Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (вкладов, долей) в уставном капитале коммерческих организаций. Введение Государственный контроль за соблюдением конкурентного антимонопольного законодательств

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.

Введение.....................................................................................................................7

1. Понятие и виды монополистической деятельности. Ограничение конкуренции органами власти......................................................................................10
2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции........................................15
3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции................................................17
4. Государственное регулирование монополистической деятельности
4.1. Государственный антимонопольный контроль............................................20
4.2. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий......................................................................................................................24
4.3. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных
монополий................................................................................................................25
4.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства..29
4.5. Разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий....................31
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях.............37
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование в области связи.......................................39
5.2. Антимонопольное регулирование энергетики...............................................42
5.3. Антимонопольные требования к торгам........................................................45

Заключение...............................................................................................................49

Библиографический список.....................................

Введение

Нарастающая концентрация производства во второй половине XIX века привела к росту монополий во всех странах и их существенному влиянию на экономику. Такие процессы вызвали негативную реакцию во всех слоях общества. Правительства разных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополии законодательными методами. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, среди них можно выделить характерные для всех стран основы такого рода законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами.

Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. В Западной Европе, которая сегодня практически полностью экономически объединена в рамках Европейского сообщества, антимонопольное регулирование устанавливается Комиссией европейских сообществ, специальный комиссар которой рассматривает и утверждает все крупные соглашения о слиянии и образовании картелей. Слияния поощряются, если они связаны с ускорением НТП и улучшением конку рентных условий деятельности европейских фирм.

В Российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности связано с принятием Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

антимонопольное законодательство защита конкуренция

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием трех основных факторов:

1) наличия административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, централизации большой доли дохода, назначении "сверху" хозяйственных руководителей;

2) существования устойчивого и массового дефицита, многократно обостряющего конкуренцию потребителей и превращающего всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

3) концентрации и специализации производства. В конце 1980-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения производилось на предприятиях, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). В настоящее время государство рассредоточило основные фонды среди вновь создаваемых частных структур промышленного производства, оставляя за собой необходимый процент основных средств для осуществления государственного контроля. Вместе с тем высокая степень концентрации производства до сих пор наблюдается практически во всех отраслях экономики России. Она дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации, что потребовало принятия ряда законов для определения организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает меры против негласного территориального раздела рынков, искусственного поддержания уровня цен, фиктивных слияний компаний с целью сокрытия прибылей и т.д. Рассмотрим особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из названного Закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст.3 Закона N 135-ФЗ.

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст.8 Конституции РФ). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст.34 Конституции РФ).

Статьей 1 ГК РФ установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров и услуг, кроме случаев, когда такое ограничение вводится в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. К числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится Закон N 135-ФЗ и ст.10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

К указанным законам относится и Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Положения Закона N 147-ФЗ распространяются на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Объект данной работы - государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Целью данной работы является комплексный анализ государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Предмет исследования - российское законодательство, регулирующее монополистическую деятельность.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость последовательного решения следующих задач:

1. раскрыть содержание понятия "монополия", "государственная монополия", "естественная монополия", "монополистическая деятельность", "конкуренция", "недобросовестная конкуренция", "государственное регулирование цен", "государственное регулирование", "органы государственного регулирования

2. дать характеристику видам монополистической деятельности, ограничению конкуренции органами власти;

3. дать характеристику формам недобросовестной конкуренции

4. изучить антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

5. изучить государственное регулирование монополистической деятельности

6. дать характеристику государственному антимонопольному контролю

7. изучить правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий

8. изучить правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий

9. изучить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

10. рассмотреть разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий, порядок уведомления антимонопольного органа о сделках и действиях

11. изучить особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.

Для достижения указанных выше целей и решения поставленных задач настоящее исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе научного познания, предполагающего объективность и всестороннее познание исследуемых явлений. Наряду с этим применялись исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой, логический методы исследования.

Для решения поставленных задач и последующей формулировки выводов определена следующая структура курсовой работы: введение, основная часть, которая включает в себя пять глав, заключение и библиографический список.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Монополистическую деятельность можно подразделить на монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления.

Таким образом, монополистическая деятельность обладает рядом признаков, позволяющим отграничить ее от иной деятельности субъектов монополистической деятельности. Первым из них является противоправность. Монополистическая деятельность в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности (экономической, административной, уголовной, гражданской). Следовательно, осуществление такой деятельности противоречить нормам права.

Вторым признаком является то, что монополистическая деятельность может быть как активной, то есть осуществляться путем совершения действий, так и пассивной, то есть осуществляться путем бездействия.

Третьим признаком является специфический субъектный состав. Монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности. Следовательно, ее субъектами не могут быть граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Четвертой особенностью является ее антиконкурентный характер. Монополистическая деятельность направлена на ограничение, устранение или недопущение конкуренции на товарном рынке, защищая этим положение субъекта на товарном рынке и его монопольно высокие прибыли.

И, наконец, монополистическая деятельность наносит вред как другим субъектам хозяйствования, так и потребителю, потребности которого в сущности является осью всей предпринимательской деятельности.

Монополистическая деятельность может осуществляться как индивидуально (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке), так и коллективно (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции).

Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарных рынках, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Все способы злоупотребления таким положением можно разделить на 4 группы:

  • - действия против конкурентной среды. Например, создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;
  • - ценовые манипуляции. В частности, необоснованное и преднамеренное повышения цен. В этой связи вводится понятие монопольной цены, под которой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью - необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение. Монопольные цены могут быть монопольно высокими, монопольно низкими и монопсонически низкими.
  • - навязывание потенциальным контрагентам кабальных условий сделок. Например, заключение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора;
  • - дискриминация потенциальных контрагентов, то есть применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В законодательстве не определен исчерпывающий перечень способов злоупотребления доминирующим положением, поэтому антимонопольный орган квалифицирует деятельность субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на рынке, исходя из фактических обстоятельств.

Монополистическая деятельность органов управления. Монополистическая деятельность органов управления наиболее социально опасна, поскольку она осуществляется с использованием государственных властных полномочий. Выделяют следующие формы такой деятельности:

  • - соглашения (согласованные действия) с другими субъектами хозяйственной деятельности;
  • - незаконное ограничение деятельности субъектов предпринимательства;
  • - дискриминация субъектов предпринимательства;
  • - нарушение принципа свободы договора;
  • - создание препятствий возникновению и существованию конкурентной среды.

Этот перечень не является закрытым. Таким образом, антимонопольный орган всесторонне оценив деяния государственных органов может признать их монополистической деятельностью, если будут установлены все ее признаки.

Правовые средства антимонопольного регулирования

Для осуществления деятельности по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в Республики Беларусь в системе органов государственной власти создано специальное ведомство - Департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики. Основными направлениями его деятельности являются

  • - контроль за действиями субъектов хозяйственной деятельности;
  • - общая и специальная превенция;
  • - ограничение и пресечение монополистической деятельности;
  • - привлечение к ответственности нарушителей антимонопольного законодательства;
  • - обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков;
  • - содействие и развитие добросовестной конкуренции;
  • - защита прав субъектов предпринимательства и потребителей.

Кроме того, данное ведомство формирует и ведёт Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках.

Реализуя свои функции антимонопольный орган в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; принимает в установленном порядке меры по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; осуществляет государственный контроль за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; оказывает содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; регулирует цены на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий; определяет категории потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) устанавливает минимальный уровень их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах. Перечисленная деятельность антимонопольного органа называется мерами антимонопольного регулирования

Следующей мерой антимонопольного регулирования, заслуживающей внимания является контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией субъектов хозяйственной деятельности, основной целью которого является предупреждение возникновения и предотвращение усиления доминирующего положения на товарных рынках. Объектами названного контроля являются создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов; а также преобразование государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на рынках.

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства наносит вред не только конкретным субъектам хозяйствования и потребителям, но и обществу в целом, поэтому помимо деятельности уполномоченных государственных антимонопольных органов справедливым является введение общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, который осуществляется общественными организациями (объединениями) потребителей, а также другими общественными объединениями, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Одним из правовых средств антимонопольного регулирования является привлечение к ответственности нарушителя антимонопольного законодательства. За нарушение антимонопольного законодательства установлены различные виду юридической ответственности, которые даже могут применяться одновременно. Правонарушитель может быть привлечен одновременно к экономической и гражданско-правовой ответственности, а его должностные лица в зависимости от тяжести правонарушения - к административной или уголовной ответственности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовые основы и государственная поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности. Понятие систематического осуществления монополистической деятельности. Условия привлечения к ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2009

    Возникновение антимонопольного законодательства. Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства. Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2007

    Понятие и сущность конкуренции и монополии, их классификация. Нормативно-правовая основа конкуренции в России. Генезис и основные направления развития антимонопольного законодательства на современном этапе. Правовое положение антимонопольного органа.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2018

    Понятие и законодательное регулирование конкуренции. Монополистическая деятельность как антипод конкуренции. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Монополистическая деятельность и основные формы недобросовестной конкуренции. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Необоснованность препятствования созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2009

    Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность, признаки; характеристика отдельных видов. Правовое регулирование противодействия недобросовестной конкуренции. Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об искажениях конкуренции.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2012

    Правовые источники регулирования и состояние конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках. Предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Основные полномочия Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

Любые образовательные работы на заказ

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Курсовая Помощь в написании Узнать стоимостьмоей работы

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст.15 Конституции Р Ф международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Согласно ст. 10 bis Конвенции Российская Федерация обязана обеспечить гражданам эффективную защиту...

Другие работы

Контрольная

В этом же министерстве ныне функционирует и Береговая охрана США - морская пограничная служба, наделенная правоприменительными полномочиями. В Министерство были переданы и объединены в Бюро по исполнению иммиграционных и таможенных законов Служба иммиграции и натурализации (ранее в составе Министерства юстиции), наделенная следственными полномочиями в сфере исполнения иммиграционных законов...

Дипломная

Господствующей политико-правовой идеологией буржуазии того периода был либерализм, требование невмешательства государства в частно-правовые отношения и осуществления им только лишь охранительных функций. В осуществлении «позитивных функций» государства виделись препятствие свободному предпринимательству и конкуренции, а также посягательство на права собственников-налогоплательщиков. Чисто...

Так, в процессе расследования уголовного дела следователь, выясняя сущность произошедшего криминального события, строит в своем сознании его мысленную модель (так называемую «информационную модель расследуемого события»). Таким образом, информационная модель расследуемого события - это не искусственно созданное теоретическое построение, а результат практического абстрагирования. По мере получения...

Дипломная

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Собрание законодательства РФ.-1999.-№ 9.-ст. 1097., Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий...

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что «государство предоставляет адвокату широкое поле деятельности». Однако вместе с тем также существуют и такие действия, которые адвокату делать не дозволено. Так, он не может принимать поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер (пп. 1, п. 4, ст. 6 Закона); адвокат не праве принимать от лица, обратившегося к нему, поручение...

Дать обобщенную оценку российской криминологии в том виде, в каком она возродилась и сформировалась начиная с 50-х годов XX столетия, не просто. Долгое время она, в значительной мере восприняв идеи классической и социологической школ, развивалась на базе марксистской философии и социологии. Предпринимались отдельные попытки расширить сферу криминологических исследований за счет изучения...

Контрольная

Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ «О недрах" - предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Тем самым, между...

Дипломная

А уже в конце 1870-х годов эти идеи равноправия начали пропагандировать и женщины. Среди них стоит отметить роль таких женщин, как М. К. Цебрикова, Е. И Конради, М. В. Трубникова, А. Н. Шабанова, Н. В. Стасова, А. П. Философова. В первую очередь причины обращения к «женскому вопросу» предстают по воспоминаниям этих женщин как усвоение и реализация популярных идей, или, выражаясь социологическим...

Курсовая

И.В. Ершова, проанализировав достаточно большое число уставов казенных предприятий, приходит к выводу о том, что основной целью их деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд, что подтверждается и строго ограниченным в ст. 8 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях перечнем целей создания...

Курсовая

Другой формой юридической ответственности, которая также имеет длительную историю, является гражданско-правовая ответственность. Основанием данной формы ответственности является гражданско-правовой деликт, обычно выражающийся в причинении имущественного вреда одной из сторон гражданских правоотношений. Поскольку вред носит имущественный характер, то и гражданско-правовая ответственность...

Дипломная

Залогодатель - это субъект, внесший залог. Им может быть сам подозреваемый, обвиняемый, а также другое физическое или юридическое лицо. Залогодателем вещи может быть собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения. Залог применяется для обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд обвиняемого (подозреваемого) и предупреждения совершения им новых преступлений (ч.1 ст. 106...

Контрольная

Взаимосвязи правовой статистики с другими науками отчетливо просматриваются по следующим направлениям: с общей теорией статистики - по методологическим вопросам; с уголовным и гражданским правом - по предмету исследования; с историей - по вопросам воздействия исторических событий на развитие преступности и деятельности по борьбе с ней; с демографией - по вопросам определения криминогенности той...