1 соотношение системы права и законодательства. Соотношение системы права с системой законодательства

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание– это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя формаправа, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательствоявляется прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Система права и система законодательства выступают как два основополагающих момента права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Содержание находит свое выражение в форме, которая выступает способом существования и выражения содержания.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Развитие и совершенствование общественных процессов сопровождается преобразованием и обновлением структуры сложившейся системы права.

Система законодательства - это внешняя форма права. Она имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференцированной системе нормативно-правовых актов, их структурных подразделений и основана на принципах субординации и скоординированное™ ее структурных компонентов.

Внутренняя и внешняя форма права неразрывно связаны между собой, не существуют друг без друга.

Так, система права служит основой систематизации нормативных актов и требует, чтобы источники права классифицировались по отраслевому критерию. Потому отраслевая структура действующего законодательства в целом соответствует отраслевой структуре права (например, уголовное право и соответствующее уголовное законодательство).

Но, так как законодательство непосредственно связано с социальной практикой, оно более эффективно, чем система права, реагирует на изменения в жизни общества. В результате правотворческий процесс выходит за рамки отраслей системы права, а значит, структура законодательства кроме отраслей законодательства, совпадающих с отраслями системы права, включает отрасли, которые не совпадают с определенными отраслями права и имеют комплексный характер (например: законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяй- стве; нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы борьбы с преступностью, проблемы информатизации и пр.).

Следует отметить, что некоторые отрасли права еще не имеют в системе законодательства строго определенной отрасли законодательства. Речь идет, в частности, об аграрном праве. Нормы аграрного права находятся и в Конституции РФ, провозгласившей право частной собственности на землю, и в актах, регулирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), и в типовыхдоговорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и т. п.

Система права и система законодательства обладают относительной самостоятельностью, что обусловлено существующими между ними различиями.

Во-первых, первичным элементом системы права является норма, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичный элемент системы законодательства - статья норматив- но-правового акта, которая может и не содержать все три структурных элемента правовой нормы.

Во-вторых, система права является содержанием, а система законодательства - формой права.

В-третьих, система права носит объективный характер и зависит от реально существующих общественных отношений. В формировании системы законодательства большая роль отводится субъективному фактору, воле законодателя. Субъективность законодательства обусловлена потребностями правовой практики, необходимостью учитывать в правотворческой деятельности особенности отдельных подразделений права, своеобразие их соотношения друг с другом.

В-четвертых, система права имеет первичный характер, а система законодательства - производный. Это значит, что система права выступает объективной основой для различных форм правоустановительной деятельности и систематизации результатов этой деятельности, а также базой для упорядочения законодательства.

В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение. Система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенций издающего их органа (вертикальное строение). Так, в РФ в соответствии с ее национально-государственным устройством ведется федеральное и законодательство субъектов Федерации.

В то же время на каждом из указанных уровней выделяют два субординационных среза законодательства: акты высших органов законодательной власти и акты высших органов государственного управления.

В-шестых, система права и система законодательства различаются по объему содержащегося в них материала. Так, законодательство включает в свое содержание кроме формулировок норм положения, которые нельзя отнести к праву. Это различные программные положения, указания на цели издания актов, преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.

Однако законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности. Дело в том, что помимо законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативныхдо- говорах, и в юридических прецедентах.

В-седьмых, система права отличается большой структурной стабильностью. В ней не может быть комплексных структурных образований, так как каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений. В системе законодательства встречаются различные комплексные структуры. Это объясняется тем, что у нормативно-правового акта нет единого предмета и метода правового регулирования, отсюда возникает потребность урегулировать одним или несколькими нормативно-правовы- ми актами не один вид общественных отношений, а целую совокупность разнородных отношений, действующих в определенной сфере: транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.

В-восьмых, система права формируется для всестороннего регулирования общественных отношений. Система законодательства складывается для наиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении.

штатшщщш ИшзШяШшв я^еж?

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического

единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоорди-нированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие

Алексеев С.С. Структура советского права. М„ 1975. С. 61.

отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). /

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Понятие и основные признаки системы права. Система права - это объективно обусловленное организацией общественных отноше­ний внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согла­сованности действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части - нормы, институты и отрасли права.

Основные признаки системы права:

Объективность (право не складывается по воле политических властей, а формируется в процессе закономерного развития общественных отношений);

Отражает существующий в обществе уровень отношений, пра­вовой культуры;

Система права - это многообразное правовое явление, вклю­чающее в себя не одинаковые по своему объему и содержа­нию, но органично взаимосвязанные структурные элементы (нормы права, институты и отрасли права);

Система права характеризуется единством и взаимосвязью норм, ее составляющих;

Является частью других более крупных и сложных систем: национальной правовой системы и системы международного права.

Элементами системы права являются нормы, отрасли и инсти­туты права. В свою очередь отдельные отрасли права могут состоять из подотраслей, а некоторые институты иногда представляют собой сложные и объемные конструкции, называемые субинститутами. Правовые нормы являются основой системы права, и именно они, объединяясь в обособленные группы по критерию особенностей правового регулирования той или иной сферы общественных отно­шений, составляют в совокупности содержание конкретных инсти­тутов и отраслей права.

Отрасли и подотрасли права. Отрасль права - это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно од­нородную группу общественных отношений.

Все отрасли права отличаются друг от друга в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Предметом правового регулирования выступают однородные группы общественных отно­шений, регулируемые правом. Сферы общественных отношений, на которые воздействует право, разнообразны и отличаются друг от дру­га (имущественные, управленческие и др.). По критерию предмета правового регулирования можно выделить около 30 отраслей права. Метод правового регулирования, по общему правилу, - это способ (или совокупность способов) воздействия на определенную сферу общественных отношений: императивный - нормы-запреты (уго­ловное, административное, финансовое право); диспозитивный - да­ет субъектам возможность выбора варианта поведения в рамках за­кона (гражданское право). Убеждение и принуждение присущи для всего права. Методы определяются предметом правового регулиро­вания, т.е. разнообразием общественных отношений.

Исходя из этих оснований (по предмету и методу), рассмотрим классификацию основных отраслей права.

Публичное право - то, что относится к интересам государства, или: совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих государственный и политический строй, устанавливающих ответст­венность за нарушение существующей системы общественных от­ношений (конституционное, уголовное, административное и другие отрасли права).

Частное право - то, что служит интересам отдельных лиц, или: совокупность отраслей права, которые выражают и защищают част­ные интересы отдельных лиц (гражданское, предпринимательское, семейное, патентное, страховое, трудовое право и др.).

Материальные отрасли права прямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный строй, положение и струк­туру госорганов, устанавливают права и обязанности граждан и ор­ганизаций.

Процессуальные отрасли определяют процедуру реализации норм материального права и производны от него (гражданско-процес­суальное, уголовно-процессуальное право, административно-право­вой процесс, арбитражный и конституционный процесс).

Базовые (основные) отрасли права распространяют свое действие на все субъекты правовой действительности (конституционное, уго­ловное, административное и др.). Специиализированные (специаль­ные) отрасли права регулируют относительно узкие, конкретные формы общественной жизни применительно к специфическим субъ­ектам (трудовое, семейное, земельное, финансовое, предпринима­тельское, экологическое право и др.). Комплексные отрасли права регулируют отношения в какой-либо определенной сфере деятель­ности, но при этом относящиеся к разным отраслям права (сель­скохозяйственное, коммерческие, экологическое и др.).

Каждая отрасль права имеет свои специфические черты и ха­рактерные признаки в зависимости от отражаемых и регулируемых ею общественных отношений. Bнутри отдельных отраслей права выделяют так называемые подотрасли - совокупности специальных правовых норм и институтов, направленных на регулирование спе­цифичной области общественных отношений.

Институты и субинституты права. B рамках отрасли права юри­дические нормы группируются в определенные блоки - институты и субинституты права.

Институт права - совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права. Правовой инсти­тут характеризуется наличием некоторых обязательных признаков: однородностью регулируемой сферы общественных отношений; само­стоятельным предметом правового регулирования; единой функцией;

наличием норм, сходно регулирующих данное отношение; юриди­ческим единством норм и др.

Институты права бывают простыми, или отраслевыми, состоя­щими из норм одной отрасли права (например, институт залога в гражданском праве, институт договора в гражданском праве, инсти­тут административной ответственности в административном праве и т.д.) и сложными, или комплексными, включающими в себя сово­купность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения (избира­тельное право, например, регулируется конституционным, админи­стративным, уголовным правом; институт собственности включает в себя нормы конституционного, гражданского, семейного, адми­нистративного, уголовного и иных отраслей права).

Зачастую в рамках одного комплексного правового института выделяется совокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. В таком случае принято говорить о на­личии правовых субинститутов. Например, в семейном праве ин­ститут алиментных обязательств подразделяется на субинституты алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов; институт ренты в гражданском праве включает в себя такие разновидности, как постоянная рента, пожизненная рента, пожиз­ненное содержание с иждивением; институт телесных повреждений в уголовном праве делится на субинституты легких, средних и тяж­ких телесных повреждений и др.

Соотношение системы права и системы законодательства. Право не существует вне законодательства, которое в самом широком смыс­ле можно определить как органическое единство (совокупность) всех имеющихся в государстве нормативных актов общегосударст­венного значения, подразделенных на соответствующие отрасли.

Система права и система законодательства - это очень близкие понятия. Вместе с тем, по отдельности они представляют собой со­вершенно разные явления. Так, если система права имеет первичный характер, то система законодательства формируется на ее основе; если система права - это внутренняя структура самого права, скла­дывающаяся из норм, институтов и отраслей права, то система зако­нодательства - это совокупность собственно нормативных правовых актов, т.е. источников права; если первичным элементом системы права является норма права, то в основании системы законодатель­ства находится статья нормативного правового акта; если система права складывается из достаточно ограниченного числа отраслей, то система законодательства состоит из весьма большого, точнее сказать, не поддающегося точному подсчету количества нормативных правовых актов; если в рамках системы права отсутствуют какие- либо межотраслевые образования, то система законодательства «мо­заична» и характеризуется наличием комплексных отраслей.

Среди отраслей законодательства выделяются следующие: отрасль законодательства как совокупность правовых норм и нормативных актов, регулирующих качественно определенный вид общественных отношений, являющихся предметом регулирования одной отрасли права; внутриотраслевое законодательство закрепляет нормы опреде­ленной подотрасли или института права, которые регулируют разно­видность отраслевых общественных отношений (например, законо­дательство об административной ответственности в рамках админи­стративного права; авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законода­тельство как внутриотраслевые элементы земельного законодатель­ства; банковское законодательство в составе финансового законода­тельства); комплексная отрасль законодательства состоит из норм нескольких отраслей права, которые регулируют различные по сво­ему видовому содержанию отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественных отношений (например, транспортное законодательство, законодательство об образовании, законодательство, регулирующее правовое положение отдельных групп населения (молодежи, женщин, ветеранов, инвалидов и др.).

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соотносится с философской категорией «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь, право, получая формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право – более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.

Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

Кроме того, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеют место два уровня законодательства –федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один – центральное законодательство.

Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.