1 соотношение системы права и законодательства. Соотношение системы права с системой законодательства
Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.
Соотношение системы права и системы законодательства:
1) система права как его содержание– это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;
2) система законодательства – это внешняя формаправа, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;
3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;
4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.
Законодательствоявляется прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.
Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.
Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.
Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:
1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;
2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;
3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;
4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;
5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.
В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.
Система права и система законодательства выступают как два основополагающих момента права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Содержание находит свое выражение в форме, которая выступает способом существования и выражения содержания.
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.
Развитие и совершенствование общественных процессов сопровождается преобразованием и обновлением структуры сложившейся системы права.
Система законодательства - это внешняя форма права. Она имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференцированной системе нормативно-правовых актов, их структурных подразделений и основана на принципах субординации и скоординированное™ ее структурных компонентов.
Внутренняя и внешняя форма права неразрывно связаны между собой, не существуют друг без друга.
Так, система права служит основой систематизации нормативных актов и требует, чтобы источники права классифицировались по отраслевому критерию. Потому отраслевая структура действующего законодательства в целом соответствует отраслевой структуре права (например, уголовное право и соответствующее уголовное законодательство).
Но, так как законодательство непосредственно связано с социальной практикой, оно более эффективно, чем система права, реагирует на изменения в жизни общества. В результате правотворческий процесс выходит за рамки отраслей системы права, а значит, структура законодательства кроме отраслей законодательства, совпадающих с отраслями системы права, включает отрасли, которые не совпадают с определенными отраслями права и имеют комплексный характер (например: законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяй- стве; нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы борьбы с преступностью, проблемы информатизации и пр.).
Следует отметить, что некоторые отрасли права еще не имеют в системе законодательства строго определенной отрасли законодательства. Речь идет, в частности, об аграрном праве. Нормы аграрного права находятся и в Конституции РФ, провозгласившей право частной собственности на землю, и в актах, регулирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), и в типовыхдоговорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и т. п.
Система права и система законодательства обладают относительной самостоятельностью, что обусловлено существующими между ними различиями.
Во-первых, первичным элементом системы права является норма, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичный элемент системы законодательства - статья норматив- но-правового акта, которая может и не содержать все три структурных элемента правовой нормы.
Во-вторых, система права является содержанием, а система законодательства - формой права.
В-третьих, система права носит объективный характер и зависит от реально существующих общественных отношений. В формировании системы законодательства большая роль отводится субъективному фактору, воле законодателя. Субъективность законодательства обусловлена потребностями правовой практики, необходимостью учитывать в правотворческой деятельности особенности отдельных подразделений права, своеобразие их соотношения друг с другом.
В-четвертых, система права имеет первичный характер, а система законодательства - производный. Это значит, что система права выступает объективной основой для различных форм правоустановительной деятельности и систематизации результатов этой деятельности, а также базой для упорядочения законодательства.
В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение. Система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенций издающего их органа (вертикальное строение). Так, в РФ в соответствии с ее национально-государственным устройством ведется федеральное и законодательство субъектов Федерации.
В то же время на каждом из указанных уровней выделяют два субординационных среза законодательства: акты высших органов законодательной власти и акты высших органов государственного управления.
В-шестых, система права и система законодательства различаются по объему содержащегося в них материала. Так, законодательство включает в свое содержание кроме формулировок норм положения, которые нельзя отнести к праву. Это различные программные положения, указания на цели издания актов, преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.
Однако законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности. Дело в том, что помимо законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативныхдо- говорах, и в юридических прецедентах.
В-седьмых, система права отличается большой структурной стабильностью. В ней не может быть комплексных структурных образований, так как каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений. В системе законодательства встречаются различные комплексные структуры. Это объясняется тем, что у нормативно-правового акта нет единого предмета и метода правового регулирования, отсюда возникает потребность урегулировать одним или несколькими нормативно-правовы- ми актами не один вид общественных отношений, а целую совокупность разнородных отношений, действующих в определенной сфере: транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.
В-восьмых, система права формируется для всестороннего регулирования общественных отношений. Система законодательства складывается для наиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении.
штатшщщш ИшзШяШшв я^еж?
Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.
Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического
единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоорди-нированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.
Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.
В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие
Алексеев С.С. Структура советского права. М„ 1975. С. 61.
отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). /
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.
Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.
Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.
Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:
1) акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.
В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.
В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.
Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.
Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.
Понятие и основные признаки системы права. Система права - это объективно обусловленное организацией общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части - нормы, институты и отрасли права.
Основные признаки системы права:
Объективность (право не складывается по воле политических властей, а формируется в процессе закономерного развития общественных отношений);
Отражает существующий в обществе уровень отношений, правовой культуры;
Система права - это многообразное правовое явление, включающее в себя не одинаковые по своему объему и содержанию, но органично взаимосвязанные структурные элементы (нормы права, институты и отрасли права);
Система права характеризуется единством и взаимосвязью норм, ее составляющих;
Является частью других более крупных и сложных систем: национальной правовой системы и системы международного права.
Элементами системы права являются нормы, отрасли и институты права. В свою очередь отдельные отрасли права могут состоять из подотраслей, а некоторые институты иногда представляют собой сложные и объемные конструкции, называемые субинститутами. Правовые нормы являются основой системы права, и именно они, объединяясь в обособленные группы по критерию особенностей правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, составляют в совокупности содержание конкретных институтов и отраслей права.
Отрасли и подотрасли права. Отрасль права - это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.
Все отрасли права отличаются друг от друга в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Предметом правового регулирования выступают однородные группы общественных отношений, регулируемые правом. Сферы общественных отношений, на которые воздействует право, разнообразны и отличаются друг от друга (имущественные, управленческие и др.). По критерию предмета правового регулирования можно выделить около 30 отраслей права. Метод правового регулирования, по общему правилу, - это способ (или совокупность способов) воздействия на определенную сферу общественных отношений: императивный - нормы-запреты (уголовное, административное, финансовое право); диспозитивный - дает субъектам возможность выбора варианта поведения в рамках закона (гражданское право). Убеждение и принуждение присущи для всего права. Методы определяются предметом правового регулирования, т.е. разнообразием общественных отношений.
Исходя из этих оснований (по предмету и методу), рассмотрим классификацию основных отраслей права.
Публичное право - то, что относится к интересам государства, или: совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих государственный и политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, уголовное, административное и другие отрасли права).
Частное право - то, что служит интересам отдельных лиц, или: совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц (гражданское, предпринимательское, семейное, патентное, страховое, трудовое право и др.).
Материальные отрасли права прямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный строй, положение и структуру госорганов, устанавливают права и обязанности граждан и организаций.
Процессуальные отрасли определяют процедуру реализации норм материального права и производны от него (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право, административно-правовой процесс, арбитражный и конституционный процесс).
Базовые (основные) отрасли права распространяют свое действие на все субъекты правовой действительности (конституционное, уголовное, административное и др.). Специиализированные (специальные) отрасли права регулируют относительно узкие, конкретные формы общественной жизни применительно к специфическим субъектам (трудовое, семейное, земельное, финансовое, предпринимательское, экологическое право и др.). Комплексные отрасли права регулируют отношения в какой-либо определенной сфере деятельности, но при этом относящиеся к разным отраслям права (сельскохозяйственное, коммерческие, экологическое и др.).
Каждая отрасль права имеет свои специфические черты и характерные признаки в зависимости от отражаемых и регулируемых ею общественных отношений. Bнутри отдельных отраслей права выделяют так называемые подотрасли - совокупности специальных правовых норм и институтов, направленных на регулирование специфичной области общественных отношений.
Институты и субинституты права. B рамках отрасли права юридические нормы группируются в определенные блоки - институты и субинституты права.
Институт права - совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права. Правовой институт характеризуется наличием некоторых обязательных признаков: однородностью регулируемой сферы общественных отношений; самостоятельным предметом правового регулирования; единой функцией;
наличием норм, сходно регулирующих данное отношение; юридическим единством норм и др.
Институты права бывают простыми, или отраслевыми, состоящими из норм одной отрасли права (например, институт залога в гражданском праве, институт договора в гражданском праве, институт административной ответственности в административном праве и т.д.) и сложными, или комплексными, включающими в себя совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения (избирательное право, например, регулируется конституционным, административным, уголовным правом; институт собственности включает в себя нормы конституционного, гражданского, семейного, административного, уголовного и иных отраслей права).
Зачастую в рамках одного комплексного правового института выделяется совокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. В таком случае принято говорить о наличии правовых субинститутов. Например, в семейном праве институт алиментных обязательств подразделяется на субинституты алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов; институт ренты в гражданском праве включает в себя такие разновидности, как постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; институт телесных повреждений в уголовном праве делится на субинституты легких, средних и тяжких телесных повреждений и др.
Соотношение системы права и системы законодательства. Право не существует вне законодательства, которое в самом широком смысле можно определить как органическое единство (совокупность) всех имеющихся в государстве нормативных актов общегосударственного значения, подразделенных на соответствующие отрасли.
Система права и система законодательства - это очень близкие понятия. Вместе с тем, по отдельности они представляют собой совершенно разные явления. Так, если система права имеет первичный характер, то система законодательства формируется на ее основе; если система права - это внутренняя структура самого права, складывающаяся из норм, институтов и отраслей права, то система законодательства - это совокупность собственно нормативных правовых актов, т.е. источников права; если первичным элементом системы права является норма права, то в основании системы законодательства находится статья нормативного правового акта; если система права складывается из достаточно ограниченного числа отраслей, то система законодательства состоит из весьма большого, точнее сказать, не поддающегося точному подсчету количества нормативных правовых актов; если в рамках системы права отсутствуют какие- либо межотраслевые образования, то система законодательства «мозаична» и характеризуется наличием комплексных отраслей.
Среди отраслей законодательства выделяются следующие: отрасль законодательства как совокупность правовых норм и нормативных актов, регулирующих качественно определенный вид общественных отношений, являющихся предметом регулирования одной отрасли права; внутриотраслевое законодательство закрепляет нормы определенной подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (например, законодательство об административной ответственности в рамках административного права; авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства); комплексная отрасль законодательства состоит из норм нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественных отношений (например, транспортное законодательство, законодательство об образовании, законодательство, регулирующее правовое положение отдельных групп населения (молодежи, женщин, ветеранов, инвалидов и др.).
Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.
Система права соотносится с философской категорией «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.
Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.
Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.
Первичным элементом системы права является норма права.
Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.
Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь, право, получая формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право – более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.
Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.
В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
Кроме того, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеют место два уровня законодательства –федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один – центральное законодательство.
Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.