь. Отношения, во многом основанные на праве и традициях.
«Развитие культуры Византии» - Гармония искусства. Видное место в развитии Европы. Византийская художественная культура. Глаза Марии. Подземное водохранилище. Новое мировоззрение. Культура Византии. История Византии. Шедевры византийского зодчества. Название водохранилища. Император Александр. Развитие архитектуры. Перевернутая голова Медузы Горгоны.
«Искусство Византии» - Катакомбы – подземные захоронения первых христиан. Христианское искусство позднего Рима I-IV вв. Базилика св. Центральный неф. Катакомбы Присциллы. Искусство византии. Мавзолей Галлы Плацидии. 5 век. Равенна. Искусство Византии. Катакомбы Присциллы. «Добрый пастырь». Крестово-купольный храм. Храм святой Софии.
Слайд 2
Особенности архитектуры
Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии.
Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.
В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.
Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.
Слайд 3
Фото собора Святой Софии
Слайд 4
Особенности архитектуры
Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.
Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны.
Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель ПрокопийКессарийский (VI век) сказал: "Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. ...Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело."
Слайд 5
Внутренняя отделка храма
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее.
Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".
Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.
Слайд 6
Собор Святой Софии изнутри
Собор изнутри представляет собой ярчайшую палитру различных золотых оттенков. Солнце пробивается сквозь окна и заливает все пространство храма красивейшими световыми переливами, а стены покрыты обилием различных мозаик и чудотворных ликов святых.
Слайд 7
Вечно освещенный храм
- Храм полностью освещен солнцем
- Храм в темное время суток
Слайд 8
Панорама
Слайд 9
И в заключение:
Глядя на собор Святой Софии в Константинополе, я делаю вывод, с которым согласятся многие: архитектура Византии действительно внесла великий вклад в историю развития мировой архитектуры. Софийский Собор – одно из чудес света, и это не удивительно. Величественное сооружение, которое словно пропитано духом истории и незабываемых событий, это место представления огромного количества ликов святых, это храм души и потрясающее для современного глаза зрелищное здание, приветствующее туристов красивейшими мозаиками, искусными резными узорами, разнообразно украшенными колоннами, яркими солнечными лучами и древним историческим духом храбрости и понимания искусства древних византийцев.
Святая София
- Собор построили всего за 5 (!!!) лет - 532-537 гг. н.э. Сравните с длительностью сооружения великих соборов Запада (строительство могло продолжаться и больше столетия, как собор в Риме), или Исаакия (более полувека). До сих пор непонятно, как такое можно было соорудить за 5 лет, да ещё и в те времена. 2. Входим в притвор. Справа и слева - контрфорсы средневизантийского периода, им чуть больше тысячи лет. Сам же собор ещё на 450 лет старше них.
- А тут когда-то находился алтарь с Плащаницей (увезенной после разграбления крестоносцами города на Запад; всплыла в Турине - если она та самая подлинная, конечно, из Софии). Это сакральное место, повлиявшее на мировую историю Второго тысячелетия нашей эры, пожалуй, больше какого-либо другого. Почему, вы спросите? Тут 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх же, в свою очередь, взаимно анафематствовал Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началась Великая Схизма, разделение Единой Церкви на католическую и православную, которое сохранилось и посейчас, и серьёзно влияет на менталитет и обычаи народов, придерживающихся той или иной ветви Церкви. Затем последовал целый ряд уний - успешных и безуспешных, войны и многовековая борьба за души людей...
- Если вы посмотрите внимательно на михраб (культовая часть мечети, указывающая направление на Мекку), то увидите, что он не по центру, а немного смещен вправо. Так вот, османы, приспособив Софию под мечеть, располагались при молитве в ней под углом - потому что собор, обращённый апсидой строго на Восток, перестроить было невозможно. 15. Над алтарём, в выси полукупола - расчищенное изображение Богоматери с младенцем Христом на коленях. И его османы просто замазали, на полтысячелетия. Так оно до нас и дошло
- Ещё одно интереснейшее место в наосе (огорожено предупреждающими лентами). Вот вы, наверное, порой без задней мысли произносите: "ты что, Пуп Земли тут, что ли?". Так вот, на фото - это и есть Пуп Земли, только настоящий, а не риторический - омфал, символический центр Империи, простиравшейся в юстиниановы времена от скал Гибралтара до полей Месопотамии. Также это было место коронования византийских императоров. Поэтому "Пуп Земли" - не риторика: он реально есть:-)
- 23. ...В каждой мировой достопримечательности должно быть какое-то попсовое место, куда туристы идут обязательно, исполнить некий ритуал. Есть такое место и тут - это т.н. "плачущая колонна", покрытая медью. "Если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется ". Так что вот все подходят, загадывают и верят. Как нос у пограничной собаки на станции метро "Пл. Революции" в Москве, или медведя на памятнике Макарову в Кронштадте.
Айя-София. О. Мандельштам. 1912г. Айя-София здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. И всем векам пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила Эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.
Этот храм называли просто Великой церковью. Он был создан в гг. по заказу императора Юстиниана. Для строительства главного собора Византийской империи были приглашены не профессиональны е архитекторы, а профессора математики и геометрии, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.