День равноапостольных царя константина и матери его, царицы елены.

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305- 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Вот как описывает благочестивую жизнь царя Константина и матери его царицы Елены церковный историк Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской:

О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОГО ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА

ГЛАВА 41. О постройке церквей в Вифлееме и на горе Елеонской.
Окончив дело здесь, (василевс) весьма благолепно украсил и другие места, отмеченные двумя таинственными пещерами. Одному воздал он подобающую честь, как месту первого богоявления Спасителя и рождения Его во плоти 1; другое почтил, как стоящий на вершине горы памятник вознесения Его на небо 2. Щедро украшая сии места, он увековечивал этим и память своей матери, которая оказала столько благодеяний человеческому роду.
ГЛАВА 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
Ибо признав своим делом воздать Всецарю - Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись молитвами возблагодарить Его за своего сына, такого василевса, и за свое потомство - боголюбивых кесарей, детей его, эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные эпархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, по слову пророка: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7), - и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству.
ГЛАВА 43. Еще о церкви вифлеемской.
В то же время воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы 3. Кроме того, мать василевса, в память вознесения Спасителя всех на небо, воздвигла высокие здания на горе Елеонской: самую вершину этой горы увенчала она священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал своих учеников в неизглаголанные тайны. Василевс и на том месте почтил Великого Царя различными дарами и украшениями. Эти-то достойные вечной памяти, святые и прекраснейшие храмы, как знаки благочестивого расположения, воздвигнуты Богу Спасителю над двумя таинственными пещерами боголюбивой матерью боголюбивого василевса, августейшей Еленой, по царственному соизволению ее сына. Немного спустя, старица пожала и достойные плоды своего благочестия, ибо все время своей жизни до глубокой старости провести во всяком благополучии, делами и словами принося обильные плоды спасительных заповедей, эту благоустроенную, беспечальную свою жизнь она и после вела в совершенном здравии души и тела, а потому, еще здесь получая от Бога награду за добрые дела, удостоилась благочестивой кончины.
ГЛАВА 44. О великодушии и благотворительности Елены.
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями, как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях.
Но прославляясь такими делами, Елена не забывала и служить Богу. Всегда видели, как она ходила в Божью церковь и украшала молитвенные дома блистательными драгоценностями, не оставляя без внимания храмов и в городах самых малых. Видели, как эта дивная жена, в скромной, но благоприличной одежде, смешивалась с толпой народа и свое благоговение перед Богом выражала всякими богоугодными делами.
ГЛАВА 46. О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
Совершив уже довольно долгий путь (земной) жизни, (василиса) призвана была к лучшему наследию почти на восьмидесятом году своей жизни. Перед своей кончиной она сделала духовное завещание, распорядилась и объявила последнюю свою волю в пользу единственного сына, василевса, автократора монарха, и своих внуков, детей его, кесарей. Тогда же между своими внуками разделила она и собственное имение, которое было у нее по всей Ойкумене. Распорядившись таким образом, она окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына. Людям благомыслящим казалось, что эта преблаженная жена не в самом деле умерла, а только изменилась и переложилась от жизни земной к жизни небесной, что ее душа, принятая Спасителем, преобразилась в существо нетленное и ангельское.
ГЛАВА 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал ее еще при жизни.
И тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город 4 и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от нее преемственную и дивную отрасль, (то есть за Константина), которого надобно ублажать как по другим причинам, так и ради уважения его к родительнице; ибо из не благочестивой василевс сотворил ее столь благочестивой, что в правилах благочестия она казалась наставленной Самим общим всех Спасителем, и облек ее такими царскими почестями, что у всех народов и во всем войске она называлась августой и василисой, и ее лик изображался на золотых медалях. Сверх того, Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим, так что и в этом отношении сын сделал участь ее превосходной и завидной. Посему, рассматривая качества, увековечивающие память Константина, мы по справедливости должны обратить внимание и на то, что, почитая свою мать от избытка благочестия, он исполнял божественные законы, предписывающие иметь должное уважение к родителям 5. Такие прекрасные дела и таким образом василевс совершил не в одной Палестине, он и во всех эпархиях сооружал новые церкви, давая им вид гораздо превосходнее того, в котором они находились прежде.
______________
1 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление.
2 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24,50), на горе Елеонской.
3 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями.
4 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L.8. cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. - прим. переводчика.
5 Имеется в виду одна из десяти заповедей, данных еще Моисею. (Исх. 20,12).

(Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Перев. СПб. Духовной Академии. - М.,1998).

Тропарь, глас 8:

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание:

Величаем вас, / святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая:

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь св.равноапп.Константина и Елены. Пос.Ленинское. Ленингр

День святых Елены и Константина — 3 июня.

Память правителя Римской империи равноапостольного

царя Константина и матери его царицы Елены

православная церковь чтит ежегодно 3 июня.

Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом,

не позволяющим преследовать приверженцев христианской

религии, Константин с детства впитал особое уважение

к вере. Став правителем, он направил все свои усилия,

чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена

во всех странах, подвластных ему. Царица Елена, мать

Константина, также совершила огромное множество

благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию

сына, даже привезла из Иерусалима тот самый

Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа,

за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Для Елены...

Поздравление Елене

Был прав Парис, что предпочел

Богиням греческим Елену!

Пусть этот факт к войне привел

И пали Илиона стены.

Но что народы и цари!

Что города их проживанья!

Коль красоту избрал Парис

Своим предметом обожанья!

То было в древние года,

Давно легендой Троя стала.

А вот Елена навсегда

Прекрасным символом осталась!

@Имена в стихах

Для Константина

Есть легкие вина,

Есть крепкие вина,

А за Константина -

Нужна середина.

Нужна середина

Совсем не пустая.

Нет, за Константина -

Нужна золотая!

Нашли середину.

Так грянем трикрат:

Виват Константину!

Виват! Виват! Виват!!!

Значение имени Елена

Женское имя Елена имеет греческие корни и произошло

от слова “хеленос”, означающего “свет”, “светлая”,

“сияющая”. Первоначально оно произносилось “Селена”

(именно так греки называли луну), а потом преобразовалось

в Елену. На Руси это имя всегда было прообразом женской

красоты, этакой тонкой, умной и податливой

Елены Прекрасной. Интересно, что популярность имени

Елена пережило много столетий и в настоящее время оно

является таким же распространённым и популярным,

как раньше.

Характеристика имени Елена

Характер Елены отличается эмоциональностью и

жизнерадостностью. Она, как правило, очень общительная,

открытая, добрая, обаятельная и остроумная женщина,

которую привлекает всё прекрасное. В детском возрасте

это немного замкнутый, скромный и послушный ребёнок.

Учится маленькая Елена хорошо, но старательности

обычно не прилагает. Зато она любит помечтать, может

даже выдумать целый собственный мир, в котором она

богатая, пышно живущая, уверенная в себе красавица.

Взрослая Елена часто бывает довольно ленивой, но в целом

работу любит. Она легко находит общий язык с людьми,

умеет красиво флиртовать с мужчинами и дипломатично

избегать конфликтов. Друзей у неё очень много, но не всем

Елена раскрывается полностью. Поскольку она бывает очень

доверчивой, её легко обмануть. Такого друга обладательница

этого имени не простит, да ещё и попытается его наказать.

Совместимость со знаками Зодиака

Имя Елена подойдёт многим знакам Зодиака, но лучше всего

назвать им девочку, рождённую под покровительством Рака,

то есть с 22 июня по 22 июля. Попеременно открытый и

меланхоличный Рак во многом похож на Елену, которая под

его влиянием будет чувствовать большую потребность в семье,

домашнем уюте, но вместе с тем в обществе проявит

очарование и коммуникабельность. Кроме того, она станет

домовитой, чувствительной, богемной, доброй,

дипломатичной, ценящей семейные традиции и любящей

посидеть в одиночестве.

Плюсы и минусы имени Елена

Какие же плюсы и минусы можно отметить в имени Елена?

Положительно это имя характеризует его нежная красота,

привычность, хорошее сочетание с русскими фамилиями и

отчествами, а также наличие множества благозвучных

сокращений и уменьшительно-ласкательных форм,

таких как Лена, Леночка, Еленка, Ленуся, Ленуля, Ленчик.

А если учесть, что характер Елены также вызывает больше

позитивных, чем негативных эмоций, то явных минусов

в этом имени не просматривается.

Здоровье

Здоровье у Елены довольно крепкое, но у многих обладательниц

этого имени на протяжении жизни отмечаются проблемы с

поджелудочной железой, почками, кишечником или

позвоночником.

Любовь и семейные отношения

В семейных отношениях Елена проявляет большую заботу

о муже и детях, но всегда даёт понять, что стирка и уборка —

это не то, чем бы она хотела заниматься. В юности

довольно влюбчивая Елена, встретив своего будущего

супруга, преображается и, как правило, очень ревниво

относится к тому, что у мужа есть какие-то отдельные

от семьи увлечения. В спутники жизни она выбирает

мужчину со статусом или материальной перспективой,

но случается, что она влюбляется в человека, которого

просто пожалела.

Профессиональная сфера

Что касается профессиональной сферы, то из Елены

может получиться успешный художник, актриса, писатель,

журналист, психолог, дизайнер интерьеров, архитектор,

режиссёр, массажист, парикмахер.

Именины

Именины по православному календарю Елена отмечает

38. Святая Елена - мать Константина

Самым светлым, самым понимающим и самым помогающим человеком в жизни императора Константина была его мать - Елена. К сожалению, мы практически ничего не знаем о жизни матери Константина, о ее молодости, о ее пребывании в императорском дворе, но зато мы знаем о ее великих подвижнических делах, оказавших огромное влияние на дальнейшую историю Церкви. В этом отношении мать Константина представляет собой разительный контраст по сравнению с очень многими людьми, живущими в эпоху ее сына, в биографии которых мы вынуждены копаться только потому, что они каким-либо образом пересекались с Константином. Сколько нелепых и точных подробностей мы знаем из совершенно бездарной и мрачной жизни каких-нибудь Максимианов, Галериев, Максенциев, Максиминов, Лициниев, на место коих можно было бы легко поставить любого другого человека, который бы, может быть, не справился со своей властью, но хотя бы не принес столько горя другим людям или оставил бы после себя хоть что-нибудь, что вызывало бы минутное восхищение или просто приятное удивление. И пока Константину приходилось все время иметь дело с подобными людьми, разбирая и усмиряя их страсти, рядом с ним жила его святая мать, по всей видимости, тихо и незаметно, иначе бы мы наверняка узнали о ней гораздо больше, но зато она настолько помогала ему в самом главном деле его жизни, что их имена теперь неразрывно связаны в памяти Вселенской Церкви.

Будущая Флавия Юлия Елена Августа родилась около 250 года в городе Дрепане в Вифинии, на берегу Никомедийского залива, недалеко от города Византия. По велению Константина после смерти матери ее родной город будет назван Еленополь. Историки спорят о точной дате рождения Елены, которая варьируется от 248 года до 257 года, но в большинстве случаев принято указывать 250 год.

О ее происхождении мы знаем из «Слова на смерть императора Феодосия Великого», написанного Отцом Церкви Амвросием Медиоланским, где он назвал ее «stabularia», то есть хозяйкой постоялого двора. В 270 году Елена встречается с полководцем Констанцием и становится его женой, а по Отцу Церкви Иерониму Стридонскому, она была его конкубиной, то есть неженатой подругой. Также не существует единого мнения о том, когда у Елены от Констанция в городе Наиссе (ныне город Ниш) родился сын Константин. В исторической литературе можно встретить различные варианты от 270 до 275 года, но наиболее конвенциональной датой является 272 год. Как мы помним, в 293 году при получении титула цезаря Констанций Хлор разошелся с Еленой, чтобы жениться на падчерице императора Максимиана Геркулия Феодоре, матери всех братьев и сестер Константина. По всей вероятности, Елена все время жила в Никомедии, пока в 306 году, после смерти Констанция Хлора, ее не забрал к себе сын Константин. В это время основной резиденцией Константина и, соответственно, реальной столицей Галлии был город Тревир (Трир), который иначе называют даже северной столицей Римской империи. В Тревире у Елены был собственный дворец. В 318 году как мать императора Елена получает звание Nobilissima Femina, то есть «благороднейшая женщина». Мы можем встретить эту подпись на монетах с ее изображением, отчеканенных уже в том году в Фессалониках. Когда в 324 году Константин становится единоличным императором, то его мать отныне получает титул Августы и, как пишет Евсевий Кесарийский, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшимь (Жизнеописание 3, 47). Мы можем судить о владениях Елены в Риме, потому что, как только у нее появилась возможность помогать сыну созидать Империю, она очень много занималась строительством, оставив большой след в истории архитектуры - ей принадлежало Лаврентское поместье, известны ее Сессорианский дворец и сооружения на Лабиканской дороге.

Мы точно знаем о том, что Елена приняла христианство, но мы не знаем, когда это произошло.

Вполне можно предполагать, что она была христианской с ранних лет, и тогда это могло бы объяснить благожелательное отношение к Церкви ее мужа Констанция и сына Константина. С другой стороны, если бы Елена воспитывала Константина в христианстве, то у него, возможно, не было бы той религиозной эволюции, которую мы наблюдаем всю его жизнь. Но мы в любом случае знаем, что рано или поздно Елена приняла крещение и сделала для Церкви больше всех женщин ее эпохи. Если не считать главным произведением ее жизни самого Константина, то им остается ее непосильный вклад в восстановление и созидание христианских святынь, в первую очередь связанные с ее паломничеством на Святую землю. Открытие Константином христианства как мировоззрения неизбежно предполагало созидание христианства как культуры . На практике это созидание означало наполнение существующих культурных форм христианскими смыслами и своего рода ревизия всей греко-римской историософии в библейской перспективе. Отныне центр мира - это не Рим, а Иерусалим, а сам мир - это не Римская империя, а все человечество, крещенное и ожидающее своего крещения. Из этого не следует, что Рим и Империя утрачивают свое значение, наоборот, они, наконец, обретают его как земные опоры Вселенской Церкви. В историософском плане это обретение требует разомкнуть циклическое понимание времени языческих мифов в необратимую линию всемирной истории, у которой есть начало и есть конец и на одном этапе которой воплощается Сын Божий, на другом рождается Константин, на третьем - мы с вами и т. д. События христианской истории происходят в конкретном времени и конкретном пространстве, а поэтому само пространство и время в христианстве становятся конкретными, а не абстрактномифологическими.

Елене было около 75 лет, когда она, по выражению Евсевия, «с быстротой юноши поспешила на Восток» обретать святыни времен Христа и строить храмы на Святой земле. Паломническая экспедиция Елены была делом государственного значения - ее задачей фактически было новое открытие Иерусалима, в котором память о Христе была уничтожена всеми возможными способами.

Вспомним, что в 70 году Иерусалим был разрушен армией императора Веспасиана под руководством его сына Тита. С этого момента город пришел в сильное запустение, а в 123 году император Адриан сровнял город с землей и начал его строить заново как римский город с названием Элиа Капитолина. Название сочетало в себе имя самого Элиа Адриана и имя Юпитера Капитолийского, коему император построил храм на месте бывшего Иерусалимского храма. Но Константин приказал вернуть историческое имя священного города, и этот жест символизировал собой начало новой эпохи в истории всего греко-римского мира. Евсевий пишет: «Путешествуя по всему Востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так в частности каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения» (Жизнеописание, 3, 44). Также и Сократ Схоластик отзывается о необыкновенной скромности Елены. «По описанию Сократа Схоластика, «она была до того набожна, что и молилась, стоя в ряду жен и дев, вписанных в канон церквей, приглашала их к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яства. Много также делала она подарков церквам и бедным людям» (Церковная история, 1,17).

Знаменательным событием в истории Церкви было обнаружение Еленой Креста, на котором был распят Иисус Христос.

В Иерусалиме Елена увидела город, полный языческих капищ, где найти святыни эпохи Христа было практически невозможно, но после усердных исследований она узнала место Голгофы и начала раскопки. Церковное предание гласит, что Елена нашли три креста, на одном из которых должен был быть распят Христос, но для выяснения этого вопроса он должен был показать свою чудодейственную, животворящую силу. После этого императрица Елена и епископ Иерусалимский Макарий I воздвигли этот Крест, к всеобщему обозрению, на Голгофе. Вместе с Крестом Елена обрела четыре гвоздя, которыми прибивали тело Христа, и табличку, на которой Понтий Пилат написал аббревиатуру «INRI», расшифровывающуюся как «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum) (Ин. 19: 19–22). Как явствует из Евангелия, Пилат написал эти аббревиатуру не только на латинском, но и на еврейском и греческом языках. Православная Церковь празднует день обретения Честного Креста Господня и гвоздей святой царицею Еленою 6 марта (19 марта по н. с.). Елена догадалась, что недалеко от обретения Креста Господня должно быть и место Гроба Господня, и продолжила поиски. В это время Константин приказал очистить Иерусалим от языческих капищ, многие из которых были построены на специально насыпанной горе. Император приказал не только убрать идолов, но и срывать сами насыпи. Фактически Константин очищал город от Адрианова наследия. В процессе срыва очередной насыпи храма Венеры («всладострастному демону любви», как пишет Евсевий) вдруг в глубине земли обнаружили абсолютно пустое пространство, которое и оказалось местом Гроба Господня.

После этого знаменательного открытия Константин приказал построить на всем этом пространстве огромный храм в честь Воскресения Господня. Великий храм строили десять лет. 13 сентября 335 года на месте Голгофы и Гроба Господня был освящен большой новопостроенный храм Воскресения, а на следующий день в нем поставили обретенный Еленой Крест, и поэтому день 14 сентября (27 сентября по н. с.) в православном календаре стал праздником Крестовоздвижения.

Кроме храма Воскресения Господня Елена основала храм Рождества Христова в Вифлееме; храм Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна на горе Фавор, где эти три апостола видели Преображение Христово; храм Вознесения Христова на Елеонской горе; храм Двенадцати апостолов у Тивериадского озера; храм Святого Семейства в Гефсимании; храм над гробом Лазаря в Вифании; храм у Мамврийского дуба в Хевроне, где Господь явился Аврааму; храм пророка Илии на месте его вознесения и многие другие. Всего на Святой земле Елена основала более 80 храмов.

Мать Константина скончалась в 330 году, в возрасте 80 лет. Евсевий пишет, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына», поэтому есть основания полагать, что это произошло в Трире. Император перевез ее тело в Рим, где она была торжественно похоронена на Лабиканской дороге за Аврелиановыми стенами. Церковь канонизировала Елену как равноапостольную , поскольку ее служение Богу по своему значению сравнялось с миссионерским подвигом святых Апостолов.

Из книги Циолковский автора Демин Валерий Никитич

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ КОНСТАНТИНА ещё в 1887 году, в 30-летнем возрасте, Циолковский записал свою Молитву (кстати, самое первое из его датированных произведений):«Отец, живущий на небе!1. Да узнают про существование твое все, живущие на Земле: не только монотеисты, христиане, евреи,

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

Из книги Обо всем по порядку: Репортаж о репортаже автора Филатов Лев Иванович

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Главные пары нашей эпохи. Любовь на грани фола автора Шляхов Андрей Левонович

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Из книги Путешествие с Даниилом Андреевым. Книга о поэте-вестнике автора Романов Борис Николаевич

Прощание Константина Александровича с Родиной Перед тем как сесть в американский самолет «Дуглас», уносивший их в США, Константин Александрович Уманский опустился на колени, поцеловал землю, взял горсть земли, завернул в носовой платок и увез с собой. Это был последний

Из книги Константин Великий автора Малер Аркадий Маркович

НЕБЕСНЫЙ КРЕМЛЬ, ОТРОГИ САЛЬВАТЭРРЫ Святая Русь и Святая земля Даниила Андреева Образы Святой Руси и Святой земли в народном сознании всегда были неразрывны. Их соединенность - не только особенность сакральной географии, которая с внятной поэтической логикой

Из книги Юродивый Иоанн. Том I автора Макрис Дионисиос

21. Констанций I Хлор - отец Константина 1 мая 305 года Диоклетиан и Максимиан выполнили свое обещание двадцатилетней давности и сложили с себя власть, передав ее Галерию и Констанцию Хлору. Новые августы, в свою очередь, должны были назначить себе в помощники и преемники

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

40. Реформы Константина Сказать про императора Константина, что он был великим реформатором, - ничего не сказать. Последствия реформ Константина настолько изменили Римскую империю, что его, строго говоря, нельзя поставить в ряд ни с одним другим императором Рима, начиная

Из книги Арт-пасьянс автора Качан Владимир

44. После Константина После смерти Константина Римская империя далеко не сразу стала православной, потому что Церкви пришлось столкнуться и с арианской, и с языческой реакцией, но за последующие полвека события, связанные с религиозным обновлением Империи, происходили

Из книги Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие автора Оболенский Игорь Викторович

Из книги Как я изменил свою жизнь к лучшему автора Емец Дмитрий

ВЫСТАВКИ КАРТИН КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА ПРИЖИЗНЕННЫЕ ВЫСТАВКИ1963 - Москва. Центральный выставочный зал (Манеж). Участие в Республиканской выставке «Художники-сатирики Казани».1968 - г. Зеленодольск.1976 - г. Зеленодольск.ПОСМЕРТНЫЕ ВЫСТАВКИ1977 - г. Зеленодольск; г. Казань

Из книги автора

Про Константина Певзнера Человек грузинского лета Нет, право, ведь есть же человек дождя (это не обязательно что-то тоскливое и сырое, но все равно знаете, как-то…), отчего же не быть человеку грузинского лета, его антиподу? И это он, пожилой мальчишка, всегда готовый к

Из книги автора

Мария Миронова (жена Александра Менакера и мать Андрея Миронова) Мать. «Я прожила жизнь хорошо» ИЗ ДОСЬЕ: «Мария Владимировна Миронова - актриса, народная артистка Советского Союза. Выступала на эстраде в дуэте со своим мужем, актером Александром Менакером. Дебютировала

Из книги автора

Похвали меня, мать Анна Елена Нестерина, прозаик, драматург Начала писать еще во время обучения в Литературном институте им. М. Горького. По словам автора, ее творчество можно охарактеризовать как социальную фантастику с элементами чуда и волшебства. Успешно сочетает

Память святых Константина и Елены совершается в Православной Церкви 3 июня по новому стилю.

Император Константин Великий
Император Константин I управлял Римской империей более тридцати лет и за этот период успел сделать очень многое для христианской Церкви, благодаря чему получил именование Великий. Как известно, в первые века христианства императоры преследовали новую религию, полагая, что если все подданные будут поклоняться языческим богам, то это послужит надежной опорой для их власти. Отец Константина отличался терпимостью к христианам, и это не могло не сказаться на воспитании сына, который с детских лет был знаком с Христовым учением, хотя вначале не принимал Крещения и был язычником. После смерти отца в 306 году Константин стал правителем, однако ему пришлось вести борьбу с некоторыми представителями императорского рода, которые также претендовали на престол и являлись соправителями. В их числе были Максенций и Лициний, с которыми Константину пришлось вести тяжелую и продолжительную борьбу. Предание повествует о том, что однажды во время войны с Максенцием будущему равноапостольному императору явился Христос, повелев начертать на щитах воинов Его имя и обещав, что это принесет войску победу. После того, как повеление Господа было исполнено, армия Константина одержала окончательную победу над его противниками, и он стал единовластным правителем Римской империи. Это настолько повлияло на него, что вскоре после воцарения он издал закон о прекращении гонений на христиан, а со временем христианство стало государственной религией. Языческие святилища разрушались, и на их месте возводились православные храмы. Именно при Константине Великом состоялся Первый Вселенский собор, на котором были сформулированы основные положения христианского учения, ставшие основой для Символа веры, а зародившаяся ересь арианства была осуждена. Несмотря на горячую поддержку Церкви, Константин принял святое Крещение лишь перед самой смертью, которая последовала в 337 году.

Царица Елена
Мать императора Константина, святая Елена, также прославляется Церковью как равноапостольная. О ее жизни известно не так много, однако сохранились сведения о том, что она происходила из низшего сословия и трудилась в придорожном трактире, где и состоялось ее знакомство с правителем Констанцием, провозглашенным впоследствии императором. Елена стала его женой, и хотя этот брак не был официальным, сын Константин унаследовал отцовский престол. Таким образом, Елена стала приближенной к императорскому двору, получив впоследствии от своего сына титул «августа», которым именовались императрицы. По свидетельствам современников, Константин с большой любовью и почитанием относился к своей матери, доверив ей распоряжение казной, в городе Трире специально для нее был построен дворец. Известно, что она приняла Крещение в уже преклонных годах, и вскоре после этого отправилась в Иерусалим для того, чтобы отыскать христианские святыни. Во время путешествия был найден Животворящий Крест Христов и основано несколько храмов на местах, связанных с Евангельской историей. Точный год и место кончины святой равноапостольной Елены неизвестны.
Почитание святых Константина и Елены
Святые Константин и Елена почитаются не только в Православной, но и в Католической церкви. Тот великий вклад, который они внесли в распространение христианства, не может быть переоценен. Существует несколько известных храмов, посвященных этим святым, а кроме того, имя равноапостольной Елены получило несколько островов и гор.

Тропарь, глас 8:
Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:
Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.

Величание:
Величаем вас, /святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, /и чтим святую память вашу, /вы бо святым Крестом /всю вселенную просветили есте.

Молитва:
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Память правителя Римской империи равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены православная церковь чтит ежегодно 3 июня. Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом, не позволяющим преследовать приверженцев христианской религии, Константин с детства впитал особое уважение к вере. Став правителем, он направил все свои усилия, чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена во всех странах, подвластных ему.

Царица Елена, мать Константина, также совершила огромное множество благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию сына, даже привезла из Иерусалима тот самый Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа, за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Показать поздравления


Родила Елена сына
Святого Константина.
Запомнил этот день навек
Православный человек.
Император и царица
Стали людям помогать.
И проблемы государство
Согласованно решать.
За заслуги их большие
Стали Елена и Константин святые,
А этот день в их честь назвали,
Чтобы все на свете знали,
Что сегодня поздравляем не жору и не гену,
А именинников Константина и Елену.

Автор

Константин Великий! И Свята Елена,
В честь великих ликов, радостны сердца!
В этот день несчастья будет в пепле тленны,
Нужно помолиться в церкви у Христа!

Ну, коль именины, души пусть смеются,
Если грусть на сердце - сгинет навсегда!
В честь святых Елены, свята Константина,
Счастливо прожили б вы свои года!

Автор

В день памяти Елены, Константина,
Чья святость уже признана давно,
О ком слагались древние былины,
Кому прославить Бога суждено

Отслужит Церковь славно литургию,
Тем самым воздавая Небу дань.
Дела сегодня - только лишь благие,
Исключены злословие и брань.

Автор

Спасибо, император славный, за то, что христиан любил,
За то, что нашу веру главной ты во всем Риме утвердил,
Спасибо матери Елене, что животворный крест нашла,
За то, что храмы воскрешала, мир христианский берегла!
Храните свято веру, люди! Всю жизнь, до самых до седин,
А вас, святые, не забудем - Елена - мать и Константин!

Автор

Мало кто знает Елену и Константина,
Их родословную, звания и чины.
Не слышал никто о жизни царицы и сына,
Так лучше прочтите эту историю вы.

Святая царица Елена когда-то была христианкой,
А сын ее Римской империей правил не год.
Забыв о язычестве и приняв христианство,
Стал Константина ценить византийский народ.

И помня о том, как распяли Христа на Голгофе,
Константин всеми силами крест попытался найти.
Почитая Иисуса, отправил царицу Елену
В Иерусалим, чтобы веру в сердца донести!

Автор

Всю жизнь посвятил принятию веры,
Христианству он отдал всю душу любя.
Святой Константин, без чувства и меры
Он создал единство тебя и меня.

Единство людей, принимающих веру,
Один он не смог бы пройти через ад,
Лишь мама поддержку давала все время.
Судьбе поклониться не каждый ведь рад.

Святая Елена поддержку давала,
Христианкой была, и делилась теплом.
Ребенка она правильно воспитала,
Чтоб в будущем стал он святым королем!

Автор

Благословенны Богом мать и сын.
На многое способна вера...
Доказывали это Константин
И мать его блаженная Елена.

Причислены к святым теперь они,
Деяния их чисты, угодны Богу
И могут успокоить в горя дни,
Давая в жизни верную дорогу.

Автор

Жил император Константин когда-то в Риме,
Он христианское ученье защищал,
Величественным был, непобедимым,
Он в Бога веровал, Иисуса призывал.

Царица-мать по имени Елена,
В Иерусалим направлена была,
Для верующих новых поколений
Тот самый крест, где Бог распят, нашла.

Язычество они не признавали,
И гроб Господень ими найден был,
Живого Бога только призывали,
Чтоб Он в сердцах у верующих жил.

Автор

Равноапостольный Елена, Константин.
Праведными были мать и сын.
Святой великий император
Августой мать свою провозгласил.

Он всячески поддерживал Церковь,
Из ссылок христиан он возвращал.
И первым делом император
Свободу веры христианской объявлял.

Отправил он царицу-мать
Животворящий крест искать.
И чудным образом она нашла
Крест для распятия Христа.

Автор

Они боролись за то, во что верили.
Сын - Константин - он спасал христиан
От верной смерти в то время гонений,
Не побоявшись угроз ближних стран.

Елена - мать - обратившись в веру
Не отступилась на добром пути.
Несла свой крест, тяжело и смиренно,
Дай Бог так каждому путь свой пройти.

Автор

Когда римский император
Славить запрещал Христа,
И языческим развратом
Наполнял свои уста,
У Елены-христианки
Родился прекрасный сын -
Христиан заступник яркий
Император Константин.
Константина и Елену
Почитаем мы святых,
И в молитве неизменно
Поминаем подвиг их.