Быть гражданином своей страны. Сочинение на тему: Что значит быть гражданином своей страны

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.

Современная молодежь абсолютно не заинтересована в своем культурном наследии. Школьников 21 века интересует все больше Запад, пестрящий, мигающий, такой веселый. Родители даже не задумываются, когда их малыши отдают предпочтение иностранным мультфильмам, песням, хотя ростки гражданственности идут именно из раннего детства.

Так кто же такой гражданин России?! Многие выпускники, которые сдают экзамен по обществознанию, к своему стыду не знают даже слов гимна России, не говоря об основных вехах её истории, вот одна из частичек гражданственности. Однако, мало этот гимн знать, важно душой быть рядом с тем, кому его адресуют, к примеру, болея за наших спортсменов, участвующих в олимпиаде, внутри каждого из нас должно нарастать чувство гордости, когда россиянин всходит на пьедестал почета под знакомую всем мелодию.

Быть гражданином - это значит любить свою Родину, небольшой городок, деревушку или мегаполис, в котором ты живешь, не осквернять культурные достопримечательности, мимо которых ты ходишь. Удивительно, какое удовольствие доставляет молодежи разрисовать из баллончика Пушкина или Крылова, запечатленных не только в камне, но и в нашей памяти еще с младенчества, ведь едва выучив буквы, мы знакомимся именно с их произведениями. Быть гражданином - значит уважать подвиг своих предков, даже если в твоём роду не было вояк, а лишь женщины, трудившиеся в тылу, все равно их изможденными руками ковалась победа и наша сегодняшняя свобода. Не нужно кричать во все концы, что твой дед- герой, поверьте, ему это и не нужно, достаточно обнять его и тихо прошептать: «Спасибо тебе, дедушка!», и поверьте, он поймет все без лишних слов. Быть гражданином – это знать, что от тебя зависит будущее твоей страны, даже если ты еще совсем мал, и твои слова не всегда можно расслышать, придет время, когда твой голос и твое надежное плечо, пытливый ум, отважное сердце будут необходимы Отечеству.

Гражданин… Все начинается с малого: быть достойным сыном или дочерью своих родителей, соблюдать правила, предписанные школой, не бояться проявлять свою личность, однако, делать это не в ущерб другим, никогда не нарушать обещаний данных другим людям, тем самым с малых лет воспитывая в себе чувство ответственности за свои слова. И самое главное, где бы ты не находился никогда не забывать, что ты родился в России и за твоей спиной миллионы людей, а значит надежный тыл!

Сочинение на тему Что значит быть гражданином своей страны

Однажды мне удалось прочитать о древних Афинах и том, как там было устроено общество. Как говорят различные источники, Афины были независимым городом, который полностью сам себя обеспечивал и имел весьма четкую социальную градацию.

Основу города составляли граждане, которых было около десяти процентов от всего количества людей. Остальную часть составляли рабы, которые фактически пребывали в подчинении у граждан, а также в городе могли быть приезжие и подобные люди, которые тоже фактически гражданами не были. Гражданство в свою очередь позволяло не только владеть имуществом и рабами, но и участвовать в управлении городом.

Более того, каждый гражданин периодически занимал тот или иной значимый пост в правительстве города, но при этом всем гражданам нужно было голосовать. Не голосовать граждане Афин не могли, также как не могли и не придерживаться какого-то определенного мнения относительно значимых аспектов управления городом. Люди, которые не имели собственного политического мнения назывались идиотами и не как обзывательство, но просто был такой термин, который сейчас мы используем с немного другим значением.

К чему я веду такое длительное вступление-экскурс о древних Афинах? К разъяснению собственного понимания гражданина и гражданства. В моем понимании гражданин страны – тот, кто принимает активное участие в управлении собственной страной и всегда делает какой-то выбор относительно той или иной позиции.

Гражданин не может быть безучастным не в малом не в большом. Гражданские права могут в полной степени считаться собственной принадлежностью только, когда гражданин обладает собственной гражданской ответственностью и способен такую ответственность нести.

Именно поэтому, на мой взгляд, и сейчас не каждый является в действительности гражданином нашей страны. Хотя формально просто отметка в паспорте наделяет таким правом. На мой взгляд, гражданство нужно заслужить и иметь право пользоваться такой привилегией, доказывать данное право своим личным выбором и ответственностью.

Не имеет существенного значения какого гражданин придерживается мнения. Суть заключается в том чтобы мыслить не только собственными потребностями, но и исходить из потребностей своего сообщества, страны. Гражданин – активная часть общества.

Образец 3

Вероятно, слово гражданин исходит этимологически от слова горожанин, которое появилось в историческом масштабе относительно недавно. Конечно, города были на протяжении всей истории цивилизации, но в городах обитало относительно немного людей. По большей части люди обитали в деревнях и занимались выращиванием различных растений и животных, ремеслами.

Массовая миграция в города и развитие предприятий повлекло за собой возникновение новой экономики, и, как следствие, новой морали и класса людей. Горожане стали представителями среднего и низкого сословия, которые занимали какие-то торговые посты, занимались ремеслом или работали на предприятиях. Они стали основной массой городского населения, хотя и на протяжении некоторого времени не имели особенных политических прав.

Далее эти права стали постепенно появляться и горожане стали политически значимыми людьми. Во многом именно этот новый класс имел наибольшее воздействие при различных реформах и преобразованиях за счет своей массовости.

Сейчас гражданином называют каждого жителя страны, который обладает гражданством, такой человек имеет права и обязанности. В некоторых странах есть даже клятва на верность родине, которая подразумевает некоторые особенные отношения к собственной стране. В России как таковая клятва на верность простыми гражданами не принимается, но есть права и свободы, которыми наделяет каждого гражданина Конституция.

На мой взгляд, быть гражданином часто формальность, которая обуславливается текущими законами и нормативами общественного порядка, которые действуют в стране. Более крупные и устойчивые страны меньше подвергаются сменам таких норм, мелкие – чаще.

Тем не менее, они довольно регулярно меняются и волшебным образом запретное раньше становится доступным и наоборот, а люди на смену прежним характеристикам получают новые. Конечно, в каком-то смысле история является историей государств, хотя равно может быть и историей культуры или развития философско-религиозной мысли. Политика и политический строй – только часть человеческой культуры и в действительности не особенно значительная.

Поэтому, быть гражданином означает соблюдать текущие нормы и порядки, уважать законы своей страны

7 класс по русскому языку

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Катерины Измайловой в повести Леди Макбет Мценского уезда Лескова

    Леди Макбет, несомненно, сильная личность, которой лучше было бы направить свою силу на что-то более хорошее.

  • Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

  • Анализ сказки Царевна-лягушка 5 класс

    Сказка «Царевна-Лягушка» - это фантастическая история, в которой есть перевоплощение животного в человека. В произведении рассказывается о трех братьях, которые находятся в поисках супруги

  • Татьяна и Ольга Ларины (сравнительная характеристика) сочинение

    В произведении Александра Сергеевича Пушкина Евгений Онегин Татьяна и Ольга Ларины это сестры. Два человека, живших и воспитывающихся в одной семье, а совершенно с разными взглядами на жизнь

  • Примеры дружбы из литературы для сочинения

    То, как мы ведем себя в большинстве отношений, радикально изменилось с течением времени. Брак перешел от удовлетворения наших утилитарных потребностей к заполнению (или, по крайней мере, попыткам восполнить)

Население - это неотъемлемый атрибут любой страны. Без этого любое государство не имеет никакого веса на международной арене и лишено юридического статуса. Каждый человек в государстве - это не просто отдельная личность, но и гражданин своей страны. Часто люди не знают, что значит быть гражданином и каким образом это относится к населению определенной страны.

Историческая справка

В начале 19-го столетия в царской России не было понятия гражданства. Эквивалентом являлось подданство. По закону подданные делились на несколько разрядов:

  • природные;
  • инородцы;
  • финляндские жители.

С принадлежностью к определенной группе закон связывает значительные различия в обязанностях и правах.

Помимо этого, природных подданных законодательство разделяло на людей неподатного и податного положения. Люди неподатного положения могли обладать свободой передвижения и имели бессрочные паспорта. Люди податного положения в таких правах ограничивались.

Понятие о гражданстве полностью поменялось после революции 1917 году. В Декрете от 11 ноября этого года провозглашалось, что все находящиеся до этого в стране сословия уничтожаются, и провозглашается единое для населения страны наименование - гражданин РФ.

Первая Конституция РФ утвердила постановление о получении и изменении прав гражданства РФ и о возможностях иностранных лиц в России.

Конституция от 1977 года более масштабно урегулировала правоотношения, связанные с гражданством в Советском Союзе. Немаловажный принцип гражданства получило конституционное выражение: граждане Советского Союза за границей могут пользоваться защитой своего правительства.

Конституция 1993 года в определенных пунктах утвердила положения, которые относились к гражданству, а точнее: единое гражданство РФ, возможность выезда из страны, предоставление убежища, возможность получения двойного гражданства, права для иностранцев и людей без гражданства.

Правовой статус гражданина

Вначале большинство ученых выдвигали гипотезу о том, что любое государство является отдельным этническим обществом. Но что в этом случае собой представляют такие огромные многонациональные гиганты, как Россия или Америка?

Теория этничности абсолютно неверна для определения принадлежности людей к конкретному государству. С развитием права и демократии в обществе создалось понятие, характеризующее людей как часть конкретной страны. Поэтому нужно четко знать определение термина «гражданство» в правовой системе и внутренней идеологии каждой отдельной личности.

Большинство людей не имеют понятия, каким должен быть гражданин и почему важно им себя считать. Конституционное право четко определяет, кого называют гражданином страны. Это человек, который наделен гражданством, при этом гражданство - это нерушимая и стойкая связь , которая основана на правовых отношениях, характеризующихся наличием взаимной ответственности и обязательных прав для населения.

Таким образом, гражданством называется правовой режим, когда человек является гражданином конкретного государства. В конституции это положение отмечено в качестве института, которое закреплено в основном уставе.

Еще недавно в определенных монархических странах гражданство являлось формой подданства. Эта правовая система объяснялась связью конкретной личности с особой монарха, а не с местом проживания. Такой правовой режим отличается углубленным антидемократическим значением, поскольку гражданин должен отвечать перед особой, а не перед политической и социальной структурой государства.

Сегодня в большинстве стран подданство заменили термином «гражданство», поскольку оно считается более практичным и продуманным институтом.

Способы получения гражданства

Люди обязаны иметь с государством правовые отношения, позволяющие понять, что значит сегодня быть гражданином. Однако правовое законодательство гражданства не появляется просто так. Есть конкретные методы его приобретения, а точнее:

  1. Филиация. Это вариант получения факта гражданина с момента рождения. Существует несколько видов филиации: по наследству, праву земельной территории и крови.
  2. Второй вариант используется в случаях, когда человек является гражданином иной страны, но при этом хочет получить еще одно гражданство. Эта разновидность получения называется натурализация. Отличают два вида натурализации: дарование и регистрация.
  3. Также в международной правовой системе отмечено еще два способа получения: оптация (выбор гражданства во время пересечения границы страны) и трансферт (территория одной страны начинает контролироваться другим государством).

Варианты отказа

В определенных ситуациях гражданство может быть прекращено. Законодательством стран во всем мире выделены такие возможности для этой процедуры:

Значение в институте права

С развитием мировой демократии главное место стал занимать институт правового гражданства. Это указывает на то, что роль свобод и прав населения значительно увеличилась, а изменения начали приводить к тому, что простой человек может влиять на политическую и социальную жизнь с помощью избирательного права.

Необходимо понимать, что значит быть гражданином своей страны. Это обозначает иметь некоторые права и свободу. Говоря иначе, это конкретная модель правовых отношений населения и государства. В любом государстве такая модель отличается, потому граждане разных стран имеют совершенно различные обязанности и права.

Нормативное законодательство

Есть некоторые нормативные документы национального и международного содержания, которые полностью контролируют институт гражданства в РФ, а также описывают правовые отношения и характеристику того, что значит быть гражданином России. Поэтому необходимо ознакомиться с основными:

  1. Конвенция по защите прав.
  2. Декларация прав человека.
  3. Конвенция о гражданстве.
  4. Закон о правах граждан.
  5. Гражданский кодекс.
  6. Закон «О гражданстве РФ».
  7. Конституция.

В правовых актах находится только правовое описание определения «гражданин». Определение имеет абсолютно другой смысл, который дает возможность понять, что обозначает быть на самом деле гражданином.

Психологический фактор

В обычной жизни люди абсолютно не думают о том, что обозначает быть действительно настоящим гражданином. Необходимо все время помнить не только про родственные связи с конкретными людьми, но и о связи со страной.

Много столетий большинство философов описывали определение «гражданин» с точки зрения психологии. Это принятие факта и понимание принадлежности к социальному обществу, которое формируется у людей, живущих в конкретном государстве.

Идентификация людей как ячейки чего-то общего - вот что обозначает быть гражданином. В большинстве культур термин «гражданин» значительно разнится, с учетом этнической и территориальной принадлежности, однако в европейских государствах, в том числе и в России, это определение является почти идентичным.

Понятие в России

Во время исторического развития любой страны люди всегда являлись ее частью. Вне социума никто не сможет жить, кроме определенных случаев, к примеру, аскетизм. Еще в Древней Греции самым суровым наказанием являлось изгнание из общества. Это говорит о том, что люди просто не могут находиться без сородичей.

В первую очередь, гражданин - это человек, который наделен патриотическим качеством, полным пониманием нерушимости связи с российским народом. Эти люди ценят и уважают страну, пытаясь оказать какое-то влияние на благосостояние страны с помощью своих действий.

Если речь идет о том, что обозначает являться гражданином Российской Федерации, необходимо в первую очередь напомнить фразу одного человека, не связанного с нашей Родиной, но попавшего в точку знаменитой фразой: «Не надо спрашивать себя о том, что государство для тебя сделало. Ты обязан подумать о том, что ты сможешь сделать для страны». Эту фразу сказал президент Кеннеди, и она полностью описывает смысл того, что обозначает гражданин для страны.

Основные качества гражданина

Сегодня популярным является присуждение званий почетного и достойного гражданина. Однако абсолютно неясно, по каким параметрам люди определяют, что обозначает быть почетным жителем страны.

Достоинства перед страной выражаются, в первую очередь, в терпимости к любым отрицательным переменам - как в социальной сфере, так и в политической. Важное значение имеет чувство любви к стране, так как именно на территории этого государства каждый смог получить свою жизнь, возможность самостоятельного развития, обучения и т. д.


Естественно, не у всех людей развиты любовь к родине, патриотизм и устойчивое терпение, поэтому не все понимают важность того, что обозначает быть гражданином своей страны. На данный момент тенденции значительно поменялись, поэтому человеку необязательно совершать какие-либо героические поступки. Нужно только, чтобы он проявлял хотя бы незначительные попытки влиять на жизнь страны.

Важное значение имеет устойчивая реакция человека на все невзгоды и негативные моменты, которые могут появиться во время развития каждого государства. Человек, который участвует в жизни государства, сможет всегда рассчитывать на помощь своей страны в любых проблемах.

Мария Тумашева

Цель : уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить

Детям понятие «гражданство » , воспитывать гражданско -патриотические чувства. Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства , в котором он живет;

Активизировать словарь : гражданин России , свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын своего Отечества.

Материалы и оборудование : Символика России : флаг РФ, герб, аудиозапись гимна

оссии, символ права, глобус, портрет Ю. А. Гагарина, магнитофон

Предварительная работа : Ознакомить детей с государственными символами нашей Родины.

Домашнее задание : рассмотреть свои свидетельства, паспорта родителей.

Ребята, в какой стране мы живем (в России) . Посмотрите на глобус. Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живет так много разных народов, как в нашей. Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и


лаги. Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном. Мы – россияне, граждане своей страны . Гражданин России – это человек, который родился или постоянно проживает на территории России, имеет паспорт гражданина России , пользуется защитой нашей страны, а также правами гражданина . Вы граждане России с момента рождения. Это значит , что вы находитесь под защитой нашего государства.

Назовите отличительные символы нашего государства (флаг, герб, гимн) . Вспомните, что означают цвета российского флага (ответы детей)

Дети читают стихи В. Степанова :

Флаг России.

«Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет».

Герб России.

«У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток


Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный».

Назовите город – столицу нашей Родины (ответ)

«Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которая любит тебя».

Ребята, как называется главная песня страны (гимн)

Гимн – это торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья. Давайте прослушаем главную песню Родины стоя (дети встают и слушают гимн)

Великий русский поэт – Н. Некрасов – спрашивал : «Что такое гражданин - и сам же отвечал : «Отечества достойный сын!» . Как вы понимаете выражение : «Быть достойным сыном Отечества?» (свободные ответы)


У Константина Ушинского есть чудесное произведение, которое называется «Наше Отечество» , послушайте :

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши.

Родиной мы зовем ее, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Скажите, кто такой Ю. А. Гагарин? Можем ли мы его назвать достойным сыном нашего Отечества? Почему (ответы детей)

Можно ли назвать гражданином ленивого человека , не выполняющего свои обязанности, не желающего жить по законам своей страны, не уважающего права других людей? Что можно сказать о таком человеке (ответы детей)

Посмотрите на этот портрет – это всем известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Про него говорят : «Это солнце русской поэзии» .Какие сказки Пушкина вы знаете(«Сказки о царе Салтане» , «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.)

-«Давайте знакомую книгу откроем

И снова пройдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, опять подружиться»(просмотр иллюстраций, чтение отрывков из произведений) .

Назовите качества характера человека, которые необходимы достойному


ражданину (смелый, честный, мужественный, справедливый, порядочный, доброжелательный)

У поэта Степанова есть стихотворение, с которым нас познакомит Наташа М., пожалуйста,:

Российская семья.

«Живут в России разные народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна».

Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали, т. е. записали вас, дав


мя и свою фамилию в специальном учреждении – загсе. Родители показали и как бы представили вас государству как новых граждан . С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. В нем записано, что вы – граждане своей страны , граждане России . Вспомните, что записано у вас в свидетельстве(1-2 свидетельства)

Этот документ отличает вас от всех других детей, подтверждение того, что вы не похожи на других, но все вы граждане России . Когда вы станете совершеннолетними, вы получите паспорт. (показ паспорта)

Какие права есть у детей? Для чего человеку знание своих прав (Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и защитить их)

Каждый россиянин – гражданин своей страны , он должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, любить свою Родину с самого детства.


А что вы, ребята, можете уже сейчас сделать для России (ответы)


Правильно, надо хорошо учиться, дружить друг с другом, не мусорить на улице, помогать дома родителям, бережно относиться к природе.








Мне кажется, для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять­ гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой интерес к данной стране, свои знания о ее истории, культуре и традициях. Когда мы рождаемся в своей стране, нам дают звание гражданина как будто в кредит, ведь никому не придет в голову спрашивать новорожденного ребенка, когда образовалась Киевская Русь или где произошла Полтавская битва. Но подразумевается, что каждый уважающий страну гражданин­ знает ее историю и традиции.

Но часто все происходит совсем не так. Сейчас очень мало кто может точно ответить на­ простейшие вопросы по истории России, мало кто может перечислить известных русских писателей, поэтов, художников, полководцев. Даже в наших императорах многие путаются, забывая, кто за кем шел по страницам истории.­ Это говорит о том, что современные люди не очень интересуются историей своей страны, скорее всего даже не задумываясь о том, что это говорит о безразличии. Ведь если мы что-то любим и уважаем, если мы заинтересованы в чем, мы стараемся узнать максимум информации, чтобы быть в курсе всего, что происходит.

Например, если вам нравится какая-то голливудская звезда или певец, или футболист, или какой-либо другой известный всему миру человек, вы перероете весь интернет в поисках необходимой информации, узнаете все про его или ее детство, отрочество и юность. Вы постараетесь найти и докопаться до истины становления таланта своего любимца, будете отслеживать его карьеру. На это вам будет не жалко ни сил ни времени, которое у вас всегда найдется на любимое дело. То же самое можно было бы­ применить к истории России. Если бы кто-то был заинтересован.­ У нее тоже было детство, отрочество и юность, она переживала трудные и великие времена, во время правления разных императоров происходили совершенно невероятные значимые вещи. Если бы это было кому-то интересно, это значило бы, что своей страной интересуются, уважают ее.

Для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться, нужно быть достойным ее, интересоваться ее прошлым, чтобы прямо смотреть в будущее. Ведь не зря говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, не может правильно строить будущее. Иногда очень важно понять, что собой представляет твоя страна. Просто живя в ней в настоящем, вы не сможете до конца осознать­ ее масштабы. Необходимо заглянуть немного в прошлое.